манипуляции
учебно-методический материал

Тимофеева Елена Николаевна

манипуляции по педиатрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_pediatriya.docx140.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ТУАЛЕТ ПУПОЧНОЙ РАНКИ

Подготовительный этап

  1. Открыть бак для использования белья.
  2. Вымыть руки с мылом проточной водой, просушить.
  3. Надеть фартук, перчатки.
  4. Обработать дезинфицирующим раствором пеленальный матрац и фартук. Если в боксе имеется дополнительный «нестерильный» пеленальный стол для освобождения ребенка от грязных пеленок, обработать и его отдельной ветошью. Вымыть и просушить руки.
  5. Накрыть и промаркировать лоток выложить в него стерильный материал из бикса (ватные шарики и марлевые салфетки, деревянные палочки с ватными тампонами). Возможна работа со стерильным материалом, находящихся в крафт-пакетах.
  6. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение
  7. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания, расстелить на пеленальном столе пеленки
  8. Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.
  9. Вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.
  10. Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить, уложить на пеленальный стол. Сбросить пеленки, оставленные в кроватке или на «нестерильном» столе, в мешок для использованного белья.

Основной этап

  1. Вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.
  2. Развести края пупочного кольца.
  3. С помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку 3% раствором пероксида водорода.
  4. Через 20-30 сек. просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.
  5. Обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.
  6. Другой палочкой с ватным тампоном, смоченным в 5% растворе перманганата калия, обработать только ранку, не касаясь кожи.

Заключительный этап

  1. Запеленать ребенка
  2. Обработать поверхность матраца кроватки дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.
  3. Уложить ребенка в кроватку.
  4. Вылить все растворы, кроме спиртовых. Освободившиеся флаконы передать в аптеку.
  5. После окончания туалета и пеленания всех детей в палате (боксе) обработать дезинфицирующим раствором рабочие поверхности. Фартук и  перчатки обеззаразить в соответствующей емкости. Вымыть и просушить руки.
  6. Перенести мешок с грязными пеленками в комнату сбора и хранения использованного белья, обеззаразить его. Обеззаразить бак для использованного белья и вложить в него чистый прорезиненный мешок. Эта работа выполняется младшим  медицинским персоналом.

                                  ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В НОС

Показания: 

         воспалительный процесс слизистой оболочки носа и носоглотки; острый средний отит, синуситы (для улучшения вентиляции придаточных пазух носа и среднего уха).

          Капли в нос закапывают после очищения носовых ходов от содержимого. При их введении необходимо придать больному правильное положение: голова ребенка должна быть повернута в сторону той половины носа, куда закапывают капли. При этом поступившее в нос лекарство равномерно распределяется по боковой стенке и проникает в носовые ходы. Закапывание производится лишь при слегка запрокинутой голове, чтобы избежать попадания капель через слуховую трубу в барабанную полость.

         Для закапывания в нос применяются капли с сосудосуживающим действием: 0,05% или 0,025% растворы нафтизина (санорин), 0,05% раствор галазолина (детям до одного года они не рекомендуются в связи с возможностью передозировки), 0,001; 0,025; 0,005% растворы називина, лекарственные препараты с антисептическим действием: 15% или 20% раствор сульфацил-натрия; лекарственные средства, обладающие противовирусным действием (человеческий лейкоцитарный интерферон); иммуностимуляторы (0,01% раствор тимогена), а также капли сложного состава, содержащие антисептические, десенсибилизирующие, противовоспалительные и стимулирующие иммунную реактивность организма препараты («Пиносол»)

Материальное оснащение

  1. капли в нос;
  2. paствор фурацилина 1 : 5000 (2% раствор натрия бикарбоната для промывания носа);
  3.  вазелиновое масло;
  4.  стерильные пипетки в мензурке;
  5.  электроотсос (резиновый баллон) с катетером;
  6.  стерильный материал (ватные жгутики) в крафт-пакете;
  7.  лоток для оснащения;
  8. лоток для использованного материала;
  9. две емкости для промывания резинового баллона с дезинфицирующим раствором   (фурацилин 1 : 5000);
  10. пинцет в дезинфицирующем растворе;
  11. перчатки;
  12. инструментальный столик;
  13. пеленальный стол с матрацем;
  14. емкости с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей и использованного оснащения

Подготовительный этап

  1. Вымыть и просушить руки.
  2. Обработать дезинфицирующим раствором лотки, инструментальный столик, пеленальный матрац. Вымыть и просушить руки.
  3. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.

Основной этап

  1. Уложить ребенка на пеленальный стол.
  2. Перед закапыванием капель при наличии слизи или корок очистить носовые ходы. При вязком секрете для его разжижения закапать раствор фурацилина
    1
    : 5000 или 2% раствор натрия бикарбоната. Для этого раствор фурацилина набрать в пипетку, зафиксировать голову ребенка в нужном положении и, не касаясь стенок носа, закапать в правый и левый носовые ходы. Пипетку следует держать под углом 45°, чтобы раствор не попадал в резиновую часть. Затем с помощью электроотсоса (резинового баллона) удалить содержимое. При жидком отделяемом удалить его с помощью электроотсоса (резинового баллона) без предварительного закапывания раствора фурацилина. Если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в вазелиновом масле.
  3. Набрать лекарственный раствор в пипетку, приподнять кончик носа пальцем и закапать 2-4 капли по наружной стенке в одну половину носа.
  4. Прижать пальцем крыло носа к носовой перегородке, удерживая ребенка в зафиксированном положении.
  5. Через 1-2 мин, соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа.

Заключительный этап

  1. Использованную пипетку, резиновый баллон обеззаразить.
  2. Вымыть и просушить руки.

C:\Users\1\Desktop\htmlconvd-4LH9kR_html_3408fe19.jpg

                 ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА

Показания: профилактика гонобленнореи, конъюнктивиты, травмы конъюнктивы и роговицы, расширение зрачка для диагностического исследования.

Для закапывания капель в глаза используются глазные пипетки. Глазные капли должны быть комнатной температуры. Для закапывания применяется 20% или 30% раствор сульфацил-натрия; 0,3% раствор гeнтaмuцuнa сульфата; гаразон, софрадекс; 0,1% или 0,05% суспензия преднизолона, 0,1% суспензия дексаметазона, 0,1% раствор атропина и др. Закапывание капель с расстояния более 2 см вызывает у больного неприятные ощущения. При наличии выделений из глаз перед закапыванием капель с целью дезинфекции конъюнктивального мешка их промывают стерильными тампонами, смоченными антисептическими растрами (раствор фурацилина 1 : 5000, раствор риванола 1 : 5000.

Материальное оснащение:

  1.  глазные капли;
  2.  антисептические растворы для промывания глаз;
  3. стерильные глазные пипетки в мензурке;
  4. стерильный материал (ватные шарики) в крафт-пакете;
  5. лоток для оснащения;
  6. лоток для использованного материала;
  7. пинцет в дезинфицирующем растворе;
  8. перчатки;
  9. инструментальный столик;
  10. пеленальный стол с матрацем;
  11. емкости с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей и использованного оснащения;

Подготовительный этап

  1. Вымыть и просушить руки.
  2. Обработать дезинфицирующим раствором лотки, инструментальный столик, пеленальный матрац. Вымыть, просушить руки.
  3. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.

Основной этап

  1. Уложить ребенка на пеленальный стол.
  2. При наличии гнойного отделяемого промыть глаза от наружного угла к внутреннему с помощью ватных шариков, отдельных для каждого глаза, смоченных в антисептическом растворе.
  3. Положить пинцетом в левую руку ватный тампон.
  4. Набрать лекарственный раствор в пипетку, удерживая ее вертикально.
  5. Правую руку с пипеткой для предотвращения травмирования роговицы глаза расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надежно фиксировало голову ребенка. Пипетку держать под углом 40°С.
  6. Оттянуть тампоном нижнее веко. Детям с физиологическим блефароспазмом открыть оба века.
  7. Выпустить из пипетки в глазную щель, ближе к внутреннему углу глаза, одну каплю лекарственного раствора. Через несколько секунд ввести вторую каплю.
  8. Сбросить тампон в лоток для использованного материала.
  9. При закапывании второго глаза нижнее веко оттянуть другим тампоном и ввести капли, следуя тем же правилам.

Заключительный этап

  1. Использованную пипетку обеззаразить.
  2. Вымыть и просушить руки.

C:\Users\1\Desktop\90-72.jpg

                         КОНТРОЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ

Цель:

определить среднее количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью

Оснащение:

  • Набор для пеленания с подгузник.
  • Набор для подготовки матери к кормлению.
  • Чашечные весы.
  • Дезинфицирующий раствор, ветошь.
  • Бумага, ручка.

Обязательное условие

В течении суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормления ( утром, днем и вечером), так как в различное время суток у матери различное количество молока.

                                   Этапы

                      Обоснование

                                                                                     Подготовка к процедуре

  • Объяснить маме/родственникам цель исследования
  • Обеспечить права на информацию
  • Подготовить необходимое оснащение
  • Обеспечение четкости выполнения процедуры
  • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
  • Обеспечение информационной безопасности
  • Надеть на ребенка памперс и запеленать
  • При использовании памперса исключаются погрешности в полученных данных
  • Подготовить мать к кормлению грудью
  • Исключение инфицирования ребенка во время кормления
  • Создание комфортных условий для проведения кормления
  • Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши

                                                                                  Выполнение процедуры

  • Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу
  • Регистрация исходного веса ребенка
  • Провести кормление в течение 15-20 минут.
  • Достаточное время для всасывания ребенком необходимой дозы молока и удовлетворения сосательного рефлекса
  • Повторно взвесить ребенка(не меняя пеленок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат
  • Определить разницу в массе до и после кормления
  • Определение количества высосанного ребенком  молока

                                                                                   Завершение процедуры

  • Передать ребёнка матери или положить в кроватку
  • Обеспечение безопасности ребенка
  • Протереть рабочую поверхность весов дезраствором
  • Снять перчатки, вымыть и осушить руки
  • Обеспечение информационной безопасности
  • Рассчитатать необходимое количество молока на одно кормление
  • Необходимое количество молока зависит от возраста, массы тела ребенка

Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком

  • Оценить степень процесса лактации у матери
  • Решается вопрос о дальнейшем виде вскармливания малыша

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИВИВОК ПРОТИВ КОКЛЮША, ДИФТЕРИИ, СТОЛБНЯКА

                  (АКДС, АКДС-М, АДС, АДС-М, АД-М) 

Оснащение:

  • вакцина АКДС
  • одноразовый шприц с иглой(2,0)
  • пилка
  • пинцет в дез.растворе
  • стерильный материал с ватными шариками, салфетками,
  • 70% этиловый спирт
  • Лоток для использованного материала( без остатков живой вакцины  или следов крови)
  • Перчатки
  • Водонепроницаемый обеззараженный фартук
  • емкость с дезраствором и ветошью для обработки поверхности
  • две емкости с 5%раствором хлорамина для промывания и обеззараживания использованных шприцев и игл
  • пинцет для снятия использованных игл и извлечения шприцев и игл после дезинфекции
  • емкость с 5%раствором хлорамина для обеззараживании использованных ампул и ватных шариков с остатками вакцины и крови
  • мензурка для помещения в нее ампулы с вакциной,
  • инструментальный столик

Подготовка к процедуре

  • Подготовить необходимое оснащение.
  • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки, фартук
  • Обработать дез раствором инструментальный столик
  • На верхнюю полку инструментального столика поставить пинцет в емкости с дез раствором , 70% этиловый спирт, стерильный материал с ватными шариками, салфетками, одноразовый шприц с иглой(2,0),пилку, мензурка для помещения в нее ампулы с вакциной
  • На нижней полке разместить емкости емкости с дез раствором(3), пинцет для снятия использованных игл, лоток для использованного материала
  • Проверить наличие письменного разрешения на прививку и соответствие её допустимым срокам ( согласно национального календаря профилактических прививок, Приказ М3 России от 27.06.2001 №229)
  • Достать из холодильника АКДС вакцину, проверить наличие этикетки,  срок годности, целостность ампулы, внешний вид препарата
  • Установить ампулу в вакцинной мензурке

Основной этап

  • Встряхнуть ампулу с вакциной до получения гомогенной взвеси
  • Обработать спиртом, надпилить, повторно обработать и вскрыть ампулу с вакциной. Если прививочный препарат во флаконе, обработать металлический колпачок, удалить его центральную часть, обработать резиновую пробку со спиртом, оставить его на флаконе.
  • Возвратить ампулу в мензурку
  • Вскрыть упаковку шприца, зафиксировать иглу на канюле.
  • Набрать в шприц 0,5 мл вакцины. Сменить иглу
  • Прижать к канюле иглы сухой ватный шарик и, не снимая колпачок, вытеснить воздух из шприца. Сбросить ватный шарик в лоток для использованного материала
  • Если в ампуле (флаконе) осталась одна или несколько доз вакцины, прикрыть ампулу или флакон с иглой стерильным марлевым колпачком и возвратить в ячейку холодового элемента. Обработать руки спиртом.
  • Обработать двумя шариками со спиртом кожу в области верхненаружного квадранта ягодицы (передненаружной поверхности бедра,) или кожу подлопаточной области – при подкожном введении школьникам АДС-М, АД-М-анатоксинов.
  • Снять с иглы колпачок и ввести 0,5 мл вакцины АКДС, АКДС-М внутримышечно, АДС-М, АД-М школьникам – подкожно
  • Обработать кожу в области инъекции шариком со спиртом.

Заключительный этап

  • Промыть использованные шприц и иглу в первой емкости с 3% раствором хлорамина и, сняв пинцетом иглу, погрузить в разобранном виде во вторую емкость с 3% раствором хлорамина.
  • Сбросить ампулу (флакон) с остатками прививочного препарата, недостаточными для проведения прививки очередному ребенку, в лоток для обработанного материала.
  • Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их, вымыть и       просушить руки.
  • Предупредить ребенка и его родителей о возможных общих и местных специфических реакциях на прививку, которые иногда развиваются в течение первых 3-7 дней и о которых необходимо сообщить в поликлинику.
  • Зарегистрировать прививку, а позднее сведения о реакции на нее в соответствующих документах.

(дату иммунизации наименование вакцинного препарата, дозу, способ введения, серию препарата) в соответствующих документах- историю развития ребенка (у.ф.№112), карта профпрививок (у.ф.№63), журнал профпрививок.  

  1.                                   АКДС 0,5мл в/м с.042

                           Немедленной реакции нет

                               м/с  Иванова

позднее в истории развития ребенка и карте профпрививок регистрируютя сведения о реакции на прививку

  • оставить привитого ребенка в течении 1 часа под наблюдением

ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ СЛИЗИСТОЙ РТА

 ПРИ СТОМАТИТАХ У ДЕТЕЙ

Общие сведения

 

Способы обработки слизистой полости рта (зависит от стоматита, степени поражения, возраста ребенка)

  • Обработка с помощью ватного тампона
  • Орошение с помощью резинового баллона ( детям до3-4лет)
  • Полоскание полости рта (детям старшего возраста)

Общие принципы местного лечения стоматитов

(зависит от вида стоматита, стадии заболевания)

  • Обработка полости рта раствором антисептиков

  • раствор фурацилина 1:5000;раствор перекиси водорода3%; раствор калия перманганата 0,1-0,01%; раствор хлоргексидина0,05% и др)

  • Этиологическое лечение -

( при вирусном стоматите- противовирусные препараты, оксолиновая мазь 0,25%% "Бонафтон" и др.)

при кандидозном -(противогрибковые: Нистатин, Пинафуцин)

  • При болевом синдроме перед едой слизистую оболочку полости рта обрабатывают обезболивающими средствами ( мазь с анестетиком, "Калгель")

  • В период угасания болезни для ускорения эпителизации слизистой-кератопластические препараты( масло шиповника, облепихи, метилурациловая мазь, "Солкосерил"и др.)

Обязательные условия

  • Слизистую оболочку полости рта обрабатывать только промокательными движениями!
  • После обработки слизистой нельзя принимать пищу1,5-2 часа ( исключение новорожденные, которым обработка проводится после еды)
  • Обработка слизистой рта проводится 3-4 раза в день.

