Разработка практического занятия "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами"
методическая разработка
Разработка практического занятия по теме "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами" предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Разработка содержит вопросы для проверки уровня подготовки к занятию, примеры ситуационных задач, индивидуальные задания для выполнения с алгоритмом действия, учебно - исследовательская работа, закрепление материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poroshki_s_raznymi_veshch_stud.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
практического занятия для студентов
Тема: «Изготовление порошков с различными веществами»
МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»
ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Специальность: 060301 «Фармация»
Составитель: Сухова Л.П.,
преподаватель технологии
изготовления лекарственных
форм
г. Благовещенск
2014г.
Практическое занятие № 6
Тема: Изготовление порошков с различными веществами
Продолжительность занятия: 270 мин.
Цель занятия: Научиться готовить порошки с различными веществами, оформлять их к отпуску и оценивать качество приготовленных лекарственных форм.
По окончании занятия студент должен:
знать:
- Правила выписывания рецептов на порошки
- Правила хранения пахучих, летучих, красящих веществ
- Физико-химические свойства лекарственных веществ
- Теоретические основы процесса измельчения и смешивания лекарственных веществ в порошках
- Приборы для взвешивания и дозирования порошков
- Правила упаковки и оформления порошков
уметь:
- Оценивать правильность выписывания рецептов
- Рассчитывать количества лекарственных веществ
- Выбирать и обосновывать технологию изготовления лекарственной формы в зависимости от свойств лекарственных веществ
- Осуществлять основные технологические операции (отвесить, измельчить, смешать, упаковать)
- Оформлять лекарственные формы к отпуску
- Заполнять паспорт письменного контроля
- Оценивать качество приготовленной лекарственной формы
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии
- организовывать собственную деятельность
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- уметь работать в коллективе
- брать на себя ответственность за результат выполненной работы
профессиональными компетенциями:
- изготавливать лекарственные формы по рецептам
- владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
- соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- оформлять документы первичного учета
Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм.
Литература:
- ГФ
- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
- Лекционный материал.
Оснащение занятия:
- Методическая разработка практического занятия для студента
- Методическая разработка практического занятия для преподавателя
- Средства деятельности: лекарственные вещества, ступки с пестиками, весы аптечные, разновес, марлевые салфетки, капсулы вощеные, пергаментные, этикетки
- Доска, мультимедиапрезентация
Внутрипредметные связи:
- Изготовление сложных дозированных порошков
- Дозирование по массе
- Нормирование качества порошков
Межпредметные связи:
- Латинский язык (перевод рецептов)
- Фармакология (правила выписывания порошков)
- Контроль качества ЛС(свойства лекарственных веществ, письменный контроль)
- Организация экономики фармации (правила хранения лекарственных средств)
- Знания гигиены
Структура занятия
I. Организационный момент - 5 мин.
II. Контроль исходного уровня знаний - 40 мин.
III. Самостоятельная работа – 180 мин.
IV. Учебно-исследовательская работа – 15 мин.
V. Закрепление пройденного материала – 15 мин.
VI. Подведение итогов занятия – 10 мин.
VII. Задание на дом – 5 мин.
Содержание занятия
- Организационный момент:
Проверить наличие рабочего дневника, надеть халат, колпак, подготовить рабочее место к занятию.
Методическая установка: В экстемпоральной рецептуре аптек встречаются прописи сложных порошков, содержащих вещества пахучие, трудноизмельчаемые, красящие и др. Знание фармацевтом особенностей изготовления порошков с веществами, обладающими различными физико-химическими свойствами, умение проводить точные расчеты необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами. Поэтому сегодня на занятии Вы должны, используя свои теоретические знания, научиться готовить порошки с лекарственными веществами, обладающими различными физико-химическими свойствами.
Студенты записывают тему практического занятия.
- Контроль исходного уровня знаний:
- Ответить на контрольные вопросы (приложение № 1)
- Решить ситуационные задачи (приложение № 2)
- Самостоятельная работа:
1.Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.
