МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
учебно-методический материал

Проскунина Ольга Сергеевна

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология. В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_farmakologiya.docx317.16 КБ

Предварительный просмотр:

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

34.02.01  Сестринское дело

          ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФАРМАКОЛОГИЯ

Касимов, 2019г.


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Протокол № 7 от 27.02.2019 г.

ОДОБРЕНО

Методическим советом

Протокол № 9 от 28.02.2019 г.

РАЗРАБОТЧИК: преподаватель Проскунина О.С.

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология.

В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.


Содержание

Введение        4

1.        Методические  рекомендации по выполнению реферата        7

1.1.        Подготовка реферата        7

1.2. Характеристики реферата        8

1.3. Структура реферата        9

1.4. Оформление реферата        11

1.5. Требования к оформлению таблиц, иллюстративного материала        12

1.6. Порядок сдачи и защиты реферата        13

1.7. Критерии оценки реферата        13

2. Методические  рекомендации  по подготовке презентации        14

2.1.  Подготовка презентации        14

2.2.        Критерии оценки презентации        17

Задания для самостоятельной работы        18

Литература        30

Приложения        31


Введение

Настоящие методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Фармакология.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен получить инструктаж (консультацию) у преподавателя с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям ФГОС СПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Цель настоящих методических рекомендаций: оказание помощи обучающимся в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология.

Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

В результате выполнения самостоятельной работы обучающиеся должны уметь:

  • проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме  реферата, презентации;
  • применять знания в решении практических задач.

В соответствии с рабочим планом на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине Фармакология отводится 49 часов.

Распределение часов самостоятельной работы по темам

Тема

Количество часов

Введение в рецептуру. Лекарственные формы

1

Твердые лекарственные формы.

2

Мягкие лекарственные формы.

1

Жидкие лекарственные формы.

2

Лекарственные формы для инъекций.

1

Общая фармакология.

3

Антисептические и дезинфицирующие
средства.

3

Антибиотики.

3

Синтетические противомикробные средства.

1

Противотуберкулезные, противоспирохетозные,
противопротозойные, противомикозные,
противовирусные, противоглистные средства

1

Лекарственные средства, влияющие на
афферентную нервную систему.

1

Лекарственные средства, влияющие на
эфферентную нервную систему.

4

Лекарственные средства, влияющие на
центральную нервную систему.

4

Лекарственные  средства, влияющие на
функции органов дыхания.

2

Лекарственные  средства, влияющие на
сердечно-сосудистую систему.

4

Мочегонные лекарственные средства.

1

Лекарственные средства, влияющие на
функцию миометрия.

2

Лекарственные  средства, влияющие на
функции органов пищеварения.

3

Лекарственные средства, влияющие на
систему крови.

2

Плазмозамещающие растворы.

1

Лекарственные препараты гормонов, их
синтетические аналоги.

2

Витаминные препараты.

1

Противоаллергические средства.

1

Иммунотропные средства.

1

Противоопухолевые  средства. Осложнения
медикаментозной терапии и их лечение

2

Итого:

49


  1. Методические  рекомендации по выполнению реферата

  1. Подготовка реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой обучающегося.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по определенной теме.  Это  самостоятельная  научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается  суть  исследуемой  проблемы. Изложение  материала  носит  проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным.

Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание»,  «поднимается  вопрос»,  «делаем  следующие  выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определенная объективность изложения материала. Реферат — научная работа, поскольку содержит элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявлять требования по оформлению, как к научной работе. Они регламентированы государственными стандартами, в частности:

  • ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;
  • ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;
  • ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».
  • ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной рабочей программой, а затем расширить  список  источников информации,  включая  и использование  специальных  журналов,  где имеется новейшая научная информация.

Ниже предлагается перечень рекомендуемых источников информации.

Основные источники:

1. Фармакология [Текст]: учебник/ Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан.– Изд. 14 –е.– ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 702 с. : ил. – (Среднее медицинское образование). ISBN 978-5-222-26274-0

Дополнительные источники:

1. Гаевый М.Д., Гаевая Л.М. Фармакология с рецептурой. [Текст]: - 8- е
изд.стер М. : КНОРУС, 2011. – 384 с. ISBN 978-5-406-01363-2

2. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой
[Текст]: : Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей. – СПБ.: СпецЛит, 2000. – 831 с . ил. – ISBN 5 -299 -00026 X

3. Захаревский А.С . Фармакология с рецептурой [Текст]: Учебник / А.С.
Захаревский, Б.Б. Кузьмицкий, Л.Д. Курлович. – Ми.: Выш. шк., 2004. – 304с.: ил.
- ISBN 985-06-0886-2

4. Лекарственные средства[Текст]: под ред.Клюева. - Книжный дом Локус.
2005-с768- ISBN 5-87791-022-1

5. Косарев В.В., Бабанов С.А.. Общая и клиническая фармакология [Текст]:
учебник для медицинских училищ и колледжей /– Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 477 с. –ISBN 978-5-222-17231-5

6. Крыжановский С.А., Вититнова М.Б.. Современные лекарственные
средства [Текст]: М. РИПОЛ. 2000-с1040- ISBN 5-7905-0304-7

7 Никитин Н.П.. Краткий фармацевтический справочник для врачей и
фельдшеров скорой и неотложной помощи [Текст]– Ростов н / Д: Феникс 2009. – 252, [1]с. – (Справочник) - ISBN 978-5-222-14946-1
8. Павлов Н.А., Борисова О.А.. Современные лекарственные средства.
[Текст]- М.-СП. Сова. 2005- с 576 - ISBN 5-17-030228-2
9. Сиолева Э.В., Аподиакос Е.Л. Рецептурный справочник фельдшера[Текст]:
Ростов н / Д: изд – во « Феникс», 2008 – с 320 ISBN 978-5-222-14239-4
10. Федюкович Н.И. Фармакология. [Текст]: – Ростов н / Д: изд – во «
Феникс», 2008. – 698 с. (Серия « учебники ХХI века») -ISBN 978-5-222-13886-1

11. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой. [Текст]:– М.:
Медицинское информационное агентство, 2005. – 440 с.: ил., табл. - ISBN 5 -89481-271-2

Интернет-ресурсы:

http:// www. biophage. ru /

http:// www. pharmacologia. narod . ru /

http:// www. farmakologija. ru /

1.2. Характеристики реферата

Реферат  не  копирует  дословно  содержание  первоисточника,  а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико- синтетической переработки.

Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связанному высказыванию: так ему присущи следующие категории: оптимальное соотношение и завершенность (смысловая  и  жанрово-композиционная).  

Для  реферата  отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора. Автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями. Работа, проводимая автором для подготовки реферата должна обязательно включать самостоятельное мини-исследование, осуществляемое студентом на основе монографий, статей в медицинских журналах, пособий и других первоисточников.

Организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности,  требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т.д. Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют

следующие виды рефератов:

  • монографические  – рефераты, написанные на основе одного

источника;

  • обзорные – рефераты, созданные на основе нескольких исходных

текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования

1.3. Структура реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения (при необходимости).

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

Титульный лист. Является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. В  верхнем поле  указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие реферата, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы. В  нижнем  поле указывается год написания реферата.

В приложении  представлен образец оформления титульного листа реферата (Приложение 1).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется обучающимся самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

1.4. Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный

междустрочный интервал – полуторный

поля на странице – размер левого поля –3 см, правого- 1,5см, верхнего-2см, нижнего-2см, отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные (шрифт 12), их нумерация должна быть сквозной по всему тексту реферата.

номер страницы проставляется в верхней части листа по центру, без точки.

отформатировано по ширине листа

на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

в конце работы необходимо указать источники использованной литературы

        Нумерация страниц должна быть сквозной (номер не ставится на титульном листе, но в общем количестве страниц учитывается).

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  • законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  • специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  • статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Например:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323 - ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  2. Фармакология [Текст]: учебник/ Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан.– Изд. 14 –е. – ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 702 с. : ил. – (Среднее медицинское образование). ISBN 978-5-222-26274-0
  3.  Васичкина Е.С. Желудочковая экстрасистолия у детей//Педиатрическая фармакология.-2018.-№6.-с.435.

Например, оформление источника из интернета:

Особенности дозирования лекарственных форм в детском возрасте [Электронный ресурс]: https://scienceforum.ru/2016/article/2016024882

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

1.5. Требования к оформлению таблиц, иллюстративного материала

Таблицу следует располагать в работе по центру непосредственно
после текста, в котором она упоминается впервые или в приложении.
Таблицу следует располагать так, чтобы читать её можно было без
поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Заголовок следует
размещать над таблицей слева в начале строки после слова «Таблица».

Допускается нумерация таблиц сквозная – по всей работе. Если в работе одна таблица, её не нумеруют.

Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой)
буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова
«Таблица» или заголовка не используются.

