Главные вкладки
Пищаскина Ольга Михайловна
учитель технологии
Профессия: учитель технологии
Профессиональные интересы: развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся
Увлечения: рукоделие, чтение
Регион: Республика Мордовия
Населенный пункт: посёлок Атяшево, Атяшевский район
Место работы: МБОУ "Поселковская средняя школа №2"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/pishchaskina-olga"Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь"
Добро пожаловать!
О себе
В 1989 году окончила филологический факультет Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва. В этом же году стала работать в родной школе и работаю в ней по сей день. С 2007года веду уроки технологии.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А.С.Пушкин "Евгений Онегин", Л.Н.Толстой"Война и мир"
Мой взгляд на мир
Берясь за любое дело учитель должен предвидеть положительный результат, быть уверенным, что оно под силу детям, ведь именно в этом заключается успешность педагога. А еще надо развивать незаурядность в себе, дети не любят однообразие.
Мои достижения
1.Почетная грамота Главы п.Атяшево, 2003г.
2.Благодарственное письмо Главы РМ, 2011г.
3.Почетная грамота Главы администрации Атяшевского муниципального района, 2015г.
4.Благодарственное письмо Главы РМ, 2018г
5. Почетная грамота Главы администрации Атяшевского муниципального района, 2020г.
6. Сертификат участия в работе Форума Центров "Точка роста", 2020г.
Моё портфолио
Представление педагогического опыта учителя технологии
МБОУ «Поселковская средняя школа№2» Атяшевского муниципального района РМ
Пищаскиной Ольги Михайловны.
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии».
Цель: формирование творческих способностей учащихся через использование современных технологий и методов обучения.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
-создание на занятиях атмосферы творчества;
- повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
1. Актуальность и перспективность опыта
На современном этапе развития школьного образования проблема формирования творческих способностей учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Решение данной проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.
Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к технологии, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование творческих способностей возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного лауреата премии Н.К.Крупской - Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:
-движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые ставятся перед учениками, и их знаниями, умениями;
-новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка (принцип интереса);
-хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:
• теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;
• принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
• принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
• принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
• принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания.
Моя личная концепция, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения.
Развитие логического мышления учащихся
Привитие познавательного интереса к изучению технологии и стимулирование творческого подхода в изучении
Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей
Умелое использование нестандартных форм проведения урока
Применение дифференцированного подхода в обучении
Применение межпредметных связей на уроке.
Новизна опыта проявляется в создании условий для развития творческих способностей обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках технологии.
3. Наличие теоретической базы опыта.
В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов: И. Песталоцци, В. А.Сухомлинского, А. Дистервега и др., общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей. В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю. К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала.
Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества. Данная проблема привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке. Основой совокупности компетентностей выпускника являются ключевые компетенции. Они выполняют интегративную роль, объединяя знания, интеллектуальную, ценностную и практическую составляющую. Интеллектуальные, методологические, мировоззренческие, коммуникативные компетенции являются эффективными для успешной профессиональной деятельности. Обобщенные знания, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, в способности к общению, в подготовке в области информационных технологий.
4. Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках технологии современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Необходимо также отметить интерес учащихся к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации обучения.
На своих уроках активно применяю ИКТ. Работа с мультимедийными пособиями осуществляется на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока.
Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:
- использование игр и игровых приемов на уроках;
- выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;
- стимулирование занимательным сюжетом;
- создание ситуации творческого поиска и др.
Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Я стараюсь поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя. Уроки с использованием данных приемов дают прекрасные результаты. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды, мифы, сказки, притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки и ребусы, предлагаю различные виды кроссвордов.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Большую роль в приобретении учащимися прочных и глубоких знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В наше время от человека требуется умение принимать нестандартные решения. На своих уроках я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству, как одному из важнейших качеств современного человека. Но так как способности у детей разные, педагог должен увидеть их и помочь им раскрыться. Стараюсь стимулировать творческую деятельность и познавательную активность учащихся различными средствами и приёмами. Использую методы познавательного характера, дискуссии, познавательные игры и т.д. Использую следующие виды нестандартных уроков: урок - игра; -соревнование, -зачет, -КВН, -аукцион, -экскурсия, -викторина, -семинар, - театральное представление, -консультация. Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.
Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
- дифференцированному обучению - для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта тех самых неповторимых особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность.
- индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную и творческую активность.
- проектному обучению и исследовательской работе
- практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания на практике.
5. Результативность опыта
В результате вышеописанных подходов в изучении технологии удалось;
-повысить качество знаний учащихся;
-раскрыть всесторонние способности учащихся;
-научить учащихся использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
-научить учащихся быть более уверенными в себе;
-учащиеся используют знания, умения, навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности, в практической деятельности;
-учащиеся нашей школы являются участниками и призёрами многих конкурсов, фестивалей различного уровня.
