МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по УД Анатомия и физиология человека ТЕМА: Железы внутренней секреции
электронный образовательный ресурс
Данная методическая разработка предназначена для проведения лекционного занятия по теме «Железы внутренней секреции»- и направлена на формирование профессионального интереса к изучению анатомии и физиологии эндокринных желез, к пониманию проблем, возникающих при нарушении функционирования желез.
Актуальность данной темы обусловлена распространенностью эндокринных заболеваний в настоящее время, особенно таких как сахарных диабет, базедова болезнь, заболеваний надпочечников, половых желез и др. Кроме того, значимость темы определяется значительным влиянием эндокринной системы на все процессы жизнедеятельности. Роль гормонов в жизни человека огромна, и даже ничтожное их количество в состоянии изменить наше настроение, память, работоспособность. Именно благодаря железам внутренней секреции происходит перестройка обменных процессов, с которой связана адаптация организма к изменяющимся условиям внешней среды.
В процессе занятия обучающиеся овладевают знаниями по анатомии и физиологии желез внутренней секреции, необходимыми им для изучения других дисциплин и модулей
В ходе проведения занятия преподавателем были продемонстрированы следующие методы обучения и воспитания:
1. Методы формирования новых знаний и способов деятельности(объяснительно-иллюстративный проблемный)
2. Методы организации деятельности обучающихся (мозговой штурм, дискуссия, методы самостоятельной работы)
3. Методы контроля и самоконтроля (устные опросы).
Преподавателем реализуются такие образовательные технологии как контекстное обучение, включающее проблемное изложение материала на лекционных занятиях (контекстно-информационная лекция) и групповое обучение, при котором развивается умение работать в команде, формируется психология сотрудничества, благодаря чему увеличивается результативность усвоения материала.
В целях эффективного контроля знаний применяются фронтальный опрос, решаются проблемные задачи.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей анатомии и физиологии при проведении лекционного занятия в учебном кабинете профессиональной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ud_anatomiya_i_fiziologiya_cheloveka.docx | 269.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Валуйский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
По УД ОП 02 Анатомия и физиология человека
ТЕМА: Железы внутренней секреции
Для студентов медицинского отделения
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
2017 г.
Автор: Серебряков Александр Митрофанович – преподаватель специальных дисциплин ОГАПОУ «Валуйский колледж».
Рецензенты:
1.Миргородская Н.Н. - врач высшей квалификационной категории
участковый терапевт ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ»
2. Потапова Ю.И. - заслуженный учитель РФ, преподаватель ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………4
2. Методический блок ……………………………...6
3. Информационный блок…………………………11
4. Контролирующий блок…………………………20
5. Список использованных источников…………28
5. Приложения………………………………………29
Пояснительная записка
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» является основополагающей в цикле общепрофессиональных дисциплин, изучается на 1 курсе.
Данная методическая разработка предназначена для проведения лекционного занятия по теме «Железы внутренней секреции»- и направлена на формирование профессионального интереса к изучению анатомии и физиологии эндокринных желез, к пониманию проблем, возникающих при нарушении функционирования желез.
Актуальность данной темы обусловлена распространенностью эндокринных заболеваний в настоящее время, особенно таких как сахарных диабет, базедова болезнь, заболеваний надпочечников, половых желез и др. Кроме того, значимость темы определяется значительным влиянием эндокринной системы на все процессы жизнедеятельности. Роль гормонов в жизни человека огромна, и даже ничтожное их количество в состоянии изменить наше настроение, память, работоспособность. Именно благодаря железам внутренней секреции происходит перестройка обменных процессов, с которой связана адаптация организма к изменяющимся условиям внешней среды.
В процессе занятия обучающиеся овладевают знаниями по анатомии и физиологии желез внутренней секреции, необходимыми им для изучения других дисциплин и модулей
На занятии используются современные информационные технологии (демонстрация мультимедийных материалов), направленные на активизацию внимания обучающихся, повышения мотивации к активному участию в учебном процессе.
В ходе проведения занятия преподавателем были продемонстрированы следующие методы обучения и воспитания:
1. Методы формирования новых знаний и способов деятельности(объяснительно-иллюстративный проблемный)
2. Методы организации деятельности обучающихся (мозговой штурм, дискуссия, методы самостоятельной работы)
3. Методы контроля и самоконтроля (устные опросы).
4. Методы формирования личностных результатов (беседа, убеждение, внушение и др).
Преподавателем реализуются такие образовательные технологии как контекстное обучение, включающее проблемное изложение материала на лекционных занятиях (контекстно-информационная лекция) и групповое обучение, при котором развивается умение работать в команде, формируется психология сотрудничества, благодаря чему увеличивается результативность усвоения материала.
В целях эффективного контроля знаний применяются фронтальный опрос, решаются проблемные задачи.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей анатомии и физиологии при проведении лекционного занятия в учебном кабинете профессиональной образовательной организации.
Содержание методической разработки:
Методическая разработка включает следующие разделы:
-Методический блок
-Информационный блок
-Контролирующий блок
-Приложения
Методический блок представлен технологической картой занятия.
