изготовление порошков списка теоретическое занятие
методическая разработка
изготовление порошков списка теоретическое занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgototovlenie_poroshkov_spiska_teoretich_zanyatie.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ « РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
На заседании ЦМК ОПД Заместитель директора
Протокол №__ от ______2022 по учебно-воспитательной работе
Председатель ЦМК: ____ _______________________
/Н.В. Некрашевич/
«___» _____________2022
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Изготовление порошков с веществами сп.1 и сп.2»
Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»
П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Составлена: Бойко А.А.,
преподавателем технологии
изготовления лекарственных
форм
г. Рославль
2022г
Тема № 7: Изготовление порошков с веществами сп.1 и сп.2.
Время занятия: 90 минут.
Вид занятия : теоретическое
Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний
Цель занятия:
- Сформировать у студентов знания по приготовлению порошков с сильнодействующими и ядовитыми веществами
Задачи:
- Объяснить технологию изготовления суспензионных и эмульсионных мазей
- Повторить материал по правилам выписывания порошков в рецептах
- Развивать способность к мышлению, логике
- Воспитывать организованность, внимательность
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Дидактическое оснащение:
- методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- презентация
Студенты должны знать:
- правила прописывания порошков в рецептах
- технологию изготовления порошков с сильнодействующими веществами
- технологию изготовления порошков с ядовитыми и наркотическими веществами
- понятие «тритурация»
- правила оформления порошков к отпуску
Студенты должны уметь:
- определять способ прописывания порошков
- анализировать свойства лекарственных веществ
- производить необходимые расчеты
- оформлять лекарственную форму к отпуску
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Внутрипредметные связи:
- дозирование по массе
- мягкие лекарственные формы
- упаковка и оформление лекарственных форм
Межпредметные связи:
- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)
- фармакология (правила выписывания рецептов)
- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)
Литература:
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
Структура занятия
1. Организационный момент - 3 мин.
2. Повторение пройденного материала – 10мин.
3. Изучение нового материала- 70 мин.
.4. Закрепление – 5мин.
5. Задание на дом - 2мин.
Содержание занятия
I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и (сл. 3) план занятия:
1. Изготовление порошков с сильнодействующими веществами
2. Изготовление порошков с веществами сп.1
3. Тритурация – определение, случаи ее использования
II. Повторение пройденного материала:
1. Что собой представляют порошки как лекарственная форма?
2. Какими способами выписывают порошки в рецептах?
3. Какие вещества относят к сп.2 и каковы правила хранения и работы с ними?
4. Какие вещества относят к сп.1 и каковы условия их хранения?
5. Каковы правила работы с ядовитыми и наркотическими веществами?
6. Как оформляют к отпуску порошки с веществами сп.1?
III. Изучение нового материала. Преподаватель излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний по предыдущим изученным темам (приложение 1)
IV. Закрепление изученного материала:
1. В чем заключается распределительный способ выписывания порошков?
2. Что такое тритурация?
- В каких случаях используют тритурацию?
- Каковы правила введения сильнодействующих веществ в состав сложных порошков?
- Как вводят ядовитые и наркотические вещества в сложные порошки?
- Как оформляют порошки с веществами сп.1?
V. Задание на дом: Повторить -
1. Как прописывают порошки в рецептах?
2. Какие лекарственные вещества относятся к сп. 2 и сп.1?
3. Каковы правила работы и хранения лекарственных веществ сп.2.?
4. Каковы правила хранения веществ сп. 1?
5. Каковы правила работы с веществами сп. 1?
6. Каковы правила измельчения и смешивания веществ в сложных порошках?
7. Как упаковывают и оформляют порошки с веществами сп.1?
Приложение № 1
Содержание нового материала:
Лекарственные средства сп.2 – это сильнодействующие вещества, обращаться с которыми нужно с предосторожностью. Обычно эти вещества выписывают в рецептах в сотых (0,01) и десятых (0,1) долях грамма. В состав сложных порошков сильнодействующие вещества вводят сразу после затирания пор ступки веществом простого списка по принципу «от меньшего к большему». Особенно тщательно нужно производить смешивание ингредиентов. Если в прописи рецепта выписаны только сильнодействующие вещества и в малых количествах, то, чтобы уменьшить их потери, поры ступки затирают индифферентным веществом (сахаром) и высыпают его остаток из ступки. Перед изготовлением порошков проверяют дозы.
Rp: Dibazoli 0,01
Papaverini hydrochloridi 0,02
Glucosi 0,2
M.f.p
D.t.d. 30
S. По 1 порошку 2 раза в день
Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. Содержит вещества сп.2 – дибазол и папаверина гидрохлорид. На обратной стороне ППК проверяем дозы этих веществ и делаем расчеты.
Обратная сторона ППК:
Дибазол: РД= 0,01; СД= 0,01 х 2 = 0.02. По ГФ Х ВРД= 0,05; ВСД= 0,15.
Папаверина г/хл.: РД= 0,02; СД= 0,02 х 2= 0.04. По ГФ ВРД=0.2; ВСД=0.6.
Расчеты:
Дибазол: 0,01 х 30 = 0,3
Папаверина г/хл.: 0,02 х 30 = 0,6
Глюкоза: 0,2 х 30 = 6,0
Общ.масса= 0,3+0,6+6,0= 6,9
Развеска- 6,9 : 30= 0,23
В ступке растирают 6,0 глюкозы (вещество простого списка),часть отсыпают на капсулу, оставив в ступке не менее 0,1.Добавляют 0,3 дибазола (по принципу от меньшего к большему), растирают с глюкозой, затем добавляют 0,6 папаверина гидрохлорида, перемешивают и по частям, в 2-3 приема, при перемешивании, добавляют отсыпанную часть глюкозы с капсулы, перемешивают до однородности, На весах ВР-1 дозируют по 0,23 в вощеные или парафинированные капсулы № 30, помещают в бумажный пакет, оформляют этикеткой «Внутреннее», «Беречь от детей». Заполняют лицевую сторону ППК.
Лицевая сторона ППК:
Дата № Rp
Glucosi 6,0
Dibazoli 0,3
Papaverini hydrochloridi 0,6
Общ.м.= 6,9
Развеска 0,23 № 30
Приготовил
Проверил
Отпустил
Лекарственные средства сп.1 – это ядовитые и наркотические вещества, хранение, работа и отпуск которых должны проводиться с осторожностью. В рецептах эти вещества обычно выписывают в тысячных, десятитысячных долях грамма, иногда- в сотых долях.
Rp: Promedoli 0,01
Glucosi 0,25
M.f.p.
D.t.d. № 10
S. По 1 порошку при болях
Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. Содержит наркотическое вещество- промедол. Проверяем наличие печати и подписи врача на рецепте, штампа ЛПУ, дату выписывания рецепта (годен 5 дней). На обратной стороне ППК проверяем дозы и делаем расчеты.
Обратная сторона ППК:
Промедол: РД= 0,01; СД не указана. По ГФ Х ВРД= 0,05; ВСД= 0,2.
Расчеты:
Промедол: 0,01 х 10= 0,1
Глюкоза: 0,25 х 10 = 2,5
Общ.м.= 2,6
Развеска: 2,6:10= 0,26
В ступке растирают 2,5 глюкозы, часть отсыпают на капсулу, оставив не менее 0,1. Провизор-технолог в присутствии фармацевта отвешивает 0,1 промедола на отдельных весочках. Фармацевт помещает отвешенную дозу вещества в ступку и перемешивает с частью глюкозы. Штанглас убирается обратно в сейф, провизор-технолог на обратной стороне рецепта расписывается в отпуске, а фармацевт в получении 0,1 промедола. Затем по частям добавляют отсыпанную глюкозу с капсулы, все тщательно перемешивают до однородности. Дозируют по 0,26 в вощеные или парафинированные капсулы № 10, помещают в пакет. Основная этикетка «Внутреннее», дополнительные «Беречь от детей», «Обращаться осторожно». Пакет опечатывается, выписывается сигнатура (точная копия рецепта). Заполняется лицевая сторона ППК.
Дата № Rp
Glucosi 2,5
Promedoli 0,1
Общ.м. 2,6
0,26 № 10
Приготовил
Проверил
Отпустил
Если количество ядовитого или наркотического вещества на все дозы
выписано меньше, чем 0,05, то для точного дозирования применяют тритурацию.
Тритурация – это смесь ядовитого (наркотического) вещества с молочным сахаром в соотношении 1:10 или 1:100. Готовит тритурацию провизор-технолог в количестве месячной потребности по правилам изготовления порошков с веществами сп.А. Штанглас с тритурацией оформляется этикеткой, на которой указывают наименование тритурации, ее соотношение и количество вещества в 0,1 тритурации. Молочный сахар используют для приготовления тритурации потому, что он не гигроскопичен, наиболее индифферентен, без запаха, сладкого вкуса, нетиксичен, его плотность близка к плотности многих ядовитых веществ, что предотвращает расслаивание порошка. Чтобы рассчитать количество тритурации, необходимо количество ядовитого вещества на все дозы умножить на разведение тритурации (10 или 100).
