Раздел 1.3. Экономические основы здравоохранени ПМ.06 Организационно-аналитическая деятельность
план-конспект занятия
Лекционный материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема 3.1. Экономические основы здравоохранения.
Источники финансирования здравоохранения.
Здравоохранение как отрасль экономики
Охрана здоровья граждан – обязательное и неотъемлемое условие развития цивилизованного общества. В России государство возлагает на себя ответственность и гарантирует охрану здоровья каждого человека.
Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Выполнение задач охраны здоровья населения – это дело государства и общества в целом.
Здоровье человека является важнейшим фактором общественного развития. Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье человека как состояние полного физического, социального, психологического и духовного благополучия.
Здоровье это категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то, что оно не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый или приобретаемый на рынке. Здоровье не имеет рыночной цены, хотя и обладает высшей ценностью для общества и индивидуума. Вместе с тем на поддержание, укрепление, восстановление здоровья приходится затрачивать материальные, финансовые, информационные, трудовые и другие ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.
От состояния здоровья зависят количественная и качественная характеристики трудовых ресурсов. А они в свою очередь влияют на социально – экономическое развитие общества, на уровни важнейших макроэкономических показателей
Здоровье населения страны тесно взаимосвязано со всеми отраслями народного хозяйствования. Ухудшение здоровья приводит к сокращению работоспособности и снижению предложения рабочей силы. Данные последствия негативно сказываются на экономическом росте страны в целом.
Так же здоровье оказывает влияние и на объем расходов государства. Финансирование здравоохранения в России главным образом происходит за счет консолидированных бюджетов субъектов, но их доля в общем объеме постепенно снижается.
В настоящее время понятие «национальной системы здравоохранения» определяется как совокупность государственных, социально-экономических, общественных и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранение и повышение уровня здоровья населения.
Для достижения цели сохранений и повышения здоровья населения национальные системы здравоохранения по рекомендации ВОЗ должны решать следующие задачи:
- проводить научно-медицинские исследования по изучению факторов, формирующих патологию населения;
- осуществлять первично- и вторично-профилактические мероприятия по устранению неблагоприятных влияний на общественное здоровье, отдавая предпочтение мерам по охране окружающей среды и здоровья подрастающего поколения;
- оказывать доступную всему населению квалифицированную профилактическую, диагностическую, лечебную и реабилитационную помощь.
Совершенствование здравоохранения становится стратегической целью России. Необходимо понимать, что вложение средств в здравоохранение является экономически выгодным. Здоровый человек обладает более высокой степенью трудоспособности, а, значит, способен повышать количество произведенного в стране ВВП.
К примеру, общенациональная приоритетная программа «Здоровье». Благодаря этой программе медицинские учреждения получили приток материальных средств.
Здравоохранение является важнейшей отраслью экономики России, которая призвана обеспечить сохранение и улучшение здоровья нации путем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.
Развитию здравоохранения в нашей стране в последние годы уделяется особое внимание.
Определены основные приоритеты, цели и реальные меры по развитию системы отечественного здравоохранения. Это – реформирование учреждений здравоохранения, усиление звена первичной медико-санитарной помощи, повышение доступности для населения высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи, а также расширение и интенсификация профилактической деятельности.
Организации здравоохранения в рамках законодательства осуществляют экономическую деятельность – работу по производству и реализации медицинских товаров и услуг, направленную на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные ресурсы (финансовые, материальные, трудовые и др.). В связи с этим здравоохранение можно назвать «отраслью сохранения и производства здоровья», в ходе деятельности которой встают следующие вопросы:
- стоимостная оценка здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста государства;
- цена отдельной медицинской услуги и стоимость видов медицинской помощи в целом;
- оценка ресурсного потенциала здравоохранения и поиск новых источников его формирования;
- оценка эффективности и функционирования здравоохранения в условиях рыночных отношений;
- оценка экономического ущерба от заболеваемости, инвалидизации, преждевременной смертности.
Стратегическая цель здравоохранения – повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью граждан состояний.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; обеспечение доступности, качества и безопасности лекарственных средств и др.
Перед системой здравоохранения России в настоящее время определенны следующие проблемы:
1) политические – формирование законодательной базы; лоббирование интересов здравоохранения в органах власти и управления и др.;
2) медицинские – это проблемы высокой смертности, роста инфекционных заболеваний, заболеваемость новорожденных, здоровье школьников и многие другие;
3) финансово-экономические – недостаточность бюджетного финансирования, неэффективное использование средств ОМС, ДМС, и иных источников финансирования;
4) организационно-управленческие – это проблемы восстановления разумной вертикали управления системой здравоохранения; разграничение полномочий между Федеральным центром и Субъектами Федерации; смещение акцентов в оказании медицинской помощи со стационаров на амбулаторно-поликлиническое звено и другие.
Концепция экономической эффективности здравоохранения в России определяет роль системы здравоохранения в национальном хозяйстве страны, особенности медицинских услуг и рыночных отношений, взаимодействие здравоохранения с другими отраслями народного хозяйства и ориентирует медицинских работников на сопоставление показателей своей деятельности с экономическими затратами, достижение хороших клинических показателей путем использования лучших экономических решений.
Здравоохранение как отрасль хозяйства и область человеческой деятельности имеет две стороны – профессиональную (содержательный аспект медицинской деятельности) и экономическую (хозяйственные формы, в рамках которых совершается профессиональная деятельность).
Здоровье общества как социально – экономическая категория проявляется в следующих аспектах:
1. Общественное здоровье и здоровье каждого гражданина являются стратегической целью государства и народа, условием национальной безопасности страны.
2. Общественное здоровье представляет собой наиболее яркий и убедительный показатель социально – экономического состояния общества, качества жизни людей.
3. Общественное здоровье является экономическим ресурсом общества и важным условием воспроизводства высококачественного трудового потенциала.
4. Общественное здоровье может быть обеспечено только совместным целесообразным использованием достаточного количества финансовых ресурсов федеральных и муниципальных властей, предпринимателей и населения.
Приложение 1
Вопросы для проведения итогового контроля
- Дать определение понятия охрана здоровья.
- Роль состояния здоровья населения на отрасли народного хозяйства страны.
- Основные задачи для достижения цели сохранения и повышения здоровья населения.
- Основные приоритеты развития системы отечественного здравоохранения.
- Стратегическая цель здравоохранения.
- Проблемы системы здравоохранения.
- Концепция экономической эффективности здравоохранения в России.
- Аспекты здоровья как социально-экономической отрасли народного хозяйства.
Предварительный просмотр:
Тема 3.1. Экономические основы здравоохранения.
Источники финансирования здравоохранения.
Общественное здоровье как экономическая категория.
Экономические проблемы развития здравоохранения.
Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. С одной стороны, экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. С другой стороны, здоровье населения – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. Все эти проблемы рассматривает экономика здравоохранения – отраслевая экономическая наука, которая изучает действие экономических законов в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения при определенном уровне ресурсов.
Экономика здравоохранения – комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области медицины;
- отраслевая экономическая наука, изучающая взаимодействие здравоохранения как непроизводственной сферы жизнедеятельности общества с другими отраслями народного хозяйства.
Предмет экономики здравоохранения – экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие в процессе оказания медицинской помощи, т.е. медицинской профессиональной деятельности.
Общая цель экономики здравоохранения – это изучение экономических отношений, хозяйственных контактов, объективно складывающихся между людьми и возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.
Основные задачи экономики здравоохранения:
- определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;
- расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;
- изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения;
- расчет и оценка экономической эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;
- оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);
- экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;
- разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;
- расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);
- подготовка специалистов в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.
Экономические проблемы развития здравоохранения
Кроме общей цели экономики здравоохранения выделяют ряд более частных задач, объединяемых в несколько проблемных групп, которые определены самой практикой.
Первая группа проблем выражается вопросом – какие услуги, кому и в каких хозяйственных формах оказывать? В плане возможного решения этих проблем экономика здравоохранения рассматривает условия и методы хозяйствования на всех стадиях лечебно-диагностического процесса.
Вторая группа проблем связана с выяснением того, с какими ресурсами можно приступить к оказанию выбранного вида медицинской помощи. Давая ответ на этот вопрос, экономика здравоохранения изучает факторы хозяйственной деятельности в медицине.
Медицинские организации нуждаются, прежде всего, в трудовых, финансовых и материальных ресурсах оптимального состава. При этом необходимо выявить особенности их применения и своеобразие экономического движения ресурсов в ЛПУ различного типа. Решение вопроса кадрового обеспечения деятельности ЛПУ, структуры трудового потенциала и экономических форм привлечения квалифицированных специалистов. Важный момент в решении данной проблемы – определение возможных стимулов и мотиваций труда, включая оптимальное сочетание материального и морально-психологического стимулирования.
Третья группа проблем выражается вопросом – кто оплатит оказываемые медицинские услуги? Решая этот вопрос, экономика здравоохранения исследует возможности и виды инвестиционного процесса в данной отрасли народного хозяйства. Три основные группы инвесторов вкладывают свои средства в обеспечение функционирования здравоохранения: сами пациенты, государство и страховые организации. Этим трем группам инвесторов соответствуют три наиболее распространенные системы финансирования здравоохранения — частная, государственная (бюджетная) и страховая. На практике ни одна из них не доминирует полностью. Напротив, дополняя друг друга и соединяясь в различных сочетаниях, инвесторы образуют сложную систему финансирования медицинской деятельности. Только такой комплексный подход может реально обеспечить привлечение достаточного количества денежных средств в здравоохранение.
Четвертая группа проблем связана с определением приоритетов профессиональной и экономической деятельности. Располагая объективно ограниченными материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами необходимо иметь четко поставленные цели, которые необходимо достигнуть. Необходимо определить пути рационального использования имеющихся ресурсов, проанализировать степень их соответствия современному научно- техническому прогрессу и сложившейся практике их профессионального и хозяйственного использования. Очень важным здесь является вопрос о возможной эффективности применения ресурсов. В целом, изучение эффективности – это важнейшая экономическая проблема. Для здравоохранения вопрос об эффективности приобретает особую сложность и специфическую окраску в связи с тем, что эффективность здравоохранения не может быть определена однозначно (выделяют медицинскую, экономическую и социальную эффективность).
Пятая группа проблем связана с определением (измерением и оценкой) полученного результата медицинской деятельности. Несмотря на непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактические результаты все же представляется возможным. Для этого экономика здравоохранения занимается разработкой экономической нормативной базы отрасли. Разработанные системы показателей применяются не только для анализа экономического положения в каждый данный момент, но и для контроля над динамикой деятельности медицинского учреждения и всей отрасли в целом.
Шестая группа проблем состоит в том, как управлять экономическими процессами, протекающими в медицине. Здравоохранение – это отрасль изначально подверженная управлению на различных уровнях и в разнообразных формах. Изучение вопросов медицинского менеджмента, экономического и административно-правового регулирования хозяйственного механизма отрасли составляет важнейший раздел экономики здравоохранения.
Седьмая проблема может быть сформулирована следующим образом: как достигнуть экономического успеха? В рамках этого комплекса проблем экономика здравоохранения исследует такие вопросы, как спрос, предложение и ценообразование на медицинские услуги, медицинский маркетинг, реклама, психология потребителя и целый ряд других чрезвычайно важных вопросов.
В любом случае основным экономическим агентом экономика здравоохранения рассматривает медицинское учреждение, оценивая его как специфический хозяйствующий субъект, наделенный всеми основными экономическими правами и обязанностями, самостоятельного участника рыночных отношений, взятых с учетом всей специфики здравоохранения.
Проблема собственности в здравоохранении.
В системе экономических отношений, которые складываются в здравоохранении, как и в любой другой сфере, главную роль играет категория собственности.
Категория собственности в медицине выражает экономические отношения по поводу присвоения (владения, распоряжения, использования) средств производства – лечебно-профилактических учреждений, оборудования, инструментов, медицинской техники, лекарственных препаратов и т.д.
В современных условиях развития нашей страны отмечается целый ряд нерешенных проблем в здравоохранении, главные из них:
1) переход от планового ведения этой отрасли народного хозяйства на рыночной принцип экономического развития,
2) достойное обеспечение медицинской помощью сельского населения,
3) полное отсутствие у значительной части лиц нашей страны контроля за состоянием своего здоровья,
4) серьезное отставание практического здравоохранения от достижений ведущих научных центров,
5) обеспечение действенного материального стимулирования лиц, производственная деятельность которых связана с медициной,
6) полномасштабное использование природных ресурсов в укреплении здоровья населения,
7) создание лекарственных препаратов и разработка новых технологий, позволяющих отказаться от закупки соответствующих аналогов в других странах мира.
С целью снижения экономических потерь государства здравоохранение, как отрасль экономики страны, должно предпринимать следующие шаги:
- Профилактика хронических и инфекционных заболеваний;
- Улучшение финансирования лечебных учреждений;
- Способствование развитию поисковых научных исследований в медицине;
- Приобщение всех групп население к физической активности и внедрение здорового образа жизни.
Использование данных мер поможет повысить уровень здоровья и качества жизни населения, а, соответственно, и экономический потенциал страны.
Приложение 1
Вопросы для проведения входящего контроля
- Дать определение понятия охрана здоровья.
- Роль состояния здоровья населения на отрасли народного хозяйства страны.
