Биоэтика
статья

Освещение вопросов трансплантации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bioetika.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

  Статья тему: Биоэтические аспекты трансплантации органов   

 Говоря о Биоэтических аспектах трансплантации в целом, необходимо не забывать, о проблеме забора органов и тканей у донора, рассматривая этот вопрос в зависимости от того, является ли донор живым человеком, или же уже нет.

            В медицине в целом и в трансплантологии в частности, важно не навредить живому донору, не всегда это является возможным. Конечно, данный аспект рождает дилемму между причинением вреда донору и спасением реципиента.  По этой причине в случае забора органа у живого донора медицинский работник всегда должен взвешивать все за и против.  

        По законодательству Российской федерации в качестве живого донора может выступать, только родственное к реципиенту лицо. Так же необходимо добровольное и информированное согласие на трансплантацию как донора, так и реципиента

       Исходя из вышеуказанного, самым распространенным видам донорства сейчас является изъятие органов и тканей у мертвого пациента. Конечно, здесь мы сталкиваемся с рядом этических, правовых, а также религиозных сложностей, таких как например, констатация смерти донора, добровольное волеизъявление о пожертвовании собственных органов после смерти для трансплантации и т.д. Рассмотрение и решение данных вопросов регламентируется в этико-правовых документах международного уровня.

       Проблема трансплантации сейчас стоит очень остро, ведь количество ожидающих пересадку пациентов неуклонно растёте. Однако при жизни люди редко оставляют распоряжение об использовании своих органов для трансплантации после смерти. Чаще всего это связано с проблемами субъективного характера.

      В настоящее время в мире существует три основных вида забора органов и тканей у трупа, а именно: рутинное изъятие, изъятие действующее в соответствии с принципом презумпции согласия и изъятие в соответствии с принципом презумпции несогласия человека на изъятие органов из его тела после его смерти.

      Рутинный забор органов основан на признании тела, после смерти собственностью государства, и поэтому, оно может использоваться в научно- исследовательских целях, для забора органов и тканей и для других целей, соответствующих потребностям государства. Данный тип забора имел место в Российской Федерации до 1992 года.  В настоящее время во всем мире в целом и в Российской Федерации в частности практикуется забор органов, который руководствуется презумпцией согласия или презумпцией несогласия.

Принцип презумпции согласия является признанием изначального согласия человека на какое-либо действие.  Если же пациент, его родственники или законные представители заявили о своем несогласии на забор органов, то учреждение здравоохранения не имеет право его проводить.

 Во многих странах мира существует документ о согласии на забор органов для последующей их трансплантации. Такой документ потенциальный донор должен оформить при жизни.

Если рассматривать аспект получения согласия от потенциального донора или его родственников, то можно отметить ряд этико-психологических проблем.  Если пациент находится в терминальном состоянии, то практически невозможной является попытка взаимодействия с ним с целью предоставления ему информации в доступной форме и получения от него согласия на забор органов и тканей.

Общение с родственниками умирающего человека, тоже несет за собой ряд определенных психологических сложностей.

Исходя из данных фактов следует отметить, что биоэтические вопросы при проведении забора органов неотъемлемая часть всего сложного процесса трансплантации.

Вывод: Исходя из всего рассмотренного в статье можно сделать вывод, что после смерти решение о заборе органа уже должно быть за умершим, а для этого нужно поднимать вопрос ещё при жизни, и не в тот момент, когда человек находится присмотри, а тогда, когда пациента приходит на плановые осмотры.  Нужно проводить огромную социальную работу, не только в больницах и поликлиниках, а и в социуме в целом. Одновременно с этим должна проводиться актуальная и плановая программа распространения информации в социальных сетях. При этом нельзя оказывать никакого давления на человека при жизни, в момент выбора и принятия решения.  И возможно, спустя некоторое время, люди будут более аргументировано относиться к проблеме трансплантации.

Список литературы

1. Биомедицинская этика. Под. ред. В.И. Покровского, М.: «Медицина», -2017.

 2. Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко. М.2018.

3. Жалинская-Рерихт А.А. Закон ФРГ о трансплантации органов 2015.: конституционные и уголовно-правовые последствия// Право и политика,- 2019,- No7 ( www . law .- and - politics . com / paper .)

4. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.21 No 4180-1.

5. Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга//Медицинское право и этика,- 2019, - No 3, 6-14.

6. Мироненко А. Каннибализм в конце ХХ века. Трансплантология: этика, мораль, право / Врачебная газета. No 11, ноябрь, 2020, с. 16-17.

7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII Проблемы биоэтики.//Информационный бюллетень ОВЦС Московского патриархата,- 2014,- No8 авг., с. 73-85.

8. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2015.

9. Силуянова И. В. Современная медицина и Православие, Московское подворье Св.- Троицкой Сергиевой Лавры,-2017, 292с.

10. Стеценко С. Г. Регламентация донорства как фактор регулирования трансплантации//Медицинское право и этика, -2000, -No 2, стр. 44-53.

11. Хлуденцов А. Российский врач – это подвижник/Православная Москва, - No 10 (220) май, - 2019,- с. 8-9.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы биоэтики

Презентация лекции по дисциплине "Биоэтика"  для студентов СПО, по теме: "Принципы биомедицинской этики"....

биоэтика

конспекты занятий Где зимуют лягушки" и "Где у кузнечика ухо" разработан для инновационного проекта по биоэтике....