Разработка практического занятия "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Разработка практического занятия по теме "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами" предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Разработка содержит вопросы для проверки уровня подготовки к занятию, примеры ситуационных задач, индивидуальные задания для выполнения с алгоритмом действия, учебно - исследовательская работа, закрепление материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poroshki_s_raznymi_veshch_stud.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное  учреждение Амурской области

 профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

практического занятия для студентов

Тема:   «Изготовление порошков с различными веществами»      

МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 060301 «Фармация»

                                                                                                Составитель: Сухова Л.П.,

                                                                                                преподаватель технологии

                                                                                                изготовления   лекарственных    

                                                                                               форм

г. Благовещенск

2014г.

Практическое занятие № 6

Тема: Изготовление порошков с различными веществами

Продолжительность занятия: 270 мин.

Цель занятия: Научиться готовить порошки с различными веществами, оформлять их к отпуску и оценивать качество приготовленных лекарственных форм.

По окончании занятия студент должен:

знать:

- Правила выписывания рецептов на порошки

- Правила хранения пахучих, летучих, красящих веществ

- Физико-химические свойства лекарственных веществ

- Теоретические основы процесса измельчения и смешивания лекарственных веществ в порошках

- Приборы для взвешивания и дозирования порошков

- Правила упаковки и оформления порошков

уметь:

- Оценивать правильность выписывания рецептов

- Рассчитывать количества лекарственных веществ

- Выбирать и обосновывать технологию изготовления лекарственной формы в зависимости от свойств лекарственных веществ

- Осуществлять основные технологические операции (отвесить, измельчить, смешать, упаковать)

- Оформлять лекарственные формы к отпуску

- Заполнять паспорт письменного контроля

- Оценивать качество приготовленной лекарственной формы

В результате обучения студент должен овладеть общими  компетенциями: 

- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии

- организовывать собственную деятельность

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях 

-  осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- уметь работать в коллективе

- брать на себя ответственность за результат выполненной работы

профессиональными компетенциями:

- изготавливать лекарственные формы по рецептам

- владеть обязательными видами внутриаптечного контроля

- соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- оформлять документы первичного учета

Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм.

Литература:

  1. ГФ
  2. Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.
  3. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  4. Лекционный материал.

Оснащение занятия:

  1. Методическая разработка практического занятия для студента
  2. Методическая разработка практического занятия для преподавателя
  3. Средства деятельности: лекарственные вещества, ступки с пестиками, весы аптечные, разновес, марлевые салфетки, капсулы вощеные, пергаментные, этикетки
  4. Доска, мультимедиапрезентация

Внутрипредметные связи:

- Изготовление сложных дозированных порошков

- Дозирование по массе

- Нормирование качества порошков

Межпредметные связи:

- Латинский язык (перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания порошков)

- Контроль качества ЛС(свойства лекарственных веществ, письменный контроль)

- Организация экономики фармации (правила хранения лекарственных средств)

- Знания гигиены

Структура занятия

I. Организационный момент - 5 мин.

II. Контроль исходного уровня знаний  - 40 мин.

III. Самостоятельная работа – 180 мин.

IV. Учебно-исследовательская работа – 15 мин.

V. Закрепление пройденного материала – 15 мин.

VI. Подведение итогов занятия – 10 мин.

VII. Задание на дом – 5 мин.        

Содержание занятия

  1. Организационный момент:

 Проверить наличие рабочего дневника, надеть халат, колпак, подготовить рабочее место к занятию.

 Методическая установка: В экстемпоральной рецептуре аптек встречаются прописи сложных порошков, содержащих вещества пахучие, трудноизмельчаемые, красящие и др. Знание фармацевтом особенностей  изготовления порошков с веществами, обладающими различными физико-химическими свойствами, умение проводить точные расчеты  необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами. Поэтому сегодня на занятии Вы должны, используя свои теоретические знания, научиться готовить порошки с лекарственными веществами, обладающими различными физико-химическими свойствами.

Студенты записывают тему практического занятия.

  1. Контроль исходного уровня знаний:
  1. Ответить на контрольные вопросы (приложение № 1)
  2. Решить ситуационные задачи (приложение № 2)

  1. Самостоятельная работа:

1.Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.