- Основные задачи для достижения цели сохранения и повышения здоровья населения.
- Основные приоритеты развития системы отечественного здравоохранения.
- Стратегическая цель здравоохранения.
- Проблемы системы здравоохранения.
- Концепция экономической эффективности здравоохранения в России.
- Аспекты здоровья как социально-экономической отрасли народного хозяйства.
Приложение 2
Вопросы для проведения итогового контроля
- Дать определение понятия экономика здравоохранения.
- Дать определение понятия предмет экономики здравоохранения.
- Общая цель экономики здравоохранения.
- Основные задачи экономики здравоохранения.
- Первая и вторая группы основных проблем развития здравоохранения.
- Третья и четвертая группы основных проблем развития здравоохранения.
- Пятая, шестая и седьмая группы основных проблем развития здравоохранения.
- Нерешенные проблемы современной системы здравоохранения.
- Основные меры снижения экономических потерь государства в здравоохранении.
Предварительный просмотр:
Тема 3.1. Экономические основы здравоохранения.
Источники финансирования здравоохранения.
Источники финансирования здравоохранения.
Финансовая система страны – это совокупность всех элементов финансовой деятельности, обеспечивающих финансовые процессы, включая организации, осуществляющие операции с денежными средствами и управляющие ими.
Финансовая система здравоохранения является частью финансовой системы страны и подразделяется на уровни: федеральный, субъектов Федерации и муниципальный (отдельных городов, районов).
Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам:
1. по источнику формирования средств
2. по форме их распределения.
Источники формирования средств не всегда влияют на формы их распределения, системы с одним и тем же источником формирования средств могут иметь разные характеристики распределения.
Источниками финансирования могут быть:
1. Общие налоговые доходы всех видов и уровней.
2. Целевые налоговые поступления.
3. Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог на заработную плату).
4. Личные средства граждан и иные источники.
Общие налоговые доходы всех видов и уровней. К ним относятся: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты.
Система, базирующаяся на общих налоговых доходах, называется бюджетной.
Целевые налоговые поступления. К ним относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.
Целевой взнос на обязательное медицинское страхование. Это может быть взнос на обязательное медицинское страхование (РФ), а может быть единый взнос на социальное страхование (единый социальный налог). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда и в России выплачивается только работодателями.
Системы, основанные преимущественно на целевом взносе на медицинское страхование, получили название систем обязательного медицинского страхования. Иногда их называют системами социального страхования. В большинстве стран Восточной Европы, в том числе и в РФ, эти системы получили распространение в форме сочетания страхового и бюджетного финансирования, то есть как бюджетно-страховые системы.
Личные средства граждан и иные источники финансирования. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы, пожертвования и альтернативные источники финансирования (ссуда, лизинг, факторинг).
Личные средства населения как основной источник оплаты медицинской помощи являются основой частной системы финансирования.
В системе здравоохранения России действуют две экономические формы оказания гражданам медицинской помощи. Первая – бесплатная, за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и других поступлений. Вторая – платная, за счет средств граждан, предприятий и других источников.
В настоящее время оказание бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации осуществляется за счет:
- средств федерального бюджета;
- средств регионального бюджета;
- средств бюджета муниципальных образований;
- средств бюджета Фонда обязательного медицинского страхования и
территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Во всех регионах Российской Федерации действует бюджетно-страховая модель финансирования системы здравоохранения. Эта модель в своей основе предполагает взаимодействие средств бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней и средств обязательного медицинского страхования.
В настоящее время источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:
- Бюджетные средства - средства федерального бюджета, бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов, т.е. бюджетов всех уровней.
- Средства системы ОМС, поступающие от государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов.
- Внебюджетные средства - средства добровольного медицинского страхования (ДМС), личные средства граждан, безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов и др.
Финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения – это средства, поступающие из местных бюджетов и государственного бюджета в учреждения государственной системы здравоохранения.
Из федерального бюджета финансируются все Федеральные центры и научно-исследовательские институты, федеральные реабилитационные центры, федеральные целевые программы («Вакцино-профилактика», «Сахарный диабет», «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России», «АнтиВИЧ/СПИД», «Дети России» и многие другие).
Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются:
специализированные диспансеры: противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерологические, наркологические и др.; дома ребенка, детские санатории центры по профилактике и лечению СПИДа, станции скорой медицинской помощи, переливания крови бюро судмедэкспертизы, патолого-анатомические бюро центры медицинской профилактики, врачебно-физкультурные диспансеры;
участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты хосписы, больницы сестринского ухода отделения экстренной медицинской помощи областных больниц (санитарная авиация);
медицинская помощь при врожденных пороках развития профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
приобретение дорогостоящего медицинского оборудования;
финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечение научные исследования; бесплатное льготное обеспечение лекарствами граждан и др.
Средства системы обязательного медицинского страхования - это средства, поступающие из страховых медицинских организаций.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
В России финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются из двух источников:
- Платежи из бюджета.
- Отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования в размере 3,6% от начисленной заработной платы.
Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат. Порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством РФ и утверждается высшим законодательным органом.
Основные источники финансирования ФАП
Фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждениям для оказания первичной медико-санитарной помощи населению.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основными источниками финансирования ФАП государственной и муниципальной собственности являются бюджеты всех уровней и средства обязательного медицинского страхования.
Основными источниками финансирования ФАП частной собственности являются финансовые средства организация или предпринимателей, организовавших ФАП.
Приложение 1
Вопросы для проведения входящего контроля
- Дать определение понятия экономика здравоохранения.
- Дать определение понятия предмет экономики здравоохранения.
- Общая цель экономики здравоохранения.
- Основные задачи экономики здравоохранения.
- Первая и вторая группы основных проблем развития здравоохранения.
- Третья и четвертая группы основных проблем развития здравоохранения.
- Пятая, шестая и седьмая группы основных проблем развития здравоохранения.
- Нерешенные проблемы современной системы здравоохранения.
- Основные меры снижения экономических потерь государства в здравоохранении.
Приложение 2
Вопросы для проведения итогового контроля
- Дать определение понятия финансовая система страны.
- Признаки финансирования здравоохранения.
- Перечислить источники финансирования здравоохранения.
- Дать характеристику общих налоговых доходов как источника финансирования здравоохранения.
- Дать характеристику целевых налоговых поступлений как источника финансирования здравоохранения.
- Дать характеристику целевого взноса на обязательное медицинское страхование как источника финансирования здравоохранения.
- Дать характеристику личных средств граждан как источника финансирования здравоохранения.
- Экономические формы оказания гражданам медицинской помощи.
- Источники финансовых ресурсов системы здравоохранения в настоящее время.
- Основные источники финансирования деятельности ФАП.
Предварительный просмотр:
Тема 3.2. Рынок медицинских услуг.
Особенности услуг в здравоохранении.
Действуя в условиях рыночной экономики, здравоохранение, как и любая другая отрасль, подчиняется законам рынка.
С точки зрения экономики рынок отражает взаимоотношения, которые складываются между производителями, продавцами, посредниками и потребителями товаров и услуг.
Рынок медицинских товаров и услуг – это сегмент рынка, составляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучшения здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества.
Медицинская услуга – это структурный элемент профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, санаторно-курортной, санитарно-эпидемической, реакционной, лекарственной, протезно-ортопедической и других видов помощи в сфере товарно-денежных отношений, имеющих определенную стоимость.
Медицинская услуга – это вид медицинской помощи, оказываемый медицинскими учреждениями населению.
Согласно федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Специфические особенности медицинских услуг:
неосязаемость (медицинскую услугу невозможно услышать, потрогать, осязать до момента ее потребления, потребителю невозможно заранее узнать все о потребительских свойствах оказываемых ему услуг, любая информация об услуге всегда имеет вероятностный характер);
несохраняемость (медицинская услуга не может производиться и сохраняться на складе или в магазине, процесс производства медицинской услуги совпадает с процессом ее реализации, медицинская услуга не подлежит хранению и накоплению с целью последующей реализации);
вариабельность качества (несмотря на строгую регламентацию медицинской деятельности, не может быть единого подхода к лечению больных с одной и той же патологией, качество медицинских услуг может колебаться в широких пределах и зависит от множества факторов);
неоднозначность в оценке результата (медицинскую услугу не всегда можно оценить положительно, например, при лечении онкологических заболеваний широко используется химиотерапия, которая оказывает отрицательное влияние на организм пациента; специфические особенности организма больного оказывают влияние на конечный результат лечения);
непостоянство качества медицинской услуги (качество медицинской услуги зависит от квалификации специалиста, оснащенности ЛПУ);
неопределенность потребительских ожиданий (невозможность предугадать возникновение тяжелого заболевания, требующего больших затрат, невозможность предугадать результат лечения);
неотделимость от источника услуги (оказание медицинской
услуги требует личных контактов производителя и потребителя);
медицинская услуга это продукт взаимодействия производителя и потребителя (качество медицинской услуги формируется в результате взаимодействия пациента и медицинского работника, результат лечения зависит от своевременности обращения за медицинской помощью и от точности выполнения пациентом назначений).
Виды медицинских услуг
По условиям и месту оказания медицинские услуги можно разделить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических, стационарных, санаторно-курортных и других учреждениях здравоохранения.
Медицинская услуга может быть простой (неделимая услуга, например, диагностическая манипуляция, осмотр врача и др.) и комплексной (совокупность простых медицинских услуг, отражающих технологический процесс оказания данной медицинской помощи; законченный случай по определенной нозологической форме: для стационара – законченный случай лечения, для скорой помощи – выезд бригады и др.).
Стандартные медицинские услуги оказываются по унифицированной технологии для подавляющего большинства пациентов и имеют устойчивое ценообразование.
Индивидуальные медицинские услуги обладают широким спектром манипуляций, диагностических, лечебных процедур, набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Ини имеет дифференцированные прейскуранты цен, максимально учитывающие затраты при их выполнении.
Экспертные медицинские услуги – система действий специалистов в целях изучения степени совершенства качества медицинских услуг в процессе их выполнения или их конечного результата.
Рынок в здравоохранении включает в себя систему взаимосвязанных рынков:
- рынок медицинских услуг;
- рынок лекарственных препаратов;
- рынок труда медицинского персонала;
- рынок научно-технических разработок;
- рынок медицинского оборудования и техники;
- рынок ценных бумаг и др.
Для рынка медицинских услуг характерны субъекты и объекты рыночных отношений.
Субъекты – это любое медицинское учреждение, производящее медицинские услуги независимо от форм собственности.
Объекты – товары, услуги, факторы производства, деньги, капитал, государственные льготы, субсидии.
Рыночный механизм в здравоохранении функционирует благодаря взаимодействию трех основных параметров: спрос, предложение, цена.
Спрос – количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период по определенной цене; платежеспособная потребность в медицинских услугах. Объем и структура спроса зависят от цен на товары и услуги и других неценовых факторов, таких как доходы потребителей, цена на другие предметы потребления и пр. Спрос на услуги при прочих равных условиях, изменяется в обратной зависимости от цены. Снижение ее побуждает покупателя приобретать побольше подешевевших услуг, особенно, если некоторые из них являются заменителями почти аналогичных, но более дорогих услуг.
В зависимости от характера спроса можно прогнозировать изменения потребностей пациентов в медицинских услугах, а, следовательно, увеличение или уменьшение объема медицинской помощи.
Предложение – это количество медицинских услуг, которое может оказать (продать) медицинские учреждения в определенный период времени по определенной цене. Предложение зависит от цены и других неценовых факторов (численность медицинского оборудования, квалификация, персонала, налоговая политика и др.). Предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цен, т.е. по мере роста цен производители предлагают увеличивающееся количество услуг, а по мере падения цен количество услуг уменьшается.
Цена – это та сумма денег, за которую потребитель может купить, а производитель готов продать услугу или товар; денежное выражение стоимости услуги.
В связи с тем, что цена органично связана с предложением и спросом, выделяют следующие понятия:
цена предложения – предельно минимальная цена, по которой производитель готов оказывать услуги пациентам и которая должна окупать затраты на проведение услуг и приносить прибыль; рыночная цена не может быть ниже цены предложения, потому что тогда деятельность окажется неэффективной или убыточной;
цена спроса – предельно максимальная цена, за которую пациенты согласны получить услуги; рыночная цена не может подняться выше цены спроса, т.к. у пациента на более высокую оплату нет денег;
цена равновесия устанавливается при равенстве спроса и предложения.
Рыночный механизм в здравоохранении обеспечивает динамическое равновесие между спросом и предложением и действует как саморегулирующаяся система и эффективный механизм взаимодействия спроса, предложения, конкуренции, уровня потребления товаров и услуг.
Соотношение спрос-предложение-цена, являющееся основой саморегуляции рынка, на рынке медицинских услуг может нарушаться, так как сильно подвержено влиянию неценовых факторов. Не всегда увеличение предложения снижает цену услуги, не всегда увеличение спроса на услуги клинически и экономически целесообразно.
Главное звено рыночного механизма – конкуренция. Конкуренция – это состязание между экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод.
Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов регулирования в рыночной экономике. Как правило, конкуренция на рынке регулирует цены на товары и услуги и ведет к повышению их качества.
Чтобы поддерживать конкуренцию, надо иметь определенные преимущества перед конкурентами и поддерживать, наращивать, не упускать эти преимущества. Конкурентное преимущество – превосходство собственного товара (услуги) в свойствах, качестве, удобстве использования. К числу конкурентных преимуществ медицинских услуг относятся: приемлемая цена для потребителя; большой ассортимент; качество, надежность, возможность компенсации потерь; удобные графики работы врачей, место расположения продавца услуг; консультационное сопровождение квалифицированными специалистами; скидки для определенных контингентов потребителей; высокая культура обслуживания.
Для эффективной организации производства и реализации медицинских товаров и услуг необходимы знания основ медицинского маркетинга.
Медицинский маркетинг – это комплекс мероприятий, направленный на изучение спроса, организацию производства и создание условий для удовлетворения потребности населения в различных видах медицинских товаров и услуг.
Маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка. Он включает:
- разработку концепции товара или услуги (определение вида и основных характеристик предполагаемого для продажи медицинского товара или услуги);
- анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментацию и позиционирование рынков);
- ценовую стратегию и политику.
Составная часть маркетинга – реклама.
В условиях развития рыночных отношений в здравоохранении маркетинговая деятельность позволяет лечебно-профилактическим учреждениям эффективнее использовать ресурсы, получать прибыль, адекватно удовлетворять потребности населения в медицинской помощи, учитывая данные о том, что необходимо для поддержания и преумножения здоровья населения.
Государственное регулирование рынка – необходимое условие существования смешанной экономики в хозяйстве страны и, особенно, в здравоохранении, где необходимы доступность и равенство в получении медицинской помощи.
Главной целью регулирования рыночных механизмов является повышение доступности и качества медицинской помощи населению, повышение эффективности деятельности самой системы здравоохранения.
Регулирующая роль государства выражается в разработке антимонопольного законодательства и контроле за монополиями, производящими, например, лекарственные препараты. Государственное воздействие на частные, коллективные, акционерные организации проявляется в виде ограничительно-запретительных мер, налогов, пошлин, сборов и платежей.
Приложение 1
Вопросы для проведения входящего контроля
- Дать определение понятия финансовая система страны.
- Признаки финансирования здравоохранения.
- Перечислить источники финансирования здравоохранения.
- Дать характеристику общих налоговых доходов как источника финансирования здравоохранения.
- Дать характеристику целевых налоговых поступлений как источника финансирования здравоохранения.
- Дать характеристику целевого взноса на обязательное медицинское страхование как источника финансирования здравоохранения.
- Дать характеристику личных средств граждан как источника финансирования здравоохранения.
- Экономические формы оказания гражданам медицинской помощи.
- Источники финансовых ресурсов системы здравоохранения в настоящее время.
- Основные источники финансирования деятельности ФАП.
Приложение 2
Вопросы для проведения итогового контроля
- Дать определение понятия рынок медицинских услуг.
- Дать определение понятия медицинская услуга.
- Перечислить специфические особенности медицинских услуг.
- Дать краткие характеристики особенностям медицинских услуг.
- Перечислить виды медицинских услуг, дать краткие им характеристики.
- Перечислить составляющие рынка медицинских услуг.
- Дать определение понятий субъекта и объекта рыночных отношений в здравоохранении.
- Перечислить основные параметры рыночного механизма в здравоохранении. Дать определение понятия спрос.
- Дать определение понятий предложение и цена.
- Дать определение понятия конкуренция. Конкурентные преимущества медицинских услуг.
- Медицинский маркетинг, его роль в рыночных отношениях в здравоохранении.
Предварительный просмотр:
Тема 3.1. Анализ экономической деятельности ФАП, здравпункта образовательных учреждений и производственных предприятий, СМП.
Финансовые и материальные ресурсы здравоохранения.
Финансовые и материальные ресурсы – это основные виды ресурсов, используемые организациями здравоохранения в процессе экономической деятельности.
Финансовые ресурсы здравоохранения – совокупность всех видов денежных средств (российская и иностранная валюта, ценные бумаги, платежные карты и денежные документы), находящихся в распоряжении органов управления здравоохранением, фондов обязательного медицинского страхования, организаций здравоохранения, страховых медицинских организаций, предназначенных для обеспечения функционирования и развития системы здравоохранения.
Материальные ресурсы здравоохранения – совокупность зданий, сооружений, оборудования, транспорта, горюче-смазочных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, расходных материалов, запасных частей, инструментария, мягкого инвентаря, хозяйственных товаров, сырья и других материальных ценностей, находящихся в распоряжении организаций здравоохранения и использующихся для производства медицинских товаров и услуг.
Универсальным документом, отражающим состояние финансовых и материальных ресурсов организации здравоохранения, результаты ее финансово-хозяйственной деятельности, является бухгалтерский баланс. Этот документ представляет собой двустороннюю таблицу, в которой левая сторона называется активом баланса, правая сторона — пассивом баланса.
Данные баланса отражают финансовое положение организации здравоохранения, ее платежеспособность и доходность. Поскольку бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовых и материальных ресурсах организации (активы), ее денежных обязательствах, капитале и резервах (пассивы), в его основу положено основное уравнение бухгалтерского учета:
Активы = Капитал + Обязательства.
Таким образом, бухгалтерский баланс отражает равновесие или равенство активов и пассивов, т.е. ресурсов, находящихся в распоряжении организации, и источников денежных средств, за счет которых сформированы эти ресурсы.
Из этого следует вывод, что активов в организациях здравоохранения не может быть больше, чем источников, за счет которых они образуются.
Активы бухгалтерского баланса организации здравоохранения — это часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении совокупность финансовых, материальных и нематериальных ресурсов организации. Таким образом, активы представляют собой экономический ресурсный потенциал, который прямо или косвенно может быть трансформирован в денежный поток для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации здравоохранения.
Пассивы бухгалтерского баланса — это часть бухгалтерского баланса, отражающая совокупность источников денежных средств и обязательств организации, за счет которых сформированы ее активы.
Пассив показывает возможное погашение организацией в будущем требований ее учредителей и кредиторов и стоимость этих требований.
Одно из важнейших свойств активов организаций здравоохранения — их ликвидность.
Ликвидность активов — это способность финансовых, материальных, нематериальных ресурсов быстро и легко реализовываться для погашения денежных обязательств организации.
Оценка ликвидности имеет принципиальное значение для анализа деятельности коммерческой организации здравоохранения, особенно в случаях невыполнения денежных обязательств, что может быть проявлением ее неплатежеспособности и привести к банкротству.
Банкротство (несостоятельность) - это признанная арбитражным судом или официально объявленная учредителями неспособность организации удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров и услуг, включая неуплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Большую часть материальных ресурсов в здравоохранении составляют основные средства.
Основные средства в здравоохранении (основной капитал, основные фонды, основные ресурсы) — одна из составных частей активов организаций здравоохранения, которые длительное время используются для производства медицинских товаров и услуг, постепенно перенося на них свою стоимость.
