Методическая разработка практического занятия по теме: «Коматозные состояния»
методическая разработка
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по МДК 0302 «Реаниматология» для специальности 31. 02.01 «Лечебное дело». В разработке предложено использование разных видов самостоятельной работы учащихся: использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) с приемом «ИНСЕРТ», проведение исследований, метод самоанализа и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020_m.r._po_teme_komatoznye_sostoyaniya_prakticheskoe_zanyatie.doc | 303.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Методическая разработка практического занятия по теме «Коматозные состояния»
Дисциплины: Реанимация. Скорая помощь.
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Автор: В. И. Семенюк
Преподаватель профессиональных
дисциплин.
2020 г.
Печатается по решению
научного совета колледжа
Автор: Семенюк В.И. – преподаватель специальных дисциплин
Рецензент:
Булдаков В. – заместитель главного врача по медицинской части.
Методическая разработка по теме «Коматозные состояния» по ПМ 03, раздел 0303 « Скорая помощь» предназначена для проведения практического занятия у обучающихся 4 курса специальности 31.02.01 Лечебное дело. Данная разработка практического занятия содержит технологическую карту занятия, целевые установки по формированию профессиональных, личностных и общих компетенций, интегративные связи дисциплин, хронокарту, ход занятия с методическим обоснованием каждого этапа занятия, приложения, оценочный лист, оснащение и список литературы. Особое внимание уделено различным видам самостоятельной работы студентов, исследовательской работе.
Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело, утвержденным приказом МО РФ № 502 от 12.05.2014 г.
Мотивация темы.
В последние десятилетия в мире наблюдается неуклонный рост стихийных бедствий, техногенных катастроф, транспортных аварий, военных конфликтов, сопровождающихся массовыми травматическими повреждениями, особенно головного мозга, чаще у лиц трудоспособного возраста. Растет уровень сердечно-сосудистых заболеваний, нарушения мозгового кровообращения, отмечается рост показателей наркомании, алкоголизма, которые всегда ведут к гипоксическому повреждению головного мозга, к развитию коматозного состояния.Как травматические, так и нетравматические повреждения головного мозга характеризуются высокой летальностью, длительной нетрудоспособностью, инвалидизацией, приводят к утрате жизненного потенциала страны и приносят наибольшие убытки продуктивным силам общества. По статистике, в крупных городах с населением более 1 миллион человек, частота коматозных состояний составляет 5,8% на 1000 вызовов, догоспитальная летальность достигает 4,2%. При этом вывести из коматозного состояния на догоспитальном этапе удается менее 10% пациентов, в основном с гипогликемической и опиатной комами. Сложность оказания помощи больным, находящимся в коматозном состоянии, обусловлена еще и частым отсутствием каких бы то ни было анамнестических данных, причем в 2,5% случаев не удается установить даже личность пациента. Таким образом, проблема имеет важное не только медицинское, но и социально-экономическое значение. Несмотря на относительно небольшой удельный вес в структуре заболеваемости, коматозные состояния требуют особого внимания, поскольку входят в группу наиболее тяжелых и опасных синдромов, являясь острым патологическим состоянием, нуждающимся в неотложной терапии на, как можно, более ранних этапах. Эта тема актуальна не только для медработников, имеющих достаточный опыт в области медицины, но и для выпускников среднего и высшего медицинского образования.
.
Технологическая карта занятия.
Предмет: ПМ 03, МДК 0303 « Скорая помощь»
Отделение: Фельдшерское. Специальности 31.02.01 Лечебное дело
Курс: IV, 8 семестр, группа ФС 241
Занятие – практическое занятие
Тема: Коматозные состояния с элементами исследования
Продолжительность занятия 180 минут
Место проведения: учебная комната
Цели занятия.
Цель данного МДК – сформировать у студентов профессиональные и общие компетенции, основные принципы клинического диагностического мышления:
Формирование профессиональных компетенций (ПК).
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Проводить диагностику неотложных (коматозных) состояний. |
ПК 3.2. | Определять тактику ведения пациента. |
ПК3.3. | Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. |
ПК 3.4. | Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. |
ПК 3.5. | Осуществлять контроль состояния пациента. |
ПК 3.6. | Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. |
ПК 3.7. | Оформлять медицинскую документацию. |
Формирование общих компетенций
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовыеы методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей . |
ОК 14. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Формирование личностных компетенций
Качества личности | Её поведение |
Аккуратность, гуманизм, милосердие, доброжелательность, ответственность, исполнительность, пунктуальность | 1. Быть опрятно одетой, расположить к себе пациента и его родственников, успокоить, проявить такт и терпение. 2. Действовать оперативно, быстро и уверенно. |
Студент должен уметь:
- определять тяжесть состояния пациента;
- выделять ведущий синдром;
- проводить дифференциальную диагностику;
- работать с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
- оказывать посиндромную неотложную медицинскую помощь;
- оценивать эффективность оказания неотложной медицинской помощи;
- проводить сердечно-легочную реанимацию;
- контролировать основные параметры жизнедеятельности;
- осуществлять фармакотерапию на догоспитальном этапе;
- определять показания к госпитализации и осуществлять транспортировку пациента;
- осуществлять мониторинг на всех этапах догоспитальном помощи;
- организовывать работу команды по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам;
Студент должен знать:
- понятие синдрома «Коматозные состояния»;
- патофизиологические механизмы развития синдрома;
- причины и нозологические формы, при которых встречаются синдромы;
- классификацию синдрома;
- клинические проявления и особенности при различных нозологических формах;
- критерии дифференциально-диагностического поиска;
- принципы, задачи и особенности фармакотерапии больных;
- этиологию и патогенез неотложных состояний;
- основные параметры жизнедеятельности;
- особенности диагностики неотложных состояний;
- алгоритм действия фельдшера при возникновении неотложных состояний на догоспитальном этапе в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи;
- принципы оказания неотложной медицинской помощи при терминальных состояниях на догоспитальном этапе;
- принципы фармакотерапии при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;
- правила, принципы и виды транспортировки пациентов в лечебно-профилактическое учреждение;
правила заполнения медицинской документации;
Иметь практический опыт:
- проведения клинического обследования при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;
- определения тяжести состояния пациента и имеющегося ведущего синдрома;
- проведения дифференциальной диагностики заболеваний;
- работы с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
- оказания посиндромной неотложной медицинской помощи;
- определения показаний к госпитализации и осуществления транспортировки пациента;
- оказания экстренной медицинской помощи при различных видах повреждений;
Воспитательные цели:
- способствовать повышению интереса к предмету, степени ответственности и необходимости приобретения знаний.
- учить умению общения с больными, чуткому отношению к ним, развивать чувство сострадания и милосердия.
- способствовать закреплению нравственно-этических норм.
- формировать качества личности: Аккуратность, гуманизм, милосердие, доброжелательность, исполнительность, пунктуальность, честность.
Оснащение:
1.Медицинский инструментарий: тонометры, фонендоскопы, биксы со стерильным перевязочным материалом, одноразовые шприцы, системы для в/в вливания.
2. Оценочные листы
3.Карточки - задания для решения ситуационных задач.
4.Вопросы для блиц опроса
5. Лекарственные средства, спирт, флаконы с растворами
6. Аппарат ЭКГ
7. Электрокардтограммы
8. Медицинская документация.
9.Схемы, таблицы.
10.Пакеты с индивидуальными заданиями.
11.Муляжи.
12.Компьютеры.
13.Носилки
14.Постельное бельё
15.Перчатки, маски, халаты.
Схема интегрированных связей.
