Методическая разработка "Биомеханика тела, эргономика"
методическая разработка

Данная методическая разработка создана в помощь преподавателю для подготовки к практическому занятию по МДК 04.02 "Безопасная среда для пациента и персонала".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_biomehanika_tela_ergonomika.docx921.62 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РД

ГБПОУ РД «БУЙНАКСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Методическая разработка

практического занятия

Тема: «Биомеханика тела, эргономика»

Дисциплина: ПМ 04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медсестра по уходу за больными»»

МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала

Специальность: 34.02.01 – «Сестринское дело»

Автор-составитель: преподаватель Магомедова З.А.

Буйнакск, 2020 год

СОГЛАСОВАНО:                                                                    РАССМОТРЕНО:

Зам.директора по ОМР                                              Заседание цикла клинических

ГБПОУ РД «БМУ»                                                     дисциплин №4

_________Тарамова Р.И.                                            Протокол № __

_______________20____ г                                         От «__» __________ 2020г.

                                                                                     Председатель ЦМК _________

     На изучение темы «Биомеханика тела, эргономика» по учебной программе МДК 04.02. «Безопасная среда для пациента и персонала» отведено 4 практических часа занятия. На практическом занятии обучающиеся осваивают виды двигательной активности пациента, понятие биомеханики и эргономики, основные правила биомеханики, используемые медперсоналом в своей работе, эргономические приспособления, облегчающие уход за тяжелобольным и неподвижным пациентом.

    Использование предложенной методразработки позволит преподавателям повысить результативность усвоения знаний студентами, разнообразить занятия по данному модулю и обеспечить качество подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Содержание

1. Аннотация  ------------------------------------------------------------------------------  2

2. Пояснительная записка. --------------------------------------------------------------  4

 Методический блок

1. Технологическая карта занятия.  ---------------------------------------------------  6

Обучающий блок

4. Глоссарий.  -----------------------------------------------------------------------------  13

5. Теоретический блок:

  • Биомеханика и ее правила ----------------------------------------------------   16
  • Виды двигательной активности пациента---------------------------------   20
  • Эргономические приспособления  -----------------------------------------   22

Блок контроля

  • фронтальный опрос  ------------------------------------------------------------   24
  • тестовый контроль --------------------------------------------------------------  26
  • терминологический диктант --------------------------------------------------  30

Приложения

Презентация

Пояснительная записка.

       Методическая разработка практического занятия по теме «Биомеханика тела, эргономика» предназначена для работы преподавателя с обучающимися, осваивающими профессиональный модуль ПМ.04./07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК.04.02/07.02.  Безопасная среда для пациента и персонала по специальностям 31.02.01. Лечебное дело и 34.02.01. Сестринское дело.

             Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общих компетенций, формирующиеся в процессе освоения в целом.

            Методическая разработка включает в себя информационный блок, задания для контроля исходных знаний обучающихся, задания для получения профессиональных навыков и задания для закрепления полученных знаний и умений. Пособие содержит междисциплинарные связи, мотивацию обучающихся, домашнее задание.  Все задания сопровождаются подробной инструкцией, эталонами ответов и критериями оценки.

      Для достижения поставленных целей используются различные образовательные технологии. Для освоения практических навыков в этом модуле на занятиях используются элементы групповой технологии и методы проблемного обучения. Для входного и выходного контроля знаний на занятии используется элементы технологии уровневой дифференциации в форме индивидуального опроса и выполнения тестовых заданий различного уровня сложности.

Технологическая карта занятия

Код, наименование специальности

310201 – «Лечебное дело»

310202 – «Акушерское дело»

340201 – «Сестринское дело»

Учебный цикл

Цикл клинических дисциплин №4      

Учебная дисциплина /МДК

МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала

Интегративные связи

Межпредметные

Внутрипредметные

Сестринское дело в терапии

Биофизика

Микробиология

Психология

Гигиена

Личная гигиена пациента

Потребности двигаться, быть чистым, одеваться-раздеваться

Роль медсестры в удовлетворении потребностей обреченного пациента

Формируемые компетенции

Общие компетенции  

Профессиональные компетенции

ОК 2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК. 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Для специальности 340201 Сестринское дело:

ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

Уровень освоения

3 -продуктивный

Тема учебного занятия

Биомеханика тела, эргономика

Количество часов

4 часа

Вид учебного занятия

Практическое занятие

Тип учебного занятия

Комбинированный: занятие изучения нового и занятие закрепления знаний

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный и проблемный

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Студент должен знать.

 Знать законы биомеханики.

• Знать вспомогательные устройства для передвижения пациента.

• Правила подготовки к перемещению.

• Безопасные технические приемы поднятия пациента.

• Знать правила положения тела сидя и стоя.

 Студент должен уметь:

 Использовать законы биомеханики.

• Использовать вспомогательные устройства для перемещения .

• Перемещать пациента разными способами.

• Использовать технические приемы поднятия пациента.

