ОБРАЗОВАНИЕ
Образование — лицо разума.
Кей-Кавус
Организация образовательного процесса в Организации осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами (положениями), принимаемыми с учетом реализуемых программ, а также в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, Республики Башкортостан, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Образовательная деятельность в Организации осуществляется на русском языке.
Наполняемость групп устанавливается в соответствии с нормативами действующих СанПиН 2.4.1.3049-13.
Содержание образования в Организации определяется общеобразовательными программами дошкольного образования, разрабатываемыми и утверждаемыми Организацией, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Группы организации функционируют в режиме:
полного дня (10 -часового пребывания);
Количество групп в Организации определяется в зависимости от санитарных норм. Группы в Организации комплектуются по разновозрастному принципу, в соответствии с современными психолого-педагогическими и медицинскими рекомендациями.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, реализуемая в ДО
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
Руководители авторского коллектива — доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова - Т. С. Комарова.
Авторы — А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева: М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова. кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М. В. Жигарева. доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; B.И. Петрова, доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).
^
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
В 2007 году ЮНЕСКО был опубликован Всемирный доклад по мониторингу «Программы ЮНЕСКО „Образование для всех" (ОДВ)». В докладе ЮНЕСКО большое внимание уделяется образованию, которое называется прочной основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения. Обсуждению этого вопроса посвящена первая глава документа—«Обучение начинается с рождения». Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста.
В докладе говорится: «Опыт ребенка в рамках воспитания и образования в младшем возрасте — специальная тема всемирного доклада по мониторингу образования за 2007 год— является основой для его последующего обучения. Прочная основа воспитания и образования детей младшего возраста, включая хорошее здоровье, правильное питание и благоприятствующую ребенку среду, может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу, дать хорошую возможность для завершения базового образования и помочь ему избежать нищеты и других не благоприятствующих его развитию условий. Поэтому не случайно, что первая цель ОДВ содержит обращенный к правительствам призыв к расширению и совершенствованию воспитания и образования детей младшего возраста (ВОД М) и является инструментом, гарантирующим права ребенка».
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» нашли отражение инновационные разработки, выполненные в рамках совместного пилотного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».
^
Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.
^ по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст —от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст —от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп.
В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.
В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования), обозначающая цели и задачи данной образовательной области.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».
Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.
^ формируемой участниками образовательного процесса
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в полном объеме без изменений может быть использована в качестве основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Объем Программы рассчитан на 100% времени, отведенного на образовательный процесс.
Участники образовательного процесса могут изменить до 20% общего объема Программы для отражения: 1) видового разнообразия учреждений, наличия приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс
Преемственность
Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
^ и воспитания детей
Режим дня
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Целесообразно выделить постоянное время в режиме дня для чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует превращать чтение в обязательное занятие — ребенок по своему желанию может либо слушать, либо заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с удовольствием.
В разделах Программы по возрастам представлены примерные режимы дня для каждой возрастной группы. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.).
^
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда —это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития могут быть:
уголок для ролевых игр;
книжный уголок;
зона для настольно-печатных игр;
выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
уголок природы (наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголок для игр с песком;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей—конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.
В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
^
Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Поясним принцип интеграции образовательных областей на примере физического развития.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи,математики, конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детскойдеятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует болееуспешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач другихобразовательных областей:
формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости,находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и
оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве,- подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игри упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни(«Познание»);
проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания изанятий физической культурой («Коммуникация»);
игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественнойлитературы»);
привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультуройИзготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр(«Художественное творчество»);
ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).
