Методическое обеспечение практического занятия №5 по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение
учебно-методический материал
Методическое обеспечение практического занятия №5 по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение
Скачать:
Предварительный просмотр:
КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
ЦМК специальных дисциплин
Методическое обеспечение темы
Методика расчета и анализа показателей деятельности учреждений охраны материнства и детства
Учебная дисциплина: Общественное здоровье и здравоохранение
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Составила:
Преподаватель Тугульдурова Г.Д.
Рассмотрены на заседании
ЦМК специальных дисциплин
Протокол №___ от «__»______20___г
Председатель ЦМК___________
/Тубанова Х.Т./
2021
Содержание
1. Технологическая карта практического занятия:
- структура и содержание практического занятия
2. Методические указания для аудиторной СРС к практическому занятию
3. Тесты для контроля знаний.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5
Дисциплина: Общественное здоровье и здравоохранение
Тема: Методика расчета и анализа показателей деятельности учреждений охраны материнства и детства
Вид занятия: практическое занятие
Цели занятия: практическое использование статистических показателей для оценки и анализа результатов деятельности лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства.
1.Учебная:
1. Раскрыть актуальность темы.
2. Углубить и систематизировать знания по основным показателям работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;
3. Изучить и освоить методику расчета и анализа показателей работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений
Знать:
-основные показатели работы учреждений охраны материнства и детства;
- методику расчета и анализа показателей работы учреждений охраны материнства и детства
Уметь:
- рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям и женщинам;
- использовать полученную информацию в управлении соответствующими подразделениями учреждений охраны материнства и детства.
Развивающие:развивать положительные мотивации к обучению, способствовать развитию аналитического мышления студентов.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, внимательность при работе с статистическими данными и оформлении медицинской документации.
Формируемые компетенцииОК 1, ОК 5, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ОК 13ПК 3.1, ПК 3.3
Интеграционные связи:Основы латинского языка с медицинской терминологией, Математика, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Психология общения.
Оснащение занятия: конспект лекционного материала, дидактический материал (ситуационные задачи), калькулятор.
Литература:
Основная литература:
- Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.
- Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009
- Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. http://vmede.org
Дополнительная литература:
1.Медицинский портал http://medvuz.info Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.
2.ЭБС.Издат-во «Лань». Организационно-аналитическая деятельность
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Код формируемых компетенций | Время | |
1. | Организационный момент: приветствие студентов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию. | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; | 2мин. |
2. | Целевая установка. Мотивация учебной деятельности: Сообщается тема. «Тема «:Методика расчета и анализа показателей деятельности учреждений охраны материнства и детства». | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК8, ОК9; ПК2,ПК3, | 3 мин. |
3. | Аактуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний): 1.Фронтальный опрос по вопросам: | ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК8; ПК2,ПК3, | 20 мин |
4. | Вводный инструктаж Методические указания к проведению самостоятельной работы– предлагается познакомиться с этапамиСРС | ОК 1-ОК12 | 10 мин |
5. | Самостоятельная работа студентов: - решение ситуационных задач по теме 1. Расчет статистических показателей деятельности детской поликлиники: - охват ранним врачебным наблюдением новорожденных. - общий показатель диспансеризации детского населения - удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании -полноту охвата детей профилактическими прививками -определение структуры детей по группам здоровья. 2. Расчет статистических показателей деятельности женской консультации: -Ранний охват беременных диспансерным наблюдением. –Удельный вес беременных, осмотренных терапевтом. - Удельный вес беременных, обследованных на инфекции, передающиеся половым путем. - Удельный вес беременных, обследованных на резус-принадлежность. -Частоту абортов у женщин фертильного возраста. - Частоту осложнений после абортов. -Охват женщин гормональной контрацепцией. - Охват женщин внутриматочной контрацепцией. | ОК2 ОК3, ОК6-ОК9; ОК7 ПК1, ПК2,ПК3,ПК4 | 40 мин |
6. | Омысление и систематизация полученных знаний и умений: - тест-контроль (приложение ) | ОК 1.,ОК 2. ,ОК 6.,ОК 7.,ПК 3.1.,ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 3.7. | 10 мин. |
7 | Подведение итогов занятия: - акцентируется внимание студентов на важности изучаемой темы - даётсякраткий анализподготовленности группы к занятию, отмечаются лучшие и слабые ответы, ошибки при выполнении расчетов и обобщении выводов - выставляются оценки с комментариями | ОК1,ОК2, ОК3,ОК8 ОК9, ОК 12 ПК 3.1.,ПК 3.2 | 3 мин. |
8 | Домашнее задание: - повторить лекционный материал по теме занятия № 6 «Методика расчета и анализа показателей экономической деятельности учреждений здравоохранения.» | ОК2-ОК12 | 2 мин. |
Итого | 90мин |
КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗ РБ» ЦМК специальных дисциплин Методические рекомендации для аудиторной СРС к практическому занятию № 5 Тема: Методика расчета и анализа показателей деятельности учреждений охраны материнства и детства Цель занятия: Научиться рассчитывать и практически использовать статистические показатели для оценки и анализа результатов деятельности лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства. Студент должен знать: -основные показатели работы учреждений охраны материнства и детства; - методику расчета и анализа показателей работы учреждений охраны материнства и детства Студент должен уметь: - рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям и женщинам; - использовать полученную информацию в управлении соответствующими подразделениями учреждений охраны материнства и детства. - рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений; - использовать полученную информацию в управлении соответствующими подразделениями амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений. . Формируемые компетенции: ОК 1.,ОК 2. ,ОК 6.,ОК 7., ПК.1.1,ПК 1.2,,ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.6., ПК 3.2, ПК 3.3 Методические указания по выполнению самостоятельной работы |
№ п/п | Этапы занятия | Ориентировочное время | Методические указания | Форма отчетности |
1. | Изучить материалы по данной теме. | 5 мин | Внимательно прочитайте основные термины по данной теме (Приложение 1)
| Устное обсуждение, коррекция ответов педагогом. |
2. | Проведите расчет статистических показателей деятельности детской поликлиники: | 10 мин | Внимательно изучите и примените формулы и проанализируйте полученные данные, обобщите выводы. (Приложение 2) | Запись в тетради, под контролем преподавателя |
3. | Рассчитайте статистические показатели деятельности женской консультации: | 10 мин. | Внимательно изучите и примените формулы и проанализируйте полученные данные (Приложение 3) | Запись в тетради, под контролем преподавателя |
4. | Решите задачи на закрепление, обоснуйте выводы | 15 мин. | Приложение 4,5,6 | Расчет и запись в тетради |
Приложение 1
- Информация для изучения.
На основании данных, представленных в статистических отчетных формах, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития России, проводят расчет показателей для анализа деятельности учреждений охраны материнства и детства
Основными отчетными формами, характеризующими деятельность этих организаций здравоохранения, служат:
• сведения о лечебно-профилактическом учреждении (ф.30)
. • сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения (ф.12);
. • сведения о деятельности стационара (ф. 14);
• сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам (ф. 31);
• сведения о медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам (ф. 32).
Показатели, характеризующие деятельность стационарных учреждений, оказывающих помощь детям (стационар детской больницы, детское отделение ЦРБ), аналогичны показателям, пройденным по теме практического занятия 5).
.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите лечебно-профилактические учреждения охраны материнства и детства.
2. Какие основные отчетные статистические формы используются для анализа деятельности учреждений охраны материнства и детства?
3. Назовите основные статистические показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих помощь детям.
4. Какие статистические показатели характеризуют деятельность женской консультации?
5. Назовите статистические показатели, характеризующие деятельность стационара родильного дома.
Приложение 2
Задача 1
Проведите анализ состояния амбулаторно-поликлинической помощи детям некоторого субъекта РФ по итогам расчета статистических показателей деятельности учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям.
Таблица 2. 1.
Исходные данные | Численные значения |
Число новорожденных, осмотренных врачом-педиатром в первые 3 дня после выписки из родильного дома | 3715 |
Общее число новорожденных, поступивших под наблюдение в детскую поликлинику | 3840 |
Число детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании: к 3 мес жизни ребенка к 6 мес жизни ребенка к 12 мес жизни ребенка | 3600 2700 1640 |
Общее число детей, достигших 1 года к концу отчетного периода | 3720 |
Общее число больных и здоровых детей в возрасте 0—17 лет включительно, находящихся под диспансерным наблюдением на конец отчетного периода | 16 750 |
Среднегодовая численность детского населения | 20 120 |
Число привитых детей | 7810 |
Общее число детей, подлежащих иммунизации | 8430 |
Число детей I группы здоровья | 4430 |
Число детей ІІ группы здоровья | 11 670 |
Число детей III группы здоровья | 4020 |
Задание :
1. Рассчитайте статистические показатели деятельности детской поликлиники.
1.1. Охват ранним врачебным наблюдением новорожденных.
1.2. Общий показатель диспансеризации детского населения.
1.3. Удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании:
к 3 мес жизни ребенка;
к 6 мес жизни ребенка;
к 12 мес жизни ребенка.
- Полноту охвата детей профилактическими прививками:
-удельный вес детей I группы здоровья;
-удельный вес детей ІІ группы здоровья;
-удельный вес детей ІІІ группы здоровья. .
Охват ранним врачебным наблюдением новорожденных:
%
Общий показатель диспансеризации детского населения:
%
Удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании:
к 3 мес жизни ребенка
к 6 мес жизни ребенка
к 12 месжизни ребенка
%
Полнота охвата детей профилактическими прививками:
%
Структура детей по группам здоровья:
удельный вес детей I группы здоровья;
-удельный вес детей ІІ группы здоровья;
удельный вес детей ІІІ группы здоровья. .
Приложение 3
Задача 1
Проведите анализ состояния амбулаторно-поликлинической помощи женщинам некоторого субъекта РФ по итогам расчета статистических показателей деятельности учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам.
Таблица 3.1.
Исходные данные | Численные значения |
Число беременных, поступивших под диспансерное наблюдение со сроком до 12 нед | 2910 |
Общее число беременных, поступивших под диспансерное наблюдение в женскую консультацию | 3200 |
Число беременных, осмотренных терапевтом | 3920 |
Общее число беременных, закончивших беременность родами и абортами | 4800 |
Число беременных, обследованных на инфекции, передающиеся половым путем | 3900 |
Общее число женщин, закончивших беременность родами | 4100 |
Число беременных, обследованных на резус-принадлежность | 3900 |
Число абортов | 7740 |
Число осложнений после абортов | 62 |
Число женщин фертильного возраста | 23 000 |
Общее число родов | 4100 |
Число женщин, использующих гормональную контрацепцию | 3240 |
Число женщин, использующих внутриматочные спирали (ВМС) | 2800 |
Задание:
Рассчитайте статистические показатели деятельности женской консультации.
1. Ранний охват беременных диспансерным наблюдением.
2. Удельный вес беременных, осмотренных терапевтом.
3. Удельный вес беременных, обследованных на инфекции, передающиеся половым путем.
4. Удельный вес беременных, обследованных на резус-принадлежность.
5. Частоту абортов у женщин фертильного возраста.
6. Частоту осложнений после абортов.
7. Охват женщин гормональной контрацепцией.
8. Охват женщин внутриматочной контрацепцией.
- Ранний охват беременных диспансерным наблюдением.
%
- Удельный вес беременных, осмотренных терапевтом.
%
- Удельный вес беременных, обследованных на инфекции, передающиеся половым путем.
%
- Удельный вес беременных, обследованных на резус-принадлежность.
%
- Частоту абортов у женщин фертильного возраста.
%
- Частоту осложнений после абортов.
%
- Охват женщин гормональной контрацепцией.
%
- Охват женщин внутриматочной контрацепцией.
%
Задача 2
Таблица 3.2
Исходные данные для расчета статистических показателей деятельности стационара родильного дома | Численные значения |
Число родов, завершенных операцией кесарева сечения | 745 |
Общее число родов в стационаре | 4100 |
Число оперативных пособий при родах | 20 |
Число родильниц, имевших осложнения в родах | 510 |
Число родильниц, имевших осложнения в послеродовом периоде | 75 |
Число физиологических родов | 2825 |
Число женщин, родивших вне стационара | 5 |
Задание:
Рассчитайте статистические показатели деятельности женской консультации,
сформулируйте выводы.
1.Частоту применения кесарева сечения в родах
2. Частоту оперативных пособий при родах.
3. Частоту осложнений в родах.
4. Частоту осложнений в послеродовом периоде.
5. Удельный вес физиологических родов.
Для расчета примените формулы:
Частота применения кесарева сечения в родах
%
Частота оперативных пособий при родах.
%
Частота осложнений в родах
%
Частоту осложнений в послеродовом периоде.
%
Удельный вес физиологических родов.
%
Приложение 4
Задачи для самостоятельного решения на закрепление
Задача 1
Проведите анализ состояния амбулаторно-поликлинической помощи детям некоторого субъекта РФ по итогам расчета статистических показателей деятельности учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям.
Таблица 4. 1.
Исходные данные по детской поликлинке | Численные значения |
Число новорожденных, осмотренных врачом-педиатром в первые 3 дня после выписки из родильного дома | 3970 |
Общее число новорожденных, поступивших под наблюдение в детскую поликлинику | 4120 |
Число детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании: к 3 мес жизни ребенка к 6 мес жизни ребенка к 12 мес жизни ребенка | 3015 2065 1430 |
Общее число детей, достигших 1 года к концу отчетного периода | 3965 |
Общее число больных и здоровых детей в возрасте 0—17 лет включительно, находящихся под диспансерным наблюдением на конец отчетного периода | 19840 |
Среднегодовая численность детского населения | 21440 |
Число привитых детей | 7920 |
Общее число детей, подлежащих иммунизации | 8725 |
Число детей I группы здоровья | 4650 |
Число детей ІІ группы здоровья | 13530 |
Число детей III группы здоровья | 3260 |
Задание :
1. Рассчитайте статистические показатели деятельности детской поликлиники.
1.1. Охват ранним врачебным наблюдением новорожденных.
1.2. Общий показатель диспансеризации детского населения.
1.3. Удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании:
к 3 мес жизни ребенка;
к 6 мес жизни ребенка;
к 12 мес жизни ребенка.
- Полноту охвата детей профилактическими прививками:
-удельный вес детей I группы здоровья;
-удельный вес детей ІІ группы здоровья;
-удельный вес детей ІІІ группы здоровья. .
Задача 2
Проведите анализ состояния амбулаторно-поликлинической помощи женщинам некоторого субъекта РФ по итогам расчета статистических показателей деятельности учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам.
Таблица 4.2.
Исходные данные | Численные значения |
Число беременных, поступивших под диспансерное наблюдение со сроком до 12 нед | 3700 |
Общее число беременных, поступивших под диспансерное наблюдение в женскую консультацию | 4250 |
Число беременных, осмотренных терапевтом | 4120 |
Общее число беременных, закончивших беременность родами и абортами | 5100 |
Число беременных, обследованных на инфекции, передающиеся половым путем | 4200 |
Общее число женщин, закончивших беременность родами | 3980 |
Число беременных, обследованных на резус-принадлежность | 4200 |
Число абортов | 6840 |
Число осложнений после абортов | 54 |
Число женщин фертильного возраста | 24200 |
Общее число родов | 3980 |
Число женщин, использующих гормональную контрацепцию | 3200 |
Число женщин, использующих внутриматочные спирали (ВМС) | 2650 |
Задание:
Рассчитайте статистические показатели деятельности женской консультации.
1. Ранний охват беременных диспансерным наблюдением.
2. Удельный вес беременных, осмотренных терапевтом.
3. Удельный вес беременных, обследованных на инфекции, передающиеся половым путем.
4. Удельный вес беременных, обследованных на резус-принадлежность.
5. Частоту абортов у женщин фертильного возраста.
6. Частоту осложнений после абортов.
7. Охват женщин гормональной контрацепцией.
8. Охват женщин внутриматочной контрацепцией.
Таблица 4.3
Исходные данные для расчета статистических показателей деятельности стационара родильного дома | Численные значения |
Число родов, завершенных операцией кесарева сечения | 820 |
Общее число родов в стационаре | 3980 |
Число оперативных пособий при родах | 24 |
Число родильниц, имевших осложнения в родах | 496 |
Число родильниц, имевших осложнения в послеродовом периоде | 62 |
Число физиологических родов | 1195 |
Число женщин, родивших вне стационара | 7 |
Задание:
Рассчитайте статистические показатели деятельности женской консультации,
сформулируйте выводы.
1.Частоту применения кесарева сечения в родах
2. Частоту оперативных пособий при родах.
3. Частоту осложнений в родах.
4. Частоту осложнений в послеродовом периоде.
5. Удельный вес физиологических родов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок дисциплина "Общественное здоровье и здравоохранение" специальность 060501 Сестринское дело
Открытый урок дисциплина "Общественное здоровье и здравоохранение" тема: "Расчет показателей оценки здоровья населения. оценка физического развития" специальность 060501 Сестринское дело...
Методическое обеспечение темы к практическому занятию №1 по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"
Методическое обеспечение практического занятия по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранения" по специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Методическое обеспечение практического занятия №2 по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение
Представлено методическое обеспечение к практическому занятияю по дисциплине "Общественно здоровье и здравоохранение" по специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Методическое обеспечение темы практического занятия №3 по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение
Методическое обеспечение темы практического занятия №3 по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение по специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Презентация к теоретическому занятию №1"Здоровье населения и факторы, его определяющие"по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение
Презентация к теоретическому занятию №1"Здоровье населения и факторы, его определяющие"по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение...
Презентация к теоретическому занятию №3 на тему Заболеваемость населения по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение
Презентация к теоретическому занятию №3 на тему Заболеваемость населения по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение...
Методическое обеспечение темы к практическому занятию №6 по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение
Методическое обеспечение темы к практическому занятию №6 по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение для специальности Сестринское дело...