Методическое пособие Анальгетики
методическая разработка

Смелова Елена Александровна

Позволяет закрепить знания об анальгетиках их практическом применении в разных клинических ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ

ТЕМА: АНАЛЬГЕТИКИ  

Актуальность темы.

Анальгезирующие (болеутоляющие) средства устраняют или уменьшают чувство боли и отрицательные рефлекторные изменения в деятельности органов, вызванные болевыми раздражителями. Анальгетики избирательно угнетают болевые реакции и тем самым сохраняют функции органов, сознание и координированную двигательную активность. Анальгетики (наркотические и ненаркотические) нашли широкое применение в практической медицине, т.к. болевой синдром является спутником многих заболеваний и патологических реакций. Наркотические анальгетики используются, главным образом, для подавления сильных, мучительных болевых ощущений в тех случаях, когда другие лекарственные средства не эффективны. Они применяются для подавления послеоперационных болей, травматических болей, болей при инфаркте миокарда, болей спастического генеза, для обезболивания родов, при хронических болях и для нейролептанальгезии. Ненаркотические анальгетики, обладающие противовоспалительным, жаропонижающим и анальгезирующим эффектами назначаются при различных патологических состояниях воспалительной природы (за исключением фенацетина и парацетамола). В практической медицине нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) применяются для лечения ревматизма, ревмокардита, ревматиоидного артрита, миозитах, невралгиях, лихорадочных состояниях с целью подавления воспаления, уменьшения боли и в качестве жаропонижающих средств.

Цель занятия.

   Изучение нового материала по теме «Анальгетики»  по принципу «от частного к общему».

  • Учебная  задача заключается в формировании профессиональных компетенций следующими путями:
  • формированием  профессиональные умения, необходимые для овладения клиническими  учебными дисциплинами: основами патологии, терапией, хирургией, педиатрией, инфекционными болезнями;
  • аргументацией выбора дозы и пути введения препарата с учетом характера патологического процесс, возраста и пола пациента, учитывая наличие сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств;
  • обоснованием выбора препарата из данной группы с учетом асолютных и относительных противопоказаний;

  • Развивающая задача заключается в формировании общих компетенций следующими путями:
  • анализировании изученного материала;
  •  развитии навыков самостоятельной работы;
  •  формировании и укреплении долговременнной памяти;
  •  помощь в приобретении навыков отделять    главное от посредственного;
  • обучении в составлении  логических взаимосвязей с последующими выводам;
  • развитии способностей к поиску, перенесению знания в новые условия;
  • использовании и развитии интеллектуального потенциала: анализа, синтеза, сравнения, мыслительной активности, наблюдательности, точности действий, умении анализировать свои ошибки, устанавливать причинно-следственные связи, излагать свои мысли;
  • сопровождении исследовательской деятельности.

  • Воспитательная задача заключается в формировании общих  и профессиональных компетенций следующими путями:
  •  развитием профессионально значимых, интеллектуальных, гражданских, социально значимых  качеств личности;
  • поддержании устойчивого интереса  к выбранной специальности.

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Номер и название компетенции

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы.

2.Общие принципы классификации препаратов, влияющих на нервную систему;

3. Патофизиологические механизмы боли и воспаления;

4. Особенности воздействия лекарственных веществ на рецепторы

5. Функциональное значение местных анестетиков и холинергических и адрергических средств.

6. лекарственные формы,

7. пути введения лекарственных средств,

8. виды их действия и взаимодействия;

9. основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

10. побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

11. правила заполнения рецептурных бланков;

1.Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

2.Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

3.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

4.Применять лекарственные средства по назначению врача;

5.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  

1.Необходимые знания по темам предварительно изученных разделов: «Средства, влияющие на афферентную нервную систему», «Холинергические средства», «Адренергические средства», элементы «Фармакокинетика лекарственных средств», «Фармакодинамика лекарственных средств», «Рецепт», «Лекарственные формы», для овладения клиническими учебными дисциплинами: основами патологии, терапией, хирургией, педиатрией, инфекционными болезнями;

Обоснование выбора препарата из данной группы с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

1.Лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

2.Основные лекарственные препараты и фармакотерапевтические действия лекарств  группам ;

3.Побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

4.Правила заполнения рецептурных бланков;

1.Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

2.Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

3.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

4.Применять лекарственные средства по назначению врача;

5.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

1. Источники основной и дополнительной литературе;

2. Интернет ресурсы по заданной теме;

3. Алгоритм поисковой работы.

1. Осуществлять поиск информации в печатных и интернет ресурсах;

2. Систематизировать полученную информацию;

3.Использовать информацию в профессиональной деятельности. 

4.Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Повила поведения во время работы в коллективе и команде,  общении с коллегами.

Умение слушать, задавать вопросы, при самостоятельной работе, при выполнении заданий, общении друг с другом

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

1. Алгоритм ответа по разделу «Меры помощи и профилактика отравления анальгетиками»;

2. Строение нервной и пищеварительной систем;

3. План эвакуации при пожаре.

 Обобщать знания по теме Анальгетики;

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы;

2.Механизмы регуляции процессов, происходящих в нервной системе.

1. Грамотно распределять рабочее время;

2. Соблюдать гигиену труда и санэпид режим.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

1.Фармакокинетику препаратов.

1. Определить путь введения препарата (с учетом возраста и пола пациента и т.д.);

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

2.Фармакодинамику препаратов.

2. Представлять изменения фармакодинамики при наличии сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

1. Фармакотерапевтические действия лекарств  группы Анальгетики;

1. Диагностировать изменения фармакодинамики при наличии сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств.

ПК. 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

1.Лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

2.Основные лекарственные препараты и фармакотерапевтические действия лекарств  группам

1.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

2.Применять лекарственные средства по назначению врача;

3.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

1.Основные лекарственные препараты и фармакотерапевтические действия лекарств  группам ;

2.Побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

1.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

2.Применять лекарственные средства по назначению врача;

3.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

 ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду.

1.Методы исследования состояния органов систем;

2.Осложнения при лечении анальгетиками и механизмы их возникновения;

1.Давать рекомендации пациенту для профилактики осложнения при лечении анальгетиками и механизмы;

2.Применять лекарственные средства по назначению врача;

ПК-4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациента и их окружения.

1.Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы;

2.Фармакотерапевтические действия лекарств группы Анальгетики;

3.Побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии Анальгетиками;

1. Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм

2.Применять лекарственные средства по назначению врача;

3. Составлять санитарные  листы;.

Анальгетики – ЛС, избирательно подавляющие болевую чувствительность.

Классификация

  1. Средства преимущественно центрального действия

А. Наркотические анальгетики

        1. Агонисты: морфин, кодеин, омнопон, промедол, фентанил, суфентанил.

        2. Агонисты-антагонисты и частичные агонисты: пентазоцин, налбуфин,

    буторфанол, бупренорфин.

Б. Ненаркотические анальгетики

        1. Производные парааминофенола: парацетамол.

        2. Препараты разных фармакологических групп с анальгетическим

компонентом действия: карбамазепин, амитриптилин, имизин, кетамин, закись азота, клофелин, баклофен и др.

  1. Средства преимущественно периферического действия

Производные салициловой кислоты: кислота ацетилсалициловая.

Производные пиразолона: метамизол-натрий, фенилбутазон.

Производные фенилпропионовой кислоты: ибупрофен.

III.        Средства со смешанным механизмом действия – трамадол.

Наркотические анальгетики (НА) – ЛС растительного или синтетического происхождения, избирательно подавляют восприятие боли, повышают ее переносимость, уменьшают эмоциональную окраску и вегетативное сопровождение боли.

Таблица 4.1. Локализация и функции опиодиных рецепторов

Рецептор

Локализация

Эффекты активации

μ

Неостриатум, кора, таламус, гиппокамп, миндалевидное тело, поверхностный слой серого вещества задних рогов сп/м, большое ядро шва, околоводопроводное серое вещество, n. accumbens.

Супраспинальная и спинальная анальгезия, эйфория и лекарственная зависимость, седативное действие, угнетение дыхания, снижение моторики ЖКТ, миоз, брадикардия, секреция пролактина, гормона роста.

δ

Обонятельная луковица, кора, неолстриатум, таламус, гипоталамус, ствол мозга, поверхностный слой серого вещества задних рогов сп/м, n. accumbens.

Супраспинальная и спинальная анальгезия, угнетение дыхания, снижение моторики ЖКТ, секреция гормона роста.

κ

Кора головного мозга, перегородка, n. accumbens, межножковое ядро.

Супраспинальная и спинальная анальгезия, седативный эффект, дисфория, миоз.

Механизм обезболивающего действия.

Основные компоненты:

1) угнетение процесса межнейронной передачи болевых импульсов в центральной части афферентного пути;

2) нарушение субъективно-эмоционального восприятия боли и реакции на нее.

НА являются лигандами опиоидных рецепторов:

  • потенцируют тормозящее влияние эндогенной антиноцицептивной системы на проведение болевых импульсов;
  • нарушают в пластинах задних рогов сп/м выделение медиаторов боли;
  • усиливают нисходящий тормозной контроль над деятельностью сп/м;
  • подавляют суммацию болевых импульсов в таламусе;
  • уменьшают активацию болевыми импульсами эмоциональных и вегетативных центров гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий;
  • ослабляют отрицательную эмоциональную и психическую оценку боли.

Основные фармакологические эффекты морфина (μ+++>κ+=δ):

Центральные:

- анальгезия

- эйфория

- психическая и физическая зависимость

- седативный и снотворный

- угнетение дыхательного центра

угнетение кашлевого рефлекса

- миоз, спазм аккомодации (стимуляция центров глазодвигательного нерва)

- ↑ секреции пролактина, АДГ

- возбуждение дорзального ядра n. vagus

- тошнота, рвота (15-40%) (стимуляция рецепторов пусковой зоны рвотного центра

Периферические

угнетение моторики ЖКТ

- угнетение секреции желез ЖКТ

- повышение тонуса сфинктеров ЖКТ

повышение тонуса гл/м кишечника

- повышение тонуса гл/м бронхов

- повышение тонуса сфинктеров мочеточников и мочевого пузыря

Промедол (μ++>κ+=δ).

По анальгезирующей активности уступает морфину в 3-4 раза. Реже вызывает тошноту и рвоту, меньше угнетает дыхательный центр, снижает тонус бронхов и мочеточников, в меньшей степени вызывает спазм гл/м ЖКТ, усиливает сократительную активность миометрия.

Фентанил (μ++>κ+=δ).

Превосходит морфин по анальгезирующей активности в 100-400 раз. Оказывает кратковременное (до 30 мин) действие. Вызывает выраженное угнетение дыхания.

Пентазоцин (κ++δ+μ-).

Не вызывает эйфорию, может вызывать дисфорию, низкий риск развития зависимости, меньше угнетает дыхание и моторику ЖКТ. Повышает работу сердца вследствие увеличения преднагрузки (не применять при инфаркте миокарда!).

Бупренорфин (μ±).

Превосходит морфин по анальгетической активности в 20-60 раз. Меньше влияет на ЖКТ. Обладает низким наркогенным потенциалом.

Буторфанол (μ±κ+++).

Активнее морфина в 3-5 раз. По действию на сердце сходен с пентазоцином. Меньше, чем морфин, угнетает дыхательный центр и реже вызывает зависимость.

Сравнительная характеристика наркотических анальгетиков

Название препарата

Сила анальгези-рующего действия

Длительность действия

Угнетение дыхательного центра

Развитие лекарственной зависимости

Полные агонисты: 

- морфин

- кодеин

- омнопон

- промедол

- фентанил

- трамадол

Частичные агонисты: 

- бупренорфин

Агонисты/антагонисты: 

- пентазоцин

- буторфанол

- налбуфин

1

0,2

0,5

0,4-0,5

100-300

0,05-0,09

40-50

0,3

8-11

0,5-0,8

4-6ч

3-4ч

15-30мин

3-6ч

6-8ч

2-3ч

           4-6ч

4-6ч

+++

++

+++

++

++++

+

++

++

++

++

+++

++

+++

++

++++

+

+

+

+

+

Применение наркотических анальгетиков 

Острая боль 

Хроническая боль 

Премедикация

- Тяжелая термическая, химическая, механическая травма.

- Колики (из-за спазма гладкой мускулатуры).

- Инфаркт миокарда.

- Острый панкреатит, перитонит.

- Перфорация язвы желудка.

- Плеврит.

- Обезболивание родов*.

- Послеоперационные боли.

- Труднопереносимая боль у онкологических больных.

- Нейролептанальгезия +,

- Комплексное анестезиологическое пособие.

 – омнопон, морфин + атропин; * - промедол, пентазоцин (п/к); + - фентанил + дроперидол.

Острое отравление НА

Симптомы:

  • оглушение, потеря сознания, кома
  • угнетение дыхания (прогрессирующее падение минутного объема дыхания, неправильное и периодическое дыхание)
  • кожные покровы бледные, холодные
  • миоз (при выраженной гипоксии – мидриаз)
  • спинальные сухожильные рефлексы сохранены
  • аритмия
  • гипотензия
  • рвота
  • задержка мочеиспускания и дефекации

Смерть от паралича дыхательного центра.

Меры помощи:

  • ликвидация дыхательных расстройств (ИВЛ);
  • конкурентный антагонист - налоксон –внутривенно;
  • мероприятия по ускорению выведения НА.

Ненаркотические анальгетики: анальгетики-антипиретики и нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) 

Определение фармакологической группы

     Синтетические вещества нестероидного строения, обладающие неспецифическим противовоспалительным, анальгезирующим и жаропонижающим действием.

Не вызывают эйфории, психической и физической зависимости, обстипации, не угнетают дыхательный и кашлевой центры. Не обладают активностью глюкокортикоидов

Область применения

Ревматология,

Кардиология,

Терапия,

Педиатрия,

Гериатрия.

При боли воспалительного характера (невралгия, миалгия, артралгия, головная, зубная боль), при лихорадке.

Ненаркотические анальгетики:

  • Анальгетики-антипиретики

Метамизол (анальгин) Ацетаминофен (парацетамол)

Основные фармакологические эффекты:

  1. Болеутоляющий
  2. Жаропонижающий (антипиретический)

Противовоспалительный эффект отсутствует или выражен в минимальной степени.

  • Нестероидные противовоспалительные средства

Основные фармакологические эффекты:

  1. Болеутоляющий
  2. Жаропонижающий (антипиретический)
  3. Противовоспалительный

Классификация  НПВС

А. Неизбирательные ингибиторы циклооксигеназы -1 и 2 (ЦОГ-1 + ЦОГ2)

  • Салициловой кислоты: Ацетилсалициловая кислота  (аспирин)

Салициламид  Метилсалицилат

  • Индолуксусной кислоты: Индометацин (метиндол)

  • Пропионовой кислоты: Ибупрофен (бруфен)    Кетопрофен (флексан)     Напроксен (напросин)
  • Антраниловой кислоты    Мефенамовая кислота Флуфенамовая кислота Нифлумовая  кислота (доналгин)
  • Эноловых кислот:   Пироксикам   Лорноксикам (ксефокам)   Теноксикам
  • Фенилуксусной кислоты: Дилофенак (ортофен), Ацеклофенак (аэртал)
  • Пирролизин-карбоксиловой кислоты: Кеторолак (кетанов)
  • Некислотные производные: Пиразолона Фенилбутазон (бутадион)

Б.  Избирательные ингибиторы циклооксигеназы -2 (ЦОГ-2) 

Мелоксикам (мелокс)  

Целококсиб  (целебрекс)

ЦОГ-1 – (физиологическая) 

Участвует в синтезе простагландинов, регулирующих нормальные физиологические функции различных клеток, не связанных с развитием патологического воспаления:

Желудок – желудочная цитопротекция

Почки – почечный кровоток

Синтез тромбоксана А2 тромбоцитами

ЦОГ-2 - (индуцируемая)

Ее экспрессия усиливается под влиянием провоспалительных стимулов, т.е. активация ЦОГ-2 определяет синтез простагландинов, инициирующих  развитие воспалительной реакции.

Механизмы действия ненаркотических анальгетиков 

     НПВС – симптоматические средства:

↓ боль, лихорадку, симптомы воспаления, т.к.

↓ ЦОГ в очаге воспаления.    

Существует около 100 различных по химическому строению НПВС неизбирательного действия, ингибирующих ЦОГ-1 и ЦОГ-2.

Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) (классификация по степени избирательного ингибирования ЦОГ )

1. Выраженность противовоспалительного действия: индометацин > диклофенак > пироксикам, лорноксикам, мелоксикам, нимесулид, набуметон > напроксен > бутадион >> ибупрофен > анальгин > аспирин.


2
. Выраженность анальгетического действия:    кетопрофен, лорноксикам, пироксикам, мелоксикам, нимесулид  > кеторолак  > диклофенак > напроксен, целекоксиб  > индометацин >> анальгин >> ибупрофен > бутадион > парацетамол  > аспирин. 

3. Выраженность антипиретического действия: диклофенак > пироксикам > анальгин > индометацин > напроксен >> ибупрофен > бутадион > аспирин.

4. Выраженность ульцерогенного действия: индометацин >> пироксикам > диклофенак > напроксен > бутадион > аспирин > анальгин > ибупрофен.
По клиническим данным чаще всего ульцерацию вызывают аспирин и индометацин, реже пироксикам, напроксен, бутадион, более редко ибупрофен, диклофенак, анальгин, в минимальной степени – селективные ингибиторы ЦОГ-2.
 

Побочные эффекты НПВС

  • НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ЖКТ
  • НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ПОЧЕК
  • ОСЛОЖНЕНИЯ СО СТОРОНЫ СИСТЕМЫ КРОВИ
  • ГЕПАТОТОКСИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ДЫХАНИЯ
  • НАРУШЕНИЯ СО СТОРОНЫ ЦНС  
  • КОЖНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ
  • СИНДРОМ РЕЯ

NB!   Избирательные ингибиторы ЦОГ–2 в очаге воспаления снижают степень риска побочных эффектов, типичных для НПВС неизбирательного действия и связанных с блокадой ЦОГ–1 в тканях: бронхоспазм, уменьшение фильтрации и диуреза, уменьшение агрегации ТЦ и кровотечения, язвенная болезнь желука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 04 «Фармакология» Теоретическое занятие по теме: Анальгетики для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1 ЦМК общемедицинских дисциплин

Актуальность теоретического занятия на тему «Анальгетики» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на роль анальгезирующие (болеутоляющие) средства в частности при различн...

Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации

Учебно-методическое пособие для студентов  средних специальных учебных заведений, обучающихся  по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Методическое пособие на тему "Анальгетики"

Методическая разработка: «Анальгетики» для студентов к практическим занятиям подготовлено в соответствии с Федеральным Государственным стандартом по специальности 33.02.01 Фармация и прогр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»

         Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...

Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников»

Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» содержит основные принципы создания и разработки электронных учебников с использованием языка гипертекс...