Лекция для открытого урока
план-конспект занятия
Менструальный цикл и его регуляция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Менструальный цикл и его регуляция | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Менструальная функция и ее регуляция.
Женская половая система имеет 4 специфические функции:
-менструальную;
-половую;
-репродуктивную;
-секреторную.
Менструальный цикл – одно из проявлений сложного биологического процесса в организме женщины, которое выражается в закономерных циклических изменениях в ее половой системе. Одновременно происходят циклические колебания функционального состояния и других систем женского организма: сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и др.
Менструальный цикл начинается с периода полового созревания с 12-14 лет (устанавливается в течение года) и продолжается в детородном возрасте до 45-46лет. Длительность одного менструального цикла условно определяют от первого для наступившей менструации до первого дня следующей менструации. Продолжительность цикла вариабельна. Примерно у 60% женщин составляет 28 дней, у 28% - 21 день, у 10%- 30-35 дней.
Среди органов половой системы наиболее выраженные циклические изменения наблюдаются в яичниках и матке. Основной особенностью их является двухфазность: фазой созревания фолликула с последующей овуляцией и фазой желтого тела.
Термином «менструация» определяют периодически возникающие кровянистые выделения из половых путей женщины в результате отторжения эндометрия в конце 2-х фазного цикла. Это наступает тогда, когда не наступило оплодотворение созревшей яйцеклетки (кровотечение длится 3-5 дней, объемом от 100 до 150мл), менструация безболезненная и сопровождается незначительными тянущими болями внизу живота и пояснице.
Нормальный менструальный цикл включает в себя три основные компонента:
- Циклические изменения в яичнике, точнее в системе гипоталамус-гипофиз-яичник-яичниковый цикл;
- Циклические изменения в матке, преимущественно в эндометрии – маточный цикл;
- Многообразные физиологические сдвиги в разных функциях организма.
Особо важную роль в регуляции менструального цикла играет гипоталамо-гипофизарная система.
Функция гипоталамуса и передней доли гипофиза (аденогипофиз) вырабатывается, а затем выделяются в кровь ганадотропные гормоны, стимулирующие функцию половых желез:
- фолликулостимулирующий (ФСГ);
- лютеинизирующий (ЛГ);
- пролактин.
ФСГ- способствует созреванию фолликулов в яичниках и продукции фолликулярного (эстрогенного) гормона;
ЛГ- обеспечивает разрыв фолликула, выход яйцеклетки, контролирует образование и активность желтого тела;
Пролактин – выработку гормона желтого тела (прогестерона) и секрецию молочных желез.
В первой половине менструального цикла преобладает выработка ФСГ. В середине цикла- ФСГ и ЛГ. Во второй половине цикла – ЛГ и пролактина.
Под влиянием этих гормонов гипофиза происходят циклические изменения в яичниках. Гипофизарно-яичниковые взаимоотношения носят двусторонний характер, т.е. не только гормоны гипофиза действуют на функцию яичника но и половые гормоны так же влияют на уровень ганадотропинов.
Яичниковый цикл.
Происходит под влиянием ганадотропных гормонов гипофиза и состоит из 2-х фаз:
- Развитие фолликула и разрыва созревшего фолликула- фолликулярная фаза;
- Развитие желтого тела - лютеиновая (прогестероновая) фаза.
К моменту рождения девочки в ее яичниках содержится от 100.000 до 400.000 первичных фолликулов. Первичный фолликул состоит из незрелой яйцеклетки, которая окружена слоем эпителиальных клеток и соединительной оболочки.
Ко времени появления первой менструации число первичных фолликулов уменьшается до 30.000-50.000.
За весь период половой зрелости полностью созревает 450-500 фолликулов.
I.В фолликулярной фазе яичникового цикла происходит рост и созревание фолликула, что занимает первую половину менструального цикла.
Происходят увеличение, созревание и деление яйцеклеток, округление и размножение клеток фолликулярного эпителия, который превращается в зернистую оболочку фолликула.
В толщине зернистой оболочки накапливается фолликулярная жидкость. Фолликулярный эпителий, окружающий яйцеклетку, называется лучистым венцом.
Зрелый фолликул достигает в диаметре 1,5-2 см.
