Пачкова Наталья Анатольевна

сайт преподавателя спецдисциплин

Преподаватель должен сомневаться в себе, тогда его ученики не усомнятся в нем

Профессия: преподаватель спецдисциплин

Профессиональные интересы: Экономика, статистика, информатика и ИКТ

Увлечения: Спорт, цветоводство

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: г. Топки

Место работы: ГБОУ СПО "Топкинский технический техникум"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/pachkova-natalya-anatolevna
«Кто не знает, в какую гавань он плывет, тому нет попутного ветра»
Философ Сенека Луций Анней

Любая деятельность человека, человеческая практика может быть успешной только тогда, когда она сообразуется с законами природы и общества в данной области действительности, соответствует этим законам. Практика, которая противоречит законам природы, не считается с ними, не может быть успешной.

Обучение детей есть вид практики. Чтобы быть успешным, оно, как всякая практика, должно сообразовываться, отвечать объективным законам природы.  Очевидно, что речь должна идти о законах приобретения знаний и законах психического, в частности, умственного познавательного развития.

Для меня формула успеха заключается в следующем:

  • “Когда дух работы в коллективе свободный и доброжелательный, это дает великую энергию, которая передается каждому”
  • “Посей поступок – пожнешь привычку; посей привычку – пожнешь характер; посей характер – пожнешь судьбу”
  • “Не бойся высоких жизненных целей: даже если они слишком высоки, твои достижения всегда будут следовать за ними”
  • “Тебе ничего не стоит улыбнуться. Это маленькая вещь, приносящая большие результаты”
  • “Нет границ разуму и успеху за исключением тех, что мы создаем себе сами”
  • “Вера – это состояние разума, которого ты можешь достичь: нужно только очистить ум от плохого и приготовить его к восприятию хорошего”
  • “Помни, ты велик настолько, насколько велики мысли, которые тебя занимают”
  • “Завтра ты будешь тем, о чем думаешь сегодня”
  • “Неудача – это план природы подготовить тебя к большей ответственности”
  • “Когда тебя настигает поражение, не теряй времени, считая потери. Считай свои достижения: увидишь, что они перевешивают потерянное”
  • “Позитивная ментальность притягивает удачу”
  • “Никто не может добиться успеха и удержаться на его гребне без дружеского участия”
  • “На любви к детям держится мир”. Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих преподавателя и обучающегося, – это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества преподавателя и обучающихся. Преподавателя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

О себе

Пачкова Наталья Анатольевна. Родилась в г.Топки, 18 апреля 1972 г.

Окончила среднюю школу № 8 в 1989 г. Образование высшее, в 1994 году закончила Кемеровский технологический институт пищевой промышленности по специальности «Экономика и управление в отраслях АПК», присвоена квалификация – инженер-экономист. В 1998 году закончила Кемеровский индустриально-педагогический колледж по специальности «Профессиональное обучение», присвоена квалификация – мастер производственного обучения.

В 1994 поступила  на работу  в ГОУ НПО ПУ №76 (с 01.09.2012 г. переименовано в ГБОУ СПО "Топкинский технический техникум"), где и работаю  в настоящее время, в должности преподавателя спецдисциплин. Работаю совместителем в МОУ СОШ № 1 учителем экономики в 10 и 11 классах.

Стаж педагогической работы – 19 лет, в данной должности – 19 лет.

Член профсоюза работников народного образования и науки РФ с 12.09.1994 г.

С 2000 г. имею высшую квалификационную категорию.

С 1995 года замужем. Вместе с мужем занимаемся воспитанием 4 детей: Семена в возрасте 18 лет, Романа – 14 лет, Александра – 10 лет, Анастасии – 7 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Я с детства очень люблю читать сказки, особенно сказки разных народов мира,читаю их по сей день. С удовольствием смотрю старые  фильмы-сказки Роу.
"Книги приносят пользу только тем, кто действует, кто ищет ответ на вполне конкретный вопрос. Вот тогда они помогают навести порядок в мыслях, не совершить грубых ошибок, понять что - то быстрее, чем если бы пришлось доходить собственным умом."                                                                                               
Сергей Занин

Мой взгляд на мир

Для меня одним из важных условий успешной работы в современной профессиональной деятельности становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Считаю, что педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества профессиональной подготовки учащихся и специалистов. На мой взгляд, реализация этой задачи может решаться в формировании профессиональной потребности и мобильности педагогов по проектированию инвариантных технологий.

В процессе любой деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности обучающегося, формируется его отношение к окружающему миру. Приходя на работу, он активно включается в учебную деятельность. Она начинает занимать в его жизни ведущее место. И чтобы учебная деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, эту деятельность нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность обучения.

В первый год моей образовательной деятельности обучение не могло предоставить возможностей для развития обучающихся: они были лишены самого необходимого – активного участия в познавательной деятельности, пассивно созерцали и заучивали готовые истины.

Имея высшее экономическое образование, я ощущала нехватку знаний педагогики и психологии. В 1998 году закончила обучение в Кемеровском индустриально-педагогическом колледже и стала работать по-иному.

Разумная педагогическая, выверенная мной организация деятельности обучающегося стала обеспечивать активность во всех ее проявлениях.

Я наметила для себя следующие цели:

  •  ставить обучающегося в условия, где бы он мог действовать,
  •  вооружить его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил,
  •  изучать его личностное своеобразие,
  •  всемерно раскрывать его потенциальные возможности,
  •  разумно направлять процесс развития личности учащегося в обучении

Однако не все получалось. Наконец сделала для себя вывод, что познавательная активность личности обучающегося не только предпосылка, но и результат развития в процессе обучения. На мой взгляд, учебная деятельность должна быть обязательно активной, чтобы обучающийся вкладывал в нее всю душу, она должна ему нравиться и приносить удовольствие. Активная деятельность никогда не утомляет, не ведет к перегрузкам.

Считаю, что одним из постоянно сильно действующих мотивов учения является интерес – реальная причина действия, ощущаемая обучающимся как особо важная.

Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и управлять этой деятельностью.

В обучении действует множество интересов. Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним на него влиянием наград, наказаний, страха, желанием угодить и т. п.  

Использование интереса предписывает построить всю образовательную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес.

Даже неопытный педагог легко заметит изменение интереса обучающегося. При изучении трудов профессора А. К. Дусавицкого, мне запомнились типичные портреты заинтересованного и незаинтересованного учеников.

«…Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения быстрые, легкие, свободные. Да и как может быть иначе – ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Положительная эмоция как тень сопровождает его интерес, она – точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет удовольствие.

…Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, то он ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ища спасения. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание».

За годы работы я поняла, что обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более стресса блокирует мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром, вместо желания познать его. А это как показывают исследования психологов – первопричина потери интереса к обучению. Помня об этом, я никогда не довожу напряжение в учебе до критического уровня. Считаю, что очень важно создавать различные ситуации для поддержания у обучающихся положительного отношения к учебе. «А для этого нужно малопривлекательную учебную деятельность сделать интересной и желанной для обучающихся», – утверждают В. Шаталов, С. Лысенкова и Ш. Амонашвили.

Сделать учебу привлекательной могут даже ошибки обучающихся, точнее отношение преподавателя к ним. Извлекаю максимум стимулов из ошибок своих учеников. Действую так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что я побуждаю обучающихся, казалось им нетрудным. «Спасибо вам, ребята, вы мне сегодня помогли», – благодарю после уроков своих учеников.

Подведу итог сказанному: для того чтобы обучающийся захотел и смог учиться, в первую очередь нужно вызвать интерес к данной деятельности, а затем создать побуждающий к ее выполнению мотив. И тогда обучение будет посильным и обязательно способствовать развитию личности обучающегося.

Активность в обучении у моих учеников позволяет им быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие обучающихся. Для нее характерна не только потребность решать задачи, но и необходимость применения полученных знаний на практике.

Моё портфолио

Зима. Зима в нашем городе длится  с октября по апрель, настоящая сибирская, с вьюгами, метелями, морозами. Красивая белоснежная зима.

Каждое утро, выходя  из дома, глядя, как иней украсил деревья, крыши домов и их окна, я, невольно, задумываюсь о предстоящем дне.