2.Под руководством преподавателя:

А) Получить индивидуальное задание  (приложение № 3)

Б) Перевести рецепт на латинский язык

В) Ознакомиться со свойствами входящих в пропись ингредиентов

Г) Провести необходимые расчеты

Д) Выбрать правильную технологию изготовления порошка

3.Самостоятельно, пользуясь алгоритмом действия (приложение № 4):

А) Приготовить порошок согласно прописи рецепта

Б) Заполнить паспорт письменного контроля

В) Оценить качество приготовленной лекарственной формы

4. Учебно- исследовательская работа    (приложение № 5)

  1. Закрепление пройденного материала:

  1. Тестовый контроль (приложение № 6)

  1. Подведение итогов занятия: 

Преподаватель оценивает полные и неполные ответы студентов, активность на всех этапах занятия, самостоятельно выполненную работу. Оценка за занятие выставляется комплексная

        

  1. Задание на дом:

Тема: « Изготовление одно – и многокомпонентных растворов»

Вопросы для самоподготовки:

  1. Какими способами обозначается концентрация лекарственного вещества в растворах и что значит процентное выражение концентрации?
  2. Какова характеристика водных растворов и их классификация как лекарственных форм?
  3. Что значит растворимость лекарственных веществ и как проводят их растворение?
  4. Какой нормативный документ предъявляет требования  к воде очищенной, и какие требования?
  5. Что значит изготовление раствора по массе?
  6. Что значит изготовление раствора по объему?
  7. Что значит массо-объемный способ изготовления раствора?
  8. Каковы общие стадии изготовления растворов?
  9. Чем отличается процеживание раствора от фильтрования, какие материалы для этого используют?
  10. Как вводят жидкие лекарственные вещества в состав лекарственной формы?
  11. Каковы правила упаковки и оформления растворов?
  12. По каким критериям проводят оценку качества жидких лекарственных форм?

Литература для самоподготовки:

  1. Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс. 2002г.
  2. Лекционный материал.
  3. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Пахучие, летучие и красящие вещества хранят в ассистентской комнате в отдельном сейфе, в котором имеются отдельные весы, разновес, ступка с пестиком.

          Трудноизмельчаемые вещества измельчают отдельно в присутствии летучих жидкостей (этанола, эфира). Эти жидкости легко проникают в микротрещины кристаллов и способствуют их измельчению. В процессе измельчения вещество перекристаллизовывается, превращается в мелкодисперсный порошок и хорошо распределяется во всей порошковой массе, а жидкость улетучивается при этом.

К трудноизмельчаемым веществам относятся пахучие и летучие (камфора, ментол, тимол, йод, фенилсалицилат), а также непахучие и нелетучие - кислота борная, стрептоцид нерастворимый, пентоксил, кислота салициловая, натрия тетраборат.

Для измельчения 1,0 пахучих трудноизмельчаемых веществ берут 10 капель этанола 95 %; для измельчения остальных веществ берут 5 капель этанола 95 % на 1,0 вещества.

          Легковесные (легкораспыляющиеся) вещества, такие как магния оксид, тальк, панкреатин, ксероформ и др. добавляют в состав сложных порошков в самую последнюю очередь, аккуратно перемешивая, не допуская распыления.

          К красящим веществам относят рибофлавин, бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, этакридина лактат, фурацилин и некоторые другие. Эти вещества, как и пахучие, отвешивают на отдельных весах, на отдельно отведенном месте. В сложные порошки они добавляются методом «трехслойности» (пирога), т.е. между слоями неокрашенных веществ.

           Полуфабрикаты – заранее приготовленные смеси порошков из 2-3 ингредиентов, взятых в определенных соотношениях. При их использовании ускоряется процесс изготовления порошка и отпуск больному. В случае совпадения дозировки полуфабрикат может служить готовой лекарственной формой, тогда его просто отвешивают и дозируют (при необходимости).

Тема:  Изготовление порошков с различными веществами              Приложение № 1                                                                                                       

Контроль исходного уровня знаний.    Контрольные вопросы.

  1. Какие вещества относят к трудноизмельчаемым и как они хранятся?
  2. В чем особенность изготовления порошков с трудноизмельчаемыми веществами?
  3. Как должны храниться красящие вещества и в чем особенность изготовления порошков с ними?
  4. Какие вещества относятся к легковесным и как они вводятся в сложные порошки?
  5. Что собой представляют порошковые полуфабрикаты и в чем преимущества их использования?
  6. Чем отличаются распределительный и разделительный способы выписывания порошков?
  7. Как оценивают качество приготовленных порошков?

        

Тема:    Изготовление порошков с различными веществами             Приложение № 2                                                                

Контроль исходного уровня знаний.    Ситуационные задачи.

