Лекция для открытого урока
план-конспект занятия

Титова Ольга Алгебриховна

Менструальный цикл и его регуляция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Менструальная функция и ее регуляция.

 Женская половая система имеет 4 специфические функции:

-менструальную;

-половую;

-репродуктивную;

-секреторную.

Менструальный цикл – одно из проявлений сложного биологического процесса в организме женщины, которое выражается в закономерных циклических изменениях в ее половой системе. Одновременно происходят циклические колебания функционального состояния и других систем женского организма: сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и др.

        Менструальный цикл начинается с периода полового созревания  с 12-14 лет (устанавливается в течение года) и продолжается в детородном возрасте до 45-46лет. Длительность одного менструального цикла условно определяют от первого для наступившей менструации до первого дня следующей менструации. Продолжительность цикла вариабельна. Примерно у 60% женщин составляет 28 дней, у 28% - 21 день, у 10%- 30-35 дней.

        Среди органов половой         системы наиболее выраженные циклические изменения наблюдаются в яичниках и матке. Основной особенностью их является двухфазность: фазой созревания фолликула с последующей овуляцией и фазой желтого тела.

        Термином «менструация» определяют периодически возникающие кровянистые выделения из половых путей женщины в результате отторжения эндометрия в конце 2-х фазного цикла. Это наступает тогда, когда не наступило оплодотворение созревшей яйцеклетки (кровотечение длится 3-5 дней, объемом от 100 до 150мл), менструация безболезненная и сопровождается незначительными тянущими болями внизу живота и пояснице.

        Нормальный менструальный цикл включает в себя три основные компонента:

  1. Циклические изменения в яичнике, точнее в системе гипоталамус-гипофиз-яичник-яичниковый цикл;
  2. Циклические изменения в матке, преимущественно в эндометрии – маточный цикл;
  3.  Многообразные физиологические сдвиги в разных функциях организма.

Особо важную роль в регуляции менструального цикла играет гипоталамо-гипофизарная система.

Функция гипоталамуса и передней доли гипофиза (аденогипофиз) вырабатывается, а затем выделяются в кровь ганадотропные гормоны, стимулирующие функцию половых желез:

- фолликулостимулирующий (ФСГ);

- лютеинизирующий (ЛГ);

- пролактин.

ФСГ- способствует созреванию фолликулов в яичниках и продукции фолликулярного (эстрогенного) гормона;

ЛГ- обеспечивает разрыв фолликула, выход яйцеклетки, контролирует образование и активность желтого тела;

Пролактин – выработку гормона желтого тела (прогестерона) и секрецию молочных желез.

В первой половине менструального цикла преобладает выработка ФСГ. В середине цикла- ФСГ и ЛГ. Во второй половине цикла – ЛГ и пролактина.

Под влиянием этих гормонов гипофиза происходят циклические изменения в яичниках. Гипофизарно-яичниковые взаимоотношения носят двусторонний характер, т.е. не только гормоны гипофиза действуют на функцию яичника но и половые гормоны так же влияют на уровень ганадотропинов.

Яичниковый цикл.

Происходит под влиянием ганадотропных гормонов гипофиза и состоит из 2-х фаз:

  1. Развитие фолликула и разрыва созревшего фолликула- фолликулярная фаза;
  2. Развитие желтого тела - лютеиновая (прогестероновая) фаза.

К моменту рождения девочки в ее яичниках содержится от 100.000 до 400.000 первичных фолликулов. Первичный фолликул состоит из незрелой яйцеклетки, которая окружена слоем эпителиальных клеток и соединительной оболочки.

        Ко времени появления первой менструации число первичных фолликулов уменьшается до 30.000-50.000.

        За весь период половой зрелости полностью созревает 450-500 фолликулов.

I.В фолликулярной фазе яичникового цикла происходит рост и созревание фолликула, что занимает первую половину менструального цикла.

Происходят увеличение, созревание и деление яйцеклеток, округление и размножение клеток фолликулярного эпителия, который превращается в зернистую оболочку фолликула.

        В толщине зернистой оболочки накапливается фолликулярная жидкость. Фолликулярный эпителий, окружающий яйцеклетку, называется лучистым венцом.

Зрелый фолликул достигает в диаметре 1,5-2 см.

