Главные вкладки
Панюшкина Оксана Николаевна
Сайт учителя математики и информатики
Профессия: Учитель математики и информатики
Профессиональные интересы: математика, информатика
Увлечения: Я "заядлый" огородник
Регион: Республика Мордовия
Место работы: МБОУ "Русско-Паевская СОШ"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/panyushkina-oksana-nikolaevnaО себе
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Моё портфолио
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя математики и информатики
МБОУ «Русско-Паевска СОШ» Инсарского муниципального района РМ
Панюшкиной Оксаны Николаевны
Тема самообразования: «Использование ИКТ для формирования математических и информационных компетенций у учащихся»
Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности я стремлюсь к тому, чтобы наши ученики умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Согласно концепции модернизации школьного образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Использование современных информационных технологий в образовании – это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего цивилизованного мира. И действительно, мы живем в мире информационных технологий, и сама жизнь требует кардинальных перемен. Нельзя учить наших детей так, как учили когда-то нас. И образовательные программы должны идти в ногу не только с требованиями современного общества, но и с интересами детей.
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть успешны, востребованным обществом, эффективным и конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Выпускник современной школы должен уметь находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, связанные с применением новых информационных технологий в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему, развития творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Практическая значимость
По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. Быть социально зрелой, инициативной, творчески креативной личностью с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.
2. Концептуальность.
Применение ИКТ на уроках способствует:
· Активизации познавательной деятельности учащихся.
· Развитию вариативности мышления, математической логики.
· Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
· Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.
· Привлечь большее количество дидактического материала.
· Повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
· Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
ü принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.
ü Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями.
Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.
3. Теоретическая база
При работе над данной темой мне помогли следующие научные издания:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Учебн. пособие – М.: 2001
2. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, МРИО, 2004 г.
3. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
4. Естественно-научный образовательный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
4. Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для повышения познавательной активности на уроках математики и информатики; для развития познавательного интереса и логического мышления; для развития ученика как личности за счет использования ИКТ в учебном процессе.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и занятия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с традиционными.
При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:
ü определение места в общей системе уроков;
ü определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
ü прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности компетенций, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
ü выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
ü использование элементов современных технологий обучения обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:
Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный) урок, лекция, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Целью является изучение и первичное закрепление новых знаний. При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация.
Урок закрепления знаний. Это: практикум, лабораторная работа. Целью является выработка умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых
Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: тестирование, контрольная работа, зачет и т.д. Имеет целью определить уровень овладения компетенциями. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам.
Использование ИКТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, требованиями к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.
6. Результативность
Анализируя опыт своей педагогической деятельности, могу сказать, что проводимая работа привела к определенным позитивным результатам.
Проявляется стойкий интерес к изучению предмета математики; к участию в конкурсах муниципального, республиканского и всероссийского уровней, Всероссийских заочных олимпиадах по математике и информатике. Систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках математики привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся.
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволило каждому учащемуся:
ü работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. При этом самооценка «слабых» учащихся повысилась;
ü создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в своих силах и способностях;
ü повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.);
ü снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Результативность применения данной идеи проявляется в:
- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ - 62% выпускников за последние показали результаты выше среднереспубликанских;
- призеры Всероссийской предметной олимпиады муниципальный уровень: 3 призера;
- призеры районных конкурсов исследовательских работ: 1 призёр:
- победители отборочного тура межрегиональной олимпиады по математике «Саммат»: 3 победителя:
7. Возможность тиражирования.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях на сайте, выступлениях на семинарах, педсоветах. По распространению опыта проводятся заседания школьного МО, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, общение с коллегами в сети Интернет.
С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на страничке учителя на сайте ОУ.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты