Информационный проект ВИЧ-инфекция- знать и не бояться
проект

Кондратюк Олеся Александровна

1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. Напомним, что борьба с ВИЧ/СПИДом является одной из важнейших целей тысячелетия в области развития, зафиксированных в Декларации тысячелетия ООН, принятой в 2000 г. Однако, пока проблема распространения этой ―чумы ХХ века остается актуальной для всего мирового сообщества.

Подавляющее число ВИЧ – инфицированных – это молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет, поэтому особенно важно проводить со студентами профилактическую работу в этом направлении. СПИД сегодня лечению не поддается, поэтому нужно остерегаться заболевания и не забывать о том, что жизнь – самая важная ценность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 7»

 (ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ВИЧ - ИНФЕКЦИЯ - ЗНАТЬ И НЕ БОЯТЬСЯ

Специальность  34.02.01  

Сестринское  дело

https://stolica-s.su/wp-content/uploads/2019/09/1567773319-stolica-s-su-w1056h594fill.jpg

Москва, 2021

Авторы:

Кондратюк О.А. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

Сычёва О.Ю. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

             

ВВЕДЕНИЕ

Человеческая жизнь является наибольшей драгоценностью. Каждый из нас – частичка общества, и если смерть безжалостно забирает жизни тысяч молодых людей – это угрожает жизни человечества на Земле.

На сегодняшний день СПИД – одна из самых реальных и жутких угроз – сотни тысяч больных и многие миллионы инфицированных. Лекарства от этой болезни пока нет. В середине 1981 года американский Еженедельный вестник заболеваний и смертности впервые сообщил о новой болезни, а в 1994 году она была уже зарегистрирована в 208 странах. Сегодня только больных СПИДом в мире около двух с половиной миллионов человек. Количество носителей вируса иммунодефицита человека значительно больше и по существу точная цифра неизвестна, потому что человек может быть носителем вируса на протяжении нескольких лет и даже не догадываться об этом. Уникальной особенностью болезни является то, что до настоящего времени в мире не зарегистрировано ни одного случая выздоровления от этого заболевания. Достижения науки пока могут только замедлить размножение вируса в организме человека и в ряде случаев ослабить течение заболевания.

Вирусы не способны распространяться самостоятельно. Для размножения им необходимо проникнуть внутрь живой клетки. Встраиваясь в генетическую информацию пораженных структур, возбудители превращают их в «фабрики», деятельность которых направлена на самоуничтожение человеческого организма.

Возбудитель ВИЧ-инфекции размножается за счет поражения клеток иммунной системы, что представляет опасность для организма. Поэтому стоит отметить актуальность ВИЧ-профилактики и потребность в разработке новых медикаментов, которые все же смогут полностью подавить активность вируса.

Некоторое время иммунитет пытается бороться, но позже постепенно ослабевает. Внешне человек, зараженный вирусом, может не измениться. Общее самочувствие тоже зачастую остается нормальным. Таким образом, инфицированные люди могут долгое время не знать о развития опасной болезни. Когда иммунная система разрушена настолько, что количество ее клеток является критическим, в пораженном организме возникают патологии. У неблагополучных слоев населения иногда диагностируют заболевание лишь на последней стадии – СПИД. При выявлении ранних признаков инфекции или подозрении на занесение возбудителя необходимо сразу же обратиться к врачу. Экстренная профилактика позволяет на 99,9% предупредить передачу ВИЧ даже при условии попадания ретровируса в кровоток. Однако такие мероприятия должны быть проведены не позже 24 часов после контакта с носителем. А своевременное назначение антиретровирусной терапии дает возможность приостановить интенсивное размножение возбудителя.

Смерть от СПИДа очень тяжелая. Невозможно спокойно видеть документальные кадры о мучениях умирающих. Врачи имеют очень ограниченные возможности в помощи больным. Кроме воспаления легких, онкологических заболеваний, болезней кожи, люди часто теряют разум. Если месяцами нельзя вылечить воспаление легких, если долгое время человека мучает расстройство желудка, тело покрывается ранами, которые не залечиваются – это должно вызвать тревогу. Трудно даже представить, что причина смертельной опасности – обыкновенный вирус. Называется он ВИЧ. Именно этот вирус вызывает СПИД, угрожающий сегодня всему человечеству.