        По мере созревания фолликул вырабатывает женские половые гормоны – эстрогены. Эстрогенные гормоны, кроме яичников, продуцирует также кора надпочечников.

Эстрогены:

  1. В период полового созревания вызывают рост и развитие половых органов, появление вторичных половых признаков.
  2. В период половой зрелости – повышение тонуса и возбудимости матки, а также способствуют развитию и функционированию молочных желез, пробуждают половое влечение.

Овуляция – выход зрелой яйцеклетки из фолликула яичника в брюшную полость. Яйцеклетка попадает в брюшную полость, далее в маточную трубу, в ампулярном отделе которой происходит оплодотворение.

Если оплодотворение не произошло, то через 12-24 часа яйцеклетка в полости трубы начинает разрушаться.

II.Фаза развития желтого тела – лютеиновая, занимает вторую половину менструального цикла. На месте разорвавшегося фолликула после овуляции образуется желтое тело, продуцирующее гормон прогестерон. Желтое тело в стадии наивысшего развития достигает величины лесного ореха до 2 см. Развитие желтого тела происходит под влиянием ЛГ, а образование прогестерона способствует пролактин.

Прогестерон -  гестагенный гормон:

1.Подготавливает организм женщины к беременности;

2.Под его влиянием происходит секреторная трансформация эндометрия, необходимая для имплантации и развития плодного яйца;

3.Понижает возбудимость и сократительную деятельность матки, способствует сохранению беременности;

4.Стимулирует развитие молочных желез и подготавливает их секреции молока.

При отсутствие беременности в конце лютеиновой фазы наступает обратное развитие желтого тела, снижается продукция прогестерона и начинается созревание нового фолликула.

        В яичниках вырабатывается небольшое количество мужских половых гормонов – андрогенов, которые способствуют росту волос в подмышечных впадинах, на лобке, а так же развития клитора и половых губ.

Маточный цикл.

Характеризуется изменениями в слизистой оболочке матки и имеет одинаковую продолжительность с яичниковым.

Различают две фазы:

  1. Фаза пролиферации;
  2. Фаза секреции с последующим кровотечением.

I фаза менструального цикла начинается после того, как заканчивается десквамация (отторжение) эндометрия (к 3-4 дню менструального цикла)

     В ранней стадии пролиферации (на 5-7 день) происходит эпителизация раневой поверхности слизистой оболочки матки за счет эпителия желез базального слоя.        

     В средней стадии (8-10 день) поверхность слизистой оболочки матки выстлана высоким призматическим эпителием, железы эндометрия слегка извитые.

     В поздней стадии (11-14 день)  железы эндометрия приобретают извилистые очертания, иногда они штопорообразные, просвет их расширяется. Слизистая матки резко утолщена. Эта фаза совпадает с фолликулярной фазой яичникового цикла и зависит от влияния эстрогенных гормонов.

II фаза – фаза секреции, также различают 3 стадии:

- раннюю (15-18 день);

- среднюю (19-23 день);

- позднюю (24-27 день).

        Функциональный  слой слизистой оболочки матки еще более разрыхлен, утолщен. Эта фаза совпадает с фазой желтого тела, находится под влиянием прогестерона. В результате многочисленных изменений в слизистой оболочке матки создаются условия, благоприятные для развития зародыша.

        При отсутствии беременности в конце менструального цикла желтое тело в яичнике погибает, уровень гормонов резко снижается, а функциональный слой слизистой эндометрия отторгается и наступает менструация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока лекции-визуализации по дисциплине "ИТПД"

Содержит пояснительную записку и презентацию к уроку. К сожалению фильм закачать не удалось из-за ограничения объёма. На уроке демонстрировался фильм "Автоматизация склада на базе ERP Microsoft Dynami...

Обмен педагогическим опытом: Анализ открытого урока-организация и проведение проблемной лекции.

Анализ открытого урока-организация и проведение  проблемной лекции....

Открытый урок-лекция, с заранее запланированными ошибками по теме "Шоколад"

Тема: ШоколадТип урока – формирование новых знанийВид урока – урок-лекция, с заранее запланированными ошибкамиЦели урока:1. Образовательные: - формирование знаний о товароведной характерис...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)

3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30167133","attri...

3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые ...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы).

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы)....