пособие для студентов "Аномалии таза"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ессентукский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию
по ПМ. 02 Лечебная деятельность
МДК 02.03 Оказание акушерско-гинекологической помощи
для студентов 2 курса специальности «Лечебное дело»
Тема №3.1. Оказание акушерской помощи.
Занятие № 8.Особенности ведения родов при аномалиях таза.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании ЦМК клинических дисциплин
протокол №____
от «_____» ____________ 20____ г.
Председатель: _______________ Белякова Н.А.
Ессентуки, 2020
Тема № 3.1. Оказание акушерской помощи.
Занятие № 8. Особенности ведения родов при аномалиях таза.
Учебные вопросы занятия:
- Изучить причины и классификацию аномалий таза;
- рассмотреть особенности ведения родов при аномалиях таза;
- изучить признаки клинического несоответствия.
- Место проведения занятия – кабинет акушерства и гинекологии
Оснащение занятия: акушерский фантом, наглядные пособия, стетоскоп, тазомер, сантиметровая лента, муляж женского костного таза, истории болезни, технические средства обучения и т.д.
Цели занятия :
В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны
знать:
- причины, приводящие к формированию узких тазов;
- классификацию узких тазов;
- методы распознавания аномалий таза;
- принципы ведения беременности;
- особенности ведения родов при узких тазах;
- признаки клинического несоответствия;
- неотложная помощь при клиническом несоответствии
уметь:
- выяснять причины формирования аномалий таза;
- произвести пельвиметрию и оценить таз по степени сужения;
- измерить индекс Соловьева;
- измерить высоту стояния дна матки;
- измерить окружность живота;
- измерить рост беременной;
- взвешивать беременную;
- определить предполагаемую массу плода;
- произвести влагалищное исследование;
- определить диагональную коньюгату (на фантоме);
- рассчитать истинную коньюгату;
- составить план ведения родов;
- определить признак Вастена;
14.подсчитать сердцебиение плода и оценить его
владеть набором компетенций:
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
Рекомендуемая литература:
1.Сивочалова О.В. Гинекология. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
2.Славянова И.К. Акушерство и гинекология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
При подготовке к данному занятию
Проработайте учебный материал ранее изученных тем (современные методы диагностики аномалий таза.) Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на течение родов.
Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на лекционный материал по этой теме.
Ответьте на следующие вопросы:
- основные причины аномалий таза
- классификация аномалий аномалий таза
- клиника и методы обследования;
- особенности ведения родов при аномалии таза;
Решите тесты и ситуационные задачи (См. приложение 1).
Заготовьте в рабочей тетради следующие рисунки-приемы наружного акушерского исследования. Они Вам пригодятся при работе на занятии.
Данное занятие имеет особое место в работе по овладению методами оказания акушерской помощи беременным, роженицам, родильницам.
Заблаговременно приготовьте униформу.
По выполнению программы учебного занятия
Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.
При отработке 1-го учебного вопроса занятия воспользуйтесь лекцией «Диагностика аномалий таза», обратите внимание на методы исследования рожениц и родильниц, зарисуйте, найдите особенности, сопоставьте с теоретическими выкладками.Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания.
При отработке 2-го учебного вопроса воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляции. Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в ее практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.
При отработке 3-го учебного вопроса воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляции. Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в ее практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.
По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.
Усвойте основные термины и понятия:
1. анатомически узкий таз;
2. клинически узкий таз;
3.признак Вастена;
4.индекс Соловьева;
5. общеравномерносуженный таз;
6. плоский таз;
7.плоскорахитический таз;
8. диагональная коньюгата;
9.истинная коньюгата;
При проведении заключительной части учебного занятия
Решите тестовые задания и ситуационные задачи (См. приложение 1и 2).
Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.
Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.
Приложение 1.
Задача 1
Беременная 26 лет обратилась к фельдшеру ФАП на сроке беременности 38 недель.
Жалобы: на слизистые обильные выделения из половых путей, которые беспокоят женщину в течение 2-3 дней, боли в области поясницы.
Анамнез: менструации с 13 лет, по 3-4 дня, умеренные, безболезненные. Беременность и роды вторые. Первые роды продолжались более суток и закончились рождением мертвого плода. Масса плода 3100,0.Настоящая беременность протекала без осложнений.
Объективно: общее состояние, удовлетворительное, АД 110\60 - 115\7О мм рт. ст., пульс - 68 ударов в минуту, ритмичный. Окружность живота 98 см. Высота дна матки 34 см. Размеры таза: 24-26-29-18см.
Головка прижата ко входу в малый таз. Сердцебиение плода ясное, 136 ударов в минуту. Воды не отходили.