• Использовать правила поднятия тяжестей и правила положения, сидя и

стоя.    

- научиться применять полученные знания на практике;

- формирования умения анализировать полученную информацию.

- привить чувство ответственности за поддержание собственного

здоровья;

- привить чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента;

-  воспитать чувство сострадания к пациентам;

- сформировать понимание необходимости добросовестного отношения к

своим обязанностям.

Методы контроля результатов обучения темы учебного занятия

- фронтальный опрос

- тестовый контроль

- терминологический диктант

- решение ситуационных задач.

Организация образовательного пространства учебного занятия

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

  • Компьютер
  • Телевизор
  • Раздаточный материал
  • Функциональная кровать
  • Фантом
  • Набор подушек
  • Удерживающий пояс
  • Флекси диск

Т.П,Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум», «Феникс», 2020 год

1. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 512 c.

2. Камынина, Н. Н. Теория сестринского дела. Учебник / Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. - М.: ИНФРА-М, 2016.

Презентация Power Point

Видеофильм «Использование вспомогательных средств»

Характеристика этапов урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы обучения

Результат

Организационный момент (10 мин)

Приветствует, проверяет готовность к занятию

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронтальная

Волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания (25 мин)

Проводит фронтальный опрос  с целью выявления обучающихся, не выполнивших данный вид работы; организует повторение базового теоретического материала

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы.

Фронтальная

Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить.

Первичная проверка понимания изученного (10 мин)

Озвучивает важные положения ранее пройденной темы «Стерилизация. Принципы работы ЦСО», осуществляет постановку учебной проблемы.

Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы.

Фронтальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию.

Изучение новых знаний (50 мин)

Излагает новый материал, используя мультимедийную презентацию, обучающий модуль, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами обучающихся.

Слушают объяснения, задают уточняющие вопросы, конспектируют основные моменты в дневниках.

Фронтальная

Подведение под понятие, целеполагание.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация (40 мин)

Предлагает индивидуальные задания: решение ситуационных задач, связанных со сменой положения пациента в постели: Фаулера, Симса, на боку, на животе.

Выполняют полученные задания по установленному алгоритму, проводят самоконтроль.

Индивидуальная

Выработка УУД (универсальные учебные действия); оценка, контроль.

Контроль и самоконтроль, коррекция (20 мин)

Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний в форме тестовых заданий, терминологического диктанта, помогает обучающимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль.

Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль.

Индивидуальная

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Подведение итогов занятия, рефлексия (5 мин)

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом.

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала.

Фронтальная

Самоопределение, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить.

Глоссарий

Безопасная больничная среда – среда, которая в наиболее полной мере

обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и без-

опасности, позволяющие эффективно удовлетворять все жизненно-важные

потребности.

Биомеханика – наука, изучающая законы механического движения в живых

системах.

Дисфункция – нарушение функций систем, органов или тканей организма.

Иммобильность – обездвиженность.

Контрактура сустава – стойкое ограничение движения в суставе.

Некроз – омертвление тканей.

Нервное истощение – явление, возникающее в результате накопления последствий отрицательных стрессовых ситуаций.

Ожог – поражение тканей вследствие воздействия высоких температур или

химических веществ.

Ортопноэ – вынужденное положение сидя, принимаемое пациентом для облегчения дыхания при выраженной одышке.

Ортостатическая реакция (постуральный рефлекс) – появление головокружения, шума в ушах, потери сознания при резкой перемене положения

тела.

Отморожение – поражение тканей вследствие воздействия низких температур.

Пролежни – повреждения кожи, мягких тканей вплоть до костной основы вследствие расстройства трофики (питания).

Профилактика – совокупность предохранительных мер.

Психологический стресс – реакция человека на реальное или воображаемое

потрясение.

Седативные препараты – лекарственные средства, оказывающие общее успокаивающее действие на центральную нервную систему.

Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных

воздействий.

Стресс эмоциональный – стресс, развивающийся под влиянием эмоционального

возбуждения.

Стрессор – чрезвычайный или патологический раздражитель, вызывающий

стресс.

Травма – нарушение целостности и функции тканей (органа) в результате

внешних воздействий.

Транквилизаторы – лекарственные препараты, снимающие тревогу, беспокойство, напряжение.

Транспортировка – перемещение.

Фактор риска – отрицательно влияющий, провоцирующий фактор, причина.

Электротравма – поражение электрическим током.

Эмоциональный шок – чрезмерно сильное эмоциональное воздействие на

психику человека.

Эффект Вальсавы – нарушение сердечного ритма и кровоснабжения мышцы сердца при натуживании на высоте вдоха.

Язва – дефект кожи или слизистой оболочки и подлежащих тканей, процессы заживления которого в ряде случаев нарушены или существенно замедлены.

