Вы знаете, почему шахматный король ходит медленно? Потому что заботится о своём большом войске и носит с собой всю казну королевства. Если убьют солдата, возьмут в плен коня или офицера, затопят ладью – пропадут деньги. Поэтому король не может никому их доверить, всё золото при нём, вот и двигается очень медленно, маленькими шажками. Здесь, на шахматной доске, всё подчиняется законам логики, и король не может покинуть поле, может только погибнуть вместе со всем королевством.
С такими интересными сказками постигать шахматную науку гораздо интереснее, чем по скучным книгам и формулам. А придумывает эти истории педагог дополнительного образования Дома детского творчества и тренер по шахматам Центра физической культуры, спорта и патриотического воспитания Елена Анатольевна Озорнина.
Впервые она взяла в руки шахматные фигуры в пятом классе, но как-то с обучением тогда не пошло, и об этой древней игре она совсем забыла и думать не думала, что шахматная богиня Каисса именно её выбрала среди других. Это, конечно, образно. А в жизни было так: когда родился сын, Елена любила с ним гулять во дворике клуба «Бригантина», где познакомилась с руководителем клуба Николаем Александровичем Рытовым. А потом Елену пригласили туда работать тренером по настольному теннису.
Рядом с залом была комната, где собирались шахматисты. Секцию тогда вёл Геннадий Петрович Сафронов. Сначала они с Еленой просто общались, потом стали играть, и уже в процессе она училась разным тонкостям. Решала шахматные задачи и весь первый год проигрывала своему учителю.
Шёл 2010-й, и трудно сказать, были или не были тогда шахматы в Камышлове. А потом Геннадий Петрович заболел, и Н.А. Рытов предложил Елене занять его место. Конечно, было страшно продолжать после мастера, но она согласилась, и, как сама говорит, с этого года начала исчислять свою шахматную историю.
– Как вас восприняли коллеги?
– Первый раз от «Бригантины» мы поехали в Тугулым в 2011 году – и ветераны, и дети. Меня тренеры спрашивали, кто я по образованию. А когда узнали, что я учитель русского и литературы, недоумевали: как так, что вы детям объяснить можете? Шахматы равны математике! А я отвечаю: у меня своя метода, сказки про шахматы придумываем. В шахматных школах тренеры говорят: король ходит на одно поле в любом направлении. И всё. Там не стоит вопрос: почему. Потому что это дано, аксиома, и с этим спорить нельзя. А если ребёнок хочет понять, всегда спросит: почему?
– Если учиться по такой методике, и шахматная партия – тоже сказка?
– Да, для ребёнка партия – это сражение, он и доску тогда видит не так, как мы с вами. Для него это не ровная поверхность. По краям доски болото, потом поле, лес и центр – это гора. Фигура, находящаяся в центре, видит всю доску, потому что ей высоко. И доска в форме пирамиды выстраивается. С такими сказками, образами они осваивают игру. После, когда изучим каждую фигуру, начинается практика. Повторяем, проводим сеансы. А потом выставляю большие шахматы, все встаём вокруг доски и начинаем первую партию играть все против всех. Объясняю: мы боги, это земля, на ней происходит сражение, а мы предугадываем будущее.
Стараюсь развивать образное мышление таким образом, а не формулами. Считаю, когда ребёнок заучит только схемы, он будет шаблонно мыслить, а если неожиданный ход – растеряется. Мне неважно, выиграет ли кто-нибудь на турнире, главное, чтобы ребёнок вышел из соревнований без осадка и понял: да, я проиграл, да, допустил ошибку, но это поправимо.
– Ваша любимая фигура?
– Конь. Мой учитель Геннадий Петрович говорил: «запрягай коня и объезжай». Не освоив эту фигуру, нельзя в шахматы хорошо, толково играть. Хотя есть интересный случай, когда в сеансе с гроссмейстером игрок за всю игру коня не сдвинул ни разу. Правда, и не выиграл. Все остальные фигуры прямолинейные, а за этой, хитрой, нужно наблюдать. Если от остальных под шахом король может закрыться, то из-под шаха от коня можно только уйти.