Как же защититься от СПИДа? Известно, что риск заболеть высок у тех, чей образ жизни не соответствует моральным правилам. Поэтому необходимо вести здоровый образ жизни и сохранять разумное поведение в половых взаимоотношениях. Неразборчивость в выборе партнеров, интерес к наркотикам — все это содействует заболеванию.

1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. Напомним, что борьба с ВИЧ/СПИДом является одной из важнейших целей тысячелетия в области развития, зафиксированных в Декларации тысячелетия ООН, принятой в 2000 г. Однако, пока проблема распространения этой ―чумы ХХ века остается актуальной для всего мирового сообщества.

Подавляющее число ВИЧ – инфицированных – это молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет, поэтому особенно важно проводить со студентами профилактическую работу в этом направлении. СПИД сегодня лечению не поддается, поэтому нужно остерегаться заболевания и не забывать о том, что жизнь – самая важная ценность.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Объект исследования – профилактика инфекций, передаваемых половым путём.

Предмет исследования – профилактика заражения вирусом иммунодефицита человека.

Цель проекта для преподавателя – мотивировать к углубленному изучению изучаемого вопроса и активизировать познавательную и творческую активность студентов в процессе самостоятельного изучения темы, повысить уровень знаний о профилактике заражения ВИЧ/СПИДом.

Цели проекта для студента – собрать материал по теме, проанализировать и обобщить данные профилактики заражения ВИЧ/СПИДом.

Задачи исследования:

Воспитательные:

  • Привлечь внимание учащихся к проблеме ВИЧ/СПИД. Ознакомить с историей возникновения болезни.
  • Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
  • Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • Пробудить учащихся анализировать свои увлечения и быть ответственным, чтобы не заразиться СПИДом

Развивающие:

  • Развивать внимательность и осторожность, чтобы не заразиться СПИДом.

Образовательные:

  • Повысить уровень информированности подростков о проблеме ВИЧ/СПИДа и при возможности изменить отношение учащихся к данной проблеме.
  • Дать информацию о путях заражения вирусом иммунодефицита человека и возможности информирования.
  • Вооружить учащихся методами и способами профилактики ВИЧ/СПИДа.
  • Работать над сознательным усвоением материала.

Методы, используемые в проектной деятельности:

  • поисковый (теоретическое изучение научной и медицинской литературы и интернет-источников по профилактике ВИЧ/СПИД)
  • анализ и обобщение результатов исследования
  • творческий

Формируемые компетенции:

1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

3. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

7. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

8. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

7. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

8. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Тип проекта – групповой, краткосрочный

Вид проекта – информационный

Количество участников проекта – 4 студента

Состав проектной группы: студенты группы Т-34С, Т-37С

1. Битеев Константин Сергеевич Т-34С

2. Кошелева Анастасия Витальевна Т-34С

3. Горлова Елизавета Ивановна Т-37С

4. Кувыкина Екатерина Андреевна Т-37С

Результат проекта – мультимедийная презентация по теме

Необходимое оборудование и ресурсы - компьютер с доступом в Интернет,  мультимедийный проектор, экран, литературные источники

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

№ п/п

Название этапа

Деятельность учащихся

Деятельность руководителя

Сроки исполнения

Результат

I.

Подготовительный (мотивация, формирование проектной группы)

Выдвигают проблему, дискутируют, обсуждают

Мотивирует обучающихся. Распределяет по группам. Консультирует

08.12. –

12.12.2020 г.

Выполнено

II.

Поисковый (целеполагание, предварительное планирование)

Уточняют цели, задачи, продукт, решение проблемы. Составляют план выполнения проекта

Наблюдает и консультирует

12.12. – 17.12.2020 г.

Выполнено

III.

Аналитический (информационный)

Работают с литературой. Проводят синтез и анализ идей. Определяют наиболее оптимальный вариант

Наблюдает и консультирует

18.12. – 26.12.2020 г.