Теоретический блок

ПОНЯТИЕ «БИОМЕХАНИКА», «ЭРГОНОМИКА»

  Специфика сестринской профессии – перегрузки и нагрузки на опорно-двигательный аппарат в течение рабочего дня, связанные:

 с транспортировкой пациентов;

 с перемещением тяжелобольных в постели;

 с поднятием/передвижением аппаратуры и оборудования.

    Межпозвоночные диски теряют способность к выполнению функции амортизации, внешняя оболочка диска растрескивается. В дальнейшем формируются

костные разрастания, которые сдавливают кровеносные сосуды или корешки спинного мозга. Заболевание сопровождают болевые ощущения и рефлекторные напряжения

мышц спины.

    Научная основа оптимизации диагностического и лечебного процесса

находится в ведении эргономики, знание которой поможет медицинскому

персоналу избежать чрезмерных нагрузок и перегрузок.

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу. Эргономика – прикладная наука, способствующая адаптации рабочего места и личных особенностей работника, для эффективного и безопасного выполнения служебных обязанностей. В идеале, адаптация к обстановке, оборудованию, инструментам, которые использует работник, и к окружающим условиям делает работника способным адекватно выполнять работу без риска для самого себя, коллег и окружающих людей. Иногда, необходимо повысить адаптацию работника к работе путем, например, специальной подготовки и использования личных средств защиты, расположения необходимого инструментария «под рукой».

    Однако нельзя считать, что вопросы эргономики являются актуальными лишь для оборудованных по последнему слову техники медицинских учреждений. При организации отделений и кабинетов важно уделять должное внимание, например, правильному освещению помещений, выбору оптимальной высоты мебели.

   Основной задачей при проектировании помещений для работы является обеспечение удобства. При выборе компьютерных столов и стульев следует заранее рассчитывать расстояние от глаз пользователя до поверхности компьютерного экрана, высоту стола и расположение монитора, уровень освещенности помещения. Важно нужным образом обеспечить должную поддержку для спины при работе за компьютером и правильное расположение кистей рук пользователя при печати на клавиатуре. В настоящее время существует большое количество компаний, занимающихся разработкой и применением эргономических решений «под ключ». Однако пока в нашей стране случаи запросов обеспечения достойных эргономических решений

для лечебно-профилактических учреждений редки и носят единичный характер.

     Еще одна наука, знание которой способствует сохранению здоровья медицинского работника – биомеханика – наука, изучающая правила механического движения в живых системах.

К живым системам в биомеханики относятся:

 целостные системы, например, человек;

 органы и ткани, например, опорно-двигательный аппарат;

 объединения организмов, например, группа людей, совершающих совместное действие.

   Все движения человека осуществляются в полном соответствии с законами физики, но биомеханика сложнее, чем механика неживых тел. Движения человека обеспечиваются совместной работой скелета, мышц, вестибулярного аппарата и нервной системы.

Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костномышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленную на поддержку равновесия и обеспечения наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъемах тяжестей, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа, а также при выполнении повседневных жизненных функций.

Сохранить вертикальное положение тела в пространстве человек может только сохраняя равновесие. Для поддержания устойчивого равновесия при работе медицинской сестре необходимо знать шесть основных правил биомеханики:

1. Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры. Риск падения возможен при смещении центра тяжести относительно площади опоры.

2. Равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. Стоя площадь опоры может легко быть расширена разведением стоп в удобном положении: расстояние между стопами около 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед.

3. Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, приседанием. (Не наклоняйтесь вперед, встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который Вам предстоит поднять).

4. Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка, то есть наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей

 плечи и бедра в одной плоскости,

 спина прямая,

 суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.

В положении стоя – давление между позвонками возрастает в нижней части поясничного отдела в 4 раза относительно позиции лежа.

Профессиональные рекомендации

Для разгрузки поясничного отдела позвоночника:

 располагать ноги на ширине плеч;

 равномерно распределять массу тела на обе ноги;

 снимать физическое напряжение, перемещая центр тяжести с

одной ноги на другую.

 Поддерживать правильную осанку (обеспечение физиологических

изгибов позвоночного столба): встать прямо, плечи и бедра в одной плоскости, спина прямая, напрячь мышцы живота и ягодиц.

5. Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность не физиологичного смещения позвоночника, особенно в случаях, когда это движение сопровождается подъемом тяжести. При повороте — вначале повернуть стопы, затем туловище (не начинать поворот с поясницы). Необходимо избегать резких движений.

6. Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжести заменить перекатыванием, поворотом ее там, где это возможно.

    Кроме выполнения перечисленных правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы (эффект Вальсальвы). При этом появляются «шум в ушах», головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания.

Похожее состояние бывает при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс).

    В положении сидя – значительно возрастает давление между позвонками, если сестра сидит, наклонившись вперед, опираясь на руки.

Правильная биомеханика в положении сидя заключается в следующем:

1. колени должны быть чуть выше бедер (это позволит перераспределить массу тела и уменьшить нагрузку на поясничный отдел позвоночника);

2. спина должна быть прямой, а мышцы живота – напряженными;

3. плечи должны быть расправлены и расположены симметрично бедрам.

!!!Запомните!!!Для того чтобы повернуться, находясь в положении сидя, повернитесь всем корпусом, а не только грудью или плечами. Если по роду деятельности медицинской сестре приходится часто поворачиваться в стороны, сидя на стуле, лучше, чтобы этот стул был вертящимся и на колесах. Кроме того, следует правильно подобрать стул. Для этого сядьте на стул и обопритесь на его спинку. Высота стула и его глубина подобраны правильно, если:

· 2/3 длины ваших бедер находятся на сиденье;

· стопы без напряжения касаются пола.

Если размер стула не подходит, следует использовать различные приспособления (подушки, подставки для ног), для того чтобы биомеханика тела была правильной.

Правильная биомеханика тела в положении стоя заключается в следующем:

1. колени должны быть расслаблены так, чтобы коленные суставы двигались

свободно;

2. масса тела должна быть распределена равномерно на обе ноги;

3. ступни должны быть расставлены на ширину плеч;

4. для того чтобы снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника,

встаньте прямо и напрягите мышцы живота и ягодиц; голову при этом

следует держать прямо, чтобы подбородок находился в горизонтальной

плоскости;

5. расположите плечи в одной плоскости с бедрами.

!!!Запомните!!! Для того чтобы повернуться, находясь в положении стоя, вначале поверните ступни так, чтобы за ними следовал корпус тела. Не начинайте поворот с поясницы!

Правильная биомеханика при поднятии тяжестей заключается в следующем:

1. перед поднятием тяжестей расположите стопы на расстоянии 30 см друг от друга, выдвинув одну стопу слегка вперед (этим достигается хорошая опора и уменьшается опасность потери равновесия и падения);

2. встаньте рядом с человеком, которого вам нужно будет поднимать, так, чтобы вам не нужно было наклоняться вперед;

3. прижимайте поднимаемого человека к себе в процессе подъема;

4. сгибайте только колени, поднимая человека, сохраняя туловище в вертикальном положении;

5. не делайте резких движений.

!!!Запомните!!! Для того чтобы повернуться, сначала поднимите груз, а затем, опираясь на стопы, плавно поворачивайтесь, не сгибая туловища, до тех пор, пока груз находиться у вас в руках.

Используя правильную биомеханику тела, медицинский персонал

обеспечивает себе безопасность, а стало быть, сохраняет свое здоровье.

Лечебно-охранительный режим — это комплекс профилактических и лечебных

мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического комфорта пациентов и медперсонала.

Он включает следующие элементы:

1. обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента;

2. строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и выполнения

манипуляций;

3. обеспечение режима рациональной двигательной активности:

• обеспечение режима двигательной активности пациента по назначению врача;

• соблюдение правил биомеханики для безопасного передвижения пациента и

медперсонала.

РЕЖИМ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Виды режимов двигательной активности

Режим физической активности пациенту назначает врач в зависимости от тяжести

заболевания.

Строгий постельный — назначают в период начала тяжелых острых состояний

(острый инфаркт миокарда, сотрясение мозга) — пациенту не разрешают

самостоятельные перемещения в постели. Все основные потребности человека

нарушены, сестра проводит все независимые и зависимые мероприятия пациенту в

целях профилактики потенциальных проблем.

Постельный — разрешают ограниченную физическую активность: повороты,

сидеть в постели, рядом с кроватью, проводить лечебную гимнастику самостоятельно

или с помощью специалиста. Пациент испытывает ограничения в осуществлении

удовлетворения своих потребностей. Медсестра побуждает пациента к

самостоятельности и помогает ему в мероприятиях по уходу за собой.

Полупостельный — разрешают сидеть на кровати, стуле, проводить утренний

туалет с помощью сестры или родственников. Пациент испытывает относительный

дефицит самоухода.

Палатный — разрешают перемещения в пределах палаты, уход осуществляет

самостоятельно в пределах палаты.

Общий — позволяют свободное перемещение в пределах лечебного отделения,

прогулки по территории ЛПО, полный самоуход пациенту.

Придание пациенту различных положений тела

Положение Фаулера

Данное позиционирование осуществляется при помощи функциональной кровати или вспомогательных средств (подушки, валики). В любом случае первым шагом должно быть размещение валика под коленями, для того чтобы пациент не сползал по кровати вниз при приподнимании изголовья (некоторые функциональные кровати позволяют делать подобный валик за счет деформации ложа кровати). Тело пациента должно располагаться симметрично. Плечи должны быть опущены и отведены. Туловище выпрямлено. Подушки должны быть подложены под спину пациента, начиная с поясницы. Руки должны быть симметрично выложены на подушки или прикроватный столик. При необходимости возможно использование мягкого валика для предотвращения отвисания паретичной стопы.

Положение Симса

  1. Переведите изголовье кровати в горизонтальное положение и положите пациента на спину;
  2. Переведите пациента в положение «лежа на боку» и частично на животе (на постели находится лишь часть живота пациента);
  3. Подложите подушку под голову пациента (таким образом предотвращается чрезмерное сгибание шеи); подложите подушку под «верхнюю», согнутую в локтевом и плечевом суставе руку под углом 90°, «нижнюю» руку положите на постель, не сгибая (таким образом сохраняется правильная биомеханика тела).
  4. Подложите подушку под согнутую «верхнюю» ногу так, чтобы нижняя голень оказалась на уровне нижней трети бедра (таким образом предотвращается поворот бедра внутрь, предается переразгибание конечности, осуществляется профилактика пролежней в области коленных суставов и лодыжек).
  5. При необходимости возможно использование мягкого валика для предотвращения отвисания паретичной стопы.

Положение «лежа на животе»

  1. При положении пациента «лежа на животе» голова пациента повернута

в сторону. Целесообразно чередовать повороты головы вправо и влево.

При изменении положения головы в другую сторону (поворот головы справа налево или слева направо) необходимо менять положение руки.

  1. Под головой пациента располагается пеленка или сложенное полотенце. Возможно использование плоской подушки. Туловище и ноги пациента должны

быть расположены симметрично.

  1. Рука со стороны лица пациента отведена в сторону под углом 90 градусов, согнута в локте под углом 90 градусов и выведена вперед. Кисть руки лежит около лица пациента. Противоположная рука вытянута вдоль тела.
  2. Ноги несколько согнуты в коленях, для чего под голеностопные суставы необходимо подложить валик. 

Положение «на боку»

  1. Опустите изголовье постели;
  2. Передвиньте пациента, находящегося в положении «лежа спине», ближе к краю кровати;
  3. Согните левую, если вы хотите повернуть пациента на правый бок, ногу пациента в коленном суставе, подсунув левую стопу в правую подколенную впадину;
  4. Положите одну руку на бедро пациента, другую — на плечо и поверните пациента на бок на себя (таким образом действие «рычага» на бедро облегчает поворачивание);
  5. Подложите подушку под голову и тело пациента (таким образом уменьшаются боковой изгиб шеи и напряжение шейных мышц);
  6. Придайте обеим рукам пациента слегка согнутое положение, при этом рука, находящаяся сверху, лежит на уровне плеча и головы, рука, находящаяся снизу, лежит на подушке рядом с головой (таким образом обеспечивается защита плечевых суставов и облегчаются движения грудной клетки, что улучшает легочную вентиляцию);
  7. Можно подложить под спину пациента сложенную подушку, слегка подсунув ее под спину ровным краем. Таким образом можно «удержать» пациента в положении на боку;
  8. Поместить подушку (от паховой области до стопы) под слегка согнутую

«верхнюю» ногу пациента (таким образом осуществляется профилактика пролежней в области коленного сустава и лодыжек и предотвращается переразгибание ноги).

  1. При необходимости возможно использование мягкого валика для предотвращения отвисания паретичной стопы.

ФАКТОРЫ АГРЕССИИ БОЛЬНИЧНОЙ СРЕДЫ

Инфекционный фактор — микробный; только постинъекционные осложнения

составляют 42% ИСМП. Больничная среда может способствовать заражению

гриппом, ВИЧ-инфекцией, гепатитами, туберкулезом, сальмонеллезом.

Токсический фактор — химический; контактные дерматиты и аллергические

состояния возможны, прежде всего, при использовании кожных антисептиков,

дезинфектантов, стерилянтов, медикаментозных средств.

Физический фактор — травмирующий; профессионализм медиков по соблюдению

техники безопасности при использовании источников радиационного, ультрафиолетового воздействия, правил биомеханики по перемещению пациентов, оборудования, приборов обеспечит безопасную больничную среду.

Психологический фактор — эмоциональный, стрессорный; грамотно выполняя

свою работу, медики эмоционально поддерживают и пациента, и его родственников,

выполняя свой долг в атмосфере, зачастую наполненной болью, печалью,

страданиями, горем.

БЛОК КОНТРОЛЯ

Вопросы для фронтального опроса

1. Дать определение безопасной больничной среды.

2. Перечислить факторы, угрожающие здоровью пациента в стационаре.

3. Перечислить факторы, угрожающие здоровью медицинского работника в

стационаре.

4. Перечислить мероприятия по обеспечению безопасной больничной среды.

5. Дать характеристику режима инфекционной безопасности.

6. Рассказать о мерах соблюдения личной гигиены для обеспечения безопасной больничной среды.

7. Дать определение лечебно-охранительного режима.

8. Перечислить элементы лечебно-охранительного режима.

9. Дать характеристику режима эмоциональной безопасности.

10. Дать понятие психологического стресса.

11. Перечислить факторы возникновения стресса у медицинского работника.

12. Рассказать о способах адаптации к стрессу.

13. Дать характеристику режима рациональной двигательной активности.

14. Рассказать о значении правил внутреннего распорядка для обеспечения

безопасной больничной среды.

15. Перечислить факторы риска падений пациента в стационаре.

16. Рассказать о методах снижения риска падений пациента.

Эталон ответов

1. Дать определение безопасной больничной среды.

Безопасная больничная среда – среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все жизненно-важные потребности.

2. Перечислить факторы, угрожающие здоровью пациента в стационаре.

Здоровью пациента в стационаре угрожают: инфекции, токсические вещества, высокие и низкие температуры, излучения, электротротравмы, падения, стрессы.

3. Перечислить факторы, угрожающие здоровью медицинского работника в стационаре.

Здоровью медицинского работника в стационаре угрожают: инфекции,

токсические вещества, высокие и низкие температуры, излучения, электротротравмы, падения, стрессы, физические нагрузки.

4. Перечислить мероприятия по обеспечению безопасной больничной среды.

К мероприятиям по обеспечению безопасной больничной среды относятся:

соблюдение режима инфекционной безопасности, соблюдение личной гигиены пациента и персонала, соблюдение лечебно-охранительного режима (соблюдение режима эмоциональной безопасности, соблюдение правил внутреннего распорядка, соблюдение режима двигательной активности).

5. Дать характеристику режима инфекционной безопасности.

Режим инфекционной безопасности – это комплекс мер, направленный на

профилактику внутрибольничной инфекции (соблюдение санитарноэпидемиологических норм, асептики, антисептики, проведение дезинфекции,

дезинсекции, дератизации, стерилизации).

6. Рассказать о мерах соблюдения личной гигиены для обеспечения безопасной больничной среды.

К мерам соблюдения личной гигиены для обеспечения безопасной больничной

среды относятся: для пациента – уход за кожей и слизистыми, смена

нательного и постельного белья, профилактика пролежней, обеспечение

судном и мочеприемником; для персонала – использование специальной и защитной одежды, деконтаминация рук, чистота тела.

7. Дать определение лечебно-охранительного режима.

Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического

и психологического комфорта пациентов и медицинского персонала.

8. Перечислить элементы лечебно-охранительного режима.

К элементам лечебно-охранительного режима относятся: соблюдение режима эмоциональной безопасности, соблюдение правил внутреннего распорядка, соблюдение режима двигательной активности.

9. Дать характеристику режима эмоциональной безопасности.

Режим эмоциональной безопасности – это комплекс мер, направленный на

обеспечения в условиях стационара психологического комфорта.

10. Дать понятие психологического стресса.

Психологический стресс – это реакция человека на реальное или воображаемое потрясение.

11. Перечислить факторы возникновения стресса у медицинского работника.

Факторами возникновения стресса у медицинского работника являются:

высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациента; уход за

тяжелобольными и умирающими пациентами; ситуации, связанные с проблемами в общении; риск профессиональных заболеваний; особый режим работы.

12. Рассказать о способах адаптации к стрессу.

Способами адаптации к стрессу являются: рациональная организация труда; любовь к профессии; умение сосредоточиться на позитивном; эффективное общение; здоровый образ жизни; профилактика профессиональных

заболеваний; соблюдение этики и деонтологии.

13. Дать характеристику режима рациональной двигательной активности.

Режим двигательной активности – это режим, который регламентирует

активную мышечную деятельность: для пациента – в соответствии с врачебным назначением; для медицинского персонала – в соответствии с правилами биомеханики.

14. Рассказать о значении правил внутреннего распорядка для обеспечения

безопасной больничной среды.

Значение правил внутреннего распорядка заключается в том, что их соблюдение обеспечивает: качественный уход; условия для эффективного удовлетворения потребностей пациента; возможность организации слаженной

работы; рациональное использование рабочего времени; профилактику

несчастных случаев.

15. Перечислить факторы риска падений пациента в стационаре.

Факторами риска падений пациентов являются: возраст старше 65 лет;

имевшиеся случаи падений в анамнезе; физиологические проблемы (сенсорные, двигательные, выделения); психологические или психические проблемы;

прием лекарственных средств, имеющих побочные эффекты.

16. Рассказать о методах снижения риска падений пациента.

К методам снижения риска падений пациента относятся: размещение пациентов группы риска ближе к сестринскому посту; обеспечение их средствами связи; быстрое реагирование на вызов; помощь при передвижении в

соответствии с режимом двигательной активности; своевременное осуществление всех мероприятий по уходу; расположение предметов первой

необходимости в доступных местах; дежурное освещение; рациональное

оборудование помещений; использование вспомогательных средств передвижения; исключение передвижения по мокрому полу.

Ситуационные задачи

Задача 1. Пациент М, 20 лет, вчера поступил в терапевтическое отделение стационара. Сегодня во время врачебного обхода его не оказалось в

палате, по поводу чего палатная медсестра получила замечание от дежурного

врача. Пациент появился в отделении только через 2 часа, сообщив, что

навещал своего друга в другом отделении больницы. Как Вы считаете, в чем

ошибка медсестры?

Задача 2. К палатной медсестре обратился пациент К. 74-х лет с просьбой оставить в палате ночное освещение, поскольку он несколько раз за ночь

вынужден пользоваться туалетом. Медсестра отказала ему в этой просьбе,

ссылаясь на то, что, но правилам, ночью в палате должно быть темно. На

Ваш взгляд, правильно ли поступила медсестра?

Задача 3. Пациентка З. 60 лет, находится в удовлетворительном состоянии, на общем режиме, получает на ночь снотворные препараты, должна

сдать анализ мочи. Утром медсестра разбудила ее для этого. Пациентка отправилась в туалет, где упала, получив тяжелую черепно-мозговую травму.

Родственники обратились по этому поводу с жалобой к главному врачу больницы. Как Вы считаете, обоснована ли их жалоба?

Задача 4. Пациент П. 72 лет, обратился к медсестре с вопросом о назначении ведра с надписью «концентрат дезинфиканта», которое стоит в туалете.

Пациент страдает приступами удушья и ему после посещения туалета всегда

становится хуже из-за резкого запаха хлора. Интересуется, можно ли убрать

ведро в другое место. Как бы Вы поступили в данной ситуации?

Задача 5. Пациентке Б., 68 лет, назначен постельный режим. Зайдя в палату, медсестра обнаружила ее лежащей на полу с раной на голове. Пациентка

плачет, рассказывает, что хотела пить, потянулась за стаканом с водой, стоящим на тумбочке, и упала. Как Вы думаете, что должна была предпринять

медсестра, чтобы избежать этой травмы?

Эталон ответа

1. Медицинская сестра должна ознакомить пациента, поступившего в

отделение, с правилами внутреннего распорядка, которые состоят в соблюдении установленного режима дня. Необходимо разъяснить, что в отделении отведены определенные часы для питания, врачебного обхода, сна, процедур, посещений, досуга. В обязанности медицинской сестры входит контроль соблюдения пациентами правил внутреннего распорядка.

2. Обеспечение палат и других помещений, которыми пользуются пациенты, дежурным ночным освещение является мерой по профилактике падений пациентов, поэтому ночное освещение должно быть включено.

3. Пациенты, получающие снотворные препараты относятся к группе

высокого риска падений, медицинская сестра обязана обеспечить их сопровождение при передвижении либо предоставить необходимые предметы

ухода (судно, мочеприемник) для того, чтобы исключить самостоятельное

передвижение пациента по отделению.

4. Поскольку дезинфицирующие средства являются токсичными, при работе с ними необходимо соблюдать правила техники безопасности. Одним

из правил является требование к хранению. Запасы дезинфицирующих

средств должны храниться в помещениях, недоступных для общего пользования, в емкостях темного стекла, плотно закупоренных, промаркированных

с указанием названия раствора, его концентрации, даты приготовления.

5. Пациенты старше 65 лет относятся к группе высокого риска падений,

медицинская сестра обязана обеспечить расположение предметов первой

необходимости в местах, легкодоступных для пациента. Пациент должен

быть снабжен средствами связи с постом. Медицинская сестра должна

разъяснить пациенту, что при возникновении проблем необходимо обраться

за помощью. Мерой профилактики падений пациента является быстрое реагирование медицинского персонала на вызов пациента и своевременное удовлетворение его потребностей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ответьте на заданные вопросы «да» или «нет».

1. Сестринский персонал подвержен большим физическим нагрузкам в лечебном

процессе.

2. Правильная организация рабочего места медсестры – профилактика травм позвоночника.

3. Правильная биомеханика в положении сидя предполагает позицию коленей

ниже бедер.

4. При правильном положении тела спина выпрямлена, исключено ощущение

дискомфорта.

5. Находясь в положении сидя, достаточно повернуться грудью или плечами.

6. Спинка стула должна быть перпендикулярна сиденью.

7. В положении сидя на стуле, только пальцы стоп касаются пола.

8. Перед поднятием тяжести стопы располагают на расстоянии 10 – 15 см друг от

друга для устойчивости.

9. Частое изменение положения тела тяжелобольного исключает риск развития

пролежней.

  1. Правильная биомеханика тела на рабочем месте сохраняет здоровье сестре.

Эталон ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ + - + - - - - + +

Терминологический диктант

Вариант 1.

1. _______________________ – помещение в стационар лиц, нуждающихся в медицинском лечении или углубленном медицинском обследовании.

2. ________________ – совокупность предохранительных мер.

3. _______________ – уничтожение в окружающей человека среде возбудителей инфекционных заболеваний.

4. ___________________________________ – режим, который регламентирует активную мышечную деятельность пациента, в соответствии с

врачебным назначением.