– Какой фигурой вы бы могли легко пожертвовать?
– Ферзём. У ветеранов есть такой настрой: без ферзя играть нельзя, потеряют его и сдают партию. Есть приём: играем с одной стороны дети, с другой – я, и со своей стороны убираю ферзя. Так что без него легко можно играть, есть много других фигур. Мои дети должны знать три закона дебюта: занять центр (то есть пешка сразу выскакивает в середину доски), развить лёгкие фигуры (слон и конь), и третий – уйти в рокировку. Если твой король находится в рокировке, ты уже можешь за него не беспокоиться и шагать в атаку.
– Значит, шахматы – это творчество?
– Да, однозначно. Ведь сколько написано дебютов и эндшпилей! Комбинаций великое множество, возможно, они уже давным-давно проигрывались. А мне важно, чтобы ребёнок «изобрёл» этот эндшпиль сам. Важно не показать, как поступать, а дать возможность «изобрести велосипед». Пока сам не додумается, не научится. Меня тоже так учили. Озарение приходит, когда он сам видит решение этой задачи, это очень ценно.
– В каком возрасте лучше начинать учиться шахматам?
– Сначала думала, что даже с пятого класса рано. Потом пришла в начальную школу и поняла, что уже в первом классе всё можно объяснить. А потом стала заниматься в детском саду с группой развития 3-4 лет и подумала: а не поиграть ли с ними в шахматы,раз у меня всё на сказках основано? И вот мы уже год с четырёхлетками занимаемся, а потом, думаю, им можно будет встречу организовать с пятиклассниками, которые тоже год занимаются. Посмотрим, что получится.
– Чему учат детей шахматы?
– Самоорганизации. Логике. Лучше усваиваются алгоритмы, правила. Ребята умеют доказывать, отстаивать свою точку зрения. Строят предложения более грамотно.
– Есть ли в Камышлове перспективы в развитии шахматного спорта?
– Про шахматный всеобуч заговорили давно, и, скорее всего, мы к этому вернёмся. Возможно, в школах появятся уроки шахмат. Раньше Советский Союз был шахматной страной. Это элитная игра. Престижно уметь играть в шахматы. В средневековье звание рыцаря не давали, если человек не умел играть в шахматы. Сейчас развивается новое направление – инженерная школа, считается, что ближе всего к нему именно эта игра.
У меня в данный момент занимается 130 человек. 64 в Доме творчества и более 70-и в школе № 3 (это секция городского Центра физкультуры и спорта). А когда я начинала работать в «Бригантине», самое большее было 45 человек.
– И в заключение – дайте совет начинающим шахматистам.
– Родителям: если вы решили, что ваш ребёнок должен научиться играть в шахматы, приходите вместе с ним. И если видите, что он не хочет этому учиться, не надо заставлять. В своё время ребёнок либо сам придёт к шахматам, либо совсем их забудет.
Детям говорю: перешагивая порог моего кабинета, ты забываешь, кто ты в школе, дома, на улице. Ты пришёл сюда – значит, стал моим шахматистом. Есть кодекс шахматиста, мы его изучаем. И есть определённые правила моего объединения, которые надо соблюдать. Нужно быть ответственным за свои поступки, это самое важное. И на соревнования мы едем не за наградами, а за друзьями. Потому что шахматы дают возможность приобрести друзей по всему миру. Шахматный язык един.
А основная задача шахматиста – понимать, что каждый произведённый тобой шаг приводит к определённым последствиям. И важно понимать, что если ты сделаешь неправильный шаг, то вся игра потом пойдёт в неправильную сторону, в проигрыш. Всё как в жизни. Мои воспитанники знают аналогию: правильно сделанный ход – это как хороший поступок в жизни. У меня знак равенства не между шахматами и математикой. Для меня шахматы равны жизни.