Выполнено

IV.

Практический (реализация проекта)

Выполняют и оформляют проект

Наблюдает. Советует (по просьбе)

27.12. – 20.01.2021 г.

Выполнено

V.

Контрольный

(оценка результатов проекта)

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо)

21.01. – 27.01.2021 г.

Выполнено

VI.

Презентационный (защита проекта)

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта

02.02.2021 г.

Выполнено

ВЫВОДЫ:

  1. Совместная работа студентов в группе над проектом способствовала углублению изучаемого материала, активизировала поисковую и творческую деятельность, сформировала элементарные навыки анализа и критического отбора материала (особенно в Интернет-ресурсе);
  2. Полученный в ходе поисковой деятельности материал обобщён, структурирован и подготовлен для создания мультимедийной презентации;
  3. Защита проекта в форме мини-конференции способствовала формированию у студентов четких представлений о требованиях к составлению презентаций, позволила получить практический опыт докладчика и обратную связь от аудитории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, метод проектов активизирует познавательную деятельность студентов, позволяет приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов, стимулирует процесс критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать полученные знания, ориентироваться в информационном пространстве, способствует формированию общих и профессиональных компетенций, позволяет приобрести навыки эффективной коммуникации, выступает как фактор сплочения коллектива.

Проектный метод можно использовать как вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов, как форму проведения итоговых занятий по темам и разделам на профессиональных модулях и дисциплинах.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

Первый ведущий

Тема нашего классного часа «СПИДу – нет! Здоровью – да! Вот наш выбор навсегда!» Так что же такое СПИД и ВИЧ? Каковы меры профилактики? И как жить с этим заболеванием? На эти и многие другие вопросы о ВИЧ, мы и постараемся сегодня ответить.

ВИЧ-инфекция представляет собой заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, характеризующееся синдромом приобретенного иммунодефицита, способствующего возникновению вторичных инфекций и злокачественных образований.

СПИД (Синдром приобретенного иммунодефицита) - является конечной стадией ВИЧ-инфекции.

Второй ведущий

Откуда взялся ВИЧ?

В поисках ответа на этот вопрос предложено множество самых разных теорий. Точно на него не может ответить никто.

Однако известно, что при первых изучениях эпидемиологии ВИЧ-инфекции было обнаружено, что максимальная распространенность ВИЧ приходится на район Центральной Африки. Кроме того, у  шимпанзе, обитающих в этой области, из крови был выделен вирус, способный вызвать СПИД у человека, что может указывать на возможность заражения от этих обезьян – возможно, при укусе или разделывании туш.

Есть предположение, что ВИЧ существовал длительное время среди племенных поселений Центральной Африки, и только в ХХ веке в результате повышенной миграции населения распространился по миру.

Первый ведущий

Эпидемиология

 Сегодня определенные источники свидетельствуют, что распространение ВИЧ-инфекции дошло до масштаба эпидемии. ВИЧ представляет собой одну из самых пагубных инфекций. Наиболее уязвимая часть населения – это молодые люди до 30 лет, потому что именно в таком возрасте некоторые лица безответственно подходят к половым контактам, а также к приему наркотических веществ. Причем примерно 2/3 носителей инфекции живут в Африке.

Ситуация с эпидемией ВИЧ в России продолжает ухудшаться. 1 января 2016 года число инфицированных жителей страны превысило миллион (1008675 чел.), умерло 212,579 тыс. человек, причины наступления смерти разные.

В декабре 2016 года было установлено, что носителями вируса ВИЧ являются примерно 1,5 млн россиян, а 240 тыс. человек умерли от СПИДа.

На начало 2017 года общее число случаев ВИЧ-инфекции среди граждан России достигло 1 114 815 человек (в мире – 36,7 миллионов ВИЧ-инфицированных, в т.ч. 2,1 млн. ДЕТЕЙ). А по расчетам международной организации ЮНЕЙДС (UNAIDS) в России уже более 1 500 700 ВИЧ-инфицированных. Из них умерло по разным причинам (не только от СПИДа, а от всех причин) 243 863 ВИЧ-инфицированных.

