Дезинфекция
методическая разработка
Данная методическая разработка предназначена для использования при подготовке и проведения лекционного занятий с обучающимися ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_lektsiya_dezinfektsiya_1.docx | 683.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения лекционного занятия
по теме: Дезинфекция.
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК.04.02. Безопасная среда для пациента и персонала
Специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовая подготовка
(код и наименование специальности)
Москва
2022 г.
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией по специальности Сестринское дело № 1 ГБПОУ ДЗМ «МК №6» Протокол № от «__» __________ 2022 г. Председатель П(Ц)К СД№1 ________________/Горбатенко У.А./ | УТВЕРЖДЕНА на заседании методического совета от «_____» ____________ 2022г Протокол № __ |
Согласовано
Методист – Хачатурян Б.С.
Составитель:
Арямова Т.А. – преподаватель высшей категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6»
Рецензенты:
Разумова А.Н. - главная медицинская сестра ГБУЗ «ГКБ имени В.П. Демихова ДЗМ».
Смирнова Е.В. - преподаватель ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6»
Предназначение: для преподавателей профессиональных моделей ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Специальность 34.02.01 Сестринское дело, 2 курс, 3 семестр.
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. |
1. Пояснительная записка | 5 |
2. Методический блок | 6 |
2.1. Технологическая карта учебного занятия | 7 |
2.2. Структура занятия | 11 |
3. Информационный блок | 13 |
3.1. Мотивация | 14 |
3.2. Опорный конспект | 15 |
4. Блок контроля. | 26 |
4.1. Входной контроль | 27 |
4.2. Текущий контроль | 27 |
4.3. Итоговый контроль | 28 |
5. Эталоны и критерии оценки знаний | 29 |
5.1. Эталоны входного контроля | 30 |
5.2. Эталоны текущего контроля | 31 |
5.3. Эталоны итогового контроля | 34 |
6. Используемая литература | 37 |
РЕЦЕНЗИЯ
Дезинфекция.
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Составитель: Арямова Т.А. – преподаватель высшей категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6»
Представленная на рецензию методическая разработка лекционного занятия «Дезинфекция» ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК.04.02. Безопасная среда для пациента и персонала разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 34.02.01 Сестринское дело для очной формы обучения.
Методическая разработка содержит пояснительную записку, методический блок, информационный блок, контролирующий блок, эталоны ответов и критерии оценки практических заданий, список используемых источников.
Содержание методической разработки в полной мере соответствует теме и целям обучения. Методическая разработка отвечает современным требованиям, в ней отражены знания, необходимые для формирования профессиональных компетенций медицинского работника.
Уделяется внимание закреплению полученных на лекции знаний студентов: решение ситуационных задач, проведению фронтального опроса по видам. методам и уровням дезинфекции, характеристике дезинфектантов и мерам предосторожности при работе с дезинфектантами. Для контроля усвоения нового материала используется контролирующий материал, который включает вопросы по проверке и коррекции уровней знаний, для рефлексии используются ситуационные задачи. Методический материал представлен четко и лаконично в оптимальном объеме для усвоения студентами.
Методическая разработка отличается грамотностью изложения, стройностью и логичностью структуры, написана понятным языком с употреблением современных медицинских терминов, что обеспечивает эффективность усвоения материала данной темы.
Данная методическая разработка рекомендуется преподавателям, ведущим профессиональный модуль по данной теме и обучающимся при подготовке к занятию.
Рецензенты:
Разумова А.Н., главная медицинская сестра ГБУЗ «ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ» _______________
Смирнова Е.В. - преподаватель ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6»
_____________________
Пояснительная записка
Данное методическая разработка ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК.04.02. Безопасная среда для пациента и персонала по теме «Дезинфекция» предназначена для оказания помощи преподавателям, ведущим лекционное занятие по данной тематике.
На занятии подчёркивается актуальность и значимость темы в современных условиях. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), позволяет не нанести излишнего вреда, а иногда даже спасти от смерти не только пациентов, но и персонал медицинских организаций. Никогда еще предотвращение ИСМП не было столь актуальным. Большое значение в борьбе с ИСМП принадлежит санитарно - гигиеническим мероприятиям, в состав которых входит дезинфекция.
Методическая разработка включает блоки: методический, информационный, контроля, эталоны и критерии оценки знаний.
Методический материал раскрывает поэтапное ведение лекционного занятия. Занятие начинается с мотивации с использованием современного взгляда на проблему ИСМП и оценки исходного уровня знаний студентов методом фронтального опроса. Это позволяет повторить раннее изученный материал по способы передачи инфекции в МО, группам риска и резервуарам возбудителей ИСМП, профилактике ИСМП, что необходимо обучающимся для лучшего усвоения лекционного материала.
Для более полной проработки темы и закрепления лекционного материала студентам необходимо после каждого лекционного блока ответить на вопросы.
В конце занятия проводится рефлексия – студенты решают ситуационные задачи, обобщают изученный материал на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.
Занятие завершается подведением итога с использованием критериев оценки по каждому виду контроля.
Методическое пособие является универсальным. Рекомендуется преподавателям, ведущим профессиональный модуль по данной теме и студентам при подготовке к занятию.