5. _______________________ – наука, изучающая законы механического

движения в живых системах.

6. __________________________ – явление, возникающее в результате

накопления последствий отрицательных стрессовых ситуаций.

7. ______________________ – появление головокружения, шума в ушах,

потери сознания при резкой перемене положения тела.

8. _____________ – полное уничтожение микроорганизмов и их спор.

9. ______________ – патологические изменения, возникающие в тканях и

органах под воздействием высоких температур или химических

средств.

10. __________________________________ – реакция человека на реальное

или воображаемое потрясение.

Вариант 2.

1. _______________________________ – среда, которая наиболее полно

обеспечивает пациенту медицинскому работнику условия комфорта и

безопасности, позволяющая наиболее эффективно удовлетворять потребности.

2. _______________________ – нарушения сердечного ритма и кровоснабжения мышцы сердца при натуживании на высоте вдоха.

3. ________________ – патологические изменения, возникающие в тканях

и органах под воздействием низких температур или химических

средств.

4. ____________________ – наука, изучающая законы механического

движения в живых системах.

5. __________________ – дистрофические, язвенно-некротические изменения тканей вследствие их длительного сдавливания.

6. ________________ – нарушение целостности тканей или органов в результате внешних воздействий.

7. _____________________________________ – режим, который регламентирует активную мышечную деятельность пациента, в соответствии

с врачебным назначением.

8. _______________ – отсутствие стула в течение двух более суток.

9. __________________________ – комплекс мер, направленных на обеспечение максимального физического и психологического комфорта пациентов и медицинских работников.

10. ________________ – совокупность предохранительных мер.

Эталон ответов

Вариант 1.

1. Госпитализация – помещение в стационар лиц, нуждающихся в медицинском лечении или углубленном медицинском обследовании.

2. Профилактика – совокупность предохранительных мер.

3. Дезинфекция – уничтожение в окружающей человека среде возбудителей инфекционных заболеваний.

4. Режим двигательной активности – режим, который регламентирует

активную мышечную деятельность пациента, в соответствии с врачебным

назначением.

5. Биомеханика – наука, изучающая законы механического движения в

живых системах.

6. Нервное истощение – явление, возникающее в результате накопления

последствий отрицательных стрессовых ситуаций.

7. Постуральный рефлекс – появление головокружения, шума в ушах, потери сознания при резкой перемене положения тела.

8. Стерилизация – полное уничтожение микроорганизмов и их спор.

9. Ожог – патологические изменения, возникающие в тканях и органах

под воздействием высоких температур или химических средств.

  1. Стресс – реакция человека на реальное или воображаемое потрясение.

Вариант 2.

1. Безопасная – среда, которая наиболее полно обеспечивает пациенту

медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющая

наиболее эффективно удовлетворять потребности.

2. Эффект Вальсальвы – нарушения сердечного ритма и кровоснабжения

мышцы сердца при натуживании на высоте вдоха.

3. Отморожение – патологические изменения, возникающие в тканях и

органах под воздействием низких температур или химических средств.

4. Биомеханика – наука, изучающая законы механического движения в

живых системах.

5. Пролежни – дистрофические, язвенно-некротические изменения тканей вследствие их длительного сдавливания.

6. Травма – нарушение целостности тканей или органов в результате

внешних воздействий.

7. Режим двигательной активности – режим, который регламентирует

активную мышечную деятельность пациента, в соответствии с врачебным

назначением.

8. Запор – отсутствие стула в течение двух более суток.

9. Лечебно-охранительный режим – комплекс мер, направленных на обеспечение максимального физического и психологического комфорта пациентов и медицинских работников.

10. Профилактика – совокупность предохранительных мер.

Приложение №1

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0c46/000192e5-939c9782/img19.jpg

Приложение №2

http://paraplan52.ru/images/img/1-TSR.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия «Понятие «биомеханика тела», «эргономика». Причины травм спины и позвоночника сестринского персонала» «Правильная биомеханика и положение тела медсестры и пациента при поднятии тяжестей и в положении сидя. По

Методическая разработка практического занятия по теме «БИОМЕХАННИКА» предназначена для проведения данного занятия  со студентами 1 курса обучающегося по специальности.Актуальность практического з...

Рабочая программа МДК. 03.03 Эргономика

Место дисциплины в структуре образовательной программыПрограмма междисциплинарного курса является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01   Дизайн.Программа междисци...

Материал к уроку на тему: "Безопасность, гигиена, эргономика. Защита информации. Антивирусная защита"

Материал  к уроку на тему: "Безопасность, гигиена, эргономика. Защита информации. Антивирусная защита". Лекция и презентация....

Лекция "Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита"

Эргономика – наука о том, как люди с их различными физическими данными и особенностями жизнедеятельности взаимодействуют с оборудованием и машинами, которыми они пользуются. Цель эргономики...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ ОП.09 Эргономика. Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ  ОП.09 Эргономика. Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)...