При переносе таблицы на другую страницу заголовки её граф
повторяют.

Если данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится
прочерк.

Графы строк, столбцов, также должны иметь заголовки, начинающихся с прописных букв. Графу № п/п (номер по порядку) в таблицу включать не
следует.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его
нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста,
располагая цифровые данные в колонки.

Все иллюстрации (графики, схемы, рисунки, и т.п.) в работе
обозначаются как рисунки: «Рис.1.». Их необходимо нумеровать арабскими
цифрами в пределах всей работы.

Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует.
Иллюстрация должна иметь название, которая помещается под ним после слова «Рис. 1.».

Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после
текста, в котором они упоминаются впервые или на следующем листе.

На все таблицы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в
тексте.

В приложении  представлен образец оформления таблицы и иллюстративного материала (Приложение 2).

1.6. Порядок сдачи и защиты реферата

При оценке реферата преподаватель учитывает качество, степень самостоятельности студента и проявленную инициативу, связность, логичность  и  грамотность  составления, оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по  одному  реферату  при  изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

Защита реферата студентом предусматривает доклад по реферату не более 5-7 минут, ответы на вопросы оппонента.

На защите  запрещено  чтение  текста реферата.

Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.

1.7. Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка 5 «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка 4 «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

2. Методические  рекомендации  по подготовке презентации

2.1.  Подготовка презентации

Компьютерную  презентацию, сопровождающую  выступление  докладчика,

удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint.  Презентация  как  документ представляет  собой  последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).

Чаще  всего  демонстрация  презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов  адекватно  содержанию  и продолжительности выступления (например, для 5-минутного  выступления  рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На  первом  слайде  обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы  пользоваться  ими  как  планом  для выступления.  В  этом  случае  к  слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7строк;
  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2  стратегия:  на  слайды  помещается фактический  материал  (таблицы,  графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные  средства  визуализации информации (таблицы, схемы, графики) соответствуют содержанию;
  • использованы иллюстрации хорошего качества  (высокого  разрешения), с  четким изображением  (как  правило,  никто  из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное  количество  графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии,  схемы  и  т.д.)  с  текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

Наиболее  важная  информация  должна располагаться в центре экрана.

Основная  ошибка  при  выборе  данной стратегии  –  «соревнование»  со  своим иллюстративным  материалов  (аудитории  не предоставляется  достаточно  времени,  чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без  эффектов  анимации  должен демонстрироваться на экране не менее 10 – 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными

таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать  выступление  подробностями».

Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант –в середине выступления.

Если  на  слайде  приводится  сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами  (например,  «На  этой  диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению.

Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации  по  возможности  необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные  построения,  излишняя  анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу.

Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации  презентации.  Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло- желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы  шрифтов  в  одной  презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми  и  невыразительными,  особенно  в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации  по  ходу  выступления  лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.  Вспомогательная  информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над  основной  информацией  (текстом,  иллюстрациями).  Использовать  встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись  (например,  последовательное появление  элементов  диаграммы).  Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации  слайда  можно  воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если  данные  (подписи  данных)  являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных).  Данные  и  подписи  не  должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими  элементами  диаграммы.

Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если  при  форматировании  слайда  есть необходимость  пропорционально  уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное  отображение  объектов  диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице.

В таблицах не должно быть более 4 строк и 4столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная  информация  вставляется  в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt.

Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне. Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада («Следующий слайд, пожалуйста...»).

Заключительный  слайд  презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей  публичное  выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют  устное  сообщение.  Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация  PowerPоint).  В  этом  случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы  PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После  подготовки  презентации  полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
  • к  каким  особенностям  объекта презентации  удалось  привлечь  внимание аудитории?
  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

  1. Критерии оценки презентации

Содержание оценки

1.Содержательный критерий: правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение  текстом,  грамотное использование  научной терминологии,  импровизация, речевой этикет

2.Логический критерий: стройное  логико - композиционное  построение речи,  доказательность, аргументированность

3.Речевой критерий: использование  языковых (метафоры,  фразеологизмы,  пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств  выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4.Психологический критерий: взаимодействие  с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания.

5.Критерий: соблюдения дизайн-эргономических требований  к компьютерной презентации. Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается  обоснованная последовательность слайдов и информации  на  слайдах, необходимое  и  достаточное количество  фото-  и видеоматериалов,  учет особенностей  восприятия графической  (иллюстративной) информации,  корректное сочетание  фона  и  графики, дизайн  презентации  не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения,  общее впечатление от мультимедийной презентации.

