Выступление на ЦМК "Проблемы самообразование студентов при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ"
статья

Демидова Татьяна Владимировна

Выступление на ЦМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы самообразование студентов при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ

Реформы и преобразования, которые происходят в нашем обществе, предъявляют в настоящий момент  очень высокие требования к качеству труда специалистов, их профессионализму и компетентности. Соответствовать данному уровню сможет лишь тот человек, который систематически и непрерывно совершенствует свою квалификацию. Среди разнообразных форм повышения квалификации особое место занимает самообразовательная деятельность.

Сегодня образование, полученное в каком-либо учебном заведении, составляет лишь фундамент для непрерывного образования, получаемого, главным образом, за счет самообразования студентов.

Одной из важнейших задач современного обучения в образовательных учреждениях, является усвоение не только готовой системы знаний, но и методов самообразования. Прежде, чем определить роль самообразования я попыталась найти определение.

В настоящее время имеется несколько точек зрения ученых на определение самообразование студента в целом.

По мнению  одних авторов, сущность  заключаются в следующем:
- самообразование студентов – это особая сфера их познавательно-практической деятельности, которая имеет относительную самостоятельность, законченность и не нуждается в соответствующей педагогической организации;
- самообразование - это внутренняя потребность. Оно предполагает наличие у студента интереса работе, желание постоянно добывать, расширять, углублять и совершенствовать свои знания без какого-либо внешнего побуждения;

По мнению других авторов, под самообразованием понимают следующее: "Самообразование это самостоятельная подготовка студентов, идущая параллельно с учебным процессом, в органической связи с ним, по установленным программам с самостоятельным расширением задач и привлечением дополнительного теоретического и практического материала и нуждается в соответствующей педагогической организации.

Современная система образования предполагает увеличение объемов самостоятельной работы и развитие у студентов сознательного отношения к получению знаний, т.е. к самообразованию. Одним из важных направлений, обеспечивающих развитие подобных навыков, является научно-исследовательская деятельность – в данном случае мы рассматриваем  выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.

При выполнении указанных форм работы студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач, а именно:

1. видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

2. выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;

3. анализировать ход поиска решения задач.

Помимо этого студенты в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ учатся пользоваться библиографическими указателями, они  изучают определенный минимум литературы по избранной теме и накапливают нужную информацию. А также излагают состояние изучаемого вопроса,  обрабатывают полученный материал, делают соответствующие выводы.

Студенты учатся овладевать очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.

Но в практическом образовании мы сталкиваемся с трудностями.  Очень часто студенты испытывают затруднения в выборе темы работ; целей и задач;  студенты теряются в поиске необходимой информации;  Не умеют анализировать, обобщать и систематизировать материал. По мнению ряда специалистов, одной из причин может быть низкий уровень готовности самообразования студента, как качественный, так и количественный.

Еще одной причиной развития такой ситуации в образовании может являться проблема разрыва требований, которые должны предъявляться к студентам младших курсов. Т.е. большая часть студентов не принимает участия в научно-исследовательской работе до момента выполнения ВКР, а написанные курсовые работы в большинстве случаях носят реферативный характер, хотя  вот исходя из положения о ВКР, согласно пункта 4.5, дипломная работа может быть логическим продолжением курсовой работы.

 Вместе  с тем,  необходимо отметить, по мнению ряда авторов  в литературе недостаточно публикаций, отражающих опыт организации научной работы студентов младших курсов.

Учитывая данный факт, многие специалисты считают, что необходимо выработать систему требований к научно-исследовательской работе студентов, уже начиная с первого курса.

В заключении можно сказать:

1. Самообразование – это процесс индивидуального, целенаправленного овладения студентом системой знаний,  и носит этапный характер.

2. Научно-исследовательская деятельность развивает самые главные качества в студенте, такие как - самостоятельность суждений, умение концентрироваться, и постоянно обогащать собственный запас знаний.

  1. Правильно организованный процесс самообразования студентов должен руководствоваться со стороны преподавателей.

Таким образом, система работы  по формированию готовности студентов к самообразованию представляется как комплекс взаимосвязанных специальных педагогических мер, осуществляемых в процессе учебно-воспитательной работы, который, на мой взгляд требует дополнительного изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по выполнению экономической части выпускной квалификационной работы по специальности 43.02.02"Парикмахерское искусство"

Методическая разработка для студентов, выполняющих ВКР по специальности "Парикмахерское искусство" (экономическая часть)...

Курсовые и выпускные квалификационные работы

Курсовые и выпускные квалификационные работы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы

Методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)...

Создание презентаций к курсовым и выпускным квалификационным работам

Методические указания предназначены для разработки содержимого презентаций, сопровождающих выступления, доклады, защиту курсовых и выпускных квалификационных работ студентов СПБ ГБПОУ «СПбПК&raq...

Курсовые и выпускные квалификационные работы

Курсовые и выпускные квалификационные работы...

Курсовые и выпускные квалификационные работы

Курсовые и выпускные квалификационные работы...