В здравоохранении к основным средствам относятся здания, сооружения, оборудование, транспорт, измерительные приборы и устройства, вычислительная техника и другие объекты бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с «Общероссийским классификатором основных фондов» со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Статистика основных средств включает в себя следующие группы показателей:
• показатели стоимости и состояния основных средств;
• показатели движения основных средств;
• показатели использования основных средств.
Показатели стоимости и состояния основных средств
Общий объем основных средств может быть определен только в денежном выражении. Для этого рассчитывают их балансовую стоимость.
Балансовая стоимость - это стоимость основных средств, по которой они учтены в бухгалтерском балансе организации здравоохранения.
В процессе работы основные средства подвергаются физическому и моральному износу.
Физический износ означает утрату основными средствами своей потребительной стоимости, в результате чего они становятся непригодными для дальнейшего использования. Физический износ основных средств может быть следствием их эксплуатации, влияния внешних (природных) факторов, чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение и др.). Физический износ представляет собой материальную основу амортизации.
Моральный износ - это уменьшение стоимости основных средств на фоне научно-технического прогресса и роста производительности труда. Первое обстоятельство приводит, например, к появлению на рынке более современного диагностического оборудования, что становится фактором снижения полезности действующих диагностических комплексов. Второе - к удешевлению вновь создаваемого оборудования по сравнению с действующими. Степень морального износа основных средств определяется экспертно и должна учитываться при определении сроков их службы, норм амортизации, при переоценке.
Своевременная и объективная оценка физического и морального износа основных средств, прежде всего, диагностического и лечебного медицинского оборудования в здравоохранении имеет принципиальное значение. От технических и эксплуатационных характеристик, к примеру рентгенодиагностических комплексов, оборудования для лучевой терапии зависят здоровье и безопасность не только пациентов, но и обслуживающего персонала. Именно поэтому основные средства в здравоохранении (здания, сооружения, медицинское и бытовое оборудование, транспорт) должны подвергаться постоянной реновации.
Реновация - процесс замещения выбывающих в результате физического и морального износа основных средств новыми. Реновация является необходимым условием обеспечения качества и безопасности производимых медицинских товаров и услуг, и она должна осуществляться в пределах амортизационного фонда за счет амортизационных отчислений.
Показатели движения основных средств
Принимая участие в процессе производства медицинских товаров и услуг, перенося на них часть своей стоимости, основные средства находятся в постоянном движении: поступают, обновляются, ликвидируются, выбывают, заменяются. Для оценки в динамике этого процесса рассчитывают следующие показатели:
• коэффициент обновления основных средств;
• коэффициент выбытия основных средств.
Коэффициент обновления основных средств характеризует процесс постоянного обновления зданий, сооружений, оборудования, транспорта и других объектов бухгалтерского учета организаций здравоохранения, как обязательного условия повышения качества медицинской помощи.
Коэффициент выбытия основных средств дополняет предыдущий показатель и характеризует своевременность вывода (списание) объектов основных средств из эксплуатации по достижении ими нормативного срока работы и находится следующим образо
Показатели использования основных средств
Один из важнейших разделов статистики основных средств - расчет и анализ показателей их использования. Для характеристики полноты и эффективности использования основных средств в здравоохранении рассчитываются:
• показатель фондоотдачи;
• показатель фондоемкости;
• показатель фондовооруженности.
Показатель фондоотдачи применяется для анализа эффективности использования основных средств и соответствует тому, сколько медицинских товаров и услуг (в стоимостном выражении) производится на единицу стоимости основных средств.
Положительная динамика этого показателя свидетельствует об эффективном использовании основных средств организацией здравоохранения.
Показатель фондоемкости является обратным к показателю фондоотдачи и характеризует величину основных средств, необходимую для производства единицы продукции (медицинских товаров и услуг) стоимостью в 1 рубль. Он рассчитывается по формуле. Уменьшение данного показателя в динамике также свидетельствует об эффективном использовании основных фондов организации здравоохранения.
Показатель фондовооруженности характеризует уровень материально-технического обеспечения медицинского персонала организаций здравоохранения, участвующих в процессе производства медицинских товаров и услуг. Положительная динамика этого показателя - одно из условий улучшения качества медицинской помощи.
Другую часть материальных и финансовых ресурсов составляют оборотные средства.
Оборотные средства в здравоохранении (оборотный капитал, оборотные фонды, оборотные ресурсы) - одна из частей активов организации здравоохранения, необходимых, в дополнение к основным средствам, для производства медицинских товаров и услуг.
В здравоохранении к оборотным средствам относятся: готовая продукция, дебиторская задолженность (менее 1 года), ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения, денежные средства на банковских и прочих счетах, товарные запасы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, белье и постельные принадлежности, расходы будущих периодов. Их использование осуществляется в рамках одного производственного цикла (лечебной, диагностической, реабилитационной процедуры) или в течение относительно короткого периода времени, не превышающего 12 месяцев.
Для статистического анализа оборотных средств используются следующие показатели:
• коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
• коэффициент закрепления оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует скорость оборота ресурсов (в разах) за определенный период времени. Увеличение показателя в динамике - свидетельство о повышении эффективности работы организации здравоохранения. Уменьшение - свидетельство об ухудшении ее финансового состояния.
Коэффициент закрепления оборотных средств является обратным предыдущему показателю и соответствует средней стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции стоимостью 1 рубль. Уменьшение значения этого показателя в динамике свидетельствует об улучшении финансового состояния организации здравоохранения.
Завершающим этапом анализа экономической деятельности организаций здравоохранения служит оценка их финансовых результатов.
Финансовые результаты организации здравоохранения - итог экономической деятельности организации за определенный период времени (месяц, квартал, год), который выражается в показателях прибыли или убытков и определяется как разница между выручкой от реализации и полной себестоимостью продукции.
Прибыль - экономическая категория, комплексно отражающая финансовые результаты деятельности организации здравоохранения и выражающаяся в превышении доходов от реализации медицинских товаров и (или) услуг над затратами по производству и реализации этой продукции.
В общем виде прибыль исчисляется как разность между валовым (совокупным) доходом и валовыми затратами. В процессе формирования прибыли отражаются все основные составляющие экономической деятельности организации: менеджмент, маркетинг, прогнозирование и планирование, ценообразование. Она является собственным источником для расширенного воспроизводства основных и пополнения оборотных средств (капитализация прибыли). Каждая организация стремится к получению максимальной прибыли от реализации продукции. При этом принципиально важно знать, при каком объеме производства (реализации) и цене на продукцию можно получить максимальную величину прибыли.
Поскольку одной из главных составляющих в оценке финансовых результатов организации являются затраты на производство и реализацию продукции, необходимо уточнить структуру и систему их учета.