По мере созревания фолликул вырабатывает женские половые гормоны – эстрогены. Эстрогенные гормоны, кроме яичников, продуцирует также кора надпочечников.
Эстрогены:
- В период полового созревания вызывают рост и развитие половых органов, появление вторичных половых признаков.
- В период половой зрелости – повышение тонуса и возбудимости матки, а также способствуют развитию и функционированию молочных желез, пробуждают половое влечение.
Овуляция – выход зрелой яйцеклетки из фолликула яичника в брюшную полость. Яйцеклетка попадает в брюшную полость, далее в маточную трубу, в ампулярном отделе которой происходит оплодотворение.
Если оплодотворение не произошло, то через 12-24 часа яйцеклетка в полости трубы начинает разрушаться.
II.Фаза развития желтого тела – лютеиновая, занимает вторую половину менструального цикла. На месте разорвавшегося фолликула после овуляции образуется желтое тело, продуцирующее гормон прогестерон. Желтое тело в стадии наивысшего развития достигает величины лесного ореха до 2 см. Развитие желтого тела происходит под влиянием ЛГ, а образование прогестерона способствует пролактин.
Прогестерон - гестагенный гормон:
1.Подготавливает организм женщины к беременности;
2.Под его влиянием происходит секреторная трансформация эндометрия, необходимая для имплантации и развития плодного яйца;
3.Понижает возбудимость и сократительную деятельность матки, способствует сохранению беременности;
4.Стимулирует развитие молочных желез и подготавливает их секреции молока.
При отсутствие беременности в конце лютеиновой фазы наступает обратное развитие желтого тела, снижается продукция прогестерона и начинается созревание нового фолликула.
В яичниках вырабатывается небольшое количество мужских половых гормонов – андрогенов, которые способствуют росту волос в подмышечных впадинах, на лобке, а так же развития клитора и половых губ.
Маточный цикл.
Характеризуется изменениями в слизистой оболочке матки и имеет одинаковую продолжительность с яичниковым.
Различают две фазы:
- Фаза пролиферации;
- Фаза секреции с последующим кровотечением.
I фаза менструального цикла начинается после того, как заканчивается десквамация (отторжение) эндометрия (к 3-4 дню менструального цикла)
В ранней стадии пролиферации (на 5-7 день) происходит эпителизация раневой поверхности слизистой оболочки матки за счет эпителия желез базального слоя.
В средней стадии (8-10 день) поверхность слизистой оболочки матки выстлана высоким призматическим эпителием, железы эндометрия слегка извитые.
В поздней стадии (11-14 день) железы эндометрия приобретают извилистые очертания, иногда они штопорообразные, просвет их расширяется. Слизистая матки резко утолщена. Эта фаза совпадает с фолликулярной фазой яичникового цикла и зависит от влияния эстрогенных гормонов.
II фаза – фаза секреции, также различают 3 стадии:
- раннюю (15-18 день);
- среднюю (19-23 день);
- позднюю (24-27 день).
Функциональный слой слизистой оболочки матки еще более разрыхлен, утолщен. Эта фаза совпадает с фазой желтого тела, находится под влиянием прогестерона. В результате многочисленных изменений в слизистой оболочке матки создаются условия, благоприятные для развития зародыша.
При отсутствии беременности в конце менструального цикла желтое тело в яичнике погибает, уровень гормонов резко снижается, а функциональный слой слизистой эндометрия отторгается и наступает менструация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока лекции-визуализации по дисциплине "ИТПД"
Содержит пояснительную записку и презентацию к уроку. К сожалению фильм закачать не удалось из-за ограничения объёма. На уроке демонстрировался фильм "Автоматизация склада на базе ERP Microsoft Dynami...
Обмен педагогическим опытом: Анализ открытого урока-организация и проведение проблемной лекции.
Анализ открытого урока-организация и проведение проблемной лекции....
Открытый урок-лекция, с заранее запланированными ошибками по теме "Шоколад"
Тема: ШоколадТип урока – формирование новых знанийВид урока – урок-лекция, с заранее запланированными ошибкамиЦели урока:1. Образовательные: - формирование знаний о товароведной характерис...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)
3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30167133","attri...
3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы
3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые ...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы).
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы)....