Остроглядова Людмила Борисовна

Каждый ребенок талантлив, а задача мастера открыть этот талант

« Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность». Бернард Шоу

Профессия: мастер производственного обучения

Профессиональные интересы: Подготовить к жизни творчески мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных найти свое место в обществе.

Увлечения: путешествие, цветы, чтение,вязание.

Страна: Россия

Регион: Брянская область

Населенный пункт: Брянск

Место работы: ГАПОУ "Брянский строительно-технологический техникум имени Л.Я.Кучеева"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ostroglyadova-lyudmila-borisovna
Самое непростое в жизни — понять, какой мост следует перейти, а какой сжечь.
Эрих Мария Ремарк

О себе

Работаю в ГАОУ СПО "Брянский строительно-технологический техникум имени Л.Я.Кучеева" мастером производственного обучения более 20 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С.Макаренко Педагогическая поэма

Мой взгляд на мир

Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами.
(Али Апшерон)
« Научить и душой обогреть —
в этом профессии мастера суть»
В системе начального профессионального образования одна из центральных фигур – мастер производственного обучения. Он формирует у учащихся профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения. Теоретическую подготовку учащимся обеспечивают преподаватели училища, а производственную – мастера. Производственное обучение ведется
в два этапа: обучение в мастерских училища и производственная практика на предприятии.
Мастер организует практику, помогает каждому учащемуся войти в рабочий коллектив, научиться работать самостоятельно, успешно справляться с производственным заданием.
Работа мастера и техническая, и педагогическая. В соответствии с этим мастер должен обладать определенными способностями.
Как педагогу ему необходимо призвание, а также наличие конструктивных, организаторских и коммуникативных способностей. Конструктивно-педагогические способности мастера – это те качества, которые позволяют ему отбирать, сохранять и обрабатывать информацию так, чтобы она становилась удобной для усвоения учащимися, а также предвидеть результаты педагогических воздействий.
Хороший педагог в любой момент своего объяснения должен иметь представление о ходе мыслей слушателей. Очень важное качество мастера – умение понимать степень усвоения нового материала учащимися. Работа учащихся на практических занятиях может рассказать мастеру, что понято учениками, что упущено. Мастер должен постоянно помнить, что перед ним совсем молодые люди, еще не знакомые с тем, чему он их учит, и, может быть, впервые в жизни выполняющие требуемые от них действия. К тому же
у подростков иная психология, чем у взрослых людей, и к ним надо применять иные мерки.
Психические процессы и свойства в деятельности мастера занимают значительное место. К его памяти, вниманию, наблюдательности, мышлению, речи и некоторым свойствам характера (терпению, выдержке, снисходительности, сопереживанию) предъявляются высокие требования. У меня как мастера занимается группа в 25 человек, и я должна видеть все, что происходит вокруг меня, чем занят каждый из учащихся. Это трудная задача – умело управлять своим вниманием, в одних случаях концентрируя его на каком-либо отдельном предмете, в других – распределяя между многими и порой разными предметами. Например, вижу, что учащийся делает что-то не так, испытывает какие-то затруднения, и поэтому должна попытаться понять, в чем причина ошибки, и дать необходимые пояснения, показать правильный прием работы. Но ведь для того чтобы понять, почему ошибается учащийся, следует сосредоточить свое внимание на данном учащемся. В то же время, беседуя с одним учащимся, держу в поле своего внимания и других, хотя бы краем глаза вижу, что делается у их столов. При этом, чем лучше мастер владеет технической стороной своей профессии, тем легче удается ему распределять внимание.
Для того, чтобы привить учащимся любовь к профессии, чтобы вновь созданная учебная группа стала коллективом и этот коллектив в короткий срок стал работоспособным, требуется огромная организаторская и воспитательная работа мастера.
Успешно работать мастером производственного обучения может только тот, кто хорошо знает свою основную профессию, кто любит заниматься с учащимися и чувствует ответственность за их судьбы перед семьей и государством, кто внимателен и заботлив, требователен, но справедлив, достаточно образован, знаком с педагогикой и психологией и постоянно повышает свой деловой и профессиональный уровень.
Не последнюю роль играет способность мастера критически оценивать свои собственные успехи и неудачи в работе.
Личность мастера – гражданина, организатора, учителя, воспитателя, его культура и образованность, профессиональное мастерство непременно проявятся как в его работе, так и в поступках и в делах его воспитанников. Огромную радость и гордость испытывает он, когда узнает, что по окончании обучения его воспитанники успешно работают на производстве или в учреждениях, активно проявляют свою жизненную позицию.
Труд мастера производственного обучения приносит глубокое удовлетворение тем, кто испытывает к нему призвание и может сказать о себе: «Нет большей радости, чем передавать свои знания и навыки молодежи». Каждый должен найти свое призвание.
К мастеру производственного обучения как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования. Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и в быту, в соблюдении дисциплины, в отношении к делу и общественной собственности, проявлять педагогический такт в обращении с учащимися, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности учащегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества, принимать меры
по сохранению контингента. Лично я на своем опыте принимаю следующие меры по сохранению контингента: знакомясь с родителями в первые дни обучения, стремлюсь как можно больше узнать о семье, что очень важно для дальнейшей работы с некоторыми учащимися, стараюсь привлечь родителей учащихся
к совместной работе по воспитанию их детей и контролю за успешным обучением по всем предметам учебного плана. Каждый день, выявляя отсутствующих в группе, звоню им домой с целью выяснения причины отсутствия: по уважительной причине его нет или же он прогуливает. Одновременно принимаются меры
по повышению ответственности родителей за обучение и воспитание своих детей, например: вызов родителей на совет профилактики.
В процессе своей работы добиваюсь успехов, выявляя интерес у учащихся к данной профессии.