Каждый час заражается 10 человек! Ежедневно заражается– более 200 россиян!

Второй ведущий

Группы риска.

Можно выделить несколько группы риска инфицирования:

  • наркоманы, которые используют инъекции;
  • младенцы, если мать инфицирована;
  • люди, которые практикуют анальный, незащищенный секс, беспорядочные половые связи;
  • при переливаниях крови;
  • больные другими венерическими заболеваниями;
  • медицинские работники.

Первый ведущий

Клиническая классификация

Классификация ВИЧ-инфекции неоднократно уточнялась и изменялась. В первой классификации ВОЗ от 1988 года выделяли 4 стадии. Эта классификация стала основой для других, которые уточняют и детализируют стадии болезни:

I стадия — начальная (острая) ВИЧ-инфекция

II стадия — персистирующая генерализованная лимфаденопатия (бессимптомное течение)

III стадия — СПИД-ассоциированный комплекс (пре-СПИД)

IV стадия — развёрнутый СПИД.

Второй ведущий

Стадии инфекционного процесса

Общая продолжительность ВИЧ-инфекции у пациентов, составляет в среднем 10 лет. В течение всего этого времени наблюдается постоянное снижение количества лимфоцитов в крови пациента, что в конечном итоге становится причиной смерти от вторичных заболеваний.

Инкубационный период.

Инкубационный период исчисляется с момента заражения до того, как обнаружатся первые признаки болезни. Это может занять длительное время – от полугода до года. В инкубационном периоде анализ на ВИЧ уже будет положительным, но поскольку признаков еще нет, то человек может не знать о наличии у него болезни. После заражения вирусом врачи выделяют ряд болезней, которые имеют место в остроинфекционный период:

  • длительное повышение температуры тела, пот, жар, особенно по ночам во время сна;
  • резкая потеря веса;
  • неоднократное заражение простудными заболеваниями;
  • кожные патологии, такие как герпес, различные виды лишая, фурункулез и т. д.

Первый ведущий

Острая фаза

Острая фаза длится до 1 месяца с момента инфицирования. Клинические проявления этой стадии:

  • субфебрильная температура;
  • крапивница;
  • стоматит;
  • воспаление лимфатических узлов, которые становятся увеличенными, мягкими и болезненными.

 Отмечается, что чем тяжелее симптомы острой фазы и чем дольше они сохраняются, тем быстрее развивается СПИД. Наиболее чувствительными клиническими критериями острой фазы ВИЧ-инфекции признаны лихорадка (80 %) и недомогание (68 %), а наиболее специфичными — похудение (86 %) и язвы слизистой полости рта (85 %).

Острая фаза ВИЧ-инфекции обычно продолжается 7—10, редко более 14 дней. Диагностика этой стадии ВИЧ-инфекции трудна из-за неспецифичности симптомов и может быть подтверждена при выявлении вирусной РНК в отсутствие антител к ВИЧ.

Второй ведущий

Латентный период

После окончания острой фазы, устанавливается «равновесие» между скоростью размножения вируса и иммунным ответом, и затем в течение многих месяцев и лет (до 8—10 лет), инфекция протекает бессимптомно или в форме персистирующей генерализованной лимфаденопатии. В этот период происходит активное размножение. Латентный период длится 5-10 лет, характерные симптомы этой стадии — лимфоаденопатия (увеличение лимфатических узлов). ВИЧ-инфицированные пациенты в латентной стадии ВИЧ-инфекции могут заражать других лиц, даже в случае применения ВААРТ, хотя лечение значительно снижает вероятность инфицирования.

Первый ведущий

ПреСПИД

Продолжительность стадии 1-2 года, начинается угнетение клеточного иммунитета. Характерными заболеваниями являются: рецидивирующий герпес (долго незаживающие изъязвления слизистой рта, половых органов, стоматит), лейкоплакия языка (разрастание сосочкового слоя), кандидоз слизистой рта и половых органов.

