Табличный процессор Excel. Лабораторные работы
учебно-методический материал

 Полякова Елена Владимировна

Лабораторные работы  предназначены для отработки умений работы в табличном процессоре Excel. Имеют профессиональную медицинскую направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon excel_1.doc61 КБ
Microsoft Office document icon excel_2.doc75 КБ
Microsoft Office document icon excel_3.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

EXCEL

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ПОСТРОЕНИЕ ТАБЛИЦ

Демонстрационный пример построения таблицы. Пусть необходимо построить таблицу показателей (например, количества больных) работы больницы № 8 за 2013-2015 годы.

Годы

2013

2014

2015

Всего

План

500

550

600

1650

Факт

480

550

610

1640

Процент

96

100

101,7

99,4

Причем показатели «Всего» и «Процент» заранее, до построения таблицы не вычислены.

1.1. Ввод данных

Задача построения таблиц обычно разбивается на несколько этапов.

В первую очередь для построения таблицы необходимо ввести данные в таблицу Excel.

Ввод данных в таблицу Excel:

а) установить табличный курсор на первую ячейку создаваемой таблицы (например, на А1);

б) ввести заголовок - «Показатели работы больницы № 8» и нажать клавишу Enter;

в) убедиться, что табличный курсор стоит во второй ячейке столбца (А2), ввести название первой строки таблицы - «Годы» и нажать клавишу Enter.

Аналогично вводятся названия второй («План»), третьей («Факт») и т.д. названий строк до конца первого столбца.

г) установить табличный курсор на вторую ячейку второго столбца (в примере В2) и ввести первое значение года - «2013», после чего нажать стрелку вправо. Затем аналогично в ячейки С2 и D2 вводятся значения «2014» и «2015», соответственно. В ячейку Е2 вводится слово «Всего»

д) установить табличный курсор в ячейку ВЗ и ввести значение планового показателя в 2013г. = «500», нажать клавишу Enter. Затем аналогично в ячейки C3,D3,B4,C4,D4 ввести остальные плановые и фактические показатели за 2013-2015 годы. В результате должна быть получена следующая таблица:

                А                В              С        D         Е

1                Показатели работы больницы № 8

2                Годы                2013           2014   2015   Всего

3                План                500           550     600

4                Факт                480       550     610

5                Процент

1.2. Ввод формул

Одной из важнейших, фундаментальных операций электронных таблиц является ввод формул. Рассмотрим его на примере вычисления процента выполнения плана по годам. Для этого требуется разделить фактическое значение показателя на плановое и умножить на 100. Excel позволяет легко проводить подобные вычисления. Необходимо в ячейку, в которой должен быть получен результат вычислений, ввести соответствующую формулу. Ввод формулы должен начинаться со знака «=» (равно). Все записи в формулах должны осуществляться латинскими буквами.

В рассматриваемом примере устанавливаем табличный курсор в ячейку В5, изменяем язык на английский (левые Alt+Shift) и вводим с клавиатуры следующую формулу «=В4/ВЗ*100» (кавычки вводить не нужно). По окончании ввода необходимо нажать клавишу Enter. Если ввод был осуществлен правильно, то в ячейке В5 должно оказаться число «96».

1.3. Операция копирования

Другой фундаментальной операцией электронных таблиц является операция копирования. В рассматриваемом учебном примере таблица небольшая, и, в принципе, возможно еще три раза ввести простейшие формулы в строку «Процент». Однако на практике таблицы могут содержать большее число столбцов (строк) и непосредственное введение формул станет достаточно трудоемким. Для облегчения таких задач и используется операция копирования. Чтобы осуществить копирование необходимо:

  1. Установить табличный курсор (активность) на ячейку, содержащую копируемую информацию (источник), или выделить соответствующий блок ячеек.
  2. Указателем мыши нажать кнопку Копировать на панели инструментов.
  3. На рабочем листе с помощью мыши выделить блок (ячейку), в который будет осуществляться копирование.
  4. Указателем мыши нажать кнопку Вставить на панели инструментов.

В рассматриваемом примере устанавливаем табличный курсор на ячейку с копируемой формулой (В5). Указателем мыши щелкаем по кнопке Копировать на панели инструментов. Копируемая ячейка обрамляется мерцающим пунктиром. Выделяем блок ячеек, в которые будет осуществляться копирование (С5:Е5). Для этого ставим указатель мыши в ячейку С5, нажимаем левую кнопку мыши и, не отпуская, протягиваем указатель до ячейки Е5. Отпускаем левую кнопку мыши. Выделенный блок отмечается черным цветом (за исключением ячейки С5). Указателем мыши щелкаем по кнопке Вставить на панели инструментов. В выделенных ячейках появляются значения процента выполнения плана.

Отметим, что программа сама внесла соответствующие изменения в формулы: =С4/СЗ*100; =D4/D3*100 и т.д. В ячейке Е5 появляется значок #ДЕЛ/0!, означающий, что предпринята попытка деления на 0 (так как в ячейку ЕЗ пока не занесены данные).

1.4. Вычисление сумм

Следующей операцией, часто используемой при построении таблиц, является суммирование. Так, в рассматриваемом примере в столбце «Всего» необходимо получить суммарное количество больных по плану и фактически лечившихся за все годы. Операция суммирования является одной из большого числа специальных функций, которыми можно воспользоваться в пакете. Для выполнения операции суммирования требуется выполнить следующую последовательность действий.

