4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
материал
--
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.1 | 177.44 КБ |
4.1 | 29.58 КБ |
4.1 | 1.14 МБ |
4.1 | 1.35 МБ |
materialovedenie.docx | 34.1 КБ |
prezentatsiya_po_materialovedeniyu2.pptx | 2.48 МБ |
Диплом о профессиональной переподготовке - Дизайнер интерьера | 2.39 МБ |
sertifekat.pdf | 1.34 МБ |
tarasenkoae_sertifikat.pdf | 543.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ)
КОЛЕРОВКА КРАСКИ
Выполнила: Тарасенко А.Е, мастер производственного обучения
Александровск-Сахалинский
2017
Оглавление
Технологическая карта урока учебной практики 13
Введение
Методическая разработка урока учебной практики по теме «Колеровка краски» разработана в соответствии рабочей программой составленной на основе учебной программы по дисциплине, входящей в комплект учебной документации, разработанный Институтом развития профессионального образования и допущенный Министерством образования РФ в качестве учебно-программной документации для профессиональной подготовки рабочих (протокол № 6 от 25.05.2004г.) по профессии «Маляр строительный» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида).
Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по профессии «Маляр строительный», формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по профессии.
Объём содержания по выбранной теме обуславливается сложностью обучения учащимися, из-за отсутствия нового материала.
Целью методической разработки формирование методического инструментария, обеспечивающего качество профессиональной подготовки
по профессии Маляр строительный по теме «Окраска внутренних поверхностей лакокрасочными материалами».
Задачи:
- Систематизировать методический материал по теме «Окраска внутренних поверхностей лакокрасочными материалами;
- Ознакомление и освоение учащимися новых видов красок, шпатлевок, растворителей, пропаганда и использование результатов научных исследований, навык информационных технологий, передача производственного опыта;
- Совершенствование содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечения их единства.
Пояснительная записка
Методическая цель урока: формирование мотивации обучающихся к выбранной профессии с опорой на практически-действенное мышление.
Урок разработан для обучающихся, относящихся к категории ЛОВЗ. В этих группах все обучающиеся относятся к категории дети-сироты, окончившие специальную (коррекционную) школу 8 вида. Все дети имеют клинический диагноз «Олигофрения». Дети олигофрены адекватно воспринимают окружающий мир, однако, сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Пониженная реактивность коры головного мозга приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечетки и малодифференцированны, выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Эти особенности психического развития вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения.
Одним из успешного формирования учебных умений и навыков на уроках производственного обучения является положительная мотивация обучающихся к изучению программы учебной практики (производственного обучения). Уровень и характер мотивации большинства обучающихся мне необходимо знать для того, чтобы начать работу по ее формированию. Не секрет, что особого желания учиться на предложенную профессию у них нет. Дети, имеющие коррекционное образование 8 вида ограничены в выборе профессий. Поэтому по формированию у учащихся интереса к профессии использую следующие приемы:
- Положительное эмоциональное отношение к профессии;
- Организацию познавательной дискуссии;
- Раскрытие новизны и актуальности материала;
- Привыканию выполнять учащимися соответствующих требований;
- Создания ситуации успеха.
На тему «Окрашивание внутренних поверхностей лакокрасочными составами» дано - 132 часа. Данная тема имеет большое значение для формирования профессиональных умений и навыков, так как предусматривает обучение приемам выполнения основных малярных работ. Изучаемые трудовые приемы требуют особого внимания, т.к. составляют основу при получении профессии «Маляр строительный», исходя из этого процесс формирования общих компетенции базируется с учетом современных тенденции и упором на развитие творческого потенциала у обучающихся. Это одна из тем, где обучающиеся с энтузиазмом выполняют поставленные задачи, достигая результата. Данный урок нацелен на изучение видов колеров их взаимодействия с различными ЛКМ, подбору гармоничных цветов, создание своей индивидуальной палитры путем изготовления выкрасок, с упором на безопасность труда в связи с особой опасностью смешивания колеров разных по химическому составу. При выполнении заданий мне хочется добиться, чтобы обучающиеся не только научились правильно колеровать краску и вырабатывать рецепт, но и побудить их к творческому процессу создания своего индивидуального цвета. В связи с психологическим заболеванием обучающихся я следую системе «от простого к сложному» входе урока стараюсь выявить самые простейшие знания, впоследствии к ним как бы прицепляю новые более и более по возрастанию знания. При подготовке к уроку, определяя содержание инструктажа, были использованы способы внешней активизации обучающихся:
- постановка вопроса всей группе, а затем после небольшой паузы вызов для ответа определённого обучающегося;
- предложение ответить на вопрос по желанию;
- вовлечение в беседу всех обучающихся с учётом их сильных и слабых сторон;
- варьирование вопросов по сложности в зависимости от подготовленности различных обучающихся;
- обращение к обучающимся с предложением подумать, оценить ответ одногруппника, исправить ошибку в ответе;
- поощрение вопросов обучающихся друг к другу и к мастеру.
План урока учебной практики
Тема: Окраска внутренних поверхностей лакокрасочными материалами
Тема урока: Колеровка краски
Цели урока:
Обучающая:
- Сформировать навыки по смешиванию колеров для получения цвета соответствующего эталону; самостоятельной колеровке основного объема краски.
Развивающая:
- Формировать способность к самоконтролю и самостоятельности, творчеству, анализировать выполняемую работу с позиции достижения наилучших результатов.
- Развивать умения зрительного контроля правильности и точности своих действий.
Воспитательная:
- Формировать ответственность, целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, интерес к своей будущей профессии.
Методическая:
- Формирование мотивации обучающихся к выбранной профессии с опорой на практически-действенное мышление».
Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций
Вид урока: Урок комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, практический.
Материально-техническое оснащение:
Инструменты и материалы: емкости для смешивания пластиковые, палочки для смешивания, пипетки, краска водоэмульсионная, колеры разных цветов, кисть-флейц узкая, миксер строительный.
Методическое оснащение: мультимедиа- презентация, инструкционная карта, раздаточный материал
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Цель: психологический настрой обучающихся на работу; обеспечение нормальной обстановки на уроке. Исходная мотивация для обучающихся: подчеркивается значение темы.
Мастер проводит проверку отсутствующих, внешнего состояния учебно-производственной мастерской, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и наличия спецодежды, организация внимания.
II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
а) Проверка знаний обучающихся по материалу, изученному на теоретических уроках, а также на предыдущих уроках производственного обучения
Цель: проверить знания обучающихся, обеспечить способность применять эти знания на практике, увязать теоретический материал с практикой.
Сообщение темы и цели урока.( Плавное подведение к теме урока задаю вопросы – Что придает цвет краске? (Пигменты)
Что необходимо сделать, чтобы придать цвет окрасочному составу белого цвета? (Смешать с колером)
Обучающиеся под руководством мастера должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу - научиться правильно смешивать колеры, правильно рассчитать пропорции для основного объема краски
Довожу до сведения, по какому плану будем работать:
1. Вспомним теоретические и практические знания, касающиеся нашей темы урока.
2. Выполним тренировочные действия по колеровке краски.
3. Приступим к отработке последовательности колеровки краски.
Актуализация в виде игры
1. «Игра с красками»
Обучающимся предлагается из трех основных цветов (красный, синий и желтый) путем смешения получить все цвета радуги – вызов обучающегося, остальная группа помогает вспоминаем цвета радуги считалочкой - Каждый охотник желает знать где сидит фазан)
2. «Отгадай название кисти»
Раздаю обучающимся кисти – задание определить её название и назначение.
3. «Внезапно ослепший маляр»
Задание наощупь выбрать инструменты для окраски поверхности.
Вызов обучающегося завязываются глаза, мастер подает инструмент, обучающийся должен сказать название инструмента и назначение. Группа помогает.
Подведение итога: Мы вспомнили теоретический материал и на практическом этапе выявили, какой процесс смешения цветов будем использовать. Эти знания нам помогут лучше усвоить тему нашего урока.
б) Объяснение и показ трудовых приёмов и способов выполнения учебно-производственных работ.
Цель: Научиться правильному порядку смешиванию колеров для получения цвета соответствующего эталону; самостоятельной колеровке основного объема краски.
Необходимость проведения колеровки
Колеровка – процесс смешивания или разбавления красок и пигментов для достижения необходимых оттенков. Колеровка необходима в следующих ситуациях:
- подбор оттенка под интерьер помещения;
- небольшой участок окрашенной поверхности требует окраски, а перекрашивать полностью помещение затратно;
-неправильный расчет краски (не хватило)
- выбор гармонирующих оттенков.
Чтобы получить идеальный ровный тон краски быстро и точно можно при помощи колеровочных систем. Для этого используют основную базовую краску и красящие составы – колеры. Колеры обладают контрастным или насыщенным цветом. Красящие пигменты могут быть органического или неорганического происхождения. Пигменты на органической основе чаще применяются для получения более ярких тонов, однако им присущи некоторые недостатки:
- подходит не для всех видов поверхностей;
- со временем краска выгорает под солнцем.
Неорганические пигменты представлены органиченным спектром оттенков, но они устойчивы к атмосферным воздействиям и выгоранию.
Виды колеров
Колоранты производят в виде паст, красок и сухих составов.
Колерные пасты содержат в составе диспергирующие смолы или выпускаются без связующего вещества. Существуют универсальные пасты, подходящие для различных типов краски и узкоспециализированные – для отдельных категорий ЛКМ. К основным достоинствам колерных паст можно отнести:
- удобство применения;
- возможность регулировать оттенок в процессе смешивания.
Колерные краски имеют те же компоненты, что и ЛКМ, для которых они предназначены – водоэмульсионные, акриловые, масляные …сочетание белой краски и таких пигментов позволяет получить любой оттенок.
Сухие пигменты имеют относительно низкую стоимость. К числу недостатков сыпучих смесей относятся:
-узкая цветовая палитра;
-сложность корректировки оттенка в процессе колеровки.
– демонстрация мастером видов колеров
Работа с инструкционной картой ( рассказываю и показываю )
Показ мастером прима колеровки краски
Работаем одновременно с инструкционной картой и заполняем карту цвета.
Выбираю цвет, которого нужно добиться - записываю в карту цвета. Отмеряю в мерный стакан 100 мл и переливаю в емкость для колеровки водоэмульсионной краски, объясняю, что это будет основа. Записываю в карту цвета количество основы. Определяю, какие цвета буду смешивать в соответствии с эталоном (демонстрация таблицы эталонов – раздаточный материал). Добавляю в основу несколько капель колера при помощи пипетки (записываю в карту цвета) перемешиваю и показываю, при необходимости добавляю еще несколько капель (снова записываю в карту цвета) Описываю в карте результат смешивания. В нижнем углу карты цвета делаю пробнуювыкраску цвета.
Рассчитаем необходимое количество красителя
Приступаем к колеровке основного объема краски.Показываю электроинструмент дрель аккумуляторная с насадкой миксер.
Вопросы:
Как называется этот электроинструмент?
Какой вид ручных операций он заменяет?
Показ смешивания водного состава и колера, рабочая поза, хватка дрели.
Обращаю внимание на состав после смешивания образуется пена.
Вопрос: Можно ли использовать состав сразу после приготовления? Почему?
Закрепление и проверка усвоения обучающимися материала вводного инструктажа,дополнительные повторные пояснения и показ приёмов и способов работы.
Самостоятельная работа по колеровке краски – обучающимся предлагается выбрать цвет и в соответствии с эталоном правильно подобрать и записать рецепт с указанием пропорций смешивания.
Цель - проверить степень усвоения обучающимися материала вводного инструктажа.
Обучающиеся повторяют тестовую колеровку краски, расчеты для основного объема краски и колеровку основного состава краски. При этом задаются вопросы:
Итак, мы с вами разобрали последовательность колеровки краски
Напоминаю безопасность труда при выполнении задания и организацию рабочего места.
Учебно-производственное задание:
- выполнить тестовое смешение краски;
- сделать выкраску;
- выполнить расчеты для основного объема краски;
-выполнить колеровку основного объема краски –3000 мл.
Дополнительное творческое задание:
- составить свой цвет путем смешения гармоничных колеров, внести расчеты в карточку цвета, сделать образец- выкраску полученного цвета.
Оценивание вашей работы будет по следующим показателям:
- Организация рабочего места – 5 баллов
- Безопасность труда – 5 баллов
- Качество выполненной работы – 15 баллов
Итого: 25 баллов
Снятие баллов:
- Незначительное нарушение ТБ – 1 бал
- Организация рабочего места не соответствует – 1 бал
- Ошибка в расчетах пропорций – 1 бал
- Цвет не соответствует эталону – 1- 3 бала
- Отличие итогового оттенка с тестовым – 1 бал
Критерии оценок
«5» - 25 – 24 баллов
«4» - 23-21 баллов
«3» - 20 – 16 баллов
Все результаты выполненных работ будут заноситься в таблицу и оцениваться (Приложение 2)
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ТЕКУЩЕЕ ИНСТРУКТИРОВАНИЕ
Цель - формирование у обучающихся профессиональных навыков выполнения операций технологического процесса колеровки краски. Ребята на своих рабочих местах выполняют учебно-производственные задания. Обучающая деятельность мастера на этом основном этапе урока осуществляется путём текущего инструктирования обучающихся.
Мастер проводит целевые обходы рабочих мест обучающихся. Осуществляет контроль и правильность организации рабочего места и выполнения задания, по ходу наблюдений дает все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе, проверяет соблюдены ли правила организации и безопасности труда.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Цель - на основе анализа успехов и недостатков урока показать обучающимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
Мастер подводит итог и анализ выполнения учебно-производственных работ; сообщает оценки, называет по итогам лучших обучающихся.
Домашнее задание:
Используя электронный ресурс: http://voprosy-kak-ipochemy.ru
Ответьте на вопросы:
- Чем обусловлена природа радуги?
- Почему кровь красная, трава зеленая, а море синие?
Учебник
Повторить тему: Окраска внутренних поверхностей водоэмульсионными составами по дисциплине «Технология малярных работ».
Технологическая карта урока учебной практики
Профессия: «Маляр строительный»
Предмет: учебная практика
Тема раздела: Окраска внутренних поверхностей лакокрасочными материалами .
Тема урока: «Колеровка краски»
Мастер производственного обучения: Тарасенко Анастасия Евгеньевна
Таблица 1. Цели, формы и методы обучения.
Цель урока |
|
Задачи урока | - актуализировать знания, связанные с цветом, - познакомить с разнообразием колеров, - сформировать умения сочетания цвета - научить правильно составлять рецепт необходимого цвета - развить память, внимание, логическое мышление, - воспитать чувства ответственности, - привить любовь к профессии. |
Тип урока | Урок комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изучение нового учебного материала, целевое применения усвоенного). |
Планируемые образовательные результаты | Проявлять устойчивый интерес к своей будущей профессии . Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных мастером. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Знать правила цветообразования и приемы смешивания пигментов с учетом их химического взаимодействия. Уметь приготавливать окрасочные составы необходимого тона. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, элементы исследовательского метода, фронтальная, индивидуальная формы обучения |
Основные понятия и термины | Свет, цвет, цветовой спектр, основные и составные цвета, теплые и холодные тона, разбел, затемнение, подбор цвета в малярных работах. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация, Образцы эталонов цвета |
Оборудование | Инструменты и материалы: емкости для смешивания пластиковые, палочки для смешивания, краска водоэмульсионная, колеры разных цветов, кисть-флейц узкая, миксер строительный. Методическое оснащение: мультимедиа- презентация, инструкционная карта, раздаточный материал |
Таблица 2.Организационная структура урока
Этапы | Обучающие, развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы организационного взаимодействия | Универсальные учебные действия |
Организационный момент. 2 мин. | Сообщение темы урока. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к уроку. | Вступительное слово педагога. | Слушают педагога, рассматривают иллюстрации в презентации. | Фронтальная | Личностные: имеют устойчивую мотивацию к учебной деятельности |
Актуализация опорных знаний. 8-10 мин. | Повторение изученного ранее: обобщение и систематизирование знаний о цвете, подготовка студентов к восприятию нового материала. Проведение опытов по получению составных цветов. | Педагог организует беседу о значении цвета в интерьере предлагает вспомнить ранее изученные сведения объясняет понятия основных и составных цветов, предлагает провести мини исследование: опытным путем из трех основных цветов получить три составных цвета. В игровой форме предлагает определить инструменты для окраски поверхности и виды кистей и их назначение | Слушают педагога, отвечают на вопросы, ведут диалог, обобщают собственные представления о цвете. Проводят опыты по получении составных цветов. Демонстрируют полученный результат, делают вывод. | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию, запоминают последовательность проведения опытов, получают результат опытов. Личностные: ориентированы на восприятие информации, имеют мотивацию учебной деятельности. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, доказывают свою точку зрения. |
Изучение нового материала 10 мин. | Формирование новых понятий. | Педагог рассказывает о видах колеров их совместимости, демонстрирует последовательность колеровки краски, рассказывает о выкрасках их практическое применение, демонстрирует электроинструмент и приемы работы с ним | Слушают педагога, отвечают на вопросы, рассматривают раздаточный материал(инструкционная карта; эталоны цветов) | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, знают правила поведения на уроке. |
Практическая деятельность 15-20 мин. | Формирование умений применения знаний в практической деятельности. Практическое задание «тестовое смешение колеров; приготовление основного объема краски» | Педагог объясняет правила выполнения практического задания, рассказывает о том, что для выполнения задания можно пользоваться раздаточным материалом. Педагог во время выполнения студентами задания выполняет следующие действия: наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы, следит за организацией рабочего места. | Слушают педагога, задают вопросы. Выполняют практическое задание по тестовому смешению колеров и приготовлению основного объема краски) находят самостоятельное решение по подбору цвета колера для получения соответствующего эталону. | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: умеют организовать пространство рабочего места, ориентируются в задании. Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действий и его результата с образцом с целью обнаружения отличий. Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места, знают, выражают положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: умеют задавать вопросы с целью уточнения последовательности выполнения задания. |
Подведение итогов работы. Рефлексия. 5-7 мин. | Выставка работ. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результата работы. | По окончанию выполнения задания педагог предлагает обсудить полученный результат. Педагог организует закрепление изученного материала с помощью опроса. | Рассматривают выполненные работы, оценивают их, отвечают на вопросы, определяют эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная | Личностные: эстетически воспринимают готовые работы, сориентированы на активное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умеют адекватно оценить свою работу на фоне всех выставленных работ. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. |
Заключение
C внедрением в системуэлементов инклюзивного образования которые основаны на индивидуальном подходе, меняютсявзгляды на проведение учебных занятий как теоретического, так и производственного обучения. Проведение традиционных уроков, по классической схеме становится не актуальным. Руководствуясь тем, что вкачестве результата образования признаются общие и профессиональныекомпетенции, в организацию и методику проведения учебных занятийнеобходимо внедрять что-то новое, связанное с индивидуальным подходом в обучении.
Индивидуальный подход основан на трех ключевых позициях:
∙ Образование осуществляется только в контексте реальных возможностей обучающегося;
∙ Активные методы и формы обучения упрощены по системе «от простого к сложному»;
∙ Формирование мотивации к получению профессии.
Обучающиеся должны не только знать учебный материал и уметьвыполнять упражнения, но и иметь практический опыт, уметь применять знания и умения на практике.
Список литературы
1.Белоусов Е.Д. Технология малярных работ, Москва,Высшая школа, 1980
2.Белогуров В.П., Справочник молодого маляра, Москва, Высшая
школа, 1992
3.Голощекина Л.П., Проблемные упражнения в обучении отделочников, Москва, Высшая школа, 1989
4. Маляр – технология и организация работ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000
5.Скакун В.А., Методика производственного обучения, Москва, 1992
6.Суржаненко А.Е., Малярные и обойные работы, Москва, Высшая школа, 1974
7.Тухмачёва Л.Н., Организация производственного обучения в профлицее, Москва, 1997
8.Фирсенко Н.П., Руководство по производственному обучению маляров, Москва, Высшая школа, 1990
Приложения
Приложение 1
Образцы выкрасок
Цвет ___________________
Проба № 1 Кол-во капель | |
Проба № 2 Кол-во капель | |
Проба № 3 Кол-во капель |
Приложение 2
Инструкционная карта
по теме: Колеровка краски
№ п/п | Операции | Изображение |
1 | Подготовить несколько емкостей из пластика, мерный стаканчик. | |
2 | Отмерять 100 мл основы и налить в один контейнер. | |
3 | В базу добавить несколько капель колера (количество капель записать в карточку) Если нужен более сложный цвет, то можно комбинировать несколько колеров одновременно. | |
4 | Записать количество используемой основы (100мл), количество капель колера и описать результат смешивания. | |
5 | Смешать колер с основой до получения однородного тона. | |
6 | Если цвет кажется бледным, то надо добавлять яркости, капая по одной капле. | |
7 | Как только нужный цвет достигнут, необходимо покрасить небольшую поверхность и после высыхания оценить результат при дневном и искусственном освещении. Важно учитывать, что на основании цвет краски выглядит ярче, чем в таре. | |
8 | Если тестовое смешивание удачное – приступаем к колеровке основного объема краски: - рассчитать необходимое количество колера исходя из объема базы; -из полученного результата отнять 20% - это необходимо, чтобы итоговый оттенок совпал с тестовым (на большой площади цвет смотрится ярче, чем на маленькой) |
Приложение 3
Карта эталонов цвета
Эталон цвета | Основной цвет | Инструкция по смешиванию |
| Розовый | Белый + добавить немного красного |
| Каштановый | Красный + добавить чёрный или коричневый |
| Королевский красный | Красный +добавить голубой |
| Красный | Красный + Белый для осветления, жёлтый, чтобы получить оранжево-красный |
| Оранжевый | Жёлтый + добавить красный |
| Золотой | Жёлтый + капля красного или коричневого |
| Жёлтый | Жёлтый + белый для осветления, красный или коричневый для получения тёмного оттенка |
| Бледно-зелёный | Жёлтый + добавить синий / чёрный для глубины |
| Травянисто-зелёный | Жёлтый + добавить синий и зелёный |
| Оливковый | Зеленый + добавить желтый |
| Светло-зеленый | Зеленый + добавить белый / желтый |
| Бирюзово-зеленый | Зеленый + добавить синий |
| Бутылочно-зеленый | Желтый + добавить синий |
| Хвойный | Зеленый + добавить желтый и черный |
| Бирюзово-синий | Синий + добавить немного зелёного |
| Бело-синий | Белый + добавить синий |
| Веджвуд-синий | Белый + добавить синий и каплю чёрного |
| Королевский синий | Синий + добавить чёрный и каплю зелёного |
| Тёмно-синий | Синий + добавить чёрный и каплю зелёного |
| Серый | Белый + Добавить немного чёрного |
| Перламутрово-серый | Белый + Добавить чёрный, немного синего |
| Средний коричневый | Жёлтый + Добавить красный и синий, белый для осветления, чёрный для тёмного. |
| Красно-коричневый | Красный & жёлтый + Добавить синий и белый для осветления |
| Золотисто-коричневый | Жёлтый + Добавить красный, синий, белый. Больше жёлтого для контрастности |
| Горчичный | Жёлтый + Добавить красный, чёрный и немного зелёного |
| Бежевый | Взять коричневый и постепенно добавлять белый до получения бежевого цвета. Добавлять жёлтый для яркости. |
| Не совсем белый | Белый + Добавить коричневый или чёрный |
| Розово-серый | Белый + Капля красного или чёрного |
| Серо-голубой | Белый + Добавить светло-серый плюс капля синего |
| Зелёно-серый | Белый + Добавить светло-серый плюс капля зелёного |
| Серый уголь | Белый + добавить чёрный |
| Лимонно-жёлтый | Жёлтый + добавить белый, немного зелёного |
| Светло-коричневый | Жёлтый + добавить белый, чёрный, коричневый |
| Цвет зелёного папоротника | Белый + добавить зелёный, чёрный и белый |
| Цвет лесной зелени | Зелёный + добавить чёрный |
| Изумрудно-зелёный | Жёлтый + добавить зелёный и белый |
| Салатовый | Жёлтый + добавить белый и зелёный |
| Цвет морской волны | Белый + добавить зелёный и чёрный |
| Авокадо | Желтый + добавить коричневый и чёрный |
| Королевский пурпурный | Красный + добавить синий и жёлтый |
| Тёмно-пурпурный | Красный + добавить синий и чёрный |
| Томатно-красный | Красный + добавить жёлтый и коричневый |
| Мандарин, оранжевый | Жёлтый + добавить красный и коричневый |
| Рыжевато-каштановый | Красный + добавить коричневый и чёрный |
| Оранжевый | Белый + добавить оранжевый и коричневый |
| Цвет красного бургундского | Красный + добавить коричневый, чёрный и жёлтый |
| Малиновый | Синий + добавить белый, красный и коричневый |
| Сливовый | Красный + добавить белый, синий и чёрный |
| Каштановый | Жёлтый + красный, чёрный и белый |
| Цвет мёда | Белый, жёлтый и тёмно-коричневый |
| Тёмно-коричневый | Жёлтый + красный, чёрный и белый |
| Медно-серый | Чёрный + добавить белый и красный |
| Цвет яичной скорлупы | Белый + жёлтый, немного коричневого |
| Чёрный | Чёрный Использовать чёрный как смоль |
Приложение 4
Карточка цвета
Ф.И.О.___________________________
Цвет______________________________
Проба № п/п | Количество основы, мл | Количество колера № 1 | Количество колера № 2 | Результат |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Полученный результат
Рецепт
Приложение 5
Таблица результатов работ
Ф.И. обучающегося | Организация рабочего места | Безопасность труда | Качество выполненной работы | Итого баллов | Оценка |
Предварительный просмотр:
Согласовано:
Ст. мастер __________Глухова Т.А
План урока производственного обучения
Тема урока:
Дефекты шпатлеванной поверхности и способы устранения при подготовке поверхности под окраску.
Цели урока:
Методическая: Групповая форма работы, как средство активизации производственного обучения.
Обучающая: Научится определять дефекты поверхности и подбирать способы их устранения.
Развивающая: Продолжать формирование умения применять теоретические знания на практике, зрительно контролировать правильность и точность своих движений.
Воспитательная:
- проявить устойчивый интерес к овладению избранной профессии;
- воспитание культуры труда и ответственности за качество выполненной работы, умение работать в звене;
- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам, ответственное отношение к правилам безопасности труда.
Материально – техническое оснащение урока:
Оборудование: стремянки, подмости.
Инструменты и материалы: шпателя (широкий) - 12 шт.; шпатель (узкий) – 12 шт.; сеткодержатель – 12 шт.; шпатлевка – 5 кг.; емкости.
Ход урока.
- Организационная часть:
- проверка присутствующих обучающихся на занятии;
- выяснение причин отсутствия;
- проверка готовности к занятию
- оценка рабочей одежды обучающихся на соответствие безопасным условиям труда.
II. Вводный инструктаж:
Сообщение темы и цели урока.
Тема:
Дефекты шпатлеванной поверхности и способы устранения при подготовки поверхности под неводные окраски.
Цель: Научится применять профессиональные знания и умения по устранению дефектов шпатлеванной поверхности подготовленной под окраску. Рационально использовать умения и навыки каждого члена бригады.
Назначение урока:
Общее качество окрасок зависит от качественного выполнения каждой операции, входящей в процесс выполнения подготовки поверхности под окраски.
Вам необходимо сегодня на уроке самостоятельно найти дефекты в подготовленной поверхности, вспомнить и применить способы их устранения, чтобы конечная операция «окраска» была выполнена в соответствии с требованиями к окрашенной поверхности.
Актуализация опорных знаний.
Контроль теоретических и практических знаний, полученных на ранее пройденных уроках.
Предварительно обучающиеся были поделены на две бригады. Результаты будут заносится в таблицу (приложение 1)
Задание № 1. Словесный бой (приложение 2)
Член каждой бригады по очереди выбирает вопрос и дает ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл
Если ответ неправильный, то право сказать правильный ответ переходит к любому желающему за персональный выигрыш в 2 балла.
Время на игру: 10 минут.
Задание № 2. «Магазин»
Предоставляется набор инструментов. Необходимо выбрать инструмент каждой бригаде для подготовки поверхности под окрашивание
- водными составами
- неводными составами.
Для пояснения каждому выбранному инструменту: как называется, какие операции им выполняют.
Конкурс оценивается в 2 балла
Время на игру : 10 минут.
Задание № 3. «Один за всех» (приложение 3,4)
Выстроить технологическую цепочку выполнения улучшенного окрашивания неводными составами.
Конкурс оценивается в 2 балла.
Время на подготовку: 3 минуты.
Задание № 4 «Знатоки» (приложение 5)
Каждой бригаде выдаются макеты дефектов подготовки поверхности под окраски. Необходимо определить причину дефекта и как его устранить.
Конкурс оценивается в 3 балла.
Время на подготовку: 3 минуты.
Подведение итогов:
Итак, в процессе выполнения заданий мы вспомнили пройденный материал по подготовке поверхности под окраски. Оглашаю количество баллов каждой бригады.
Формирование умений и навыков.
У нас есть поверхности, которые вы на предыдущих уроках подготавливали под окраски.
Вами были проведены все операции по подготовке поверхности под улучшенное окрашивание. Основными дефектами, встречающиеся на данной поверхности считаются имеющиеся раковины, следы от шпателя, провалы и наплывы.
Показ мастером устранения данных дефектов
(шпатлевание раковин)
Закрепление: вызов обучающихся для повтора операции по заделки раковин.
Прежде чем приступить к выполнению работ, давайте вспомним технику безопасности:
- требования к спец.одежде
- требования к ручным инструментам.
- требования к стремянкам, подмостям.
Задание на урок: Выполнить каждому обучающемуся операции по устранению дефектов шпатлеванной поверхности.
Оценивание вашей работы будет по следующим показателям:
- Организация рабочего места – 5 баллов
- Безопасность труда – 5 баллов
- Качество выполненной работы – 15 баллов
Итого: 25 баллов
Критерий оценок
«5» - 24-25 баллов
«4» - 22-23 баллов
«3» - 19 – 21 бал
Снятие баллов
- Незначительное нарушение ТБ – 1 бал
- Организация рабочего места не соответствует – 1 бал
- Применение инструментов не по назначению– 1 бал
- Поверхность не ровная дефекты видны на расстоянии 2 метров – 1- 3 бала
- Остались незначительные дефекты поверхности не видимые на расстоянии 2 метров – 1 бал
III. Текущий инструктаж
Выполнение целевых обходов:
а) Проверить начало работы, оценить, как организовано рабочее место.
б) Проверить правильность выполнения приемов работ. Проверить, как обучающиеся
помогают друг другу, провести индивидуальный инструктаж.
в) соблюдение правил техники безопасности.
г) соблюдение дисциплины труда.
д) эффективность использования оборудования, инструмента и материала.
е) инструктаж наиболее слабому звену.
ж) принятие и оценка уборки рабочих мест и инструктажа.
з) подсчет баллов успеваемости совместно со звеньями.
Для формирования сенсорных навыков мастер объясняет обучающимся способы контроля действия своими ощущениями. В начале освоения приема они должны руководствоваться зрительными ощущениями, сверяя свои действия с действиями мастера, как наиболее рациональными и эталонными.
Первый обход – проверяется организация рабочих мест. Особое внимание обращается на обучающихся, которые невнимательны, часто отвлекаются.
Второй обход – проверяется качество выполнения трудовых приемов и соблюдение правил ТБ.
Третий обход – проверяется правильность ведения самоконтроля, выясняются причины затруднений в работе, оказание помощи.
Четвёртый обход – производится приёмка и оценка работ.
Пятый обход – даются указания по уборке рабочих мест.
IV. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов работы:
- мастер организует просмотр работ обучающихся с комментированием, обращаясь к инструкционно-технологической карте и критериям оценок.
- мастер обсуждает совместно с группой положительные моменты и лучшие работы.
- выставление оценок.
- мастер выдает домашнее задание.
Завершение занятия
Объявляется завершение урока учебной практики (производственного обучения), уборка рабочих мест.
После выполнения комплекса малярных работ инструменты моются и сдаются мастеру.
Приложение № 1
Бригада 1 | Бригада 2 | ||||||||||||
балы | балы | ||||||||||||
Задание № 1 «Словесный бой» | |||||||||||||
Задание № 2 «Магазин» | |||||||||||||
Задание № 3 «Один за всех» | |||||||||||||
Задание № 4 «Знатоки» |
Приложение № 2
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | Какой вид окраски относится к неводным составам: клеевая, масляная, силикатная? | Какую операцию не производят при подготовке поверхности под водную окраску: огрунтовка, шпатлевание, проолифка? | К водным окрасочным составам относится: известковые, силикатные, лаки, эмали? | Какую окраску по качеству выполняют в кинотеатрах и Дворцах культуры: простую, улучшенную, высококачественную? | Перечислите средства индивидуальной защиты при малярных работах? | К неводным окрасочным составам относятся: клеевые, эмалевые, масляные? |
2 | Что вводят в окрасочный состав для придания ему цвета: пигменты, наполнители, связующие? | Что вытягивают на границе панели и гобилена: фриз, филенку? | Какова продолжительность пребывания рабочего в свежеокрашенном помещении: 2 часа, 4 часа, 6 часов? | Работа каким инструментом дает наибольшую производительность: кистью-ручником, флейцевой кистью, валиком? | Какой дефект образуется при окраске водными составами: разводы, отслаивание, пузыри? | Какой дефект образуется при окраске неводными составами: потеки, стыки, разводы? |
3 | Какую операцию не производят при подготовке поверхности под водную окраску: огрунтовка, шпатлевание, проолифка? | В каких помещениях можно использовать гипсовую шпатлевку? | Какой из перечисленных цветов относится к ахроматическим: белый, красный, черный, желтый? | Требования предъявляемые к оштукатуренным поверхностям под окрашивание? | Какой из перечисленных цветов относится к хроматическим: белый, красный, черный, желтый? | Как называется верхняя часть стены: гобилен, панель, фриз? |
4 | Для нанесения шпатлевки вручную используют…….. | Требования к поверхности подготовленной к шпатлеванию? | Каким инструментом вытягивают филенку: валик, флейц, макловица? | Оборудование для производства малярных работ внутри помещения? | От чего зависит толщина нанесенного слоя шпатлевки: от угла наклона шпателя; от ширины шпателя? | В каких помещениях применяют улучшенную окраску? |
Ответы к приложению № 2
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | Масляная | Проолифка | Известковые, силикатные | Высококачественную | Спец.одежда, для защиты тела человека; спец.обувь, для защиты ног; перчатки, для защиты рук; косынка, для защиты головы; очки, маска, для защиты органов зрения, дыхания; Пасты, мази, для защиты кожных покровов. | эмалевые, масляные |
2 | Пигменты | Филенку | 4 часа | Валиком | Разводы | Потеки, |
3 | Проолифка | В сухих | белый, черный, | Оштукатуренные поверхности должны быть просушены (влажность не более 8 %); не должно быть дутиков и трещин, щелей в местах примыкания к плинтусам, наличникам и подоконникам, а также пропусков за радиаторами, за трубами отопления и канализации. | красный, желтый | Гобилен |
4 | Шпатель | Чистое, обеспыленное, без остатков старой краски, прочное неотслаивающееся, сухое в момент нанесения шпатлевки должно быть прогрунтованно, стена должна быть комнатной температуры, непромерзшей или перегретой, шероховатое. | флейц, | Подмости, стремянки. | От угла наклона шпателя. | В гражданских и жилых помещениях. |
Приложение № 3
- Осмотр штукатурки и подготовительные работы.
- Очистка.
- Расшивка трещин.
- Огрунтовка.
- Заделка трещин, шлифовка.
- Сплошное шпатлевание.
- Шлифование.
- Огрунтовка.
- Разметка поверхности.
- Первая окраска.
- Шлифование шкуркой.
- Вторая окраска.
- Флейцевание.
Приложение № 4
Инструкционно – технологическая карта
По теме: Дефекты шпатлеванной поверхности и способы устранения при подготовке поверхности под неводное окрашивание.
Дефекты | Причины | Способы устранения |
Полосы от шпателя | Неисправный инструмент, использование не рабочей стороны шпателя, неаккуратная работа. | Заменить инструмент исправным; Обработать высохшую поверхность мелкозернистой шлифовальной бумагой или абразивной сеткой. |
Раковины | Очень густой шпатлевочный состав, поверхность плохо огрунтована. | Довести состав до нужной густоты. Дополнительно после высыхания поверхности подшпатлевать дефектные места и зачистить шлифовальной бумагой или абразивной сеткой. |
Наплывы | В основном образуются в месте примыкания стены и пола из-за недостаточной густоты шпатлевочного состава. | Довести шпатлевочный состав до рабочей густоты, аккуратно работать прижимая плотно лезвие шпателя к месту примыкания стены и пола. |
Провалы | Плохо выровнена поверхность | Чтобы зашпатлевать провал нужно использовать шпатель такой ширины, чтоб он был шире пятна провала |
Стыки | Большие перерывы в работе на одной стене. | Шпатлевание стен желательно производить в один прием, то есть начинать и заканчивать работу на одной стене в один день. Высохшую шпатлевку нужно смочить из пульверизатора и разглаживать переход с захватыванием ранее смоченного зашпатлеванного слоя. |
Увеличена толщина слоя шпатлевки | Выравнивание поверхности производилось без правила. | Снять увеличенный слой сначала с помощью крупнозернистой шлифовальной бумаги, затем зашпатлевать финишной шпатлевкой. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - научиться смешивать колеры для получения цвета соответствующего эталону; - самостоятельно колеровать основной объем краски; - гармонично сочетать цвета; - составлять рецепт нового цвета.
Почему море синего цвета? Какой истинный цвет воды?
Первый шаг к разгадке цвета сделал Исаак Ньютон, когда он был еще юным выпускником Кембриджского университета. Проделав маленькое отверстие в оконной ставне, он подставил под пучок солнечного света треугольную стеклянную призму, и на противоположной стене заиграли все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Эту цветную полосу Ньютон назвал спектром .
Модель отражения синего цвета
ЦВЕТОВОЙ КРУГ
ГАРМОНИЯ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Сформировать профессиональные умения и навыки по определению дефектов шпаклеванной поверхности и подбору способов их устранения.
Нам следует знать: - какие дефекты возникают при шпатлевание; 1 - из-за чего они возникают; 2 - как правильно определить дефект на поверхности; 3 - знать способ его устранения; 4 - как применить свои практические умения; - как самостоятельно проверить качество выполненной работы. 5 6
Инструкционная карта Дефекты шпатлеванной поверхности и способы устранения при подготовке поверхности под окрашивание .
Дефекты Причины Способы устранения Полосы от шпателя Неисправный инструмент, использование не рабочей стороны шпателя, неаккуратная работа. Заменить инструмент исправным; Обработать высохшую поверхность мелкозернистой шлифовальной бумагой или абразивной сеткой. Раковины Очень густой шпатлевочный состав, поверхность плохо огрунтована. Довести состав до нужной густоты. Дополнительно после высыхания поверхности подшпаклевать дефектные места и зачистить шлифовальной бумагой или абразивной сеткой. Наплывы В основном образуются в месте примыкания стены и пола из-за недостаточной густоты шпатлевочного состава. Довести шпаклевочный состав до рабочей густоты, аккуратно работать прижимая плотно лезвие шпателя к месту примыкания стены и пола.
Дефекты Причины Способы устранения Провалы Плохо выровнена поверхность Чтобы зашпатлевать провал нужно использовать шпатель такой ширины, чтоб он был шире пятна провала Стыки Большие перерывы в работе на одной стене. Шпатлевание стен желательно производить в один прием, то есть начинать и заканчивать работу на одной стене в один день. Высохшую шпатлевку нужно смочить из пульверизатора и разглаживать переход с захватыванием ранее смоченного зашпатлеванного слоя. Увеличена толщина слоя шпатлевки Выравнивание поверхности производилось без правила. Снять увеличенный слой сначала с помощью крупнозернистой шлифовальной бумаги, затем зашпатлевать финишной шпатлевкой.
Дефекты Причины Способы устранения Бугры Недостаточно подготовлена и очищена поверхность, в поверхности остались неудаленные гвозди. Удалить гвозди и зашпатлевать поверхность, снять бугор с помощью шпателя или крупной шлифовальной бумагой, загрунтовать и зашпатлевать поверхность.
Кто с душою поработал, тот пятерку заработал ! Всем спасибо, молодцы!
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
По учебной дисциплине ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
ТЕМА УРОКА:
«ВОЗДУШНЫЕ ВЯЖУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ»
Разработала преподаватель спец.дисциплин:
Тарасенко Анастасия Евгеньевна
2018 г.
ТЕМА УРОКА: Воздушные вяжущие материалы
Цели урока:
Обучающая: Изучить виды вяжущих, раскрыть их назначение, основные показатели качества, охарактеризовать возможность применения этих материалов.
Развивающая: Развивать умение и навыки самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся интерес к изучаемой теме, чувство ответственности, добросовестное отношение к труду.
Тип урока: комбинированный с проведением лабораторного опыта
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, мини-конспект, карточки – задания.
Материалы для лабораторного опыта: гипс; вода, емкости для смешивания; формы для отливки гипса.
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут)
-проверка по списку;
-проверить готовность к уроку;
-проверить внешний вид студентов.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока
Цель нашего урока вспомнить сведения о разных видах вяжущего, конкретизировать и углубить знания о них, сравнить их и систематизировать.
Вручаю два закрытых конверта с понятиями «раствор» и «кирпич» обучающимся
3. Актуализация:
Задание: подобрать к соответствующему определению понятие
Физические свойства материалов | |
Водостойкость | Способность материала сохранять прочность в насыщенном водой состоянии. |
Водонепроницаемость | Способность материала не пропускать через свою толщину воду под давлением. |
Морозостойкость | Способность насыщенного водой материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание. |
Огнестойкость | Способность материала в конструкции сопротивляться действию пожара и ограничивать распространение его опасных факторов. |
Звукопоглащение | Способность материала поглощать звуковую энергию. |
4. Изложение нового материала
Кто первый придумал применять вяжущее, никто сегодня с точностью не скажет. Только дополнительно известно, что таким секретом владели еще древние римляне. На склонах Везувия они брали вулканический песок. Увлажняли его – и через несколько недель масса эта превращалась в
скалообразную породу. Песок с Везувия шел обычно на сооружение гаваней - римляне знали, что морская вода не только не размывает их рукотворную скалу, но делает ее даже прочнее.
Песок с Везувия назвали битумом. Чтобы экономить это первое в истории вяжущее, в битум стали добавлять кусочки обычного камня, и назвали эти добавки цементумом. Шли годы. И практически был утрачен способ изготовления искусственного камня. Рассказывают, что кое-где люди находили остатки каких-то непонятных сооружений. Одно из них, например, обнаружили под Кельном. Хотели использовать этот старый камень для новых построек, но камня в известном тогда представлении просто не нашли. Сколько ни исследовали стены, никак не могли обнаружить швов, кладку. Решили, что это творение не человеческих рук и отступились от развалин. Но римский опыт не исчез бесследно. В античной литературе остались записи о чудесном песке с Везувия, советы, как его использовать. Нашлись и читатели древних книг. Потихоньку «бетум» и «цементус» снова стали возвращаться к людям. Надо только сказать, что сами эти названия со временем претерпевали различные смысловые изменения. Сначала «бетумом» стали называть и другие вяжущие. След этого остался, например, в названии «битум», широко используемом ныне при асфальтировании улиц. Потом «битумом», «бетоном» уже именовали смесь вяжущего с дробленым камнем. А сам дробленый камень утратил свое первоначальное название. «Цементумом», «цементом» вдруг стали называть все вяжущие. До наших времен дошли и остались в привычном, нам смысловом значении: бетон - водная смесь вяжущего с заполнителем и цемент -вяжущее. Но цемент в нашем понимании - не вяжущее вообще, а вполне определенный его вид. Мы знаем кроме него и много других.
Вяжущими называют порошкообразные материалы, которые при смешивании с водой создают пластичную массу, которая легко формуется и постепенно твердеет до скалообразного состояния. В зависимости от отношения затвердевшего вяжущего к воде различают
а) воздушные вяжущие - имеют способность твердеть и сохранять свою прочность лишь в воздушной среде. При намокании они утрачивают свою прочность. К этой группе относят глину, гипс, воздушную известь.
б) гидравлические - могут твердеть и сохранять свою прочность, как на воздухе, так и на воде. Для эффективного протекания процесса твердения необходимо, чтобы в твердеющем материале постоянно была влага, иначе процесс твердения останавливается. К ним относят гидравлическую известь, портландцемент и его разновидности. Подробнее разберем воздушные вяжущие материалы
Глина
Глина - видимо первое вяжущее, использованное человеком в быту. С глиной было просто обращаться. С глиной было просто обращаться: затворил водой, нанес раствор куда следует - при кладке печей, обмазке дома и т.п. - и жди, пока подсохнет.
С давних времен человечеству известны целебные свойства глины. В IV веке до н.э. врач Гиппократ писал о пользе белой глины. Уже тогда при лечении кожных заболеваний её использовали как наружно так и внутрь. Как оказалось на этом ценном продукте не живут бактерии, она поглощает и выводит вредные токсины, загрязнение. Уникальные лечебные свойства глины объясняются еще и богатыми минеральными свойствами. В одних видах содержится много кремния в других алюминия или марганец. Кроме того, часто в число входит золото, серебро, медь, цинк, магний, железо и другие элементы таблицы Менделеева. Все эти вещества и обуславливают противовоспалительный, антисептический стимулирующий, отбеливающий и очищающий эффекты.
Спекаемость глины – способность глины при обжиге переходить в камневидное состояние, в котором она никогда не размокает в воде.
ЗАДАНИЕ: к доске выходят обучающихся с конвертами, нужно выбрать из предложенных видов применения относящиеся к строительству. Открываем конверты проверяем.
Задание для обучающихся с конвертами - составить схему связей между глиной и её применением, т.е. какими свойствами должна обладать глина при изготовлении кирпича и в глиняном растворе
Известь
Больших усилий требует известь. Трудно сказать, кто первый разработал технологию её получения. В литературе встречалось, что её применяли ещё древние греки, но позднее, чем появились их всемирно известные дворцы и храмы, такие как Парфенон в Афинах. Блоки этого здания не скреплены никаким раствором, а держаться прочно только за счет того, что с удивительной точностью подогнаны друг к другу.
У нас в стране первая штукатурка появилась в Киевской Руси, древнем Новгороде, Грузии - эти постройки относятся к XI - XII векам. Сначала штукатурили только храмы, потом общественные здания и, наконец, стали отделывать и жилые дома.
Исходным сырьем для получения извести как вяжущего, служит природный камень - известняк. Его обжигают и получают так называемую, известь-кипелку. Строители хорошо с ней знакомы. Её в виде белых комков привозят на площадки, чтобы потом затворить водой и получить известковое тесто или молоко - исходное сырье для известковых растворов.
В процессе обжига карбонатных пород получают:
1. Недожог - из-занизкой t0 плавления.
2. Пережог - из-за высокой t° плавления.
Куски обожженной извести (комковая известь размером 5-10см.) смешивают сводой, этот процесс называется гашение.
СаО+Н2О Са(ОН)2 + 65КДж
При гашении выделяется тепло, которое резко повышает извести и воды и приводит к кипению. При гашении куски извести уменьшаются в объеме и распадаются на мелкие частицы.
Гипс
Ещё одно широко распространенное вяжущее - гипс. Получают гипс тоже из природного камня - это так называемый двуводный гипс. Его измельчают, нагревают, просеивают. Разная температура нагрева, степень помола дают возможность получить разное вяжущее. Если нагревают гипс до 150-200° С и просеивают через сито с 400 отверстиями на 1 см2, получают полуводный гипс,
или алебастр. Раствор алебастра самый быстросхватывающийся для начала его твердения достаточно 5 минут. Но полученное изделие непрочно.
Чтобы получить формовочный гипс (из которого делают в частности листы сухой штукатурки) нужен более тонкий помол. Здесь используют сито, в котором на 1см2. приходится 900 отверстий.
Именно полуводный гипс применяют широко в строительной практике. Но кроме того, существуют и другие виды гипса – все дело в температуре обжига природного камня. Обжиг при 200-300°С дает гипс с меньшим сроком твердения, чем у алебастра, но при затвердении масса обладает более низкой прочностью.
Обжиг при 500-750°С дает безводный гипс, который вообще может не схватываться.
При 750-800°С начинает образовываться гидравлический гипс (эстрих-гипс), и если поднять температуру еще на 200°С, то получим нормальный гидравлический гипс, или его еще называют архитектурный или медицинский. Он очень медленно схватывается, но дает плотную и крепкую массу
Проведение лабораторного опыта «Определение срока схватывания гипса»
Этапы опыта:
- Приготовление гипсовой смеси для отливки 2х1 (две части гипса, одна часть воды)
- Отливание готовой гипсовой смеси в форму
- Установление таймера
- Вывод
Во время проведения опыта демонстрируется видеоролик: Свойства гипса
Вопросы по фильму:
- О каком вяжущем материале шла речь?
- Какими свойствами обладает гипс?
- Какие марки гипса применяют в строительстве?
Задание «Третий лишний»
Раствор | Материалы | ||
Глиняный раствор | цемент | глина | песок |
Цементный раствор | песок | известь | цемент |
Известковый раствор | глина | известь | песок |
Гипсовый раствор | гипс | песок | мел |
Ответы на задание «Третий лишний»
Раствор | Материалы | ||
Глиняный раствор | цемент | глина | песок |
Цементный раствор | песок | известь | цемент |
Известковый раствор | глина | известь | песок |
Гипсовый раствор | гипс | песок | мел |
5. Закрепление нового материала:
Задание:
Используя карточки для ответов «да» и «нет» обучающиеся отвечают на вопросы
ВОПРОСЫ | ДА | НЕТ |
1. Используют вяжущее при изготовлении кирпича? | х | |
2. Вяжущие материалы входят в состав растворов? | х | |
3. Сохраняют ли прочность в воде воздушные вяжущие? | х | |
4. Гипс быстро твердеет? | х | |
5.После схватывания раствор пластичный? | х | |
6.Гашенная известь твердеет длительное время? | х | |
7. Можно ли транспортировать и укладывать смесь после началаих схватывания? | х | |
8. Можно ли гасить известь в закрытом помещении? | х | |
9. Входит ли глина в состав красок? | х | |
10. Воздушные вяжущие материалы используют только в строительстве? | х | |
11. Гипс в сухом виде пластичный? | х | |
12. Известь и гипс получают путем обжига? | х | |
13. Известь очень едкий материал? | х | |
14. Гипс -самое распространенное вяжущее в строительстве? | х |
6. Подведение итога урока, выставление оценки с комментариями
7. Задание на дом: Смирнов В.А. пар.5.1 стр. 64.
8. Рефлексия «Лестница успеха»
Обучающимся предлагается выбрать смайлик с грустным или веселым настроением. При помощи магнита прикрепить его на соответствующей ступеньке лестницы успеха.
Я все понял | ||
Я почти все понял | ||
Нужно повторить материал |
Приложение 1
Задание «Третий лишний»
Раствор | Материалы | ||
Глиняный раствор | цемент | глина | песок |
Цементный раствор | песок | известь | цемент |
Известковый раствор | глина | известь | песок |
Гипсовый раствор | гипс | песок | мел |
Примечание: ненужное зачеркнуть крестиком – х
Приложение 2
Ответы на задание «Третий лишний»
Раствор | Материалы | ||
Глиняный раствор | цемент | глина | опилки/песок |
Цементный раствор | песок | известь | цемент |
Известковый раствор | глина | известь | песок |
Гипсовый раствор | гипс | песок | мел |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физические свойства материалов Подобрать понятия соответствующему определению Водостойкость Водонепроницаемость Морозостойкость Огнестойкость Звукопоглощение Способность материала сохранять прочность в состоянии насыщенном водой Способность материала не пропускать через свою поверхность воду Способность насыщенного водой материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание. Способность материала в конструкции сопротивляться действию пожара Способность материала поглощать звуковую энергию
Определение Вяжущие – строительные порошкообразные материалы, которые при смешивании с водой становятся пластичной массой и постепенно твердеют до камневидного состояния
Воздушные вяжущие материалы Глина Гипс Воздушная известь
Глина природный вяжущий материал, образуется в результате выветривания горных пород
Применение глины Керамика Кирпич Медицина Косметика Раствор
Преимущества глины ОГНЕСТОЙКОСТЬ ПЛАСТИЧНОСТЬ ПРОЧНОСТЬ СПЕКАЕМОСТЬ РАЗНОЦВЕТНОСТЬ
Воздушная известь материал, который получают путем обжига известняка Разновидности: Негашеная комовая известь Известь негашеная молотая Известковое тесто
Внимание! Известь является очень едким материалом, поэтому нужно придерживаться правил Смешивать и гасить известь только в металлических емкостях Использовать средства защиты: перчатки; маски; респиратор При гашении выделяется тепло и ядовитый газ з апрещено наклонятся над емкостью Проводить гашение извести только на свежем воздухе
Применение воздушной извести Известковое тесто входит в состав строительных растворов для каменной кладки и штукатурных работ Негашеную известь применяют при изготовлении силикатного кирпича Известковое молоко является основой известковых красок
Преимущества воздушной извести Бактерицидное действие (уничтожает плесневый грибок) Увеличение пластичности штукатурного раствора Термоизоляция (входит в состав утеплителя) Морозостойкость
Гипс Природный камень, образовался в результате испарения древнего океана 150 миллионов лет н азад Вырабатывают из гипсового камня путем обжига и дальнейшего измельчения в порошок
Сроки схватывания гипса Л абораторный опыт 2-15 мин 6-30 мин 20 и более мин Быстро твердеющий Нормально твердеющий Медленно схватывающийся
А знаете ли вы!
Третий лишний Раствор Материалы Глиняный цемент глина песок Цементный песок известь цемент Известковый глина известь песок Гипсовый гипс песок мел Примечание: ненужное зачеркнуть крестиком - х
Третий лишний Раствор Материалы Глиняный цемент глина песок Цементный песок известь цемент Известковый глина известь песок Гипсовый гипс песок мел Примечание: красным цветом выделен правильный ответ
Закрепление изученного материала Используют вяжущее при изготовлении кирпича? Вяжущие материалы входят в состав растворов? Сохраняют ли прочность в воде воздушные вяжущие? Можно ли транспортировать и укладывать смесь после начала их схватывания? Гашенная известь твердеет длительное время? После схватывания раствор пластичный? Гипс быстро твердеет?
Закрепление изученного материала Можно ли гасить известь в закрытом помещении? Входит ли глина в состав красок? Воздушные вяжущие материалы используют только в строительстве ? Гипс самое распространенное вяжущее в строительстве? Известь очень едкий материал? Известь и гипс получают путем обжига? Гипс в сухом виде пластичный?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди
Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...
4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед
Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока4. Призентация...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока4. Призентация5. Публикации...