Рабочая программа дисциплины "Основы патологии" 2018г. по специальности Акушерское дело
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ
по специальности: 31.02.02 Акушерское дело
2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 31.02.02 Акушерское дело
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией по специальности ОПД от «30» августа 2018г. протокол №1 Председатель П(Ц)К ____________/О.В. Пашедко/ | УТВЕРЖДЕНА на заседании методического совета от «31»августа 2018 г. протокол № 1 Директор ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» _______________ /Г.Г. Савзян/ |
Разработчики:
Ферайберт И. В., преподаватель анатомии и физиологии человека, основ патологии ГБОУ СПО «МК № 6 ДЗМ»
Парфенова Л.Ф., преподаватель анатомии и физиологии человека, основ патологии ГБОУ СПО «МК № 6 ДЗМ»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы патологии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ и составлена в соответствии с ФГОС по специальностям 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело, входящей в состав укрупненной группы специальностей 060000 Здравоохранение
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и профессиональной подготовки) по специальности 31.02.02 Акушерское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;
-структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
Составление опорных конспектов Составление графологических схем, таблиц Составление презентаций Составление глоссария Решение заданий в тестовой форме | 4 4 4 4 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы патологии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Введение | 4 | |||
Тема 1.1. Предмет и задачи патологии. Здоровье и болезнь | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Общая и частная патология. Содержание и задачи предмета. Связь предмета с клиническими дисциплинами. Условия развития патологических состояний. Понятие болезни. Этиология и патогенез. Причины и механизмы возникновения болезней. Болезнь и здоровье. Симптомы болезней. Периоды болезни. Взаимодействие организма и окружающей среды в условиях патологии. | 1 | ||
Раздел 2. Общая патология | 56 | |||
Тема 2.1. Общая характеристика дистрофий | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Понятие дистрофии. Механизмы развития дистрофий. Классификация дистрофий. Паренхиматозные дистрофии. Мезенхимальные дистрофии Смешанные дистрофии. | |||
Практические занятия | 2 | 2 | ||
Наблюдение различных видов дистрофий. Формулирование ответов на вопросы. Анализирование гистологических препаратов. Зарисовывание признаков дистрофий. Определение механизма и вида дистрофий в предлагаемых задачах. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Примерные варианты заданий: Составление графологических схем «Паренхиматозные дистрофии», «Мезенхимальные дистрофии», «Смешанные дистрофии». Составление глоссария. Составление таблицы «Нарушение минерального обмена» Решение заданий в тестовой форме. | ||||
Тема 2.2. Общие проявления нарушений обмена веществ. Атрофия. Некроз | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Нарушения белкового, углеводного и липидного обмена. Нарушение кислотно-основного состояния. Нарушение водного обмена. Отеки. Нарушение энергетического и основного обмена. Атрофия: причины, признаки, формы и исходы. Некроз: причины, признаки, формы и исходы. Апоптоз. | |||
Практические занятия | 2 | 2 | ||
Изучение проявлений нарушения обмена веществ. Выполнение тестовых заданий. Анализирование микропрепаратов и макропрепаратов (слайдов) и распознавание признаков нарушения обмена веществ. Выявление отличий дистофии, некроза, апоптоза. Определение в предлагаемых задачах причин, последствий для организма нарушений обмена веществ. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Примерные варианты заданий: Составление глоссария. Решение заданий в тестовой форме. Составление графологических схем «Некроз», «Атрофия». | ||||
Тема 2.3. Компенсаторно-приспособительные реакции. Общие реакции организма на повреждение | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Понятие и механизмы приспособления и компенсации. Стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций. Процессы компенсации. Процессы приспособления. Стресс: понятие, стадии. Шок: понятие, фазы. Коллапс. Кома: понятие, виды. | |||
Практические занятия | 2 | 2 | ||
Изучение процессов восстановления функций. Формулирование ответов на вопросы. Анализирование макропрепаратов (слайдов) и выявление признаков процессов компенсации и приспособления. Сравнительная характеристика основных понятий в форме таблицы. Выполнение тестовых заданий. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Примерные варианты заданий: Составление графологических схем «Шок», «Кома». Решение заданий в тестовой форме. Составление графологических схем «Виды регенерации», «Гипертрофия»Примерное содержание заданий: Составление глоссария. Решение заданий в тестовой форме. | ||||
Тема 2.4. Расстройства кровообращения и лимфообращения | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Общая характеристика системы кровообращения и лимфообращения. Нарушение центрального кровообращения. Сердечная недостаточность. Нарушение периферического кровообращения: артериальная гиперемия, венозная гиперемия, ишемия, тромбоз, эмболия. Нарушения микроциркуляции: увеличение скорости кровотока, уменьшение скорости кровотока,стаз, плазморрагия, кровоизлияния. Нарушение лимфообращения: лимфостаз, лимфедема, слоновость. | |||
Практические занятия | 2 | 2 | ||
Изучение морфологических и клинических признаков нарушения кровообращения и лимфообращения. Формулирование ответов на вопросы. Составление таблицы «Формы, клинические признаки и исходы нарушения кровообращения». Определение в предлагаемых задачах видов, признаков нарушений кровообращения и лимфообращения. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Примерное содержание заданий: Составление глоссария. Решение заданий в тестовой форме. Составление опорного конспекта «Нарушение лимфообращения». Составление компьютерных презентаций. | ||||
Тема 2.5. Воспаление | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Общая характеристика воспаления. Причины и условия возникновения воспаления. Стадии воспаления: альтерация, экссудация, пролиферация. Местные и общие проявления воспаления. Формы воспаления: альтеративное, экссудативное, пролиферативное. Неспецифическое и специфическое воспаление. | |||
Практические занятия | 2 | 2 | ||