Информационный блок содержит конспект лекционного занятия ( две лекции). Контролирующий блок включает в себя вопросы для повторения изученного материала (фронтальный опрос), для повторения изученного материала, проблемно-ситуационные задачи для закрепления изученного материала.
В приложении представлены слайды мультимедийной презентации
Методический блок
Технологическая карта занятия
Наименование дисциплины – ОП 02 Анатомия и физиология человека
Специальность, группа: 31.02.01 Лечебное дело, ЛД -11
Вид занятия: комбинированное с элементами технологии проблемного обучения.
Тема: «Железы внутренней секреции».
Количество часов на изучение темы: 2 часа (90 минут).
Уровень освоения: I - ознакомительный
Место проведения занятия: Аудитория №4 - кабинет анатомии и физиологии человека.
Материально – техническое обеспечение: муляжи, макропепараты, таблицы.
Учебно-методическое оснащение: рабочая программа, КТП, технологическая карта лекционного занятия, конспект лекции, презентация, видео.
Цели занятия:
1. Образовательная:
- систематизировать и обобщить знания о железах внутренней секреции;
- научить применять полученные знания на практике;
- выявить прочность полученных знаний по дисциплине.
Студент должен уметь:
- показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции;
- использовать медицинскую терминологию;
- определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции.
Студент должен знать:
- какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции;
- свойства гормонов;
- структуры гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы;
- физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез;
- гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции;
- тканевые гормоны.
2.Развивающая:
- развивать умения обобщать, анализировать ситуацию и делать выводы; - развивать клиническое мышление, память;
- развивать умение оценивать свою профессиональную деятельность;
- развивать креативность, самостоятельность суждений, способность сравнивать и сопоставлять различные точки зрения и способствовать их самореализации;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать творческое и логическое мышление через привитие умений работать с дополнительной литературой.
3. Воспитательная:
- формирование мотивации к обучению на данной специальности, профессионального интереса к изучению данной дисциплины, привитие обучающимся элементов субординации, чувства ответственности за принятое решение и свою работу; развитие общих компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Интегративные связи:
Этапы и хронология лекции (90 минут)
Этапы занятия | Время | Содержание занятия |
1.Организационный момент | 2 мин | Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и студентов к началу занятия. |
2.Формулировка темы, ее мотивация | 3 мин | Сообщение темы, целей, хода занятия, указание на важность темы. |
3.Повторение ранее изученного материала | 5мин | Фронтальный устный опрос Вопросы для контроля: 1.Строение и функции эпителиальной ткани. 2.Виды эпителиальной ткани 3.Классификация желёз |
3.Изложение основных вопросов лекции | 75 мин | Свойства и функции гормонов.Анатомо- физиологические свойства желёз внутренней секреции (см. конспект лекции, тезисы, видео). |
4. Подведение итогов лекции. Закрепление нового материала | 8 мин | Контролирующий блок |
5. Задание на дом | 2 мин | Смольянинова Н.В. Анатомия и физиология человека:учебник для студентов учереждений сред. проф.образования. стр- 273-287 |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию:
1.Смольянинова Н.В. Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология человека:учебник для студентов учереждений сред. проф.образования/ Н.В. Смольянинова , Е.Ф. Фалина,В.А. Сагун –М.:ГЭО ТАР-Медиа,2013.-576с.:ил.
2.Барышников. С.Д Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002, - 452 с.
Интернет-ресурсы:
https://studfiles.net/preview/1152058/
https://lektsii.org/1-26167.html
http://magref.ru/zhelezyi-vnutrenney-sekretsii/
Информационный блок
Графологическая структура эндокринной системы человека
Железы внутренней секреции
1. Общее понятие эндокринной системы. Железы. Гормоны.
2. Анатомия эндокринных желез. Значение и роль вырабатываемых гормонов.
2.1. Гипофиз
2.2. Эпифиз
2.3. Щитовидная железа
2.4. Паращитовидные железы
2.5. Тимус (вилочковая железа)
2.6. Надпочечники
2.7. Поджелудочная железа
2.8. Половые железы
1. Общее понятие эндокринной системы. Железы. Гормоны.
Управление процессами, происходящими в организме, обеспечивается не только нервной системой, но и железами внутренней секреции (эндокринными железами). К ним относятся специализированные, топографически разъединенные (разного происхождения) железы, которые не имеют выводных протоков и выделяют в кровь и лимфу выработанный ими секрет. Продукты деятельности эндокринных желез — гормоны. Это особые химические вещества, с помощью которых осуществляется гуморальная регуляция функций различных органов и тканей.
Однако, все процессы, протекающие в организме, находятся под постоянным контролем центральной нервной системы. Такую двойную регуляцию деятельности органов называют нервно-гуморальной.
В организме человека железы внутренней секреции располагаются следующим образом: в области головного мозга — гипофиз и эпифиз; в области шеи и грудной клетки — щитовидная, паращитовидная и вилочковая железы; в брюшной полости — поджелудочная железа и надпочечники; в области таза — яичники и семенники.