Обработка кожных складок при опрелостях у детей грудного возраста

Опрелости- неинфекционное заболевание кожи в области естественных складок, связанное с дефектами ухода. Различают 3 степени опрелостей:

1.Умеренное покраснение кожи

2.Яркая краснота + эрозия

3.Яркая краснота +мокнущие в результате слившихся эрозий

 Обработка кожи при опрелостях:        

При 1 степени- прокипяченным растительным маслом или присыпкой. Одновременно присыпку и масло не применять!

При 2 и 3 степенях- кожу обрабатывают 5 % раствором калия перманганата, болтушками, кератопластическими мазями ( Метилурациловая, Облепиховое масло, Солкосерил и др.)

При вторичном инфицировании- Синтомициновой эмульсией 1 %.

Техника обработки кожных складок при опрелостях растительным маслом:

Оснащение:

  1. Стерильные ватные шарики в биксе.
  2. Пинцет в дез. Растворе.
  3. Прокипяченное растительное масло.
  4. Лотки 2 шт.
  5. Пелёнка.
  6. Перчатки.
  7. Фартук.
  8. Дез. раствор и ветошь для обработки поверхности.
  9. Пеленальный стол.
  10. Инструментальный столик.

Подготовительный этап выполнения манипуляции

  1. Объяснить маме цель проведения манипуляции.
  2. Вымыть и осушить руки.
  3. Одеть фартук и перчатки.
  4. Обработать дез.р-ом инструментальный стол и рабочую поверхность пеленального стола.
  5. Вымыть и осушить руки.
  6. Накрыть необходимое оснащение на пеленальный стол. Выложить в  стерильный лоток ватные шарики.
  7. Постелить на пеленальный стол пеленку  и  положить ребёнка.
  8. Осматриваем ребёнка в области естественных складок.
  9. Вымыть руки и осушить.

Основной этап выполнения манипуляции

1.Смочить в прокипяченном растительном масле ватный шарик и промокательными движениями осторожно обработать опрелость в области складок. При необходимости обработку повторить, сменив ватный шарик.

2.Ватный шарик сбросить в лоток для использованного материала.

Завершение процедуры

1.Запеленать ребёнка и положить в кроватку.

2.Убрать пеленку с пеленального стола и поместить её в бак для грязного белья.

3.Протереть рабочую поверхность дез. раствором.

4.Снять фартук, перчатки. Вымыть руки и осушить.

Техника обработки кожных складок при опрелостях присыпкой:

Оснащение:

  1. Ёмкость с присыпкой.
  2. Пелёнки 2 шт.
  3. Дез. раствор и ветошь для обработки поверхности.
  4. Пеленальный стол.
  5. Инструментальный стол.

Подготовительный этап выполнения манипуляции

  1. Объяснить маме цель проведения манипуляции.
  2. Вымыть и осушить руки.
  3. Одеть фартук и перчатки.
  4. Обработать дез.р-ом инструментальный стол и рабочую поверхность пеленального стола.
  5. Вымыть руки и осушить.
  6. Прочитать название присыпки и поставить её на инструментальный стол.
  7. Постелить пелёнку на пеленальный стол и приготовить пелёнку для просушивания кожи ребёнка.

Основной этап выполнения манипуляции

  1. Бережно вымыть и просушить пелёнкой промокательными движениями область куда будет наносится присыпка.
  2. Перевернуть вверх дном ёмкость с присыпкой и встряхивающими движениями равномерно нанести присыпку на кожу в область опрелости(припудрить кожу).

Завершение процедуры

  1. Запеленать ребёнка и положить в кроватку.
  2. Пелёнки сбросить в бак для грязного белья.
  3. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дез р-ом.
  4. Снять фартук, перчатки. Вымыть и осушить руки.

ГОРЧИЧНИКИ

Лечебный эффект применения горчицы обусловлен влиянием на кожу эфирного горчичного масла, выделяющегося из неё при температуре 40-45С*и вызывающего приток крови к сосудам кожи и глубжележащих тканей.

Условия проведения манипуляции:

  • Нельзя ставить горчичники при высокой температуре тела.
  • Нельзя ставить горчичники при заболеваниях кожи, резком снижении кожной чувствительности и злокачественных опухолях.
  • Нельзя ставить горчичники на область сердца.

Последовательность выполнения манипуляции у детей грудного и раннего возраста:

Оснащение:

  1. Горчичники.
  2. Лоток с водой 40-45*С для горчичников.
  3. Водный термометр.
  4. Стерильное растительное масло ( 37-38*С).
  5. Лоток с водой для подогрева растительного масла.
  6. Пелёнка (полотенце).
  7. Одеяло.
  8. Лоток для обработанного материала.
  9. Марлевая салфетка, сложенная в 2-3 слоя (бинт широкий).
  10. Часы.
  11. Ножницы.

Медицинская сестра:

  1. Проверяет годность горчичников: горчица не должна осыпаться с бумаги и должна сохранять специфический запах.
  2. Наливает в лоток воду температуры 40-45*С, проверяя это водным термометром.
  3. Укладывает ребёнка на кровати в удобном позу.
  4. Накладывает на соответствующий участок тела марлевую салфетку, смоченную подсолнечным маслом и сложенную в 2-3 слоя.
  5. Поочерёдно погружает горчичники на 5-10 сек в воду и накладывает горчичной стороной на марлю.
  6. Укрывает ребёнка полотенцем, а затем одеялом.
  7. Через каждые 2-3 мин осматривает участок кожи, где лежит горчичник.
  8. При проявлении стойкой гиперемии кожи, что бывает через 5-15 мин, снимает горчичники и марлевую салфетку.
  9. Тепло одевает ребёнка и укладывает в постель.

Примечание:

У детей раннего возраста ставят горчичники так же обратной стороной к телу без марлевой салфетки.

У детей старшего возраста ставят горчичники непосредственно горчицей к телу и после снятия их необходимо протереть кожу тёплой водой температуры 36-40*С, чтобы удалить остатки горчицы, и смазать подсолнечным маслом.

Необходимо следить за длительностью проведения данной процедуры.

ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

1.Максимально ранее прикладывание к груди ( в первые 30минут после рождения)

  • Высасывая капельки молозива, ребёнок помогает созревать молочной железы, а следовательно ,у женщины раньше появится молоко.
  • Ранее прикладывание к груди новорожденного ребёнка резко снижает вероятность заболевания матери маститом.

2.Не давать новорожденным другой пищи и питья, кроме грудного молока, за исключением случаев .обусловленных медицинскими показаниями.

  • Дети, которых кормят грудью, получают достаточно воды с грудным молоком. Почти на 90%оно состоит из воды. Если матери кажется, что ребёнок хочет пить, ей самой следует увеличить употребление жидкости и чаще прикладывать ребёнка к груди.
  • Когда ребёнок получает воду, он высасывает меньше молока. Поэтому молоко у матери начинает исчезать.
  • Предоставление здоровому новорожденному ребёнку воды и молочных смесей вредно,так как возрастает риск внесения инфекции и нагрузки на почки, при даче молочных смесей изменяется флора кишечника, повышается чувствительность к белку коровьего молока.

3.Частое кормление по требованию ребёнка, включая ночные кормления.

  • Рекомендуется режим свободного вскармливания, включая ночные кормления.
  • Не следует устанавливать ограничений на частоту кормлений.
  • Достаточные по частоте кормления обеспечивают необходимый для ребёнка индивидуальный уровень молокообразования. Следует поощрять грудное вскармливание по требованию ребёнка, ночные кормления -по потребности. Если новорожденному предоставить возможность получать пищу по требованию, то в первые дни он кормится от 6-8 до 10-12 раз через 2-3 часа, затем ребёнок самостоятельно устанавливает более чёткий режим кормления с увеличением интервалов между ними.
  • Частые кормления усиливают контрацептивный эффект и помогают отодвинуть возвращение менструации.

4.Исключительно грудное вскармливание до 4-6 месячного возраста. Добавление к кормлению продуктов детского питания ко времени, когда ребёнок достигает 4-6 месяцев.

  • Продолжение кормления грудью до 2-х лет и дольше.
  • При явлениях мастита ,абсцесса молочной железы кормление необходимо проводить только из неинфицированной железы .Молоко пораженной железы должно сцеживаться до тех пор, пока не сможет снова сосать ребёнок.

5.Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании устройств, имитирующих материнскую грудь( соски, пустышки).

  • Чередование сосок, пустышек с грудью приводит к плохому сосанию груди,что вызывает угасание выработки молока.

6.Пропагандировать кормление грудью.

  • Запретить пропаганду искусственного вскармливания. Не давать матерям образцов детских смесей или буклетов о кормлении ребёнка из бутылочки.
  • Обеспечить настрой матери и её семьи на исключительно грудное вскармливание.
  • Обеспечить матери поддержку грудного вскармливания.

Регистрация стула

Общие сведения:

Стул зависит от возраста и вида вскармливания:

  • В течении первых дней у новорожденного стул имеет вид густой тёмно-зелёной массы. Это меконий. С 4-5 дня жизни стул обычный.
  • На естественном вскармливании стул 4- 5 раз в сутки, кашицеобразный, жёлтого цвета, с кисловатым запахом.
  • При искусственном вскармливании у ребёнка до 1 года стул 2 раза в сутки , густой кашицей, светло-жёлтого цвета с гнилостным запахом.
  • Стул детей после 1 года оформлен, 1-2 раза в сутки, тёмно- коричневого цвета.

Регистрация стула проводится ежедневно ,в температурном листе, в графе «Стул»:

При этом отмечается:

1.Наличие или отсутствие стула.

2.Количество раз в сутки.

3.Консистенция стула:        

  • Оформлен
  • Кашицеобразный
  • Водянистый

4.Наличие или отсутствие примесей:

  • Слизь
  • Кровь
  • Зелень.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРМЛЕНИЯ РЕБЁНКА

Если все попытки увеличить лактацию у матери окончились неудачей, переходят на смешанное или искусственное вскармливание ребёнка. Учитывая современные рекомендации и опыт. По возможности исключаются из употребления средства, имитирующие грудь(соска, пустышка),чтобы частично продолжать грудное вскармливание при смешанном кормлении. Эти средства чаще всего чашка и ложка.

КОРМЛЕНИЕ РЕБЁНКА ИЗ ЛОЖКИ И ЧАШКИ

  1. Подготовить чистую ложку и чашку.
  2. Приготовить смесь или сцеженное молоко.
  3. Проверить температуру смеси или молока.
  4. Подготовить ребёнка для кормления с приподнятым головным концом.
  5. Кормить ребёнка из ложки с небольшими интервалами.
  6. При использовании чашки, давать ребёнку пить маленькими глотками с интервалами.
  7. После употребления промыть чашку и ложку в проточной воде, а затем в кипяченой.

КОРМЛЕНИЕ РЕБЁНКА ИЗ РОЖКА

  1. Тщательно вымыть руки.
  2. Надеть косынку или маску.
  3. Подготовить ребёнка к кормлению.
  4. Проколоть отверстие в соске раскалённой иглой( если соска новая).
  5. Влить в рожок необходимое количество молока, на одно кормление.
  6. Надеть соску на бутылочку.
  7. Проверить скорость истечения молока с бутылочки ( молоко должно истекать редкими каплями ).
  8. Проверить температуру молока.
  9. Покормить ребёнка (во время кормления, мать должна держать на руках, горлышко бутылки должно быть всё время заполнено, иначе малыш будет заглатывать воздух).
  10.  Поддержать ребёнка в вертикальном положении 2-5 минут, что способствует удалению заглотанного во время кормления воздуха.
  11. Положить ребёнка на бок (или голову повернуть на бок) с целью профилактики аспирации при возможном срыгивании малыша.
  12. Промыть соску и рожок в проточной воде, а затем в 3 % содовом растворе, после чего прокипятить в течении 15 минут.

ТЕХНИКА ВЗЯТИЯ КАЛА НА КОПРОИССЛЕДОВАНИЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

Забор кала у детей производится из горшка или пелёнки. Горшок должен быть чистый, предварительно обработанный кипятком.

ОСНАЩЕНИЯ:

Чистый горшок или пелёнка, стеклянная баночка с широким горлышком, шпатель, перчатки, бланк- направления, ручка.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Оформить направление в клиническую лабораторию;
  2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
  3. Поставить необходимое оснащение;

ОСНОВНОЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ

  1. Произвести общий осмотр кала;
  2. Взять шпателем кал из трёх разных мест;
  3. Поместить в стеклянную банку, закрыть её пробкой;

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ

  1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и осушить руки;
  2. Транспортировать взятый материал в лабораторию (в течении 30 минут с момента взятия анализа).

ОБРАЗЕЦ НАПРАВЛЕНИЯ

Уход за ногтями ребёнка

Показания:

-Поддержание личной гигиены;

Оснащения:

-Ножницы с закруглёнными или загнутыми концами;

-70 % этиловый спирт;

-Ватные тампоны;

-Лоток для обработанного материала;

Обязательное условие:

-Ногти постригать по мере отрастания, но не реже одного раза в 7-10 дней.

Подготовительный этап выполнения манипуляции

  • Объяснить маме цель и ход проведения манипуляции;
  • Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком;
  • Подготовить необходимое оснащение;
  • Обеспечение чёткости выполнения манипуляции;
  • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
  • Обработать режущую часть ножниц ватным тампоном, смоченным в спирте;
  • Обеспечение инфекционной безопасности;
  • Удобно зафиксировать ребёнка, у себя на руках;
  • Предупреждение травмирования ребёнка во время проведения процедуры;

Основной этап выполнения манипуляции

  • Постричь ногти ребёнку:

А) на руках округло;

Б) на ногах прямолинейно;

  • Предупреждения врастания ногтей;
  • Положить на обработанную поверхность марлевые салфетки и надеть шапочку ( минимум на 2 часа)

Завершение выполненной манипуляции

  • Уложить в кроватку;
  • Обеспечение безопасности ребёнка.

Физическое охлаждение с помощью спирта

Цель:

-Добиться снижение температуры;

Оснащение:

-Флакон с этиловым спиртом 70 % до 40*

-Ватные шарики;

-Вода 14-16*;

-Часы;

-Почкообразный лоток;

Обязательное условие:

-При проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учётом данных повторной термометрией

Подготовительный этап

  • Объяснить маме цель выполнения манипуляции;
  • Подготовить необходимое оснащение;
  • Вымыть и осушить руки;
  • Раздеть ребёнка;
  • Осмотреть кожные покровы ребёнка;

Выполнение процедуры

  • Ватным тампоном, смоченным в этиловом спирте, протереть места, где крупные сосуды близко расположены к поверхности кожи;

А) Височную область;

Б) Область сонных артерий;

В) Подмышечную область;

Г) Локтевые, подколенные и в последнюю очередь паховые складки;

  • Сбросить тампон в лоток для обработанного материала;
  • Повторять протирание складок каждые 10-15 минут;

Завершение процедуры

  • Через 20-30 минут померить температуру тела ребёнка;
  • Провести коррекцию мероприятий с учётом данных повторной термометрии.

АЛГОРИТМ-СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ МЕНЮ РЕБЁНКУ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Показатели

Вид вскармливания

Естественный

Смешанный

Искусственный

1.Число кормлений

0-1мес.- 7 раз (через 3 часа)

1-5 мес.- 6 раз (через 3,5 часа)

5-12 мес.-5 раз (через 4 часа)

На 1 кормление меньше, но не менее 5 раз в сутки, т.к 0-1 мес.- 6 раз, 1-12 мес. -5 раз

2.Введение соков

С 1 мес.

С 2 нед.

С 2 нед.

Количество сока = число месяцев, приписываем « О» (начинаем давать с капель).

3.Фруктовое пюре

С 2 мес.

С 1,5 мес.

С 1,5 мес.

4.Яичный желток

С 3-х месяцев, до 6 месяцев давать ¼ желтка в сутки, после ½

5.Творог 

С 6 месяцев. Начинать с 5- 10г. Постепенно увеличивая дозу. Больше 50 г. малышу не давать.

6.Введение прикорма

Первый прикорм- 5 мес.( каша)

Второй прикорм - 6 мес.(овощное пюре)

Третий прикорм - 8 мес.(кефир или молоко с печеньем)

На месяц раньше, то есть :

1-й – 4 мес.

2-й – 5 мес.

3-й – 7 мес.

Каждый прикорм вводится постепенно в течении 7-10 дней.

7.Расширение 1- го прикорма

7 мес. – мясной бульон, 7,5 мес. –  мясной фарш. Мясного бульона и мясного фарша больше 50 г. каждого ребёнку до года не давать.

