Методическое пособие Анальгетики
методическая разработка
Позволяет закрепить знания об анальгетиках их практическом применении в разных клинических ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Справочный материал об анальгетиках и их практическом применении | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ФАРМАКОЛОГИИ
ТЕМА: АНАЛЬГЕТИКИ
Актуальность темы.
Анальгезирующие (болеутоляющие) средства устраняют или уменьшают чувство боли и отрицательные рефлекторные изменения в деятельности органов, вызванные болевыми раздражителями. Анальгетики избирательно угнетают болевые реакции и тем самым сохраняют функции органов, сознание и координированную двигательную активность. Анальгетики (наркотические и ненаркотические) нашли широкое применение в практической медицине, т.к. болевой синдром является спутником многих заболеваний и патологических реакций. Наркотические анальгетики используются, главным образом, для подавления сильных, мучительных болевых ощущений в тех случаях, когда другие лекарственные средства не эффективны. Они применяются для подавления послеоперационных болей, травматических болей, болей при инфаркте миокарда, болей спастического генеза, для обезболивания родов, при хронических болях и для нейролептанальгезии. Ненаркотические анальгетики, обладающие противовоспалительным, жаропонижающим и анальгезирующим эффектами назначаются при различных патологических состояниях воспалительной природы (за исключением фенацетина и парацетамола). В практической медицине нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) применяются для лечения ревматизма, ревмокардита, ревматиоидного артрита, миозитах, невралгиях, лихорадочных состояниях с целью подавления воспаления, уменьшения боли и в качестве жаропонижающих средств.
Цель занятия.
Изучение нового материала по теме «Анальгетики» по принципу «от частного к общему».
- Учебная задача заключается в формировании профессиональных компетенций следующими путями:
- формированием профессиональные умения, необходимые для овладения клиническими учебными дисциплинами: основами патологии, терапией, хирургией, педиатрией, инфекционными болезнями;
- аргументацией выбора дозы и пути введения препарата с учетом характера патологического процесс, возраста и пола пациента, учитывая наличие сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств;
- обоснованием выбора препарата из данной группы с учетом асолютных и относительных противопоказаний;
- Развивающая задача заключается в формировании общих компетенций следующими путями:
- анализировании изученного материала;
- развитии навыков самостоятельной работы;
- формировании и укреплении долговременнной памяти;
- помощь в приобретении навыков отделять главное от посредственного;
- обучении в составлении логических взаимосвязей с последующими выводам;
- развитии способностей к поиску, перенесению знания в новые условия;
- использовании и развитии интеллектуального потенциала: анализа, синтеза, сравнения, мыслительной активности, наблюдательности, точности действий, умении анализировать свои ошибки, устанавливать причинно-следственные связи, излагать свои мысли;
- сопровождении исследовательской деятельности.
- Воспитательная задача заключается в формировании общих и профессиональных компетенций следующими путями:
- развитием профессионально значимых, интеллектуальных, гражданских, социально значимых качеств личности;
- поддержании устойчивого интереса к выбранной специальности.
