Выступление на ЦМК "Проблемы самообразование студентов при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ"
статья
Выступление на ЦМК
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы самообразование студентов при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ
Реформы и преобразования, которые происходят в нашем обществе, предъявляют в настоящий момент очень высокие требования к качеству труда специалистов, их профессионализму и компетентности. Соответствовать данному уровню сможет лишь тот человек, который систематически и непрерывно совершенствует свою квалификацию. Среди разнообразных форм повышения квалификации особое место занимает самообразовательная деятельность.
Сегодня образование, полученное в каком-либо учебном заведении, составляет лишь фундамент для непрерывного образования, получаемого, главным образом, за счет самообразования студентов.
Одной из важнейших задач современного обучения в образовательных учреждениях, является усвоение не только готовой системы знаний, но и методов самообразования. Прежде, чем определить роль самообразования я попыталась найти определение.
В настоящее время имеется несколько точек зрения ученых на определение самообразование студента в целом.
По мнению одних авторов, сущность заключаются в следующем:
- самообразование студентов – это особая сфера их познавательно-практической деятельности, которая имеет относительную самостоятельность, законченность и не нуждается в соответствующей педагогической организации;
- самообразование - это внутренняя потребность. Оно предполагает наличие у студента интереса работе, желание постоянно добывать, расширять, углублять и совершенствовать свои знания без какого-либо внешнего побуждения;
По мнению других авторов, под самообразованием понимают следующее: "Самообразование это самостоятельная подготовка студентов, идущая параллельно с учебным процессом, в органической связи с ним, по установленным программам с самостоятельным расширением задач и привлечением дополнительного теоретического и практического материала и нуждается в соответствующей педагогической организации.
Современная система образования предполагает увеличение объемов самостоятельной работы и развитие у студентов сознательного отношения к получению знаний, т.е. к самообразованию. Одним из важных направлений, обеспечивающих развитие подобных навыков, является научно-исследовательская деятельность – в данном случае мы рассматриваем выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.
При выполнении указанных форм работы студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач, а именно:
1. видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
2. выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;
3. анализировать ход поиска решения задач.
Помимо этого студенты в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ учатся пользоваться библиографическими указателями, они изучают определенный минимум литературы по избранной теме и накапливают нужную информацию. А также излагают состояние изучаемого вопроса, обрабатывают полученный материал, делают соответствующие выводы.
Студенты учатся овладевать очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.
Но в практическом образовании мы сталкиваемся с трудностями. Очень часто студенты испытывают затруднения в выборе темы работ; целей и задач; студенты теряются в поиске необходимой информации; Не умеют анализировать, обобщать и систематизировать материал. По мнению ряда специалистов, одной из причин может быть низкий уровень готовности самообразования студента, как качественный, так и количественный.
Еще одной причиной развития такой ситуации в образовании может являться проблема разрыва требований, которые должны предъявляться к студентам младших курсов. Т.е. большая часть студентов не принимает участия в научно-исследовательской работе до момента выполнения ВКР, а написанные курсовые работы в большинстве случаях носят реферативный характер, хотя вот исходя из положения о ВКР, согласно пункта 4.5, дипломная работа может быть логическим продолжением курсовой работы.
Вместе с тем, необходимо отметить, по мнению ряда авторов в литературе недостаточно публикаций, отражающих опыт организации научной работы студентов младших курсов.
Учитывая данный факт, многие специалисты считают, что необходимо выработать систему требований к научно-исследовательской работе студентов, уже начиная с первого курса.
В заключении можно сказать:
1. Самообразование – это процесс индивидуального, целенаправленного овладения студентом системой знаний, и носит этапный характер.
2. Научно-исследовательская деятельность развивает самые главные качества в студенте, такие как - самостоятельность суждений, умение концентрироваться, и постоянно обогащать собственный запас знаний.
- Правильно организованный процесс самообразования студентов должен руководствоваться со стороны преподавателей.
Таким образом, система работы по формированию готовности студентов к самообразованию представляется как комплекс взаимосвязанных специальных педагогических мер, осуществляемых в процессе учебно-воспитательной работы, который, на мой взгляд требует дополнительного изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для студентов по выполнению экономической части выпускной квалификационной работы по специальности 43.02.02"Парикмахерское искусство"
Методическая разработка для студентов, выполняющих ВКР по специальности "Парикмахерское искусство" (экономическая часть)...
Методические указания для студентов по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ
Это поможет Вам по выполнению курсовых работ...
Курсовые и выпускные квалификационные работы
Курсовые и выпускные квалификационные работы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы
Методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)...
Создание презентаций к курсовым и выпускным квалификационным работам
Методические указания предназначены для разработки содержимого презентаций, сопровождающих выступления, доклады, защиту курсовых и выпускных квалификационных работ студентов СПБ ГБПОУ «СПбПК&raq...
Курсовые и выпускные квалификационные работы
Курсовые и выпускные квалификационные работы...
Курсовые и выпускные квалификационные работы
Курсовые и выпускные квалификационные работы...