ВЛИЯНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ПНЕВМОНИЙ У ДЕТЕЙ
статья
Пневмонии занимают особое место среди инфекций нижних отделов дыхательных путей, встречаются в различные возрастные периоды детства с различной частотой. Пневмония, ввиду ее достаточно высокой частоты, полиэтиологичности и тяжести течения, представляется центральной проблемой педиатрии и инфекционной патологии. Несмотря на достигнутые успехи, смертность от пневмонии в Российской Федерации в среднем составляет 13 на 100 тыс. населения. Наивысшая смертность отмечается в первые четыре года жизни детей, наименьшая регистрируется в возрасте 10-14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_sestrinskogo_uhoda_statya_na_sayt.docx | 105.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ПНЕВМОНИЙ У ДЕТЕЙ
Руководитель научного студенческого кружка Е.А. Силенко
Актуальность темы. Пневмонии занимают особое место среди инфекций нижних отделов дыхательных путей, встречаются в различные возрастные периоды детства с различной частотой. Пневмония, ввиду ее достаточно высокой частоты, полиэтиологичности и тяжести течения, представляется центральной проблемой педиатрии и инфекционной патологии. Несмотря на достигнутые успехи, смертность от пневмонии в Российской Федерации в среднем составляет 13 на 100 тыс. населения. Наивысшая смертность отмечается в первые четыре года жизни детей, наименьшая регистрируется в возрасте 10-14 лет.
Цель работы: изучить влияние сестринского ухода на эффективность лечения пневмоний у детей.
Объект исследования: сестринский уход при пневмониях у детей.
Предмет исследования: влияние сестринского ухода на эффективность лечения пневмоний у детей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу, периодические издания, интернет-ресурсы по теме исследования.
- Охарактеризовать этиологию, клинические признаки, лечение, профилактику, сестринский уход при пневмониях у детей.
- Провести исследовательскую работу для выявления нарушенных потребностей, проблем пациентов детского возраста при пневмониях на базе педиатрического отделения многопрофильного стационара.
Этиология. Пневмония - острое инфекционно-воспалительное заболевание лёгочной паренхимы с вовлечением в процесс всех структурных элементов, преимущественно респираторных отделов лёгких. Возбудители пневмонии многообразны: вирусы, бактерии, патогенные грибы, простейшие, микоплазмы, хламидии и другие микроорганизмы, которые нередко образуют ассоциации. Этиология пневмонии в существенной степени зависит от условий её возникновения (домашняя, госпитальная и т.д.), а также от возраста ребёнка
Клинические признаки. Наиболее частые общие симптомы пневмонии — повышение температуры тела до фебрильных значений (выше 38 °С), сохраняющееся более 3 дней (при отсутствии лечения), и признаки интоксикации (бледность, сероватый оттенок кожи с мраморным рисунком, вялость, расстройства сна и аппетита). У грудных детей нередко возникают срыгивания и рвота.
Респираторная (лёгочная) симптоматика может быть представлена одышкой, влажным, реже сухим кашлем, цианозом носогубного треугольника и стонущим дыханием при тяжёлых формах заболевания. Однако все эти признаки непостоянны.
Клиническая картина во многом зависит от формы пневмонии, тяжести течения и особенностей возбудителя, вызвавшего заболевание. Однако определить этиологию пневмонии исключительно по клиническим признакам весьма затруднительно, а часто и невозможно.
Для диагностики используют следующие методы исследования: Рентгенография органов грудной клетки. Анализ периферической крови. Определение белков острой фазы воспаления. ПЦР-диагностика. Бактериологическое исследование мокроты, крови. Иммунологические и серологические методы диагностики.
Лечение пневмоний включает:
-Антибактериальную терапию.
- Для улучшение бронхиального дренажа - отхаркивающие и муколитические препараты - мукалтин, бромгексин, амброксол.
- С дезинтоксикационной целью при тяжелом течении показана инфузионная терапия.
- Симптоматическая терапия (жаропонижающие средства: панадол, парацетамол).
- Физические методы воздействия (только после нормализации температуры).
Практическая исследовательская работа проводилась на базе педиатрического отделения многопрофильного стационара.
Изучение организации сестринского ухода пациентам детского возраста с пневмонией проводилось экспериментальным методом в течение марта 2021 года. Научно обоснованным методом организации сестринского ухода за детьми при пневмониях является сестринский процесс, включающий 5 последовательных этапов.
Проведенное экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий этап - 1 и 2 этапы сестринского процесса, формирующий этап – 3 и 4 этапы сестринского процесса, а контрольный – 5 этап.
1.Констатирующий этап
Для проведения исследования за время преддипломной практики было опрошено 33 пациента/их родителей, находившихся на лечении в педиатрическом отделении. Все пациенты опрошены в присутствии родителя или законного представителя и по их согласию. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Количество пациентов с пневмонией.
Всего опрошенных пациентов | Пациенты с пневмонией |
33 | 7 |
Таким образом, количество пациентов с пневмонией составляет 21% от общего числа опрошенных пациентов, что подтверждает данные о высокой распространенности данной патологии у детей.
Было опрошено 7 пациентов/их родителей с диагнозом пневмония.
Соотношение девочек и мальчиков с пневмонией представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1. «Соотношение пациентов с пневмонией по половому признаку».
Таким образом, мальчики составляют 4 человека (57%), девочки - 3 человека (43%) от общего числа пациентов с пневмонией, находящихся на лечении в отделении. Значительного преобладания пациентов какого-либо пола не выявлено.
Распределение пациентов с пневмонией в зависимости от возраста представлено на диаграмме 2.
Диаграмма 2. «Распределение пациентов с пневмонией по возрасту».
На основании полученных данных можно сделать вывод, что большинство пациентов с пневмонией – 6 человек (86%) – это дети дошкольного возраста, 1 пациент (14%) – грудного возраста. Преобладание пациентов дошкольного возраста, возможно, связано с незрелостью иммунной системы и посещением детских дошкольных учреждений, где высокий риск контактного заражения.
После проведения обследования были выявлены нарушенные потребности пациентов (диаграмма 3).
Диаграмма 3. «Нарушенные потребности у пациентов с пневмониями».
На основании полученных данных можно сделать вывод, что у пациентов с пневмонией нарушаются все универсальные потребности, у 100% опрошенных пациентов нарушены потребности Дышать, Поддержание безопасности собственной и окружающих и Поддержание температуры тела. У 71% опрошенных пациентов нарушены потребности Общение и Личная гигиена. У 57% опрошенных пациентов нарушены потребности Есть, Сон и Двигаться. У 29% опрошенных пациентов нарушена потребность Выделять.
В ходе обследования были выделены проблемы пациентов. Данные представлены в диаграмме 4.
Диаграмма 4. «Констатирующий этап по выявлению проблем пациентов с пневмониями».
Наиболее частые проблемы пациентов с пневмонией – лихорадка, кашель с мокротой, одышка, дефицит знаний родителей о заболевании. Реже всего встречаются проблемы пациентов с пневмонией - срыгивание, жидкий стул, капризность. При обследовании почти у всех пациентов выявлена слабость, вялость, бледность кожи, потливость, снижение аппетита, нарушение сна.
Приоритетные проблемы (сестринский диагноз) - одышка, кашель с мокротой, лихорадка.
Потенциальные проблемы пациентов с пневмонией - риск развития осложнений, риск развития дыхательной недостаточности, риск заражения от ребёнка.
Таким образом, для организации эффективной сестринской помощи медицинская сестра должна владеть навыками проведения субъективного и объективного обследования, умением выявлять нарушенные потребности, определять проблемы пациентов детского возраста с пневмониями.
2. Формирующий этап
После проведенного обследования и выявления проблем пациентов, определения приоритетных проблем были сформулированы цели и составлены планы сестринского ухода.
Приоритетная проблема при пневмонии у детей – одышка.
Цели:
1) краткосрочная: пациент/родитель отметит уменьшение одышки в течение 2 часов.
2) долгосрочная: пациент/родитель отметит отсутствие одышки к моменту выписки.
План сестринского ухода при одышке.
Независимые вмешательства.
1. Информировать пациента и родственников о заболевании - рассказать пациенту и его родственникам о причинах, клинике, возможном прогнозе данного заболевания.
2. Уменьшить явления дыхательной недостаточности:
- Проводить проветривание комнаты 3-4 раза в день, влажную уборку 2 раза в день, по возможности организовать сон на свежем воздухе.
- Следить за температурой воздуха в палате (18-20 градусов).
- Уложить ребенка с возвышенным головным концом.
- Исключить стесняющую одежду.
3. Обеспечить спокойную обстановку в палате и следить за эмоциональным состоянием ребенка.
4. Следить за показателями артериального давления, частоты дыхательных движений, частоты сердечных сокращений, температуры.
Зависимые вмешательства.
По назначению врача:
- проводить оксигенотерапию;
- применять бронхолитические средства при помощи небулайзера.
Приоритетная проблема при пневмонии у детей – лихорадка.
Цели:
1) краткосрочная: температура снизится в течение 30-60 минут.
2) долгосрочная: температура нормализуется и не будет повышаться к моменту выписки.
План сестринского ухода при лихорадке.
Независимые вмешательства.
1. Обеспечить постельный режим и психический покой.
2. Организовать регулярную влажную уборку и проветривание палаты.
3. Обеспечить обильное питье.
4. Обеспечить приём витаминизированной пищи небольшими порциями по аппетиту.
5. Обеспечить уход за кожей и слизистыми.
6. Обеспечить смену нательного и постельного белья по мере необходимости.
7. Измерять температуру тела 2 раза в день.
8. Контролировать состояние пациента (температура, пульс, симптомы интоксикации, характер стула).
Зависимые вмешательства.
По назначению врача:
- применить физические методы охлаждения;
- ввести жаропонижающие средства: парацетамол - 15 мг/кг не более 4 раз в сутки с интервалом не менее 4 часа; или ибупрофен (нурофен для детей) 5–10 мг/кг 3–4 раза в сутки; или литическую смесь.
Приоритетная проблема при пневмонии у детей – кашель с мокротой.
Цели:
1) краткосрочная: пациент/родитель отметит уменьшение кашля к 3-5 дню.
2) долгосрочная: пациент/родитель отметит отсутствие кашля к моменту выписки.
План сестринского ухода при кашле с мокротой.
Независимые вмешательства.
1. Обеспечить соблюдение предписанного врачом двигательного режима, режима питания (с повышенным содержанием белка, витаминов).
2. Обеспечить проведение влажной уборки в палате с дезинфицирующими средствами и кварцевание ежедневно 2-3 раза в день.
3. Обеспечить пациента обильным тёплым щелочным питьём (молоко с содой, боржоми).
4. Обучить пациента правильному поведению при кашле.
5. Провести обучение дыхательной гимнастике и контролировать её выполнение.
6. Обеспечить пациента индивидуальной плевательницей с притёртой крышкой, заполненной на одну треть дезинфицирующим раствором, обучить пользованию.
7. Обеспечить проведение постурального дренажа и перкуторного массажа по 15 минут 3 раза в день.
8. Вести динамическое наблюдение за состоянием пациента (пульс, артериальное давление, частота дыхательных движений, температура тела, вид и количество мокроты).
9. Подготовить пациента и собрать мокроту для общего анализа, бактериологического исследования.
10. Взять назо- и орофарингеальные мазки для выявления возбудителя COVID-19 методом полимеразной цепной реакции.
11. Подготовить пациента и сопроводить его на рентгенографию лёгких.
Зависимые вмешательства.
По назначению врача:
- применять лекарственные средства, разжижающие мокроту и отхаркивающие: амброксол сироп 7,5-15 мг 2-3 раза в сутки;
- применять средства этиотропной терапии.
3. Контрольный этап
После окончания лечения и осуществления сестринской помощи были выявлены следующие улучшения (диаграмма 5).
Диаграмма 5. «Сравнительные данные по проблемам пациентов после окончания лечения и осуществления сестринской помощи».
У одного пациента сохраняются жалобы на слабость, вялость, снижение аппетита, хотя родители отмечают улучшение состояния (назначено лечащим врачом дополнительное обследование для выявления сопутствующей патологии), у 2 пациентов сохраняются жалобы на кашель, но родители отмечают улучшение отхождения мокроты, снижение частоты кашля (продолжают лечение).
Остальным пациентам рекомендовано соблюдение общих мер профилактики пневмонии – сбалансированное питание, рациональный режим дня, закаливание, адекватная физическая нагрузка, вакцинация от сезонного гриппа, регулярное наблюдение у участкового педиатра.
С пациентами и их родителями проведена беседа о новой коронавирусной инфекции:
- представлена подробная информация о COVID-19, основных симптомах заболевания и мерах профилактики;
- разъяснены правила ношения масок для защиты органов дыхания, применения дезинфицирующих средства, включая индивидуальные антисептические средства;
- разъяснена необходимость соблюдения социальной дистанции (1,5 м - 2 м от человека) в период подъема заболеваемости.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
Пневмония - это острое инфекционное заболевание, различное по этиологии (преимущественно бактериальное), характеризующееся очаговыми поражениями легких с внутриальвеолярной экссудацией.
Этиология пневмоний у детей и подростков весьма тесно связана с возрастом. Клинические проявления пневмонии зависят от локализации и распространённости воспалительного процесса. Эффективность лечения больных пневмонией, определяется диагностикой и своевременной госпитализацией. Лечение включает комплекс мероприятий с учетом особенностей клинического течения и патогенеза отдельных форм пневмонии. Неспецифическая профилактика пневмонии у детей формируется из комплекса мероприятий, предупреждающих возникновение ОРВИ. Специфическая профилактика пневмонии включает иммунизацию против пневмококковой и гемофильной инфекции, гриппа, а также против коклюша, кори.
Основой организации сестринского ухода при пневмониях у детей является сестринский процесс, включающий сестринское обследование, выявлением нарушенных потребностей, проблем пациента, планирование сестринских вмешательств, реализацию сестринского ухода и оценку его эффективности.
Проведенный эксперимент показал, что своевременное и точное выполнение назначений врача и проведенный сестринский уход значительно улучшили состояние пациентов, устранили проблемы пациентов/родителей, сократили время лечения, а значит, были эффективными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеев С. Н., Осложнения пневмонии. Под редакцией А.Г. Чучалина, И. А. Синопальникова.- М.: Гэотар-Медиа, 2018. – 237 с.
- Агеева Т. С. Нетяжелые внебольничные пневмонии: клинико-функциональная характеристика и оптимизация диагностики.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2017. – 215 с.
- Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. Основы сестринского дела: Учебное пособие /. – М.: Гэотар- Медиа, 2017. – 209 с.
- Венцела Р.П. Медицина, Внутрибольничные инфекции.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2018. – 305 с.
- Галкина Е. В. Пневмонии у детей: причины развития и современные возможности профилактики.- М.:АНМИ, 2018. – 156 с.
- Зубков М.Н., Фурлетова Н.М. Микробиологическая диагностика пневмоний. – М.:Агар, 2017. – 230 с.
- Методические рекомендации «Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей». Версия 2 от 03.07.2020 г. (утв. Минздравом России). – 74 с.
- Самсыгина Г.А., Кафедра детских болезней № 1 педиатрического факультета с курсом кардиологии и ревматологии ФУВ, РГМУ Пневмония у детей. Научно-практическая программа, 2018. – 120 с.
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22.05.2020 №15 (ред. от 13.11.2020 №35).
- Синопальников И. А., А.А Зайцев, Пневмония.- М.: Гэотар-Медиа, 2018. – 198 с.
- Чучалин А. Г. Внебольничная пневмония у детей: распространенность, диагностика, лечение и профилактика Научно-практическая программа.- М.:, Гэотар-Медиа, 2017.- 234 с.
- Чучалин А.Г.. Внебольничная пневмония у детей. Клинические рекомендации – М.: Оригинал-макет, 2017. – 257 с.
Интернет-ресурсы:
- http://www.smed.ru/guides/264
- http://nsred.ru/news/pitanie_rebenka_pri_pnevmonii/2017-11-27-145
- http://www.ayzdorov.ru/lechenie_pnevmonii_dieta.php
- http://www.medn.ru/statyi/Massazhpripnevmonii.html
- http://detskiy-massaj.ru/pri-zabolevaniyah/pnevmoniya
- http://ilive.com.ua/health/fizioterapiya-lfk-dyhatelnaya-gimnastika-pri-pnevmonii_87451i15943.html
- http://plmnlg.com/lechenie-pnevmonii-u-detej/
- http://refleader.ru/bewpolbew.html
- http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-ostroy-pnevmonii-u-detey
- http://www.med-spravochnik.ru/stati/pulmonologiya/effektivnost-i-perenosimost-preparata-21.html
- http://lekmed.ru/info/literatura/pnevmonii-4.html
- http://med-analiz.info/
- http://www.polismed.com/articles-pnevmonija-prichiny-simptomy-sovremennajadiagnostika-i-ehffektivnoe-lechenie.html
- https://static3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/050/100/original/24042020_child_COVID-19_1_Final.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 4. МДК 02.01 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях
Рабочая тетрадь составлена для студентов 4 курса специальности 060501 Сестринское дело для организации работ по прохождению учебной практики по ПМ 02. Участие в лечебно – диагн...
Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело
В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче...
Контроль знаний: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".
Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания...
Обучение проведению первичной сестринской оценки состояния детей разного возраста в условиях оказания стационарной помощи. Составление планов сестринского ухода
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Обучение проведению первичной сестринской оценки состояния детей разного возраста в условиях оказания стацио...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01.11. Сестринский уход во фтизиатрии ТЕМА: «Принципы лечения, ухода за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэп
Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого практического занятия по теме: «Принципы лечения, ухода за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемичес...
МДК 02.01.10 Сестринский уход в дерматовенерологии. Тема: «Основные этапы развития дерматовенерологии. Общие вопросы этиологии, патогенеза, диагностики и лечения заболеваний кожи»
МДК 02.01.10 Сестринский уход в дерматовенерологии. Тема: «Основные этапы развития дерматовенерологии.Общие вопросы этиологии, патогенеза, диагностики и лечения заболеваний кожи»...
Рабочая тетрадь по МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Раздел 1 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля)» по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Данная рабочая тетрадь разработана с учетом рабочей программы для специальности «Сестринское дело» по МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Раздел 1 Се...