Медицинская реабилитация при заболеваниях органов дыхания
методическая разработка

Методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях МДК.04.02 Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_reabilitatsiya_od_ns_portal.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по теме

Медицинская реабилитация при заболеваниях органов дыхания 

по ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях

МДК.04.02 Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп

специальность

34.02.01 «Сестринское дело

Разработчик:

Дударева Ирина Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории

Методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях МДК.04.02 Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело».

Москва, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

ПАСПОРТ ЗАНЯТИЯ        5

КАРТА ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ        7

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ        8

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ        9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        12

ПРИЛОЖЕНИЕ 3        20


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка практического занятия по теме «Медицинская реабилитация при заболеваниях органов дыхания» составлена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Практическое занятие входит в раздел ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях МДК.04.02 Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп.

Предназначено для студентов 3 курса.

Методическая разработка отражает новый подход к решению учебной проблемы по указанным ориентирам и адресам для решения проблемных заданий с элементами ролевой игры.

Методическая разработка составлена с целью ориентации студентов на оказание качественной помощи пациентам с сочетанными патологиями во время работы в стационарах, реабилитационных организациях и других лечебных учреждениях.

Составленные стандарты сестринских вмешательств помогут медицинской сестре в планировании оказания помощи в каждом конкретном случае.

На сегодняшний день реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания играет важную роль при проведении комплексной терапии. Она строится индивидуально с учетом характера основного процесса и его патогенетических механизмов, осложнений и сопутствующих заболеваний. В данной статье рассматривается реабилитация больных с заболеваниями дыхательных путей. Цель исследования выявить и описать методы реабилитации при заболеваниях органов дыхания и пути их реализации.


ПАСПОРТ ЗАНЯТИЯ

  1. Цели занятия:

Методическая цель: продемонстрировать возможности использования работы в малых группах как средства обеспечения эффективного усвоения обучающимися материала темы.

Обучающая цель: организовать деятельность обучающихся по применению приобретенных знаний и умений; способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.

Обучающие задачи:

  • Закрепление изученного теоретического материала и приобретенных практических навыков в рамках ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях;
  • Закрепление знаний, приобретенных на занятиях в рамках дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», МДК.04.02. Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп;

Развивающая цель: развитие мыслительных и аналитических навыков, навыков самоорганизации и рефлексии, профессиональных задатков и способностей.

Развивающие задачи:

  • Научить студентов выделять главное, сравнивать, классифицировать, обобщать, аргументировать, устанавливать межпредметные связи;
  • Развить у студентов интерес к конкретной деятельности на уроке, к предмету, к профессии в целом или ее области;
  • Стимулировать у обучающихся самостоятельное мышление;
  • Развить навыки эффективного поиска, обработки и использования информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • Развить эмоциональную сопричастность, толерантность.

Воспитательная цель: формирование убеждений, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности средствами изучаемого профессионального модуля.

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства ответственности за пациента в реабилитации с заболеваниями органов дыхания;
  • создание атмосферы коллективного поиска, эмоциональной приподнятости.
  1. Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний.
  2. Форма учебного занятия: работа в малых группах, как одна из форм активного обучения.
  3. Используемые педагогические технологии: работа в малых группах.

Курс: 3 курс, специальность 34.02.01 «Сестринское дело».

Время: 90 минут.

КАРТА ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

  1. Техническое оснащение (ноутбук, видеопректор)
  2. Методическое оснащение (КТП, технологическая карта, методическая разработка, мультимедийная презентация по теме)
  3. Оборудование:
  • небулайзер,
  • пикфлуометр,
  • массажный стол,
  • стул,
  • массажное масло,
  • пеленка
  • емкости для отходов класса А и Б

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Содержание занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

5 мин

Создание делового настроя. Актуализация внимания и образовательной активности

Проверка состояния кабинета к занятию

проверка внешнего вида обучающихся

фиксация отсутствующих

Организационная подготовка к занятию

Мотивация занятия

5 мин

Создание рабочей обстановки.

