Методическая разработка конкурса профессионльного мастерства "Эскулап" для специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело.
методическая разработка

Ересь Светлана Сергеевна

Методическая разработка содержит методическое пояснение, цели и задачи конкурса, сведения о совершенствуемых компетенциях студентов, хронокарту конкурса, описаны все этапы конкурса, приведены эталоны ответов, оценочный лист конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eskulap.docx54.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия

конкурс профессионального мастерства

«Эскулап»

для специальности среднего профессионального образования

31.02.01 Лечебное дело

2023 г.

Рекомендовано на заседании ЦМК

«______»   _________  2022г.

Протокол  №___________

Председатель ЦМК  ________    

                                             

                             

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ГБПОУ

«ЗМТ» по учебной работе

________________ /Р.Р. Котова/

«______»__________  2023 г.

Разработчик  Ересь С.С., преподаватель    ГБПОУ «ЗМТ»

Методическое пояснение

   Конкурсы профмастерства среди студентов техникума позволяют, в первую очередь, активизировать познавательную деятельность, укрепляют междисциплинарные связи, повышают интерес к выбранной профессии. Моделирование на конкурсе нестандартных производственных  ситуаций, элементы деловой игры способствуют формированию комплексного клинического мышления и дают возможность обучающимся самим оценить свой уровень профессиональной подготовки.

Цели и задачи конкурса:

- Выявить лучшего студента по МДК 01.01 «Пропедевтика внутренних болезней»;

- Повысить заинтересованность студентов в качестве полученных знаний;

-Привить интерес к избранной профессии

-Закрепить теоретические и практические знания по обследованию пациентов

- углубить, систематизировать и обобщить знания по клиническим дисциплинам;

Развивающие цели:

- способствовать развитию логического мышления

- способствовать развитию памяти и речи

- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать

Воспитательные цели:

- стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма,

         - стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую  работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.

В ходе конкурса   совершенствуются профессиональные компетенции у выпускников:

Код

Наименование результатов обучения

ПК 1.1.

Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2

Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3.

Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.6

Проводить диагностику смерти.

ПК 1.7

Оформлять медицинскую документацию.

OK 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

OK 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

OK 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

OK 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

OK 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

OK 6

 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

OK 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

OK 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

OK 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

OK 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

OK 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

OK12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

OK 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Код личностных результатов

Личностные результаты реализации программы воспитания

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 2

   Проявляющий        активную        гражданскую        позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности    общественных организаций.

ЛР 3

Соблюдающий        нормы        правопорядка,        следующий        идеалам

гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям

представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к

формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей

многонационального народа России.

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения,

готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей

многонационального российского государства.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Хронокарта конкурса (сценарий)

Название этапов конкурса

Время этапа

1.

Организационный момент, вступительное слово преподавателя

3 мин.

2.

Представление жюри и членов экспертной комиссии

2 мин.

3.

1 этап. Приветствие, эмблема, девиз команды,  видеоролик «Моя профессия –моя гордость».

10 мин.

4.

2 этап. Конкурс «Пятый лишний»

10 мин.

5

3 этап. Блиц-опрос для каждой команды (30 вопросов)

20 мин.

6

4 этап. Выполнить практические задания (по жребию)

20 мин.

7.

5 этап. Объяснить значение медицинских терминов.

10 мин

7.

6 этап. Ответить на вопросы по разделу анатомия.

10 минут

8.

7 этап. Решение ситуационных задач ( по 2 задачи каждой команде).

25 минут

9.

Подведение итогов, награждение участников.

10 минут


Время мероприятия – 120 минут

Вид внеаудиторного занятия - конкурс профессионального мастерства

Место проведения мероприятия - актовый зал

1. Этап. Название, девиз, приветствие команд. Видеоролик «Моя профессия –моя гордость».

2. Этап.