Технологическая карта учебного занятия
Дезинфекция
ФИО преподавателя, квалификационная категория | Арямова Татьяна Анатольевна, высшая квалификационная категория | ||||||||||
Код, наименование специальности | 34.02.01 Сестринское дело | ||||||||||
Форма обучения | Очная | ||||||||||
Учебный цикл | ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||||||||
Учебная дисциплина/МДК | МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала | ||||||||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | |||||||||
ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией», ОП.02 «Анатомия и физиология человека», ОП.03 «Основы патологии», ОП.05 «Гигиена и экология человека», ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии», ОП.07 «Фармакология». МДК.04.01 Теория и практика сестринского дела | МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг. ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий. ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. | ||||||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||||||
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ПК 4.6. | Обеспечивать инфекционную безопасность. | ||||||||
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | ПК 4.7. | Участвовать в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса. | ||||||||
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | ПК 4.8. | Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. | ||||||||
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | ||||||||||
ОК 12. | Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. | ||||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | |||||||||
У1 | Обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому | З1 | Основы профилактики ИСМП | ||||||||
Уровень освоения | 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); | ||||||||||
Тема учебного занятия | Дезинфекция | ||||||||||
Тип учебного занятия | 2.Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности | ||||||||||
Формы и методы обучения | объяснительно-иллюстративный метод | ||||||||||
Образовательные технологии | Интерактивная технология | ||||||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||||||
Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Дезинфекция». Ознакомить обучающихся с видами и методами дезинфекции, с общими требованиями к дезинфекционному режиму МО, с приказами, регламентирующими дезинфекционный режим, с современными средствами дезинфекции. Обозначить основные проблемы при работе с дезинфектантами и меры предосторожности. | Развивать любовь к выбранной профессии, личность, повышать культурный духовный уровень. Развивать коммуникативные умения, высокий уровень мышления и познавательную потребность. Развивать способность самостоятельного получения новой информации. Развивать эмоционально-целостное отношение к изучаемому материалу, как части будущей профессии. | Воспитывать уважительное отношение к пациентам, к профессии, к своим обязанностям, чувство ответственности за свой труд, профессионально-деловые качества, любовь к предмету. | |||||||||
Требования к результатам освоения темы учебного занятия | Освоенные умения | Усвоенные знания | |||||||||
У1 | Уметь назвать виды и методы дезинфекции. | З1 | Приказы, регламентирующие способы, режимы и средства дезинфекции в МО. | ||||||||
У2 | Уметь охарактеризовать уровни дезинфекции. | З2 | Общие требования к дезинфекционному режиму в МО. | ||||||||
У3 | Уметь назвать требования к дезинфекционному режиму в МО. | З3 | Знать общие требования к дезинфекционному режиму в МО. | ||||||||
У4 | Уметь соблюдать технику безопасности при работе с дезсредствами. | З4 | Необходимые меры предосторожности при работе с дезсредствами | ||||||||
У5 | Уметь рассказать правила первой помощи при отравлении дез.средствами и химических ожогах. | З5 | Правила первой помощи при отравлении дез.средствами и химических ожогах. | ||||||||
Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия | Рациональность планирования и организации собственной деятельности. Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | ||||||||||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия | Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе собеседования, решения тестовых заданий по теме МДК, | ||||||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | Формы работы на занятии | |||||||||
Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Электронные информационные и образовательные ресурсы | ||||||||
Мультимедийная презентация, электронные учебники, интерактивная доска, | «Теоретические Основы сестринского дела» Мухина С.А., Тарновская И.И. учебник,2-е изд., испр. и доп. М., Гэотар-Медиа, 2019 | Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела «Феникс» 2018 год. Раздел II теоретические основы сестринского дела. Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций, сестринские технологии; ООО «Феникс» 2018 г. | YaMedsestra.ru http://sestrinskoe-delo.ru | Лекция, Активная форма обучения
| |||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Знают правила выбора дезинфектанта и необходимую дозировку при проведении дезинфекции различных помещений и предметов ухода в МО, меры предосторожности при работе с дезинфектантами. Знают правила оказания первой помощи при отравлении дез.средствами и химической ожоге. | Познавательные: умение работать с информационными текстами, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимают задаваемые вопросы и могут логически и аргументировано ответить. Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать занятие, высказывать и обосновывать свое мнение, Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной деятельности. | Положительная мотивация к предмету и учебному материалу. Ответственное отношение к обучению. Понимание правильности выбора будущей профессии. Понимание соблюдение правил использования дезрастворов, дозировки и мер предосторожности для сохранения своего здоровья и окружающих. |
Структура занятия
№ | Этапы занятия. Деятельность преподавателя | Ми нут | Цель | Деятельность студента |
1 | Организационный процесс: - приветствие; - отметить отсутствующих; - обратить внимание на внешний вид студентов, организацию учебного места. | 2 | Организация рабочего пространства, воспитание аккуратности, организованности, дисциплинированности, ответственности. | Настраиваются на занятия. Приводят в порядок внешний вид. |
