презентация к уроку по теме: рецепт
презентация к уроку
Презентация по теме: Рецепт рассказывает о частях рецепта, грамматической модели рецепта, особенностях выписывания рецептов для амбулаторных больных. Знания по этой теме
необходимы не только для получения зачета по предмету латинский яхык, но и для освоения всех без исключения предметов общепрофессионального цикла, без знаний по этой теме профессиональная деятельность среднего медицинского работника не возможна вообще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika4.pptx | 89.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План занятия Краткие сведенья о рецепте. Части рецепта. Структура рецепта его форма. Грамматическая модель рецепта. Особенности выписывания рецепта. Понятие о рецептурных сокращениях. Важность латинских предлогов ad , per , cum , pro , in . Слова для запоминания.
Per aspera ad astra ! – через тернии к звездам!
Рецепт – это письменное, составленное по установленной форме обращение врача в аптеку об изготовлении и отпуске больному лекарства с указанием способа его употребления. Рецепт пишется на специальном бланке. В рецепте различается последовательно 9 частей. Наименование лечебно – профилактического учреждения (штамп) и код. Дата прописывания рецепта (число, месяц, год). Фамилия и инициалы больного. Возраст. Фамилия и инициалы врача. Обозначение лекарственных веществ и их количества (пропись).
7. Название лекарственной формы ( мазь, порошок и т.п.) или другие указания фармацевту. 8 . Способ применения лекарства (сигнатура). 9 . Подпись и личная печать врача. Из этих 9 обязательных частей рецепта на латинском языке пишутся: 6 – я и 7- я части и первая слова 8 – й . 6 – я часть – обозначение лекарственных средств и их количества (пропись) – начинается с обязательного условного сокращения Rp .: ( Recipe : - Возьми) – форма повелительного наклонения глагола recipere – взять, брать (слово « receptum », происходящее от этого глагола, буквально означает «полученное», «взятое»). Затем следует перечисление названий лекарственных средств, необходимых для изготовления лекарства, с указанием их количества.
Модель грамматической зависимости в шестой части рецепта (Recipe ): (возьми) Название лекарственного средства или препарата Genetivus Количество (доза) лекарственного средства Accusativus Чего? Сколько? (что?)
При составлении прописи нужно руководствоваться следующими правилами: а) Название каждого средства пишется с новой строки и с прописной буквы. С прописной буквы пишется так же в середине строки название лекарственного вещества или растения. С права указывается количество. Например: Recipe : Tincturae Valerianae 10 ml Tincturae Convallariae 15 ml б ) Название каждого средства пишется в родительном падеже , так как оно грамматически зависит от указания дозы (количества). Выражение, обозначающее дозу (количество), ставится в винительном падеже, так как оно служит прямым дополнением при глаголе recipe- возьми. Например: Возьми (что?) три капли (вин. пад . мн. ч.) (чего?) мятного масла (род. пад .) Recipe : Olei Menthae guttas III ( olei - род. пад ., 2-е скл .).
8 – я часть – способ применения лекарства – начинается с условного сокращения S . – формы повелительного наклонения Signa – обозначь или сослагательного. Signetur – обозначить. В этой части на русском или на родном языке больного врач указывает, как следует принимать лекарство. Например: Signa : По 15 капель 2 раза в день за 30 мин до еды; Signa : По 1 таблетке 3 раза в день; Signa : По 1 чайной ложке на стакан теплой воды (для полоскания).
О ПОРЯДКЕ ВЫПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ НА ЛЕКАРСТВА АМБУЛАТОРНЫХ БОЛЬНЫХ 1. Рецепты выписываются четко и разборчиво чернилами или шариковой ручкой с обязательным заполнением всех предусмотренных в бланке граф. Исправления в рецепте не допускаются. 2. Состав лекарства, обозначение лекарственной формы и обращение врача к фармацевту об изготовлении и выдачи лекарства пишутся на латинском языке. Использование латинских сокращений этих обозначений разрешается только в соответствии с принятыми в медицинской и фармацевтической практике. Не допускаются сокращения обозначений близких по наименованию ингредиентов, не позволяющие установить, какое именно лекарственное средство прописано. 3. Способ применения лекарств обозначается на русском или национальном языке с указанием дозы, частоты, времени и длительности приема. Запрещается ограничиваться общими указаниями типа «внутреннее», «известно» и т.д. 4. При необходимости экстренного отпуска лекарства больному в верхней части рецептурного бланка проставляется обозначение «с ito » (быстро!)или « statim » (немедленно! ) . 5. При выписывании рецепта количество жидких веществ указывается в миллилитрах (например: 0,1 ml ; 1 ml ; 5 ml ; 20 ml и тд ), в граммах или каплях, причем количество капель обозначается римской цифрой, а твердых и сыпучих веществ – в граммах (например: 0,001; 0,05; 0,3; 1,0; 10,0 и тд ).
Рецептурные сокращения Врачи, фельдшера и медицинские сестры в рецептах применяют различные сокращения. Обычно сокращаются: а) название лекарственных форм и галеновых препаратов; б) название органов растений; в) различного рода указания фармацевту, рецептурные формулировки. Не допускаются сокращения близких по наименованию ингредиентов, не позволяющие установить, какое именно лекарственное средство прописано. Если слово сокращается на слоге, в составе которого несколько согласных, то все они выписываются при сокращении. Например, extractum сокращается extr ; comprositum – comp . Общепринятые рецептурные сокращения представляют собой как правило, начальную группу букв или реже начальную букву слова или слов.