Железы внешней секреции = экзокринные железы – железы, выделяющие свой секрет на поверхность кожи и в полости организма.
Гормоны вырабатываются:
Эндокринными железами
· Органами ЖКТ
· Почками
· Плацентой и др.
Гормоны циркулируют в крови в свободном состоянии и связанные с белками. Содержание гормонов в крови подвержено суточным колебаниям; их разрушение происходит быстро. Гормоны избирательно действуют на органы-мишени, имеющие на поверхности клеточной мембраны специальные рецепторы, с которыми и связываются гормоны.
По химическому строению гормоны делятся:
1. полипептиды и белки: гормоны гипофиза, поджелудочной железы, околощитовидных желез.
2. аминокислоты и их производные: гормоны мозгового вещества надпочечников, щитовидной железы.
3. стероиды: половые гормоны, гормоны коры надпочечников.
Гормоны влияют на физическое, психическое, половое, умственное развитие, рост, все виды обменов веществ. Изменение функций желез внутренней секреции вызывает тяжелые нарушения и заболевания организма, в том числе и психические расстройства.
2. Анатомия эндокринных желез. Значение и роль вырабатываемых гормонов.
2.1. Гипофиз
Это небольшая, овальной формы железа находится в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, отделяется от полости черепа отростком твердой оболочки головного мозга и образует диафрагму седла. Масса гипофиза у мужчин составляет около 0,5 г, у женщин — 0,6 г, а у беременных может увеличиваться до 1 г. Снаружи гипофиз накрыт капсулой. Гипофиз состоит из передней, средней и задней доли.
Гормоны передней доли гипофиза:
1) соматотропный гормон (СТГ) роста. Секреция гормона роста регулируется гипоталамическими гормонами: рилизин-гормоном и ингибирующим гормоном соматостатином. Он принимает активное участие в регуляции процессов роста и развитии молодого организма. После полового созревания происходит окостенение эпифизарных хрящей и СТГ перестает влиять на рост костей в длину.
Если у взрослых происходит чрезмерная выработка этого гормона, то у них наблюдается разрастание мягких тканей, деформация и утолщение костей – акромегалия. А при излишней выработке гормона в молодом возрасте, когда кости способны расти в длину, развивается гигантизм, при недостаточности гормона роста — карликовость (нанизм).
2) адренокортикотропный гормон (АКТГ) - необходим для нормального развития и функции коры надпочечника, стимулирует выработку и секрецию глюкокортикоидов. Стимулируется образование АКТГ кортикотропин-рилизинг-гормоном гипоталамуса.
3) тиреотропный гормон (ТГ) стимулирует рост и развитие щитовидной железы, выработку и выделение гормонов тироксина (Т4) и трииодтиронина (Т3). Регулируется тиреотропин-рилизинг-гормоном гипоталамуса.
4) Гонадотропные гормоны — фолликулостимулирующий (ФСГ), лютеинизирующий (ЛГ) и пролактин (ПРЛ) — влияют на половое созревание организма, регулируют и стимулируют развитие фолликулов в яичниках, овуляцию, рост молочных желез и выработку молока, процесс сперматогенеза у мужчин. Стимулируют выделение этих гормонов рилизинг-факторы гипоталамуса.
В промежуточной доле образуется меланоцитстимулирующий гормон (МСГ). Основная его функция заключается в стимуляции биосинтеза кожного пигмента меланина, а также в увеличении размеров и количества пигментных клеток.
Гормоны задней доли гипофиза – вазопрессин и окситоцин, вырабатываются нейросекреторными клетками гипоталамуса и по аксонам гипоталамо-гипофизарного тракта переходят в заднюю долю гипофиза.
1) вазопрессин оказывает антидиуретическое и сосудосуживающее действие, за что и получил название антидиуретического гормона (АДГ). Недостаточная секреция этого гормона приводит к возникновению несахарного диабета. Характерным для этого заболевания является выделение большого количества мочи (от 4 до 20 л/сут и более) при ее низкой относительной плотности. Потеря почками воды и повышение осмотического давления плазмы крови сопровождаются неутолимой жаждой, вследствие которой больные в большом количестве пьют воду.
2) Окситоцин оказывает стимулирующее действие на сократительную функцию мускулатуры матки, усиливает выделение молока молочной железой, влияет на изменение тонуса гладких мышц желудочно-кишечного тракта, вызывает торможение функции желтого тела.
2.2. Шишковидное тело , или эпифиз.
Это небольшое овальное железистое образование, которое относится к промежуточному мозгу и располагается в неглубокой борозде между верхними холмиками среднего мозга. Снаружи шишковидное тело покрыто мягкой соединительнотканной оболочкой мозга, которая содержит множество анастомозируюших кровеносных сосудов.
Эндокринная роль шишковидного тела заключается в том, что его клетки выделяют вещества (серотонин, мелатонин) и другие гормоны, а также полипептиды. Мелатонин является антагонистом меланоцитостимулирующего гормона, обладает антигонадотропным действием и тормозит преждевременное наступление полового развития.