Формирование познавательного интереса к занятию

Ознакомление с темой

ознакомление с целью

ознакомление с планом

обоснование значения данного занятия в будущей практической деятельности

Концентрация внимания, запись в тетрадях темы и плана занятия

Актуализация опорных знаний

10 мин

Проверочные мероприятия

Контроль исходного уровня знаний

Дают ответы на вопросы

Формирование новых знаний и умений

20 мин

Работа по теме занятия

Передача новых знаний

Интерактивная деятельность обучающихся

Рефлексия, подведение итогов

45 мин

Обобщение пройденного материала, выставление оценок с учетом активности в выполнении заданий

Формирование положительного настроя обучающихся, выставление оценок, подведение итогов

Участвуют в подведении итогов

Задание к следующему занятию

5 мин

Пояснения по выполнению домашнего задания

Фиксация домашнего задания

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Для обучающихся:

Л.В. Козлова, Л.А. Козлов, Л.А. Семененко. «Основы реабилитации для медицинских колледжей». «Феникс», Ростов-на-Дону, 2018 год. Стр.229-242.

Для преподавателя:

1. Ачкасов, Евгений Евгеньевич Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания. Гриф УМО по медицинскому образованию / Ачкасов Евгений Евгеньевич. - М.: Триада-Х, 2022. - 796 c.

2. Гурвич, М.М. Диета при заболеваниях органов пищеварения / М.М. Гурвич. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 890 c.

3. Дощанников, Александр Заболевания органов дыхания. Профилактика и методы лечения / Александр Дощанников. - М.: Центрполиграф, 2022. - 128 c.

4. Комплексная терапия при заболеваниях органов пищеварения. - М.: Медицина, 2023. - 334 c.

5. Кудрявцева, Т. С. Исцеляющее дыхание по Стрельниковой и другие нетрадиционные практики. Лечение заболеваний органов дыхания / Т.С. Кудрявцева. - Москва: РГГУ, 2022. - 192 c.

6. Миринов, Б. Г. Заболевания органов дыхания. Профилактика / Б.Г. Миринов. - М.: Знание, 2023. - 915 c.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

  1. Что такое реабилитация?

Реабилитация – это комплекс лечебных, психологических, социальных и трудовых мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности пациента.

  1. Какие виды реабилитации Вы знаете?

- медицинская

- психологическая

- профессиональная

- социальная

  1. Какие средства реабилитации используется в медицинской реабилитации

медицинская реабилитация, использует различные методы медикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры, лечебного питания, санацию очагов хронической инфекции и т.д.

  1. Задачи медицинской реабилитации

Полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

  1. Цель реабилитации

наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но, если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае — замедление прогрессирования заболевания.

  1. Этапность процесса реабилитации

При трехэтапной реабилитации:

специализированный стационар;

специализированный реабилитационный центр или санаторий;

отделение реабилитации поликлиники.

При четырехэтапной реабилитации, применяемой в травматологии:

специализированная бригада скорой помощи;

специализированный травматологический стационар;

стационарный центр реабилитации;

отделение реабилитации поликлиники.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В структуре причин обращений за медицинской помощью неспецифические заболевания легких составляют более 60%. Первое место занимают хронические обструктивные болезни легких (ХОБЛ).

ХОБЛ – собирательное понятие, объединяющее хронические экологически опосредованные воспалительные заболевания респираторной системы с преимущественным поражением дистальных отделов дыхательных путей с частично обратимой бронхиальной обструкцией, которые характеризуются прогрессированием и нарастающей хронической дыхательной недостаточностью».

Заболевания группы ХОБЛ:

  • хронический обструктивный бронхит
  • эмфизема легких
  • бронхиальная астма тяжелого течения
  • бронхоэктатическая болезнь

Основные причины, утяжеляющие течение заболеваний ОД и способствующие хронизации патологического процесса в ОД:

  • Экологический фактор: загрязнения воздуха, применения химических продуктов на производстве, в сельском хозяйстве и быту.
  • Снижение общей резистентности организма: стрессы, нерациональное питание, алкоголь, неправильный образ жизни, переохлаждения и т.д.
  • Курение.
  • Позднее начало лечения заболеваний ОД, самолечение, недолеченность.
  • Наличие хронических очагов инфекции в организме (кариес, заболевания почек)
  • Неэффективность лекарственной терапии (антибиотикотерапия не обеспечивает полного излечения с полным восстановлением функциональных возможностей дыхательной системы, что создает предпосылки для формирования ХНЗЛ).