Изучение морфологических и клинических проявлений воспалительных реакций. Формулирование ответов на вопросы. Анализирование микропрепаратов и макропрепаратов (слайдов) и определение морфологических изменений в тканях. Определение типа воспаления в предлагаемых задачах. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Примерные варианты заданий: Составление графологической схемы «Воспаление». Решение заданий в тестовой форме. Составление компьютерных презентаций. | ||||
Тема 2.6. Нарушение терморегуляции | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. | Общая характеристика процессов терморегуляции. Гипертермия. Гипотермия. Лихорадка: причины, стадии, виды, проявления, значение. | |||
Практические занятия | 2 | 2 | ||
Анализ температурных кривых. Выполнение тестовых заданий. Определение типов температурных кривых. Заполнение таблицы «Отличия лихорадки и гипертермии». Распознавание типов нарушения терморегуляции, стадий лихорадки в предлагаемых задачах. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Примерные варианты заданий: Составление глоссария. Решение заданий в тестовой форме. | ||||
Тема 2.7. Иммунопатологические процессы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Общая характеристика иммунной системы. Иммунный дефицит. Иммунная толерантность. Аллергия: понятие, аллергены. Стадии аллергической реакции. Виды аллергий: анафилаксия, атопия, бактериальная аллергия, контактная аллергия, аутоаллергия. Значение аллергии. | |||
Практические занятия | 2 | 2 | ||
Изучение причин, механизмов развития и клинических проявлений иммуннопатологических состояний. Формулирование ответов на вопросы. Составление таблицы «Клинические проявления иммунных дефицитов». Выполнение тестовых заданий. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Примерные варианты заданий: Составление компьютерных презентаций. Составление глоссария. Решение заданий в тестовой форме. | ||||
Тема 2.8. Опухоли | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Опухоли. Теории канцерогенеза. Строение опухолей. Рост опухолей. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Классификация опухолей. | |||
Практические занятия | 4 | 2 | ||
Изучение морфологических признаков опухолей. Классификация опухолей. Формулирование ответов на вопросы. Анализирование микропрепаратов (слайдов) здоровых и опухолевых клеток, определение признаков атипизма.Распознавание характера роста, типа опухоли в предлагаемых задачах. | ||||
Изучение стадий опухолевого процесса. Определение критериев злокачественности. Выполнение тестовых заданий на выбор соответствия. Анализирование микропрепаратов и макропрепаратов (слайдов) и описание признаков оухолевого процесса. Составление таблицы « Местное и общее влияние на организм злокачественных опухолей». Распознавание различных видов опухолей в предлагаемых задачах. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Примерные варианты заданий: Составление глоссария. Составление опорного конспекта «Предопухолевые процессы». Составление таблицы «Отличия злокачественных и доброкачественных опухолей». Решение заданий в тестовой форме. | ||||
Всего: | 60 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы патологии».
Оборудование учебного кабинета:
шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
классная доска
стол и стул для преподавателя
столы и стулья для студентов
тумбочки для ТСО
стеллажи для муляжей и моделей
Рекомендуемые средства обучения:
микроскопы с набором объективов
микропрепараты гистологические
макропрепараты
плакаты по патологии основных систем организма
модели органов
муляжи органов человека
учебные пособия на электронных носителях;
обучающие и контролирующие компьютерные программы.
Технические средства обучения:
компьютер
мультимедийный проектор или интерактивная доска
интерактивная или классная доска
экран (при отсутствии интерактивной доски)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Пауков В.С., Литвицкий П. Ф. Патологическая анатомия и патологическая физиология:
учебник.- М.: Медицина, 2014
Дополнительные источники:
- Алабин И.В., Митрофаненко В.П. Основы патологии: учебник – М. ГЭОТАР-Медиа, 2011.
- Пауков В.С., Литвицкий П.Ф., Патологическая анатомия и патологическая физиология: учеб. по дисциплине для студентов учреждений средн.проф. образования. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.
- Ремизов И.В., Дорошенко В.А. Основы патологии: Учебник. Среднее профессиональное образование. – Ростов-на-Дону: Феникс,2012,-221с.
- Новицкий В.В, Гольберг Е.Д. Патофизиология: учебник в 2-х томах. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- Пальцев М.А. "Атлас по патологической анатомии. – М. Медицина, 2007.
Интернет – ресурсы:
- http://edu.ru
- http://fcior.edu.ru
- http://obi.img.ras.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: - общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека - структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний Умения: - определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека | |
оценка результатов самостоятельной работы: -правильность составления опорных конспектов -правильность заполнения таблиц и схем -точность формулировки терминов -правильность и полнота подготовленных мультимедийных презентаций -качество анализа микропрепаратов и макропрепаратов оценка при текущем и рубежном (экзамен) контроле: -результатов устного и письменного ответов -результатов тестирования
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Английский язык " по специальности Лечебное дело
Рабочая программа "Английский язык " по специальности 31.02.01 Лечебное дело...
Рабочая программа "Английский язык " по специальности Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине "Английский язык " по специальности 34.01.02 Сестринское дело...
Рабочая программа предмета Информатика для специальности Страховое дело
Рабочая программа предмета Информатика для специальности Страховое дело (социально-экономический профиль, базовый уровень)...
Рабочая программа по английскому языку (специальность "Банковское дело")
Раб.программа по англ.яз. для СПО (на базе 9 кл.) 1 курс. Банковское дело. 2009 г....
Рабочая программа по истории для специальности Сестринское дело
Рабочая программа по истории для специальности Сестринское дело...
Рабочая программа по истории для специальности Лечебное дело
Рабочая программа по истории для специальности Лечебное дело...
Рабочая программа по философии для специальности Лечебное дело
Рабочая программа по философии для специальности Лечебное дело...