Зинченко Ольга Григорьевна

сайт воспитателя детского сада

"Дела, проблемы? Всё пустое! Душа ребёнка-вот святое! Цветок в душе ещё так мал. Успей полить, чтоб не завял.

Профессия: воспитатель логопедической группы

Профессиональные интересы: экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Увлечения: чтение художественной литературы

Страна: Россия

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: станица Отрадная

Место работы: МБДОУ д/с к/в №4

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/olga-zinchenko
Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца...
В. С. Сухомлинский

 На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать ту, которая бы радовала его и приносила удовольствие. Выбор профессии – очень важный шаг в жизни каждого человека. Он напоминает точку отправления в маршруте будущей жизни, чем удачнее сделан выбор, тем интереснее, насыщеннее и успешней будет жизненный путь.

Моя профессия - воспитатель детского сада. Эта профессия заставляет меня забыть все проблемы, ощущать себя всегда здоровой, энергичной и всегда находиться в мире сказочного детства.

Детский сад – удивительный мир! Его обитатели – удивительные создания! Самая добрая, бескорыстная, доверчивая, чистая, простая душа ребенка вовлекает в общение и в желание работать с ним. При работе с детьми всегда кажется, что время летит незаметно. В детском саду я работаю два года и еще ни разу не пожалела о выборе своей профессии. Я рада, что я педагог дошкольного образования! Ведь отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность, – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего педагога. Каждое утро я с радостью спешу к своим воспитанникам. С нетерпением жду их прихода. Ведь каждому нужно со мной поделиться, показать, какой они красивый рисунок нарисовали с мамой и папой, куда ходили на выходных и что там видели. А мне в свою очередь нужно сделать так, чтобы их день прошел насыщенным, интересным, познавательным. С ними мы учимся правильно держать карандаш, кисточку, разучиваем песни и стихотворения для утренника, экспериментируем, читаем, разыгрываем сказки

Воспитатель должен творчески работать, применять новые инновационные технологии в работе, быть энергичным, талантливым, коммуникабельным, молодым душой, создавать уют, тепло и комфорт каждому ребёнку, обладать высоким терпением. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе  я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.

Все воспитание и обучение я детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении  трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.

В нашей группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы.

Изготовлены макеты и мини-музей «Царство Нептуна».

На протяжении всего учебного года я провожу с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении я должна найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенка, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения проводятся в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать  доброе от злого,  учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Немаловажное значение в моей работе имеет  «экологическая тропа», На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление "солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводили: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх. Маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели муравьиные тропы, и чтобы их никто не разорил, мы  огородили  тропы веточками.  Это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке.

Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может  показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда  найдется что-то новое и необычное.

Дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу  личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.  Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра  - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это  бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?»,  «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на прогулку» и другие.

Словесные  игры: «Узнайте по описанию»,  «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится, играя.

 

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

 

Закончить я хочу словами В. А Сухомлинского: «Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своём воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воcпитать»

О себе

Я. Зинченко Ольга Григорьевна, работаю воспитателем логопедической группы в МБДОУ детском саду комбинированного вида №4. В 1999 году закончила Ленинградский педагогический колледж Краснодарского края по специальности "Дошкольное образование", присвоена квалификация  "воспитатель детей дошкольного возраста, воспитатель логопедической группы". Стаж педагогической работы - 19 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения русских и зарубежных классиков.

Моё портфолио

"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего - люди. На первом месте - родители и педагоги. (А. С. Макаренко)

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы