Терморегуляция (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
учебно-методический материал

Лекционный материал по теме "Терморегуляция" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_aif_termoreg.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

Постоянство температуры тела обусловлено процессами теплообразования и теплоотдачи. Эти процессы регулируются сложными рефлекторными актами, которые возникают в ответ на температурное раздражение рецепторов кожи, кожных и подкожных сосудов, а также центральной нервной системы. Терморецепторы, воспринимающие холод или тепло, находятся в передней части гипоталамуса, в ретикулярной формации среднего мозга, а также в спинном мозге.

 В гипоталамусе расположены основные центры терморегуляции, которые координируют сложные процессы, обеспечивающие изотермию.

Центры некоторых терморегуляторных рефлексов расположены в спинном мозге, определенное участие в процессах терморегуляции принимает кора головного мозга, железы внутренней секреции (прежде всего щитовидная железа и надпочечники). При охлаждении щитовидная железа более активно выделяет гормон, активизирующий обмен веществ и усиливающий в результате этого теплопродукцию. Надпочечники усиливают выделение адреналина, который суживает кожные сосуды, уменьшая теплоотдачу, и повышает теплообразование за счет усиления процессов окисления в тканях.

Так как разные органы имеют разную активность метаболизма, их температура может различаться (рис. 1). Самую высокую температуру имеет печень (37,8—38°С), так как она расположена глубоко внутри тела и имеет самый высокий уровень обменных процессов. Температура кожи более зависима от температуры окружающей среды и вследствие высокой теплоотдачи самая низкая (30—34°С), при этом она может значительно различаться: самая высокая на туловище и голове, самая низкая — на конечностях.

Рис.1. Температура кожи разных участков тела человека

Температура тела имеет циркадный (околосуточный) режим и колеблется в пределах 0,5-0,7°С. Максимум отмечается при мышечной работе и в 16-18 ч. вечера, минимум – в 3-4 утра. Обезвоживание организма приводит к подъёму внутренней температуры тела и ограничивает трудоспособность. Ректальная температура при марафонском забеге достигает 39-40 °С, иногда даже около 41 °С.

Измеряют температуру тела в подмышечной впадине (36,6-36,9°С), у грудных детей часто в прямой кишке, где она выше и составляет  37,2-37,5°С.

Температура тела регулируется нервно-гуморальным путём. Теплообразование усиливают гормоны тироксин и адреналин.

Рефлекторный терморегуляторный ответ возникает при раздражении тепловых и холодовых рецепторов.

Холодовые рецепторы - колбы Краузе - расположены в подслизистом слое, в коже (ближе к эпидермису), в мышцах брюшного пресса.

Тельца Руффини, лежащие в глубоких отделах дермы и в подкожном слое, считают тепловыми рецепторами. Температурные воздействия могут воспринимать также окончания чувствительных нервных волокон.

Холодовых рецепторов больше, чем тепловых: их количество в коже человека достигает 250 тыс., а тепловых - 30 тыс. Наибольшая плотность холодовых рецепторов обнаружена в коже лица: 16-19 рецепторов/см2.

Терморецепторы кожи чрезвычайно чувствительны к колебаниям температуры окружающей среды. Кожная рецепция важна не только для ощущения тепла или холода, но и для регуляции температуры тела. Температурные стимулы вызывают приятные или неприятные ощущения. При охлаждении значительных поверхностей тела ниже 30 °С возникает стойкое ощущение холода. При изменении температуры кожи температурные ощущения зависят, в основном, от её исходной температуры. Так, при низкой температуре кожи незначительное понижение температуры воспринимается быстрее, чем её повышение. То же происходит и при высокой температуре. Восприятие медленных изменений температуры замедлено. При очень медленном охлаждении человек может его не заметить и простудиться.

Постоянство температуры тела у человека сохраняется лишь при равновесии процессов теплообразования и теплоотдачи организма (рис. 2). Это достигается с помощью физических и химических механизмов теплорегуляции.

Рис. 2. Пути теплопродукции и теплоотдачи

Химическая терморегуляция происходит посредством активизации обменных процессов в тканях организма, приводящей к усилению теплообразования. У человека усиление теплообразования отмечается при снижении температуры окружающей среды ниже оптимальной (так называемой зоны температурного комфорта). В одежде температура комфорта составляет 18—20°С, без нее — 28°С. Наиболее интенсивное теплообразование наблюдается в мышцах, печени и почках.

Физическая терморегуляция происходит посредством уменьшения либо усиления теплоотдачи за счет изменения излучения тепла (радиационная теплоотдача), конвекции (перемешивание нагреваемого телом воздуха) и испарения воды с поверхности кожи и легких.

 В состоянии покоя при температуре 20°С у человека радиация составляет 66%, испарение - 19%, конвекция — 15% общей потери тепла организмом. Препятствует теплоотдаче слой подкожной жировой клетчатки, поскольку ее жировая ткань имеет малую теплопроводность, и одежда, создающая слой неподвижного воздуха вокруг тела.

Теплоотдача путем радиации и конвекции возможна только в условиях температуры окружающей среды до 35°С, при более высокой температуре воздуха температура тела поддерживается только за счет испарения пота; ведущей становится теплоотдача путем испарения и при интенсивной мышечной нагрузке. Эффективность этого вида теплоотдачи находится в зависимости от влажности воздуха и воздухопроницаемости одежды. В поддержании температуры тела участвует и дыхание: во время выдоха легкие выделяют воду в виде водяных паров, этот вид теплоотдачи регулируется изменением частоты дыхания.

Важным механизмом терморегуляции является перераспределение крови в сосудах и объема циркулирующей крови. При низкой температуре артериолы кожи сужаются, большее количество крови поступает в сосуды брюшной полости, в результате чего ограничивается теплоотдача, а внутренние органы дополнительно согреваются. При еще более сильном охлаждении открываются сосуды, обеспечивающие сброс крови из артерий в вены (артериовенозные анастомозы), и поступление крови в капилляры дополнительно уменьшается. При повышении температуры тела сосуды кожи расширяются, увеличивается объем крови, протекающей по сосудам кожи, что приводит к охлаждению крови в сосудах кожи за счет теплоотдачи с поверхности тела (рис. 3).

Рис. 3. Механизм теплоотдачи на холоде (Л) и в тепле (Б)

Дополнительными средствами терморегуляции могут служить изменение положения тела, «гусиная кожа», озноб. Так, когда человеку холодно, он сворачивается в «клубочек», уменьшая поверхность теплоотдачи.

 «Гусиная кожа» — рудиментарная реакция, сохранившаяся у человека в процессе эволюции от животных предков, покрытых шерстью, — позволяет поднять шерсть, увеличив таким образом слой согретого неподвижного воздуха вокруг туловища и закрыть выводные протоки потовых желез, уменьшая испарение воды с поверхности тела. Озноб, возникающий при переохлаждении, приводит к дополнительному образованию тепла в результате мышечной работы (мелкой дрожи), идущему на согревание тела.

Изменение терморегуляции в онтогенезе.

В процессе онтогенеза способность поддерживать постоянную температуру тела развивается постепенно. Новорожденный ребенок отличается неустойчивой терморегуляцией: у него легко возникает охлаждение или перегревание организма при изменении температуры окружающей среды, даже небольшая мышечная нагрузка (длительный плач) может привести к повышению температуры тела. Очень низка способность к терморегуляции у недоношенных детей, поэтому они нуждаются в специальных условиях для поддержания температуры тела.

Основные терморегуляторные реакции организма формируются в младенческом возрасте. В первые месяцы жизни защита от потери тепла организмом осуществляется главным образом подкожной жировой клетчаткой. Такой статичный механизм не позволяет в достаточной степени регулировать теплоотдачу в соответствии с текущей ситуацией, поэтому дети младенческого возраста легко подвержены переохлаждению и перегреванию. Организм ребенка приспособлен к уменьшению теплоотдачи с относительно большой поверхности тела преимущественно за счет теплоизоляции подкожной жировой клетчаткой. Кроме того, в этом возрасте в организме ребенка функционирует бурая жировая ткань. Она насыщена митохондриями, участвующими во внутриклеточных энергетических процессах, и «согревает» крупные сосуды, расположенные вдоль позвоночника. Сосудодвигательные реакции, определяющие тонус поверхностно расположенных сосудов и регулирующие теплоотдачу, активно формируются на протяжении первого года жизни. Так как они еще несовершенны, легко возникает переохлаждение или перегревание организма, поэтому при уходе за младенцами и их воспитании тепловой режим должен соблюдаться достаточно строго. После года к производству тепла начинают подключаться мышцы, а бурая жировая ткань постепенно перестает функционировать. Однако механизмы теплоотдачи еще несовершенны и температура комфорта остается высокой — около 30°С.

В возрасте от 3 до 7 лет значительное место занимают механизмы химической (метаболической) терморегуляции. С 6-летнего возраста начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических сосудов и к 10 годам физическая терморегуляция приближается по своей эффективности к уровню взрослого человека.

В подростковом возрасте увеличивается скорость кровотока, что приводит к повышению температуры кожи. Кроме этого, неустойчивость сосуд пето го тонуса, свойственная этому возрасту, снижает возможности физической терморегуляции и для поддержания постоянства температуры тела опять становится необходимым увеличение производства тепла за счет активизации метаболических процессов. Следовательно, в пубертатный период возможности терморегуляции снижаются, сокращая определенным образом адаптационные ресурсы организма.

В юношеском возрасте температурный гомеостаз становится более устойчивым, терморегуляторные реакции более экономичными.

В пожилом и старческом возрасте замедляются обменные процессы, снижаются возможности адаптационной регуляции тонуса сосудов и мышечного компонента физической терморегуляции, что приводит к снижению температуры тела, легкому возникновению переохлаждения организма, воспалительных и простудных заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека  Тема «Анатомия и физиология сердца»...

Тестовые задания по теме "Терморегуляция" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Тестовые задания по теме "Терморегуляция" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Методический материал по теме: "Физиология ЦНС" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Методический материал по теме: "Физиология ЦНС" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...