Каждый день я снова и снова вступаю в учебный процесс и учусь, учу, становлюсь мастером своего дела. Я – Учитель.

Какими рождаются дети, это ни от кого не зависит. Но чтобы каждый человек получил посильное развитие, каждый достиг максимально возможного уровня, нашел занятие по душе и свое место в жизни, стал человеком, достойно прожил свою жизнь – зависит от нас, педагогов. Всех детей нужно любить, уважать и создать максимальные условия для развития каждо­го.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих преподавателя и обучающегося, – это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества преподавателя и обучающихся. Преподавателя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

Я считаю, что педагогическая деятельность всегда осуществляется в динамичной ситуации и предполагает значительный простор для творческого поиска, вариативность применения тех или иных приемов работы в зависимости от реально существующей «здесь и сейчас» ситуации.

Должны меняться ценностные ориентации преподавателя. Приступая к работе в новой системе, педагог должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо воспитывать и обучать, а яркие неповторимые индивидуальности, которых он обязан глубоко уважать, ценить, у которых пока еще мало знаний, невелик социальный опыт, и они обладают великим преимуществом перед ним – молодостью и жаждой знаний.

Педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение  и воспитание детей. Остальные взрослые люди вокруг меня, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами, и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением  и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение детей оказалось бы просто не достаточно подготовленными для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Так размышляя, об уровне общей культуры, о психолого-педагогической компетенции, о способностях к целеполаганию и целеосуществлению, осуществлению инновационной деятельности в сфере образования,  я каждое утро иду на работу, я делаю еще один  шаг к профессионализму.

Педагогический профессионализм, в моем понимании, это совокупность разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества.

В ходе своей профессиональной деятельности я выполняю основные функции: обучаю, воспитываю, развиваю. Реализация этих функций требует от меня следующих личностных параметров: потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах; знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Я стараюсь опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Главная моя задача – выявить, раскрыть и развить все самое ценное в ученике, а не сформировать привычку к послушанию.

Но каждое  утро, пробегая мимо ярких, красочных витрин, я вижу как многочисленные снежинки, словно пух, покрывают мягкой периной мой город, я тороплюсь принести в класс – любовь  к детям, подлинную интеллигентность, духовную культуру, чтобы  согреть  сердца  детей. Я становлюсь профессионалом.

Думаю, что становление профессионала является динамичным процессом и этот процесс зависит, изначально, от внешних условий:  в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими; может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, «ноу-хау»; структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами – то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием. Существует зависимость и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе.

На мой взгляд, оставить незамеченными эти динамичные процессы опасно для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведениях несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.

Зима. Наступает вечер. Искрится снег на фоне уличных фонарей. Я возвращаюсь с работы с чувством выполненного долга. Я – Педагог.

Профессионализм – совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Качественные изменения профессионализма можно изучать, формировать, шлифовать у себя и у другого человека, на протяжении всего профессионального пути. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности.

В сегодняшнем обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности как: следование профессиональной этике, индивидуальная социальная и экономическая ответственность, внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах), смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), внутренняя диалогичность профессионализма.

Вечер. Мороз. Любуюсь рисунком на стекле. Замысловатый узор – хвойные веточки, мелкие снежинки – разыгралось воображение. На секунду прикрыла глаза. Я – Птица. Взлетаю высоко в небо, хочу заглянуть в будущее, чтобы готовить своих питомцев к жизни в будущем. Открываю глаза…

Кто же ты, преподаватель-профессионал? Высока ли культура и нравственность, самоотдача и благородство, остро ли чувство нового? Максимальна ли реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством? Какова готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений? Насколько стиль научно-педагогического мышления является инновационным?

Если кто-то ответит «да» на большинст­во этих вопросов, то он сможет облегчить жизнь своим учащимся, поможет развитию ши­роких возможностей молодых людей. Ты – профессионал.

Профессионалом я считаю педагога, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям. Он изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии, стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии, стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, а также способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

Зима. Каждое утро я иду к профессионализму. Педагог – не только профессия, суть которой  передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения  человека  в  человеке.

Я – Педагог.

Добавить грамоту в портфолио