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
Номер и название компетенции | Студент должен знать: | Студент должен уметь: |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы. 2.Общие принципы классификации препаратов, влияющих на нервную систему; 3. Патофизиологические механизмы боли и воспаления; 4. Особенности воздействия лекарственных веществ на рецепторы 5. Функциональное значение местных анестетиков и холинергических и адрергических средств. 6. лекарственные формы, 7. пути введения лекарственных средств, 8. виды их действия и взаимодействия; 9. основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам; 10. побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии; 11. правила заполнения рецептурных бланков; | 1.Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы; 2.Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных; 3.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; 4.Применять лекарственные средства по назначению врача; 5.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | 1.Необходимые знания по темам предварительно изученных разделов: «Средства, влияющие на афферентную нервную систему», «Холинергические средства», «Адренергические средства», элементы «Фармакокинетика лекарственных средств», «Фармакодинамика лекарственных средств», «Рецепт», «Лекарственные формы», для овладения клиническими учебными дисциплинами: основами патологии, терапией, хирургией, педиатрией, инфекционными болезнями; | Обоснование выбора препарата из данной группы с учетом абсолютных и относительных противопоказаний; |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | 1.Лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; 2.Основные лекарственные препараты и фармакотерапевтические действия лекарств группам ; 3.Побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии; 4.Правила заполнения рецептурных бланков; | 1.Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы; 2.Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных; 3.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; 4.Применять лекарственные средства по назначению врача; 5.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм; |
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | 1. Источники основной и дополнительной литературе; 2. Интернет ресурсы по заданной теме; 3. Алгоритм поисковой работы. | 1. Осуществлять поиск информации в печатных и интернет ресурсах; 2. Систематизировать полученную информацию; 3.Использовать информацию в профессиональной деятельности. 4.Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Повила поведения во время работы в коллективе и команде, общении с коллегами. | Умение слушать, задавать вопросы, при самостоятельной работе, при выполнении заданий, общении друг с другом |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | 1. Алгоритм ответа по разделу «Меры помощи и профилактика отравления анальгетиками»; 2. Строение нервной и пищеварительной систем; 3. План эвакуации при пожаре. | Обобщать знания по теме Анальгетики; |
ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | 1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы; 2.Механизмы регуляции процессов, происходящих в нервной системе. | 1. Грамотно распределять рабочее время; 2. Соблюдать гигиену труда и санэпид режим. |
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства. | 1.Фармакокинетику препаратов. | 1. Определить путь введения препарата (с учетом возраста и пола пациента и т.д.); |
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения. | 2.Фармакодинамику препаратов. | 2. Представлять изменения фармакодинамики при наличии сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств. |
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом. | 1. Фармакотерапевтические действия лекарств группы Анальгетики; | 1. Диагностировать изменения фармакодинамики при наличии сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств. |
ПК. 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. | 1.Лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; 2.Основные лекарственные препараты и фармакотерапевтические действия лекарств группам | 1.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; 2.Применять лекарственные средства по назначению врача; 3.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм; |
ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. | 1.Основные лекарственные препараты и фармакотерапевтические действия лекарств группам ; 2.Побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии; | 1.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; 2.Применять лекарственные средства по назначению врача; 3.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм; |
ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду. | 1.Методы исследования состояния органов систем; 2.Осложнения при лечении анальгетиками и механизмы их возникновения; | 1.Давать рекомендации пациенту для профилактики осложнения при лечении анальгетиками и механизмы; 2.Применять лекарственные средства по назначению врача; |
ПК-4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациента и их окружения. | 1.Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы; 2.Фармакотерапевтические действия лекарств группы Анальгетики; 3.Побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии Анальгетиками; | 1. Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм 2.Применять лекарственные средства по назначению врача; 3. Составлять санитарные листы;. |
Анальгетики – ЛС, избирательно подавляющие болевую чувствительность.
Классификация
- Средства преимущественно центрального действия
А. Наркотические анальгетики
1. Агонисты: морфин, кодеин, омнопон, промедол, фентанил, суфентанил.
2. Агонисты-антагонисты и частичные агонисты: пентазоцин, налбуфин,
буторфанол, бупренорфин.
Б. Ненаркотические анальгетики
1. Производные парааминофенола: парацетамол.
2. Препараты разных фармакологических групп с анальгетическим
компонентом действия: карбамазепин, амитриптилин, имизин, кетамин, закись азота, клофелин, баклофен и др.
- Средства преимущественно периферического действия
Производные салициловой кислоты: кислота ацетилсалициловая.
Производные пиразолона: метамизол-натрий, фенилбутазон.
Производные фенилпропионовой кислоты: ибупрофен.