У взрослого человека основная функция этой железы - регуляция суточных биоритмов, приспособление к изменяющимся условиям освещения.
Шишковидное тело участвует в регуляции обмена электролитов, влияет в раннем возрасте на комплекс эндокринных органов (гипофиз, щитовидную железу, кору надпочечника), участвующих в процессах роста и полового развития организма.
2.3. Щитовидная железа
Это непарный орган, располагающийся в передней области шеи на уровне гортани и верхнего отдела трахеи. Состоит из правой и левой доли и перешейка. Масса щитовидной железы у взрослых составляет в среднем около 20 г. Железа имеет фиброзную капсулу, от которой в глубину ткани отходят соединительнотканные перегородки — трабекулы, разделяющие железу на дольки, состоящие из фолликулов. Внутри стенка фолликулов выстлана эпителиальными клетками кубической формы. Внутри полости фолликула находится густое вещество — коллоид, которое содержит тиреоидные гормоны. Железистый фолликулярный эпителий обладает избирательной способностью к накоплению йода.
В щитовидной железе под влиянием тиреотропного гормона гипофиза вырабатываются тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3). Кроме того, в щитовидной железе вырабатывается тиреокальцитонин, который регулирует уровень кальция в парафолликулярной ткани и снижает уровень кальция в крови.
Тиреоидные гормоны — это гормоны широкого спектра действия. Их основные эффекты связаны с влиянием на различные обменные процессы, рост и развитие организма, они участвуют в адаптативных реакциях. Особенно выражено влияние Т3 и Т4 на энергетический обмен. Тиреоидные гормоны играют значительную роль в регуляции жизненно важных функций организма; изменение их уровня в крови вызывает тяжелые заболевания.
При недостатке гормонов щитовидной железы в детстве развивается кретинизм; во взрослом возрасте – микседема. При избытке тиреоидных гормонов – базедова болезнь. При этом заболевании нарушаются углеводный, жировой, водный и минеральный обмены. Заболевание сопровождается похудением, тахикардией, повышенной нервной возбудимостью, нарушением сна, экзофтальмом. Изменение продукции тиреоидных гормонов чаще связано с недостатком в пище йода, что ведет к разрастанию ткани щитовидной железы и появлению эндокринного зоба.
При кретинизме нарушается умственное развитие, снижается работоспособность, появляется сонливость, задерживается рост организма.
При микседеме резко снижается обмен веществ, возбудимость нервной системы и работоспособность, появляется отечность тканей, ухудшается память.
2.4. Паращитовидные железы
Это округлые или овальные тельца, расположенные на задней поверхности долей щитовидной железы. Количество этих телец непостоянное и колеблется от 2 до 7—8, в среднем 4, по две железы на каждую долю щитовидной железы. От щитовидной железы паращитовидные железы отличаются более светлой окраской (у детей они бледно-розовые, у взрослых — желтовато-коричневые).
Паращитовидные железы имеют собственную фиброзную капсулу, от которой внутрь желез идут соединительнотканные прослойки. Последние имеют много кровеносных сосудов и делят ткань желез на группы эпителиальных клеток. Эндокринная функция паращитовидных желез заключается в выделении гормона паратиреокрина, или паратгормона, который участвует в регуляции фосфорно-кальциевого обмена. Удаление паращитовидных желез или снижение их функции — гипопаратиреоз — ведет к снижению уровня кальция в крови и повышению содержания фосфора, при этом повышается возбуждение нервно-мышечной системы, возникают приступы тонических судорог.
Повышенная продукция паратгормона — гиперпаратиреоз — возникает при развитии опухолей паращитовидных желез, сопровождается нарушением структуры костей и их деминерализацией, увеличением содержания в крови кальция и усилением выделения фосфатов с мочой.
2.5. Вилочковая железа
Располагается в передней части верхнего средостения.
Вилочковая железа является центральным органом иммуногенеза, в ней происходят превращения стволовых клеток в Т-лимфоциты, ответственные за реакции клеточного иммунитета. Тимус вырабатывает гормон – тимозин, который влияет на процессы роста организма, иммунитет, а также на половое развитие подростков, оказывая на него тормозящее влияние.
2.6. Надпочечник
Это парный орган, располагается в забрюшинном пространстве непосредственно над верхним концом соответствующей почки. Располагаются надпочечники на уровне XI—XII грудных позвонков. Правый надпочечник лежит несколько ниже левого.
Снаружи надпочечник покрыт фиброзной капсулой, которая плотно срастается с паренхимой и отдает вглубь железы многочисленные соединительнотканные капсулы. Под фиброзной капсулой находится корковое вещество (кора), состоящее из трех зон: снаружи, ближе к капсуле, находится клубочковая зона, далее — наиболее широкая пучковая зона, а затем внутренняя сетчатая зона.