Возьми: Камфоры 0,06

               Сахара 0,3

               Смешай, чтобы получился порошок

               Дай таких доз № 20

               Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

Возьми: Крахмала 10,0

              Талька 20,0

              Смешай, чтобы получился порошок

              Дай. Обозначь. Присыпка

Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1

              Глюкозы 0,3

              Смешай, чтобы получился порошок

              Дай таких доз № 30

              Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

Эталоны ответов(записать в тетрадь)

1.Rp: Camphorae 0,06

    Sacchari 0,3

    M.f.p.

    D.t.d. № 20

    S. По 1 порошку 2 раза в день

Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. Камфора – вещество трудноизмельчаемое, пахучее, летучее.

Расчеты:

Камфоры: 0,06 х 20 = 1,2

Сахара: 0,3 х 20 = 6,0

Спирт 95%: 1,0 – 10 капель

                      1,2 – х кап       х = 12 капель

Общая масса 1,2 + 6,0 = 7,2

Развеска 7,2 : 20 = 0,36

В ступке растирают 6,0 сахара, затем полностью высыпают его на капсулу. В затертую ступку помещают 1,2 камфоры, в разные места откапывают 12 капель этанола 95%, растирают. Затем добавляют отсыпанный сахар с капсулы и все тщательно перемешивают до однородности. Дозируют по 0,35 в пергаментные капсулы № 20, помещают в бумажный пакет, оформляют этикеткой «Внутреннее».

                                        ППК:

                         Дата                      № Rp

                                 Sacchari 6,0

                                 Camphorae 1,2

                                 Общ. Масса 7,2

                                 Развеска 0,36 № 20

                         

2.Rp: Amyli 10,0

         Talci 20,0

         M.f.p.

         S. Присыпка

Выписан сложный недозированный порошок для наружного применения, содержит легковесное вещество – тальк. В ступке растирают 10,0 крахмала, добавляют 20,0 талька и аккуратно перемешивают до однородности. Помещают в баночку, оформляют этикеткой «Наружное».

             ППК:

      Дата           № Rp

          Amyli 10,0

          Talci 20,0

      Общ. масса 30,0

3.Rp: Acidi ascorbinici 0,1

          Glucosi 0,3

          M.f.p.

           D.t.d. № 30

           S. По 1 порошку 3 раза в день

Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. Для изготовления этой прописи можно использовать заранее приготовленный полуфабрикат состава: кислоты аскорбиновой 0,1, глюкозы 0,25. Расчеты: По рецепту нужно взять кислоты аскорбиновой 3,0 (0,1 х 30), глюкозы 9,0 (0,3 х 30). Общая масса составит 12,0. На 30 порошков в составе готового полуфабриката будет содержаться кислоты аскорбиновой 3,0 (0,1 х 30); глюкозы всего 7,5 (0,25 х 30). Количества кислоты аскорбиновой совпадают (3,0), а глюкозы не хватает 1,5 (9,0 – 7,5). Значит, можно взять 10,5 готового полуфабриката (3,0 + 7,5) и добавить 1,5 глюкозы (общая масса составит 12,0).

                        ППК:

           Дата                    № Rp

                Glucosi 7,5

                Acidi ascorbinici 3,0

                Glucosi 1,5

                Общ.масса 12,0

               Развеска 0,4 № 30

Тема: Изготовление  порошков с различными веществами                Приложение № 3                                                                     

Индивидуальные задания для выполнения:

1. Возьми: Камфоры 0,02

                  Сахара 0,2

                  Смешай, чтобы получился порошок

                  Дай таких доз № 10

                  Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день ребенку 9 лет

2. Возьми: Ментола 0,04

                  Сахара 0,25

                  Смешай, чтобы получился порошок

                  Дай таких доз № 5

                  Обозначь. По 1 порошку 1 раз в день

3. Возьми: Тимола 0,15

                   Цинка оксида 5,0

                   Смешай, чтобы получился порошок

                   Дай. Обозначь. Присыпка для ног

4. Возьми: Фенилсалицилата 0,09

                   Натрия гидрокарбоната 0,15

                   Смешай, чтобы получился порошок

                   Дай таких доз № 20

                   Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

5. Возьми: Йода 0,05

                   Натрия гидрокарбоната 5,0

                   Смешай, чтобы получился порошок

                   Дай. Обозначь. Для полосканий горла ребенку 11 лет        

6.  Возьми: Камфоры 0,1

                   Сахара 0,5

                   Смешай, чтобы получился порошок

                   Дай таких доз № 12

                   Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

 7.  Возьми: Пентоксила 0.1

                     Глюкозы 0,25

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай таких доз № 20

                     Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

8. Возьми: Камфоры 0.03

                  Сахара 0,3

                  Смешай, чтобы получился порошок

                  Дай таких доз № 20

                  Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день ребенку 7 лет

9.Возьми: Ментола 0,05

            Сахара 0,4

            Смешай, чтобы получился порошок

            Дай таких доз № 15

            Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

10. Возьми: Фенилсалицилата 0,05

                     Натрия гидрокарбоната 0,2

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай таких доз № 30

                     Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

11. Возьми: Оксида магния 0,1

                     Глюкозы 0,2

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай таких доз № 5

                     Обозначь По 1 порошку 2 раза в день

12. Возьми: Крахмала

                    Талька поровну по 10,0

                    Смешай, чтобы получился порошок

                    Дай.Обозначь. Пудра

13. Возьми: Панкреатина 0,1

                     Глюкозы 0,2

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай таких доз № 5

                    Обозначь По 1 порошку 2 раза в день

14. Возьми: Оксида магния 0,1

                     Натрия гидрокарбоната 0,3

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай таких доз № 6

                     Обозначь По 1 порошку 3 раза в день

15. Возьми: Талька 3,0

                     Цинка оксида 5,0

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Обозначь. Присыпка

16. Возьми: Панкреатина 0,2

                     Глюкозы 0,5

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай таких доз № 10

                     Обозначь По 1 порошку 2 раза в день ребенку 6 лет

17. Возьми: Кислоты борной 10,0

                    Талька 20,0

                    Смешай, чтобы получился порошок

                    Дай. Обозначь. Присыпка

18. Возьми: Магния оксида 5,0

                     Цинка оксида 10,0

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай. Обозначь. Пудра для лица

19. Возьми: Панкреатина 0,04

                     Глюкозы 0,25

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай таких доз № 30

                     Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

20. Возьми: Оксида цинка

                     Талька

                     Крахмала поровну по 20,0

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай. Обозначь. Пудра

Тема: Изготовление порошков с различными веществами               Приложение № 4     

                                                                             

        АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

Что делать?

Как делать?

Контроль

1. Рассчитать количества лекарственных веществ на все дозы и развеску (массу одного порошка)

1. Определить способ выписывания порошка:

- при распределительном способе указывается количество каждого вещества на одну дозу (порошок) и число выписанных доз;

- при разделительном способе указывается количество каждого вещества на все дозы и на сколько равных доз эту массу нужно разделить.

 1.1. При распределительном способе количество каждого вещества умножить на число выписанных доз; полученные массы сложить-получится общая масса; общую массу разделить на число выписанных доз и получить развеску (А)- массу одного порошка.

1.2. В сложных недозированных порошках сложить массы всех веществ и получить общую массу.

1. Проверить расчеты:

1.1. При распределительном способе сложить выписанные массы отдельных ингредиентов – получить массу одного порошка (А)- развеску.

1.2. В недозированных порошках общая масса равна сумме масс отдельных веществ.

2. Выбрать оптимальный способ изготовления порошка

2. Оценить физико-химические свойства прописанных лекарственных веществ (трудноизмельчаемых, легковесных, красящих), обратить внимание на способ применения порошков.

3. Произвести измельчение и смешивание лекарственных веществ

3. 1.Порошки с трудноизмельчаемыми веществами:

- затереть поры ступки веществом простого списка, выписанного в большем количестве, высыпать полностью на капсулу, добавить трудноизмельчаемое вещество и растереть его с этанолом, затем добавить остальные компоненты по принципу от меньшего к большему.

3.2. Легковесные вещества добавить в порошковую смесь в самую последнюю очередь.

3.3. Красящие вещества ввести после затирания пор ступки методом «трехслойности», т.е. между слоями неокрашенных веществ, а затем добавить остальные компоненты.

При измельчении и смешивании веществ необходимо периодически порошковую массу снимать скребком со стенок ступки и пестика в центр.

3. При надавливании пестиком на массу порошка отсутствуют отдельные видимые частицы. Цвет массы однородный.

4. Провести дозирование порошковой массы

С помощью ручных аптечных весов, разновеса и капсулаторки развесить порошковую массу на равные дозы.

4. Отклонения в массе отдельных доз не превышают допустимые нормы

5. Упаковать отдельные дозы порошка

5. Отдельные дозы порошка поместить в капсулы:

- пахучие и летучие - в пергаментные

- гигроскопичные и выветривающиеся - в вощеные или парафинированные.

Все дозы сложить по 3-5 и уложить в бумажный пакет.