III. Средства со смешанным механизмом действия – трамадол.
Наркотические анальгетики (НА) – ЛС растительного или синтетического происхождения, избирательно подавляют восприятие боли, повышают ее переносимость, уменьшают эмоциональную окраску и вегетативное сопровождение боли.
Таблица 4.1. Локализация и функции опиодиных рецепторов
Рецептор | Локализация | Эффекты активации |
μ | Неостриатум, кора, таламус, гиппокамп, миндалевидное тело, поверхностный слой серого вещества задних рогов сп/м, большое ядро шва, околоводопроводное серое вещество, n. accumbens. | Супраспинальная и спинальная анальгезия, эйфория и лекарственная зависимость, седативное действие, угнетение дыхания, снижение моторики ЖКТ, миоз, брадикардия, секреция пролактина, гормона роста. |
δ | Обонятельная луковица, кора, неолстриатум, таламус, гипоталамус, ствол мозга, поверхностный слой серого вещества задних рогов сп/м, n. accumbens. | Супраспинальная и спинальная анальгезия, угнетение дыхания, снижение моторики ЖКТ, секреция гормона роста. |
κ | Кора головного мозга, перегородка, n. accumbens, межножковое ядро. | Супраспинальная и спинальная анальгезия, седативный эффект, дисфория, миоз. |
Механизм обезболивающего действия.
Основные компоненты:
1) угнетение процесса межнейронной передачи болевых импульсов в центральной части афферентного пути;
2) нарушение субъективно-эмоционального восприятия боли и реакции на нее.
НА являются лигандами опиоидных рецепторов:
- потенцируют тормозящее влияние эндогенной антиноцицептивной системы на проведение болевых импульсов;
- нарушают в пластинах задних рогов сп/м выделение медиаторов боли;
- усиливают нисходящий тормозной контроль над деятельностью сп/м;
- подавляют суммацию болевых импульсов в таламусе;
- уменьшают активацию болевыми импульсами эмоциональных и вегетативных центров гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий;
- ослабляют отрицательную эмоциональную и психическую оценку боли.
Основные фармакологические эффекты морфина (μ+++>κ+=δ):
Центральные:
- анальгезия
- эйфория
- психическая и физическая зависимость
- седативный и снотворный
- угнетение дыхательного центра
угнетение кашлевого рефлекса
- миоз, спазм аккомодации (стимуляция центров глазодвигательного нерва)
- ↑ секреции пролактина, АДГ
- возбуждение дорзального ядра n. vagus
- тошнота, рвота (15-40%) (стимуляция рецепторов пусковой зоны рвотного центра
Периферические
угнетение моторики ЖКТ
- угнетение секреции желез ЖКТ
- повышение тонуса сфинктеров ЖКТ
повышение тонуса гл/м кишечника
- повышение тонуса гл/м бронхов
- повышение тонуса сфинктеров мочеточников и мочевого пузыря
Промедол (μ++>κ+=δ).
По анальгезирующей активности уступает морфину в 3-4 раза. Реже вызывает тошноту и рвоту, меньше угнетает дыхательный центр, снижает тонус бронхов и мочеточников, в меньшей степени вызывает спазм гл/м ЖКТ, усиливает сократительную активность миометрия.
Фентанил (μ++>κ+=δ).
Превосходит морфин по анальгезирующей активности в 100-400 раз. Оказывает кратковременное (до 30 мин) действие. Вызывает выраженное угнетение дыхания.
Пентазоцин (κ++δ+μ-).
Не вызывает эйфорию, может вызывать дисфорию, низкий риск развития зависимости, меньше угнетает дыхание и моторику ЖКТ. Повышает работу сердца вследствие увеличения преднагрузки (не применять при инфаркте миокарда!).
Бупренорфин (μ±).
Превосходит морфин по анальгетической активности в 20-60 раз. Меньше влияет на ЖКТ. Обладает низким наркогенным потенциалом.
Буторфанол (μ±κ+++).
Активнее морфина в 3-5 раз. По действию на сердце сходен с пентазоцином. Меньше, чем морфин, угнетает дыхательный центр и реже вызывает зависимость.
Сравнительная характеристика наркотических анальгетиков
Название препарата | Сила анальгези-рующего действия | Длительность действия | Угнетение дыхательного центра | Развитие лекарственной зависимости |
Полные агонисты: - морфин - кодеин - омнопон - промедол - фентанил - трамадол Частичные агонисты: - бупренорфин Агонисты/антагонисты: - пентазоцин - буторфанол - налбуфин | 1 0,2 0,5 0,4-0,5 100-300 0,05-0,09 40-50 0,3 8-11 0,5-0,8 | 4-6ч 4ч 3-4ч 15-30мин 3-6ч 6-8ч 2-3ч 4-6ч 4-6ч | +++ ++ +++ ++ ++++ + ++ ++ ++ ++ | +++ ++ +++ ++ ++++ + + + + + |
Применение наркотических анальгетиков
Острая боль | Хроническая боль | Премедикация |
- Тяжелая термическая, химическая, механическая травма. - Колики (из-за спазма гладкой мускулатуры)○. - Инфаркт миокарда. - Острый панкреатит, перитонит. - Перфорация язвы желудка. - Плеврит. - Обезболивание родов*. - Послеоперационные боли. | - Труднопереносимая боль у онкологических больных. | - Нейролептанальгезия +, - Комплексное анестезиологическое пособие. |
○ – омнопон, морфин + атропин; * - промедол, пентазоцин (п/к); + - фентанил + дроперидол. |
Острое отравление НА
Симптомы:
- оглушение, потеря сознания, кома
- угнетение дыхания (прогрессирующее падение минутного объема дыхания, неправильное и периодическое дыхание)
- кожные покровы бледные, холодные
- миоз (при выраженной гипоксии – мидриаз)
- спинальные сухожильные рефлексы сохранены
- аритмия
- гипотензия
- рвота
- задержка мочеиспускания и дефекации
Смерть от паралича дыхательного центра.
Меры помощи:
- ликвидация дыхательных расстройств (ИВЛ);
- конкурентный антагонист - налоксон –внутривенно;
- мероприятия по ускорению выведения НА.
Ненаркотические анальгетики: анальгетики-антипиретики и нестероидные противовоспалительные средства (НПВС)
Определение фармакологической группы
Синтетические вещества нестероидного строения, обладающие неспецифическим противовоспалительным, анальгезирующим и жаропонижающим действием.
Не вызывают эйфории, психической и физической зависимости, обстипации, не угнетают дыхательный и кашлевой центры. Не обладают активностью глюкокортикоидов
Область применения
Ревматология,
Кардиология,
Терапия,
Педиатрия,
Гериатрия.
При боли воспалительного характера (невралгия, миалгия, артралгия, головная, зубная боль), при лихорадке.
Ненаркотические анальгетики:
- Анальгетики-антипиретики
Метамизол (анальгин) Ацетаминофен (парацетамол)
Основные фармакологические эффекты:
- Болеутоляющий
- Жаропонижающий (антипиретический)
Противовоспалительный эффект отсутствует или выражен в минимальной степени.