Гормоны коры надпочечников – кортикостероиды:
1) глюкокортикоиды (кортикостерон, кортизол, гидрокортизол и кортизон) образуются в пучковой зоне. Регулируют обмены веществ (жировой, белковый, углеводный), стимулируют синтез гликогена из глюкозы и белков и отложение гликогена в мышцах, одновременно повышая уровень глюкозы в крови; в значительной степени влияют на клеточный и гуморальный иммунитет, обладают сильным противовоспалительным действием. Особенно отчетливо наблюдаются изменения концентрации глюкокортикоидов при стрессе.
Изменение концентрации глюкокортикоидов как в сторону повышения (гиперфункция), так и в сторону снижения (гипофункция) приводит к серьезным нарушениям в организме.
В результате повышенной секреции кортизола наблюдаются ожирение, усиленный распад белков (катаболический эффект), задержка воды, гипертензия и т. д. При недостаточности функции коры надпочечников, снижении выработки кортикостероидов возникает тяжелая патология — болезнь Аддисона. Она характеризуется бронзовой окраской тела, повышенной усталостью, гипотонией, слабостью сердечной мышцы и др.
2) минералокортикоиды (альдостерон) выделяются клетками клубочковой зоны коры. регулируют обмен Na+ и К, действуя главным образом на почки. При избытке гормона повышается концентрация Na+ и снижается К в крови, возрастает ее осмотическое давление, задерживается вода в организме, повышается артериальное давление. Дефицит гормона ведет к снижению уровня Na+ в крови и тканях и к повышению уровня К. Потеря Na+ сопровождается выведением из тканей жидкости — обезвоживанием организма.
3) также в коре надпочечников секретируется небольшое количество мужских половых веществ, близких по строению и функции к гормонам-андрогенам, а также эстрогены и прогестерон. Эти гормоны играют важную роль в развитии половых признаков в детском возрасте, когда половые железы еще не развиты. При гиперфункции у женщин развивается гиперандрогения.
Гормоны мозгового вещества:
1) Адреналин влияет на сердечно-сосудистую систему: повышает артериальное давление, частоту и силу сердечных сокращений, расширяет сосуды скелетных мышц, гладкую мускулатуру бронхов. Кроме того, он увеличивает содержание глюкозы в крови, усиливает окислительные процессы в клетках. Выход адреналина в кровь происходит под действием симпатической нервной системы.
2) Норадреналин способствует поддержанию тонуса кровеносных сосудов, участвует в передаче возбуждения из симпатических нервных волокон на иннервируемые органы.
2.7. Поджелудочная железа
Поджелудочная железа состоит из экзокринной и эндокринной частей. Эндокринная часть представлена группами эпителиальных клеток (островки Лангерганса), отделенных от экзокринной части железы тонкими соединительнотканными прослойками. Больше всего островков сконцентрировано в области хвоста поджелудочной железы.
Панкреатические островки имеют два основных типа железистых клеток. Клетки, синтезирующие инсулин, называют бета-клетками; клетки, вырабатывающие глюкагон — альфа-клетками. Инсулин представляет собой белковый гормон, образуется из проинсулина в бета-клетках. Оба гормона регулируют содержание глюкозы в крови.
Инсулин снижает уровень глюкозы в крови, стимулирует синтез гликогена в печени, влияет на обмен жиров. Роль инсулина заключается в повышении синтеза углеводов, жиров и белков. Он стимулирует метаболизм глюкозы, увеличивает проникновение для глюкозы клеток миокарда, скелетных мышц, что способствует большему току глюкозы внутрь клетки. Также стимулирует образование гликогена из глюкозы (откладывается полипептид в печени, мышцах, головном мозге).
Глюкагон — полипептид, антагонист инсулина. Основной его эффект связан с усилением метаболических процессов в печени, расщеплением гликогена до глюкозы и выделением ее в ток крови. Глюкагон является синергистом адреналина.
При отклонении уровня глюкозы в крови от нормы наблюдается гипо - или гипергликемия. При недостатке инсулина или изменении его активности содержание глюкозы в крови резко возрастает, что может привести к появлению сахарного диабета с соответствующими клиническими симптомами. Высокий уровень глюкагона в крови вызывает развитие гипогликемических состояний.
Регуляция секреции инсулина осуществляется симпатической и парасимпатической нервной системой, а также под влиянием ряда полипептидов, которые вырабатываются в желудочно-кишечном тракте. Регуляция секреции глюкагона осуществляется при помощи рецепторов глюкозы в гипоталамусе, которые определяют снижение уровня глюкозы в крови. В эту цепь взаимодействий включаются гормон роста, соматостатин, энтероглюкагон, симпатическая нервная система.
2.8. Половые железы
Яичко (семенник) у мужчин и яичники у женщин, являются железами смешанной секреции. Как экзокринные вырабатывают половые клетки (сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин), а как эндокринные секретируют и выделяют в кровь половые гормоны, под влиянием которых происходит формирование вторичных половых признаков. Эндокринной функцией в яичке обладает интерстиций, который представлен железистыми клетками — интерстициальными клетками яичка, или клетками Лейдига.