Для воспалительных заболеваний бронхолегочной системы стала более характерна наклонность к затяжному хроническому течению, раннее присоединение аллергических осложнений. Заболевания органов дыхания, характеризующиеся подобным течением, объединены под общим названием «хронические неспецифические заболевания легких» (ХНЗЛ).

ХНЗЛ - группа хронических болезней бронхолегочной системы, различных по причинам и механизмам развития, но имеющих ряд общих клинических, функциональных и морфологических проявлений: кашель, одышку, нарушение бронхиальной проходимости, фиброз, сочетающийся с деструктивными и воспалительными изменениями в бронхах, сосудах, паренхиме лёгких.

Заболевания группы ХНЗЛ:

  • хронический бронхит
  • бронхиальная астма
  • хроническая пневмония,
  • бронхоэктатическая болезнь,
  • пневмосклероз,
  • эмфизема легких

Причины инвалидности, связанной с заболеваниями органов дыхания

Структура первичной инвалидности вследствие ХОБЛ:

  • бронхиальная астма (65%-70%)
  • хронический обструктивный бронхит (22%),
  • бронхоэктатическая болезнь (3%).

При первичном освидетельствовании чаще всего устанавливается II группа инвалидности (86-90%) при высокой стабильности групп инвалидности (89-91%).

Медицинские критерии оценки ограничения жизнедеятельности при болезнях ОД:

  • нозологическая форма, характер и тяжесть течения заболевания,
  • степень активности воспалительного процесса,
  • выраженность дыхательной недостаточности (ДН),
  • наличие хронического легочного сердца (ХЛС),
  • стадия сердечной недостаточности (СН),
  • эффективность и адекватность лечения.

Дыхательная недостаточность (ДН) это основной критерий, который ограничивает жизнедеятельность индивидуума.

ДН - состояние организма, при котором возможности легких обеспечить нормальный газовый состав крови при дыхании ограничены или компенсируются за счет усиленной работы аппарата внешнего дыхания.

Классификация ДН:

I степень: одышка возникает при физических нагрузках, превышающих повседневные. Качество жизни при этом существенно не снижается.

II степень: одышка возникает незначительных физических нагрузках, нерезкий цианоз, выраженная утомляемость, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура (компенсация недостатка кислорода).

IIA ст., когда ограничения в повседневной жизни сравнительно невелики,

IIБ ст. — когда выполнение большинства нагрузок оказывается затруднительным.

III степень: отмечается одышка в покое, цианоз и утомляемость резко выражены, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура, гипоксемия (недостаток кислорода). Больные неспособны выполнять нагрузки даже малой мощности.

Реабилитация пациентов при ХОБЛ

Общие цели реабилитации в пульмонологической практике:

  • достижение регрессии обратимых и стабилизации необратимых изменений в легких
  • восстановление и улучшение функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы
  • восстановление и улучшение психологического статуса и трудоспособности.

Общие задачи реабилитации стационарного этапа:

  • ликвидация воспалительного очага, экссудата (улучшение крово- лимфообращения)
  • улучшение бронхиальной проходимости (ликвидация бронхообструкции)
  • увеличение вентиляции легких (восстановление механики дыхания)
  • устранение несоответствия между альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком (устранение дыхательной недостаточности)
  • улучшение дренажной функции (улучшение отхождения патологического секрета)
  • предупреждение образования спаечного процесса
  • экономизация работы дыхательных мышц путем усиления их мощности и содружественности (тренировка диафрагмы и вспомогательной дыхательной мускулатуры).

Патологический процесс при наиболее распространенных заболеваниях – хроническом бронхите (ХБ) и БА - практически малообратимый, что определяет некоторые особенности реабилитационных мероприятий:

  • достижение стойкой ремиссии
  • восстановление или повышение функциональных показателей
  • нормализация имуннологической реактивности
  • уменьшение до минимума функционального ущерба
  • повышение показателей общей и профессиональной работоспособности и восстановлением социального статуса пациента.

Средства реабилитации на стационарном этапе:

  • общеразвивающие ФУ (ЛГ) – тренировка мышечного аппарата, повышение общей физической выносливости, спазмолитических эффект (повышения тонуса симпатической НС, выброс глюкокортикостероидов в кровь).
  • Статические и динамические дыхательные упражнения, звуковые упражнения – формирование правильной механики дыхания (обеспечивает больший вентиляционный эффект, уменьшение энергозатрат), улучшение отхождения патологического секрета, уменьшение бронхообструкции, повышение внутрибронхиального давления (при снижении эластичности мелких бронхов) и т.д.
  • Постуральный дренаж – улучшение отхождения патологического секрета
  • Массаж.

Физиотерапия:

  • ингаляционная терапия (бронхолитики, отхаркивающие щелочные смеси, минеральные воды, дозированные ингаляционные глюкокортикоиды или антибиотики)
  • электрофорез бронхорасширяющих и рассасывающих средств на межлопаточную область (эуфиллин, лидаза)
  • ультразвук или фонофорез гидрокортизона на область грудной клетки
  • УФО грудной клетки в эритемных дозах;
  • УВЧ на область легких - показана при обострении воспалительного процесса в легких
  • магнитотерапия (особенно, при тяжелом состоянии пациента и наличии сопутствующих заболеваний)
  • аэроионотерапия (лечение отрицательно заряженными ионами, лампа Чижевского)
  • лазеротерапия корпоральная (при легком и среднетяжелом течении) и внутривенная (при среднетяжелом течении и гормонозависимости);

Формы проведения санаторного этапа:

  • традиционный курорт
  • реабилитационный стационар санаторного типа
  • санаторий-профилакторий

Задачи санаторного этапа:

  • достижение стабильного контроля над клиническими проявлениями заболевания
  • закрепление результатов достигнутых на стационарном этапе
  • проведение и обучение пациентов методам дыхательной гимнастики и принципам физических тренировок с постепенно возрастающей нагрузкой, для применения на протяжении всей последующей жизни, повышение толерантности к физическим нагрузкам
  • профилактика осложнений и обострения заболевания
  • формирование у пациента правильного дыхательного стереотипа
  • повышение неспецифической резистентности организма и функции внешнего дыхания.

Реабилитационные мероприятия

В фазе ремиссии пациентам помимо процедур стационарного периода, проводятся следующие процедуры:

  • физиотерапия - электросон - показан при выраженной вегетативной дистонии и астено-невротическом синдроме
  • элементы спорта – ходьба на лыжах, на коньках при определенных температурных условиях
  • бальнеолечение и плавание (лечебные ванны и души). В плане вторичной профилактики показаны суховоздушные родоновые ванны
  • баротерапия (лечение в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления). Показано пациентам без признаков выраженной дыхательной недостаточности при контролируемом течении заболевания.
  • нормобарическая гипокситерапия (лечение «горным воздухом») – применяется при БА (позволяет уменьшить частоту и выраженность приступов за счет перестройки гемодинамики и газообмена и снижения чувствительности рецепторов бронхов). После прохождения курса гипокситерапии снижается восприимчивость пациентов к респираторным вирусным инфекциям - продление ремиссии заболевания.
  • спелеотерапия или галотерапия (лечение природным или искусственно созданным микроклиматом соляных пещер и шахт) - стимуляция системы местного иммунитета, оказывает бактерицидный, противовоспалительный, муколитическиий и бронхоспазмолитический эффекты.
  • иглорефлексотерапия – бронхолитический эффект
  • аэрофитотерапия (ароматерапия) - снижение восприимчивости пациентов к ОРВИ, улучшает психоэмоциональное состояние пациентов.
  • климатотерапия (воздушные и солнечные ванны, купание в море и бассейне):

- курорты с приморским климатом (южный берег Крыма, Анапа, Геленджик, Лазаревская, Приморский край, Краснодарский край, Ставропольский край).

- курорты с горным климатом (Кисловодск, Пятигорск, Иссык-Куль, Нагорный Алтай).

- местные пригородные курорты.

Противопоказания к климатотерапии:

  • тяжелое течение заболевания
  • выраженная дыхательная недостаточность
  • гормонально-зависимая форма заболевания.

Нецелесообразно направление пациентов на климатические курорты во время года, когда проявляется разница в климатических условия с метом постоянного проживания.

Задачи реабилитации на поликлиническом этапе:

  • профилактика обострения и прогрессирования заболевания, его осложнений
  • социально-бытовая и профессиональная реабилитация: создание в быту и на работе условий, исключающих или существенно уменьшающих действие вредных факторов (курение, загрязнение воздуха, контакт с аллергенами, сквозняки и др.)
  • социальная адаптация пациентов, связанная с восстановлением трудоспособности и достижением ими желаемого социального статуса.

Реабилитационные мероприятия

  • диспансерное наблюдение.
  • противорецидивное лечение проводится с целью профилактики обострения: вакцинация, противовоспалительные препараты (ингаляционные глюкокортикоидов) и бронхолитики, а также десенсибилизирующая терапия, поливитаминотерапия.
  • массаж
  • ЛФК
  • физиотерапевтические процедуры - по показаниям ингаляционную аэрозольную терапию

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Студентам предлагается разделиться на группы по 5 человек для отработки и закрепления темы «Медицинская реабилитация при заболеваниях органов дыхания». Подготовить каждой группе обучающихся индивидуальный план медицинской реабилитации для пациента с данным в задании диагнозом используя средства медицинской реабилитации на каждом этапе.

Группа 1 – подготовка материалов индивидуального плана медицинской реабилитации для пациентов с диагнозом хронический обструктивный бронхит, ДН 2 ст. на всех этапах реабилитации (стационар, санаторий, поликлиника);

Группа 2 – подготовка материалов индивидуального плана медицинской реабилитации для пациентов с диагнозом острая нижнедолевая правосторонняя пневмония, ДН 1-2 ст. на всех этапах реабилитации (стационар, санаторий, поликлиника);

Группа 3 – подготовка материалов индивидуального плана медицинской реабилитации для пациентов с диагнозом атопическая бронхиальная астма, персистирующая, ДН 1-2 ст. на всех этапах реабилитации (стационар, санаторий, поликлиника);

Группа 4 – подготовка материалов индивидуального плана медицинской реабилитации для пациентов с диагнозом инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, легкого течения, ДН 0 ст. на всех этапах реабилитации (стационар, санаторий, поликлиника);

Группа 5 – подготовка материалов индивидуального плана медицинской реабилитации для пациентов с диагнозом бронхоэктатическая болезнь легких, ДН 0-1 ст. на всех этапах реабилитации (стационар, санаторий, поликлиника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная иммунизация детей. Значение вакции для профилактики инфекционных заболеваний. Поствакцинальные осложнения и их профилактика. Профилактика наиболее распространенных заболеваний органов дыхания и туберкулеза.Туберкулинодиагностика.

АКТИВНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ВАКЦИНАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХ...

Методическая разработка по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания".

Данная методическая разработка предназначен для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания"....

« Реабилитация пациентов заболеваниями органов дыхания»

Реабилитационные мероприятия при заболеваниях органов дыхания направлены на устранение воспаления, достижение более быстрого рассасывания воспалительного очага, предупреждение перехода острого воспали...

Методическое пособие для студентов "Перечень лекарственных препаратов для лечения различных состояний и заболеваний в терапевтической практике (заболевания органов дыхания)"

Данное методическое пособие представляет собой краткое изложение препаратов, применяемых в терапевтической практике и разработано для студентов и преподавателей с целью применения его на доклинических...

Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания»

Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания»...