Задания
1. Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
2. Перечислите возможные осложнения для матери и плода.
3. Тактика фельдшера в данной ситуации.
Задача 2
28 ноября фельдшер скорой помощи вызван к роженице 25 лет.
Жалобы: на сильные схваткообразные боли внизу живота, которые начались два часа назад, одновременно отошли околоплодные воды.
Анамнез: менструации с 13 лет, установились сразу, регулярные. Половая жизнь с 24 лет. Беременность первая. Последняя менструация 28 января. На учёте в женской консультации не состояла.
Объективно: правильного телосложения, температура - 36,5, АД 120\70 - 115-75 мм рт. ст. пульс - 76 ударов в 1 минуту, ритмичный. Окружность живота - 102 см. Высота стояния дна матки 36 см, предполагаемая масса плода – 3 700 г. Размеры таза: 25,28,31,18. Положение плода продольное. Головка плода подвижная, над входом в малый таз. Сердцебиение плода приглушено, 160 ударов в 1 минуту, слева ниже пупка. Схватки частые по 45-55 секунд, через 1-2минуты. Воды светлые, подтекают в течение 2 часов.
Задания
1. Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
2. Перечислите возможные осложнения для плода и матери.
3. Определите тактику фельдшера в данной ситуации.
Эталон ответ к задаче 1
- 1. Диагноз: беременность 38-39 недель. Общеравномерносуженный таз, 1 степень сужения. Отягощенный акушерский анамнез. Предвестники родов.
Диагноз подтверждается следующими сведениями:
- размеры таза уменьшены на 2 см;
- в анамнезе первые роды закончились рождением мертвого плода.
- в настоящий момент у беременной из шеечного канала отходит слизистая пробка и появились боли в пояснице - это предвестники родов.
2. При родоразрешении возможны следующие осложнения:
- тяжелые родовые травмы у плода и матери;
- вторичная слабость родовой деятельности;
- инфицирование родовых путей, полости матки, плода;
- клинически узкий таз.
3. Тактика фельдшера заключается в госпитализации беременной в отделение патологии беременных ЦРБ.
Эталон ответа к залаче 2
1. Диагноз: беременность 42-43 недели. Переношенная беременность. 1 период родов. Преждевременное отхождение околоплодных вод. Плоско - рахитический таз. 1степень сужения . Угроза гипоксии плода. Клинически узкий таз.
Диагноз подтверждается следующими данными:
- срок срочных родов у данной роженицы по дате последней менструации 5 ноября, а родовая деятельность у неё наступила только 28 \ ХI. Перенашивание составляет 3 недели.
- у таза уменьшен прямой размер, что соответствует плоско - рахитическому тазу. Наружная коньюгата уменьшена на 2 см, что соответствует 1 степени сужения.
- ориентировачная масса плода соответствует 3700 - 3800 гр. поэтому таз в родах будет клинически узким, при переношеной беременности у плода будет нарушена конфигурация головки
- околоплодные воды в норме отходят при полном раскрытии шеечного канала, а у роженицы они отошли с первыми схватками
- угроза гипоксии плода подверждается нарушением сердцебиения плода, оно приглушено и учащено до 160 ударов в минуту.
2. Возможные осложнения со стороны матери и плода:
- разрыв тела матки, травмы лонного сочленения, разрывы промежности
- травмы плода
- развитие вторичной слабости родовой деятельности
- развитие гипоксии плода
- кровотечение в последовом и раннем послеродовом периоде.
3. Тактика фельдшера - срочная госпитализация в родильное отделение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Для обучающихся по профессии «Электрогазосварщик» «Подготовка баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки»
Акулова О.А. Учебное пособие по профессии «Электрогазосварщик» «Подготовка баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки» / О.А. Акулова; ГОУ НПО «Профессиональное учил...
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся по профессии «Электрогазосварщик» «Сварочное пламя»
Акулова О.А. Учебное пособие для обучающихся по профессии «Электрогазосварщик» «Сварочное пламя» / О.А. Акулова; ГОУ НПО «Профессиональное училище №13» - Катайск, 2011 – 20 стр....
Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов
В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...
Методическое пособие для проведения практического занятия на тему "Неотложные состояния"
Дисциплина "Психические болезни с курсом наркологии"...
Электронное учебное пособие по дисциплине "Экономика организации"
В данном пособии изложен основной лекционный материал для изучения дисциплины "Экономика организации" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", а также представлены пример...
Учебное пособие -презентации "Строение голосового аппарата"
Пособие создано в форме презентации. Оно может быть востребовано педагогами, занимающимися с учащимися пением в музыкальных и общеобразовательных школах....
Методическая разработка теоретического занятия "Роды при узких тазах"
материал методической разработки...