Хронокарта
№ п/п | Этапы занятия | Время |
1 | Организационный момент. | 2 минуты |
2 | Постановка цели, мотивация учебной деятельности. | 5 минуты |
3 | Актуализация опорных знаний (семинар):
- сделать в/в инъекцию, - Поставить систему для капельного введения лекарств е) Заслушивание результатов исследований учащихся ж) Подведение итогов. Комментарий преподавателя. | 10 минут 10 минут 20 минут 10 минут |
Практическая часть занятия | ||
4 | Отработка методики обследования пациента в условиях скорой помощи на фантомах (аускультация сердца, легких; оценка гемодинамических показателей, пальпация живота, определение отеков). | 30 минут |
5 | Отработка умений записи ЭКГ. | 30 минут |
6 | Чтение ЭКГ | 25 минут |
7 | Изучение стандартов оказания неотложной медицинской помощи больным. | 20 минут |
8. | Заполнение дневников. Подведение итогов занятия | 10 минут |
9. | Подведение итогов занятия | 5 минут |
10. | Домашнее задание | 3 минуты |
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методическое обоснование |
1. организационный момент. | ||
Обращает внимание на внешний вид студентов, наличие дневников. Отмечает отсутствующих. Уточняет тему семинарско – практического занятия. | Студенты в белых халатах, сменной обуви приветствуют преподавателя. Дежурные сообщают отсутствующих, готовности к занятию. | Укрепляет дисциплину, развивает культуру, умения рационального использования времени. Создает микроклимат для творческой работы. |
2. постановка цели, мотивация учебной деятельности. | ||
Дает цели занятия. Средние мед. работники равноправные партнеры в ведении пациента. Изучаемые болезни актуальны не только частотой распространения и ее ростом, но и развитием тяжелых осложнений, требующих от медработников слаженных действий, сокращением ожидаемой продолжительности жизни. | Внимательно слушают. Определяют степень актуальности темы, настраиваются на усвоение и практическое применение теоретических знаний. | Побуждает интерес к занятию, создает эмоциональный настрой. Воспитывает чувство ответственности, готовность оказать квалифицированную помощь. |
3. актуализация опорных знаний. | ||
| ||
Задает конкретные вопросы по теме. | Студенты слушают, активно отвечают, дополняют ответы друг друга. | Способствуют закреплению теоретических знаний. |
| ||
. Раздает тесты 2-х вариантов, контролирует их выполнение. Раздает эталоны ответов для самоконтроля. (Возможен компьютерный вариант). | . Думают, отвечают письменно, осуществляют самопроверку, выставляют себе оценку. | Способствуют закреплению теоретических знаний, мобилизует внимание, организованность; Умение выделять главное, находить правильный ответ |
| ||
Раздает каждому студенту задачи. Контролирует, оценивает их решение. | Думают над решением конкретной ситуации. Отвечают, дополняют и поправляют ответы друг друга. | Способствует закреплению теоретических знаний, развитию клинического мышления, вырабатывает умения самоанализа. |
| ||
Раздает задания по манипуляциям, контролирует их выполнение. | Выполняют, проверяют друг друга, исправляют. | Способствует закреплению умений, вырабатывает умения самоанализа |
е)Заслушивание результатов исследований учащихся Заслушивают результаты исследований, проведенных студентами. Обсуждают. - Способствует развитию навыков самостоятельной работы, творчества, исследовательских умений. | ||
ж) Преподаватель подводит итоги по данному этапу. | ||
Практическая часть | ||
4. Отработка методики обследования пациента на муляжах и друг на друге | ||
Демонстрирует методику обследования пациента в условиях скорой помощи на фантомах (аускультация сердца, легких; оценка гемодинамических показателей, пальпация живота, определение отеков). | Отрабатывают методику обследования пациента в условиях скорой помощи на фантомах (аускультация сердца, легких; оценка гемодинамических показателей, пальпация живота, определение отеков). | Способствует закреплению практических умений, вырабатывает умения самоанализа |
5. Отработка умений записи ЭКГ | ||
Предлагает записать ЭКГ. Контролирует выполнение студентами методики записи ЭКГ | Задания выполняют по 2 студента (один из них контролирует, поправляет), затем меняются ролями. | Способствует развитию навыков самостоятельной работы, применения теоретических знаний на практике, закреплению практических умений, вырабатывают умения самоанализа |
6. Чтение ЭКГ | ||
Раздает электрокардиограммы каждому студенту. После ответа каждого студента выводит на экран доски правильный ответ. Объясняет ошибку. | Читают ЭКГ, докладывают результат. Проверяют себя с эталоном ответа | Способствует развитию умений самостоятельной работы, практических умений. Развивает культуру речи. |
7.Изучение стандартов оказания неотложной помощи при острой сердечной недостаточности . | ||
Раздает протоколы неотложной помощи про острой сердечной недостаточности, тесты – «Мозаика» для самоконтроля | Изучают протоколы неотложной помощи про острой сердечной недостаточности . Проверяют усвоение протокола посредством тестов – «Мозаика» | Способствует развитию умений самостоятельной работы. |
8. заполнение дневников. | ||
Предоставляет возможность заполнения дневников. | Заполняют дневник. | Вырабатывают умения систематизировать полученные знания. |
9. подведение итогов занятия. | ||
Сообщает оценки, степень усвоения темы, делает краткий анализ по домашнему знанию. | Внимательно слушают, осмысливают. | Вырабатывает умения самоанализа, побуждает к дополнительному изучению темы. |
10. домашнее задание. | ||
Сообщает тему следующего занятия и перечень литературы по теме. Знакомит с учебным пособием для самостоятельной работы студентов. дает индивидуальные задания. | Записывают, оценивают объем и сложность задания. | Настраивает на необходимость изучения темы. |
Приложения
Приложение 1. Вопросы для блиц - опроса.
- Что такое кома?
- Классификация ком?
- Причины коматозных состояний?
- Оценка каких показателей лежит в основе шкалы Глазго? 5. Задачи, которые необходимо решить медработнику при постановке диагноза «Кома»
6. Дополнительные методы обследования?
7. Основные направления лечения комы.
Приложение 2. Тестовые задания
Выберите правильный ответ:
1. Кома-это:
а) значительная степень торможения ЦНС
б) значительная степень возбуждения ЦНС
в) значительная степень угнетения сердечно-сосудистой деятельности
2. Кома является:
а) осложнением заболевания
б) обострения заболевания
в) рецидивом болезни
3. Какие из перечисленных факторов могут привести к коме:
а) черепно-мозговая травма
б) сахарный диабет
в) миозит
4. Какие из перечисленных ком относятся к коматозным состояниям при заболеваниях головного мозга:
а) эпилептическая
б) кома при геморрагическом инсульте
в) гипертермическая кома
5. Какие из патогенетических факторов имеют значение в патогенезе:
а) нарушение баланса электролитов
б) нарушение клеточного дыхания и обмен энергии в головном мозге
в) нарушение обмена аминокислот
6. К токсическим комам относятся:
а)гипотиреоидная
б) печеночная
в) уремическая
7. К неврологическим комам относятся:
а)гипоксическая
б) апоплексическая в) алкогольная
8. К комам, первично связанным с потерей электролитов, относятся:
а)барбитуровая
б) хлоргидропеническая
в) алкогольная
9. Распределите ответы (1-8) соответственно вопросам (А-Г). Какие из перечисленных ком относятся к:
A. Коматозным состояниям, обусловленным заболеваниями внутренних органов;
Б. Коматозным состояниям, возникшим в результате нарушения мозгового кровообращения;
B. К токсическим комам;
Г. К метаболическим комам:
- анемическая
- гидрохлоремическая
- уремическая
- кома вследствие массивной кровопотери
- эклампсическая
- печеночная
- кома при геморрагическом инсульте
- гипертермическая.
10. Больной 68 лет поступил в коматозном состоянии, анамнез не известен.
Резкое обезвоживание, АД-90/45 мм рт.ст., в моче 5% сахара, следы ацетона.
Наиболее вероятный диагноз:
- диабетический кетоацидоз
Б) гипогликемия - гиперосмолярная кома
Г) церебральная кома
Приложение 3. Решение ситуационных задач
Условия задачи №1.
Вызов СНМП к пациентке М.,42 лет, в связи с потерей сознания.
Анамнез. Со слов родственницы , выяснено, что пациентка страдает сахарным диабетом в течение 6 лет . утром после введения обычной дозы инсулина и стандартного завтрака стала проявлять беспокойство, агрессивность, а затем потеряла сознание.
При объективном обследовании:
Общее состояние тяжелое, сознание отсутствует, зрачки узкие, реакция на свет слабая. Кожные покровы влажные, покрыты липким потом, холодные на ощупь, бледные. Тонус мышц повышен, отмечаются тонические и клонические судороги. Сухожильные рефлексы повышены. Глазные яблоки обычной упругости. Периферические лимфатические узлы не пальпируются. ЧДД - 18 в мин. Над легкими везикулярное дыхание , хрипов нет. Тоны сердца приглушены, ритм правильный. ЧСС РАВНА ПУЛЬСУ – 120 В МИН. Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения. АД не удается измерить из – за резких судорог. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень не выступает из – под реберной дуги. Селезенка не увеличена. Область почек визуально не изменена.Сахар крови – 2,1 ммоль /л.
Задания: Предполагаемый диагноз и его обоснование. Тактика фельдшера СНМП.
Приложение 4. Эталоны ответов на задания
1. Ответы на вопросы блиц – опроса
1. Кома – состояние церебральной недостаточности, характеризующееся нарушением координирующей деятельности ЦНС, автономным функционированием отдельных систем, утрачивающих на уровне целостного организма способность к саморегуляции и поддерживанию гомеостаза, клинически проявляющееся потерей сознания, нарушением двигательных, чувствительных и соматических функций, в том числе жизненно важных.
2. По классификации, которая используется в основном реаниматологами, кома подразделяется на 5 степеней:
- прекома
- кома I (в отечественной медицинской литературе называют ступор)
- кома II (сопор)
- кома III (атоническая)
- кома IV (запредельная).
3.Причины комы: черепно-мозговые травмы, эпилептический статус, инсульт, менингит, объемный процесс головного мозга, сахарный диабет, поражение щитовидной железы, почечная и печеночная недостаточность,
4. В основе шкалы Глазко лежит совокупная оценка 3-х показателей: речь, наличие движений, открывание глаз
5. При постановке диагноза кома необходимо решить задачи: 1) выяснение причины, приведшей к коматозному состоянию; 2) непосредственная диагностика комы и ее дифференциация от других похожих состояний.
6. Дополнительные методы обследования: (КТ головного мозга) или МРТ (магнитно-резонансной томография), При отсутствии возможности выполнить КТ или МРТ больному должны быть проведены рентгенография черепа и позвоночного столба в нескольких проекциях
7. Лечение комы должно вестись по 2 направлениям: 1) поддержание жизненных функций больного и предотвращение гибели мозга; 2) борьба с основной причиной, вызвавшей развитие этого состояния.
2. Ответы на тесты
3. Ответ на ситуационную задачу № 1.
1. Предполагаемый диагноз:
Сахарный диабет 1 типа. Тяжелая гипогликемическая кома.
Диагноз поставлен на основании:
- данных анамнеза: со слов родственников выяснено , что больная страдает сахарным диабетом в течение 6 лет; утром после введения обычной дозы инсулина и обычного завтрака больная стала проявлять беспокойство, агрессивность, а затем потеряла сознание.
- данных объективного обследования: общее состояние тяжелое, сознание отсутствует, зрачки узкие , реакция на свет слабая. Кожные покровы влажные, покрыты липким потом, холодные на ощупь, бледные. Тонус мышц повышен, отмечаются тонические и клонические судороги. Сухожильные рефлексы повышены. Глазные яблоки обычной упругости. ЧДД – 18 в мин. Тоны сердца приглушены, ритм правильный. ЧСС равна пульсу – 120 в мин. Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения. АД не удается измерить из – за резких судогог;
- данные проведенной глюкометрии: выраженная гипогликемия – сахар крови 2,1 ммоль/л.
2.Тактика фельдшера СНМП.
- Глюкометрия.
- Катетеризация вены:
- декстероза ( глюкоза 40% - 50 – 100 мл) в/в струйно, вводить до восстановления сознания;
- декстероза ( глюкоза 10% - 500 мл ) в/в капельно, 30 – 40 капель в мин.
- Ингаляция кислорода.
- Повторная глюкометрия.
- Госпитализация: транспортировка на носиках .
При отказе от госпитализации – актив на «03» через 2 ч, при повторном отказе – актив в ЛПУ.
Данной пациентке была оказана помощь в полном соответствии с алгоритмами действия фельдшера СНМП : в/в струйно введено 100 мл 40% глюкозы, однако симптомы гипогликемии не исчезли. В связи с этим было налажено капельное в/в введение 500 мл 10% глюкозы с добавлением лазикса, эуфилина, панангина.
После проведенной терапии состояние значительно улучшилось, больная полностью адекватна. Жалоб не предъявляет. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца ясные. Пульс – 90 уд./ мин, АД – 110/70 мм рт. ст. После повторной глюкометрии сахар крови – 11,1 ммоль/л.
Приложение 5 Исследования
Исследование №1
Нами было проведено исследование выпускников медицинского колледжа специальности «Лечебное дело» со стажем работы на Скорой медицинской помощи менее 5 лет.
Цель исследования:
Изучение проблем диагностики и оказания неотложной помощи при коматозных состояниях, наиболее часто встречающихся в практике фельдшера Скорой медицинской помощи.
Исследование проводилось в форме анкетирования. Пример анкеты представлен в приложении А. Было опрошено 30 молодых фельдшеров.
Цели анкетирования:
1. Выяснение актуальности проблемы коматозных состояний в работе фельдшера Скорой медицинской помощи.
2. Выявление наиболее часто встречающихся коматозных состояний в практике фельдшера.
3. Выявление проблем диагностики и оказания неотложной помощи при коматозных состояниях.
В результате анкетирования были получены следующие данные:
1. Основной стаж работы приходится на 3-5 лет. График стажа работы фельдшеров СМП изображен на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Стаж работы фельдшеров СМП, участвовавших в анкетировании
2. 76,7% из опрошенных фельдшеров СМП работают в линейной бригаде. График распределения фельдшеров СМП по профилю бригады изображен на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Распределение анкетируемых фельдшеров СМП по профилю бригады
3. На вопрос «Актуальна ли тема «Коматозные состояния» для фельдшера Скорой медицинской помощи?» были даны следующие ответы: – да - 73,4%; – нет - 3,3%; – скорее да, чем нет - 20%; – скорее нет, чем да - 3,3%. График актуальности темы «Коматозные состояния» для фельдшеров СМП изображен на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Актуальность коматозных состояний для фельдшеров СМП
Таким образом, для подавляющего большинства фельдшеров тема «Коматозные состояния» является актуальной.
4. Наиболее часто встречающееся коматозное состояние - коматозное состояние вследствие острого нарушения мозгового кровообращения. График частоты встречаемости коматозных состояний в практике фельдшера СМП изображен на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Частота встречаемости коматозных состояний в практике фельдшера
5. На вопрос «Испытываете ли Вы трудности в плане диагностики коматозных состояний?» были даны следующие ответы: – да - 40%; – нет - 16,7%; – скорее да, чем нет - 26,6%; – скорее нет, чем да - 16,7%. График сложности диагностики коматозных состояний для фельдшеров СМП изображен на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5 - Сложность диагностики коматозных состояний для фельдшеров СМП
Отсюда следует, что большинство молодых фельдшеров испытывают трудности в диагностике коматозных состояний. Учитывая медицинское и социально-экономическое значение диагностики и лечения коматозных состояний, а также результаты проведенного анкетирования нами была выбрана тема «Комы в практике фельдшера».
