Методическое пособие по акушерству
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ессентукский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию
по ПМ. 02 Лечебная деятельность
МДК 02.03 Оказание акушерско-гинекологической помощи
для студентов 2 курса специальности «Лечебное дело»
Тема №3.1. Оказание акушерской помощи.
Занятие № 10. Оказание помощи при неправильном положении плода и акушерском травматизме
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании ЦМК клинических дисциплин
протокол №____
от «_____» ____________ 20____ г.
Председатель: _______________ Белякова Н.А.
Ессентуки, 2020
Тема № 3.1. Оказание акушерской помощи.
Занятие № 10. Оказание помощи при неправильном положении плода и акушерском травматизме
Учебные вопросы занятия:
- изучить принципы введения беременности и родов при косых и поперечных положениях;
- определить неотложные состояния и помощь при них;
- рассмотреть профилактику запущенных поперечных положений плода;
- изучить классический наружно-внутренний поворот плода при полном открытии маточного зева;
- определить причины и основные виды родового травматизма;
- изучить клинику угрожающего и свершившегося разрыва промежности;
- рассмотреть клинику и диагностику разрывов влагалища, шейки матки;
- изучить причины, классификацию разрыва матки;
- изучить распознавание разрыва матки по клинике (угрожающего и свершившегося);
Место проведения занятия – кабинет акушерства и гинекологии
Оснащение занятия: акушерский фантом, наглядные пособия, стетоскоп, тазомер, сантиметровая лента, муляж женского костного таза, истории болезни, технические средства обучения и т.д.
Цели занятия :
В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны
знать:
- принципы введения беременности и родов при косых и поперечных положениях;
- неотложные состояния и помощь при них;
- профилактику запущенных поперечных положений плода;
- классический наружно-внутренний поворот плода при полном открытии маточного зева;
- причины и основные виды родового травматизма;
- клинику угрожающего и свершившегося разрыва промежности;
- клинику и диагностику разрывов влагалища, шейки матки;
- причины, классификацию разрыва матки;
- распознавание разрыва матки по клинике (угрожающего и свершившегося);
уметь:
- распознавать косые и поперечные положения плода;
- провести влагалищное исследование;
- провести наружное акушерское исследование;
- произвести визуальный осмотр наружных половых органов;
- осмотреть родовые пути в зеркалах;
- провести эпизиотомию (на фантоме);
- провести перинеотомию (на фантоме);
- ассистировать при ушивании разрывов;
- ушивать промежность по степеням I-II (на фантоме);
- обработать швы на промежности;
- ухаживать за родильницей с разрывами промежности;
- ушивать разрыв на шейке матки I-II степени;
- снимать швы на промежности;
- катетеризировать мочевой пузырь;
- измерять параметры артериального давления и пульса;
владеть набором компетенций:
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
Рекомендуемая литература:
1.Сивочалова О.В. Гинекология. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
2.Славянова И.К. Акушерство и гинекология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
При подготовке к данному занятию
Проработайте учебный материал ранее изученных тем (акушерский травматизм) Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на течение родов.
Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на лекционный материал по этой теме.
Ответьте на следующие вопросы:
- принципы введения беременности и родов при косых и поперечных положениях;
- неотложные состояния и помощь при них;
- профилактику запущенных поперечных положений плода;
- классический наружно-внутренний поворот плода при полном открытии маточного зева;
- причины и основные виды родового травматизма;
- клинику угрожающего и свершившегося разрыва промежности;
- клинику и диагностику разрывов влагалища, шейки матки;
- причины, классификацию разрыва матки;
- распознавание разрыва матки по клинике (угрожающего и свершившегося);
Решите тесты и ситуационные задачи (См. приложение 1).
Данное занятие имеет особое место в работе по овладению методами оказания акушерской помощи беременным.
Заблаговременно приготовьте униформу.
По выполнению программы учебного занятия
Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.
При отработке учебных вопросов занятия воспользуйтесь лекцией «акушерский травматизм», обратите внимание на методы исследования беременных, зарисуйте, найдите особенности, сопоставьте с теоретическими выкладками. Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания.
При отработке манипуляций воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляции. Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в ее практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.
Приступите с разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.
По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.
Усвойте основные термины и понятия:
1.перинеотомия
2.эпизиотомия
3.разрыв матки
4.гематома
5.выворот матки
При проведении заключительной части учебного занятия
Решите тестовые задания и ситуационные задачи (См. приложение 1и 2).
Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.
Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.
Приложение 1
Задача 1
Фельдшер скорой помощи приехал на вызов к роженице 34 лет, срок беременности 37 недель.
Жалобы: на подтекание околоплодных вод, в течение двух часов и схваткообразные боли внизу живота.
Анамнез: половая жизнь с 28 лет. Две первые беременности закончились искусственными медицинскими абортами, которые, со слов самой женщины, протекала без осложнений. После второго аборта в течение 5 лет беременность не наступала. Настоящая беременность - третья. Последняя менструация 22 февраля. На учете в женской консультации не состояла.
Объективно: правильного телосложения, температура - 36,7°, пульс - 76 ударов в минуту. АД 115\70-120\75 мм. рт. ст. Живот отвислый, окружность - 110 см. Высота дна матки - 28 см, предполагаемая масса плода – 3 000 грамм. Размеры таза: 25-28-31-20. Головка плода определяется слева, тазовый конец - справа, предлежащая часть отсутствует. Сердцебиение плода 148 ударов в минуту ритмичное, ясное, слева на уровне пупка. Схватки по 25 - 30 секунд, через 6-8 минут. Подтекают светлые воды в умеренном количестве.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.
2. Перечислите возможные осложнения в родах.
3. Перечислите профилактические мероприятия в период беременности, необходимые для предупреждения данной патологии.
Задача 2
Вызов к роженице 40 лет, рожает дома, роды в срок.
Жалобы: на схваткообразные боли в животе и пояснице, боли начались 6 часов назад.
Объективно: схватки частые, болезненные, к ним присоединились потуги. Матка напряжена, не расслабляется в паузе, нижний сегмент перерастянут, болезненный при пальпации, контракционное кольцо на уровне пупка, роженица беспокойная. Во время обследования внезапно появилась очень сильная боль внизу живота, со слов женщины, как удар ножом в живот, после этого родовая деятельность прекратилась, появилось головокружение, слабость, АД 100/60 мм рт. ст. При аускультации сердцебиение плода не выслушивается, при пальпации через брюшную стенку живота определяются части плода.
Задания
1.Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
2. Составьте алгоритм действий оказания неотложной помощи.
Эталон ответа к задаче 1.
1. Диагноз: беременность 39-40 недель. Роды срочные, первые. Первый период родов. Поперечное положение плода. Преждевременное отхождение околоплодных вод. Отягощенный акушерский анамнез.
Диагноз подтверждается следующими данными из условий задачи:
- датой последней менструации и объективными показателями величины матки (окружность живота 110 см ВДМ - 28см), то есть беременность доношенная;
- приемами Леопольда слева определяется головка, а справа - тазовый конец, предлежащая часть отсутствует;
- околоплодные воды подтекают с началом родовой деятельности., а в норме они изливаются только в конце первого периода родов.
- до настоящих родов женщина перенесла два искусственных аборта, и в течение 5 лет у неё было вторичное бесплодие.
2. Осложнения в родах:
- преждевременное отхождение околоплодных вод;
- запущенное поперечное положение плода;
- разрыв матки;
- геморрагический шок;
- гибель плода;
- гибель матери.
3. Профилактические мероприятия:
- взять на учет в группу риска по разрыву тела матки
- до 35-36 недель беременности можно попытаться исправить поперечное положение плода на продольное следующими методами:
- упражнения по Дикани
- занятия по лечебной гимнастике в женской консультации с инструктором по гимнастике или с акушеркой;
- в 35-36 недель - госпитализация в отделение патологии беременности, где можно попытаться произвести операцию" наружный акушерский профилактический поворот";
- при отсутствии результатов от проведенных мероприятий беременная остается в стационаре до родов и самый рациональный метод родоразрешения - кесарево сечение.
Тактика фельдшера – срочная госпитализация на носилках, в положении лежа, в родильный дом.
Эталон ответа к задаче 2
1. Диагноз: беременность 39-40 недель. Первый период родов. Самопроизвольный разрыв матки. Мертвый плод.
Самопроизвольный разрыв тела матки установлен на основании клинических симптомов: сильных болей внизу живота, подобных удару ножа; прекращения родовой деятельности; пальпации частей плода через брюшную стенку; признаков геморрагического шока.
2. Роженица нуждается в срочной операции.
Алгоритм действия фельдшера при оказании неотложной помощи:
- измерить АД, подсчитать частоту пульса;
- уложить роженицу на носилки;
- транспортировку осуществляют при внутривенном введении плазмозамещающих растворов ( желатиноль, изотонический раствор хлорида натрия и другие);
- передать сообщение по рации в роддом;
- на машине с сиреной госпитализировать роженицу в акушерский стационар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие по акушерству
для самостоятельной работы студентов пособие на тему"Акушерские кровотечения"...
Методические пособия по акушерству
Материал предназначен для самостоятельного изучения студентов. В методических пособиях имеются вопросы для изучения материала, рекомендуемая литература, что должен знать и уметь студент, контролирующи...
Методическое пособие по акушерству
Для самостоятельного изучения студентов...
Методическое пособие по акушерству
Для самостоятельного изучения...
Методическое пособие по акушерству
Для самостоятельного изучения...
Методическое пособие по акушерству
Для самостоятельного изучения...
Учебное пособие "Физиологическое акушерство"
Учебное пособие предназначено для самоподготовки студентов к практическим занятиям по МДК 01.01. «Физиологическое акушерство» профессионального модуля 01 «Медицинская и медико-социал...