В яичке выделяется мужской половой гормон — тестостерон. В яичнике вырабатываются такие половые гормоны, как эстроген, гонадотропин и прогестерон. Местом образования эстрогена (фолликулина) и гонадотропина является зернистый слой созревающих фолликулов, а также интерстициальные клетки яичника. Эстроген стимулирует, а гонадотропин угнетает рост и развитие половых клеток. Под влиянием фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов гипофиза происходит рост фолликулов и активизация интерстициальных клеток.
Лютеинизирующий гормон вызывает овуляцию и образование желтого тела, клетки которого вырабатывают гормон яичника прогестерон. Этот гормон подготавливает слизистую оболочку матки для имплантации оплодотворенной яйцеклетки, а также задерживает рост новых фолликулов при наступившей беременности, снижает сократимость матки (его называют «гормоном беременности», если таковая наступила).
Контролирующий блок
1.Заполните схему «Группы эндокринных желез»:
Ответ:
В организме человека различают 2 группы эндокринных желез:
1) чисто эндокринные, выполняющие функцию только органов внутренней секреции; к ним относятся: гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, эпифиз, надпочечники, нейросекреторные ядра гипоталамуса;
2) смешанные железы, в которых секреция гормонов является лишь частью разнообразных функций органа; сюда относятся: поджелудочная железа, половые железы (гонады), вилочковая железа.
2.Какие другие органы, формально не относящиеся к эндокринным железам способны вырабатывать гормоны?
Ответ: например, желудок и тонкий кишечник (гастрин, секретин, энтерокринин и др.), сердце (натрийуретический гормон - аурикулин), почки (ренин, эритропоэтин), плацента (эстроген, прогестерон, хорионический гонадотропин) и др.
3.Перечислите общие анатомо-физиологические черты эндокринных желез:
Ответ:
1) они являются беспротоковыми;
2) состоят из железистого эпителия;
3) обильно снабжаются кровью, что обусловлено высокой интенсивностью обмена веществ и выделением гормонов;
4) имеют богатую сеть кровеносных капилляров с диаметром 20-30 мкм и более (синусоиды);
5) снабжены большим количеством вегетативных нервных волокон;
6) представляют единую систему эндокринных желез;
7) ведущую роль в этой системе играет гипоталамус ("эндокринный мозг") и гипофиз ("король гормональных веществ").
Тестовый контроль эффективности обучения.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
1. Регуляция функций в организме осуществляется:
• только нервной системой
• только эндокринной системой
• нервно-гуморальным системой
Ответ:
Организм может существовать как единое целое благодаря двум системам регуляции – нервной и гуморальной.
2. Гуморальная регуляция функций организма заключается в:
• передаче органам нервного импульса
• химическом взаимодействии клеток органов и их систем через кровь
• поступлении питательных веществ с пищей
Ответ:
Гуморальная регуляция, один из процессов регуляции жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании.
3. Слюнные железы относятся к железам:
• внешней секреции и пищеварительной системы
• внутренней секреции
• смешанной секреции
Ответ:
Слюна, прозрачный вязкий секрет слюнных желёз, выделяемый в ротовую полость. Слюнные железы относятся к железам внешней секреции и пищеварительной системы.
4. К железам смешанной секреции относят:
• гипофиз
• поджелудочную и половые железы
• щитовидную железу
Ответ:
Поджелудочная железа относится к числу смешанных желёз. Функция её заключается в выработке гормонов инсулина и глюкагона, которые поступают в кровь и оказывают влияние на углеводный обмен. Внешнесекреторная функция половых желёз заключается в образовании и выделении половых клеток. Внутрисекреторная - в образовании половых гормонов.
5. Для желез внутренней секреции характерно то, что:
• они не имеют специальных протоков и клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда
• выделяемый гормон поступает в кровь
• оба ответа верны
Ответ:
Железы внутренней секреции не имеют специальных протоков. Продукты их жизнедеятельности - гормоны - выделяются во внутреннюю среду организма: в кровь или тканевую жидкость.
6.Поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который:
• поступает в кишечник
• выводится в специальные протоки
• поступает в кровь и разносится ею по всему организму
Ответ:
Одни клетки поджелудочной железы вырабатывают поджелудочный сок, попадающий по протокам в двенадцатиперстную кишку, другие выделяют в кровь гормон инсулин. Он стимулирует усвоение глюкозы тканями.
7. При избытке гормона щитовидной железы развивается заболевание:
• сахарный диабет
• базедова болезнь
• ожирение
Ответ:
Если у взрослого человека щитовидная железа выделяет слишком много гормона, то развивается базедова болезнь.
8. Развитие сахарного диабета связано с:
• нарушением функции щитовидной железы
• избытком секреции инсулина
• недостатком секреции инсулина
Ответ:
Развитие сахарного диабета связано с недостатком секреции инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран. При отсутствии его, проницаемость снижается и содержание глюкозы в крови настолько возрастает, что она начинает выводиться с мочой.
9. Гормоны поступают в:
• тканевую жидкость
• кишечник
• кровь
Ответ:
Гормоны поступают в кровь. Это сложные органические вещества различной химической природы (аминокислоты, полипептиды, белки, стероиды и др.).
10. Развитие вторичных половых признаков регулируется:
• ферментами
• центральной нервной системой, половыми гормонами и гипоталамо-гипофизарной системой
• нет правильного ответа
Ответ:
Развитие вторичных половых признаков регулируется центральной нервной системой, половыми гормонами и гипоталамо-гипофизарной системой.
11. При нарушении функции поджелудочной железы нарушается обмен:
• белков
• углеводов
• жиров
Ответ:
Нарушение функции поджелудочной железы приводит к нарушению углеводного обмена в организме.
12. При гипофункции щитовидной железы возникает:
• тучность
• увеличение частоты пульса
• худоба
Ответ:
Недостаточность функции щитовидной железы у взрослого ведёт к развитию микседемы. При этом заболевании обмен веществ понижается, вес тела значительно увеличивается, нарушается психика.
13. Согласованная работа иммунной системы регулируется:
• щитовидной железой
• надпочечниками
• вилочковой железой (тимусом)
Ответ:
Развитие тимуса у плода происходит на 6-ой недели беременности. Роль вилочковой железы на этот момент не выяснена, однако можно с уверенностью утверждать чрезвычайную важность для развития плода: по-видимому, вилочковая железа сама осуществляет иммунологический надзор за развивающимися клетками ребенка или же принимает в этом процессе активное участие. (д.м.н. профессор В.М. Сидельникова)
14. Рост человека регулируется гормоном:
• гипофиза
• щитовидной железы
• паращитовидной железы
Ответ:
Гипофиз, нижний мозговой придаток, железа внутренней секреции позвоночных, расположенная у основания головного мозга. Преимущественно оказывает влияние на рост, обменные процессы, функции связанные с размножением и др.
15. Как называются физиологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции?
• ферменты
• гормоны
• витамины
Ответ:
Гормоны - вещества, образуемые железами внутренней секреции или скоплениями специализированных клеток организма. Оказывают целенаправленные влияния на работу других органов и тканей. Обладают высокой биологической активностью даже при очень низких концентрациях.
Определите соответствие
Гормон | Характер действия |
АДГ | Стимулирует образование гормонов коры надпочечников |
Альдостерон | Повышает уровень кальция в крови |
АКТГ | Ускоряет обмен веществ, повышает уровень глюкозы в крови, стимулирует работу сердца |
Адреналин | Уменьшает количество выделяемой мочи |
Кальцитонин | Задерживает натрий в крови, способствует выделению калия с мочой |
Паратгормон | Обуславливают развитие вторичных половых признаков |
Кортизон | Снижает уровень кальция в крови |
Андогены, эстрогены | Повышает уровень глюкозы в крови, ослабляют воспалительные процессы. |
Эталоны ответов
Гормон | Характер действия |
АДГ | Уменьшает количество выделяемой мочи |
Альдостерон | Задерживает натрий в крови, способствует выделению калия с мочой |
АКТГ | Стимулирует образование гормонов коры надпочечников |
Адреналин | Ускоряет обмен веществ, повышает уровень глюкозы в крови, стимулирует работу сердца |
Кальцитонин | Снижает уровень кальция в крови |
Паратгормон | Повышает уровень кальция в крови |
Кортизон | Повышает уровень глюкозы в крови, ослабляют воспалительные процессы. |
Андогены, эстрогены | Обуславливают развитие вторичных половых признаков |
Проблемно-ситуационные задачи к теме «Железы внутренней секреции»
1.Больной жалуется на похудание, слабость, повышенную раздражительность, дрожание рук и тела, сердцебиение. Что это за заболевание? Нарушение функции какой эндокринной железы вызывает эти симптомы?
2.После операции на щитовидной железе у больного появилась вялость, сонливость, замедление речи, сухость кожи, понижение t тела, выпадение волос, снижение уровня тироксина в крови. Что это за заболевание? Нарушение функции какой эндокринной железы вызывает эти симптомы?
3.Больной жалуется на изменение внешности: увеличение носа, губ, надбровных дуг, увеличение в размере кистей и стоп, стойкое повышение АД. Нарушение функции какой эндокринной железы вызывает эти симптомы? С каким гормоном связаны?
4. У молодого мужчины появились жалобы на постоянную жажду, сухость во рту, частое и обильное мочеиспускание. В крови наблюдается повышенное содержание сахара. Нарушение функции какой эндокринной железы вызывает эти симптомы? С каким гормоном связаны?
5.При осмотре юноши 18 лет выявлено, что его рост 110 см, телосложение пропорциональное, умственное развитие нормальное. С недостаточностью какого гормона связано это состояние? Где он вырабатывается?
6.У больного опухоль коры надпочечника, при этом заметно повышается выброс гормонов. Какие изменения в организме происходят и с какими гормонами связаны?
7.У молодой женщины изменился голос, тип оволосения (волосы начали расти в области подбородка и верхней губы).Что это за патология, с какой железой и какими гормонами связана?.
8. При стрессовой ситуации деятельность каких желез активизируется и какие гормоны повышаются в крови?