2.Под руководством преподавателя:
А) Получить индивидуальное задание (приложение № 3)
Б) Перевести рецепт на латинский язык
В) Ознакомиться со свойствами входящих в пропись ингредиентов
Г) Провести необходимые расчеты
Д) Выбрать правильную технологию изготовления порошка
3.Самостоятельно, пользуясь алгоритмом действия (приложение № 4):
А) Приготовить порошок согласно прописи рецепта
Б) Заполнить паспорт письменного контроля
В) Оценить качество приготовленной лекарственной формы
4. Учебно- исследовательская работа (приложение № 5)
- Закрепление пройденного материала:
- Тестовый контроль (приложение № 6)
- Подведение итогов занятия:
Преподаватель оценивает полные и неполные ответы студентов, активность на всех этапах занятия, самостоятельно выполненную работу. Оценка за занятие выставляется комплексная
- Задание на дом:
Тема: « Изготовление одно – и многокомпонентных растворов»
Вопросы для самоподготовки:
- Какими способами обозначается концентрация лекарственного вещества в растворах и что значит процентное выражение концентрации?
- Какова характеристика водных растворов и их классификация как лекарственных форм?
- Что значит растворимость лекарственных веществ и как проводят их растворение?
- Какой нормативный документ предъявляет требования к воде очищенной, и какие требования?
- Что значит изготовление раствора по массе?
- Что значит изготовление раствора по объему?
- Что значит массо-объемный способ изготовления раствора?
- Каковы общие стадии изготовления растворов?
- Чем отличается процеживание раствора от фильтрования, какие материалы для этого используют?
- Как вводят жидкие лекарственные вещества в состав лекарственной формы?
- Каковы правила упаковки и оформления растворов?
- По каким критериям проводят оценку качества жидких лекарственных форм?
Литература для самоподготовки:
- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс. 2002г.
- Лекционный материал.
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Пахучие, летучие и красящие вещества хранят в ассистентской комнате в отдельном сейфе, в котором имеются отдельные весы, разновес, ступка с пестиком.
Трудноизмельчаемые вещества измельчают отдельно в присутствии летучих жидкостей (этанола, эфира). Эти жидкости легко проникают в микротрещины кристаллов и способствуют их измельчению. В процессе измельчения вещество перекристаллизовывается, превращается в мелкодисперсный порошок и хорошо распределяется во всей порошковой массе, а жидкость улетучивается при этом.
К трудноизмельчаемым веществам относятся пахучие и летучие (камфора, ментол, тимол, йод, фенилсалицилат), а также непахучие и нелетучие - кислота борная, стрептоцид нерастворимый, пентоксил, кислота салициловая, натрия тетраборат.
Для измельчения 1,0 пахучих трудноизмельчаемых веществ берут 10 капель этанола 95 %; для измельчения остальных веществ берут 5 капель этанола 95 % на 1,0 вещества.
Легковесные (легкораспыляющиеся) вещества, такие как магния оксид, тальк, панкреатин, ксероформ и др. добавляют в состав сложных порошков в самую последнюю очередь, аккуратно перемешивая, не допуская распыления.
К красящим веществам относят рибофлавин, бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, этакридина лактат, фурацилин и некоторые другие. Эти вещества, как и пахучие, отвешивают на отдельных весах, на отдельно отведенном месте. В сложные порошки они добавляются методом «трехслойности» (пирога), т.е. между слоями неокрашенных веществ.
Полуфабрикаты – заранее приготовленные смеси порошков из 2-3 ингредиентов, взятых в определенных соотношениях. При их использовании ускоряется процесс изготовления порошка и отпуск больному. В случае совпадения дозировки полуфабрикат может служить готовой лекарственной формой, тогда его просто отвешивают и дозируют (при необходимости).
Тема: Изготовление порошков с различными веществами Приложение № 1
Контроль исходного уровня знаний. Контрольные вопросы.
- Какие вещества относят к трудноизмельчаемым и как они хранятся?
- В чем особенность изготовления порошков с трудноизмельчаемыми веществами?
- Как должны храниться красящие вещества и в чем особенность изготовления порошков с ними?
- Какие вещества относятся к легковесным и как они вводятся в сложные порошки?
- Что собой представляют порошковые полуфабрикаты и в чем преимущества их использования?
- Чем отличаются распределительный и разделительный способы выписывания порошков?
- Как оценивают качество приготовленных порошков?
Тема: Изготовление порошков с различными веществами Приложение № 2
Контроль исходного уровня знаний. Ситуационные задачи.
Возьми: Камфоры 0,06
Сахара 0,3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день
Возьми: Крахмала 10,0
Талька 20,0
Смешай, чтобы получился порошок
Дай. Обозначь. Присыпка
Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1
Глюкозы 0,3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 30
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
Эталоны ответов(записать в тетрадь)
1.Rp: Camphorae 0,06
Sacchari 0,3
M.f.p.
D.t.d. № 20
S. По 1 порошку 2 раза в день
Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. Камфора – вещество трудноизмельчаемое, пахучее, летучее.
Расчеты:
Камфоры: 0,06 х 20 = 1,2
Сахара: 0,3 х 20 = 6,0
Спирт 95%: 1,0 – 10 капель
1,2 – х кап х = 12 капель
Общая масса 1,2 + 6,0 = 7,2
Развеска 7,2 : 20 = 0,36
В ступке растирают 6,0 сахара, затем полностью высыпают его на капсулу. В затертую ступку помещают 1,2 камфоры, в разные места откапывают 12 капель этанола 95%, растирают. Затем добавляют отсыпанный сахар с капсулы и все тщательно перемешивают до однородности. Дозируют по 0,35 в пергаментные капсулы № 20, помещают в бумажный пакет, оформляют этикеткой «Внутреннее».
ППК:
Дата № Rp
Sacchari 6,0
Camphorae 1,2
Общ. Масса 7,2
Развеска 0,36 № 20
2.Rp: Amyli 10,0
Talci 20,0
M.f.p.
S. Присыпка
Выписан сложный недозированный порошок для наружного применения, содержит легковесное вещество – тальк. В ступке растирают 10,0 крахмала, добавляют 20,0 талька и аккуратно перемешивают до однородности. Помещают в баночку, оформляют этикеткой «Наружное».
ППК:
Дата № Rp
Amyli 10,0
Talci 20,0
Общ. масса 30,0
3.Rp: Acidi ascorbinici 0,1
Glucosi 0,3
M.f.p.
D.t.d. № 30
S. По 1 порошку 3 раза в день
Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. Для изготовления этой прописи можно использовать заранее приготовленный полуфабрикат состава: кислоты аскорбиновой 0,1, глюкозы 0,25. Расчеты: По рецепту нужно взять кислоты аскорбиновой 3,0 (0,1 х 30), глюкозы 9,0 (0,3 х 30). Общая масса составит 12,0. На 30 порошков в составе готового полуфабриката будет содержаться кислоты аскорбиновой 3,0 (0,1 х 30); глюкозы всего 7,5 (0,25 х 30). Количества кислоты аскорбиновой совпадают (3,0), а глюкозы не хватает 1,5 (9,0 – 7,5). Значит, можно взять 10,5 готового полуфабриката (3,0 + 7,5) и добавить 1,5 глюкозы (общая масса составит 12,0).
ППК:
Дата № Rp
Glucosi 7,5
Acidi ascorbinici 3,0
Glucosi 1,5
Общ.масса 12,0
Развеска 0,4 № 30
Тема: Изготовление порошков с различными веществами Приложение № 3
Индивидуальные задания для выполнения:
1. Возьми: Камфоры 0,02
Сахара 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 10
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день ребенку 9 лет
2. Возьми: Ментола 0,04
Сахара 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку 1 раз в день
3. Возьми: Тимола 0,15
Цинка оксида 5,0
Смешай, чтобы получился порошок
Дай. Обозначь. Присыпка для ног
4. Возьми: Фенилсалицилата 0,09
Натрия гидрокарбоната 0,15
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
5. Возьми: Йода 0,05
Натрия гидрокарбоната 5,0
Смешай, чтобы получился порошок
Дай. Обозначь. Для полосканий горла ребенку 11 лет
6. Возьми: Камфоры 0,1
Сахара 0,5
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 12
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
7. Возьми: Пентоксила 0.1
Глюкозы 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день
8. Возьми: Камфоры 0.03
Сахара 0,3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день ребенку 7 лет
9.Возьми: Ментола 0,05
Сахара 0,4
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 15
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
10. Возьми: Фенилсалицилата 0,05
Натрия гидрокарбоната 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 30
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
11. Возьми: Оксида магния 0,1
Глюкозы 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь По 1 порошку 2 раза в день
12. Возьми: Крахмала
Талька поровну по 10,0
Смешай, чтобы получился порошок
Дай.Обозначь. Пудра
13. Возьми: Панкреатина 0,1
Глюкозы 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь По 1 порошку 2 раза в день
14. Возьми: Оксида магния 0,1
Натрия гидрокарбоната 0,3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 6
Обозначь По 1 порошку 3 раза в день
15. Возьми: Талька 3,0
Цинка оксида 5,0
Смешай, чтобы получился порошок
Обозначь. Присыпка
16. Возьми: Панкреатина 0,2
Глюкозы 0,5
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 10
Обозначь По 1 порошку 2 раза в день ребенку 6 лет
17. Возьми: Кислоты борной 10,0
Талька 20,0
Смешай, чтобы получился порошок
Дай. Обозначь. Присыпка
18. Возьми: Магния оксида 5,0
Цинка оксида 10,0
Смешай, чтобы получился порошок
Дай. Обозначь. Пудра для лица
19. Возьми: Панкреатина 0,04
Глюкозы 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 30
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день
20. Возьми: Оксида цинка
Талька
Крахмала поровну по 20,0
Смешай, чтобы получился порошок
Дай. Обозначь. Пудра
Тема: Изготовление порошков с различными веществами Приложение № 4
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ
Что делать? | Как делать? | Контроль |
1. Рассчитать количества лекарственных веществ на все дозы и развеску (массу одного порошка) | 1. Определить способ выписывания порошка: - при распределительном способе указывается количество каждого вещества на одну дозу (порошок) и число выписанных доз; - при разделительном способе указывается количество каждого вещества на все дозы и на сколько равных доз эту массу нужно разделить. 1.1. При распределительном способе количество каждого вещества умножить на число выписанных доз; полученные массы сложить-получится общая масса; общую массу разделить на число выписанных доз и получить развеску (А)- массу одного порошка. 1.2. В сложных недозированных порошках сложить массы всех веществ и получить общую массу. | 1. Проверить расчеты: 1.1. При распределительном способе сложить выписанные массы отдельных ингредиентов – получить массу одного порошка (А)- развеску. 1.2. В недозированных порошках общая масса равна сумме масс отдельных веществ. |
2. Выбрать оптимальный способ изготовления порошка | 2. Оценить физико-химические свойства прописанных лекарственных веществ (трудноизмельчаемых, легковесных, красящих), обратить внимание на способ применения порошков. | |
3. Произвести измельчение и смешивание лекарственных веществ | 3. 1.Порошки с трудноизмельчаемыми веществами: - затереть поры ступки веществом простого списка, выписанного в большем количестве, высыпать полностью на капсулу, добавить трудноизмельчаемое вещество и растереть его с этанолом, затем добавить остальные компоненты по принципу от меньшего к большему. 3.2. Легковесные вещества добавить в порошковую смесь в самую последнюю очередь. 3.3. Красящие вещества ввести после затирания пор ступки методом «трехслойности», т.е. между слоями неокрашенных веществ, а затем добавить остальные компоненты. При измельчении и смешивании веществ необходимо периодически порошковую массу снимать скребком со стенок ступки и пестика в центр. | 3. При надавливании пестиком на массу порошка отсутствуют отдельные видимые частицы. Цвет массы однородный. |
4. Провести дозирование порошковой массы | С помощью ручных аптечных весов, разновеса и капсулаторки развесить порошковую массу на равные дозы. | 4. Отклонения в массе отдельных доз не превышают допустимые нормы |
5. Упаковать отдельные дозы порошка | 5. Отдельные дозы порошка поместить в капсулы: - пахучие и летучие - в пергаментные - гигроскопичные и выветривающиеся - в вощеные или парафинированные. Все дозы сложить по 3-5 и уложить в бумажный пакет. Недозированные порошки в зависимости от массы и физико-химических свойств веществ поместить в баночку, простой пакет. | 5. Порошки упакованы в соответствии со свойствами прописанных веществ, при переворачивании капсул порошок не просыпается. Отдельные дозы аккуратно уложены в бумажный пакет. |
6. Оформить приготовленные порошки к отпуску | 6. На бумажный пакет, банку наклеить основную этикетку, в зависимости от способа применения, «Внутреннее» или «Наружное», на которой указать № рецепта, аптеки, Ф.И.О. больного, способ применения, дату изготовления, цену. При необходимости наклеить дополнительные этикетки («Детское», «Хранить в защищенном от света месте»). Заполнить лицевую сторону ППК с указанием даты, номера рецепта, аптеки, перечислением наименований и количеств взятых лекарственных веществ в порядке их использования. Указать общую массу, массу одного порошка и число доз, подпись приготовившего. | 6. Основная этикетка соответствует способу применения порошков. Дополнительные этикетки отражают свойства прописанных веществ. Заполнен ППК. |
