Главные вкладки
Оксана Сергеевна Прохорова
Практический психолог
Профессия: практический психолог
Профессиональные интересы: арт-терапия в работе с разными категориями населения, ПТСР
Увлечения: спорт, путешествия
Регион: Луганская Народная Республика
Населенный пункт: г.Луганск
Место работы: ГБОУ СПО ЛНР "Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/oksana-sergeevna-prohorovaОтветственность и есть свобода; чем больше решений ты вынужден сам принимать, тем больше ты ощущаешь свободу выбора.
Кто же не знает, что «психология» в переводе с греческого есть «учение о душе»? Однако каждый, решившийся углубиться в психологические сочинения и учебники с целью узнать нечто о душе человеческой, будет разочарован и озадачен: не только знаний и размышлений, но и самого-то слова «душа» он в них, практически, не найдет. Коллизия эта обнаружилась уже давно — на заре становления научной психологии. Так, в 1916 году С. Л. Франк с горечью констатировал: «Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения учений о душе... Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 422—423).
Поиск ответа на вопрос надо начать, на наш взгляд, с прояснения того, что подразумевается сегодня под самим термином «психология». Совершенно очевидно, что термин трактуется неоднозначно. Не беря всех возможных значений, выделим два основных русла понимания. Те, кто испытывает настороженность и недоверие к науке как типу познавательной деятельности, понимают психологию прежде всего в первоначальном значении как слово о душе и, поскольку современная психология о душе не говорит, то, следовательно, она плоха, «неправильна», не нужна и даже вредна. Те же, кто находится на стороне научного познания, понимают психологию иначе — как науку о психическом отражении мира, о психических функциях и процессах, об особом аппарате мышления, памяти, внимания, эмоций и т. п., который можно адекватно изучать в экспериментальных, опытных исследованиях.
Если мы так проясним, разведем термины и соответствующие терминологические, понятийные ожидания, то многие накопившиеся недоразумения начнут рассеиваться. В самом деле: ведь от того, что психика это не душа, значимость ее изучения не уменьшается, психические процессы и функции не упраздняются. Равно как не упраздняются задачи их «починки», коррекции, терапии в случаях отклонений и поломок. Вместе с тем понимание принципиальной двойственности термина, хоть и многое объясняет, но не устраняет ощущения неудовольствия, желания как-то соединить два значения, две, по сути, разные психологии — и как «слово о душе» и как «науку о психике».
И, наконец, последний, обобщающий все вышесказанное вывод. Обеим психологиям нельзя забывать о сложности строения души, о том, что помимо одной её ипостаси, изучению которой они посвящают себя, в человеке присутствует и живет другая. Как ни привести известные строки Ф. И. Тютчева: «О, вещая душа моя! // О, сердце, полное тревоги, // О как ты бьешься на пороге // Как бы двойного бытия!» Обе психологии изучают это «двойное бытие» и его «биение» на пороге человеческой жизни и смерти, но каждая — со своего угла зрения, со своей стороны. Как бы хотелось, чтобы эти углы зрения, эти стороны нашли пути соединения, взаимосвязи, сопряжения и стали одной единой областью с прекрасным, полным ответственности и значения названием — Психология, в которой исследования психики служат пониманию условий раскрытия Божественного предназначения души, а слова и поучения о душе подразумевают понимание специфики и законов психического устроения человека.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Проект № 99-06-00170а.
О себе
Занимаемая должность:
- практический психолог
Общий стаж работы: 18 лет
Стаж педагогической деятельности: 10 лет
Основное образование:
1998-2003гг. – Луганский государственный педагогический университет имени Т. Г. Шевченко, полное высшее образование, специальность - «Психология. Социальная педагогика», квалификация – психолог в учебном учреждении, социальный педагог (специалист).
Дополнительное образование
Свидетельство о повышении квалификации АБ №298853 по программе тренинга «Коррекционная работа с лицами, которые осуществляют насилие в семье» (г. Киев, 2010 г.)
Сертификат об участии в семинаре-тренинге «Профилактика профессионального выгорания» (2013 г.)
Участник проекта «Теория и практика арт-терапии» (2015 г.)
Сертифицированная участница IV Международной практической online конференции «Инновационные направления в работе современной арт-терапии». Сертификат ОО «Восточноукраинская ассоциация арт-терапии» 2016г.
Сертификат по обучающей программе «Работа с ПТРС в условиях военного времени: от боли к возрождению» 2022 г.
Систематическое обучение онлайн, участие в онлайн-марафонах, конференциях, проектах: «Профилактика травматического стресса», "Глубинная арт-терапия", «Арт-терапия в работе с семьей», «Инновационные технологии арт-терапии", «Арт-терапия в работе с детьми» и д.р.
Мой взгляд на мир
Познание житейской мудрости через притчи
Казалось бы, какое литературное произведение может быть более развлекательным и несерьезным чем сказка? Но на сегодняшний день сказки активно используют в различных целях. Есть психотерапевтические методики, основанные на сказках. И действительно, консультация психолога для подростка вряд ли будет понятна, если специалист будет выражаться профессиональными терминами. В практике используется для этой цели не детские сказки, а притчи - короткие истории с простым, но наполненным глубоким и не всегда однозначным смыслом.
В моей практике часто используются притчи от Мирзакарима Норбекова для детей и взрослых, помогающие жить, чувствовать себя здоровым и счастливым: "Исцеление императора", "Индивидуальный подход", "Сам слепи свое счастье", "О материальности мыслей", "Не слушайте мнения окружающих", "Все познается в сравнении", "Рай и ад в твоей душе", "Содержание важнее внешнего вида", "Все оставляет свой след", "Все в твоих руках", "О сорокадневном цикле привыкания", "То, что можно изменить".
Одна из любимых притч «Все оставляет свой след», которая заставляет задуматься о жизненных ценностях и приоритетах, посмотреть на мир через призму мудрости поколений:
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.