- Нестероидные противовоспалительные средства
Основные фармакологические эффекты:
- Болеутоляющий
- Жаропонижающий (антипиретический)
- Противовоспалительный
Классификация НПВС
А. Неизбирательные ингибиторы циклооксигеназы -1 и 2 (ЦОГ-1 + ЦОГ2)
- Салициловой кислоты: Ацетилсалициловая кислота (аспирин)
Салициламид Метилсалицилат
- Индолуксусной кислоты: Индометацин (метиндол)
- Пропионовой кислоты: Ибупрофен (бруфен) Кетопрофен (флексан) Напроксен (напросин)
- Антраниловой кислоты Мефенамовая кислота Флуфенамовая кислота Нифлумовая кислота (доналгин)
- Эноловых кислот: Пироксикам Лорноксикам (ксефокам) Теноксикам
- Фенилуксусной кислоты: Дилофенак (ортофен), Ацеклофенак (аэртал)
- Пирролизин-карбоксиловой кислоты: Кеторолак (кетанов)
- Некислотные производные: Пиразолона Фенилбутазон (бутадион)
Б. Избирательные ингибиторы циклооксигеназы -2 (ЦОГ-2)
Мелоксикам (мелокс)
Целококсиб (целебрекс)
ЦОГ-1 – (физиологическая)
Участвует в синтезе простагландинов, регулирующих нормальные физиологические функции различных клеток, не связанных с развитием патологического воспаления:
Желудок – желудочная цитопротекция
Почки – почечный кровоток
Синтез тромбоксана А2 тромбоцитами
ЦОГ-2 - (индуцируемая)
Ее экспрессия усиливается под влиянием провоспалительных стимулов, т.е. активация ЦОГ-2 определяет синтез простагландинов, инициирующих развитие воспалительной реакции.
Механизмы действия ненаркотических анальгетиков
НПВС – симптоматические средства:
↓ боль, лихорадку, симптомы воспаления, т.к.
↓ ЦОГ в очаге воспаления.
Существует около 100 различных по химическому строению НПВС неизбирательного действия, ингибирующих ЦОГ-1 и ЦОГ-2.
Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) (классификация по степени избирательного ингибирования ЦОГ )
1. Выраженность противовоспалительного действия: индометацин > диклофенак > пироксикам, лорноксикам, мелоксикам, нимесулид, набуметон > напроксен > бутадион >> ибупрофен > анальгин > аспирин.
2. Выраженность анальгетического действия: кетопрофен, лорноксикам, пироксикам, мелоксикам, нимесулид > кеторолак > диклофенак > напроксен, целекоксиб > индометацин >> анальгин >> ибупрофен > бутадион > парацетамол > аспирин.
3. Выраженность антипиретического действия: диклофенак > пироксикам > анальгин > индометацин > напроксен >> ибупрофен > бутадион > аспирин.
4. Выраженность ульцерогенного действия: индометацин >> пироксикам > диклофенак > напроксен > бутадион > аспирин > анальгин > ибупрофен.
По клиническим данным чаще всего ульцерацию вызывают аспирин и индометацин, реже пироксикам, напроксен, бутадион, более редко ибупрофен, диклофенак, анальгин, в минимальной степени – селективные ингибиторы ЦОГ-2.
Побочные эффекты НПВС
- НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ЖКТ
- НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ПОЧЕК
- ОСЛОЖНЕНИЯ СО СТОРОНЫ СИСТЕМЫ КРОВИ
- ГЕПАТОТОКСИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
- НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ДЫХАНИЯ
- НАРУШЕНИЯ СО СТОРОНЫ ЦНС
- КОЖНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ
- СИНДРОМ РЕЯ
NB! Избирательные ингибиторы ЦОГ–2 в очаге воспаления снижают степень риска побочных эффектов, типичных для НПВС неизбирательного действия и связанных с блокадой ЦОГ–1 в тканях: бронхоспазм, уменьшение фильтрации и диуреза, уменьшение агрегации ТЦ и кровотечения, язвенная болезнь желука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов
В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...
Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 04 «Фармакология» Теоретическое занятие по теме: Анальгетики для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1 ЦМК общемедицинских дисциплин
Актуальность теоретического занятия на тему «Анальгетики» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на роль анальгезирующие (болеутоляющие) средства в частности при различн...
Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации
Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....
Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...
Методическое пособие на тему "Анальгетики"
Методическая разработка: «Анальгетики» для студентов к практическим занятиям подготовлено в соответствии с Федеральным Государственным стандартом по специальности 33.02.01 Фармация и прогр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»
Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников»
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» содержит основные принципы создания и разработки электронных учебников с использованием языка гипертекс...