2 | Актуализация опорных знаний: - фронтальный опрос, | 5 | Проверка исходного уровня знаний (студенты отмечают слабые места в своих знаниях и дополнительно ставят для себя цели). Показать взаимосвязь раннее изученного материала с новым | Отвечают на вопросы преподавателя. |
3 | Мотивация учебной деятельности: Сообщить студентам: - тему занятия, - цель занятия, - актуальность изучаемой темы | 3 | Формирование познавательного интереса к учебной деятельности по данной теме, мотивация студентов. | Записывают в тетради тему, цели и план занятия. Слушают, погружаются в тему занятия. |
4 | Лекционная часть Сопровождается презентацией. 1 блок информации по теме: - во время подачи материала преподаватель задает наводящие вопросы; - обучающие записывают лекцию в тетрадь | 15 | Ознакомить с новым материалом. Использование знаний из практического опыта. Получение знаний путем логических рассуждений. Ведение документации | Просматривают презентацию. Записывают в тетради. Отвечают на вопросы преподавателя. Делают выводы из собственных рассуждений |
5 | Фронтальный опрос по 1 блоку лекции | 5 | Закрепление теоретических знаний | Отвечают на вопросы преподавателя |
6 | Лекционная часть Сопровождается презентацией. 2 блок информации по теме: - во время подачи материала преподаватель задает наводящие вопросы; - обучающие записывают лекцию в тетрадь | 15 | Ознакомить с новым материалом. Использование знаний из практического опыта. Получение знаний путем логических рассуждений. Ведение документации | Просматривают презентацию. Записывают в тетради. Отвечают на вопросы преподавателя. Делают выводы из собственных рассуждений |
7 | Фронтальный опрос по 2 блоку лекции | 5 | Закрепление теоретических знаний | Отвечают на вопросы преподавателя |
8 | Лекционная часть Сопровождается презентацией. 3 блок информации по теме: - во время подачи материала преподаватель задает наводящие вопросы; - обучающие записывают лекцию в тетрадь | 10 | Ознакомить с новым материалом. Использование знаний из практического опыта. Получение знаний путем логических рассуждений. Ведение документации | Просматривают презентацию. Записывают в тетради. Отвечают на вопросы преподавателя. Делают выводы из собственных рассуждений |
9 | Фронтальный опрос по 3 блоку лекции | 5 | Закрепление теоретических знаний | Отвечают на вопросы преподавателя |
10 | Лекционная часть Сопровождается презентацией. 4 блок информации по теме: - во время подачи материала преподаватель задает наводящие вопросы; - обучающие записывают лекцию в тетрадь | 10 | Ознакомить с новым материалом. Использование знаний из практического опыта. Получение знаний путем логических рассуждений. Ведение документации | Просматривают презентацию. Записывают в тетради. Отвечают на вопросы преподавателя. Делают выводы из собственных рассуждений |
11 | Решение ситуационных задач | 5 | Закрепление пройденного материала. Ведение документации. Рефлексия | Решают ситуационные задачи. В тетради правильно оформляют запись ситуационных задач и ответы. |
12 | Подведение итогов занятия: - достигнуты ли цели, - выставление оценок, - озвучивание домашнего задания | 5 | Стимулировать интерес к учебе и ее результатам | Обобщают изученный материал на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов |
Общее время занятия (мин) | 90 |
Мотивация
Профилактика инфекций и инфекционный контроль – это практический, научно обоснованный подход, направленный на профилактику заражения пациентов и работников здравоохранения инфекциями, которых можно было бы избежать. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), позволяет не нанести излишнего вреда, а иногда даже спасти от смерти; она экономит средства и уменьшает распространение устойчивости к противомикробным препаратам (УПП). Никогда еще предотвращение ИСМП не было столь актуальным.
Прошлые вспышки болезни, вызванной вирусом Эбола, быстрое распространение других новых вирусов, таких как возбудитель тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) или коронавирус ближневосточного респираторного синдрома в медицинских учреждениях могут угрожать глобальной безопасности в отношении здоровья. При таких вспышках медицинские учреждения вместо того, чтобы служить центрами по борьбе с заболеванием, становятся опасными местами, усугубляющими распространение инфекции среди персонала и пациентов и ее передачи обратно в сообщества.
Большое значение в борьбе с ИСМП принадлежит санитарно- гигиеническим мероприятиям: соблюдению медицинским персоналом правил личной гигиены, тщательной обработке рук и дезинфекционному режиму.
Дезинфекция – это тип обработки рабочих поверхностей, мебели, техники, дверных ручек и других предметов с целью уничтожения микроорганизмов и патогенов. Это один из видов противоэпидемических мероприятий.
Тема лекции: «Дезинфекция»
Цель лекции: Ознакомить обучающихся с видами и методами дезинфекции, с общими требованиями к дезинфекционному режиму МО, с приказами, регламентирующими дезинфекционный режим, с современными средствами дезинфекции.
План лекции:
1. Приказы, регламентирующие способы, режимы и средства дезинфекции
в МО.
2. Виды и методы дезинфекции.
3. Характеристика современных средств дезинфекции.
4. Классы токсичности дезинфицирующих средств.
5. Группы дезсредств по химическому составу.
6. Меры предосторожности при работе с дезинфектантами.
Усвоенные знания
- Знать Приказы, регламентирующие способы, режимы и средства дезинфекции в МО.
- Знать виды и методы дезинфекции.
- Знать характеристику современных дезсредств.
- Знать классы токсичности дезинфицирующих средств.
- Знать необходимые меры предосторожности при работе с дезсредствами.
Освоенные умения
- Уметь назвать виды и методы дезинфекции.
- Уметь охарактеризовать современные дезсредства.
- Уметь назвать классы токсичности дезинфицирующих средств.
- Уметь соблюдать технику безопасности при работе с дезсредствами.
Глоссарий
Дезинфекция - это комплекс мер, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных болезней в окружающей человека среде. На объектах оборудования и изделий медицинского назначения в МО.
Дезинсекцией называют комплекс мероприятий по борьбе и истреблению насекомых – переносчиков инфекционных и инвазивных заболеваний.
Дератизацией называют комплекс мер по борьбе с грызунами, опасными в эпидемическом отношении.
Задачи дезинфекции – предупреждение или ликвидация процесса накопления, размножения и распространения возбудителей заболеваний путем их уничтожения или удаления. Дезинфекция обеспечивает прерывание путей передачи заразного начала от больного к здоровому.