Недозированные порошки в зависимости от массы и физико-химических свойств веществ поместить в баночку, простой пакет.

5. Порошки упакованы в соответствии со свойствами прописанных веществ, при переворачивании капсул порошок не просыпается. Отдельные дозы аккуратно уложены в бумажный пакет.

6. Оформить приготовленные порошки к отпуску

6. На бумажный пакет, банку наклеить основную этикетку, в зависимости от способа применения, «Внутреннее» или «Наружное», на которой указать № рецепта, аптеки, Ф.И.О. больного, способ применения, дату изготовления, цену. При необходимости наклеить дополнительные этикетки («Детское», «Хранить в защищенном от света месте»). Заполнить лицевую сторону ППК с указанием даты, номера рецепта, аптеки, перечислением наименований и количеств взятых лекарственных веществ в порядке их использования. Указать общую массу, массу одного порошка и число доз, подпись приготовившего.

6. Основная этикетка соответствует способу применения порошков. Дополнительные этикетки отражают свойства прописанных веществ. Заполнен ППК.

Тема: Изготовление порошков с различными веществами          Приложение № 5                                                                                                                         

Экспериментальная учебно – исследовательская работа

Тема: «Изготовление порошков с красящими веществами»

Цель: Выбрать рациональный способ введения красящего вещества в состав сложного порошка

Общие цели и задачи:

- развитие познавательного интереса

- развитие логического мышления, умения анализировать и делать выводы

- возбудить интерес к изучаемой дисциплине и профессии

Выполнение работы: Для выполнения работы изготавливают порошки  по прописи:

Возьми: Этакридина лактата 0,2

               Сахара 2,0

               Смешай, чтобы получился порошок

Далее работу выполняют в 4 вариантах:

1 вариант: На ручных весах отвешивают 0,2 этакридина лактата, измельчают его в ступке в течение 60 секунд, добавляют отвешенные 2,0 сахара и перемешивают все в течение 90 сек.

2 вариант: Отвешивают 2,0 сахара, измельчают в ступке в течение 90 сек, добавляют 0,2 этакридина лактата, все перемешивают и измельчают еще 30 секунд.

3 вариант: Растирают в ступке 2,0 сахара, в течение 90 секунд, отсыпают на капсулу (оставив в ступке примерно 0,2), добавляют 0,2  этакридина лактата, сверху насыпают отсыпанное количество сахара и перемешивают в течение 90 секунд.

4 вариант: Растирают в ступке 2,0 сахара в течение 90 секунд, часть отсыпают на капсулу (оставив в ступке примерно 0,2), добавляют 0,2 этакридина лактата, растирают еще 60 секунд, затем в 2-3  приема добавляют отсыпанный сахар, перемешивая каждый раз массу по 60 сек.

            Изготовленные порошковые смеси высыпают на чистые капcулы и рассматривают под лупой. Также рассматривают стенки ступок и пестики.

Делают выводы:

  1. При изготовлении порошка по какому из вариантов смесь получается более интенсивной окраски?
  2. При изготовлении порошка по какому из вариантов наблюдается наименьшее окрашивание стенок ступки и пестика?

 Результаты наблюдений заносят в рабочий дневник.

Общий вывод: Какой способ введения красящего вещества более рационален?

Тема: Изготовление порошков с различными веществами                 Приложение № 6                                                                                      

Закрепление материала. Тестовый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие №1: "Вычисление относительной молекулярной массы вещества. Вычисление массовой доли элементов в веществе. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей элементов"

Практическая работа №1 содержит указания (примеры) по выполнению заданий, содержащихся в работе. Работа может выполнятся как по вариантам самостоятельно, так и под руководством преподавателя (учителя)...

Разработка теоретического занятия Порошки как лекарственная форма. Способы выписывания

разработка теоретического занятия для специальности Фармация по МДК Технология изготовления лекарственных форм...

Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами

Разработка по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...

Изготовление порошков с веществами трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными, с полуфабрикатами

Изготовление порошков с веществами  трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными, с полуфабрикатами...

Методическая разработка практического занятия на тему: "Оценка потребительских свойств и методы обнаружения фальсификации стиральных порошков"

Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительс...

Комбинированное занятие «Процесс окислительно-восстановительных реакций взаимодействия металлов (сырья), металлических порошков с газами и другими веществами»

Тема занятия общеобразовательной дисциплины с профессионально-ориентированным содержанием, интегрированным с содержанием общепрофессиональной дисциплиной. Для 15.01.05 Сварщик (ручной и...