Тема: Изготовление порошков с различными веществами Приложение № 5
Экспериментальная учебно – исследовательская работа
Тема: «Изготовление порошков с красящими веществами»
Цель: Выбрать рациональный способ введения красящего вещества в состав сложного порошка
Общие цели и задачи:
- развитие познавательного интереса
- развитие логического мышления, умения анализировать и делать выводы
- возбудить интерес к изучаемой дисциплине и профессии
Выполнение работы: Для выполнения работы изготавливают порошки по прописи:
Возьми: Этакридина лактата 0,2
Сахара 2,0
Смешай, чтобы получился порошок
Далее работу выполняют в 4 вариантах:
1 вариант: На ручных весах отвешивают 0,2 этакридина лактата, измельчают его в ступке в течение 60 секунд, добавляют отвешенные 2,0 сахара и перемешивают все в течение 90 сек.
2 вариант: Отвешивают 2,0 сахара, измельчают в ступке в течение 90 сек, добавляют 0,2 этакридина лактата, все перемешивают и измельчают еще 30 секунд.
3 вариант: Растирают в ступке 2,0 сахара, в течение 90 секунд, отсыпают на капсулу (оставив в ступке примерно 0,2), добавляют 0,2 этакридина лактата, сверху насыпают отсыпанное количество сахара и перемешивают в течение 90 секунд.
4 вариант: Растирают в ступке 2,0 сахара в течение 90 секунд, часть отсыпают на капсулу (оставив в ступке примерно 0,2), добавляют 0,2 этакридина лактата, растирают еще 60 секунд, затем в 2-3 приема добавляют отсыпанный сахар, перемешивая каждый раз массу по 60 сек.
Изготовленные порошковые смеси высыпают на чистые капcулы и рассматривают под лупой. Также рассматривают стенки ступок и пестики.
Делают выводы:
- При изготовлении порошка по какому из вариантов смесь получается более интенсивной окраски?
- При изготовлении порошка по какому из вариантов наблюдается наименьшее окрашивание стенок ступки и пестика?
Результаты наблюдений заносят в рабочий дневник.
Общий вывод: Какой способ введения красящего вещества более рационален?
Тема: Изготовление порошков с различными веществами Приложение № 6
Закрепление материала. Тестовый контроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие №1: "Вычисление относительной молекулярной массы вещества. Вычисление массовой доли элементов в веществе. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей элементов"
Практическая работа №1 содержит указания (примеры) по выполнению заданий, содержащихся в работе. Работа может выполнятся как по вариантам самостоятельно, так и под руководством преподавателя (учителя)...
Разработка теоретического занятия Порошки как лекарственная форма. Способы выписывания
разработка теоретического занятия для специальности Фармация по МДК Технология изготовления лекарственных форм...
Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами
Разработка по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...
Изготовление порошков с веществами трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными, с полуфабрикатами
Изготовление порошков с веществами трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными, с полуфабрикатами...
Методическая разработка практического занятия на тему: "Оценка потребительских свойств и методы обнаружения фальсификации стиральных порошков"
Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительс...
Методическая разработка для проведения практических работ по теме: "Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при свободном горении нефти и нефтепродуктов"
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при горении нефти и нефтепродуктов...
Комбинированное занятие «Процесс окислительно-восстановительных реакций взаимодействия металлов (сырья), металлических порошков с газами и другими веществами»
Тема занятия общеобразовательной дисциплины с профессионально-ориентированным содержанием, интегрированным с содержанием общепрофессиональной дисциплиной. Для 15.01.05 Сварщик (ручной и...