Задания для самостоятельной работы

Тема 1.1. Введение в рецептуру. Лекарственные формы

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации.

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Значение работ И.П.Павлова в области фармакологии
  • Особенности дозирования лекарств в детском и пожилом возрасте

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 1.2. Твердые лекарственные формы

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на тему: «Современные модифицированные твердые лекарственные формы»

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 1.3. Мягкие лекарственные формы

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на тему: «Современные модифицированные мягкие лекарственные формы»

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 1.4. Жидкие лекарственные формы

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на тему: «Современные модифицированные жидкие лекарственные формы»

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 1.5. Лекарственные формы для инъекций

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Неогаленовые препараты
  • Прописи инъекционных лекарственных форм, дозирование

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 2.1. Общая фармакология

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _3_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Факторы, влияющие на действие лекарственных средств в организм»
  • Комбинированное применение лекарственных средств
  • Виды лекарственной терапии

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.1. Антисептические и дезинфицирующие средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _3_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Производные нитрофурана. Применение препаратов фурацилина и фуразолидон».
  • Щелочи: особенности действия и применения растворов аммиака, растворов натрия гидрокарбонат».
  • Неорганические кислоты: салициловая, борная, бензойная, особенности действия, показания к применению.

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.2. Антибиотики

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _3_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • История открытия антибиотиков
  • Полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, оксациллин, ампиокс, карбенициллин), спектр и тип действия, кратность введения, разведение,  побочные эффекты.
  • Хлорамфеникол (левомицетин), тип и спектр действия, механизм действия, показания к применению,  побочные эффекты

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.3. Синтетические противомикробные средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на тему: «Открытие сульфаниламидных препаратов»

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.4. Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противопротозойные, противомикозные, противовирусные,
противоглистные средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Противовирусные средства: (ремантадин, оксолин, арбидол, интерферон-альфа человеческий лейкоцитарный)
  • Особенности применения противовирусных средств, противопоказания к применению.
  • Противогельминтные средства (левамизол, никлозамид (фенасал), левамизол (декарис).

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.5. Лекарственные средства, влияющие на афферентную нервную систему

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Лекарственные растения, обладающие вяжущим действием,
  • Препараты, содержащие яды пчел (апизартрон) и яды змей (випросал, випратокс)

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.6. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную нервную систему

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _4_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Понятие об эфферентной иннервации, о синапсе и медиаторах
  • Отравление беленой, дурманом, мухомором,
  • Токсикология никотина

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.7. Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _4_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Современные средства для наркоза,
  • Лекарственные средства, улучшающие мозговое кровообращение
  • Этанол (спирт этиловый): резорбтивное действие, острое отравление, алкогольная зависимость, средства ее лечения (тетурам, эспераль).

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.8. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Современные бронхолитики
  • Фитотерапия заболевания верхних дыхательных путей

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.9. Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _4_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Современные антигипертензивные средства,  
  • Современные формы выпуска нитроглицерина  и способы применения»,
  • Фитотерапия гипертонической болезни,
  • Средства, применяемые при инфаркте миокарда

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.10. Мочегонные лекарственные средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на тему: «Фитотерапия отеков разного происхождения»

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.11. Лекарственные средства, влияющие на функцию миометрия

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на тему: «Фитотерапия в гинекологии»

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.12. Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _3_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Современные гепатопротекторы
  • Лекарственные растения для лечения заболеваний печени

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.13. Лекарственные средства, влияющие на систему крови

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Лекарственные растения, влияющие на свертываемость крови
  • Гирудотерапия

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.14. Плазмозамещающие растворы

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на тему: «Современные плазмозамещающие средства»

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.15. Лекарственные препараты гормонов, их синтетические аналоги

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Препараты гормонов гипофиза,
  • Препараты гормонов щитовидной железы
  • Препараты женских и мужских половых гормонов в лечение заболеваний различной этиологии,
  • Современные контрацептивные средства

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.16. Витаминные препараты

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • История открытия витаминов,
  • Витамин С и другие витамины у нас на столе

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.17. Противоаллергические средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на тему: «Современные антигистаминные препараты»

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.18. Иммунотропные средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на тему: «Иммунотропные средства растительного происхождения»

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях

Тема 3.19. Противоопухолевые средства. Осложнения медикаментозной
терапии и их лечение

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата и презентации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата, презентации

Задание 1 . Подготовка реферата или презентации на темы:

  • Современные антибластомные средства,
  • Интоксикация  барбитуратами,
  • Интоксикация наркотическими анальгетиками
  • Интоксикация сердечными гликозидами,
  • Интоксикация М-холиноблокаторами,
  • Интоксикация солями тяжелых металлов.