Затраты (издержки) - расход материальных, финансовых, информационных и других ресурсов в стоимостном выражении, используемых в процессе производства медицинских товаров и (или) услуг.
Выделяют:
• переменные затраты;
• постоянные затраты.
Переменные затраты - издержки на производство и реализацию продукции, величина которых изменяется пропорционально объему этой продукции. К ним относятся: заработная плата персонала, непосредственно занятого в производстве, стоимость потребленных материальных ресурсов (материалы, сырье, энергоносители, тара и др.), расходы на рекламу, на налоги (налог на добавленную стоимость), платежи, зависящие от объема производства, и др.
Постоянные затраты - издержки на производство и реализацию продукции, размер которых не зависит от объема производства. К ним относятся: амортизация основных средств, заработная плата управленческого персонала, налоговые отчисления, платежи во внебюджетные фонды, арендная плата, ставка банковского процента по кредитам и др.
Сумма переменных и постоянных затрат составляет валовые затраты.
При увеличении объема производства валовые затраты снижаются за счет неизменности постоянных затрат, что приводит к увеличению прибыльности организации. И наоборот, сокращение объема производства, опять же при неизменности постоянных затрат, ведет к снижению его прибыльности.
Затраты на производство и реализацию продукции составляют полную себестоимость продукции.
В статистике экономической деятельности для оценки финансовых результатов здравоохранения рассчитывают следующие показатели:
• показатель валовой прибыли;
• показатель чистой прибыли.
Показатель валовой (маржинальной) прибыли комплексно отражает финансовые результаты деятельности организации здравоохранения и характеризует превышение доходов от реализации медицинских товаров и (или) услуг над затратами по производству и реализации этой продукции.
Показатель чистой прибыли показывает объем прибыли, оставшейся в распоряжении организации здравоохранения после уплаты налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Для эффективно работающих организаций здравоохранения значения этих показателей должны быть положительны и иметь тенденцию к росту.
Организации самостоятельно определяют направления, объемы и характер использования чистой прибыли. Она идет на формирование различных фондов: накопления, развития производства, социального развития, материального поощрения, резервного (рискового) фонда.
Финансовая устойчивость организации здравоохранения – это характеристика стабильности финансового положения организации, которая достигается высокой долей собственного капитала в структуре используемых финансовых ресурсов.
Другими словами, под финансовой устойчивостью понимается способность организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам, то есть быть платежеспособной.
Платежеспособность - это способность физических и юридических лиц выполнять обязательства по платежам, установленным договорами и законодательными актами.
Собственные оборотные средства (собственный оборотный капитал) - важнейший источник формирования оборотных средств, который обеспечивает финансовую самостоятельность организации для эффективного ведения экономической деятельности. Они формируются за счет уставного капитала, чистой прибыли, резервного капитала (страхового фонда), фонда накопления. Могут пополняться за счет эмиссии ценных бумаг, размещения их на первичном финансовом рынке. Служат источником образования нормируемых оборотных средств.
В структуре источников формирования оборотных средств наряду с собственным капиталом всегда присутствуют и участвуют в обороте привлеченные средства, основу которых составляют заемные средства - краткосрочные кредиты банков. Кроме того, к привлеченным средствам относятся кредиторская задолженность, остатки фондов и резервов организации, временно не используемые по целевому назначению.
Оптимальное соотношение долей собственного и привлеченного капитала является главным условием финансовой устойчивости организации здравоохранения, которое оценивается коэффициентом задолженности.
Коэффициент задолженности отражает потенциальную возможность организации влиять на прибыль и рентабельность путем изменения объема и структуры долгосрочных обязательств. |
Коэффициент автономии характеризует роль собственного капитала в формировании активов организации и соответствует доле средств, которые организация может длительное время использовать в своей деятельности.
Экономический анализ – необходимое звено в системе управления медицинским учреждением, которое обосновывает выбор оптимального варианта решения целого комплекса проблем, связанных с планированием деятельности учреждения, принятием определенных управленческих решений. Основными задачами экономического анализа являются:
- полнота и своевременность выполнения плана производственных показателей учреждения здравоохранения;
- контроль за правильным использованием средств, сохранностью денежных средств и материальных ценностей учреждения;
- повышение эффективности использования средств, улучшение планирования финансирования и нормирования расходов;
- обеспечение финансовой устойчивости учреждения;
- принятие мер по устранению выявленных недостатков и улучшению.
Приложение 1
Вопросы для проведения входящего контроля
- Дать определение понятия рынок медицинских услуг.
- Дать определение понятия медицинская услуга.
- Перечислить специфические особенности медицинских услуг.
- Дать краткие характеристики особенностям медицинских услуг.
- Перечислить виды медицинских услуг, дать краткие им характеристики.
- Перечислить составляющие рынка медицинских услуг.
- Дать определение понятий субъекта и объекта рыночных отношений в здравоохранении.
- Перечислить основные параметры рыночного механизма в здравоохранении. Дать определение понятия спрос.
- Дать определение понятий предложение и цена.
- Дать определение понятия конкуренция. Конкурентные преимущества медицинских услуг.
- Медицинский маркетинг, его роль в рыночных отношениях в здравоохранении.
Приложение 2
Вопросы для проведения итогового контроля
- Дать определение понятия финансовые ресурсы здравоохранения.
- Дать определение понятия материальные ресурсы здравоохранения.
- Понятие бухгалтерский баланс, его значение.
- Активы бухгалтерского баланса.
- Пассивы бухгалтерского баланса.
- Ликвидность активов бухгалтерского баланса, их значение.
- Основные средства в здравоохранении, основные группы показателей.
- Оборотные средства в здравоохранении, их основные составляющие.
- Финансовые результаты организации здравоохранения.
- Прибыль в здравоохранении, ее роль.
- Финансовая устойчивость организации, платежеспособность.
- Источники формирования собственных оборотных средств в здравоохранении.
- Экономический анализ, его основные задачи.
Предварительный просмотр:
Тема 3.1. Анализ экономической деятельности ФАП, здравпункта образовательных учреждений и производственных предприятий, СМП.
Финансово-хозяйственная деятельность ФАП, здравпункта образовательных учреждений и производственных предприятий, СМП. Значение бухгалтерского анализа.
Финансово-хозяйственная деятельность ФАП, здравпункта образовательного учреждения и производственных предприятий, станции скорой медицинской помощи, а также их обособленных (структурных) подразделений основывается на плане финансово-хозяйственной деятельности, который составляется на финансовый год и плановый период.
План финансово-хозяйственной деятельности должен отражать плановые поступления сумм доходов, расходов и остатков, сформированных на начало и конец отчетного периода, которые должны соответствовать фактическим показателям сумм доходов, расходов и остатков.
