ПРИМЕНИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
статья
Методическая статья "ПРИМЕНИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН" отражает необходимость мнемотехники для повышения мотивации обучения, активности студентов при изучении сложных тем и эффективность запоминания терминов таких учебных дисциплин, как "Генетика человека с основами медицинской генетики" и "Основы микробиологии и иммунологии".
Метод составления ассоциаций был применен на практических занятиях по указанным дисциплинам со студентами специальностей "Лабораторная диагностика" и "Акушерское дело" 2 курса медицинского колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о мнемотехнике в биологических дисциплинах | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Кандидат биологических наук Печкарев Владислав Николаевич
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области Саратовский областной базовый медицинский колледж, Саратов
Энергичная жизнь предъявляет повышенные требования к современной молодежи, которая в самых сложных, неожиданных ситуациях должна сделать оптимально человечный выбор для решения проблемы. Следует отметить, что современное поколение студентов сильно отличается от своих предшественников. И такие изменения всегда будут происходить. Поэтому успех обучения зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения. В связи с этим каждому педагогу постоянно необходимо искать новые средства обучения, которые облегчают этот процесс, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени. Применяемые методики также должны помогать рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть.
При запоминании информации очень важна кратковременная память. Именно она принимает на себя те вызовы, которые получают студенты на занятиях. Именно ее напрягает человек, пытаясь механически запомнить огромные объемы информации. В последнее время наметилась тенденция снижения объема запоминаемого студентами учебного материала. Сами студенты отмечают, что испытывают трудности при запоминании основных понятий. Количество информации, запоминаемой за один раз, должно быть строго ограничено. Даже небольшое ее увеличение приводит к частичному или полному забыванию.
С целью повышения результативности запоминания материала был применен ассоциативный метод. Ассоциации присутствуют в нашей жизни постоянно, каждую минуту в независимости от нашего желания. Они могут быть приятные, неприятные или нейтральные, но оказывают значительное влияние на человека. Ассоциативный метод может применяться на лекционных и практических занятиях, как на стадии повторения предыдущего пройденного материала, так и в процессе работы для лучшего запоминания нового материала. Использоваться он может при изучении любой темы всех учебных предметов и дисциплин учебного плана.
После процесса усвоения информации обязательно должна быть пауза, в течение которой необходимо максимально разгрузить мозг от умственной работы. Вот в этот момент и была предложена студентам разных групп и на разных предметах мнемотехника.
В самом начале было оговорено, что приниматься к рассмотрению будут только слова, принадлежащие к определенной части речи — существительные, прилагательные, глаголы или это должны быть отвлеченные образы из жизни, мультфильмы и т.п.
На стадии мнемотехники студенты предлагали свои ассоциации к определенному термину, понятию, явлению. Взаимосвязи фиксировались в тетради или на отдельном листе, а также на доске. Нет ничего страшного, если некоторое количество ассоциаций не будет иметь логического объяснения. Стоит помнить, что основной целью применения данной техники является формирование и повышение интереса к теме занятия, усиление механизмов памяти. После изучения темы рекомендуется вернуться к предложенным студентами ассоциациям и проанализировать, выделив из них субъективные и объективные.
Так на пример на практическом занятии по предмету «Генетика человека с основами медицинской генетики» при изучении темы «Цитологические и биохимические методы наследственности» студентам были предложены термины: наследственность, клетка, ген, доминантный ген, рецессивный ген, аллель, полное доминирование, комплементарность, эпистаз, полимерия.
Для пояснения был предложен «свободный полет мыслей». И в результате получили полиморфные разъяснения:
Клетка - это химический завод, где в цехах по местному радио играет музыкальная композиция «Золушка».
И этой ассоциации имеется объяснение: с химическим заводом все как бы просто, ведь реально в клетке жизнедеятельность проявляется за счет химических реакций. Но при чем тут музыка? Оказалось, все очень просто. Во-первых, само произведение очень легкое, парящее с разным настроением, сама героиня тоже очень хрупкая девочка, но выполняла тяжелую работу, а потом она была вознаграждена. И во-вторых, очень интересный момент, что произведение напоминает о времени (12 часов). И у каждой клетки есть ограничение периода жизни.
Вот еще один пример - эпистаз (проявление одного гена находится под влиянием другого гена).
Эпистаз - это ситуация, когда достаточно деспотичная невестка приказала свекру молчать.
Здесь стоит отметить, что участниками были студенты 2 курса после 9 класса. В ассоциациях больше проявляется амбициозность, но при этом и склонность к сказочности, что соответствует их возрастному периоду.
Аналогично ассоциативный метод применили на предмете «Основы микробиологии и иммунологии» при изучении темы «Изучение эпидемиологии и иммунологии». В данном случае участниками были студенты 2 курса после 11 класса.
Термины и понятия были следующие:
эпидемический процесс, эпидемический очаг, инвазия, инфекция, реинфекция, бактерия, симбиоз, адгезия.
Результат был не менее интересным:
Эпидемический процесс – цунами, и волной накрывает людей на пляже.
Эпидемический очаг - дверь в подъезд многоэтажного дома.
Симбиоз - дом на два хозяина, но один участок земли, на котором один копает, другой поливает, а урожай вместе собирают.
У более взрослых студентов ассоциации смежны с житейскими ситуациями.
Но в том или в другом случае, применение метода ассоциаций на занятиях способствовало развитию творческой активности и логического мышления студентов, наблюдалась положительная динамика в механизмах запоминания, насыщался словарный запас.
Следует заметить, что при этом не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боялись ошибиться и чувствовали себя свободно, проявляя значительную активность по изучаемой теме. Соответственно, повысился интерес к учебному процессу и увеличилась эффективность обучения.
В заключение следует сказать, что использование метода ассоциаций ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе — и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики
Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истиннос...
Проектные методы при изучении информационных технологий в профессиональной деятельности
Автор статьи делится опытом использования проектного метода при изучении дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности "Техническое обслуживание и ремонт авт...
Использование интерактивных методов при изучении профессиональных модулей.
Одна из основных задач современного среднего профессионального образования - подготовка компетентного, квалифицированного специалиста, готового к постоянному росту и самосовершенствованию. Эти способн...
Доклад на ЦМК 2014-2015 Кейс-метод при изучении дисциплины Сестринское дело в терапии
Доклад на ЦМК Кейс-метод при изучении дисциплины Сестринское дело в терапии...
Экспериментальная работа по использованию системы видов и методов контроля знаний обучающихся при изучении общепрофессиональных дисциплин
Педагогический контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, п...
Вопросы студенческих олимпиад по биологическим дисциплинам
Данный сборник содержит вопросы по дисциплинам биологического цикла и ответы к ним. Вопросы входили в состав студенческих олимпиад разных лет с 2013 по 2021 г.г . Автор стремился подобрать тематику во...
Презентация «Использование кейс метода при изучении спец. дисциплин технического профиля»
Презентация по «Использовании кейс метода при изучении спец. дисциплин технического профиля»...