Лестница ловкости
методическая разработка

Milashka

Данный тренажер представляет из себя решетку в виде лестницы, состоящей из двух синтетических строп и соединенных с ними гибких пластиковых перекладин (поперечин), положение которых инструктор (воспитатель) может самостоятельно поменять. Материалами изготовления тренажера чаще всего выступают полиэстер, нейлон либо резина, а также пластик. Лестницы бывают сдвоенные, облегченные, с соединительными крепежами для наращивания длины или составления крест-накрест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lestnitsa_lovkosti.docx346.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Лестница ловкости»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………… ……3

Цель и задачи использования тренажера «Лестница ловкости» ……………………4

Применение координационной (скоростной) лестницы в ДОУ……………………...5

Методика разучивания движений на «Лестнице ловкости» …………………………5

Выводы……………………………………………………………………………………...……8

Список литературы………………………………………………………………………………9

Введение

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает реализацию образовательной области «Физическое развитие», с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на решение многих задач, первой из них названа задача «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а также формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Одним из факторов, формирующих здоровье ребенка, является двигательная активность. Двигательная активность определяется как количество движений, которое ребенок производит в течение всего периода бодрствования. Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Движения являются биологической потребностью растущего организма, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используют различные инструменты.  Знание особенностей физического развития детей и 3основ воспитания позволяет педагогам использовать в своей работе всевозможные средства для выбора наиболее эффективных технологий, а также разрабатывать индивидуальные комплексы.

Очень важно помнить, что развитие ребенка проходит комплексно. Формирование и развитие физических качеств играет важную роль. Речь идет не только о занятиях спортом. Для этого ребенку необходимо развивать скорость, гибкость, координацию движений.  Физическая активность и продуманные нагрузки детям необходимы.

Двигательная деятельность детей связана с развитием основных физических качеств. Практически невозможно представить себе изолированное развитие какого-либо одного качества. Воспитание различных физических качеств представляет собой разные стороны единого процесса всестороннего физического развития ребенка, так как в результате происходит общий подъем функциональных возможностей организма.

Ребёнку на физкультурных занятиях необходимо осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Именно поэтому необходимо развивать скоростные и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям. Интерес и удовольствие заниматься физкультурой постепенно переходят в привычку, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы. Всему этому может способствовать тот тренажер, который я хочу представить в данной разработке.

«Лестница ловкости» — прекрасный тренажер, с помощью которого ребенок может развивать ловкость, силу, умение держать равновесие, крупную моторику. Упражнения на лестнице заставляют нервную систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает быть более быстрым, подвижным и ловким. При систематических занятиях повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение беговых и прыжковых упражнений способствует укреплению мышечного корсета; улучшается обмен веществ, работа органов дыхания и кровообращения.

Данный тренажер представляет из себя решетку в виде лестницы, состоящей из двух синтетических строп и соединенных с ними гибких пластиковых перекладин (поперечин), положение которых инструктор (воспитатель) может самостоятельно поменять. Материалами изготовления тренажера чаще всего выступают полиэстер, нейлон либо резина, а также пластик. Лестницы бывают сдвоенные, облегченные, с соединительными крепежами для наращивания длины или составления крест-накрест.

Оптимальные размеры ячейки: 37 х 37 см — для выполнения упражнений;

40 х 40 см — для ползания, подлезания, метания; количество ячеек не более 10.

Среди характерных особенностей скоростной лестницы можно выделить такие, как: 

-вариативность (например, в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов),

-мобильность (компактная, легкая),

-доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста).

Разнообразные упражнения на координационной лестнице интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения и совершенствуют уже изученные.

  1. Цель и задачи использования тренажера «Лестница ловкости»

Цель: развитие координации движений, внимания, ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Развитие координационных способностей и скоростных двигательных навыков.
  • Научить детей выполнять упражнения, играть в подвижные игры с использованием координационной лестницы.
  • Формировать основные двигательные умения и навыки с использованием координационной лестницы.
  • Развивать у детей чувство ритма.

Оздоровительные:

  • Содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов.
  • Укрепление связок нижних и верхних конечностей, мышц туловища.
  • Развитие сводов стопы и гармоничного телосложения. 

Воспитательные:

  • Познакомить детей с координационной лестницей, как способом активного отдыха.
  • Воспитывать интерес и потребность к систематическим занятиям физической культурой с использованием координационной лестницы.

Планируемые результаты:

  • Выполнять основные виды движений
  • Играть в подвижные игры с использованием координационной лестницы (все группы)
  • Выполнять серию упражнений с использованием карточек, использовать их в самостоятельной деятельности (старший возраст).

  1. Применение координационной (скоростной) лестницы в ДОУ
  • утренняя гимнастика
  • занятия по физической культуре
  • самостоятельная деятельность детей в группе на прогулке
  • физкультминутки, развлечения.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений на координационной лестнице необходимо провести инструктаж:

  1. Перед выполнением упражнений необходимо размяться.
  2. Следить за правильной постановкой ног.
  3. Не наступать на перекладины лестницы.
  4. Упражнение следует начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений. Правильная техника важнее, чем скорость.
  5. Дистанция во время выполнения упражнения — 1-3 ячейки.
  6. Особенно важно соблюдать дистанцию во время прыжков (3 ячейки).

На занятиях по физической культуре «Лестницу ловкости» можно применять в вводной, основной и заключительной части занятия. Основным принципом планирования занятий с использованием тренажера является постепенное усложнение упражнений в зависимости от возрастных возможностей детей. Чтобы дошкольники не сталкивались во время выполнения упражнений, детей, которые хорошо справляются с заданием, рекомендуется ставить первыми. Также детей можно поделить по уровню физической подготовки, по состоянию здоровья, что поможет дозировать физическую нагрузку. Необходимо наблюдать за состоянием детей и не допускать переутомление.

При работе с лестницей используются 3 основных двигательных навыка отличающихся по сложности выполнения:

  • прыжки - простые движения
  • ходьба - упражнения средней сложности
  • беговые упражнения - сложно-координационные

  1. Методика разучивания движений на «Лестнице ловкости»

При введении упражнений на координационной лестнице в занятие по физической культуре, необходимо соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с медленных и контролируемых движений и постепенно переходя к быстрым, а также наращивая координационной сложности.

1.Разучивание базовых движений с пояснением всех элементов. Особое внимание на данном этапе уделяется не скорости, а правильности выполнения движений.

● Ходьба с перешагивание через рейки лестницы правой и левой ногой поочередно в спокойном темпе:

- переступающим шагом по схеме,

- приставными шагами по схеме,

- из стороны в сторону

- спиной вперёд.

Обычная ходьба на координационной лестнице для детей

Упражнение Мышка на координационной лесенке

● Бег с перепрыгиванием рейки лестницы (в спокойном темпе):

- вбегание и выбегание (прямое) из стороны в сторону,

- вбегание и выбегание (боковое) из стороны в сторону

            ● Прыжок вперед толчком двух ног, с перепрыгиванием через рейки лестницы.

2.Совершенствование техники выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая темп.

  • ходьба с ускорением:

- переступающим шагом

- приставными шагами

- ускоренная ходьба из стороны в сторону по схеме

- ускоренная ходьба спиной вперёд

  • Прыжки:

- прыжки на двух ногах по схеме,

- прыжки на одной ноге по схеме,

- комбинированные прыжки по схеме (одна/две ноги),

- прыжки с поворотами

Схема упражнения «Сверчок» на лестнице координации

Схема упражнения «Поворот» на лестнице скорости

  • Бег с ускорением:

- бег с ускорением по схеме движения,

- вбегание и выбегание (прямое) из стороны в сторону,

-вбегание и выбегание (боковое) из стороны в сторону.
- Направление движения (вперёд-назад, вправо-влево)

3.Использование знакомых движений в самостоятельной и совместной деятельности детей.

На прогулке: подвижные игры, «классики», упражнения в ходьбе, беге и метании.

В группе: подлезание, ползание, ходьба, прыжки т.д.

Для формирования соответствующих навыков необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со временем стоит усложнять за счет увеличения скорости и дозировки выполнения.

Один комплекс на 2-4 занятия

В одном комплексе три упражнения (2 знакомых+1 новое)В каждом комплексе различные виды движений (бег, ходьба, лазанье)

Каждое упражнение выполняется 2 раза (1 подход)

1-ое занятие: изучается комплекс в основной части

2-ое занятие: закрепляется новое упражнение в подготовительной части.

Подвижные игры на координационной лестнице

На координационной лестнице можно играть в подвижные игры.

Задачи: Формирование умений выполнения основных движений на координационной лестнице, развитие самостоятельности, активности, творчества в движении, развитие координации движений, умения взаимодействовать в команде, быстроты, реакции на сигнал, ориентировки в пространстве.

Варианты подвижных игр. Игры с бегом: «Два мороза», «Мы веселые ребята», «Перебежки», «Пустое место», игра – эстафета «Посадка картошки», «Огни светофора», «Найди свой кубик».

Игры с прыжками: «Кто лучше прыгает», «С кочки на кочку», «Кто скорее до флажка».

Игры с ходьбой «Автобусы», «Регулировщик».

Дифференцированные игры для детей с высоким уровнем двигательной активности. «Выложи дорогу», «Через болото», «Пингвины», «Дорожное – не дорожное», «Меняемся местами», «У кого больше», «Быстро по местам», «Догнать соперника».

Дифференцированные игры для детей с низким уровнем двигательной активности. «Перенеси предмет», «Успей первым», «Передай мяч», «Будь внимательным», «Повтори за мной», «Холодно - горячо», «Не ошибись», «Синхронное плавание».

Упражнения по карточкам. На упражнения разрабатываются понятные для детей схемы. На одной карточке одна схема. На схеме указываются только движения ног. Если упражнение одно для всех – оно демонстрируется на экране. Для индивидуальной работы используются карточки: у каждого ребёнка своя схема. Перед самостоятельным выполнением дети запоминают и сопоставляют схемы движений с карточки.

Выводы

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Занятия с использованием координационной лестницы в ДОУ являются эффективным средством развития скоростных и координационных способностей.

Используемая образовательная технология современна и актуальна.

Разнообразные упражнения на координационной лестнице интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения и совершенствуют уже изученные.

Координационная лестница простое, но очень эффективное приспособление, которое не требует большой площади. Ее использование возможно в маленьких спортивных залах, в группе, на улице, дома. Такую лестницу можно купить в спортивном магазине, но можно сделать и самому.

Тренировка на координационной лестнице не снижает плотности занятия.

Упражнения на лестнице подходят детям с любым уровнем подготовки.

Список литературы

Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие. Ростов –на-Дону, изд-во «Феникс», 2012

Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Программа «Старт» методические рекомендации – М.: Владос, 2014

Оздоровительная гимнастика для детей 3-7лет.-М. Мозаика-Синтез,2011 Сборник подвижных игр ля занятий с детьми 2-7 лет. Э.Я.Степаненкова. -М; Мозаика-Синтез, 2016.

Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.-М. Мозаика-Синтез,2016

Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогв дошкольных учреждений.-М. Мозаика-Синтез,2009

Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с английского Л.И.Заремской. - М.: АСТ:Астрель. 2011. - 320 с.,

Развитие координационных способностей у дошкольников. Лях.В.И.-ООО Издательство «Спорт»,2016.

Развивать координационные способности. Лях В.И., Панфилова Н.В.// Дошкольное воспитание. -1991.-№7.-с. 16-19.

Координационные способности: диагностика и развитие.-Лях В.И.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

Развитие координации движения в детском саду и начальной школе. Патрикеев А.Ю.- 18ВК 978-5-4474-6146-1-Создано в интеллектуальной издательской системе Шдего, 2017.

Руководство к использованию скоростной лестницей, 2013. – 15 с., иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физического качества ловкость у юношей

1.Определение понятий «координация движений»,           «координированность», «координационные   способности»        ...

Статья на тема «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как...

«Лестница успеха». Стратегия и тактика.

Задачами современного образования является научить учиться и научить думать, научить ставить цели, достигать их и грамотно действовать в выбранном направлении  или научить быть успешным (успешно ...

Урок по теме «По лестнице добра», 5 класс, обществознание

Урок по  теме «По лестнице добра» рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии* освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и...

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Введение  Актуальность.    Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка.Ни в каком д...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по английскому языку «Ящик Пандоры: пожелания или крик о помощи» по произведению Б. Кауфман «Вверх по лестнице ведущей вниз»

Чтение художественного произведения Б. Кауфман «Вверх по лестнице ведущей вниз» на языке оригинала при изучении английского языка Титова М.И. Чтение аутентичных текстов на занятиях по иностранному я...