8.Расчёт количества пищи в сутки

Помните: ребёнок первого года жизни больше 1 литра в сутки получать не должен!!!

V сут: - ребёнку до 10 дней  жизни рассчитывается по формулам:

А) Финкельштейна (для доношенного ребёнка)

 V сут. = П × 70 (или 80), где П – число дней × 70 <= менее  3200г, более => ×80

Б) Роммеля (для недоношенных)

 V сут. = (П + 10) ×, где П – число дней, М- масса ребёнка

  V сут: - ребёнку старше 10 дней рассчитывается чаще всего:

ОБЪЁМНЫМ МЕТОДОМ

 V сут. = 10 дней – 2 мес.- 1/5 массы; 2-4 мес.- 1/6 массы; 4-6 мес.- 1/7 массы;6-12 мес.-1 литр.

9.Расчёт разового количества пищи

  V раз =  V сут : число кормлений

ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ.

1. Максимально ранее прикладывание к груди (в первые 30 минут после рождения).

  • Высасывание капельки молозива, ребенок помогает созреванию молочной железы, а, следовательно, у женщин раньше появится молоко.
  • Ранее прикладывание к груди новорожденного резко снижает вероятность заболевания матери - маститом.

2. Не давать новорожденным другой пищи и питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

  • Дети, которых кормят грудью, получают достаточно воды с грудным молоком. Почти на 90% оно состоит из воды. Если матери кажется, что ребенок хочет пить, ей самой следует увеличить употребление жидкости и чаще прикладывать ребенка к груди.
  • Когда ребенок получает воду, он высасывает меньше молока. Поэтому молоко у матери начинает исчезать.
  • Предоставление здоровому новорожденному ребенку воды и молочных смесей вредно, так как возрастает риск внесения инфекции и нагрузки  на почки, при кормлении молочными смесями изменяется флора кишечника, повышается чувствительность к белку коровьего молока.

3. Частое кормление по требованию ребенка, включая ночные кормления.

Не следует устанавливать ограничений на частоту кормлений. Достаточные по частоте кормления обеспечивают необходимый для ребенка индивидуальный уровень молокообразования. Следует поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка, ночные кормления - по потребности. Если новорожденному предоставить возможность получать пищу по требованию, то в первые дни он кормится от 6-8 до 10-12 раз через 2-3 часа, затем ребенок самостоятельно устанавливает более четкий режим кормления с увеличением интервалов между ними. Частые кормления усиливают контрацептивный эффект и помогают отодвинуть возвращение менструаций.

4. Исключительно грудное вскармливание до 4-6  месячного возраста.

Добавление к кормлению продуктами детского питания ко времени, когда ребенок достигнет 4-6 месяцев.

  • Продолжение кормления грудью до 2-х лет и дольше.
  • При явлениях мастита, абсцессе молочной железы кормление необходимо проводить только из неинфицированной железы. Молоко пораженной железы должно сцеживаться до тех пор, пока не сможет снова сосать ребенок.

5. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании устройств, имитирующих материнскую грудь (соски,пустышки).

Чередование сосок, пустышек с грудью приводит к плохому сосанию груди, что вызывает угасание выработки молока.

6.  Пропагандировать кормление грудью.

Запретить пропаганду искусственного вскармливания. Не давать матерям образцов детских смесей или буклетов о кормлении ребенка из бутылочки.

  • Обеспечить настрой матери и ее семьи на исключительно грудное вскармливание.
  • Обеспечить матери поддержку грудного вскармливания.

 

Техника взятия кала на яйца глистов.

 

Общие сведения:

Забор кала у детей производится из горшка или с пеленки. Горшок должен быть чистый, предварительно обработанный кипятком.

Оснащения:

1.Чистый горшок или пеленка

2.Стеклянная баночка  с широким горлом

3.Шпатель (одноразовый)

4.Перчатки

5.Бланк-направление, ручка.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1.Оформить направление в клиническую лабораторию.

2.Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

3.Поставить необходимое оснащение.

Основной этап выполнения манипуляции:

4.Произвести общий осмотр кала.

5.Взять шпателем кал из трех разных мест.

6.Поместить в стеклянную банку, закрыть его пробкой.

Заключительный этап выполнения манипуляции:

7.Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их, вымыть и просушить руки.

8.Транспортировать взятый материал в лабораторию(в течении  30 минут с момента взятия анализа).

Образец направления:

Детская поликлиника, участок № 7

(или детская больница,  II отделение, палата № 203)

Направление:

В клиническую лабораторию.

Анализ кала на яйца глистов.

Иванов Петя,5 лет.

20.12.2000г. Врач Соколова.

Измерение артериального давления ( АД ) у детей.

Общие сведения:

  • АД определяют аускультативным методом с помощью тонометра.
  • Измерять следует после 10-15 минутного отдыха, на обеих руках, не менее 2-х раз с интервалом в 1-2 минуты (каждый раз, полностью выпуская воздух из манжетки).
  • Манжетка должна быть соответствующего возрасту размера, а ширина составлять 2/3 окружности плеча ребенка.
  • Процедура измерения не должна занимать больше 1 минуты.
  • При некоторых заболеваниях сердечно - сосудистой системы у детей АД измеряют не только на руках, но и на ногах. При этом выслушивают пульсацию артерий в области подколенной ямки, а манжета накладывается на бедро.

Оснащение:

Тонометр с набором манжеток, фонендоскоп, ручка, бумага.

Ход выполнения:

1.Предупредить ребенка (родителей) о предстоящей процедуре.

2.Приготовить необходимое оснащение.

3.Удобно усадить или уложить ребенка.

4.Правильно уложить руку ребенка-в разогнутом положении  ладонью вверх, мышцы должны быть расслаблены.

5.На обнаженное плечо на 2-3 см. выше локтевого сгиба наложить манжету, одежда выше манжеты не должна сдавливать плечо. Закрепить манжету так, чтобы между ней и поверхностью плеча проходил 1 палец.

6.Соединить тонометр с манжетой, проверить находиться ли стрелка на нулевой отметке.

7.Нащупать пульсацию артерии области локтевой ямки и поставить на это место фонендоскоп.

8.Закрыть вентиль на груше и накачать в манжету воздух, фиксируя  момент когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови, после этого сделать еще 2-3 нагнетательных движений.

9.Открыть вентиль и медленно, со скоростью не более 2 мм.рт .ст. за одну секунду, выпустить воздух из манжетки.

10.Зарегистрировать показания манометра в момент появления первого звукового удара, соответствующего систолическому давлению.

11.Продолжать снижать давление в манжетке.

12.Зарегистрировать показание манометра в момент исчезновения звуковых ударов, соответствующее диастолическому давлению.

13.Записать показания.

Оценка результатов:

АД у детей ниже чем у взрослых  (  АФО: не большой объём левого желудочка, широкий просвет сосудов, эластичность артериальных стенок).

Максимальное (систолическое) АД у детей АДmax = 80+2п. п-это число лет.

У детей первого года жизни АДmax =70п. п-это число месяцев.

Минимальное (диастолическое) АДmin=1/2-2/3 АД систолического.

АД на ногах >АД на руках на 10 мм. рт. ст.

СОГРЕВАЮЩИЙ КОМПРЕСС НА УХО

Показания: Острый средний отит.

Противопоказания: Лихорадка с температурой тела 38 С и выше, гнойный средний отит, воспаление сосцевидного отростка, гнойные процессы наружного уха, пиодермии и экзематозное поражение кожи околоушной области.

Общие сведения: Согревающий компресс вызывает длительное и равномерное расширение кровеносных сосудов, в результате чего уменьшается воспалительный процесс и болевые ощущения. Компресс состоит из трех слоев: внутреннего ( влажного ), среднего ( изолирующего ) и наружного ( утепляющего ). Каждый последующий слой должен быть шире предыдущего на 2 см. При неправильно положенном компрессе наружный воздух проникает между компрессом и кожей и вызывает усиленное испарение жидкости, что приводит к охлаждению кожи. Для компрессов применяются камфорное  (  растительное ) масло, раствор этилового спирта ( у детей до 3 лет 20-25 % раствор, у старших - 45 % ), а также масляно - спиртовой раствор 1:1. Масляный компресс накладывается на 6 – 8 ч, чаще всего на ночь. Спиртовые компрессы быстрее испаряются и высыхают, поэтому они ставятся на более короткий срок – до 4 ч. Масло и воду для разведения спирта предварительно подогревают до температуры 38-39 С.

Материальное обеспечение: 1) Камфорное (растительное) масло, раствор этилового спирта; 2) Емкость с теплой водой для подогрева масла; 3) Салфетка из 6-8 слоев марли; 4) Лощеная бумага (компрессная клеенка ); 5) Вата; 6) Бинт; 7) Лоток для оснащения; 8) Лоток для использованного материала; 9) Инструментальный столик; 10) Пеленальный стол с матрацем;  11) Емкости с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей и использованного оснащения; 12) Кукла - фантом.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1.Вымыть и просушить руки.

2.Обработать дез. раствором лотки, инструментальный столик, пеленальный матрац. Вымыть и просушить руки.

3.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.

4.Приготовить три слоя компресса, соразмерные околоушной области ребенка. Для влажного слоя взять марлевую салфетку, для изолирующего – вощеную бумагу ( компрессную клеенку ), для утепляющего – вату толщиной 2-3 см.

5.Во влажном и изолирующем слоях сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха.

6.Подогреть масло (воду для разведения спирта) до температуры 38 – 39 С.

Основной этап выполнения манипуляции:

7.Уложить ребенка на бок так, чтобы больное ухо было сверху. Детям, умеющим сидеть, компресс делается в положении сидя.

8.Смочить марлевую салфетку в масле ( растворе этилового спирта ), отжать и приложить к коже вокруг уха. Затем положить вощеную бумагу. Вывести ушную раковину наружу через влажный и изолирующий слои. Сверху положить вату.

9.Зафиксировать повязкой все слои компресса. Запрещается проводить туры бинта под подбородком. Для лучшей фиксации их проводят поочередно спереди и сзади от здорового уха, оставляя его открытым.

10.Периодически контролировать правильную установку компресса. Для этого осторожно, не нарушая плотность наложения повязки, провести указательный палец под влажный слой. При правильно выполненной манипуляции кожа и марлевая салфетка должны быть теплыми и влажными.

11.Через 4-8 ч. удалить влажный и изолирующий слои, оставив на некоторое время утепляющий слой.

Заключительный этап выполнения манипуляции:

12.После масляного компресса протереть  кожу ватным тампоном, смоченным в воде с

добавлением спирта.

Обработка кожных складок при опрелостях у детей грудного возраста.

Опрелости - неинфекционное заболевание кожи в области естественных складок, связанное с дефектами ухода. Различают 3 степени опрелостей:

  • Умеренное покраснение кожи
  • Яркая краснота +эрозии.
  • Яркая краснота +мокнутие в результате слившихся эрозий.

Обработка кожи при опрелостях:

При 1 степени - прокипяченным растительным маслом или присыпкой.

Одновременно масло и присыпку не применять!

При  эрозиях кожу обрабатывают 5% раствором калия перманганата, болтушками, кератопластическими мазями ( метилурациловая,облепиховое масло,,Солкосерил” и др.)

При вторичном инфицировании-синтомициновой эмульсией 1%.  

Техника обработки кожных складок при опрелостях растительным маслом.

Оснащение:

1.Специальные ватные шарики в биксе.

2.Пинцет в дез.растворе.

3.Прокипяченное растительное масло

4.Лотки-2 шт.

5.Пеленка.

6.Перчатки.

7.Фартук

8.Дез.раствор и ветошь для обработки поверхности.

9.Кукла-фантом

10.Пеленальный стол

11.Инструментальный столик.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1.Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения манипуляции.

2.Вымыть и осушить руки.

3.Одеть фартук и перчатки.

4.Обработать дез.раствором инструментальный стол и рабочую поверхность  пеленального стола.

5.Вымыть и осушить руки.

6.Накрыть необходимое оснащение на инструментальный стол. Выложить в стерильный лоток ватные шарики.

7.Постелить на пеленальный стол пеленку и положить ребенка.

8.Осмотреть кожу ребенка в области естественных складок.

9.Вымыть и осушить руки.

Основной этап выполнения манипуляции:

1.Смочить в прокипяченном растительном масле ватный тампон и промокательными движениями осторожно обработать опрелости в области складок. При необходимости обработку повторить, сменив ватный тампон.

2.Ватный тампон сбросить в лоток для использованного материала.

Завершение процедуры:

1.Запеленать ребенка и положить в кроватку.

2.Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в бак для грязного белья.

3Протереть рабочую поверхность пеленального стола дез.раствором.

4.Снять фартук, перчатки. Вымыть и осушить руки.

Техника обработки кожных складок при опрелостях присыпкой.

Оснащение:

1.Ёмкость с присыпкой.

2.Пеленки -2

3.Дез.раствор и ветошь для обработки поверхности.

4.Кукла - фантом.

5.Пеленальный столик.

6.Инструментальный столик.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

-Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения манипуляции.

-.Вымыть и осушить руки.

-.Одеть фартук и перчатки.

-.Обработать дез.раствором инструментальный столик и рабочую поверхность пеленального стола.

-.Вымыть и осушить руки.

-.Прочитать название присыпки и поставить на инструментальный стол.

-.Постелить пеленку на пеленальный стол и приготовить пеленку для просушивания кожи ребенка.

Основной этап выполнения манипуляции:

  • Бережно вымыть и просушить пеленкой промокательными движениями область, куда будет наноситься присыпка.
  • Перевернуть вверх дном емкость с присыпкой и встряхивающими движениями равномерно нанести присыпку на кожу в области опрелостей (припудрить кожу).

 

Завершение процедуры:

1.Запеленать ребенка и положить в кроватку.

2.Пеленки сбросить в бак для грязного белья.

3.Протереть рабочую поверхность пеленального стола дез.раствором.

4.Снять фартук и перчатки. Вымыть и осушить руки.

Перед нанесением ,,новой’’порции присыпки ,,старую’’ необходимо обязательно смыть!

Очистительная клизма

Показания: задержка каловых масс. Пищевые отравления, подготовка к оперативным вмешательствам: рентгенологическому, эндоскопическому, и другим исследованиям органом брюшной полости, перед введением газоотводной трубки и лечебной клизмы.

Противопоказания: желудочно-кишечные кровотечения, опухоли заднего прохода и прямой кишки в стадии распада, трещины и выпадение прямой кишки.

Общие сведения:

Для проведения очистительной клизмы детям младшего возраста используют грушевидные баллоны с мягким наконечником. Стеклянные, эбонитовые, и др. жесткие наконечники для детей не применяются, так как они могут травмировать нежную слизистую кишки или переломиться и вызвать ссадины, тупые травмы, перфорацию кишки. Резиновые баллоны (груши) в зависимости от вместимости имеют номера от №1 до №9.Каждый последующий номер больше предыдущего  на 30 мл. (например №1-30 мл,№2-60 мл, и т.д.). Самый маленький баллон №1/2 (то есть 15 мл.). Для детей старше 5 лет применяют баллон емкостью в 500 мл. Клизму детям старшего возраста можно сделать с помощью кружки Эсмарха. Количество воды на одну очистительную клизму зависит от возраста ребенка: новорожденным-15-30 мл. Детям до 1 года - в среднем 10 мл на 1 месяц жизни. Детям старше 1 года - в среднем 100 мл на 1 год жизни.

Оснащение:

1.Стерильный резиновый баллон соответствующего размера (в кастрюле).

2.Резиновые перчатки.

3.Фартук.

4.Клеенка.

5.Пеленки(3) и распашонка.

6.Вазелиновое масло (вазелин).

7.Шпатель в крафт-пакете.

8.Стерильный пинцет в дез.растворе.

9.Лоток для оснащения.

10.Ёмкость для использованного материала с дез.раствором.

11.Ёмкость с водой комнатной температуры (20-22 С).

12.Водный термометр.

13.Инструментальный стол.

14.Пеленальный стол.

15.Ёмкости с дез.раствором и ветошь для обеззараживания поверхностей.

16.Кукла-фантом.

17.Бак для использованного белья.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1.Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие (обеспечение права на информацию, участие  в процедуре).

2.Вымыть и просушить руки.

3.Надеть фартук и перчатки.

4.Обработать дез.раствором инструментальный столик, пеленальный столик. Вымыть и просушить руки.

5.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.

6.Достать пинцетом резиновый баллон и положить его на лоток.

7.Постелить на пеленальный матрац клеенку, пеленку, подгузник. Верхний конец подгузника скатать валиком, чтобы он отгораживал распашонки от ягодиц ребенка, тем самым, предохраняя распашонки от загрязнения. Выложить еще одну пеленку для подсушивания ребенка после подмывания.

8.Набрать в баллон необходимое количество воды температуры 20-22 С (вода комнатной температуры не всасывается в кишечник, разжижает каловые массы и вызывает перистальтику кишечника).

9.Смазать наконечник вазелиновым маслом методом поливания или смазать вазелином с помощью шпателя (для обеспечения введения наконечника в прямую кишку и предупреждения возникновения неприятных ощущений у ребенка).

Основной этап выполнения манипуляции:

10.Ребенка в распашонке уложить на пеленальный столик: ребенка до 6 мес.- уложить на спину и приподнять ноги вверх, ребенка старше 6 мес.- уложить на левый бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу (учет анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки).Детей более старшего возраста укладывают на кушетку.

11.Развести ягодицы ребенка 1и 2 пальцами левой руки  и зафиксировать ребенка в данном положении.

12.Расположить резиновый баллончик наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки для удаления воздуха.

13.Не разжимая баллончика ввести наконечник осторожно, без усилий  в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку, направляя  его сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику (учет анатомических изгибов прямой кишки). Глубина введения наконечника детям до 1 года -1-3 см; до 3-х лет -3-4 см; до 5 лет- 4-5 см; детям старше 10 лет, как и у взрослых  до 5-10-12см.

14.Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести воду и, не разжимая его, извлечь наконечник из прямой кишки (предотвращение всасывания воды обратно в баллончик).

Баллончик поместить в емкость с дез.раствором для отработанного материала.

15.Левой рукой при этом сжать ягодицы ребенка на 3-5 мин. (обеспечение времени для разжижения каловых масс и начала перистальтики).

16.Через 5 мин. прикрыть промежность ребенка нижним концом подгузника.

17.Выполнить массаж живота по часовой стрелке ,добиваясь полного опорожнения кишечника (ребенка старшего возраста усаживают на горшок).

Заключительный этап выполнения манипуляции:

18.Убрать каловые массы с ягодиц ребенка подгузником.

19.Использованные пеленки сбросить в бак.

20.Подмыть ребенка, подсушить пеленкой промокательными движениями, запеленать.

21.Снять фартук, перчатки, положить всё в дез.раствор.

22.Вымыть и осушить руки.

Закапывание капель в уши

Показания: воспалительный процесс в среднем ухе (острый средний отит).

Общие сведения:

Капли в уши назначаются для воздействия лекарственного вещества на барабанную перепонку. Они способствуют уменьшению болевых ощущений и ограничивают воспалительный процесс. Лекарственный препарат закапывают обязательно подогретый до температуры тела - холодные капли раздражают лабиринт и могут вызвать головокружение и рвоту. Капли закапывают на наружную стенку слухового прохода. Прямое попадание на барабанную перепонку вызывает  болезненные ощущения, иногда головную боль и головокружение. При гнойном  отите перед введением капель закапывают подогретый 3%раствор пероксида водорода с последующим удалением содержимого турундой.

Для закапывания используются капли с антимикробным действием (растворы антибиотиков и сульфаниламидных препаратов);антисептические средства(1% раствор резорцина,0,1% раствор риванола); капли сложного состава (софрадекс, отинум, гаразон)

Материальное обеспечение:

  1. Капли в уши;
  2. 3% раствор пероксида водорода;
  3. Ёмкость с водой для подогрева капель;
  4. Стерильные пипетки в мензурке;
  5. Стерильный материал (ватные турунды) в крафт - пакете;
  6. Лоток для оснащения, лоток для использованного материала.
  7. Пинцет в дезинфицирующем растворе;
  8. Инструментальный столик;
  9. Пеленальный стол с матрацем;

10)Ёмкости с дез.раствором для обеззараживания поверхностей ;

11)Кукла-фантом;

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1.Вымыть и просушить руки;

2.Обработать дез.раствором лотки, столик, пеленальный матрац, вымыть руки;

3.Поставить на инструментальный стол необходимое оснащение;

4.Подогреть капли до температуры 36-37 С.

Основной этап выполнения манипуляции:

5.Уложить ребенка набок так, чтобы больное ухо было сверху.

6.Набрать лекарственный раствор в пипетку.

7.Выпрямить слуховой проход: для этого левой рукой оттянуть ушную раковину детям до 2-х лет-книзу и кзади, старшим - вверх и кзади.

8.Ввести конец пипетки в наружный слуховой проход и закапать по наружной стенки 5-6 капель лекарственного препарата.

9.Надавить на козелок несколько раз для лучшего проникновения капель в барабанную полость (при невыраженном болевом симптоме).

10.Для удаления излишнего количества капель ввести в наружный слуховой проход турунду.

Заключительный этап выполнения манипуляции:

11.Использованную пипетку обеззаразить, вымыть и осушить руки.

12.Проконтролировать, чтобы после введения капель больной полежал на здоровой стороне 10-15 минут.

Пеленание

ОСНАЩЕНИЕ:

1.Теплая и тонкая распашонка.

2.Фланелевая и тонкая пеленка.

3.Подгузник или памперс.

4.Емкость с дез.раствором и ветошь для обработки поверхностей.

5.Перчатки.

6.Пеленальный стол.

7.Кукла-фантом.

8.Пеленка (или полотенце).

9.Бак для использованного белья.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:

1.Использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка). Пеленание должно быть достаточно плотным, чтобы ребенок не разворачивался, но не тугим, чтобы не нарушать кровообращение и не стеснять движений.

2.Шапочку надевать только после ванны и на время прогулок.

3.Правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди).

4.При пеленании малыша с ручками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч ( выше локтевых суставов ).

5.Исключить образование  грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т. П.

Способ пеленания зависит от времени года, температуры в помещении или от техники, принятой в том или ином лечебном учреждении. Но в любом случае используется не менее 3-х пеленок:

  1. Подгузник (для сбора мочи и кала);
  2. Фиксирующая пеленка (тонкая);
  3. Согревающая пеленка (теплая);

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

1.Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.

2.Обработать рабочую поверхность пеленального стола дез.раствором.

3.Расстелить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка => на 1-2 см ниже тонкая пеленка =>подгузник или памперс).

4.Приготовить распашонки, вывернув швы наружу.

5.Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить полотенцем (пеленкой)) и положить на пеленальный стол.

ОСНОВНОЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

6.Надеть на ребенка тонкую распашонку размером назад, затем фланелевую размером вперед (предупреждение охлаждения грудной клетки).

7.Нижний край распашонки отвернуть вверх (для того, чтобы удобно было одеть подгузник).

8. Надеть подгузник. Для этого:

-Если «подгузник-треугольник»: уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника находилось на область поясницы. Провести нижний угол подгузника между ножками ребенка. Обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.

-Если «подгузник-прямоугольник»: провести его между ног ребенка.

-Подгузник можно заменить памперсом.

ПЕЛЕНАНИЕ « С РУЧКАМИ »

ПЕЛЕНАНИЕ « БЕЗ РУЧЕК »

10.Завернуть ребенка в теплую пеленку:

-расположить ребенка на пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка;

-одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны (край пеленки ложится под углом 45*, закрывая грудину на 2/3);

-нижний конец этого же края проложить между ножек ребенка (профилактика потертостей);

-нижний край пеленки подвернуть, оставив пространство для свободного движения ножек;

-противоположным краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка, зафиксировать нижний конец этого же края пеленки.

10. Завернуть ребенка в теплую пеленку:

-расположить ребенка на пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне VII шейного позвонка;

-один край пеленки проложить через подмышечную область соответствующей стороны и зафиксировать переднюю поверхность грудной клетки  (край пеленки ложится перпендикулярно грудине);

-нижний конец этого же края проложить между ножек ребенка (профилактика потертостей);

-нижний край пеленки подвернуть, оставив пространство для свободного движения ножек;

-противоположный край пеленки проложить через подмышечную область соответствующей стороны и зафиксировать переднюю поверхность грудной клетки.

11.Запеленать ребенка в теплую пеленку:

-расположить ребенка на пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка;

-одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;

-другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;

-подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;

-зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди.

11. Запеленать ребенка в теплую пеленку:

-расположить ребенка на пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне VII шейного позвонка;

-один край пеленки проложить через подмышечную область соответствующей стороны и зафиксировать переднюю поверхность грудной клетки  (край пеленки ложится перпендикулярно грудине);

-противоположный край пеленки проложить через подмышечную область соответствующей стороны и зафиксировать переднюю поверхность грудной клетки;

- нижний край пеленки подвернуть, оставив пространство для свободного движения ножек;

-зафиксировать пеленку на уровне подмышечных областей «замочек» расположить спереди.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

12.Уложить ребенка в кроватку.

13.Протереть рабочую поверхность пеленального стола дез. раствором.

РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ И ВВЕДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ДОЗЫ РЕБЕНКУ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

  • Детям раннего возраста разводить антибиотики растворением в соотношении  1:1, то есть на каждые 100 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя (при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора всегда содержится 100 000 ЕД антибиотика).
  • Детям старшего возраста антибиотики разводить в соотношении 1:2, то есть на каждые 100 000 ЕД антибиотика берется 0,5 мл растворителя (при таком разведении в 0,5 мл приготовленного раствора всегда содержится 100 000 Ед антибиотика).

ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Одноразовый шприц 95,0 с иглами (2 шт.);
  2. Флакон с антибиотиком (пенициллин 500 00 Ед);
  3. Растворитель для антибиотика (Sol/Novocaini 0,25%- 5ml, ampull);
  4. 70% спирта;
  5. Пинцет в дез.растворе и не стерильный пинцет;
  6. Бикс со стерильным шариками;
  7. Пилочка;
  8. Инструментальный столик;
  9. Кукла-фантом (фантом для в/м инъекций);
  10. Лоток для отработанного материала;
  11. Емкость с дез.раствором для использованного материала.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры.
  2. Подготовить необходимое оснащение.
  3. Прочитать надпись на флаконе и растворитель (наименование, доза, срок годности).
  4. Определить необходимое количество растворителя для соответствующего растворения антибиотика (при растворение в соотношении 1:1 на 100 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя, при разведении 1:2- 0,5 мл).
  5. Определить количество готового раствора, которое необходимо ввести ребенку, чтобы обеспечить введение ему необходимой дозы (при разведении 1:1 100 000 ЕД антибиотика содержится в 1 мл готового раствора; при разведении 1:2- 100 000 ЕД антибиотика содержится в 0,5 мл готового раствора).
  6. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
  7. Проверить срок годности, герметичность упаковки одноразового шприца.
  8. Вскрыть упаковку с той стороны, где прощупывается и виден поршень.
  9. Одеть иглу на подигольный конус.
  10. Положить шприц на инструментальный столик.
  11. Вскрыть алюминиевую крышку в центре не стерильным пинцетом. Обработать ватным шариком со спиртом резиновую пробку флакона (ватный шарик сбросить в лоток).
  12. Подпилить ампулу пилочкой. Ватным шариком обработать ампулу, отломить конец ампулы.
  13. Набрать в шприц рассчитанное количество растворителя (набирая раствор можно постепенно поднимать дно ампулы). Пустую ампулу от растворителя сбросить в лоток.
  14. Взять флакон с антибиотиком, не прилагая особых усилий, проколоть пробку в центре флакона под углом 90⁰,ввести в него растворитель.
  15. Снять флакон вместе с иглой с подигольного конуса и, встряхивая флакон, добиться полного растворения порошка.
  16. Надеть иглу с флаконом на подигольный конус.
  17. Поднять флакон вверх дном и набрать в шприц необходимое количество раствора. Выпустить воздух из шприца во флакон.
  18. Снять флакон вместе с иглой с подигольного конуса.
  19. Надеть и закрепить на подигольном конусе иглу для инъекции (можно иглу не менять).
  20. Для инъекции положить шприц и 2 ватных шарика, смоченных спиртом в пакет из-под шприца.
  21. Помочь ребенку занять удобное для инъекции положение (уложив ребенка на живот чтобы ягодичные мышцы были расслаблены).

ОСНОВНОЙ ЭТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Определить место инъекции (верхне-наружный квадрат ягодицы).
  2. Обработать ватным шариком, смоченным спиртом кожу в месте инъекции.
  3. Поднять шприц иглой вверх, выпустить через иглу 1-2 капли раствора (в колпачок).
  4. Фиксировать кожу в месте инъекции первым и вторым пальцем левой руки.
  5. Ввести иглу в мышцу под углом 90⁰к коже на глубину 2-3 см.
  6. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное вещество.
  7. Извлечь иглу, придерживая ватным шариком кожу ягодицы.
  8. Место инъекции обработать и сделать легкий массаж ватным шариком, смоченным в спирте.
  9. Сбросить ватный шарик и шприц в лоток.
  10. Спросить ребенка о самочувствии.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки.

                                                  ПЕЛЕНАНИЕ.

ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Тонкая и теплая распашонка.
  2. Фланелевая и тонкая пеленки.
  3. Подгузник или памперс.
  4. Емкость с дез.раствором и ветошь для обработке поверхностей.
  5. Перчатки.
  6. Пеленальный стол.
  7. Кукла-фантом.
  8. Пеленки (или полотенце).
  9. Бак для использованного белья.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

  1. Использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка). Пеленание должно быть достаточно плотным, чтобы ребенок не разворачивался, но не слишком тугим, чтобы не нарушать кровообращения и не стеснять движений.
  2. Шапочку надевать только после ванны и на время прогулок.
  3. Правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди).
  4. При пеленание малыша с ручками- нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов).
  5. Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.

Способ пеленания зависит от времени года температуры помещения или от техники, принятой в том или ином лечебном учреждение. Но в любом случи используется не менее 3-х пеленок:

  1. Подгузник (для сбора мочи и кала);
  2. Фиксирующая пеленка (тонкая);
  3. Согревающая пеленка (теплая).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИПУЛЯЦИИ:

  1. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.
  2. Обработать рабочую поверхность пеленального стола дез.раствором.
  3. Вымыть и осушить руки.
  4. Расстелить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка => на 1-2 см ниже тонкая пеленка => подгузник или памперс ).
  5. Приготовить распашонки вывернуть швы наружу.
  6. Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить полотенце (пеленкой)) и положить на пеленальный стол.

ОСНОВНОЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезам назад, затем фланелевая разрезам вперед (предупреждения охлаждения грудной клетки).
  2. Нижний край распашонки отвернуть вверх (для того, чтобы удобно было одеть подгузник).
  3. Надеть подгузник. Для этого :
  • Если «подгузник- треугольник»: уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основания подгузника приходилось на область поясницы. Провести нижний угол подгузника между ножками ребенка. Обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.
  • Если «подгузник- прямоугольник»: провести его между ног ребенка.
  • Подгузник можно заменить памперсом.
  1. Отвернуть нижний край обоих распашонок вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы манипуляций по сестринскому делу в хирургии

В помощь студентам при подготовке к экзамену по сестринскому уходу в хирургии....

Сборник манипуляций при изучении раздела "Основы физиотерапии"

Настоящий сборник манипуляций предназначен для использования в процессе учебной деятельности и промежуточной аттестации по дисциплине «Основы реабилитации», раздел «Физиотерапия» для специальностей: 3...

Дидактический материал по теме «Диагностика инфекционных заболеваний и диагностические манипуляции»

1.Этапы обследования  инфекционного больного.2.Синдромы и симптомы, выявляемые у инфекционных больных3.Лабораторные методы диагностики4. Инструментальные методы диагностики5. Алгоритмы выполнения...

Манипуляции сестринского ухода

Технологии выполнения медицинских услуг и манипуляции сестринского ухода....

Терминологическая разминка и карточки для выполнения манипуляций к практическому занятию по теме: «СП при гломерулонефритах». Преподаватель: Рязанцева В.Н. Компьютерное оформление: Визняк Г.А. 2012 год

Терминологическая разминка и карточки для выполнения манипуляций к практическому занятию по теме: «СП при гломерулонефритах». Преподаватель: Рязанцева В.Н. Компьютерное оформление: Визняк Г.А. 2012 го...

Профессиональные приемы и манипуляции в стрижках

Презентация предназначена к методической разработки к уроку "Выполнение женской стрижки «Каскад»»"...