Аналогично реализуется интегративный подход при решении образовательных задач по остальным образовательным направлениям: социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Маныштинский филиал Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 1 «Родничок» с. Инзер муниципального района Белорецкий район
Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующий МДОБУ детский сад № 1 с. Инзер
__________________ А. В. Кучербаева
Приказ № _40_от __29_мая__ 2015 года
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № __4__от __28 мая___2015 года
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической
направленности «Моя Родина – Башкортостан»
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Авторы: А.Б.Абдрахманова
Воспитатель
МДОБУ детский сад № 1 с. Инзер
с. Инзер, 2015 год
Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
1. 1. Пояснительная записка | |
1.1.1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы дополнительного образования | |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.1.3. Значимые характеристики Программы | |
1.2 . Планируемые результаты освоения | |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Проектирование реализации Программы в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья | |
2.2.Содержание педагогической работы по Программе | |
2.3. Методы и приёмы, используемые на занятиях | |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Структура занятий
| |
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы | |
3.3. Обеспеченность программы методическими материалами |
- Пояснительная записка.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания детей. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Основная направленность программы - патриотическое воспитание, которое представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотического воспитания были искажены или утрачены, поэтому сегодня перед обществом поставлены первоочередные задачи – формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Работа по программе - это изучение истории семьи, объединение детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
В дошкольной организации не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость разработки авторской программы как своеобразного эмоционально-познавательного курса, предполагающего теоретическое и практическое изучение быта, музыки, сказок и декоративно-прикладного искусства башкирского народа, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь
Воспитанники познакомятся с понятиями «генеология», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»; узнают историю возникновения имён и фамилий; степени родства в семье; о профессиях предков; о семейных увлечениях и традициях; составят «ленту времени» своей жизни; родословное древо; вместе с родителями разработают свой фамильный герб; подберут семейный девиз.
Данная программа формирует активную гражданскую позицию, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села; воспитывает патриотизм, гуманизм, любовь к своей семье, к своим предкам, интерес к познанию и сохранению семейных традиций; воспитывает трудолюбие, уважение к труду людей.
Программа разработана в соответствии с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические правила и требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях (Сан ПиН 2.4.1.3049-13)
- Устав, Программа развития МДОБУ детский сад № 1 с. Инзер.
- Цели и задачи деятельности дошкольной организации по реализации Программы дополнительного образования
Цель программы – воспитывать в детях чувство патриотизма, добиться осознания каждым ребенком значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у воспитанников гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечеству, способствовать более близкому общению членов семьи. Приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу.
Задачи:
- Развивать и обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной столице, дать общее представление о народе.
- Познакомить детей с обычаями и традициями, историей, бытом, народным творчеством башкир.
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё
- Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству, уважение к труду
- Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать становлению желания принимать участие в жизни республики.
- Формировать у воспитанников активную жизненную позицию; формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки; изучать историю и культуру отечества и родного края; воспитывать бережное отношение к традициям, культуре и истории своего и других народов; стимулировать умение совершенствоваться в коллективе, развивать чувство сопричастности к окружающему; развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
- Ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду; научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём; помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций; привлечь всех детей к активному участию в делах сада; учить детей навыкам общественной работы; воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива; развивать организационные и коммуникативные компетенции; создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип энциклопедичности.
2. Краеведческий (региональный) принцип.
3. Принцип интеграции.
4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
6. Принцип наглядности.
Подходы:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
- Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной в форме творческой активности
1.1.3. Значимые характеристики Программы
Направленность программы: художественно- эстетическая
- Отличительные особенности программы: данная программа является адаптированной программой «Парциальная программа-руководство по формированию у дошкольников основ национальной культуры «Земля отцов» Р.Х. Гасановой.
- Агишева Р.Л. Парциальная программа-руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению детей к культуре родного народа.
с включением в репертуар регионального компонента (башкирских народных танцев, фольклорных постановок).
Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на детей 3-7 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность которых соответствует возрастным особенностям детей.
Формы работы с участниками Программы
- Планируемые результаты освоения
Уровень достижений воспитанников отслеживается в течение учебного года по определенным показателям дважды в год. Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.
1. Приобщение детей к национальной башкирской культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего свой народ, культуру и традиции.
2. Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
3. Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни.
4. Будут иметь представления об обычаях, традициях, особенностях жизни башкирского народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа
5. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
6. Расширение и обогащение художественного опыта.
7. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
К концу первого года обучения ребенок умеет:
- выразительно и непосредственно обобщает и систематизирует знания о родном крае в различных работах художественно- эстетического направления (рисунки, музыкальные композиции – песни, танец).
К концу второго года обучения ребенок умеет:
- выразительно исполняет свое творчество в различных видах деятельности- рисование, аппликация, музыка, коммуникация, чтение художественной литературы по теме;
- умеет самостоятельно отображать свою работу;
- выполнять разнообразные композиции ;
- умеет передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми, любовь к близким людям, к родному селу, родному краю, и родной стране.;
- импровизирует с использованием оригинальных и разнообразных видов деятельности;
- точно и правильно применяет свое творчество в деятельности группы;
- максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности на благо процветания своей Родины, осознал свою значимость и нужность для неё.
Формы подведения итогов реализации программы: групповые композиции изобразительной деятельности , танцевальные постановки в утренниках, генеалогическое древо каждой семьи, создание фотоальбома по достопримечательностям родного края- Башкортостана, отчетный концерт для родителей
2.1. Проектирование реализации Программы в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья.
Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через дополнительную образовательную программу деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю.
Продолжительностью от 20 - 30 минут.
Количество детей, посещающих кружок – 15.
Курс рассчитан на два года обучения (в количестве 29 и 31 занятий).
Занятия содержат разностороннюю информацию о материальной и духовной культуре башкирского народа.
На занятиях дети знакомятся с географией родного села, одеждой, жилищем, музыкальными инструментами, продуктами питания, музыкой, сказками, легендами, играми башкирского народа.
Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ компьютерных презентаций, дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок) .
Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка.
Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс программы является проведение итогового праздника «Сабантуй» с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры башкирского народа, выставка народно-прикладного искусства, рисунки и т. д.
2.2. Содержание педагогической работы по Программе
Учебно-тематический план (1год обучения- (3-5 лет) )
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Я живу в Башкортостане | 4 |
3 | Музыкальный инструмент - Курай | 3 |
4 | Мой дом, моя семья | 4 |
5 | История башкирского народа | 4 |
6 | Национальные герои Башкортостана | 4 |
7 | Детские писатели Башкортостана | 4 |
8 | Культура башкирского народа | 3 |
9 | Концертные постановки, утренники, развлечения | 2 |
Итого в год | 29 |
СЕНТЯБРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Введение | Мой Башкортостан | Системный подход по теме . Выявить особенности и своего Башкортостана |
2 неделя | Беседа ИЗО коллективная работа | Труд моих родителей (рассказ о том, где они трудятся) | Развивать у детей интерес к разным видам продуктивной деятельности |
3 неделя | Коллективно составить альбом Музыка | Мое село славится Знакомство с башкирским композитором – Р. Сальманов (слушание) | |
4 неделя | Разучивание башкирской народной игры | Учить детей самостоятельно классифицировать игры, объединяя и разделяя их по определенным признакам |
ОКТЯБРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Беседа, составление рассказа, составление альбома Музыка | Я живу на улице…(работа над «Красота природы родного края», «Животный мир Башкортостана »(4 названия: волк, лиса, заяц, медведь)) Продолжение знакомства с башкирским композитором Р. Сальмановым | Показать ресурсы животных. Учить сравнивать различные свойства различных животных в животном мире |
2 неделя | Беседа, составление рассказа, составление альбома Башкирская кухня | Я живу на улице…. (растительный мир Башкортостана (4-5 названия растений: береза, тополь, дуб, липа черемуха, клен) Башкирское блюдо «Кыстыбый» | |
3 неделя | Беседа, составление рассказа, составление альбома ИЗО – рисование или поделки из природного материала | Я живу на улице … (Птицы Башкортостан) Животные, растения, птицы, насекомые Башкортостана | |
4 неделя | Беседа, составление рассказа, составление альбома Составление альбома Праздник | Я живу на улице… (Насекомые Башкортостана (славные насекомые пчелы, жизнь в улье, слава о башкирском меде)) Жизнь в лесу Урожай | Закрепить основные компоненты дома. уметь использовать символы при построении модели дома. Воспитывать у детей чувство милосердия к животным, стремление помочь. |
Развлечении : воробьиная дискотека «Иэншишмэ» (ко дню Республики) |
НОЯБРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Составление рассказа, придумать четверостишье Сюжетное рисование | Мой дом, моя семья Мой дворик | Знакомиться с функциями каждого члена семьи |
2 неделя | Экскурсия по селу Башкирская кухня | - Коймак | Учить детей анализировать предметы и действия. |
3 неделя | Продолжение работы над темой Декоративное рисование | Красота природы родного края (Дикие животные – лось) Изучение башкирского орнамента, вышивка скатерти или коврика | Закрепление пройденного материала и самостоятельные активные действия с полученными знаниями |
4 неделя | Разучивание башкирского народного танца Чтение башкирской народной сказки | Бишбармак Лентяй и шайтан | Умение плавно двигаться |
ДЕКАБРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Рассказы об истории Башкортостана Рассказ воспитателя о городах (Уфа, Стерлитамак и т.д.), составление альбома | Где жили башкиры, знакомство с юртой, почему башкиры жили в юрте и так далее Города Башкортостана | Воспитание интереса к истории своего народа |
2 неделя | Продолжать знакомство детей с национальным костюмом ИЗО: аппликация с использованием башкирского орнамента | Юрта | Предложить описать национальную одежду на кукле в башкирском национальном костюме |
3 неделя | Музыка, башкирские народные инструменты, слушание произведений Разучивание башкирской народной игры | Курай, кубыз Без, без, без идек | |
4 неделя | Башкирская кухня | Коймак, кыстыбай |
ЯНВАРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Национальный герой башкирского народа, чтение фольклора, рассматривание репродукций с картины А. Лежнева, слушание произведений композитора З. Исмагилова из оперы | Салават Юлаев «Как Салават медведя убил» (легенда) «Встреча с отрядом Пугачева» (картина) «Салават Юлаев» (ария) | Учить находить прямые аналоги знакомым предметам в картинах |
2 неделя | Продолжение работы над темой | Красота природы родного края. Горы Башкортостана | |
3 неделя | Развлечения (игры, песни, танцы) |
ФЕВРАЛЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Культура Башкортостана | Детские писатели Башкортостана:А.Ягофарова, Г.Юнусов, К.Даян | |
2 неделя | Чтение произведений | Синий мяч, Елка | |
3 неделя | ИЗО лепка, расписывание башкирским узором | ||
4 неделя | Разучивание башкирской народной игры | Медный пень |
МАРТ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | География, богатые недра Башкортостана Экскурсия | Наша республика – это республика высокоразвитого народного хозяйства | Показать зависимость системы от окружающей среды. Закрепить умение пользоваться символической аналогией |
2 неделя | Встреча со старейшинами – села Герои башкирского народа, чтение фольклора | Салават Юлаев | |
3 неделя | Музыка, слушание башкирской народной мелодии | ||
4 неделя | ИЗО рисование |
АПРЕЛЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Культура Башкортостана | Народный художник А. Лутфулин, его картины «На сабантуй», «Праздник в ауле», «30-е годы», «Ожидание» | |
2 неделя | Рисование | Башкирские народные сказки | |
3 неделя | Составление рассказа по картине или фотоальбому | Люблю свою Родину |
МАЙ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Итоговая работа (музыкально-познавательная) | Воспитание патриотических чувств | |
2 неделя | Спортивный праздник Развлечения | Сабантуй | Знать какие виды спорта проводятся на празднике |
Цвети мой край родной или Воробьиная хата | Воспитание культуры поведения, познавательные интересы |
Содержание программы ( 2год обучения- (5-7 лет) )
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Труд моих родителей | 4 |
3 | Красота родного края- растительный и животный мир Башкортостана | 3 |
4 | Башкирская кухня | 3 |
5 | Национальный костюм | 3 |
6 | Здравницы Башкортостана | 3 |
7 | Художники Башкортостана | 4 |
8 | Природные ресурсы РБ и рациональное их использование | 4 |
9 | Пчеловодство в Башкортостане. | 3 |
10 | Концертные постановки, утренники, развлечения | 3 |
Итого в год | 31 |
СЕНТЯБРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
Введение | Умение выразительно читать стихи о РОДНОМ КРАЕ | ||
1 неделя | Чтение стихов, слушание музыки» Беседа | Труд моих родителей | Знать о труде своих родителей. Раскрыть основные функции членов семьи. Учить решать жизненные задачи. Увидеть то, что в воспитательной отношении наиболее важно: труд людей преображает город |
2 неделя | ИЗО, коллективная работа Музыка | Столица моя – Уфа Знакомство с башкирской песней «Кэзго япрактар» | Учить работать коллективно |
3 неделя | Состояние альбома | Проявить интерес вместе с родителями и коллективом детей собрать прекрасный альбом о труде родителей | |
5 неделя | Разучивание башкирской народной игры | Покажи-ка дружок | Учить коллективизму |
ОКТЯБРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Беседа, составление рассказа, слушание музыки | Красота природы родного края (животный мир: закрепление – волк, лиса, заяц, медведь; знакомство – рысь. Лось, еж) Хурпа | Уметь восторгаться красотой своего края, описывать и запоминать об особенностях растительного и животного мира Башкортостана Учить названия и понимать вкус национальной кухни |
2 неделя | Беседа, состояние рассказа «родового дерева» ИЗО рисование аппликация или поделки из природного материала | Растительный мир Башкортостана (3-4 растения – калина, вяз, ольха, ель) Животные, растения, птицы, насекомые Башкортостана | Желательно проводить коллективные работы. Цель – воспитание коллективизма. |
3 неделя | Беседа, состояние рассказа «родового дерева» Составление альбома | Птицы Башкортостана (дятел, филин, кукушка, соловей) Игра «Узнай голосу» Интересная жизнь в лесу. Они живут в лесу. Лесные жители. | Запоминать название птиц и узнавать их по голосам Помочь собрать альбом, вырезать и приклеивать при этом называть лесных жителей. |
4 неделя | Беседа, состояние рассказа «родового дерева» Праздник – развлечение | Насекомые Башкортостана (Дружная семья – пчелиная) Игра «Пчелы и медведь». Насекомые кузнечики, жуки и их разновидности, бочки Воробьиная дискотека – цвети мой край родной | Вместе с родителями составить «Родовое дерево». Раскрыть для детей термин: семья. Формировать зачатки генетического подхода к членам своей семьи, учить выстраивать генеалогическое дерево. |
НОЯБРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Башкирская кухня, прочитать стихотворение Расимы Ураксиной | Билмэн | |
2 неделя | Национальная кухня | Бишбармак | Повара дают консультацию – экскурсия на пищеолок |
3 неделя | Декоративное рисование | Изучение башкирской кухни, вышивка коврика |
ДЕКАБРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Продолжение знакомства с национальным костюмом | Национальный костюм | |
2 неделя | Рассказ, беседа, воспитателя, просмотр фильмов, слушание песен , составление альбома ИЗО, аппликация использование башкирского орнамента | Фартук | Продолжить эту тему дома с родителями |
3 неделя | Развлечения | «Катык тэмлешеу» автор Р. Ураксина |
ЯНВАРЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Здравницы Башкортостана | Ассы, Красноусольск , Ягантау | Познакомить детей со здравницами РБ, их значение для жителей РБ |
2 неделя | Продолжение работы над темой «Красота природы родного края» | Горы Башкортостана | Задание на дом: нарисовать Уральские горы вместе с папой и мамой |
3 неделя | Составление альбома из рисунков детей. Развлечения для детей всех групп, под. групп | Снежный вальс | Воспитывать творческие способности в активном действии |
ФЕВРАЛЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Культура Башкортостана | Художники Башкортостана | Знакомство с художниками города, пригласить на занятие, рассказ воспитателей о творчестве и картинах художников |
2 неделя | Экскурсия | В художественную школу (художественное отделение) | |
3 неделя | Занятие по ознакомлению с окружающим миром | Белый, синий, зеленый | Формирование элементарных представлений о происхождении знамен; Воспитание эстетического отношения к цветам РБ; Речевое развитие и обогащение словаря (знамя, стяг. древко, полотнище, навершение) |
4 неделя | Рисование | Закрепление всех понятий о флаге РБ |
МАРТ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Занятие по ознакомлению с окружающим | Наша Республика – это Республика высокоразвитого хозяйства | Использование книги Р.А. Фаткуллина «Природные ресурсы РБ и рациональное их использование» |
2 неделя | Рисование | По картине А. Лутфулина «Семья» | Закрепить понятие родственных отношений в семье |
3 неделя | Развлечение | КВН | Знать больше сказок башкирских народных писателей |
4 неделя | Музыка | Творчество Х.Ахметова |
АПРЕЛЬ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Конструирование | Пчеловодство в Башкортостане. Из коробок ульев для пчел. | Ознакомление детей с элементами моделирования и конструирования коробок. Украшение ульев геометрическими узорами |
2 неделя | Чтение | Знакомство с писателем Р.Султангареевым «Солнышко вернулось» | Умение слушать и запоминать сказки башкирских писателей |
3 неделя | Праздник | «Карга буткахы» | Уметь играть роли, учить |
МАЙ
№ недели | Занятие | Тема | Цель |
1 неделя | Развитие речи | Знамя победы | Воспитание уважения к подвигу народа во время ВОВ. Формирование элементарных представлений об истории Отечества |
2 неделя | Музыкально-познавательное | «Кэкук сэйе» | |
3 неделя | праздник | «Сабантуй» совместно с родителями |
2.3. Методы и приёмы, используемые на занятиях.
Наглядный метод – используется во время наблюдений.
• Рассматривания компьютерной презентации, демонстрация музыкальных инструментов.
• Проведение экскурсий.
• Проведение дидактических игр.
Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:
• Чтение башкирской легенды.
• Бесед с элементами диалога.
• Рассказ воспитателя.
• Использование художественного слова.
• Рассматривания наглядного материала.
Практический метод – используется, когда необходимо:
• Организовать продуктивную деятельность.
• Провести игры
• Оформить выставку для заключительного праздника
• Рисование
• Лепка
• Аппликация
• Организовать постановку сказки.
• Провести экскурсии.
• Оформить выставку для заключительного праздника
3.1. Структура занятий
Части занятия | 3-5 лет | 5-7 лет |
Вводная часть | 3 мин. | 2 мин. |
Подготовительная часть | 2 мин | 5 мин |
Основная часть | 13 мин. | 23 мин. |
Заключительная часть | 2 мин. | 3мин. |
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Групповая (для ИЗО деятельности, конструирования):
Набор цветных карандашей (24 цвета)
Набор фломастеров (12 цветов)
Набор шариковых ручек (6 цветов)
Гуашь (12 цветов)
Палитры
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)
Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25л)
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (15Х15)
Подставки для кистей
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения
Пластилин (12 цветов)
Доски, 20х20 см
Ножницы с тупыми концами
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов)
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги.