Моё портфолио

Обязанности мастера ПО:
1. Формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Мастер несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ профессионального обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям, за выполнение соответствующих работ и производство товарной продукции.
2. Обучать студентов рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда, бережному расходованию материалов, электроэнергетических ресурсов. Обеспечивать высокое качество изготовления студентами продукции, выполнение ими норм времени и выработки, плана профессионального обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда, требований стандартов, надлежащий контроль и приемку готовой продукции.
3. Вести установленную документацию по планированию, учету и отчетности профессионального обучения, своевременно осуществлять материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий). Активно участвовать в методической работе, проводимой в техникуме.
4. Совместно с работниками базового предприятия обеспечивать выполнение Положения о производственной практике студентов.
5. Совместно с классным руководителем участвовать в комплектовании учебных групп, сохранении контингента студентов и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями.
6. Содержать в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивать их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.

3. Требования к мастеру ПО как учителю и воспитателю молодежи
Мастер ПО в своей практической работе, в особенности на занятиях, формирует у студентов нравственные привычки, воспитывает у них интерес к изучаемой специальности. Искусство мастера заключается в том, чтобы каждая учено – производственная работа, выполняемая студентом, вызывала у них личную гордость за выполненную работу, собственное достоинство.
Профессия мастера ПО не допускает ремесленничества, требует постоянного творчества, новизны, знания жизни и является искусством, где необходимы большие знания, высокая культура, педагогическое и профессиональное мастерство.
Мастер, как учитель, должен владеть методикой обучения и воспитания, применять разнообразные и эффективные методы обучения, уметь интересно рассказывать и показывать свое мастерство.
Педагогическое мастерство проявляется в умении проявить любовь студентов к изучаемой профессии: в процессе ПО активизировать способность студентов, наблюдательность, память, любознательность, воображение, мышление, находчивость, сообразительность, изобретательность; развивать и укреплять у студентов уверенность в своих силах, веру в свои силы, творческий подход к работе, добросовестное отношение к учебе, соблюдение дисциплины, чувство коллективизма, дружбы, товарищества и взаимопомощи.
Мастер должен уметь наблюдать и анализировать жизнь подростка, подбирать «ключи», к правильному формированию его личности; владеть искусством изложения материала, соблюдать педагогический такт.
Мастер должен любить студентов, заботится о каждом из них; сочетать чуткость и тактичность с твердостью в своих требованиях. Быть справедливым, честным, следить за тем, чтобы слова не расходились с делом и обещаниями.
Мастер должен уметь, прежде всего, побуждать, а не принуждать студентов к правильным действиям и поступкам, достойному поведению; уметь выслушивать студентов, понимать их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, мастер должен показать студентам, что это неприятная для него, но необходимая для студента мера, которая направлена на пресечение его промахов.
Специфика действия мастера состоит в том, что он повседневно имеет дела с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера личное участие в спортивных мероприятиях может составлять половину его авторитета. Надо всегда быть близким к спорту и спортивным делам своих воспитанников.
Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями художественной и научно – популярной литературы, знать и уметь петь молодежные песни, понимать музыку – без этого трудно работать с современной молодежью.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы