Классный час "Сквернословие в нашей речи - необходимость или вредная привычка"
классный час
1. Вступительное слово.
2. Исторические истоки.
3. Как появилась нецензурная брань в нашей речи?
4. Заключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_nenormativnaya_leksika.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище № 30
Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО МУ №30)
Классный час-дискуссия на тему:
«СКВЕРНОСЛОВИЕ В НАШЕЙ РЕЧИ – НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА?»
Группа 311.
Классный руководитель Зонис И.Г.
2015 г.
Дата проведения: 26.03.2015 г.
Время: 1500.
Место проведения: каб. № 20.
Присутствовало: 17 чел.
План классного часа.
Вступительное слово.
- Исторические истоки.
- Как появилась нецензурная брань в нашей речи?
Заключение.
Вступительное слово. Классный руководитель.
Ненормативная лексика в настоящее время широко распространена среди практически всех слоев населения. Она звучит не только для выражения сильных эмоций, но и в повседневной речи. Не так давно группа выдающихся деятелей нашей культуры предложила узаконить употребление нецензурщины в художественных произведениях. Дискуссия достигла такого накала, что по этому вопросу высказался Президент России. Особенно пагубное влияние сквернословие оказывает на неокрепшие юные души, ведь брань очень часто звучит из уст молодежи независимо от места и окружения. И в стенах училища мы нередко слышим непристойности из уст наших студентов.
Сегодня вопрос обострился настолько, что вышел на уровень руководства страны. На церемонии открытия года литературы в РФ прозвучало: «Говорят, что для того, чтобы добавить выразительности нужно еще использовать и неформальную лексику. Толстому не нужно было добавлять лексику, Чехову тоже, Бунину не нужно было».
Чтобы определиться, откуда истоки этого прискорбного явления, обратимся к истории.
По моей просьбе ряд студентов подготовили сообщения об истоках ненормативной лексики в русской речи. Давайте послушаем.
- Исторические истоки. Бобинова Таня.
Полезно вспомнить, что брань берет свое начало уже с самых истоков цивилизации, т. е. с первобытного общества. Уже тогда, во время ритуальных обрядов, она широко использовалась как средство выражения эмоций первобытного человека. Через бранные слова люди выражали гнев, страх, агрессию и т. д.
В первобытном обществе подобные ритуалы проводились исключительно мужчинами. Женщины и дети на них не допускались, а их присутствие на ритуале могло обернуться для них немедленной смертью. Использование бранного лексикона было тогда прерогативой мужчин, женщины и дети строго наказывались, если пытались посягнуть на чисто мужскую «привилегию» употребления бранной речи.
Видимо, этим объясняется, что до сих пор в обществе брань, сквернословие более присущи в употреблении именно мужской части населения. Разумеется, за женщинами остается «право» выразить свои негативные и агрессивные чувства, но исключительно своими «немужскими» средствами.
Использование же брани женщиной ощущалось во все времена как измена своему половому статусу, как что-то очень низкое и недостойное образа матери и хранительницы очага. С древних времен обращение к брани и резким выражениям в присутствии женщин и детей резко осуждается обществом, особенно цивилизованным.
- Как появилась нецензурная брань в нашей речи? Волчкова Света.
До сих пор у ученых нет единого мнения о том, как в нашей речи появилась нецензурная брань. Некоторые исследователи утверждают, что она пришла на Русь вместе с ордой. Другие, что она исконная часть древнеславянской устной культуры и доказывают это наличием соответствующих выражений еще в берестяных грамотах Великого Новгорода.
В любом случае употребление ненормативной лексики в наше время свидетельствует о низком культурном уровне человека, о скудости его словарного запаса, о том, что он не знаком с великими произведениями русской классики всех времен.
В современном обществе брань можно назвать и рассматривать как оружие слабых, как некое подобие компенсации за невозможность ответить обидчику более ощутимыми средствами.
Несложно представить, что бранные слова более свойственны людям завистливым, корыстным, малообразованным, не достигшим чего-либо в жизни, чем тем, кто добился успехов в обществе, личной жизни и т. д., получил хорошее образование, с уважением относится к себе и к окружающим.
Употреблять брань, ругательства – значит расписаться в собственной слабости и бескультурии, бедности своего лексикона. Что такое сквернословие: порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще не втянулся, можно остановить, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), – безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.
Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Турета, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.
Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время приняло угрожающие черты и формы.
Классный руководитель: Спасибо, девочки. Я согласна, что великим классикам хватало выразительных средств русского языка, а некоторым нынешним мэтрам не хватает. Давайте послушаем отрывки любимых литературных произведений в исполнении наших студентов.
Студенты читают отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, стихотворение в прозе «Русский язык» И.С Тургенева, «Выткался на озере алый свет зари» С. Есенина, «Мир переполнен словами» И. Рейдермана, «Слово» Н. Гумилева, «Мужество» А. Ахматовой.
Классный руководитель: А теперь представим, что, скажем, А.С. Пушкину, не хватило «великого и могучего» русского языка и он не сумел обойтись без брани. Тогда прозвучавший сейчас фрагмент письма Татьяны к Онегину выглядел бы так:
«Я к вам пишу «цензура»…. — чего же боле? «цензура»...
Что «цензура»…. я могу еще сказать? «цензура»....Или есенинское «Выткался на озере «цензура» алый свет зари «цензура»… (Смех в аудитории). Ваш смех красноречив.
Поднимите руки те, кто никогда ни при каких обстоятельствах не употребляет нецензурных выражений. Так, 8 человек. Прошу вас пересесть в правую часть аудитории, остальных в левую часть (12 чел).
И тех, и других прошу ответить мне на несколько вопросов.
- Как, по-вашему, почему в своей речи некоторые люди употребляют непечатные выражения?
Студенты левой части: Привыкли. Слышат в семье, на улице, в транспорте.
Студенты правой части: Из-за низкого уровня культуры, оттого, что не развиты, не читают книжек.
- Чувствуете ли вы себя «белой вороной» среди тех, кто не может обойтись без ругани?
Студенты левой части: Да, получается, что говоришь на другом языке, что ты не такой как все.
Студенты правой части: Нет, мой принцип - стараться говорить грамотно
- Всегда ли вы спокойно реагируете на замечания по форме вашей речи?
Студенты левой части: Не всегда. Как хочу, так и говорю, и кому какое дело!
Студенты правой части: Да, если считаю их справедливыми.
- Бывают ли в вашей группе конфликты на почве разного отношения к употреблению нецензурных слов?
Студенты левой части: Нет.
Студенты правой части: В группе нет, а вообще иногда случаются.
- Вы будущие медики. Допустимо ли, по-вашему, употребление нецензурных выражений в вашей профессиональной деятельности?
Студенты левой части: Иногда такие больные попадаются, что без крепкого словца не обойтись.
Студенты правой части: Категорически нет. Какой бы ни был больной, ты – медик, находишься «при исполнении» и обязан и морально, и юридически соответствовать своему высокому званию.
- Но вы будущие акушерки. Каждый день возможны нештатные ситуации, речь может идти о жизни и смерти, что тогда?
Студенты правой части: Никакая ситуация не оправдывает непристойного поведения медработника.
Студенты левой части: В такие моменты не думаешь о выражениях, слова вырываются спонтанно, на автомате».
Классный руководитель: А могут ли у вас в экстремальные моменты возникнуть слова «инфернальность» или, скажем, «нонконформизм»?
Думаю, едва ли. Потому, что их нет в вашем обиходном лексиконе, они не подготовлены к мгновенному применению вашим сознанием. Так и с нецензурщиной. Если вы не будете применять бранные слова, они не «выскочат» из вас на пике эмоций в любой стрессовой ситуации. Все очень просто, надо только ЗАХОТЕТЬ.
- Хотите ли вы, чтобы ваши дети использовали ненормативную лексику?
Студенты левой части: Нет. Но, если и будут использовать, – беда невелика, все равно со временем научатся.
Студенты правой части: Нет. Ведь это признак не только незнания всей красоты родного языка, но и признак низкой культуры в целом
Классный руководитель: Секрет здесь все тот же: не применяйте непристойные выражения сами. Дети – лучшие разведчики в мире. От них не скроешься, не получится при них вести себя и говорить по-одному, а без них – по-другому. Они мгновенно почувствуют фальшь. Прививайте детям любовь к родной культуре, к «великому и могучему» русскому языку, к слову, к великой русской литературе.
Заключение. Классный руководитель.
Мы обменялись мнениями по злободневному вопросу. Сегодня здесь прозвучало:
- давайте научимся просить прощения, если с языка что–то сорвалось;
- мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, группы … можно;
- сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность;
- желание достойной среды в будущем несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета;
- человек должен многого стыдиться, если он человек.
Итак, мы одинаково не хотим с вами, чтобы брань звучала на работе, на улице, в наших семьях, из уст наших детей, не являлась причиной конфликтов. И я предлагаю, выйти из разных групп и объединиться в стремлении недопустимости сквернословия!
По вашим глазам я вижу, что вы серьезно задумались о данной проблеме и, надеюсь, будете бережно относить к нашему красивейшему языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме: "Вредные привычки. Профилактика профессиональных заболеваний и вредных привычек".
Обсудим вредные привычки и их влияние на организм человека. Разберем как можно предотвратить профессиональные заболевания у парикмахеров....
Материал для классного часа по теме:"Вредные привычки и как бороться с ними"
Материал создан для проведения классного часа с применением здоровьесберегающей технологии....
Классный час на тему: Вредные привычки 6 класс
Цели: провести беседу о пагубном влиянии вредных привычек и их последствиях; расширять кругозор учащихся; развивать чувство ответственности, творческие способности учащихся; утверждать здоровый образ ...
Классный час "Вредные привычки"
в продолжение темы здоровье сбережение студентов...
Классный час по профилактике наркомании в 5,6 классах «Скажем НЕТ вредным привычкам!»
Задачи:1. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.2. Умение противостоять давлению сверстников и способствовать воспитанию отрицательного отношения к наркомании.Цель: -...
Классный час по теме "ЗОЖ и профилактика вредных привычек среди молодёжи" (методическая разработка)
Методическая разработка классного часа для студентов 3 курса ГБПОУ г. Москвы "МИПК имени Ивана Фёдорова" по теме "Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек среди молодёжи&quo...
Тема 1.5. "Вредные привычки , их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек".
Каждый человек имеет, либо сталкивался с наличием вредных привычек. Одни пытаются от них избавиться, другие сумели приучить себя к полноценной жизни и без вредных привычек, третьи ...