Представление и память
план-конспект урока
Представление и память относятся к так называемым мнемическим процессам (от греч. «мнеме»- память).
Мнемические процессы – это процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной человеком при взаимодействии со средой.
Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания: они оставляют след – зрительный, слуховой, осязательный и т. д.
Мы можем мысленно воспроизводить предметы и явления, когда их перед нами нет. Благодаря этому ч-к может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладение овладении новыми видами деятельности.
И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы ч-а вечно в положении новорожденного
Понятия «представление» и «память» сходны, они связаны между собой. Но между ними есть и различия.
Представление - это процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений ЦНС при восприятии. Сохранившиеся следы возбуждений создают необходимые условия для построения нужного представления. Представления служат материалом для процессов памяти и воображения и вызываются образами памяти
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Сеченов считал память основным условием психической жизни, «краеугольным камнем психического развития». Используя память ч-к обучается движению, речи, ориентировке, познает опыт поколений.
Физиологической основой памяти является временная нервная связь. При восприятии предметов и явлений окружающего мира возникает сложная деятельность многих нервных клеток в головном мозге ч-ка. И между ними устанавливается определенная связь. Важная роль в физиологических механизмах памяти принадлежит условным рефлексам.
Виды памяти.
I. по характеру психической активности:
- двигательная – это память на движения собственного тела. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость, сноровка в физической работе
- наглядно-образная – на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.п. образы. Хорошо развита у людей искусства – художники рисуют по памяти, актеры запоминают огромные куски текста.
Иногда встречается эйдическая память –(от греч «эйдос» - образ). У людей, обладающих такой памятью, наглядные образы характеризуются особой яркостью и такой детализированностью, которые недоступны другим людям. До 6 лет у детей эйдическая память.
3. эмоциональная память – на переживания. Это важнейшее условие для нравственного воспитания.
4. словесно-логическая – это запечатление, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий. Это специфический вид человеческой памяти. Здесь главную роль играет вторая сигнальная система.
II по времени:
- кратковременная – это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного или непродолжительного восприятия.
- долговременная память – это процесс длительного сохранения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации.
- оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.
III по степени волевой регуляции:
- произвольная 2. непроизвольная
IV по основным связям:
- биологическая
- генетическая
- коллективная
- иммуногенная
- индивидуальная
НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ.
Расстройства памяти — снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию.
При различных заболеваниях могут страдать отдельные - компоненты памяти, такие как запоминание, удержание, воспроизведение. Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое — снижение, второе — выпадение памяти, третье — ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия — повышенная способность к запоминанию.
Гипомнезия — ослабление памяти. Может быть врожденной, а в ряде случаев сопровождает различные аномалии психического развития. Встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний. При выздоровлении память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях в мозговой паренхиме резко ухудшается запоминание и сохранение текущего материала. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохраняются.
Кроме расстройств запоминания и воспроизведения при травматических, интоксикационных и других поражениях мозга встречается полное выпадение из памяти определенных периодов жизни, называемое амнезиями.
Амнезия — отсутствие памяти. Выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени, наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др.
Амнезии по динамике протекания расстройств распределяются следующим образом:
1)Антероградная — забывается то, что было после заболевания, травмы. Больной не помнит ничего, начиная с того момента, когда развилось данное расстройство, антероградная амнезия может охватывать различные по длительности периоды.
2)Ретроградная — утрачивается память на события, предшествующие заболеванию, травме и др., когда забыаются события, происходившие в течении нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания. Иногда
больной человек забывает все, что предшествовало заболеванию.
памяти не сразу, лишь спустя время после болезненного состояния.
3)Фиксационная — резкое ослабление или отсутствие способности запоминать текущие события, однако при
этом сохраняется способность воспоминать приобретенный ранее опыт.
4)Прогрессирующая — вначале исчезает память на наиболее поздно запечатленные события, факты, а на более ранние в последнюю очередь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_povtorenie.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Звучащая память человечества"
Методическая разработка "Звучащая память человечества"...
Память через века:Сталинград.Малоизвестные факты
Разработка посвещена проблеме санитоарно-эпидемиологической обстановке в Сталинградской области в 1941-1943г. и методам борьбы с эпидемиями в Сталинграде.Была представлена проектной деятельностью обуч...
Презентация Полупроводниковая память
Презентация по теме Полупроводниковая память...
Занятие "День победы в память потомкам"
Урок на городской фестиваль "Времен связующая нить: урок в школьном музее"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА посвященного проведению месячника патриотического воспитания молодёжи «Наша память не зыблема, и подвиг их вечен, они ковали победу ради мирной жизни будущих поколений!!!»
В данной методической разработке представлена методика проведения классного часа посвященного проведению месячника патриотического воспитания студентов ГБПОУ КК «БАК» с использованием...
Жил на Кубани такой человек (в память о художнике и просто замечательном человеке - Давыдове В.С.)
Исследования жизненного и творческого пути замечательного и талантливого человека, земляка, жителя Гулькевичского района, Краснодарского края – Давыдова Владимира Сергеев...