  1. Установить табличный курсор (активность) на ячейку, в которой должна находиться сумма.
  2. Указателем мыши нажать кнопку Автосумма на панели инструментов.
  3. Если указываемый пунктиром блок соответствует требуемому диапазону суммирования, нажать клавишу Enter. В противном случае с помощью указателя мыши выделить требуемый блок и нажать клавишу Enter.

Для решения примера устанавливаем табличный курсор в ячейку ЕЗ. На панели инструментов нажимаем кнопку Автосумма (S), Далее необходимо ввести диапазон суммирования (B3:D3). Как и в случае построения диаграмм рекомендуем при вводе диапазона не опираться на подсказку программы, а осуществлять ввод непосредственно, с помощью мыши. Для этого устанавливаем указатель мыши на крайнюю (угловую) ячейку диапазона (ВЗ), нажимаем левую кнопку и, не отпуская, протягиваем указатель до конца диапазона суммирования (D3). Отпускаем левую кнопку мыши. Проверяем выражение в строке ввода формул. Оно должно иметь вид «=СУММ(ВЗ:03)>>. Здесь B3:D3 - диапазон суммирования. Нажимаем клавишу Enter. Если операция суммирования выполнена верно, в результате должна получиться сумма - 1650.

Для получения фактического суммарного количества больных устанавливаем табличный курсор в ячейку Е4 и повторяем всю последовательность действий. Только в этом случае вводимым диапазоном суммирования будет B4:D4. В результате должна получиться сумма — 1640.

Отметим, что в ячейке Е5 появился суммарный процент выполнения плана за 3 года - 99,39394.

1.5. Форматирование рамки таблицы

Полученная после проведенных вычислений таблица соответствует заданной в примере. Однако оформление ее не закончено, в частности отсутствует рамка. Рассмотрим два способа построения рамки таблицы.

Автоформатирование. В Excel предусмотрена возможность форматировать таблицы в соответствии с несколькими заранее подготовленными типами таблиц (шаблонами). Для форматирования необходимо установить табличный курсор на любую ячейку внутри форматируемой таблицы, например, А2 и выбрать раздел меню Стили, затем с помощью пунктов Форматировать как таблицу и Стили ячеек выбрать с помощью указателя мыши из списка форматов понравившийся тип и нажать кнопку ОК. В получившейся таблице изменились тип и размер шрифтов.

Построение рамки таблицы. Для построения произвольных рамок, в частности, с вертикальными разделительными линиями необходимо выполнить следующие действия.

  1. Выделить блок ячеек, вдоль границ которых должна быть проведена линия.
  2. С помощью мыши на панели инструментов Шрифт выбрать Границы.

1. 6. Форматирование чисел

Теперь необходимо установить в таблице у всех чисел одинаковое количество знаков после занятой. Например, в ячейках D5 и Е5 следует оставить только один знак после запятой. Для этого выделяем блок ячеек D5:E5 (указателем мыши при нажатой левой кнопке).

Выбираем раздел меню Формат, подраздел Ячейки... и в появившемся диалоговом окне Формат ячеек щелкаем мышью по вкладке Число. В рабочем поле Числовые форматы: выбираем формат Числовой. Затем в поле Число десятичных знаков: устанавливаем число «1» (щелкая указателем мыши по стрелке вверх). Нажимаем кнопку ОК.

1. 7. Установка ширины столбцов

Далее в таблице необходимо установить подходящую ширину столбцов. Это удобное всего осуществлять перемещением правой границы столбца. Например, для уменьшения ширины столбца «и» следует навести указатель мыши на границу между именами столбцов - «В» и «С» и при нажатой левой кнопке переместить на 0,5 см влево. Аналогично изменяется ширина остальных столбцов.

Полученная в результате всех преобразований таблица выглядит

следующим образом.

Показатели работы больницы № 8

Годы

2013

2014

2015

Всего

План

500

550

600

1650

Факт

480

550

610

1640

Процент

96

100

101,7

99,4

1. 8. Дополнение таблиц

Иногда возникает необходимость ввести новые столбцы или строки в уже существующую таблицу. Например, в рассматриваемом примере необходимо добавить показатели 2016г., а именно: план -600, факт - 620 больных. Для добавления нового столбца требуется щелкнуть левой кнопкой мыши по букве, обозначающей следующий за добавляемым столбец (в примере — «Е»). Затем выбрать раздел меню Вставка и подраздел Столбцы (щелкнуть левой кнопкой мыши по соответствующим названиям).

В появившийся новый столбец заносим: в строку «Годы» (ячейка Е2) - 2016; «План» (ЕЗ) - 600; «Факт» (Е4) - 620. Значения строки «Процент» и столбца «Всего» находим в качестве упражнения.

Упражнение.

Для нахождения показателя «Процент» проще всего скопировать формулу из соседней ячейки. Наводим табличный курсор на ячейку D5, указателем мыши щелкаем по кнопке Копировать на панели инструментов. Устанавливаем табличный курсор в ячейку Е5 и нажимаем кнопку Вставить на панели инструментов. Для получения новых значений в столбце «Всего» наводим табличный курсор на ячейку F3, нажимаем на кнопку Автосумма на панели инструментов и, убедившись, что указан правильный диапазон суммирования (ВЗ:ЕЗ), нажимаем клавишу Enter на клавиатуре. Аналогично находим сумму в ячейке F4.

