Совершенствование профессиональных компетенций педагога
методическая разработка

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности педагога, его роли и деятельности в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование профессиональных компетенций педагога

1.Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности педагога, его роли и деятельности в образовательном процессе.  Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания        учителя,  преподавателя.  Он         должен         постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Педагог должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду обучающихся. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.

Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному педагогу. Понятие «компетентность», «компетенция» активно вошло в научный и обыденный оборот, характеризуя соответствующий уровень профессиональной квалификации специалиста.

2. Компетентность- это способность педагога действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях,  поставленных задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.

Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, является «направленность на обучающегося». Педагогическая направленность преподавателя на учащегося преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу об обучающемся, интерес к нему, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении.

3.Компетенции – это способность педагога следовать определенным стандартам поведения, т.е. критерии того, как должна быть выполнена работа, деятельность. Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека.

4.Профессионализм педагога обеспечивают следующие компетенции педагога:

- общекультурная компетенция,

- компетенция личностного самосовершенствования,

- познавательно-творческая компетенция,

-ценностно-смысловая ориентация личности,

- коммуникативная компетенция,

-информационная компетенция,

-социально-трудовая компетенция,

-профессиональная компетенция педагога.

5.Общекультурная компетенция:

· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

· умение рефлектировать личностную систему;

· толерантность к разным этнокультурам.

6.Компетенция личностного самосовершенствования:

· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

· способность к саморазвитию.

7.Познавательно-творческая компетенция:

· умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

· развитость творческих способностей;

· способность самостоятельно приобретать новые знания.

8.Ценностно-смысловая ориентация личности:

· осознание своей роли и предназначения;

· потребность и способность самореализации;

· увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности.

9.Коммуникативная компетенция:

· владение технологиями устного и письменного общения,включая общение через Интернет.

10.Информационная компетенция:

· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

· нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

· владение информационными технологиями.

11.Социально-трудовая компетенция:

· способность взять на себя ответственность;

· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

12.Профессиональная компетенция педагога:

· активная жизненная позиция;        

· профессиональные знания и умения;

· профессиональные личностные качества;

· творческие умения.

«Профессиональная компетенция» преподавателя рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности как педагога-воспитателя и психолога. В основе её лежит  осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей преподавания в группах. Такое  осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности обучающихся.

13.Можно выделить основные профессиональные компетенции современного педагога:


- умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные        пробелы»;
- уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
- уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
- уметь «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;
- владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность        обучающихся;
- использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;

Известное выражение «Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают!» лишний раз убеждает в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Учитель – творец и то, насколько он развит творчески, то, на сколько у него есть что-то свое, что он может донести до учащихся, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

Таким образом, под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

14.Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- Работа в методических объединениях, творческих группах;

- Исследовательская деятельность;

- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических  технологий;

- Различные формы педагогической поддержки;

- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

- Трансляция собственного педагогического опыта;

- Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

15.Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

- самоанализ и осознание его необходимости;

- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

- самопроявление, анализ, самокорректировка.

16.Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В учебных заведениях должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и мероприятия по обмену опытом внутри учебного учереждения, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

17.Говоря о профессиональной компетентности преподавателя нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Если говорить о технологии формирования у преподавателя системы базовых психолого-педагогических компетенций, способствующих развитию учебных навыков обучающегося, его интеллектуальному и личностному самосовершенствованию, то подавляющее большинство педагогов имеют смутные представления о психолого-педагогических компетенциях, являющихся базовыми в профессиональной деятельности. Как показывает практика, при проведении занятия педагоги используют готовые, уже разработанные кем-то методики, планы и дидактические материалы, которые рассчитаны на обучение абстрактных учеников, а не конкретных учащихся групп. Многие педагоги считают, что им нечего менять в своей педагогической деятельности, так как они уже «20 - 25 лет так работают».

         Таким образом, проблему, на решение которой направлена исследовательская деятельность, мы видим как противоречие между, с одной стороны, качественно новыми требованиями общества к профессионально-педагогической подготовке педагога, который должен   развивать учебные компетенции каждого обучающегося, обеспечить его интеллектуальное и личностное самосовершенствование. С другой стороны, в системе образовательного процесса в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации отсутствует целенаправленное  формирование психолого-педагогических компетенций, которые являются базовыми среди профессиональных компетенций педагога.

18.        Технология формирования у педагогов

психолого-педагогической компетентности

        Важнейшую проблему внедрения данных психолого-педагогических наук в сознание и деятельность педагога возможно разрешить с помощью специалиста-предметника, имеющего психолого-педагогическую подготовку, или через совместную деятельность  с педагогом-психологом. Это позволит рассмотреть абстрактные положения разных психологических дисциплин в их конкретном применении к специальности учителя. И тогда психолого-педагогические закономерности и отражающие их понятия реально выступят в своей инструментальной функции, средством конкретного анализа реальной педагогической ситуации, возникающей на практике.

         Формирование у педагогов психолого-педагогической компетентности, связанной с  распредмечиванием структуры и содержания изучаемого конкретно-предметного материала, распредмечиванием психологической структуры и содержания учебной деятельности обучающихся на занятиях. проектированием психолого-педагогической структуры и содержания  педагогической деятельности на занятии,  в колледже (без отрыва от производства) и оказание им помощи в педагогическом проектировании их профессиональной деятельности должно стать одним из направлений психолого-педагогической службы, которая сегодня создана в каждой школе. И если раньше в ней работали только психологи, обращения к которым со стороны учителей зачастую оставались безрезультатными, то сегодня ее состав преимущественно состоит из педагогов-психологов, которые могут  организовать процесс профессионального развития педагога  через формирование у него психолого-педагогической компетентности и оказать реальную помощь учителям в решении разных педагогических задач. Организовать эту работу можно по этапам на основе специально разработанной технологии.

           Главным средством обучения педагога  становится моделирование реальных педагогических ситуаций на основе педагогических компетенций и психолого-педагогических компетентностей, т.е. построение абстрактно-теоретической деятельности, которая позволяет анализировать и намечать пути совершенствования всех сторон практической деятельности педагога. Это позволяет воспитывать профессионального педагога, т.к. человек учится видеть и решать педагогические задачи своей деятельности, которые многие современные педагогики все еще отождествляют с решением задач своего предмета.  

          Изучение существующих методик организации процесса обучения и создание новых методических подходов заставляют педагога мыслить профессионально, как специалиста в области обучения. Это приучает оценивать, отбирать учебный материал с позиций его обучающей ценности, а не с позиций предметной сложности. Он действительно формируется как специалист в области организации познавательной деятельности, как специалист, умеющий смоделировать систему психолого-педагогических условий развития у учащихся умения учиться.

            Формирование психолого-педагогической компетентности по предложенной технологии проводится по этапам.

            На первом этапе на педагогических советах и методических семинарах проводится ознакомление преподавателей с разными видами  и содержанием психолого-педагогических компетентностей, формами, методами, средствами и этапами их формирования; раскрываются критерии сформированности компетентностей у педагога, а у обучающегося - его учебных умений; раскрывается система психолого-педагогических условий организации учебной деятельности, в которой формируются психические новообразования познавательной сферы и личностного развития и педагога, и учащихся. Педагогам для самообразования передается электронная библиотека и дидактические материалы для организации учебного процесса.

        На втором этапе организуется совместная работа педагога-психолога и  преподавателя в рамках методического объединения по проектированию инвариантной педагогической деятельности и учебной деятельности в соответствии с существующей типологией занятий. Далее проектируется деятельность преподавателя и обучающихся на конкретном занятии по конкретной теме в соответствии с определенными целями занятия, разрабатывается план и необходимые для проведения дидактические  и  учебные материалы.

          На третьем этапе преподаватель проводит занятие, на котором присутствует педагог-психолог и ведет стенограмму хода занятия или снимает его на видео-камеру. В отдельных случаях педагог-психолог может включиться в ход ведения занятия (по предварительной договоренности с преподавателем) с целью демонстрации ему способа организации его педагогической деятельности в каком-то фрагменте занятия.  

            На четвертом этапе в совместной деятельности педагога-психолога с преподавателем организуется рефлексия последним его педагогической деятельности на занятии на основе карты психолого-педагогического анализа, в содержание которой входят:

а) результативность деятельности обучающегося (уровень усвоения конкретно-предметных знаний и умений, уровень сформированности умения учиться, уровень психического личностного развития);

 б) результативность деятельности педагога, проявляющаяся в адекватности выбранных преподавателем методов, приемов, средств, форм, способов организации учебной деятельности обучающегося и полученного продукта целям, которые сам обучающийся поставил перед собой в начале занятия;

в) влияние использованных на занятиях способов организации учебной деятельности обучающегося на его психо-физиологическое здоровье (положительное, разрушающее, поддерживающее) и т.д.

Так у педагога формируется умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и учебную деятельность обучающихся, выявлять допущенные в ней психолого-педагогические ошибки и корректировать их.

         На пятом  этапе  преподавателям предлагается перейти к посещению  вместе с педагогом-психологом занятий своих коллег с последующей рефлексией педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся.  

         В ходе такой кропотливой, совместной работы преподавателя с научным руководителем, зам.директора по НМР, педагогом-психологом, педагог развивается психически, он изменяется в плане приращения им психолого-педагогических компетентностей и педагогического мастерства. Меняется понятийный аппарат педагога, формируется теоретическое, системное мышление, помогающее педагогу самому каждый раз в новой педагогической ситуации выстраивать системообразующие связи между психологической компонентой и педагогической компонентой деятельности, по-новому проектировать свою деятельность на занятии, а не повторять то, что им наработано за предыдущие 10-20-35 лет педагогической деятельности. Эта работа требует непрерывного самообразования, а не пассивного урокодательства. Она предполагает временные затраты на подготовку к занятиям в отличие от той ситуации сегодня, когда педагоги в большей половине случаев не готовятся к занятиям и не пишут планы к ним (из опыта посещения уроков).

Анкета для педагогов

«Определение уровня сформированности профессиональных компетенций педагога»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка электронных учебно-методических комплексов для дистанционного обучения как средство моделирования и повышения профессиональной компетенции педагога

В статье дано понятие дистанционного обучения: его преимущества и недостатки; электронный учебно-методический комплекс...

Формирование профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС основного образования

Представлена программа дополнительного профессионального образования для педагогов....

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА: Развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования

Предложена модель профессиональной компетентности педагога, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации ...

Доклад «Развитие профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования»

Доклад представлен на Августовской педагогической конференции «Актуальные направления развития ГПОАУ «Амурский технический колледж» по теме:«Развитие профессиональных компетенций педагога как инструме...

Совершенствование профессиональных компетенций посредством курсов повышения квалификации

В статье затрагиваются вопросы совершенствования профессиональных компетенций педагога; раскрывается роль курсов повышения квалификации как составляющей по данному направлению; делается акцент на...

Совершенствование методических компетенций педагогов дополнительного образования.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качеств...