Краткие сведения о предлогах. Предлоги с винительным падежом: а d – к, для, до, при, в, (в рецепте) р er – через Например: ad aegrotam – для больной р er vaginam – через влагилище Предлоги с творительным падежом: cum - с ex – из pro – для Например: cum agua – с водой ex offcina – из аптеки р ro argrota – для больной Предлоги с винительным и творительным падежом: in – в, на; sub – под; На вопросы куда? во что? – винительный падеж, где? в чем? – творительный падеж. Например: in aguan – (куда?) – в воду in agua – (где?) sub linguam – под языком sub lingua – под языком
Слова для запоминания globulus , i , m , – шарик numerus , i , m , -число sirupus , i , m , - сироп strophanthus , i , m ,- строфант Absinthium , i , n ,– полынь горькая acidum , i , n , - кислота Amidopyrinum , i , n , - амидопирин amylum , i , n , - крахмал Analginum , i , n, - анальгин antidotum ., i,n - противоядие antidotum melallorum – противоядие при отравлении металлами Codeinum,i,n - кодеин Coffeinum,i,n - кофеин decocctum,i,n - отвар
emulsum,i,n - эмульсия е xtractum,i,n - экстракт folium,i,n - лист Glucosum,i,n - глюкоза Glycerinum,i,n - глицерин infusum,i,n - настой Laevomycetinum,i,n - левомицин linimentum,i,n , -линимент (жидкая мазь) Mentholum,i,n - ментол Morphinum,i,n - морфин oleum,i,n - масло saccharum,i,n - сахар Rheum,i,n - ревень suppositorium,i,n - суппозиторий Unguentum,i,n - мазь
Vaselinum,i,n - вазелин venenum,i,n - яд vitaminum,i,n - витамин vitamina : Retinolum seu vitaminum A – ретинол , или витамин А Thiaminum seu v. B 1 - тиамин, или В 1 Riboflavinum seu v. B 2 – рибофлабин или витамин B 2 Pyridoxinum seu v. B 6 - пиридоксин или в. B 6 С yanocobalaminum seu B 12 – цианокобаламин , или в. B 12 . Calciferolum seu v. D – кальциферол или в. D vitrum,i,n – склянка Helianthus,i.n - подсолнечник Leonurus,i,n - пустырник Strychnos,i,n - чилибуха succus,i,n - сок
emplastrum,i,n – пластырь granulum,i,n – гранула, крупинка, зернышко Helichrysum,i,n - бессмертник Hypericum,i,n - зверобой oleum Ricini – касторовое масло oleum Teredinthinae - скипидар remedium,i,n . – лечебное средство Uva ( ae,f ) ursi - толокнянка bacillus,i,m – палочка (лекарственная форма) bulbus,i,m . - луковица briketum,i,n . - брикет Eleutherococcus,i,m – элеуторококк Galanthus,i,m - подснежник Hyoscyamus,i,m - белена Myrtillus,i.m - черника
Nerium oleander, dri , m. – олеандр обыкновенный Oxycoccus,i,m - клюква Ricinus,i,m - клещевина Rubus idaeus,i.m - малина Thymus,i,n - тимьян acetum.,i,n - уксус Anisum,i,n - анис butyrum,i,n – масло (твердое) butyrum Cacao – масло какао Chelidonium,i,n - чистотел Eguisetum,i,n - хвощ Erysimum,i,n - желтушник Foeniculum,i,n – фенхель, укроп Gnaphalium,i,n - сушеница Gossypium,i,n – хлопчатник, вата Ledum,i,n - багульник
Lycopodium,i,n - плаун, ликоподий Linum,i,n - лен medicamentum,i,n – лекарство, медикамент Millefolium,i,n – тысячелетник Stramonium,i,n - дурман Tanacetum,i,n – пижма Taraxacum,i,n – одуванчик Triticum,i,n – пшеница
Вопросы для самоподготовки 1.Дайте определение что такое рецепт ? 2. Какие части рецепта вы знаете (их 9)? 3.На каком языке пишут сигнатуру ? 4.Как в рецепте пишутся названия лекарственных препаратов ? 5.Каковы особенности выписывания рецептов для амбулаторных больных? 6.Как выписывают экстренные рецепты? 7.Какие рецептурные бланки вы знаете ? 8.Как указываются в рецепте твердые вещества , жидкие вещества и капли? 9.Что не допускается при выписывании рецептов? 10.Каково значение рецепта в наши дни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Организация игровых форм проведения урока с использованием средств ИКТ на примере урока по теме «Класс пресмыкающиеся».
Использование ИКТ в процессе обучения позволяют сделать урок интересным и красочным, но и заинтересовать учащихся вовлечением в процесс обучения с помощью игровой деятельности....
Урок по теме "Основные темы творчества М.И. Цветаевой"
Урок по творчеству Цветаевой проводила для обучающихся 1 курса. Ребята читали стихи поэта наизусть, анализировали содержание произведений....
Методическая разработка по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело
Методическая разработка теоретического занятия по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело I курс, 2014...
Дополнительные сведенья по теме : Рецепт. Рецептурные сокращения.
Дополнительные сведенья- содержат детали выписывания рецептов, на которые студенты не обращают внимания, из-за чего делают много ошибок....