Результаты участия в конкурсах и фестивалях за межаттестационный период 2012-2015 гг.
№ | ФИ ученика | Год | Класс | Название конкурса | Уровень | Результат | Подтверждающий документ |
1 | Елисеева Светлана | 2012 | 8 | XII Республиканский конкурс творческих работ и молодежных проектов «Калейдоскоп профессий» | Муниципальный | Участие | Грамота |
2 | Девятова Алина | 2012 | 6 | XII Республиканский конкурс творческих работ и молодежных проектов «Калейдоскоп профессий» | Муниципальный | Участие | Грамота |
3 | Девятов Никита | 2012 | 6 | XII Республиканский конкурс творческих работ и молодежных проектов «Калейдоскоп профессий» | Муниципальный | Участие | Грамота |
4 | Косолапова Дарья | 2013 | 6 | Республиканский конкурс «Новогодний серпантин» | Муниципальный | 1 место | Грамота |
5 | Ключагина Елена | 2013 | 10 | Республиканский конкурс «Новогодний серпантин» | Муниципальный | 3 место | Грамота |
6 | Ключагина Елена | 2014 | 10 | Районный конкурс по декоративно-прикладному творчеству «Радуга талантов» | Муниципальный | Участие | Грамота |
7 | Елисеева Светлана | 2014 | 11 | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии | Муниципальный | 3 место | Грамота |
8 | Осанкина Виктория | 2014 | 7 | XIV Республиканский конкурс творческих работ и молодежных проектов «Калейдоскоп профессий» | Муниципальный | Участие | Грамота |
9 | Прошкина Елена | 2015 | 7 | Конкурс рисунка «Любовь моя – Атяшево» | Муниципальный | Участие | Диплом |
10 | Осанкина Виктория | 2015 | 8 | Конкурс рисунка «Любовь моя –Атяшево» | Муниципальный | Участие | Диплом |
11 | Ключагина Елена | 2015 | 11 | Районный конкурс рисунков, посвященный 70-летию Великой Победы | Муниципальный | 3 место | Диплом |
12 | Девятова Алина | 2015 | 9 | Районное профориентационное мероприятие «Город мастеров» | Муниципальный | 2 место | Грамота |
13 | Батяркина Ксения | 2015 | 7 | Конкурс рисунков, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне | Муниципальный | Участие | Диплом |
№ | ФИ ученика | Год | Класс | Название конкурса | Уровень | Результат | Подтверждающий документ |
1 | Канакова Мария | 2016 | 5 | Районный конкурс новогодней игрушки «Зимняя фантазия» | Муниципальный | 3 место | Грамота |
2 | Калинкина Анастасия | 2017 | 6 | XVIII Республиканский конкурс творческих работ и молодежных проектов «Калейдоскоп профессий» | Муниципальный | 3 место | Грамота |
3 | Косолапова Дарья | 2017 | 9 | Конкурс рисунков и плакатов «День защитника Отечества» | Муниципальный | 2 место | Грамота |
4 | Канакова Мария | 2018 | 6 | Муниципальный этап республиканского конкурса «Новогодний серпантин» | Муниципальный | 1 место | Диплом |
5 | Кильдюшкина Татьяна | 2018 | 10 | Районное профориентационное мероприятие «Город мастеров»» | Муниципальный | 1 место | Диплом |
6 | Косолапова Дарья | 2018 | 10 | Районный конкурс творческих работ и молодежных проектов «Калейдоскоп профессий» | Муниципальный | 2 место | Грамота |
7 | Калинкина Анастасия | 2018 | 6 | Районный конкурс плакатов «Мы за будущее без экстремизма» | Муниципальный | 3 место | Грамота |
8 | Почтов Роман | 2019 | 7 | Муниципальный этап республиканского конкурса «Новогоднее чудо» | Муниципальный | 1 место | Диплом |
9 | Артюхина Анна | 2019 | 7 | Муниципальный этап республиканского конкурса «Флора- дизайн»» | Муниципальный | Победитель | Диплом |
10 | Калинкина Анастасия | 2020 | 7 | Районный конкурс по декоративно-прикладному творчеству «Радуга талантов | Муниципальный | 1 место | Грамота |
11 | Власова Мария | 2020 | 7 | Всероссийская олимпиада по декоративно-прикладному искусству для 5-7кл. | Российский | 2 место | Диплом |
Список используемой литературы.
1. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002.
2. Научно — методический журнал «Школа и производство» №6, 2004.
3. Научно — методический журнал «Школа и производство» №4, 2005.
4. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.
6. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
7. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты