Изучение видов катетеров и осуществления катетеризации мочевого пузыря
методическая разработка
Данная методическая разработка предназначена для студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» медицинского отделения и направлена на совершенствование подготовки специалистов среднего звена в условиях реформирования образования и здравоохранения на современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_izuchenie_vidov_kateterov_i_osushchestvleniya_kateterizatsii_mochevogo_puzyrya.docx | 67.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ
«Валуйский колледж»
Методическая разработка
практического занятия
по ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Специальность:
31.02.01 Лечебное дело,
34.02.01 Сестринское дело
Раздел МДК 04.03
Технология оказания медицинских услуг
Тема:
Изучение видов катетеров и осуществления катетеризации мочевого пузыря
г. Валуйки, 2019 г.
Авторы:
Боброва И.А. – преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории, почётный работник СПО.
Яковенко Н.М. - преподаватель профессиональных модулей первой квалификационной категории, почётный работник СПО.
Томарева И.Н. - преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории.
Рецензент:
Гуляева В.В. – главная медицинская сестра ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ»
Данная методическая разработка предназначена для студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» медицинского отделения и направлена на совершенствование подготовки специалистов среднего звена в условиях реформирования образования и здравоохранения на современном этапе.
Структура методической разработки
1.Цели:
Обучающая: Формирование знаний по правилам асептики при введении катетера; цели катетеризации мочевого пузыря; виды катетеров; показания для проведения катетеризации; возможные осложнения при проведении процедуры.
Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Воспитательная: Воспитание общечеловеческих, профессиональных норм, ценностей, идеалов для дальнейшей профессиональной деятельности, формирование склонности и интереса к выбранной профессии.
2.Методы обучения:
- словесный (лекция, беседа);
- информационно-развивающий;
- проблемно-поисковый
3. Вид занятия: Теоретическое
4. Время проведения: 180 минут
5. Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие:
Анатомия и физиология человека
Раздел : Мочевые органы
Тема: Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Состав мочи.
Раздел: Пищеварительная система. Процесс пищеварения.
Тема: Желудок. Пищеварение в желудке.
Обеспечиваемые:
МДК 02.01. Лечение пациентов терапевтического профиля
Тема 2.04 Принципы лечения и ухода в терапии при заболеваниях мочевыделительной системы: гломерулонефритах, пиелонефритах, циститах, МКБ, острой и хронической почечной недостаточности.
МДК 02.02. Лечение пациентов хирургического профиля
Тема 2.7. Принципы лечения и ухода при хирургических заболеваниях и травмах мочеполовых органов, заболеваниях предстательной железы.
МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста.
Тема 2.5. Принципы лечения и ухода в педиатрии при осложнениях заболеваний мочевыделительной системы у детей: цистит, пиелонефрит, гломерулонефрит, инфекции мочевыводящих путей.
6. Внутридисциплинарные связи:
Тема: 2.1. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
Тема: 2.2.Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу
Тема 2.4.Потребность пациента в физиологических отправлениях
Тема 3.2. Дезинфекция
7. Студент должен знать:
- технологии выполнения медицинских услуг;
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
8. Место проведения: кабинет: Основ сестринского дела
9. Средства обучения:
Учебное пособие, конспект, ситуационные задачи, методическая разработка для преподавателя, опорный конспект для студентов; тестовые задания, уретральные катетеры, таблицы.
10. Оснащение занятия: Одноразовые катетеры Нелатона, Фалея, жесткие, полужесткие мягкие уретральные катетеры, стерильные салфетки, стерильный лоток с пинцетами, таблицы №, №, тестовые задания, ситуационные задачи
11. Библиографический список для преподавателя:
1.Основы сестринского дела: учеб.для студ.сред.проф.учеб.заведений/ под редакцией С.И. Двойникова. – М.; «Академия», 2007. стр. 250-254
2. Т.П.Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» практикум, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр. 374-380.
3. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и практика в 2-х частях, Часть 2, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр.200-216
4. Учебное пособие по основам сестринского дела / под редакцией А.И. Шпирна – М.; ВУНМЦ, 2003г., стр.670-684
12. Библиографический список для студентов:
1. Т.П.Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» практикум, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр. 374-380.
2. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и практика в 2-х частях, Часть 2, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр. 200-216.
Ход занятия
№№ | Название этапа | время | Методические указания |
1. | Организационный момент и целевая установка | 4 мин | Этот этап проводится с целью проверки готовности аудитории и студентов к занятию (наличие формы одежды, сменной обуви, дневников), выявить отсутствующих. Преподаватель называет тему и цели занятия. |
2. | Мотивация учебной деятельности
| 6 мин | Этот этап проводится с целью активизации познавательной деятельности студентов. Преподаватель проводит мотивацию учебной деятельности |
3. | Актуализация опорных знаний по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»
| 30мин | Этот этап проводится с целью контроля знаний студентов по теме «Клизмы. Газоотводная трубка» Студентам предлагается устно ответить на вопросы, выполнить тестовые задания |
4. | Формирование новых знаний по теме «Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним. Промывание желудка.»:
| 90мин | Преподаватель акцентирует внимание студентов на том, что при выполнении процедуры следует соблюдать этико-деонтологическое обеспечение, т.к. данная манипуляция относится к интимным. Катетеризация мочевого пузыря проводится с соблюдением хирургической асептики. |
5. | Закрепление нового материала: 1.Осмысление и систематизация полученных знаний
- решение тестовых заданий; - ответить на контрольные вопросы | 30мин | Закрепление материала осуществляется с помощью повторения. Преподаватель объясняет, какие основные блоки теоретического занятия необходимо отразить в тетради. Это позволит активизировать работу студентов и развить у них клиническое мышление.
Преподаватель предлагает в качестве закрепления нового материала тестовые задания, вопросы для повторения |
6. | Подведение итогов занятия | 10мин. | Этот этап проводится с целью анализа работы студентов на занятии. Преподаватель оценивает работу каждого студента, комментируя результаты. Подводится итог всего занятия: достигнуты ли поставленные цели. |
7. | Задание на дом | 10 мин. | Этот этап проводится с целью совершенствования знаний студентов. Преподаватель дает домашнее задание согласно рабочей программы 1. Т.П.Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» практикум, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр. 374-380. 2. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и практика в 2-х частях, Часть 2, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр. 200-216.
|
Актуальность темы
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером – это одна из тех манипуляций, которой медицинская сестра должна владеть в совершенстве.
Данная манипуляция назначается врачом с диагностической и лечебной целью, поэтому от качества выполнения данной манипуляции зависит состояние пациента, правильно поставленный диагноз и залог успешного лечения пациента.
Кроме качественно выполненной катетеризации мочевого пузыря, медицинская сестра должна уметь обучить пациента или членов семьи уходу за постоянным катетером и съемным мочеприемником.
Поэтому очень важно при выполнении всех этих манипуляций быть с пациентом спокойной, терпеливой, создать благоприятную психологическую обстановку, а также соблюдать универсальные и стандартные меры профилактики внутрибольничных инфекций.
Вопросы для индивидуального опроса
- Показания для применения очистительной клизмы
- Показания для применения сифонной клизмы
- Показания для применения послабляющих клизм
- Показания для применения микроклизм
- Показания для применения капельной клизмы
- Показания для постановки газоотводной трубки
- Абсолютные противопоказания для постановки клизм
Тестовые задания
Задание: Выбрать правильные ответы
1.Показаниями для постановки очистительной клизмы являются:
- Подготовка к рентгенологическому исследованию органов пищеварения , мочевыделения и органов малого таза.
- Первые дни после операции на органах пищеварительного тракта.
- Злокачественные новообразования прямой кишки.
- Подготовка к эндоскопическому исследованию толстой кишки.
- Кровотечения из пищеварительного тракта.
- Запоры.
2.Противопоказаниями для постановки очистительной клизмы являются:
- Подготовка к рентгенологическому исследованию органов пищеварения , мочевыделения и органов малого таза.
- Первые дни после операции на органах пищеварительного тракта.
- Злокачественные новообразования прямой кишки.
- Подготовка к эндоскопическому исследованию толстой кишки.
- Кровотечения из пищеварительного тракта.
- Запоры.
3.Для постановки очистительной клизмы необходимо приготовить:
- Кружка Эсмарха
- Грушевидный баллон
- Клеенку, таз
- Воду – 10 литров
- Воду – 1 литр
4.Опорожнение кишечника после гипертонической клизмы наступает через:
- 1 час
- 10-12 часов
- 20-30 минут
- 6 часов
5.После введения газоотводной трубки пациенту следует оставаться в постели:
- 120 минут
- 60 минут
- 30 минут
6.Для постановки сифонной клизмы необходимо приготовить:
- Грушевидный баллон
- Кружку Эсмарха
- Воронку, 2 стерильных толстых желудочных зонда, соединенных стеклянной трубкой
- Газоотводную трубку
- Воду – 10 литров
- Воду – 1 литр
7.Если метеоризм причиняет пациенту значительное беспокойство, а очистительная клизма нежелательна, следует применять:
- Газоотводную трубку
- Масляную клизму
- Гипертоническую клизму
- Сифонную клизму
8.При атомическом запоре для очистительной клизмы используют воду:
- 200 С
- 120 С
- 420 С
9.Очистительную клизму можно ставить в положении пациента:
- На правом боку
- На левом боку
- На спине
- На животе
10.Газоотводную трубку следует ввести на глубину:
- 40-50 см
- 20-30 см
- 10-15 см
11.Для постановки гипертонической клизмы используют:
- 0,9% р-р натрия хлорида 100-200 мл
- 20-30% р-р магния сульфата 50-100 мл
- 10% р-р магния сульфата 100-200 мл
- 10% р-р натрия хлорида 50-100 мл
12.Опорожнение кишечника после масляной клизмы наступает через:
- 1 час
- 10-12 часов
- 20-30 мин
- 6 часов
13.Показателями сифонной клизмы являются:
- Отсутствие эффекта от очистительной клизмы
- Подозрение на кишечную непроходимость
- Подготовка к эндоскопическому исследованию толстой кишки
- Подготовка к рентгенологическому исследованию толстой кишки
- Подготовка к операции на органах брюшной полости
14.Послабляющие клизмы применяют:
- При не эффективности очистительной клизмы
- При не эффективности сифонной клизмы
- В первые дни после операции на органах брюшной полости
- После родов
- Перед постановкой газоотводной трубки
15.Для постановки масляной клизмы используют:
- Растительное масло 100-200 мл
- Касторовое масло 50-100 мл
- Вазелиновое масло 100-200 мл
- 50% р-р глицерина 50-100 мл
Катетеризация мочевого пузыря.
Студент должен знать:
- Виды катетеров;
- Цели катетеризации мочевого пузыря, противопоказания и возможные осложнения
- Виды съёмных мочеприемников
Этико-деонтологическое обеспечение
Помните, что при недержании мочи пациент часто испытывает чувство неловкости из-за резкого запаха, исходящего от него, дискомфорт из-за постоянной необходимости пользоваться мочеприемником. Поэтому он избегает общества, оказывается в социальной изоляции.
Ваши действия:
1. всегда быть спокойной, приветливой, терпеливой;
2. убедить пациента в том, что при выполнении всех требований по уходу и дезинфекции, запаха не будет;
3. познакомить с другим таким же пациентом, который адаптирован к своему состоянию.
Для пациента с острой задержкой мочи иногда вся проблема заключается в присутствии посторонних людей, чувство ложного стыда перед ними.
Ваши действия:
1. не высказывать своего нетерпения или раздражения по поводу стеснительности пациента;
2. оставить пациента в палате на время одного или оградить ширмой;
3. психологически поддержать пациента.
Правила техники безопасности
1. Катетеризацию мужчин полужестким и жестким катетером осуществляет врач.
2. Если при введении катетера ощущается препятствие, его нельзя преодолевать насильственно, Т.к. можно травмировать мочеиспускательный канал. Необходимо немного вытянуть катетер назад, а затем попытаться ввести. При неуспешных попытках катетер вводить нельзя, следует сообщить врачу.
3. Необходимо тщательное соблюдение всех правил асептики, так как эпителий слизистой мочевыводящих путей очень восприимчив к инфекции.
Катетеризация – это выведение мочи с лечебной или диагностической целью с помощью катетера.
Цели катетеризации мочевого пузыря (показания):
- выведение мочи при проблеме «Острая задержка мочи»;
- перед промыванием мочевого пузыря и введением в него лекарственных препаратов;
- взятие мочи на анализ (если невозможно выполнить эту манипуляцию по общим правилам);
- у женщин а определенный период родов.
Противопоказания: травма мочевого пузыря.
Возможные осложнения: риск инфицирования мочевого пузыря, риск разрыва мочевого пузыря.
Катетеризацию мочевого пузыря про водят с помощью уретрального катетера.
Уретральный катетер – трубка, которую про водят через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь.
Катетер – хирургический инструмент для опорожнения полости (кровеносного сосуда, мочевого пузыря). Катетеризация – ведение катетера в полый орган.
Катетеризация мочевого пузыря – выведение мочи с лечебной и диагностической целью с помощью уретрального катетера. Уретральный катетер – дренажная трубка, вводимая через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь.
Виды уретральных катетеров:
Катетер Нелатона – прямой со слепым концом и овальным отверстием сбоку
Катетер Тиманна – прямой со слепым концом в виде изогнутого клюва и овальным ответстием сбоку
Катетер головчатый – Малеко или Пеццера – с большой утолщенной головкой для удерживания в мочевом пузыре, предназначен для продолжительного отведения мочи через надлобковый свищ
Катетер Фолея – с надувным баллоном для наполнения стерильной жидкостью (водой или физ.раствором), используют для длительной фиксации в мочевом пузыре (как постоянный катетер).
Виды уретральных катетеров по составу материала:
- Мягкие – резиновые и полимерные;
- Полужесткие – эластические;
- Жесткие – металлические.
Цели проведения катетеризации мочевого пузыря:
- Опорожнение мочевого пузыря при острой задержке мочи;
- Выведение мочи в случаях недержания / неудержания мочи;
- Промывание мочевого пузыря;
- Введение лекарственных препаратов;
- Ретроградное введение контрастного вещества при цистографии;
- Забор мочи для исследования.
Потенциальные осложнения при проведении катетеризации:
- Риск инфицирования мочевого пузыря;
- Травматизация мочевыводящих путей.
Глубина введения катетра женщинам с целью опорожнения мочевого пузыря катетером Нелатона, Тиманна соответствует длине уретры – 4-6 см. У мужчин длина мочеиспускательного канала около 18-20 см, катетер вводят до появления мочи. Для пролонгированного дренирования мочевого пузыря чаще используют самоудерживающийся катетер Фолея: женщинам на глубину 10-15см, мужчинам – на 20-25см.
Для обработки уретральных катетеров, перед введением, используют лубрикаты – гели с антисептиком и антисептиком.
Контрольные вопросы:
- Понятие катетеризации
- Виды катетеров
- Цели катетеризации мочевого пузыря
- Возможные осложнения катетеризации мочевого пузыря
- Рекомендации медсестре при уходе за постоянным катетером
- Признаки инфицирования мочевыводящих путей
- Помощь пациенту при пищевом отравлении.
Тестовый контроль
Инструкция: Выбрать все правильные ответы:
- Катетеризация мочевого пузыря проводится
- Для взятия мочи на бактериологическое исследование
- Для промывания мочевого пузыря
- При острой задержке мочи
- При недержании мочи
- Перед процедурой катетеризации мочевого пузыря необходимо
- Согласие пациента
- Объяснение пациенту ход процедуры
- Объяснение пациенту о возможных осложнениях при манипуляции
- Объяснение пациенту назначение манипуляции
- Укажите последовательность действий при подготовке к катетеризации
- Объяснить пациенту ход и цель манипуляции
- Провести гигиенический туалет половых органов
- Вымыть руки, надеть перчатки
- Сменить перчатки
4. Укажите последовательность действий при катетеризации мочевого
пузыря
- Ввести катетер
- Слить мочу в лоток
- Извлечь катетер из упаковки
- Надеть стерильные перчатки
- Смазать катетер стерильным глицерином
5. Для проведения катетеризации используются перчатки
- Стерильные
- Чистые
- Одноразовые, протертые спиртом
- Промытые под проточной водой
6. Катетер перед введением обрабатывают
- Антисептическим раствором
- Стерильным глицерином
- Вазелином
- Этиловым спиртом
7. Укажите последовательность действий при промывании мочевого
пузыря
- Зафиксировать катетер в уретре
- Ввести антисептический раствор в мочевой пузырь
- Выпустить воздух из баллончика
- Извлечь катетер из мочеиспускательного канала
- Слить содержимое мочевого пузыря в лоток
- Погрузить катетер в дезинфицирующий раствор
8. Для промывания мочевого пузыря используют раствор
- 5% калия перманганата
- 0,02% фурацилина
- 3% перекиси водорода
- 70% этилового спирта
- Наиболее частым осложнением катетеризации является
- Недержание мочи
- Инфицирование мочевыводящих путей
- Задержка мочи
- Повреждение слизистой оболочки мочеиспускательного
канала
- Эластический и металлический катетер вводит
- Палатная сестра
- Процедурная сестра
- Врач
- Старшая сестра
- Задержка мочи называется
- Анурия
- Полиурия
- Олигурия
- Ишурия
- Промывание мочевого пузыря проводят с целью
- Лечение воспалительных процессов
- Восстановление баланса мочевого пузыря
- Извлечение остатков мочи
- Выведение газов
- При катетеризации мочевого пузыря м/с может использовать катетер
- Любой
- Жесткий
- Полужесткий
- Мягкий
- Для промывания мочевого пузыря используется раствор хлоргексидина 0,02% температурой (в град)
- 40-42
- 37-38
- 25-28
- Любой
- Использованный катетер необходимо подвергнуть
- Промыванию под проточной водой
- Дезинфекции в растворах вирулицидного действия
- Воздушной стерилизации
- Дезинфекции в 3% растворе перекиси водорода
- Стерилизацию мочевых катетеров проводят
- Паровым методом
- Воздушным методом
- Химическим методом
- В растворах хлорамина
- Оптимальный режим для стерилизации катетеров паровым методом
- 2 атм 132 гр. 20 минут
- 2 атм 132 гр. 60 минут
- 1,1 амт 120 гр. 45 минут
- 0, 5 амт 110 гр. 180 минут
- Стерилизацию катетеров химическим методом проводят при помощи растворов
- Лизетола АФ
- 6% перекиси водорода
- 2,5% глютарового альдегида
- Сайдекса
- 5% хлорамина
- Гигасепта ФФ
- 0,5% гипохлорита натрия
- 0,05% нейтрального анолита
Терминологический диктант
Инструкция: дописать фразу
- Катетеризацию мочевого пузыря проводят при ……………………………..
- Перед поведением катетеризации мочевого пузыря необходимо получить
согласие………………………………………………………………………
- Для проведения катетеризации мочевого пузыря используют………катетер и………………………….перчатки
- Перед введением катетера его обрабатывают стерильным…………………
- Для промывания мочевого пузыря используют раствор………………………
температурой………………………градусов
- Наиболее частым осложнением катетеризации является……………………
- Промывание мочевого пузыря проводится с целью………………………………
- При катетеризации мочевого пузыря медицинская сестра может использовать……………………….катетер
- Катетеризацию мочевого пузыря жестким катетером проводит……………
- Использованный катетер подвергают………………………………………………
- Стерилизацию мочевых катетеров проводят… ….и……методом
- Оптимальный режим для стерилизации катетеров паровым методом при режимах………………………………………………………………………
- Стерилизацию катетеров химическим методом проводят растворами……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин
Методическая разработка на тему «Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером женщинам и мужчинам» выполнена преподавателем дисциплины ПМ.07 , МДК 07.03«Технология оказания медицинских у...
Компьютерная презентация Катетеризация мочевого пузыря
Компьютерная презентация Катетеризация мочевого пузыря для студентов медицинских колледжей...
Методическая разработка практического занятия "Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Уход за постоянным катетером"
Методическая разработка практического занятия "Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Уход за постоянным катетером"ПМ.04 "Выполнение работ по профессии младшая медициснкая сестра по уходу за ...
Осуществление катетеризации мочевого пузыря у женщин и мужчин
Данная методическая разработка предназначена для студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» медицинского отделения и направлена на совершенствование подготовки специалистов среднего звена в усло...
Методическая разработка практического занятия по ТВПМУ "Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин"
Данная методическая разработка содержит материал для проведения практического занятия по теме "Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин" по Технологии выполнения пост...
Методическая разработка практического занятия по ТВПМУ по теме " Катетеризации мочевого пузыря катетером Фолея"
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по Технологии выполнения простых медицинских услуг по специальностям 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.01 Лечебн...
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним.
Методическое пособие предназначено для освоения, закрепления, совершенствования умений и навыков студентов в ходе освоения программы ПМ. 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по ...