Формат выполненной работы: реферат, презентация

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Критерии оценки презентации: указаны выше.

Контроль выполнения: защита реферата и презентации на учебных занятиях


Литература

Основные источники:

Фармакология [Текст]: учебник/ Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан.– Изд. 14 –е. – ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 702 с. : ил. – (Среднее медицинское образование). ISBN 978-5-222-26274-0

Дополнительные источники:

1. Гаевый М.Д., Гаевая Л.М. Фармакология с рецептурой. [Текст]: - 8- е
изд.стер М. : КНОРУС, 2011. – 384 с. ISBN 978-5-406-01363-2

2. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой
[Текст]: : Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей. – СПБ.: СпецЛит, 2000. – 831 с . ил. – ISBN 5 -299 -00026 X

3. Захаревский А.С . Фармакология с рецептурой [Текст]: Учебник / А.С.
Захаревский, Б.Б. Кузьмицкий, Л.Д. Курлович. – Ми.: Выш. шк., 2004. – 304с.: ил.
- ISBN 985-06-0886-2

4. Лекарственные средства[Текст]: под ред.Клюева. - Книжный дом Локус.
2005-с768- ISBN 5-87791-022-1

5. Косарев В.В., Бабанов С.А.. Общая и клиническая фармакология [Текст]:
учебник для медицинских училищ и колледжей /– Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 477 с. –ISBN 978-5-222-17231-5

6. Крыжановский С.А., Вититнова М.Б.. Современные лекарственные
средства [Текст]: М. РИПОЛ. 2000-с1040- ISBN 5-7905-0304-7

7. Никитин Н.П.. Краткий фармацевтический справочник для врачей и
фельдшеров скорой и неотложной помощи [Текст]– Ростов н / Д: Феникс 2009. – 252, [1]с. – (Справочник) - ISBN 978-5-222-14946-1
8. Павлов Н.А., Борисова О.А.. Современные лекарственные средства.
[Текст]- М.-СП. Сова. 2005- с 576 - ISBN 5-17-030228-2
9. Сиолева Э.В., Аподиакос Е.Л. Рецептурный справочник фельдшера[Текст]:
Ростов н / Д: изд – во « Феникс», 2008 – с 320 ISBN 978-5-222-14239-4
10. Федюкович Н.И. Фармакология. [Текст]: – Ростов н / Д: изд – во «
Феникс», 2008. – 698 с. (Серия « учебники ХХI века») -ISBN 978-5-222-13886-1

11. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой. [Текст]:– М.:
Медицинское информационное агентство, 2005. – 440 с.: ил., табл. - ISBN 5 -89481-271-2

Интернет-ресурсы:

http:// www. biophage. ru /

http:// www. pharmacologia. narod . ru /

http:// www. farmakologija. ru /


Приложения

Приложение 1

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

РЕФЕРАТ

Значение работ И.П.Павлова в области фармакологии

Выполнил:

 _______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


Приложение 2

Оформление таблицы

Таблица 1

Эффекты м-холинорецепторовhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=62aaa21a94ec4406b89388b6c14ef1b9-l&n=13

Оформление иллюстрации (рисунка)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c0060ddbcb2f76aa1a1dd1b554a8262f-l&n=13

Рис.1. Влияние каптоприла на метаболизм брадикинина

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=fb2690c433819c9c18fe8ed56bef4a48-l&n=13

Примеры оформления диаграммы, графика

Диаграмма 1. Динамика резистентности S.pneumoniae к фторхинолонам

        

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3c043e3b4d8da422e662af3071a1e062-srl&n=13

График 1. Активное лечение плацебо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой  МДК 06.01 Управление структурным подразделением  организации....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по МДК 01.01. Организация и технология парикмахерских услуг.

Полные методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся, с иллюстрициями, таблицами....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.05 Основы технического черчения профессия: 23.01.03 Автомеханик

Методических рекомендации нацелены на оказание помощи студентам в освоении дисциплины «Основы технического черчения», а также ориентируют студентов на самостоятельную творческую учебную де...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Биология»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине  Биология содержат:-план внеаудиторной самостоятельной работы;-методические рекомендации по выполн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.02.01 Лечебное дело ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы латинского языка с медицинской ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы патологии. В методических реком...