Rp: Plathyphyllini hydrotartratis 0,002
Papaverini hydrochloridi 0,02
Natrii hydrocarbonatis 0,3
M.f.p.
D.t.d. № 20
S. По 1 порошку 3 раза в день
Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом, содержит ядовитое вещество- платифиллина гидротартрат и вество сп.Б – папаверина гидрохлорид. Проверяем дозы и делаем расчеты.
Обратная сторона ППК:
Платифил. г/тартр. РД= 0,002; СД= 0,006. ВРД= 0,01; ВСД= 0,03.
Папаверин г/хл. РД= 0,02; СД= 0,06. ВРД=0,2; ВСД=0,6.
Расчеты:
Платифиллина г/тартрата: 0,002 х 20= 0,04 (меньше 0,05)
Тритурации платифиллина г/т (1:10) = 0,04 х 10= 0,4
Папаверина г/хлорида: 0,02 х 20= 0,4
Натрия гидрокарбоната: 0,3 х 20= 6,0
Общ.м.=0,4+0,4+6,0= 6,8
Развеска 0,34 (6,8:20)
В ступке растирают 6,0 натрия гидрокарбоната (вещество простого списка, выписано в большем количестве), часть отсыпают на капсулу, оставив в ступке не < 0,1. Провизор-технолог в присутствии фармацевта отвешивает 0,4 тритурации платифиллина гидротартрата (оба расписываются на обратной стороне рецепта). Фармацевт перемешивает (по принципу от меньшего к большему) тритурацию с частью натрия гидрокарбоната в ступке, затем добавляют 0,4 папаверина гидрохлорида, перемешивают, по частям, перемешивая, добавляют отсыпанную часть натрия гидрокарбоната, все тщательно перемешивают до однородности, дозируют по 0,34 в вощеные капсулы, помещают в пакет, оформляют (предыдущий рецепт).
Лицевая сторона ППК:
Дата № Rp
Natrii hydrocarbonatis 6,0
Triturationis Plathyphyllini hydrotartratis (1:10) 0,4
Papaverini hydrochloridi 0,4
Общ.м. 6,8
0,34 № 20
Приготовил
Проверил
Отпустил
Rp: Atropini sulfatis 0,0003
Sacchari 0,3
M.f.p.
D.t.d. № 30
S. По 1 порошку 3 раза в день
Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом, содержит ядовитое вещество- атропина сульфат.
Обратная сторона ППК
Атропина сульфат: РД= 0,0003; СД= 0,0009. ВРД= 0,001; ВСД= 0,003
Расчеты:
Атропина сульфат: 0,0003 х 30= 0,009 (< 0,05)
Тритурация атропина сульфата (1:100) = 0,009 х 100= 0,9
Сахар: 0,3 х 30= 9,0; 9,0 – 0,9 = 8,1
Общ.м.= 8,1 + 0,9=9,0
Развеска 0,3 (9,0:30)
Так как в состав тритурации входит сахар, то чтобы не увеличивать массу одного порошка за счет сахара, входящего в тритурацию, общую массу сахара на все дозы уменьшаем на массу тритурации. В ступке растирают 8,1 сахара, часть отсыпают на капсулу. Добавляют 0,9 тритурации атропина сульфата 1:100, перемешивают, добавляют отсыпанную часть сахара и перемешивают до однородности, дозируют по 0,3 в капсулы, упаковывают, оформляют (аналогично предыдущему рецепту)
Лицевая сторона ППК:
Дата № Rp
Sacchari 8,1
Triturationis Atropini sulfatis 1:100 – 0,9
Общ.м. 9,0
0,3 № 30
Приготовил
Проверил
Отпустил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего теоретического занятия "Порошки"
Методическая разработка обобщающего теоретического занятия на тему "Порошки" предназначена для студентов специальности Фармация в форме соревнования и содержит теоретические вопросы, ситуаци...
Разработка теоретического занятия Порошки как лекарственная форма. Способы выписывания
разработка теоретического занятия для специальности Фармация по МДК Технология изготовления лекарственных форм...
Разработка теоретического занятия Изготовление простых и сложных порошков
Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...
Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с лекарственными средствами сп.А и Б
Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...
Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами
Разработка по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...
Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими средствами (практ)
Методическая разработка практического занятия "Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими лекарственными средствами" предназначена для самостоятельного (дистанционного) выполнения за...
Разработка практического занятия "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами"
Разработка практического занятия по теме "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами" предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Разрабо...