Исследование №2
Нами были изучены статистические данные в РФ, а также состояние проблемы в Валуйском районе.
По данным ССиНМП Москвы, наиболее частой причиной развития коматозного состояния является инсульт - 58,1%, на втором месте передозировка наркотиков - 15%, далее следуют гипогликемическая кома - 5,4%, черепно-мозговая травма - 3,6%, диабетическая кома - 3%, отравления лекарствами - 2,4%. Вопреки ожиданию алкогольная кома встречается нечасто - всего в 1,2% случаев; самой редкой оказалась кома вследствие отравлений различными ядами - 0,6%; почти в 1/10 случаев (9,6%) причину комы на догоспитальном этапе не удается даже заподозрить (кома неясного генеза) [24]. Средний возраст больных - 59,6 года - свидетельствует о том, что коматозные состояния чаще развиваются в старших возрастных группах. Вызовы к лицам мужского пола составили 46,7%, а женского - 53,3% (учитывая преобладание женского населения особенно в старших возрастных группах, можно считать, что комы у мужчин и женщин развиваются одинаково часто). Наиболее часто диагностировалась глубокая кома (64,1%), реже и почти поровну - поверхностная кома (18,5%) и прекома (17,4%)
…………………………………………..
Литература:
1.Справочник-путеводитель практикующего врача: «Неотложные состояния от А до Я.». Редактор О.В. Кириллова.
2. Журналы «неотложная помощь» за 2002- 2004 гг.
3. Руководство по внутренним болезням «болезни органов эндокринной системы» Москва «Медицина» 2000 г.
4. Справочник по клинической эндокринологии. Минск «Беларусь» 1996 г.
5. «Эндокринология». Москва «Универсум паблишинг» 1998 г. М.И. Балаболкин
6. Приказ МЗ РФ по ОНМК
7. Т. В. Окунская. Основы реаниматологии. Учебно-методическое пособие. М., Мед. 2005г.
8. С. А. Мухина, И.И. Тарновская. Атлас по манипуляционной техники сестринского ухода. М., АНМИ, 1995г.
9. В. А. Михельсон, А. З. Маневич. Основы анестезиологии и реаниматологии.
10. В. Л. Радушкевич, Б. И. Барташевич, Ю. Н. Караваев. Реанимация и интенсивная терапия в практике врача скорой медицинской помощи. Воронеж, 2004г.
11. Справочное руководства для врача скорой медицинской помощи. Под ред. Верткина А. Л. М.2002г.
12. Журнал «Фельдшер скорой помощи». Мед. 2006-2008г.
13. Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи, в 2 томах. Изд.: «Феникс», 1995 г.
14. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. Изд. Гиппократ, 1995 г.
15. Неотложная помощь при неврологических заболеваниях. М. «Медицина». 1973г.
16. Ю. Г Губачев. Семейная медицина в России (библиотека семейного врача). М.: 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по теме "Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей"
Методическая разработка практического занятия "Решение задач на перпедикулярность прямых и плоскостей" предназначена для учителей школ и преподавателей 1 курса учреждений СПО. Образовательные задачи д...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"
Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"
Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости свода черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело"
Причина написания методической разработки - систематизация и углубление знаний и умений студентов по данной теме, используя в своей практике занятие-конкурс. Входной контроль проводится с целью выявле...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Дыхательная система. Воздухоносные пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело
Методическая разработка включает краткую мотивационную часть, цель обучения, междисциплинарные связи, план занятия, задания для аудиторной работы. Под рубрикой "Мотивация" уделено внимание развитию тв...
методическая разработка практического занятия по теме: Пограничные состояния
Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП ОП.01 Здоровый человек и его окружение.Методическая разработка составлена в по...
Методическая разработка практического занятия по теме "Создание видео ролика на тему «День веб-мастера» в приложении Movie Maker"
В данной разработке представлена теоретическая часть, краткое описание программы, и практическая часть направленная на создание видеоролика по заданной теме....