Подносы для форм и обрезков бумаги
Щетинные кисти для клея
Спортивно-музыкальный зал
Стул детский -24 шт
Стул для пианино-1шт
Стол преподавателя – 2 шт
Шкаф для дидактического материала, литературы – 1 шт
Зеркала для хореографии- 3 шт
Башкирская мини- юрта – 1 шт
Компьютер- 1 шт
Принтер – 1 шт
Костюмы, наглядные картины, орнаменты
Музыкальные инструменты:
Электропианино-1шт
Музыкальный центр-2
Бубен -5шт
Баян- 1 шт
Диски с музыкой
3.3. Обеспеченность программы методическими материалами
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» пилотный вариант под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- Изд-во «Мозаика-Синтез».- М., 2014
2. «Я – личность» Ф.Г. Азнабаева, методическое пособие, Уфа, «Китап», 2011 год
3. Земля отцов. Программа Р.Х.Гасанова, Уфа, 2004 год
4. Природа Башкортостана. Е.В.Кучеров, Уфа «Китап», 1994 год
5. Дети планеты Земля. Е.В.Соловьева, Москва, 2001 год
6. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
7. Конституция Республики Башкортостан в картинках. Уфа, «Мир печати», 2006 год
8. Наглядно- дидактическое пособие «Южно- Уральский государственный заповедник», Реветь, 2012 год
9. «Музыкальные инструменты», 16 обучающих карточек. ООО «Проф- Пресс», 2013 год
10. Растения Башкортостана. Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова. Уфа «Китап», 2002год
11. Культура Башкортостана. Демонстрационный материал.»Эдвис»,2008 год
12. Афарин. Методическое пособие. З.Г.Нафикова, Уфа, 2007 год
13. Я познаю Башкортостан. Р.Л.Агишева, Уфа, 2009 год
14. Я познаю Башкортостан. Хрестоматия. Р.Л.Агишева, Ф.Х.Губайдуллина, Уфа, 2006 год
15. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева, Уфа, 2005 год
16. Я- Башкортостанец. Р.Л.Агишева, Уфа, 2003 год
17. Голбостан. Ф.Г.Азнабаева, М.Р.Аминева, Уфа, 2010 год
18. Белорецкая энциклопедия, Ф.Н.Абдуллин, Белорецк, 2006 год
19. Концепция национального образования и принципов обучения на родных языках в Республики Башкортостан З.Рахматуллина, МО РБ, Уфа 2005 год
20. Волшебные звуки. Ф.Г. Азнабаева. Уфа «Китап», 2012 год
21. Учебно- воспитательная программа для башкирских детских садов. Г.Г.Галиева, З.Г.Нафикова, Уфа,1999 год
22. Говорим на башкирском языке. Пособие для старшей и подготовительных групп. З.Г. Нафикова, Л.М. Вахитова, Уфа «Китап», 2009 год
23. Русский язык для национальных ДОУ. Ф.Г.Азнабаева, М.И.Фаизова, Уфа, 2010 год
24. Русский язык. Рабочая тетрадь по обучению детей 5-6 лет русской разговорной речи. Ф.Г.Азнабаева, Уфа, 2012 год
25. Башкирский язык для начинающих. С.Г.Мухтаруллина, Уфа, 1991 год
26. Ильгам, методическое пособие. Ф.Г.Азнабаева, Уфа, 2008 год
27.Башкирский детский фольклор. С.А.Мухаметвалеева, Уфа ,2011 год
28. Хоровод народов Башкортостана. А.В.Колбина, Уфа, 2009 год
29. Музей в детском саду как средство реализации национально- регионального компонента содержания дошкольного образования. Уфа, 2004 год
30. Фольклор и литература Башкортостана. Р.И.Агишева, Уфа «Китап», 2010 год
31. Башкирская мозайка, настольные игры. А.В.Колбина, Уфа «Китап», 2006 год
32. Опера и балет Башкортостана. Г.Н.Ахмадеева, Уфа «Китап», 2012 год
33. Фольклор, музыка, театр. С.И.Мерзлякова. Москва, 2003 год\
34. Башкирские народные детские игры. И.Г.Галяутдинов, Уфа, 2006 год