Озорнина Елена Анатольевна

сайт педагога дополнительного образования

Per aspera ad astra

Профессия: педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: шахматы

Увлечения: стихи

Регион: Свердловская область

Населенный пункт: Камышлов

Место работы: МАУ ДО "Дом детского творчества" КГО

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ozornina-elena-anatolevna
Делать то, что ты любишь - свобода. Любить то, что ты делаешь - счастье.

О себе

Шахматы = жизнь

Вы знаете, почему шахматный король ходит медленно? Потому что заботится о своём большом войске и носит с собой всю казну королевства. Если убьют солдата, возьмут в плен коня или офицера, затопят ладью – пропадут деньги. Поэтому король не может никому их доверить, всё золото при нём, вот и двигается очень медленно, маленькими шажками. Здесь, на шахматной доске, всё подчиняется законам логики, и король не может покинуть поле, может только погибнуть вместе со всем королевством.

С такими интересными сказками постигать шахматную науку гораздо интереснее, чем по скучным книгам и формулам. А придумывает эти истории педагог дополнительного образования Дома детского творчества и тренер по шахматам Центра физической культуры, спорта и патриотического воспитания Елена Анатольевна Озорнина.

Впервые она взяла в руки шахматные фигуры в пятом классе, но как-то с обучением тогда не пошло, и об этой древней игре она совсем забыла и думать не думала, что шахматная богиня Каисса именно её выбрала среди других. Это, конечно, образно. А в жизни было так: когда родился сын, Елена любила с ним гулять во дворике клуба «Бригантина», где познакомилась с руководителем клуба Николаем Александровичем Рытовым. А потом Елену пригласили туда работать тренером по настольному теннису.

Рядом с залом была комната, где собирались шахматисты. Секцию тогда вёл Геннадий Петрович Сафронов. Сначала они с Еленой просто общались, потом стали играть, и уже в процессе она училась разным тонкостям. Решала шахматные задачи и весь первый год проигрывала своему учителю.

Шёл 2010-й, и трудно сказать, были или не были тогда шахматы в Камышлове. А потом Геннадий Петрович заболел, и Н.А. Рытов предложил Елене занять его место. Конечно, было страшно продолжать после мастера, но она согласилась, и, как сама говорит, с этого года начала исчислять свою шахматную историю.

– Как вас восприняли коллеги?

– Первый раз от «Бригантины» мы поехали в Тугулым в 2011 году – и ветераны, и дети. Меня тренеры спрашивали, кто я по образованию. А когда узнали, что я учитель русского и литературы, недоумевали: как так, что вы детям объяснить можете? Шахматы равны математике! А я отвечаю: у меня своя метода, сказки про шахматы придумываем. В шахматных школах тренеры говорят: король ходит на одно поле в любом направлении. И всё. Там не стоит вопрос: почему. Потому что это дано, аксиома, и с этим спорить нельзя. А если ребёнок хочет понять, всегда спросит: почему?

– Если учиться по такой методике, и шахматная партия – тоже сказка?

– Да, для ребёнка партия – это сражение, он и доску тогда видит не так, как мы с вами. Для него это не ровная поверхность. По краям доски болото, потом поле, лес и центр – это гора. Фигура, находящаяся в центре, видит всю доску, потому что ей высоко. И доска в форме пирамиды выстраивается. С такими сказками, образами они осваивают игру. После, когда изучим каждую фигуру, начинается практика. Повторяем, проводим сеансы. А потом выставляю большие шахматы, все встаём вокруг доски и начинаем первую партию играть все против всех. Объясняю: мы боги, это земля, на ней происходит сражение, а мы предугадываем будущее.

Стараюсь развивать образное мышление таким образом, а не формулами. Считаю, когда ребёнок заучит только схемы, он будет шаблонно мыслить, а если неожиданный ход – растеряется. Мне неважно, выиграет ли кто-нибудь на турнире, главное, чтобы ребёнок вышел из соревнований без осадка и понял: да, я проиграл, да, допустил ошибку, но это поправимо.

– Ваша любимая фигура?

– Конь. Мой учитель Геннадий Петрович говорил: «запрягай коня и объезжай». Не освоив эту фигуру, нельзя в шахматы хорошо, толково играть. Хотя есть интересный случай, когда в сеансе с гроссмейстером ­игрок за всю игру коня не сдвинул ни разу. Правда, и не выиграл. Все остальные фигуры прямолинейные, а за этой, хитрой, нужно наблюдать. Если от остальных под шахом король может закрыться, то из-под шаха от коня можно только уйти.

 

– Какой фигурой вы бы могли легко пожертвовать?

– Ферзём. У ветеранов есть такой настрой: без ферзя играть нельзя, потеряют его и сдают партию. Есть приём: играем с одной стороны дети, с другой – я, и со своей стороны убираю ферзя. Так что без него легко можно играть, есть много других фигур. Мои дети должны знать три закона дебюта: занять центр (то есть пешка сразу выскакивает в середину доски), развить лёгкие фигуры (слон и конь), и третий – уйти в рокировку. Если твой король находится в рокировке, ты уже можешь за него не беспокоиться и шагать в атаку.

– Значит, шахматы – это творчество?

– Да, однозначно. Ведь сколько написано дебютов и эндшпилей! Комбинаций великое множество, возможно, они уже давным-давно проигрывались. А мне важно, чтобы ребёнок «изобрёл» этот эндшпиль сам. Важно не показать, как поступать, а дать возможность «изобрести велосипед». Пока сам не додумается, не научится. Меня тоже так учили. Озарение приходит, когда он сам видит решение этой задачи, это очень ценно.

– В каком возрасте лучше начинать учиться шахматам?

– Сначала думала, что даже с пятого класса рано. Потом пришла в начальную школу и поняла, что уже в первом классе всё можно объяснить. А потом стала заниматься в детском саду с группой развития 3-4 лет и подумала: а не поиграть ли с ними в шахматы,раз у меня всё на сказках основано? И вот мы уже год с четырёхлетками занимаемся, а потом, думаю, им можно будет встречу организовать с пятиклассниками, которые тоже год занимаются. Посмотрим, что получится.

– Чему учат детей шахматы?

– Самоорганизации. Логике. Лучше усваиваются алгоритмы, правила. Ребята умеют доказывать, отстаивать свою точку зрения. Строят предложения более грамотно.

– Есть ли в Камышлове перспективы в развитии шахматного спорта?

– Про шахматный всеобуч заговорили давно, и, скорее всего, мы к этому вернёмся. Возможно, в школах появятся уроки шахмат. Раньше Советский Союз был шахматной страной. Это элитная игра. Престижно уметь играть в шахматы. В средневековье звание рыцаря не давали, если человек не умел играть в шахматы. Сейчас развивается новое направление – инженерная школа, считается, что ближе всего к нему именно эта игра.

У меня в данный момент занимается 130 человек. 64 в Доме творчества и более 70-и в школе № 3 (это секция городского Центра физкультуры и спорта). А когда я начинала работать в «Бригантине», самое большее было 45 человек.

– И в заключение – дайте совет начинающим шахматистам.

– Родителям: если вы решили, что ваш ребёнок должен научиться играть в шахматы, приходите вместе с ним. И если видите, что он не хочет этому учиться, не надо заставлять. В своё время ребёнок либо сам придёт к шахматам, либо совсем их забудет.

Детям говорю: перешагивая порог моего кабинета, ты забываешь, кто ты в школе, дома, на улице. Ты пришёл сюда – значит, стал моим шахматистом. Есть кодекс шахматиста, мы его изучаем. И есть определённые правила моего объединения, которые надо соблюдать. Нужно быть ответственным за свои поступки, это самое важное. И на соревнования мы едем не за наградами, а за друзьями. Потому что шахматы дают возможность приобрести друзей по всему миру. Шахматный язык един.

А основная задача шахматиста – понимать, что каждый произведённый тобой шаг приводит к определённым последствиям. И важно понимать, что если ты сделаешь неправильный шаг, то вся игра потом пойдёт в неправильную сторону, в проигрыш. Всё как в жизни. Мои воспитанники знают аналогию: правильно сделанный ход – это как хороший поступок в жизни. У меня знак равенства не между шахматами и математикой. Для меня шахматы равны жизни.

 

Мой взгляд на мир

Жизнь прожить - не поле перейти

Жизнь прожить - не поле перейти.
Встретятся и горы и ущелья
На тернистом жизненном пути.
Не бывает счастья без потери.
Для того, чтоб новое пришло,
Выбрось старое, нисколько не жалея.
Мысль пришла, бери скорей перо!
Есть мечта, то сделай ее целью!
Будет путь к ней долог и тернист.
Выпадет немало испытаний.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Лишь бы не пропало жить желанье!

Добавить грамоту в портфолио