9.Больной жалуется на повышенную утомляемость, тошноту, потерю аппетита и резкое потемнение кожи на руках, шее, лице. Нарушение функции какой эндокринной железы вызывает эти симптомы?
10. У пожилой женщины появились жалобы на постоянную жажду, частое и обильное мочеиспускание. В крови - нормальное содержание сахара. Нарушение функции какой эндокринной железы вызывает эти симптомы? С каким гормоном связаны?
Эталоны ответов
1. Базедова болезнь развивается при гиперфункции щитовидной железы.
2. Микседема, развивается у взрослых при гипофункции щитовидной железы.
3. Нарушение функции гипофиза. Повышение количества гормона роста. Заболевание - акромегалия.
4. Нарушение функции поджелудочной железы. Недостаток инсулина в крови.
5. Соматотропный гормон (гормон роста). Вырабатывается в передней доле гипофиза.
6. Ожирение, повышение артериального давления, повышение глюкозы в крови; связаны с избытком глюкокортикоидов. При избытке половых гормонов у женщин могут появиться вторичные мужские половые признаки (оволосение, телосложение, голос).
7. Гиперандрогения – повышение мужских половых гормонов в крови. Может быть связана с патологией коры надпочечников.
8. Повышается активность гипофиза, он выбрасывает адренокортикотропный гормон. Вследствие этого вырабатывается больше глюкокортикоидов корой надпочечника. Кроме того, происходит выброс адреналина мозговым веществом надпочечника.
9. Гипофункция коры надпочечников – бронзовая болезнь.
10. Несахарный диабет. Связан с недостатком антидиуретического гормона, который вырабатывается задней долей гипофиза.
Список использованных источников
Основные источники:
1.Смольянинова Н.В.,Фалина Е.Ф.,Сагун В.А. Анатомия и физиология человека:учебник для студентов учереждений сред. проф.образования/ Н.В. Смольянинова , Е.Ф. Фалина,В.А. Сагун –М.:ГЭО ТАР-Медиа,2013.-576с.:ил.
2.Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования /Р.П. Самусев. – М.: Оникс 21 вк, 2013. – 704с.
3.Гайворовский, И.В. Анатомия и физиология человека : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В.Гайворонский, Г.И.Ничипорук, А.И.Гайворонский. - 9-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 496 с.
Дополнительные источники:
1.Барышников. С.Д Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002, - 452 с.
2.Борисович, А.И. [и др.] Словарь терминов и понятий по анатомии человека [Текст] /А. И. Борисевич, В. Г. Ковешников, О. Ю. Роменский. - М.: Академия,2011.
3.Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2011.
4.Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Нормальная анатомия человека [Текст] : учеб. пособие/ А.В. Кондрашев, О.А. .Каплунова.- М.: ЭКСМО,2010.
5.Сапин, М.Р.Атлас анатомии человека [Текст]: в 3- х. т. / М.Р. Сапин, - М.: Медицина, 2012.
6.Сапин, М.Р., Билич, Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А. Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2010.
7.Топоров, Г.Н.,Панасенко, Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии [Текст] / Г.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-М.: Медицина, 2011.
8.Чернышов, В.Н. [и др.] Сборник учебно-методических материалов по нормальной анатомии [Текст] / А.В. Кондрашев, А.А. Сависько, А.В. Маркевич, А.В. Евтушенко, Е.В. Чаплыгина, А.Е. Бойченко. - Ростов н/ Д.:Феникс,2012.
9.Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии [Текст] : учеб. для мед. колледжей / А.А. Швырев.- 3-е.- изд.- Ростов н/Д.: Феникс,2012.
10.Швырев, А.А. Малый анатомический атлас [Текст] / А.А Швырев.- Ростов н/ Д: Феникс, 2012.
Интернет-ресурсы:
-Железы внутренней секреции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. examen. ru/add/manual/school-subjects/human-sciences/anatomy-and-physiology/zhelezyi-vnutrennej-sekreczii
https://studfiles.net/preview/1152058/
https://lektsii.org/1-26167.html
http://magref.ru/zhelezyi-vnutrenney-sekretsii/
Приложение
1.Мультимедийная слайд-презентация к занятию
2.Учебное видео
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»...
Презентация по дисциплине Анатомия и физиология человека, тема "Анатомия и физиология сердца"
Представлен иллюстрированный материал по теме с целью оказания методической помощи обучающимся при изучении темы...
Презентация по дисциплине Анатомия и физиология человека, тема "Анатомия и физиология пищеварительной системы"
Данная презентация содержит иллюстрированный материал по строению и функции отделов пищеварительной системы. Используются обучающимся в качестве дополнительного материала...
Морфофункциональные задачи с ответами по теме: Железы внутренней секреции
Материал составлен согласно программе дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "Лечебное дело" и может быть использован на практических занятиях....
Кроссворд по предмету "Биология" на тему: "Железы внутренней секреции"
Кроссворд по предмету "Биология" на тему: "Железы внутренней секреции"Кроссворд по предмету "Биология" на тему: "Железы внутренней секреции" содержит термины из...
Методическая разработка практического занятия По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Анатомия и физиология сердца»
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практи...