Пятый лишний

Найди и подчеркнуть лишний элемент

  1. Пепсин, амилаза, липаза, трипсин, лизоцим
  2. Пищевод, трахея, глотка, тонкий кишечник, толстый кишечник
  3. Лобная, теменная, лобковая, решетчатая, затылочная
  4. Крахмал, белки, минеральные соли, жиры, углеводы
  5. Аорта, легочные вены, полые вены, легочный ствол, воротная вена

Эталоны ответов

  1. Пепсин, амилаза, липаза, трипсин, лизоцим
  2. Пищевод, трахея, глотка, тонкий кишечник, толстый кишечник
  3. Лобная, теменная, лобковая, решетчатая, затылочная
  4. Крахмал, белки, минеральные соли, жиры, углеводы
  5. Аорта, легочные вены, полые вены, легочный ствол, воротная вена

3 Этап. Блиц-опрос. Вопросы для 1 команды: 

  1. Виды нарушения сознания (оглушение, сопор, кома).
  2. Нормальные значения удельного веса в общем анализе мочи (1,010-1,020).
  3. Какие шумы сердца называют органическими?(связанные с органическими нарушениями в сердце и\или клапанах сердца)
  4. Что такое брадипноэ?(редкое дыхание)
  5. Перечислите свойства пульса.(ритм, частота, наполнение, напряжение, симметричность)
  6. Что такое «дефицит пульса»?(разница между сердечными сокращениями и пульсовыми ударами)
  7. Нормальное содержание глюкозы в крови.(3,3-5,5)
  8. Нормальное содержание общего билирубина в крови.(3,4-17,1 мкмоль\л)
  9. Как называется форма грудной клетки  с эпигастральным углом <90°?(астеническая)
  10. Цилиндрическая грудная клетка – это норма или патология?(да)
  11. Какой тип дыхания у женщин?(грудной)
  12. Назовите виды перкуссии легких.(сравнительная, топографическая)
  13. Как называется послойное рентгенологическое исследование легких?(томография)
  14. Места локализации «сердечных отеков».(лицо)
  15. Что такое акроцианоз?(цианоз рук, ног, лица)
  16. Нормальное содержание лейкоцитов в крови.(4-9 на 10 в 9 степени на литр)
  17. Если край печени пальпируется на 3 см ниже реберной дуги- это норма или патология?( нет)
  18. Соотношение дневного и ночного диуреза в пробе Зимницкого.(3:1)
  19. Как называются боли, возникающие в эпигастрии через 30 минут после еды?(ранние)
  20. Оцените цветовой показатель равный 0,6?(снижен)
  21. Что такое тромбоцитопения?( снижение содержаия тромбоцитов в крови)
  22. Назовите отделы верхнего этажа живота.(правое и левое подреберье, эпигастрий)
  23. В какой подвздошной области пальпируется слепая кишка?(правой)
  24. Сколько выделяют опознавательных подмышечных линий?(три)
  25. О чем может свидетельствовать снижение тургора кожи у пациента 20 лет?(обезвоживание)
  26. Какое положение тела принимает пациент при болях в животе?(эмбриона)
  27. Что такое парацентез?(удаление асцитической жидкости из брюшной полости с помощью  чрезкожной аспирации)
  28. Сколько долей в правом легком (а сколько в левом)?(3 и 2)
  29. С какими целями применяется плевральная пункция?(эвакуация содержимого плевральной полости)
  30. Болезненность в точке Кера свидетельствует о патологии какого органа?(желчный пузырь)

Вопросы для 2 команды:

  1. Что относится к побочным дыхательным шумам?(хрипы, крепитация, шум трения плевры)
  2. Запись звуковых сигналов сердца называется?(фонокардиография)
  3. Сколько выделяют опознавательных линий грудной клетки?(десять)
  4. Что имел в виду студент, проведя аускультацию легких и выявив «хлюпанье» и «бульканье»?(наличие хрипов при аускуцльтации легких)
  5. Оцените состояние питания пациента 40 лет при росте 167 см,  весе 98 кг. (избыточная масса тела)
  6. Назовите по автору глубокое, шумное дыхание(Куссмауля).
  7. Размеры печение по Курлову(9-8-7).
  8. Назовите анализ мокроты в норме.(мокроты не должно быть)
  9. Для исследования какого органа проводится симптом Ортнера и как он проводится? (печени)
  10. Каким сосудом начинается большой  круг кровообращения.(аортой)
  11. Что такое одышка, какой она может быть?(инспираторная, экспираторная, смешанная. Нарушение частоты, глубины и ритма дыхания с чувством нехватки воздуха)
  12. Что такое «Френикус» - симптом?(болезненность при надавливании между ножками грудинно-ключично-сосцевидной мышцы в надключичной области)
  13. Чем отличается ишурия от анурии?(ишурия-невозможность опорожнить полный мочевой пузырь, анурия-отсутствие мочи в мочевом пузыре)
  14. Как переводится слово «Крепитация»?(хруст)
  15. Что такое синдром?(совокупность симптомов с общим патогенезом)
  16. Назовите порядок проведения глубокой скользящей пальпации (после поверхностной пальпации).
  17. Каким методом исследования определяется экскурсия лёгких?(перкуссия)
  18. Какой диагноз называется основным?(это более тяжелая и опасная болезнь у пациента, из-за которой он обратился за медпомощью)
  19. Где расположено основание сердца?(это верхняя расширенная часть сердца)
  20. Каким методом определяется верхушечный толчок – аускультации или перкуссии?(пальпацией)
  21. Место выслушивания трикуспидального клапана.(у основания мечевидного отростка грудины)
  22. На верхушке сердца лучше выслушивается 1 или 2 тон?(первый)
  23. Аускультативный метод исследования, аналогичный определению «голосового дрожания».(бронхофония)
  24. Перкуторный звук при уплотнении легочной ткани?(тупой)
  25. Перкуторный звук, который определяется над кишечником?(тимпанит)
  26. Соотношение вдоха и  выдоха в норме.(1:1,3)
  27. Какое дыхание в норме выслушивается над легочной тканью?(везикулярное)
  28. Уровень расположения нижней границы легких по средне-ключичной линии справа.(6 ребро)
  29. Что такое «кошачье мурлыканье»?(ощущуние дрожания под ладонью, при митральных пороках)
  30. Как еще называется митральный клапан?(двустворчатый)

4 Этап.

А. Практическое задание для 1 команды:

  1. Лицо характеризуется богатством мимики, выпяченными блестящими глазами (пучеглазие) с характерным гневным, раздраженным или испуганным взглядом. Для пациентов, с каким синдромом характерно это лицо? (гипертиреоз)
  2. Провести сравнительную перкуссию легких. Назвать причины притупления перкуторного звука.
  3. Оцените анализ крови.

Гемоглобин – 138 г/л
Эритроциты – 3,8 х 10
12
Цветовой показатель – 1,0
Тромбоциты - 280 х 10
9
Лейкоциты - 14,8 х 10
9
Палочкоядерные - 8%
Сегментоядерные - 68%
Эозинофилы - 2%
Базофилы – 0 %
Лимфоциты - 20%
Моноциты - 2%
СОЭ - 38 мм/ч

  1.  Почему пальпацию почек нужно проводить лежа и стоя.
  2.  Продемонстрируйте методику определения голосового дрожания. Назовите причины усиления «голосового дрожания».

 

Практическое задание для 2 команды:

  1. У больного при аускультации легких обнаружено ослабленное везикулярное дыхание. Назовите причины ослабления везикулярного дыхания в физиологических и патологических условиях.
  2. Что такое лейкоцитарная формула? Состав и нормальные значения.

3.  Оценить анализ мочи. 

АНАЛИЗ МОЧИ

Количество – 150, 0 мл                                          Эритроциты:

Цвет – желтый                                                       неизмененные – 

Прозрачность – полная                                         измененные –

Относительная плотность – 1010                         Цилиндры:

Реакция – 5,0                                                           гиалиновые -

Белок – 0,33 г/л                                                      зернистые -

Глюкоза –  отр.                                                       восковидные -

Кетоновые тела –  отр.                                           эпителиальные-

Эпителий:                                                                эритроцитарные-

Плоский –  единичный                                          пигментные -

Переходный –  Почечный –                                    Соли –

Лейкоциты – 20  в п/зр.                                         Бактерии –  много

 Слизь –сплошь

4. Какие виды рентгенологического исследования применяются для диагностики заболеваний легких?

      5.Что такое систолическое, диастолическое, пульсовое давление? 

 5 Этап. Термины для первой команды:

Булимия(употребление большого количества пищи)

Олигопноэ(уменьшение чдд)

Анасарка(общий отек)

Гипопротеинемия(уменьшение содержания белка в крови)

Глюкозурия(глюкоза в моче)

Пиурия(гной в моче)

Гематурия(кровь в моче)

Моноцитопения(уменьшение содержания моноцитов в крови)

Ортопноэ(вынужденное положение пациента сидя, с упором на руки)

Анемия(уменьшение содержания эритроцитов и гемоглобина в крови)

 Термины для 2 команды:

Уремия(повышение уровня азотистых шлаков в крови)

Тахипноэ(учащение дыхания)

Асцит(скопление отечной жидкости в брюшной полости)

Гипергликемия(повышенный уровень глюкозы крови)

Протеинурия(бело в моче)

Олигурия(уменьшенное количество мочи)

Лейкоцитоз(увеличение содержания лейкоцитов в крови)

Эозинофилия(увеличение содержания эозинофилов в крови)

Мелена(кровь в кале)

Гипотония (снижение АД)

6 Этап. Вопросы по анатомии.

Для 1 и 2 команды:

  1. Какая ткань содержит тигроидное вещество ?
  2. Как называется Х пара черепно- мозговых нервов ?
  3. Чем образован большой таз ?
  4. Какой орган напоминает шляпку гриба ?
  5. Сколько долей имеет правое легкое ?
  6. Назовите железы смешанной секреции
  7. Формула постоянных зубов
  8. Форма почек ?
  9. Какая железа вырабатывает тироксин ?
  10. Количество нефронов в почке ?
  11. Число костей запястья ?
  12. Куда впадает верхняя полая вена ?
  13. Как называется первая пара черепно- мозговых нервов ?
  14. Назовите самую длинную мышцу в теле человека ?
  15. Какой эпителий выстилает дыхательные пути ?
  16. Назовите кости предплечья
  17. Длина пищеварительного канала ?
  18. Назовите 2 вещества почки ?
  19. Женская половая клетка ?
  20. Что такое нейрон ?
  21. Сколько долей имеют большие полушария ?
  22. Какие ферменты действуют на углеводы ?
  23. Суточная потребность в белках ?
  24. Сколько позвонков в шейном отделе ?
  25. Где находится центр акта мочеиспускания ?
  26. Количество костей черепа ?
  27. Назовите изгибы позвоночника ?
  28. Структурно- функциональная единица печени ?
  29. Сколько долей имеет левое легкое ?
  30. Как называют раздвоение трахеи ?

Эталоны ответов

  1. Нервная
  2. Блуждающий
  3. Крыльями подвздошной кости
  4. Печень
  5. 3 доли
  6. Поджелудочная и половые железы
  7. 2- резца, 1 – клык, 2- малых коренных, 3- больших коренных
  8. Бобовидная
  9. Щитовидная
  10. 1 миллион
  11. 8 костей
  12. В правое предсердие
  13. Обонятельный
  14. Портняжная
  15. Мерцательный
  16. Локтевая и лучевая
  17. 8- 10 метров
  18. Корковое и мозговое
  19. Яйцеклетка
  20. Нервная клетка
  21. 5 долей
  22. Амилаза и мальтаза
  23. 100- 110 грамм
  24. 7 позвонков
  25. Крестцовый отдел спинного мозга
  26. 23 кости
  27. Лордоз и кифоз
  28. Печеночная долька
  29. 2 доли и
  30. Бифуркация

7 Этап. Решение ситуационных задач.

Задача 1

Пациент Н., 56 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость,

недомогание, повышенную утомляемость, снижение работоспособности, повышение

температуры, кашель с мокротой, одышку. Ухудшение состояния наступило 5 дней назад.