План финансово-хозяйственной деятельности содержит следующие части: заголовочную, содержательную, оформляющую.
В заголовочной части Плана указываются:
- гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения;
- наименование документа, с указанием периода представленных сведений;
- дата составления документа;
- наименование учреждения;
наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения);
- наименование единиц измерения показателей, включаемых в План, и их коды.
Содержательная часть Плана состоит из текстовой (описательной) части и табличной части.
В текстовой (описательной) части Плана указываются:
- цели деятельности учреждения в соответствии с уставом учреждения;
- виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения;
- общая балансовая стоимость недвижимого государственного имущества на дату составления Плана;
- общая балансовая стоимость движимого государственного имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
- сведения об имуществе учреждения, переданном в аренду сторонним организациям.
В табличной части Плана указываются:
- показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана);
- плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.
Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации в разрезе:
- субсидий на выполнение государственного задания;
- целевых субсидий;
- бюджетных инвестиций;
- поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к основным видам его деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также от иной приносящей доход деятельности;
- прочих поступлений (сдача в аренду федерального недвижимого имущества и т.д.);
- поступлений от реализации ценных бумаг (в случаях, установленных федеральными законами).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат на:
- оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда с расшифровкой (заработная плата; прочие выплаты; начисления на выплаты по оплате труда);
- оплату работ, услуг с расшифровкой (расходы на коммунальные услуги; работы, услуги по содержанию имущества);
- социальное обеспечение;
- прочие расходы;
- поступления нефинансовых активов с расшифровкой (расходы на увеличение стоимости основных средств; увеличение стоимости нематериальных активов; увеличение стоимости материальных запасов);
- поступления финансовых активов.
Плановые объемы расходов (выплат), связанных с выполнением учреждением государственного задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в установленном порядке.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Направления использования планируемых средств учреждения в плане финансово-хозяйственной деятельности:
- расходы на заработную плату;
- начисления на оплату труда;
- прочие выплаты;
- расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
- расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
- расходы на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
- расходы на оплату услуг связи;
- расходы на оплату транспортных услуг;
- расходы на оплату коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества;
- расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг;
- расходы на оплату социального обеспечения работников медицинских организаций согласно законодательству РФ;
- расходы на приобретение оборудования.
Рассмотрение бухгалтерского баланса дает информацию об имуществе и обязательствах предприятия, их структуре и динамике за прошедший период, а также позволяет сравнивать результаты хозяйственной деятельности предприятий с учетом поправок на отрасль и специфику работы.
Анализ бухгалтерского баланса выступает несравнимым источником при оценке (анализе) функционирования хозяйственной единицы, ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленной на совершенствование или развитие всей системы управления предприятием. На основе данных, представленных в балансе, имеется возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций.
Бухгалтерский баланс, в сущности, является системной моделью, обобщенно отражающей кругооборот средств предприятия и финансовые отношения, в которые вступает предприятие в ходе этого кругооборота.
Баланс служит основным источником для анализа финансового состояния предприятия и принятия правильных управленческих решений.
Экономический анализ – необходимое звено в системе управления медицинским учреждением, которое обосновывает выбор оптимального варианта решения целого комплекса проблем, связанных с планированием деятельности учреждения, принятием определенных управленческих решений. Основными задачами экономического анализа являются:
- полнота и своевременность выполнения плана производственных показателей учреждения здравоохранения;
- контроль за правильным использованием средств, сохранностью денежных средств и материальных ценностей учреждения;
- повышение эффективности использования средств, улучшение планирования финансирования и нормирования расходов;
- обеспечение финансовой устойчивости учреждения;
- принятие мер по устранению выявленных недостатков и улучшению.
Экономический анализ финансовой и хозяйственной деятельности необходим для оценки устойчивости учреждения, состояния финансов, а значит, возможности свободно маневрировать денежными средствами для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации медицинских услуг, а также расширения и обновления производственной базы. Также анализ позволяет отследить тенденции развития организации, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит связующим звеном между производственной деятельностью и выработкой управленческих решений.
Приложение 1
Вопросы для проведения входящего контроля
- Дать определение понятия финансовые ресурсы здравоохранения.
- Дать определение понятия материальные ресурсы здравоохранения.
- Понятие бухгалтерский баланс, его значение.
- Активы бухгалтерского баланса.
- Пассивы бухгалтерского баланса.
- Ликвидность активов бухгалтерского баланса, их значение.
- Основные средства в здравоохранении, основные группы показателей.
- Оборотные средства в здравоохранении, их основные составляющие.
- Финансовые результаты организации здравоохранения.
- Прибыль в здравоохранении, ее роль.
- Финансовая устойчивость организации, платежеспособность.
- Источники формирования собственных оборотных средств в здравоохранении.
- Экономический анализ, его основные задачи.
Приложение 2
Вопросы для проведения итогового контроля
- Основа финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения и их подразделений.
- План финансово-хозяйственной деятельности, его роль, основные части.
- Структура заголовочной части плана финансово-хозяйственной деятельности.
- Структура содержательной части плана финансово-хозяйственной деятельности.
- Основные направления плановых показателей в разрезе выплат.
- Направления использования планируемых средств в плане финансово-хозяйственной деятельности.
- Роль анализа бухгалтерского баланса.
- Основные задачи экономического анализа медицинского учреждения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урака экономики "Экономические основы деятельности предприятия"
Разработка выполнена в режиме презентации. В работе отражены основные экономические показатели деятельности предприятия, их экономическое содержание, порядок расчета. После теоретического материала да...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 06.01 Организация профессиональной деятельности Для специальности: 31.02.01«Лечебное дело» Дисциплина: Информационное обеспечение профессиональной деятельности
Контрольно-оценочные средства ПМ.06 Организационно-аналитическая деятельность МДК 06.01 Организация профессиональной деятельности для дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деят...
Презентация к лекции 3.1 Организационные и экономические основы здравоохранения РФ
Презентация к лекции 3.1 Организационные и экономические основы здравоохранения РФ...
Презентация к лекции 4 Экономические основы здравоохранения. Источники финансирования здравоохранения
Презентация к лекции 4 Экономические основы здравоохранения. Источники финансирования здравоохранения...
Раздел 1.1 Общественное здоровье ПМ.06 Организационно-аналитическая деятельность
Лекционный материал...
Теоретический материал раздела "Информационное обеспечение профессиональной деятельности" ПМ 06 "Организационно-аналитическая деятельность"
Данный теоретический материал создан в формате методических рекомендаций для преподавателей с приложением текстов лекций и контрольных вопросов для каждого занятия....
Формирование компетенций в рамках изучения профессионального модуля ПМ 06. Организационно-аналитическая деятельность
Формирование компетенций в рамках изучения профессионального модуля ПМ 06. Организационно-аналитическая деятельность...