Дезинфектант – химическое средство различного происхождения, состава и назначения, вызывающие гибель или приостановку жизнедеятельности организма.
1. Приказы, регламентирующие способы, режимы и средства дезинфекции в МО
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"
2. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
3. Отраслевой стандарт 42-21-2-85, определяющий методы, средства и режим дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения (шприцев, игл, инструментария) – «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы».
4. Приказ № 408 от 12.07.89 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране», где чётко указаны меры по профилактике профессионального заражения в процедурном кабинете.
5. Приказ № 720 от 31.07.78 г. «Об улучшении медицинской помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией».
6. Приказ № 916 от 04.08.83 г. «Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц».
7. Методические рекомендации по повышению надёжности стерилизационных мероприятий в МО по системе «Чистый инструмент» (1994 г.) и некоторые другие инструкции и рекомендации.
8. Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации предметов медицинского назначения, утвержденные МЗ России 30 декабря 1998 г. № МУ-287-113.
9. Инструкция № 154.021.98 ИП по применению «Индикаторов стерилизации одноразового применения ИС-120, ИС-132, ИС-160, ИС-180» для контроля параметров режимов работы паровых и воздушных стерилизаторов.
10. Руководство Р3.1.683-98 по «Использованию ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях». МЗ России, М., 1998 г.
11. ГОСТ Р 58151.1—2018 – Средства дезинфицирующие. Общие технические требования.
За невыполнение данных приказов, инструкций и рекомендаций медперсонал несёт юридическую ответственность по статьям уголовного кодекса.
2. Виды и методы дезинфекции
Виды дезинфекции:
I. Профилактическая - при отсутствии очага инфекции. Проводят как предупредительную меру при отсутствии выявленного источника инфекции для защиты человека от возможного заражения.
- текущая - проводят постоянно в МО и других учреждениях силами персонала этих учреждений.
II. Очаговая - при наличии очага инфекции – противоэпидемическая, проводят в случае возникновения инфекционного заболевания или при подозрении на него.
- текущая – производят многократно, в условиях МО или домашних условиях. Проводят постоянно вокруг постели больного.
- заключительная – производят однократно – после госпитализации пациента (в домашних условиях), перевода, выздоровления или смерти пациента.
Методы дезинфекции:
- Механический – основан на удалении возбудителей инфекционных болезней с предметов (полного удаления не достигается, но снижается концентрация): вытряхивание, мытье рук, выколачивание, сквозное проветривание, протирание, стирка, обмывание и т.д.
- Физический – основан на воздействии физических факторов: кипячение, пастеризация, применение огня, ультрафиолетовое облучение, сухой горячий воздух, пар под давлением.
- Химический – основан на применении химических веществ способами: орошения, протирание, погружение, замачивание, засыпание.
- Биологический – основан на использовании биологических процессов, протекающих в естественных условиях (антагонистическое действие между микроорганизмами).
- Комбинированный – сочетает использование нескольких методов.
Уровни дезинфекции:
Различают три основных уровня дезинфекции:
• высокий;
• средний;
• низкий.
При высоком уровне дезинфекции уничтожаются все формы бактерий и вирусов, большинство спор и грибы.
При среднем уровне дезинфекции уничтожаются все вегетативные формы бактерий, большинство грибов и различных вирусов. Такая обработка подходит для обеззараживания всех «некритических» или «полукритических» предметов.
Низкий уровень дезинфекции - это комплекс мер, направленных на уничтожение большинства вегетативных форм бактерий, липофильных вирусов. Этими средствами допускается дезобрабтка «некритических» предметов медицинского назначения.
Уровень дезинфекции напрямую зависит от цели, которая ставится при проведении такой процедуры.
Медицинские инструменты условно подразделяют на:
• «критические» – они вступают в контакт со стерильной тканью организма. К этой категории относятся сердечные катетеры, имплантаты, хирургические инструменты;
• «полукритические» – медицинские инструменты и предметы для ухода за пациентами, которые вступают в непосредственный контакт со слизистыми оболочками больного или его поврежденной кожей. Это могут быть ингаляторы, эндоскопы, бронхоскопы;
• «некритические» – инструменты, соприкасающиеся с неповрежденными фрагментами кожи. Это, например, судна, градусники и стетоскопы.
Инструменты из категории «критические» должны в обязательном порядке быть стерильными.
«Полукритические» необходимо тщательно очищать и подвергать дезинфицирования высокого уровня, чтобы удалить все микроорганизмы.
3. Характеристика современных средств дезинфекции
Применяются дезинфицирующие средства, которые официально разрешены Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава РФ, зарегистрированы в Бюро по регистрации лекарственных средств и на которые имеются Свидетельство о государственной регистрации, Сертификат соответствии системы ГОСТ и Методические указания по применению, утвержденные Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава РФ.
Дезсредства, применяемые в МО, по назначению делят на 3 основные группы:
- Для обеззараживания изделий медицинского назначения;
- Для дезинфекции помещений, предметов обстановки и ухода за больными;
- Антисептики для обработки рук персонала.
Изделия медицинского назначения – это предметы ухода за пациентами, медицинский инструментарий и оборудование:
- предметы ухода – грелки, термометры, катетеры, зонды, лотки, клеенки;
- медицинский инструментарий – шприцы, пинцеты, зажимы, ножницы, корнцанги, цапки, шпателя;
- оборудование – манипуляционные столики, стойки для капельных систем, функциональные кровати.