1. 9. Перенос диаграмм и таблиц из Excel в Word

Обычно диаграммы и таблицы выполняются в пакете Excel либо для того, чтобы получить твердую копию (вывести на принтер), либо для того, чтобы быть включенными в некоторый документ, подготавливаемый в редакторе Word. В последнем случае необходимо осуществить перенос диаграмм и таблиц из Excel в Word.

Из пакета Excel перенос данных проще всего осуществлять копированием с использованием буфера передачи данных. Например, если необходимо перенести таблицу с данными в редактор Word, то следует выделить эту таблицу и на панели инструментов пакета Excel нажать кнопку Копировать. Затем вызвать пакет Word, поставить курсор в то место в тексте, где должна оказаться таблица, и на панели инструментов Word нажать кнопку Вставить. Аналогично осуществляется импорт данных в пакет Excel.



Предварительный просмотр:

EXCEL

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

«РАБОТА С ПРОСТЕЙШИМИ БАЗАМИ ДАННЫХ»

Одна из возможностей пакета Excel – работа с простейшими базами данных.

Простейшая база данных или список – это таблица, строки которой содержат упорядоченную, однотипную информацию. В терминологии баз данных строки такой таблицы называются записями, а столбцы – полями.

Первая строка таблицы должна содержать имена столбцов (полей).

Работу с простейшими базами данных будем рассматривать на примере.

Демонстрационный пример. 

Пусть имеется список больных, содержащий их некоторые характеристики

ФИО

Пол

Возраст

Вес

Врач

Иванов

м

64

81

Орлов

Петрова

ж

27

64

Орлов

Сидоров

м

53

75

Орлов

Козлова

ж

32

67

Соколова

Власов

м

45

74

Соколова

Смирнова

ж

44

70

Соколова

Силин

м

37

72

Соколова

Не трудно представить себе список со значительно большим числом больных и их характеристик. В этом случае работа со списком будет представлять определенные трудности. В частности, простой просмотр списка данных при помощи клавиш управления курсором (стрелки, PgUp, PgDn) может занять значительное время. Для решения более сложных задач работы со списками используются команды меню Данные.

Введем список в рабочую таблицу. Для этого откроем новый лист и последовательно заполним все ячейки списка. Например, А1 -ФИО, Bl – Пол и т.д.

1. СОРТИРОВКА ДАННЫХ

Первой из операций, которая позволяет упорядочить список по каким-либо из характеристик (полей), является сортировка. Сортировка списка осуществляется с помощью пункта Сортировка команды меню Данные. При этом открывается диалоговое окно Сортировка диапазона, в котором можно выбрать до трех полей сортировки (по возрастанию или по убыванию). После нажатия кнопки ОК. вначале выполняется сортировка по первому полю, затем в тех позициях, где в первом поле были одинаковые значения, - происходит сортировка по второму полю и затем, аналогично, по третьему полю.

Пусть необходимо упорядочить список по фамилиям больных по алфавиту. Для этого табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. Открывается диалоговое окно Сортировка диапазона. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем ФИО. Переключатель по возрастанию - по убыванию ставим в положение по возрастанию (щелчком указателя мыши черную точку ставим в кружок рядом со словами по возрастанию). Нажимаем кнопку ОК. Больные в списке должны расположиться в алфавитном порядке.

Упражнение 1.1.

Сортировать список так, чтобы в начале списка оказались больные старшего возраста.

Решение 1.1.

Табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. В диалоговом окне Сортировка диапазона щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем Возраст. Щелчком указателя мыши переключатель ставим в положение по убыванию. Нажимаем кнопку ОК.

В тех случаях, когда при сортировке оказывается несколько объектов (больных) с одинаковым значением характеристики (например, при сортировке по полу), используется сортировка по нескольким полям.

Пусть необходимо осуществить сортировку по полу (вначале женщины), причем женщины и мужчины должны быть расположены в алфавитном порядке.

Для этого табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. Открывается диалоговое окно Сортировка диапазона. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать поив появившемся списке выбираем Пол. Переключатель ставим в положение по возрастанию (щелчком указателя мыши). Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Затем по и в появившемся списке выбираем ФИО. Переключатель ставим в положение по возрастанию. Нажимаем кнопку ОК.

Упражнение 1.2.

Сортировать список так, чтобы в начале списка оказались больные лечащего врача Соколовой, а затем Орлова, причем у обоих врачей вначале более легкие по весу.

Решение 1.2.

Табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. В диалоговом окне Сортировка диапазона щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем Врач. Щелчком указателя мыши переключатель ставим в положение по убыванию. В рабочее поле Затем по устанавливаем Вес. Переключатель ставим в положение по возрастанию. Нажимаем кнопку ОК.

Аналогичным образом выполняется сортировка по трем полям.

2. ПОИСК ДАННЫХ

Следующей важной операцией при работе с базами данных является поиск необходимой информации в базе. Поиск производят с помощью пункта Фильтр команды меню Данные. Фильтр - осуществляет выбор из списка указанного набора записей. Режим Автофильтрация позволяет проводить отбор записей, удовлетворяющих заданному критерию. Для фильтрации необходимо выполнить следующие действия:

— переместить курсор в любое место списка;

— в подменю команды Фильтр выбрать режим Автофильтр;

 щелкнуть мышью на одной из появившихся кнопок списков столбцов;

— в появившемся списке значений выбрать нужное значение.

Отмена результатов фильтрации осуществляется выбором значения Все в списке столбца.

Пусть необходимо найти всех больных с фамилиями, начинающимися на букву «с». Для осуществления поиска необходимо переместить курсор в любое место списка (В2). Выбрать раздел меню Данные и подраздел Фильтр. В подменю команды Фильтр выбрать режим Автофильтр. Рядом с именами полей появляются стрелки (кнопки списков столбцов). Необходимо щелкнуть мышью на кнопке списка справа от аббревиатуры ФИО. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). Появляется диалоговое окно Пользовательский автофильтр. Формирование условий поиска данных (запроса) является важнейшим моментом процедуры. От правильности их задания зависит результат поиска. В данном случае компьютер должен найти все ФИО, которые имеют первую букву «С», а остальные буквы могут быть любые. Для этого в рабочем поле ФИО диалогового окна устанавливаем равно (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим С* (* — означает последовательность любых сим-волов). Нажимаем кнопку ОК. На экране остаются данные только на больных Силина, Смирнову и Сидорова. Эти данные могут быть скопированы в другую таблицу, в файл или выведены на принтер.

Упражнения 2.1.

1) Найти всех больных моложе 35 лет.

Решение 2.2.

Отменить результаты предыдущего поиска щелчком мыши на кнопке списка справа от аббревиатуры ФИО и выбрать значение Все в списке столбца. Щелкнуть мышью на кнопке списка справа от поля Возраст. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). В появившемся диалоговом окне Пользовательский автофильтр в рабочем поле Возраст устанавливаем меньше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 35. Нажимаем кнопку ОК. (Ответ — Петрова, Козлова).

Поиск по нескольким полям.

Упражнения 2.2.

2) Найти всех мужчин тяжелее 75 кг.

Решение 2.2.

Отменить результаты предыдущего поиска щелчком мыши на кнопке списка справа от имени поля Возраст и выбрать значение Все в списке столбца. Щелкнуть мышью на кнопке списка справа от поля Пол. В появившемся списке значений выбрать пункт м. Щелкнуть мышью на кнопке списка справа от поля Вес. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). В появившемся диалоговом окне Пользовательский автофильтр в рабочем поле Вес устанавливаем больше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 75. Нажимаем кнопку ОК. (Ответ — Иванов).

Упражнения 2.3.

Задание диапазона поиска.

3) Найти всех больных в возрасте от 40 до 50 лет.

Решение 2.3.

Отменить результаты предыдущего поиска щелчком мыши на кнопке списка справа от имени поля Пол и выбрать значение Все в списке столбца. Аналогично повторить с полем Вес. Щелкнуть мышью на кнопке списка справа от поля Возраст. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). В появившемся диалоговом окне Пользовательский автофильтр в рабочем поле Возраст устанавливаем меньше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 50. Переключатель и/или устанавливаем в положение и. В левом нижнем рабочем поле устанавливаем больше (щелчок но стрелке мышью и выбор в списке), в правое нижнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 40. Нажимаем кнопку ОК. (Ответ -Смирнова, Власов).

Упражнения 2.4.

4) Найти всех больных с весом менее 70 кг и более 80 кг.

Решение 2.4.

Отменить результаты предыдущего поиска щелчком мыши па кнопке списка справа от имени поля Возраст и выбрать значение Все в списке столбца. Щелкнуть мытью на кнопке списка справа от поля Вес. В появившемся списке значений выбрать пункт (Условие...). В появившемся диалоговом окне Пользовательский автофильтр в рабочем поле Вес устанавливаем меньше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое верхнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 70. Переключатель и/или устанавливаем в положение или. В левом нижнем рабочем поле устанавливаем больше (щелчок по стрелке мышью и выбор в списке), в правое нижнее рабочее поле с клавиатуры вводим число 80. Нажимаем кнопку ОК. (Ответ - Петрова, Козлова, Иванов).

Для завершения работы в режиме поиска (фильтрации) необходимо выбрать раздел меню Данные и подраздел Фильтр. В подменю команды Фильтр щелкнуть указателем мыши по галочке (флажку) рядом с пунктом Автофильтр.

3. РАБОТА С ОКНОМ ФОРМЫ

Окно формы данных используется для просмотра, ввода и обработки данных. Окно позволяет вести поиск записей по заданному критерию. Особенно удобно использование окна формы данных для дополнения списка новыми записями, удаления ненужных, а также редактирования данных, когда база данных имеет большие размеры.

Для вызова окна формы данных необходимо переместить табличный курсор в любое место списка (В2), выбрать раздел меню Данные и подраздел Форма.... Появляется диалоговое окно Лист 1. Окно формы содержит имена полей списка и соответствующие данные на одного больного. С помощью полосы прокрутки можно по очереди просмотреть всех больных. Для ввода новой записи (больного) необходимо нажать кнопку Добавить и заполнить рабочие поля формы. Отметим, что переход из одного поля в другое осуществляется либо клавишей Tab, либо щелчком указателя мыши (не клавишей Enter). Для удаления записи из списка ее необходимо вывести в форму (полосой прокрутки) и нажать кнопку Удалить. После чего подтвердить удаление нажатием кнопки ОК в информационном окне Excel.

Упражнение 3.1.

Ввести запись нового больного в список: Нилов, м, 28,75,Орлов, а затем удалить ее.

Решение 3.1.

Переместить табличный курсор в любое место списка (В2), выбрать раздел меню Данные, и подраздел Форма,... В диалоговом окне Лист 1 нажать кнопку Добавить и заполнить рабочие поля формы: в поле ФИО ввести Нилов, нажать клавишу Tab, в поле Пол ввести м, нажать клавишу Tab. Аналогично заполнить поля Возраст, Вес и Врач. Снова нажать кнопку Добавить.

Для удаления записи из списка полосой прокрутки устанавливаем запись Нилов ... в рабочие поля формы и нажимаем кнопку Удалить. После чего подтверждаем удаление нажатием кнопки ОК в информационном окне Excel.

Для осуществления поиска в режиме окна формы данных необходимо нажать кнопку Критерии и ввести условия поиска в рабочие поля с соответствующими именами (условия: «равно», «больше», «меньше» и т.д. здесь обозначаются соответствующими значками: «=», «>», «<», например, >40). Просмотр результатов осуществляется в окне формы нажатием кнопок Назад и Далее. Отметим, что в отличие от поиска в режиме Фильтр, здесь результаты нельзя скопировать или распечатать.

Упражнение 3.2.

Найти всех больных с фамилиями, начинающимися на букву «С».

Решение 3.2.

Нажать кнопку Критерии и ввести в рабочее поле ФИО условие С*. Для просмотра результатов три раза нажать на кнопку Далее. Последовательно появятся записи больных Силина, Смирновой и Сидорова. Дальнейшие нажатия на кнопку Далее к каким-либо изменениям не приведут. Нажатия на кнопку Назад приведут к просмотру найденных больных в обратном порядке.

4. ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ

Режим Итоги - позволяет вычислять промежуточные итоги по заданному столбцу. Для подведения итогов необходимо выполнить следующие действия:

— расположить указатель ячейки в любое место списка;

— выполнить сортировку списка по заданному столбцу (см. п. 1.);

— выбрать команду Итоги из меню Данные,

 заполнить диалоговое окно Промежуточные итоги. 

Пусть необходимо сосчитать количество больных у каждого лечащего врача. Для этого проведем сортировку больных. Правильный выбор способа сортировки является решающим при вычислении итогов. В результате сортировки больные должны быть разбиты на группы, в которых требуется произвести необходимые вычисления. В данном случае сортировку следует проводить по лечащему врачу. Табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. Открывается диалоговое окно Сортировка диапазона. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем Врач. Переключатель по возрастанию - по убыванию для определенности ставим в положение по возрастанию (щелчком указателя мыши черную точку ставим в кружок рядом со словами по возрастанию). Нажимаем кнопку ОК. Вначале списка располагаются больные врача Орлова, затем больные Соколовой. Снова открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Итоги.... Открывается диалоговое окно Промежуточные итоги. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля При каждом изменении в: и в появившемся списке выбираем Врач. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Операция: и в появившемся списке выбираем Кол-во значений. В рабочем поле Добавить итоги по: устанавливаем галочку (флажок) только в позицию ФИО, остальные галочки убрать, воспользовавшись полосой прокрутки и мышью. Нажать кнопку ОК. В результате в столбце ФИО после всех больных врача Орлова появится их число - 3, после всех больных врача Соколовой - 4 и общее количество больных - 7. В столбце Врач в соответствующих строках появится фамилия лечащего врача и вид операции (Количество значений).

В случае больших списков визуальный поиск полученных промежуточных итогов представляет определенные трудности. Для облегчения этой задачи слева от рабочей таблицы Excel появляются 3 пронумерованные линейки. Для того, чтобы в таблице остались только итоги, необходимо щелкнуть мышью по кнопкам « — » на 2 (средней) линейке. Восстановление списка больных осуществляется щелчком мыши по кнопкам «+» на 2 линейке.

Для того, чтобы восстановить исходный список (убрать промежуточные итоги), необходимо открыть раздел меню Данные. Выбрать подраздел Итоги... и в открывшемся диалоговом окне Промежуточные итоги нажать кнопку Убрать все.

Упражнения 4.1.

1) Сосчитать количество мужчин и женщин.

Решение 4.1.

Проведем сортировку больных по полу. Табличный курсор устанавливаем в любую ячейку списка (например, В2). Открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Сортировка. В диалоговом окне Сортировка диапазона щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Сортировать по и в появившемся списке выбираем Лол. Переключатель ставим в положение по убыванию (щелчком указателя мыши). Нажимаем кнопку ОК. . Снова открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Итоги.... В диалоговом окне Промежуточные итоги щелкаем по стрелке справа от рабочего поля При каждом изменении в: и в появившемся списке выбираем Пол. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Операция: и в появившемся списке выбираем Кол-во значений. В рабочем поле Добавить итоги по: мышью устанавливаем галочку только в позицию ФИО. Нажимаем кнопку ОК.