Болен в течение 6 лет, обострения возникают периодически в осенне-весенний

период и часто связаны с переохлаждением. Мокрота выделяется при обострениях

несколько месяцев подряд. Пациент курит около 10 лет по 1 пачке в день.

Объективно: температура 38,50С. Общее состояние средней тяжести. Кожа чистая.

Грудная клетка эмфизематозная. Перкуторный звук над легкими коробочный. Дыхание

ослабленное, везикулярное, с обеих сторон определяются влажные мелкопузырчатые

хрипы. ЧДД 25 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. ЧСС 72 в мин. АД 135/95 мм рт.ст.

Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Назовите клинический синдром, выявленный у пациента, с обоснованием.

2. Что необходимо уточнить у пациента при сборе анамнеза?

3. Объясните механизм развития всех объективных симптомов данного синдрома.

Задача 2

Пациент К., 48 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на ежедневные приступы

затрудненного дыхания, общую слабость, недомогание. После приступа отходит

небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Болен 4 года, указанные жалобы

возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают.

У пациента аллергия на пенициллин.

Объективно: состояние средней тяжести. Пациент сидит, опираясь руками о край

кровати. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и

подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается

набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий.

Дыхание громкое, со свистом и шумом. При перкуссии отмечается коробочный звук. На

фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие

свистящие хрипы. ЧДД - 20 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70

мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Назовите клинический синдром, выявленный у пациента с обоснованием.

2. Что необходимо уточнить у пациента при сборе анамнеза?

3. Объясните механизм развития всех объективных симптомов данного синдрома.

Задача 3

Пациентка З., 48 лет, доставлена на ФАП с жалобами на головную боль, высокую

температуру, боль в правой половине грудной клетки, усиливающуюся при кашле,

одышку. Заболевание началось остро, после переохлаждения. Больна 2-день.

Объективно: лихорадка 39,60С. Общее состояние тяжелое. Лицо гиперемировано, на

губах определяются герпетические высыпания. ЧДД – 27 в мин. При осмотре правая

половина грудной клетки отстает при дыхании, при пальпации голосовое дрожание справа

усилено, при перкуссии справа под лопаткой притупление перкуторного звука, здесь же

при аускультации дыхание жесткое, крепитация. Тоны сердца приглушены. Пульс 110 в

мин., ритмичный, АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Назовите клинический синдром, выявленный у пациента с обоснованием.

2. Что необходимо уточнить у пациента при сборе анамнеза?

3. Дайте общую характеристику диагностируемого синдрома.

Задача 4

Фельдшер вызван на дом к пациенту Н., 42-х лет. Пациент жалуется на сильный

кашель с выделением гнойной мокроты с неприятным зловонным запахом, на

повышенную температуру, недомогание, одышку, боль в правой половине грудной

клетки. Заболел неделю назад после переохлаждения. За медицинской помощью не

обращался, принимал аспирин. Вчера состояние резко ухудшилось, усилился кашель,

стала выделяться мокрота похожая на гной с неприятным запахом.

Объективно: температура 38,60С. Общее состояние средней тяжести. Кожа чистая.

Гиперемия лица. При перкуссии грудной клетки ясный легочный звук, справа под

лопаткой в области 7-8 межреберья тимпанический перкуторный звука, здесь же

выслушивается амфорическое дыхание, крупно- и среднепузырчатые влажные хрипы.

Тоны сердца приглушены. ЧСС 102 в мин. АД 100/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии

не выявлено.

Задания

1. Назовите клинический синдром, выявленный у пациента с обоснованием.

2. Что необходимо уточнить у пациента при сборе анамнеза?

3. Объясните механизм развития всех объективных симптомов данного синдрома.

Задача 5

Пациент Ш., 20 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на озноб, сухой кашель,

усиливающийся при глубоком дыхании, тяжесть в правой половине грудной клетки, __

одышку. Пациенту легче сидеть, чем лежать. Болен 2-ю неделю.

Объективно: температура 39,80С. Состояние тяжелое. Кожа чистая. При осмотре

грудная клетка ассимметрична за счет выпячивание межреберных промежутков справа,

при пальпации голосовое дрожание справа не проводится. При перкуссии справа по

среднеподмышечной линии от 7-го ребра и далее ниже к позвоночнику перкуторный звук

тупой. Дыхание в этой области не прослушивается. Левая граница относительной

сердечной тупости на 1 см кнаружи от среднеключичной линии. Тоны сердца

приглушенные, ритмичные. ЧСС 110 в мин. АД 90/60 мм рт.ст. Абдоминальной патологии

не выявлено.

Задания

1. Назовите клинический синдром, выявленный у пациента с обоснованием.

2. Что необходимо уточнить у пациента при сборе анамнеза?

3. Объясните механизм развития всех объективных симптомов данного синдрома.

Эталоны ответов к задачам.

Тема: Методика диагностики заболеваний органов дыхания.

Эталон ответа к задаче 1

1. Синдром повышенной воздушности легочной ткани

Обоснование:

а) данные анамнеза:

синдром интоксикации, симптомы поражения бронхов (кашель с мокроты,

одышка);

продолжительность заболевания (6 лет);

связь обострения с переохлаждением;

длительное выделение мокроты в стадии обострения;

наличие вредных привычек: курение.

б) объективные данные: температура 38,50. Грудная клетка эмфизематозная. Перкуторный

звук над легкими коробочный. Дыхание ослабленное, везикулярное, с обеих сторон

определяются влажные мелкопузырчатые хрипы. ЧДД 25 в мин.

2. Необходимо уточнить:

характер одышки

когда одышка появляется в покое или при нагрузке

характер и количество мокроты

3.Механизм развития объективных симптомов данного синдрома обусловлен

эмфиземой : грудная клетка эмфизематозная, перкуторный звук над легкими

коробочный, дыхание ослабленное везикулярное. Влажные мелкопузырчатые хрипы

обусловлены застойными процессами.

Эталон ответа к задаче 2

1. Синдром бронхиальной обструкции

Обоснование:

а) данные анамнеза:

ежедневные приступы затрудненного дыхания, выделение небольшого количества

вязкой стекловидной мокроты;

связь возникновения приступов с периодом цветения;

наличие аллергии на лекарственные препараты;

б) объективные данные:

при осмотре: вынужденное положение, занимаемое для облегчения дыхания,

цианотичный оттенок кожи, бочкообразная форма грудной клетки, сглаженность

над- и подключичных ямок, расширение межреберных промежутков, втяжение

межреберий, набухание шейных вен, ЧДД - 20 в мин.;

при перкуссии легких - коробочный звук, опущение нижней границы легких,

снижение экскурсии легких;

при аускультации - сухие свистящие хрипы на фоне ослабленного везикулярного

дыхания, удлинение выдоха.

2. Необходимо уточнить:

характер одышки

наличие и характер кашля

наследсвенную предрасположенность

3. Механизм развития объективных симптомов данного синдрома обусловлен эмфиземой

легких: грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены,

межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие

вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и

шумом. При перкуссии отмечается коробочный звук. На фоне ослабленного

везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы,

обусловленные сужением мелких бронхов.

Эталон ответа к задаче 3

1. Синдром уплотнения легочной ткани

Обоснование:

а) данные анамнеза:

синдром интоксикации, боль в грудной клетке, усиливающаяся при кашле,

одышка,

острое начало заболевания;

б) объективные данные: лихорадка,

при осмотре: гиперемия лица, герпетические высыпания на губах, отставание

пораженной стороны грудной клетки при дыхании;

при пальпации - усиление голосового дрожания

при перкуссии: притупление перкуторного звука справа под лопаткой;

при аускультации – жесткое дыхание, крепитация.

2. Необходимо уточнить:

характер и интенсивность боли

характер кашля

характер, количество и цвет мокроты

характер одышки

3. Механизм развития объективных симптомов данного синдрома обусловлен

уплотнением легочной уплотнение легочной ткани

легочной ткани: при пальпации голосовое дрожание справа усилено, при перкуссии

справа под лопаткой притупление перкуторного звука, здесь же при аускультации

дыхание жесткое, крепитация, которая обусловлена разлипанием альвеол.

Эталон ответа к задаче 4

1. Синдром полости в легких.

Обоснование:

а) данные анамнеза:

синдром интоксикации, одышка, влажный кашель;

внезапное появление гнойной мокроты с неприятным зловонным запахом;

б) объективные данные:

лихорадка 38,60С;

при осмотре: гиперемия лица;

при перкуссии: тимпанический перкуторный звука

при аускультации: выслушивается амфорическое дыхание, крупно- и

среднепузырчатые влажные хрипы

2. Необходимо уточнить:

наличие боли в грудной клетке на стороне поражения

количество мокроты, выделенное одномоментно

наличие прожилок крови в мокроте

3. Механизм развития объективных симптомов данного синдрома обусловлен синдромом

воздушной полости в легких: при перкуссии грудной клетки справа под лопаткой

тимпанический перкуторный звука, здесь же выслушивается амфорическое дыхание,

крупно- и среднепузырчатые влажные хрипы, которые обусловлены прохождением

воздуха через средние и крупгые бронхи, заполненные мокротой.

Эталон ответа к задаче 5

1. Синдром скопления жидкости в плевральной полости

Обоснование:

а) данные анамнеза:

синдром интоксикации, сухой кашель, одышка, чувство тяжести в правой половине

грудной клетки;

постепенное начало заболевания;

вынужденное положение сидя;

б) объективные данные:

при осмотре: отставание при дыхании и выбухание пораженной половины грудной

клетки; вынужденное положение пациента сидя

при перкуссии: тупой звук над областью поражения, смещение левой границы

сердца;

при пальпации: голосовое дрожание не проводится;

при аускультации: дыхание над пораженной областью не прослушивается.

2. Необходимо уточнить

С каких симптомов началось заболевание

характер одышки

3. Механизм развития объективных симптомов данного синдрома обусловлен синдромом

скопления жидкости в плевральной полости

скопления жидкости в плевральной полости: при осмотре грудная клетка ассимметрична

за счет выпячивание межреберных промежутков справа, при пальпации голосовое

дрожание справа не проводится. При перкуссии справа по среднеподмышечной линии от

7-го ребра и далее ниже к позвоночнику перкуторный звук тупой. Дыхание в этой

области не прослушивается. Левая граница относительной сердечной тупости на 1 см

кнаружи от среднеключичной линии, за счет смещения жидкостью органов средостения в

здоровую сторону.__

Приложения

Приложение № 1

Оценочный лист

                  Команда

Конкурс

1 команда

2 команда

53-ф 2 команда

1.Представление команды (название, девиз, эмблема, видеоролик)

Максимум – 5 баллов

2.  Разминка

Максимум – 5 баллов

3.   Конкурс «Пятый лишний»-  Максимум – 5 баллов

4.  Блиц-опрос для каждой команды (30 вопросов)

Максимум – 30 баллов

5.  Выполнить практические задания (по жребию)

Максимум – 5 баллов

6.   Объяснить значение медицинских терминов.

Максимум – 10 баллов

7. Ответить на вопросы по разделу анатомия

Максимум – 15 баллов

8. Решение ситуационных задач ( по 2 задачи каждой команде).

Максимум – 5 баллов

7.  Подведение итогов, награждение участников.

ИТОГО БАЛЛОВ

                                                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 «Осуществление кредитных операций» для специальности среднего профессионального образования 080110 «Банковское дело»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 «Осуществление кредитных операций»для  специальности среднего профессионального образования 080110 «Банковское дело»...

Методическая разработка конкурса по информационным технологиям в профессиональной деятельности «INFOTEXpro»

Методическая разработка конкурса по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основании тем рабочей программы учебной дисциплины по спец...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельных работ по МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания для специальности среднего профессионального образования 43.02.14 Гостиничное дело

В учебно-методическом пособии даны рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания, спе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики ПМ.03 – УП.03 основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 43.02.15 Поварское и кондитерское дело по программе базовой подготовки

Учебная практика является обязательным  разделом  основной профессиональной  образовательной  программы  (ОПОП), обеспечивающей  реализацию Федерального государственного ...