Подход к выбору дезинфектанта:
- широкий спектр действия;
- экологичность;
- сенсибилизирующая или кумулятивная опасность;
- отсутствие отрицательного влияния на здоровье людей;
- антикоррозийность;
- стабильность при хранении;
- удобство при транспортировке;
- малая токсичность;
- экономичность.
К ключевым характеристикам эффективного дезинфицирующего средства также относятся:
• сочетание дезинфекционного, дезодорирующего и моющего действия;
• отсутствие коррозионного, повреждающего действия;
• удобство дозирования, хорошая растворимость в воде;
• удобство в применении, когда нет необходимости в наличии дорогостоящих средств индивидуальной защиты;
• устойчивость при хранении.
4. Классы токсичности дезинфицирующих средств
Основным показателем в выборе любых дезинфицирующих средств наряду со степенью антимикробной активности в отношении живых и споровых форм патогенной микрофлоры, экономичностью, является безопасность. Показателем безопасности любого дезинфицирующего средства является токсичность. В МО разрешается использовать средства 4,3,2 го классов опасности.
Дезинфицирующие средства 1-го класса опасности используют исключительно в экстремальных условиях при наличии эпидпоказаний в специальных защитных костюмах и противогазах. 2-го класса опасности применяются со средствами зашиты органов дыхания, глаз, кожи при отсутствии посторонних людей (клиентов, пациентов и т.д.). 3-го класса опасности используют только лишь со средствами защиты кожи, при отсутствии посторонних людей (клиентов, пациентов). 4-го класса опасности — наименее токсичные, могут даже применяться в присутствии посторонних людей и в быту.
5. Группы дезсредств по химическому составу
Хлорсодержащие препараты:
Выделяют в воздух высокие концентрации «активного» хлора, имеют резкий запах и раздражают дыхательные пути, оказывают сильное коррозионное воздействие на металлы, не устойчивы во внешней среде. Современные препараты выпускают в таблетированной форме, что предотвращает «пыление» дезинфектанта. Аккумулируются в организме.
Четвертичные аммониевые соединения и их аналоги (ЧАС):
ЧАС в чистом виде применяют редко, так как имеют недостатки: медленное и слабое проявление свойств.
Преимущества:
- имеют высокие антикоррозийные и антистатические свойства;
- обладают поверхностной активностью и антисептическим свойством;
- малотоксичны в чистом виде – это позволяет проводить обработку в присутствии людей;
- имеют наиболее оптимальное сочетание дезинфицирующих и моющих средств.
Применение: дезинфекция стен, полов, мебели; в сочетании с другими дезсредствами используют для дезинфекции инструментов и антисептической обработки рук.
Препараты, содержащие в составе действующих веществ альдегиды
Альдегиды – большой по численности класс химических соединений, действующее начало которых – глутаровый или янтарный альдегид.
Применение: дезинфекция и стерилизация изделий медицинского назначения, в основном из термолабильных материалов.
Глутаровый альдегид имеет преимущество перед хлорсодержащими и перекисными соединениями: спороцид, не вызывает коррозию изделий.
Перекисные соединения:
Перекись водорода обладает почти универсальным противомикробным действием; имеет высокую окислительную способность. Теряет активность на свету, при взаимодействии с металлами, органическими веществами, щелочами.
Применение:
3 % раствор – антисептик для обработки кожи и слизистых оболочек;
3 %, 4 % растворы – дезинфектанты изделий медицинского назначения;
6 % раствор – стерилянт изделий медицинского назначения.
НУ-Сайдекс – двухкомпонентная система. Активированный раствор используют многократно, стерилизующий раствор.
Спирты:
Спирты используют самостоятельно, в составе различных антисептиков, а также в качестве растворителей.
Средства на спиртовой основе используют в качестве антисептиков. В настоящее время широко используют препараты на базе хлоргексидина биглюконата – в водных и спиртовых растворах.
Производные фенола:
Препараты фенола оказывают микробоцидное и микробостатическое действие на все виды микроорганизмов: бактерии, грибы, вирусы и простейшие.
Применение: дезобработка полов, обуви, стен, мебели, обеззараживание предметов, не входящих в непосредственный контакт с пациентом.
В качестве средств дезинфекции используют только разрешенные в установленном порядке в Российской Федерации химические препараты согласно методическим указаниям!
6. Меры предосторожности при работе с дезинфектантами
1.Требования к персоналу: к работе со средствами допускаются лица, прошедшие инструктаж и обучение. Ответственным за инструктаж является главный врач учреждения или специально назначенное лицо. Не допускаются лица моложе 18 лет, страдающие аллергическими заболеваниями, беременные женщины и кормящие матери. Лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью должны знать вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении. Лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят предварительные и периодические медосмотры
2 Требования к помещению: Дезсредства хранят в упаковке поставщика с этикеткой, в условиях, указанных в аннотации на данное средство, в специально предназначенных прохладных, темных, сухих помещениях, в местах, недоступных пациентам. Тарная этикетка хранится весь период хранения. Должно быть раздельное хранение дезинфицирующих, моющих средств, инсектицидов и др. препаратов, отдельно от лекарственных средств. Хранение, приготовление растворов, дезинфекцию проводят в помещениях с естественной или искусственной приточно-вытяжной вентиляцией. В этом помещении запрещено есть, пить, курить, хранить личные вещи.
3. Требования к емкостям: для приготовления используют емкости из темного стекла, эмалированного металла, пластмассы, с крышками. Емкости должны иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения. Все дезинфекционные средства и растворы должны иметь этикетки (бирки) с указанием названия, концентрации, даты изготовления, срока годности, подписи ответственного лица.
4. Требования к одежде: Все работы со средствами выполнять в халате, шапочке, в резиновых перчатках, сменной обуви. Если в методических указаниях по применению средства имеются рекомендации по защите органов дыхания (респираторами или масками) и глаз (очками), следует неукоснительно их соблюдать.
5. Окончание работы: После окончания работ со средствами помещение проветрить, руки вымыть с мылом и смазать кремом
6. Действия в аварийной ситуации: При нарушении правил техники безопасности может произойти отравление. Первыми признаками отравления являются: неприятный привкус, слюнотечение, слезотечение, тошнота, головная боль. В более тяжелых случаях может появиться рвота, спазмы кишечника, понос, одышка, могут развиваться фибриллярные подергивания отдельных групп мышц, вплоть судорог. У особо чувствительных людей может развиться аллергический дерматит.
7. При появлении признаков отравления:
а) пострадавшего следует вывести на свежий воздух, или в хорошо проветриваемое помещение,
б) дать прополоскать рот и горло водой, обеспечить покой,
в) при попадании на кожу - обмывают кожу болшим количеством проточной воды, смазывают кремом. При поражении формальдегидом целесообразно обработать кожу 5%-ным р-ром нашатырного спирта.
г) при попадании в глаза их немедленно следует обильно промыть струёй чистой воды в течение 5-10 минут. При раздражении слизистой глаза необходимо закапать 20-30% раствор альбуцида. при болях -1-2%-ным раствор новокаина.
д) при симптомах отравления необходимо обратиться за врачебной помощью.
1. Входной контроль.
Фронтальный опрос:
1. Что такое ИСМП?
2. Назовите источники инфекции в МО?
3. Пути распространения инфекции?
4. Назовите резервуары возбудителей ИСМП в МО?
5. Какие пациенты входят в группу риска ИСМП?
6. Что такое инфекционный контроль?
7. Как мы можем предотвратить распространение инфекции?
2. Текущий контроль.
Вопросы для самоконтроля после 1 блока информации:
1. Дать определение
- дезинфекции
- дератизация
- дезинсекция
2. Какие вы знаете виды дезинфекции?
3. Какие вы знаете методы дезинфекции?
4. Что включает в себя физическая дезинфекция?
5. Что включает в себя механическая дезинфекция?
6. Чем загрязнен медицинский инструментарий?
7. С какой целью проводят дезинфекцию?
8. Назовите уровни дезинфекции?
9. Какие медицинские изделия подвергаются высокому уровню дезинфекции?
Вопросы для самоконтроля после 2 блока информации:
1. На какие основные группы по назначению делят дезсредства, применяемые в МО?
2. Какие критерии используют при выборе дезинфектантов?
3. На какие классы по токсичности делятся дезинфицирующие средства?
4. Что является показателем безопасности любого дезинфицирующего средства?
Вопросы для самоконтроля после 3 блока информации:
1. Дайте характеристику хлорсодержащих дезинфектантов
2. Назовите преимущества ЧАСов и их аналогов
3. Назовите преимущества Глутарового альдегида перед хлорсодержащими и перекисными соединениями
4. Какое действие оказывают препараты фенола и для чего их применяют?
5. Со сколько лет разрешено работать с дезинфектантами?
6. Какая категория людей не допускается к работе с дезинфектантами?
3. Итоговый контроль.
Ситуационные задачи
Задача № 1.
Медицинской сестре терапевтического отделения необходимо провести дезинфекцию судна.
Задание:
Какой уровень дезинфекции необходимо провести. Ответ обоснуйте.
Задача № 2.
В инфекционном отделении в отдельном блоке находился пациент с диагнозом Корь. После выписки пациента необходимо провести дезинфекцию блока.
Задание:
Какой вид дезинфекции будет проводиться? Обоснуйте ответ.
Задача № 3
На работу приняли младшую медицинскую сестру 32 года. После прохождения инструктажа младшая медицинская сестра приступила к приготовлению дезинфицирующего раствора. Она взяла два пакета дезинфектанта и пересыпала их в один большой пакет для удобства. После этого она одела защитную одежду и приступила к приготовлению раствора по инструкции.
Задание:
- Оцените действия младшей медицинской сестры.
- Назовите требования к помещению для приготовления и хранения дезсредств.
1. Входной контроль.
Фронтальный опрос:
1. Что такое ИСМП?
Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП)— это инфекция, развивающаяся у пациента вследствие оказания ему помощи в стационаре либо ином учреждении здравоохранения, которая отсутствовала и не находилась в инкубационном периоде на момент обращения данного пациента за медицинской помощью, а также любое инфекционное заболевание медицинского работника, возникшее при выполнении им своих профессиональных обязанностей.
2. Назовите источники инфекции в МО?
- пациенты;
- персонал;
- посетители;
3. Механизмы распространения инфекции?
1. Контактный
1а. Артифициальный (искусственный)
1б. Гемоконтактный
2. Аэрозольный
3. Фекально-оральные
4. Вертикальный
5. Трансмиссивный
4. Назовите резервуары возбудителей ИСМП в МО?
• дыхательная аппаратура;
• медицинское оборудование и инструментарий;
• поверхности, находящиеся вблизи пациентов;
• предметы ухода;
• дезинфицирующие растворы пониженной концентрации;
• медикаменты;
• емкости для воды;
• системы кондиционирования.
5. Какие пациенты входят в группу риска ИСМП?
1) больные:
- без определенного места жительства, мигрирующее население,
- с длительными не долеченными хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями,
- не имеющие возможность получать специальную медицинскую помощь;
2) лица, которым:
- назначена терапия подавляющая иммунную систему (облучение, иммунодеприсанты)
- проводятся сложные диагностические, операционные вмешательства;
3) родильницы и новорождённые, особенно недоношенные и переношенные;
4) дети с врождёнными аномалиями развития, родовой травмой;
6. Что такое инфекционный контроль?
инфекционный контроль – это практический, научно обоснованный подход, направленный на профилактику заражения пациентов и работников здравоохранения инфекциями, которых можно было бы избежать.
Цель инфекционного контроля – осуществление эпидемиологического надзора за профилактикой и снижением случаев инфекционных заболеваний, включая случаи профессионального заражения медперсонала.
7. Как мы можем предотвратить распространение инфекции?
- изоляция и лечение больных, а также выявление и санация носителей,
- строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима в больничных учреждениях,
- неукоснительное соблюдение медперсоналом правил асептики, антисептики, дезинфекции и стерилизации.
2. Текущий контроль.
Вопросы для самоконтроля после 1 блока информации:
1. Дать определение
- дезинфекции
- дератизация
- дезинсекция
Дезинфекция - это комплекс мер, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных болезней в окружающей человека среде. На объектах оборудования и изделий медицинского назначения в МО.
Дезинсекцией называют комплекс мероприятий по борьбе и истреблению насекомых – переносчиков инфекционных и инвазивных заболеваний.
Дератизацией называют комплекс мер по борьбе с грызунами, опасными в эпидемическом отношении.
2. Какие вы знаете виды дезинфекции?
I. Профилактическая - при отсутствии очага инфекции. Проводят как предупредительную меру при отсутствии выявленного источника инфекции для защиты человека от возможного заражения.
- текущая - проводят постоянно в МО и других учреждениях силами персонала этих учреждений.
II. Очаговая - при наличии очага инфекции – противоэпидемическая, проводят в случае возникновения инфекционного заболевания или при подозрении на него.
- текущая – производят многократно, в условиях МО или домашних условиях. Проводят постоянно вокруг постели больного.
- заключительная – производят однократно – после госпитализации пациента (в домашних условиях), перевода, выздоровления или смерти пациента.
3. Какие вы знаете методы дезинфекции?
- механический – основан на удалении возбудителей инфекционных болезней с предметов (полного удаления не достигается, но снижается концентрация).
- физический – основан на воздействии физических факторов. химический – основан на применении химических веществ способами.
- биологический – основан на использовании биологических процессов, протекающих в естественных условиях (антагонистическое действие между микроорганизмами).
- комбинированный – сочетает использование нескольких методов.
4. Что включает в себя физическая дезинфекция?
кипячение, пастеризация, применение огня, ультрафиолетовое облучение, сухой горячий воздух, пар под давлением.
5. Что включает в себя механическая дезинфекция?
вытряхивание, мытье рук, выколачивание, сквозное проветривание, протирание, стирка, обмывание и т.д.
6. Чем загрязнен медицинский инструментарий?
После использования медицинский инструментарий загрязнен микроорганизмами (контаминирован), а так же биологическими жидкостями, лекарственными препаратами и перевязочным материалом.
7. С какой целью проводят дезинфекцию?
Задачи дезинфекции – предупреждение или ликвидация процесса накопления, размножения и распространения возбудителей заболеваний путем их уничтожения или удаления. Дезинфекция обеспечивает прерывание путей передачи заразного начала от больного к здоровому.
8. Назовите уровни дезинфекции?
• высокий;
• средний;
• низкий.
9. Какие медицинские изделия подвергаются высокому уровню дезинфекции?
«критические» – они вступают в контакт со стерильной тканью организма. К этой категории относятся сердечные катетеры, имплантаты, хирургические инструменты;
Вопросы для самоконтроля после 2 блока информации:
1. На какие основные группы по назначению делят дезсредства, применяемые в МО?
на 3 основные группы:
- для обеззараживания изделий медицинского назначения;
- для дезинфекции помещений, предметов обстановки и ухода за больными;
- антисептики для обработки рук персонала.
2. Какие критерии используют при выборе дезинфектантов?
- широкий спектр действия;
- экологичность;
- сенсибилизирующая или кумулятивная опасность;
- отсутствие отрицательного влияния на здоровье людей;
- антикоррозийность;
- стабильность при хранении;
- удобство при транспортировке;
- малая токсичность;
- экономичность.
3. На какие классы по токсичности делятся дезинфицирующие средства?
1-го класса опасности используют исключительно в экстремальных условиях при наличии эпидпоказаний в специальных защитных костюмах и противогазах.
2-го класса опасности применяются со средствами зашиты органов дыхания, глаз, кожи при отсутствии посторонних людей (клиентов, пациентов и т.д.).
3-го класса опасности используют только лишь со средствами защиты кожи, при отсутствии посторонних людей (клиентов, пациентов).
4-го класса опасности — наименее токсичные, могут даже применяться в присутствии посторонних людей и в быту.
4. Что является показателем безопасности любого дезинфицирующего средства?
Показателем безопасности любого дезинфицирующего средства является токсичность.
Вопросы для самоконтроля после 3 блока информации:
1. Дайте характеристику хлорсодержащих дезинфектантов
Выделяют в воздух высокие концентрации «активного» хлора, имеют резкий запах и раздражают дыхательные пути, оказывают сильное коррозионное воздействие на металлы, не устойчивы во внешней среде.