Упражнения 4.2.

Определить средний возраст больных врача Соколовой и больных врача Орлова.

Решение 4.2.

Восстанавливаем исходный список — открываем раздел меню Данные, выбираем подраздел Итоги... и в открывшемся диалоговом окне Промежуточные итоги нажимаем кнопку Убрать все.

Проводим сортировку больных по лечащему врачу — открываем раздел меню Данные, выбираем подраздел Сортировка, в диалоговом окне Сортировка диапазона в рабочем поле Сортировать по устанавливаем Врач. Переключатель ставим в положение по убыванию (щелчком указателя мыши). Нажимаем кнопку ОК. . Снова открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Итоги.... В диалоговом окне Промежуточные итоги в рабочем поле При каждом изменении в: устанавливаем Врач. Щелкаем по стрелке справа от рабочего поля Операция: и в появившемся списке выбираем Среднее. В рабочем поле Добавить итоги по: устанавливаем галочку только в позицию Возраст. Нажимаем кнопку ОК.

В результате получим средний возраст больных Соколовой - 39,5 лет, Орлова - 48 лет, и всех больных - 43,14 лет.

Упражнения 4.3.

Найти средний вес больных мужчин врача Орлова, больных мужчин врача Соколовой, больных женщин врача Орлова и больных женщин врача Соколовой.

Решение 4.3.

Восстанавливаем исходный список - раздел меню Данные, подраздел Итоги... и в диалоговом окне Промежуточные итоги нажимаем кнопку

Убрать все.

Проводим сортировку больных по полу и лечащему врачу — открываем раздел меню Данные, выбираем подраздел Сортировка, в диалоговом окне Сортировка диапазона в рабочем поле Сортировать по устанавливаем Пол. Переключатель ставим в положение по убыванию (щелчком указателя мыши).'В рабочем поле Затем по устанавливаем Врач. Переключатель ставим в положение по возрастанию. Нажимаем кнопку ОК. . Снова открываем раздел меню Данные. Выбираем подраздел Итоги.... В диалоговом окне Промежуточные итоги в рабочем поле При каждом изменении в: устанавливаем Врач. В рабочем поле Операция: устанавливаем Среднее. В рабочем поле Добавить итоги по: устанавливаем галочку в позицию Вес. Нажимаем кнопку ОК.

В результате получим средний вес больных мужчин врача Орлова -78 кг, больных мужчин врача Соколовой - 73 кг, больных женщин врача Орлова - 64 кг и больных женщин врача Соколовой - 68,5 кг. Средний вес всех больных — 71,86 кг.



Предварительный просмотр:

EXCEL

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ НА ОСНОВЕ КАРТЫ БОЛЬНОГО, ВЫБЫВШЕГО ИЗ СТАЦИОНАРА

Рассмотрите шаблон карты выбывшего, данный в приложении 1. Необходимо создать базу данных на основе такой карты.

  1. Запустите программу Excel: Пуск => Программы => Microsoft Excel.
  2. В ячейку А1 введите название базы: «Карта выбывшего». Выделите название мышью и измените размер шрифта на 16, отметьте название полужирным стилем, щелкнув левой кнопкой мыши на соответствующие пиктограммы на панели инструментов «Форматирование».
  3. Введите последовательно в ячейки АЗ-АВЗ текст:

A3 —         Ф.И.О.

ВЗ —         Адрес

СЗ —         Возраст        

D3 —         Пол

ЕЗ —         Кем направлен

F3 —         Диагноз напр-го учр-я

G3—        Дата поступления

НЗ —         Дата выписки

13—        Исход заболевания

J3 —         Проведено дней

КЗ—        Динамика болезни

L3 —         Диагноз стационара (шифр)

МЗ —         Диагноз основной

N3 —         Осложнения

ОЗ —         Сопутствующие заболевания

РЗ —         Количество операций

Q3 —        Дата операции

R3 —         Название операции

S3 —         Осложнения операции

ТЗ —         Вид наркоза

U3 —        Патанатомический диагноз

V3 —         Совпадение

W3 —        Лечащий врач

ХЗ —         Клиника

Y3 —        Отделение

Z3 —        Палата

ААЗ —         Номер по отд.

АВЗ —        Карта №

  1. Измените ширину ячеек АЗ-АВЗ, чтобы поместить все буквы текста. Для этого выделите ячейки мышью и щелкните на кнопке «Формат». Далее из меню выберите «Столбец», «Ширина» и укажите ширину 16.
  2. Измените размер шрифта текста в ячейках АЗ-АВЗ. Для этого выделите текст в ячейках, а затем укажите размер шрифта 8. Убедитесь, что все слова текста помещаются в ячейках. Если слова продолжительнее, чем ширина ячейки, то увеличьте ширину столбца указанным выше способом.
  3. В ячейку 13 «Исход заболевания» введите примечание: выписан, умер, переведен. Для этого убедитесь, что рамка поставлена в ячейку 13. Далее выберите команду меню «Вставка-Примечание». На экране появится рамка с курсором. В место расположения курсора последовательно введите текст примечания:

Текст связывается с ячейкой после нажатия ENTER. Каждая ячейка, имеющая примечание, отмечается в рабочем листе точкой в правом верхнем углу. На цветных мониторах она красного цвета. Включить и выключить изображение точки вы можете с помощью команды меню «Сервис-Параметры», выбрав вкладку «Вид» в появившемся диалоге и установив или сбросив переключатель «Индикаторы примечаний» в группе «Показывать».

  1. В ячейке КЗ «Динамика болезни» и V3 «Совпадение» введите текст примечания, соответственно:

Последовательно в ячейки столбца, обозначающего количество проведенных в стационаре дней, примените итоговую функцию по автоматическому подсчету проведенных дней в стационаре. Для этого поставьте рамку в ячейку J4. Затем нажмите на кнопке «Вставка функции» на стандартной панели инструментов. В списке «Категория» выберите пункт «Дата и время». В списке функция выберите функцию «Дней 360», которая вычисляет количество дней между двумя датами. Нажмите на клавишу ENTER. В открывшемся диалоговом окне указать адрес ячейки (G4), где находится дата поступления больного и адрес ячейки (Н4), где находится дата выписки. После нажатия клавиши «Ок» в ячейке J4 будет автоматически высчитываться количество проведенных дней в стационаре после заполнения таблицы.

Аналогичные действия совершите в ячейках J5 и J6.

  1. Заполните базу записями по трем больным, используя сведения, данные в приложении 2.
  2. Шифр диагноза стационара найдите в международном классификаторе болезней, данном в приложении 3, и проставьте в соответствующих ячейках таблицы.
  3. Для поиска больных по определенным критериям можно воспользоваться командой меню «Данные—Форма». Для этого выделите мышью заполненную таблицу и все названия столбцов. Далее выберите из меню «Данные» команду «Форма». На экране появится форма.
  4.  Нажимая кнопку «Далее», можно просмотреть формы, заполненные по всем больным. Если необходимо выполнить запрос по выборке больных, отвечающих определенным критериям поиска, нужно нажать на кнопку «Критерии» и в соответствующих окнах набрать текст критериев поиска. Если щелкнуть по кнопке «Далее», то можно ознакомиться с формами больных, выбранных по заданным критериям. В качестве критерия поиска можно выбрать больных лечащего врача Николаева Н. Н., поступивших 11.09.2006.
  5. Выполните автоматический подсчет среднего значения количества дней, проведенных в стационаре. Для этого в ячейку J7 введите название функции: «Сред. знач». Далее поставьте рамку в ячейку J8 и щелкните на кнопке «Вставка функции» на стандартной панели инструментов. В списке «Категория» выберите пункт «Статистические». В списке «Функция» выберите функцию СРЗНАЧ и щелкните на кнопке «Ok». В открывшемся диалоговом окне укажите массив чисел, из которых нужно посчитать среднее значение. Для этого выделите содержимое ячеек J4-J6. Щелкнув по кнопке «Ok», убедитесь, что в ячейке J8 помещено среднее значение количества дней, проведенных больными в стационаре.


Приложение 1.

 Карта выбывшего №

Номер по отделению №

Клиника                       Отделение

Ф. И. О.                                                                                Палата

Адрес

Возраст,      Пол

Кем направлен:

Диагноз напр-го учреждения

Дата поступления в стационар

Дата выписки из стационара

Исход заболевания (выписан, умер, переведен из клиники)

Переведен в

Динамика болезни (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение)

Проведено дней

Диагноз стационара (шифр)

Диагноз основной

Осложнения

Сопутствующие заболевания

Количество операций        

Дата операции

Название операции

Осложнения операции

Вид наркоза

 Осложнения

Патанатомический диагноз

 Совпадения

Лечащий врач  


Приложение 2.

Клиника РГМУ                                        Отделение КРО

Номер по отделению

2324

34

3435

35

2327

29

Ф.И.О.

Иванов И.И.

Сидоров В.В.

Машкова М.М.

Палата

5

5

6

Адрес

Ессентуки,

Мира 5

Ессентуки, Калинина 18

Ессентуки, Нариманова 10

Возраст

56

57

54

Пол

М

М

Ж

Кем направлен

Конс.пол.

Конс.пол.

Пол-ка №3

Диагноз напр-го учр-я

Стенокардия

Ревматизм

НЦД

Дата поступления

11.09.2006

11.09.2006

12.09.2006

Дата выписки

10.10.2006

12.10.2006

30.09.2000

Исход заболевания

Выписан

Выписан

Выписан

Проведено дней

29

31

18

Диагноз стационара (шифр)

Диагноз основной

Стунокардия II ФК стабильного течения НК0

Ревматическая болезнь митрального клапана

Инфекционный перикардит

Осложнения

Желудочковая экстрасистолия

Пароксизмальная мерцательная аритмия

Синусовая аритмия

Сопутствующие заболевания

Бронхиальная астма

Аденома простаты

Миома матки

Количество операций

Продолжительность (час)

Название операции

Осложнения

Дата, час операции

Вид наркоза

Осложнения наркоза

Патанатомический диагноз

Совпадение

Лечащий врач

Николаев Н.Н.

Николаев Н.Н.

Узин В.В.


Приложение 3.

Фрагмент из международного

классификатора болезней МКБ-10

Код по МКБ-10

Название заболеваний (состояний) по МКБ-10

105        Ревматические болезни митрального клапана

  1. Митральный стеноз
  2. Ревматическая недостаточность митрального клапана
  3. Митральный стеноз с недостаточностью
  1. Другие болезни митрального клапана
  2. Болезнь митрального клапана неуточненная

106        Ревматические болезни аортального клапана

  1. Ревматический аортальный стеноз
  2. Ревматическая недостаточность аортальногоклапана
  3. Ревматический аортальный стеноз с недостаточностью
  1. Другие ревматические болезни аортального клапана
  2. Ревматическая болезнь аортального клапана неуточненная

107        Ревматические болезни трехстворчатого клапана

  1. Трикуспидальный стеноз
  2. Трикуспидальная недостаточность
  3. Трикуспидальный стеноз с недостаточностью
  1. Другие болезни трехстворчатого клапана
  2. Болезнь трехстворчатого клапана неуточненная

108        Поражения нескольких клапанов

  1. Сочетанные поражения митрального и аортального клапанов
  2. Сочетанные поражения митрального и трехстворчатого клапанов
  3. Сочетанные поражения аортального и трехстворчатого клапанов
  4. Сочетанные поражения митрального, аортального и трехстворчатого клапанов

108. 8        Другие множественные болезни клапанов

108.9        Множественное поражение клапанов неуточненное

109                Другие ревматические болезни сердца

120                Стенокардия [грудная жаба]

120.0         Нестабильная стенокардия

120.1        Стенокардия с документально подтвержденным спазмом

120.8         Другие формы стенокардии

120.9         Стенокардия неуточненная

123.0        Гемоперикард  как  ближайшее осложнение острого инфаркта  миокарда

130                 Острый  перикардит

130.0        Острый неспецифический идиопатический перикардит

130.1        Инфекционный перикардит

130.8         Другие формы острого перикардита

130.9         Острый перикардит неуточненный

131                Другие болезни перикарда

131.0         Хронически адгезивный перикардии

131.1        Хронический констриктивный перикардит

131.2        Гемоперикард, не классифицированный в других рубриках

131.3         Перикардиальный выпот (невоспалительный)

131.8         Другие уточненные болезни перикарда

131.9         Болезни перикарда неуточненные

133                Острый и подострый эндокардит

133 .0        Острый и подострый инфекционный эндокардии

133.9        Острый эндокардит неуточненный

134                Неревматические поражения митрального клапана

134.0        Митральная [клапанная] недостаточность

134.1        Пролапс [пролабирование] митрального клапана

134.2        Неревматический стеноз митрального клапана

134.8        Другие неревматические поражения митрального клапана

134.9        Неревматическое поражение митрального клапана неуточненное

135                Неревматические поражения аортального клапана

135.0         Аортальный [клапанный] стеноз

135.1         Аортальная [клапанная] недостаточность

135.2        Аортальный [клапанный] стеноз с недостаточностью

135.8         Другие поражения аортального клапана

135.9         Поражение аортального клапана неуточненное

136           Неревматические поражения трехстворчатого клапана

136.0         Неревматический стеноз трехстворчатого клапана

136.1         Неревматическая недостаточность трехстворчатого клапана

136.2         Неревматический стеноз трехстворчатого клапана с недостаточностью

136.8         Другие неревматические поражения трехстворчатого клапана

136.9         Неревматическое поражение трехстворчатого клапана неуточненное

137           Поражения клапана легочной артерии

137.0         Стеноз клапана легочной артерии

137.1         Недостаточность клапана легочной артерии

137.2         Стеноз клапана легочной артерии с недостаточностью

137.8         Другие поражения клапана легочной артерии

137.9          Поражение клапана легочной артерии неуточненное

  1. 8         Эндокардит, клапан не уточнен
  2. 0                Острый миокардит

140.0        Инфекционный миокардит

140.1        Изолированный миокардит

140.8        Другие виды острого миокардита

140.9        Острый миокардит неуточненный

142        Кардиомиопатия

142.0        Дилатационная кардиомиопатия

  1. Обструктивная гипертрофическая кардиомиопатия
  2. Другая гипертрофическая кардиомиопатия
  3. Эндомиокардиальная [эозинофильная] болезнь
  4. Эндокардиальный фиброэластоз
  5. Другая рестриктивная кардиомиопатия
  6. Алкогольная кардиомиопатия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование биоритмов человека в среде табличного процессора

Развитие представлений об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, создание информационной модели «Биоритмы человека»...

Построение графиков и решение нелинейных уравнений в табличном процессоре

Табличный процессор. Построение графика. Работа с мастером функций и мастером диаграмм....

Презентация по теме "Работа с табличным редактором Excel"

В презентации рассматриваются основы работы с табличным процессором Excel. Ввод данных, форматы данных, использование простейших функций, построение диаграмм с помощью Мастера....

Использование табличного процессора MS Excel для численного решения систем линейных уравнений и вычисления определенного интеграла

Учебно-методическое пособие Использование табличного процессора MS Excel для численного решения систем линейных уравнений и вычисления определенного интеграла разработано для организации самостоятельн...

Практическая работа №9. Организация расчетов в табличном процессоре МойОфис Таблица.

Содержит теоретический материал с практическими заданиями на тему "Организация расчетов в табличном процессоре МойОфис Таблица."...