СПИД

СПИД — это терминальная (предсмертная) стадия ВИЧ-инфекции. В отсутствие лечения длится до трех лет, в среднем 1-2 года. На стадии СПИД происходит генерализация оппортунистических инфекций и опухолей. Характерными заболеваниями для этой стадии являются: туберкулёз, сальмонеллез, энцефалит, менингит,  герпес, злокачественные опухоли (саркома Капоши, лимфомы).

Факторы, которые сокращают переход ВИЧ-инфекции в СПИД: зрелый и пожилой возраст, коинфекция другими вирусными заболеваниями, плохое питание, стресс, генетические особенности.

Второй ведущий

Вирус иммунодефицита человека может находиться во всех биологических жидкостях (кровь, сперма, вагинальный секрет, грудное молоко, слюна, слезы, пот и др.), преодолевает трансплацентарный барьер. Однако содержание вирусных частиц в биологических жидкостях различно, что и определяет их неодинаковое эпидемиологическое значение. Вирус иммунодефицита человека поражает все клетки имеющие CD4+-рецептор. В организме инфицированного человека ВИЧ находится в различных средах и тканях. Например, лимфоидная ткань в головном мозге и внутренних органах.

Биологические субстраты человека, содержащие ВИЧ и имеющие наибольшее эпидемиологическое значение в распространении ВИЧ-инфекции: кровь, сперма, вагинальный и цервикальный секрет, материнское грудное молоко.

Вирус может находиться и в других субстратах (но его концентрация в них мала или субстрат недоступен, как, например, ликвор: спинномозговая жидкость (ликвор), моча, слюна, слезная жидкость, секрет потовых желез.

Для передачи ВИЧ необходимо не только наличие источника инфекции и восприимчивого субъекта, но и возникновение соответствующих условий, обеспечивающих эту передачу.

Первый ведущий

Передача ВИЧ осуществляется следующими механизмами:

  • естественными — контактным,
  • вертикальным и искусственным (артифициальным).

Пути реализации механизмов передачи возбудителя разнообразны:

  • половой,
  • трансплацентарный,
  • парентеральный (инъекционный, трансфузионный, трансплантационный).

Доминирующим механизмом передачи возбудителя является контактный, реализуемый половым путем. Ведущая роль полового пути передачи обусловлена высокой концентрацией вируса в сперме и вагинальном секрете инфицированных лиц.

Вертикальный механизм передачи ВИЧ реализуется у инфицированных беременных (антенатальный путь). Заражение ребенка может произойти и во время акта родов (интранатальный путь), а затем постнатально, при грудном вскармливании.

Основной путь заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных — перинатальный. Удельный вес передачи ВИЧ в разные сроки перинатального периода точно не определен, однако внутриутробное инфицирование на ранних сроках беременности происходит в 30-50% случаев при отсутствии профилактики перинатальной передачи ВИЧ.

Вероятность инфицирования ребенка при грудном вскармливании составляет около 12-20%. Причем передача вируса может происходить не только от инфицированной матери ребенку, но и от инфицированного ребенка кормящей женщине в случае.

Второй ведущий

При оказании разного рода косметических (маникюр, педикюр и др.), тату услуг, есть риск заражения ВИЧ. Инфицирование может произойти в том случае, если во время процедуры повредили кожу клиента, а на инструменте присутствует кровь предыдущего посетителя, который имеет заболевание.

«Искусственный» (артифициальный) механизм срабатывает при проведении медицинских манипуляций, сопровождаемых нарушением целостности кожных покровов и слизистых оболочек, т.е. реализуется внутрибольничное инфицирование ВИЧ. Данный механизм имеет разнообразные пути и факторы передачи возбудителя, однако при ВИЧ-инфекции роль этого механизма распространения ВИЧ ничтожна мала.

В настоящее время этот путь распространения ВИЧ-инфекции не реализуется в силу того, что введен строгий контроль препаратов крови и проведения всех инвазивных диагностических вмешательств с соблюдением предстерилизационной очистки и стерилизации медицинского инструментария, применения одноразовых медицинских инструментов (например, шприцы).

Передача ВИЧ воздушно-капельным, пищевым, водным, трансмиссивным путями не доказана.

Первый ведущий

Лечение ВИЧ-инфекции возможно только после тщательной диагностики. Однако, к сожалению, по состоянию на 2017 год, официально, адекватной терапии и лекарственных препаратов, которые бы полностью устранили вирус иммунодефицита человека и вылечили больного не установлены.

Единственным современным методом лечения ВИЧ-инфекции на сегодняшний день является высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ), которая направлена на замедление прогрессирования заболевания и остановку его перехода с стадию СПИД. Благодаря ВААРТ, жизнь человека может продлиться на несколько десятков лет.

Коварностью вируса иммунодефицита человека также является его мутирование. Так, если лекарственные препараты против ВИЧ не сменить через некоторое время, которое определяется исходя из постоянного контроля за болезнью, вирус приспосабливается, и назначенная схема лечения становится неэффективной. Поэтому, с разной периодичностью, врач меняет схему лечения, а вместе с ней и лекарства.

Второй ведущий

Современная разработка лекарств нацелена не только на достижение цели по эффективности против ВИЧ, но и на уменьшение побочных эффектов от них.

Эффективность лечения также повышается при изменении образа жизни человека, улучшение ее качества – здоровый сон, правильное питание, избегание стрессов, активный образ жизни, положительные эмоции и т.д.

Таким образом, можно выделить следующие пункты в лечении ВИЧ-инфекции:

  • Медикаментозное лечение ВИЧ-инфекции;
  • Диета;
  • Профилактические мероприятия.                

Первый ведущий

Профилактика инфицирования ВИЧ в медицинских учреждениях.

Когда возможно заражение ВИЧ-инфекцией в больнице?

Ретровирус циркулирует в крови человека, а значит при любых манипуляциях, сопровождающихся загрязнением этой биологической жидкостью медицинских инструментов, попадает на них. Если по какой-либо причине они не были правильно обработаны, но при этом применяются у другого пациента, то возбудитель попадает в кровь здорового человека. Так происходит внутрибольничное инфицирование ВИЧ.

В каплях крови вне человеческого тела вирус может жить и сохранять способность к заражению до недели, он устойчив к ультрафиолетовому излучению, поэтому кварцевание его не убивает. Вместе с тем сам по себе без крови возбудитель нестоек и погибает через несколько минут, поэтому невозможно бытовое инфицирование и воздушно-капельным путем.

Второй ведущий

При каких процедурах возможно заражение пациента ВИЧ?

Риск передачи инфекции существует при следующих манипуляциях:

•        Переливание цельной крови, реже – ее компонентов. Максимальный риск при прямом переливании (в современной медицине - крайне редкий метод);

•        Хирургические операции, в том числе эндоскопические. Максимальный риск при гинекологических операциях;

•        Внутривенные инъекции и инфузии, забор крови из вены (использование одноразовых шприцов практически полностью исключило этот путь);

•        Стоматологические процедуры;

•        Некоторые гинекологические манипуляции.

Первый ведущий

При соблюдении правил техники безопасности, гигиены и санитарии передача ВИЧ в ЛПУ – явление довольно редкое, но, к сожалению, медработники могут пренебрегать этими правилами, ставя под угрозу собственное здоровье и пациента.

Профилактика ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях при переливание крови:

Для профилактики внутрибольничных заражений ВИЧ-инфекцией каждый донор обязательно проходит обследование на заболевания, передающиеся при контакте крови, в том числе на иммунодефицит. Донорская кровь в обязательном порядке подвергается дополнительным исследованиям и специальной обработке, позволяющей не допустить заражения реципиента.

Второй ведущий

Стандартная мера профилактики ВИЧ в ЛПУ – анализ крови на наличие ретровируса при поступлении в стационар. Этот анализ берут у всех поступающих пациентов, его могут взять в приёмном покое или в том отделении, куда госпитализировали больного. Результаты получают на следующий день. Если обнаружена инфекция, делается отметка в истории болезни и в листе назначений. Она предназначена только для медицинского персонала.

В качестве профилактики внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией все манипуляции, связанные с кровью должны проводиться строго в перчатках. После каждого пациента их нужно менять. Не допускается повторное использование шприцов, игл, скарификаторов, катетеров. В число мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в ЛПУ входит и тщательная уборка палат, процедурных кабинетов и особенно – операционных. Применяемые при этом дезинфицирующие средства убивают вирус.

Первый ведущий

Где невозможно заразиться вирусом иммунодефицита?

Если случается заражение иммунодефицитом в больнице, то оно возможно только при контакте с кровью. Нельзя инфицироваться, находясь в одной палате с пациентом, страдающим СПИДом, или питаясь с ним за одним столом. Не могут заразить ВИЧ в больнице, если пациенту не делали операций, капельниц и уколов. При посещении врачей терапевтических специальностей, например оториноларинголога, заразиться ВИЧ в больнице невозможно. И, конечно же, нереально подхватить инфекцию, сидя в общей очереди.

Несмотря на существующий риск, известно не так много людей, которые действительно могут сказать: «Меня заразили ВИЧ в больнице», гораздо больше тех, кто, благодаря посещению врача, узнал о своём диагнозе и может замедлить развитие заболевания.

Второй ведущий

Методы профилактики ВИЧ-инфицирования:

1.        Информационные сообщения. Чем чаще в СМИ будут звучать предупреждения о риске заражения, тем больше об этом будут задумываться люди, особенно молодежь. Особые усилия следует направить на пропаганду здорового образа жизни и межполовых отношений, отказа от наркотиков.

2.        Барьерная контрацепция. На сегодняшний день презерватив обеспечивает более 90% защиты от попадания генитальных жидкостей в тело человека. Поэтому следует всегда иметь при себе презерватив.

3.        Стерилизация. Инфицированным женщинам не рекомендуется иметь детей, так как риск передачи вируса младенцу очень высок и врачи не всегда могут спасти его от заражения.

Первый ведущий

Профилактика профессионального заражения ВИЧ у медработников.

Врачи и медсестры, а также лабораторные работники неизбежно контактируют с биологическими жидкостями пациентов (лимфа, кровь, генитальные выделения и другие). Особенно актуальна профилактика ВИЧ-инфекции в хирургии и стоматологии, т.к. в этих отделениях происходит наибольшее количество операций и повышен риск заражения.

Предпринимаемые меры:

•        максимально безопасно оборудовать рабочее место при работе с пробами крови, инструментами;

•        использовать удобные и тщательно продезинфицированные медицинские приспособления;

•        работать только в одноразовых резиновых перчатках;

•        при появлении на коже ран, ссадин или язв заклеивать поврежденные места лейкопластырем;

•        пользоваться спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты;

•        грязное белье и отходы с биологическими жидкостями сортировать в специальном помещении, надев халат, перчатки и маску;

•        при возникновении ситуаций, несущих опасность заражения (порез, прокол перчатки, попадание крови на слизистые и т.д.) нужно выдавить кровь из ранки и обработать пораженные ткани антисептическим раствором;

•        если риск передачи заболевания сильно повышен, проводится постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции. Она подразумевает прием антиретровирусных препаратов, которые применяются для лечения ВИЧ.

Вывод

Как мы увидели из приведенного выше материала, ВИЧ/СПИД - это очень серьезная болезнь, которая в настоящее время не имеет специфической терапии. Изучив этот материал, мы смогли убедиться в том, насколько опасен, безжалостен этот вирус, насколько ужасно течение болезни и её последствия. Лучше предотвратить болезнь, чем её лечить - мы все должны знать меры профилактики и каждый должен внести свой вклад в эту работу, т.е. оповещать всех, пациентов, своих друзей, близких, знакомых об этой проблеме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Беленичев, И. Ф. Изменения маркеров окислительного статуса у больных с впервые диагностированным ВИЧ/СПИД-ассоциированным туберкулезом легких в процессе лечения [Текст] / И. Ф. Беленичев, Р. Н. Ясинский, Е. С. Литвиненко // Вестник новых медицинских технологий. – 2019 г. - № 3. - С. 135-139.
  2. Белозеров, Е. С. Болезни иммунной системы [Текст] / Е. С. Белозеров, Ю. И. Буланьков, Ю. А. Митин. – Эл.: Джангар, 2019. - 272 с.
  3. Белоусова, А. К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии [Текст] / А. К Белоусова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017 г. -332 с.
  4. Беляева, В. В. Готовность медицинских работников к формированию приверженности больных ВИЧ-инфекцией системе диспансерного наблюдения [Текст]/ В. В Беляева // Эпидемиология и инфекционные болезни - 2020 г. - №3 - с. 92-100
  5. Волков, С. Р. Статистика здравоохранения: показатели деятельности специализированных служб и организаций здравоохранения и методика их расчета. Статистика центров по профилактике и борьбе со СПИДом [Текст] / С. Р. Волков // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. - 2020. - № 2. - с. 82-101.
  6. Зуев, В. А., Многоликий вирус. Тайны скрытых инфекций [Текст] / В. А. Зуев – М.: АСТ-Пресс: АСТ-Пресс книга, 2016
  7. Зуева, Л. П.  Яфаев P.Х Эпидемиология [Текст]  / Л. П Зуева,  P.Х Яфаев – Фолиант, 2017 – 394 с.
  8. Иванова, Э.С. Периоды  эпидемического  процесса  при  ВИЧ-инфекции  и  СПИД-ассоциированные заболевания на территории Пермского края [Текст] / Э. С. Иванова [и др.]// Казанский медицинский журнал. - 2017. -№ 4. -С. 607-612
  9. Игонин, А. Л. Злоупотребление психоактивными веществами и ВИЧ-инфекция [Текст] / А. Л Игонин, авторский тираж – 2016 г.
  10. Каракина, М.Л. Регистр взрослых пациентов с первичными иммунодефицитами Свердловской области [Текст] / М. Л. Каракина // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2016. - № 1. - С. 57-63.
  11. Собакарь, А. Хламидийная инфекция [Текст] / А. Собакарь,  И. Собакарь., Л. Добровольская - Полтава - Москва, 2018. - 107 c.
  12. Темежникова. Н. Д., Легионеллезная инфекция [Текст] / Н. Д Темежникова, И. С. Тартаковский.- М.: Медицина, 2019 - 264 c.
  13. STOP – СПИД [Электронный ресурс] URL: http://www.lib-susmu.chelsma.ru/jirbis2/images/files/vademecum/Stop-aids.pdf (дата обращения: 21.12.2020)
  14. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом  [Электронный ресурс] URL: http://miasslib.ru/wpcontent/uploads/2017/12/%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%94.pdf  (дата обращения: 22.12.2020)
  15.  Виртуальная выставка «ВИЧ/СПИД: знать, чтобы жить» [Электронный ресурс] URL: http://lib.usue.ru/vystavki/213-virtualnaya-vystavka-vich-spid-znat-chtoby-zhit (дата обращения: 23.12.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!»

Проект «ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!»...

Информационный проект АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Армянская кухня – одна из древнейших кухонь в Азии и самая древняя в Закавказье. Это подтверждают ученые, археологические раскопки которых говорят о том, что армянской кулинарии более двух тысяч...

Учебный проект "Хочу все знать!"

Цель проекта: помочь детям подойти к мысли, что информация-это богатство, а "хочу все знать!"-это просто. Проект помогает развивать информационную. коммуникативную компетентность и самоменед...

Информационный проект "Здоровье"

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.  Здоровье — это главная ценность жизни, один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно и...

Информационный проект"Привычка, отнимающая жизнь"

Актуальность темы исследования с точки зрения общественности обусловлена тем, что курение принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровь...

Информационный проект. "ВИЧ - инфекция - знать и не бояться!"

Человеческая жизнь является наибольшей драгоценностью. Каждый из нас – частичка общества, и, если смерть безжалостно забирает жизни тысяч молодых людей – это угрожает жизни человечества на...

Информационный проект "Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями"

Настоящий проект, в рамках изучения ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе и ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий направлен на активизацию творческого потенциала ...