Презентация теоретического занятия "Заболевания, передаваемые водным путем"
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: Гигиеническое значение воды для здоровья человека (физиологическая роль). Роль воды в развитии геохимические эндемии и неинфекционных заболевания. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Инфекционные заболевания, передаваемые водным путем. Особенности водных эпидемий. Профилактика эндемических и эпидемических заболеваний, связанных с качеством питьевой воды.
ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ ВЫ ДОЛЖНЫ уметь: Разрабатывать комплекс мероприятий по улучшению качества воды и профилактики заболеваний, связанных с ее качеством . Обезвреживать индивидуальные запасы питьевой воды. Обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медперсонала. Осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции. Соблюдать меры противоэпидемического контроля. Вести медицинскую документацию . Обучать население методам профилактики.
«Познание болезни есть уже половина лечения» М.Я.Мудров СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Гигиеническое значение воды. 2. Роль воды в распространении неинфекционных заболеваний. Геохимические эндемии. 3. Роль воды в распространении инфекционных заболеваний: инфекционные заболевания, передаваемые водным путем; условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде; особенности водных эпидемий. 4. Профилактика эндемических и эпидемических заболеваний, связанных с качеством питьевой.
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 1. Для человека вода – обязательная составная часть тела, из которой оно состоит на 65-70%. При обезвоживании организма: ухудшается самочувствие; усиливаются процессы распада тканевого белка; нарушается водно-солевой баланс; снижается работоспособность, снижается деятельность нервной и сердечно - сосудистой систем. При потере 10% воды отмечается резкое беспокойство, слабость, дрожание конечностей. При потере 20-25% воды наступает смерть. 2. Вода незаменима для оздоровительных мероприятий: при купании организм закаливается и тренирует мышцы. Без воды человек может прожить 4-6 дней. В сутки необходимо потреблять не менее 1,5 –2 л жидкости.
Роль воды в распространении неинфекционных заболеваний Чистой воды Н 2 О в природе не существует: в ней всегда растворены газы и микроэлементы Вода никогда не бывает в природе чистой, она всегда содержит примеси, по которым мы характеризуем ее с гигиенической стороны. В ней растворяются химические соединения и проникают бактерии и вирусы. Наличие неорганических соединений солей Са и М g – обуславливают жесткость воды . Соли аммиака, нитриты и нитраты – указывают на загрязнение воды белковыми веществами или фекалиями . Из газов в воде содержатся – кислород, углекислый газ и сероводород. Особое внимание следует уделять тем загрязняющим агентам, которые обладают кумулятивным токсическим действием – канцерогенные вещества, тяжелые металлы и некоторые микроэлементы: фтор, стронций, уран, молибден и др. Просмотр таблицы 1
Геохимические эндемии Известный русский ученый В.И. Вернадский разработал учение о биогеохимических провинциях – районах, характеризующихся избытком или недостатком отдельных микроэлементов в почве, воде, растениях, что позволило объяснить причины возникновения эндемических заболеваний человека. Химический состав природных вод зависит от физико-географических условий местности. Химические компоненты в воде могут обуславливать геохимические эндемии – заболевания, связанные с химическим составом воды данной местности . 28 февраля 1863 – 6 января 1945 гг.
Геохимические эндемии Фтор: при содержании менее 0,7 мг/л — кариес зубов;
Геохимические эндемии Фтор: при содержании более 1,5 мг/л — флюороз 5 стадии; Поражение зубов протекает в несколько стадий: 1. Симметричные меловидные пятна на эмали зубов. 2. Пигментация (пятнистость эмали). 3. Тигроидные резцы (поперечная исчерченность эмали зубов). 4. Безболезненное разрушение зубов. 5. Системный флюороз зубов и скелета. 6. Уродства развития скелета у детей, кретинизм.
Геохимические эндемии Йододефицитные заболевания ( йододефицит ) — расстройства, связанные с дефицитом йода, которые рассматриваются ВОЗ как наиболее распространённые во всем мире заболевания неинфекционного характера. ЭНДЕМИЧЕСКИЙ ЗОБ
Геохимические эндемии Йододефицитные заболевания ( йододефицит ) — расстройства, связанные с дефицитом йода, которые рассматриваются ВОЗ как наиболее распространённые во всем мире заболевания неинфекционного характера. эндемический кретинизм ( врождённая умственная недостаточность)
Роль воды в распространении инфекционных заболеваний инфекционные заболевания и гельминтозы, передаваемые водным путем Еще Гиппократ в IV в. до н.э. установил роль воды в передаче и распространении инфекционных заболеваний. Сноу впервые достоверно описал водную эпидемию холеры в Лондоне в 1854 году, когда за 15 дней умерло 457 человек, пользовавшихся водой из одного колодца, в который просачивались нечистоты из выгребной ямы. Р. Кох в 1883 году при вспышке холеры в Индии обнаружил возбудителей не только в выявленных больных, но и в воде пруда, которой пользовались все заболевшие. В Эльбе был выделен вибрион во время эпидемия холеры.
Роль воды в распространении инфекционных заболеваний Патоге́нность — способность быть причиной (порождать) патологии (болезни, отклонения от нормы). Вируле́нтность (от лат. virulentus «ядовитый») — степень способности данного инфекционного агента (штамма микроорганизма или вируса) заражать данный организм.
Наибольшее значение водный путь играет в передаче инфекционного гепатита А , который: более устойчив к воздействию факторов окружающей среды чем возбудители бактериальных кишечных инфекций; сохраняет патогенность после замораживания в течении двух лет; резистентен к большинству дезинфици-рующих средств; при кипячении погибает лишь через 30-60 минут. ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Все глистные заболевания можно разделить на геогельминтозы и биогельминтозы . Возбудители геогельминтозов развиваются и распространяются без участия промежуточных хозяев. Факторами передачи служит вода, почва, различные предметы, загрязненные яйцами или личинками гельминтов. Выделяют анкилостомидозы и стронгилоидозы . ГЕЛЬМИНТОЗЫ
Возбудители биогельминтозов в организме основного хозяина достигают половой зрелости, а в организме промежуточных и дополнительных хозяев паразитируют из личинки. К этой группе гельминтозов следует отнести широко распространенные заболевания: тениаринхоз (бычий цепень ); тениоз (свиной цепень ); описторхоз и трематодозы; группа шистосомозов и дракункулез ( ришта). ГЕЛЬМИНТОЗЫ
ПРОТОЗОЙНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЯМБЛИОЗ Жгутиконосец ( Zamblia intestinalis ) АМЕБИАЗ Амебная дизентерия ( Entamoeba histolytica ) БАЛАНТИДИАЗ Инфузория ( Balantidium coli)
особенности водных эпидемий Болезнь может возникнуть при действии трех условий: наличие источника вредности - достаточное количество возбудителей должно попадать в воду; должен сработать фактор и механизм передачи - возбудитель должен сохранить жизнеспособность в воде или размножиться; попасть в восприимчивый организм. Централизованные попадание в водопроводы неочищенных вод из рек и озер, прорыв водопроводных труб и подсос канализационных вод, сброс фекальных вод в питьевой водоем, массовые купания в зараженных водоемах Способы загрязнения водных источников делятся: Местные попадание в колодцы, арыки, пруды содержимого помойных ям, туалетов
признаки водных эпидемий внезапное одномоментное появление большого числа больных; пользование одним источником водоснабжения или купания; после ликвидации аварии и введения эффективного обеззараживания воды – резкий обрыв числа заболевших; наличие «эпидемического хвоста» - заболевания еще длительное время продолжаются за счет единичных разрозненных заболеваний, поддерживание за счет действия пищевого и контактно-бытового путей передачи; полиэтиологичность - к основным заболеваниям примешиваются частично другие заболевания, связанные с водой (брюшной тиф + дизентерия; холера + дизентерия; дизентерия + брюшной тиф + гепатит А).
Профилактика эндемических заболеваний, связанных с качеством питьевой Заключается добавлении недостающих веществ или уменьшении их избытка К маломинерализованной воде добавляются минеральные вещества. Для снижения общей минерализации подземных вод применяют дистилляцию, ионную сорбцию, электролиз, вымораживание. Для снижения жесткости воды артезианских скважин применяют кипячение, реагентные методы и метод ионного обмена.
Профилактика эпидемических заболеваний Мероприятия предупредительного характера заключаются в создании санитарных условий жизни населения, при которых возникновение или развитие одних инфекционных болезней невозможно, а других максимально затруднено. Для профилактики эпидемий необходимо улучшать очистку территории, водоснабжения и канализации, повышать санитарную культуру населения, соблюдать правила личной гигиены, правильно обрабатывать и хранить пищевые продукты, ограничивать социальную активность бациллоносителей, их общение со здоровыми людьми.
Контрольные вопросы Расскажите о гигиеническом значение воды для здоровья человека (физиологическая роль). Дайте определение роли воды в развитии геохимические эндемии и неинфекционных заболевания. Перечислите у словия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Назовите инфекционные заболевания, передаваемые водным путем. Сформулируйте, в чем о собенность водных эпидемий . Назовите из чего состоит комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции. В чем заключается профилактика эндемических и эпидемических заболеваний, связанных с качеством питьевой воды. .
Домашнее задание Изучить материал учебника на стр.80-85. Ответить на контрольные вопросы. Составить алгоритм действия санитарной службы при вспышке эпидемии заболеваний, передаваемых водным путем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Теоретическое основы изучения пожилых и инвалидов как объектов социальной работы по дисциплине МДК Технология социальной работы с пожилыми и инвалидами
Данная презентация может быть полезна как студентам специальности 040401 " социальная работа" СПО, так и преподавателям данного направления....

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ
Существующие электронные обучающие средства, которые могут применяться для преподавания теоретической механики при дистанционном обучении будущих специалистов технического профиля/...

Презентации теоретического материала "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях"
Презентации теоретического материала "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях"Тема №1. Основные сведения об инфекционных болезняхТема №3. Понятие об эпидемическом процессе. Противоэпидемические...
Методическая разработка урока на тему: "Инфекции, передаваемые половым путем"
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯпо дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности"Тема занятия: «Инфекции, передаваемые половым путем»...

Методическая разработка теоретического занятия "Водные извлечения из сырья, содержащего слизи"
Методическая разработка теоретического занятия "Водные извлечения из сырья, содержащего слизи, из экстрактов-концентратов" используется при изучении МДК "Технология изготовления лекарст...

Разработка обобщающего теоретического занятия "Водные извлечения"
Методическая разработка обобщающего теоретического занятия "Водные извлечения" предназначена для студентов 2-го курса специальности "Фармация" при изучении МДК "Технология изг...