2. Назовите преимущества ЧАСов и их аналогов
- имеют высокие антикоррозийные и антистатические свойства;
- обладают поверхностной активностью и антисептическим свойством;
- малотоксичны в чистом виде – это позволяет проводить обработку в присутствии людей;
имеют наиболее оптимальное сочетание дезинфицирующих и моющих средств
3. Назовите преимущества Глутарового альдегида перед хлорсодержащими и перекисными соединениями
Глутаровый альдегид имеет преимущество перед хлорсодержащими и перекисными соединениями: спороцид, не вызывает коррозию изделий.
4. Какое действие оказывают препараты фенола и для чего их применяют?
Препараты фенола оказывают микробоцидное и микробостатическое действие на все виды микроорганизмов: бактерии, грибы, вирусы и простейшие.
5. Со сколько лет разрешено работать с дезинфектантами?
С 18 лет
6. Какая категория людей не допускается к работе с дезинфектантами?
Не допускаются лица моложе 18 лет, страдающие аллергическими заболеваниями, беременные женщины и кормящие матери.
3. Итоговый контроль.
Ситуационные задачи
Задача № 1.
Медицинской сестре терапевтического отделения необходимо провести дезинфекцию судна.
Задание:
Какой уровень дезинфекции необходимо провести. Ответ обоснуйте.
Ответ:
Низкий уровень дезинфекции, судно относится к «некритическим» инструментам, так как соприкасается с неповрежденными частями кожи.
Задача № 2.
В инфекционном отделении в отдельном блоке находился пациент с диагнозом Корь. После выписки пациента необходимо провести дезинфекцию блока.
Задание:
Какой вид дезинфекции будет проводиться? Обоснуйте ответ.
Ответ:
В данном случае проводят очаговую заключительную дезинфекцию. Пациент являлся источником инфекции.
Задача № 3
На работу приняли младшую медицинскую сестру 32 года. После прохождения инструктажа младшая медицинская сестра приступила к приготовлению дезинфицирующего раствора. Она взяла два пакета дезинфектанта и пересыпала их в один большой пакет для удобства. После этого она одела защитную одежду и приступила к приготовлению раствора по инструкции.
Задание.
- Оцените действия младшей медицинской сестры.
- Назовите требования к помещению для приготовления и хранения дезсредств.
Ответ:
Младшая медицинская сестра совершила две существенные ошибки:
1. Пересыпала дезинфектанты в общий пакет, чем нарушила правила хранения дезсредств. Дезсредства хранят в упаковке поставщика с этикеткой, в условиях, указанных в аннотации на данное средство.
2. Приступила к работе без спецодежды. Все работы со средствами выполнять в халате, шапочке, в резиновых перчатках, сменной обуви. Если в методических указаниях по применению средства имеются рекомендации по защите органов дыхания (респираторами или масками) и глаз (очками), следует неукоснительно их соблюдать.
Критерии оценки
Задание | Критерии оценки |
Ответить на вопрос | За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл. Ответ считается правильным, если обучающийся отвечает полно, логично и без лишней информации (четко отвечает на поставленный вопрос). Предложения построены правильно, в соответствии с грамматикой. |
Решить ситуационную задачу | 5 баллов ставится студенту, обнаружившему системные, глубокие знания программного материала, необходимые для решения задачи, владеющему научным языком, осуществляющему изложение программного материала на различных уровнях его представления. 4 балла заслуживает студент, обнаруживший достаточный уровень знаний основного программного материала, но допустивший одну - две неточности в ответе. 3 балла заслуживает ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы, допускается несколько ошибок в содержании ответа. • 0 баллов выставляется студенту, допустившему при решении ситуационных задач множественные ошибки принципиального характера, которые в жизни могут привести к угрозе жизни или здоровью пациента. |
Основная литература
«Теоретические Основы сестринского дела» Мухина С.А., Тарновская И.И. учебник,2-е изд., испр. и доп. М., Гэотар-Медиа, 2018
Дополнительная литература
1. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела «Феникс» 2019 год. Раздел II теоретические основы сестринского дела.
2. Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций, сестринские технологии; ООО «Феникс» 2020 г
Интернет источники:
2. http://microbiology.ru/books/gich/5.shtml
3. https://docs.cntd.ru/document/1200159501
4. https://base.garant.ru/400786970/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дезинфекция и стерилизация
Учебно-методическое пособие "Дезинфекция и стерилизация" предназначено для проведения практического занятия в ГБОУ СПО по специальностям 060501 Сестринское дело и 060102 Акушерское дело по дисциплине ...
Санитария и гигиена (вопросы для контроля знаний на тему "Дезинфекция")
Вопросы для контроля знаний...
Дидактический материал по теме: "Инфекционный контроль. Дезинфекция"
Рекомендуется в качестве учебного пособия студентам средних медицинских учебных заведений по специальности «Сестринское дело»Разработано преподавателем МК №1Николаевой О.П...
Дезинфекция
Для студентов 2 курса специальности Сестринское дело...
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: «ДЕЗИНФЕКЦИИ»
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: «ДЕЗИНФЕКЦИИ». Данные тесты позволяют контролировать у обучающихся усвоение темы по безопасности больничной среды....
Отчет о студенческой конференции «Инновационные технологии в уходе за тяжелобольными пациентами и методы дезинфекции»
Представлен отчет о студенческой конференции...
лекция по теме Дезинфекция
тезисы лекции теоретического занятия по теме Дезинфенкция для ПМ Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными...