Методическая разработка теоретического занятия "Термическая стерилизация"
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия "Термическая стерилизация" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация. Разработка содержит вопросы для проверки ранее изученной темы, блок учебной информации, вопросы для закрепления темы, задание на дом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
42._termicheskaya_sterilizatsiya.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
МДК 02.01 « Технология изготовления лекарственных форм»
Тема: « Термическая стерилизация»
Специальность: 33.02.01 «Фармация»
Уровень подготовки: базовый
Курс: 3 - й
Составитель: Сухова Л.П.,
преподавателем технологии
изготовления лекарственных форм
в соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта
среднего профессионального
образования
г. Благовещенск
2019 г.
Рассмотрено на Утверждаю заседании ЦМК «Фармация» Экспертный совет при
Протокол № ____ информационно-методическом центре
«___» __________ 2019 г. ГАУ АО ПОО АМК
Председатель ЦМК ____________ «____» _______________ 2019 г. Сухова Л.П.
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» «Термическая стерилизация» предназначена для проведения теоретического занятия на специальности «Фармация». Данная тема является актуальной в связи с тем, что в процессе изготовления лекарственных препаратов в них могут попадать микроорганизмы, лекарственные вещества при дальнейшем хранении могут разлагаться. Поэтому некоторые лекарственные формы должны быть стерильными. В связи с этим данная тема важна для понимания и освоения ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и профессии «Фармацевт». Методическая разработка может применяться при проведении теоретического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит организационно-методический блок, блок учебной информации, контроля. На освоение данной темы отводится 2 учебных часа.
Теоретическое занятие № 42
Тема: Термическая стерилизация.
Цели занятия:
Методическая цель – создать условия для формирования теоретических знаний
Образовательная цель – сформировать у студентов теоретические знания о методах термической стерилизации
Воспитательная цель – воспитать внимательность, организованность, чувство профессионализма
Развивающая цель – развивать интерес, мышление
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
Студенты должны знать:
- Методы термической стерилизации
- Характеристику воздушной стерилизации
- Характеристику паровой стерилизации
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний
Уровень усвоения: 1
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Материально-техническое обеспечение:
Методическое обеспечение: методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор, презентация.
Внутрипредметные связи:
- Стерильные и асептические лекарственные формы
Межпредметные связи:
- фармакология (основные термины и понятия)
Литература:
1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
4. Интернет – ресурсы
Структура занятия
I. Организационная часть - 2 мин.
II. Целевая установка - 4 мин.
III. Актуализация базовых знаний - 5 мин.
IV. Блок учебной информации - 70 мин.
V. Закрепление – 5 мин.
VI. Задание на дом - 2 мин.
VII. Подведение итогов - 2 мин.
Содержание занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Цель | Описание деятельности | Время | |
преподавателя | студента | ||||
1 | Организация начала занятия | Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение | Проверяет готовность аудитории, внешний вид студентов, наличие письменных принадлежностей, отмечает отсутствующих | Староста перечисляет отсутствующих, называет причину отсутствия | 2 мин |
2 | Целевая установка | Раскрыть практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности | Знакомит студентов с планом занятия. Четко и ясно объявляет поставленные цели. Объясняет, что студенты должны изучить в процессе занятия | Слушают преподавателя, записывают тему, план | 4 мин |
3 | Актуализация базовых знаний | Восстановить в памяти студентов ранее усвоенные знания, которые потребуются для понимания и усвоения нового материала | Проводит устный (письменный) фронтальный опрос (приложение № 1) | Отвечают на поставленные вопросы, исправляют или дополняют ответы других студентов | 5 мин |
4 | Основная часть | Сформировать у студентов знания о методах термической стерилизации | Излагает новый материал, отмечая значение данной темы в практической деятельности фармацевта (приложение № 2) | Внимательно слушают преподавателя, составляют конспект | 70 мин |
5 | Закрепление материала | Закрепить полученные знания по основным вопросам | Проводит устный фронтальный опрос (приложение № 3) | Отвечают на поставленные вопросы | 5 мин |
6 | Задание на дом | Сосредоточить внимание на основные вопросы темы | Обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 4) | Записывают домашнее задание | 2 мин |
7 | Подведение итогов | Стимулировать интерес к учебному процессу | Отмечает положительные, отрицательные моменты в ответах студентов, в их поведении, выставляет оценки | Слушают, анализируют слова преподавателя, запоминают замечания | 2 мин |
Тема: Термическая стерилизация. Приложение № 1
Актуализация базовых знаний:
- Какие лекарственные формы должны быть стерильными?
Ответ: Растворы для инъекций, глазные лекарственные формы, лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни, с антибиотиками.
- Почему эти лекарственные формы должны быть стерильными и готовиться в асептических условиях?
Ответ: Соблюдение условий асептики и стерилизация обусловлены: - для инъекционных растворов – нарушением защитных барьеров организма; - для глазных препаратов – повышенной чувствительностью слизистой глаза к микроорганизмам; - для препаратов для новорожденных – низкой сопротивляемостью организма к инфицированию; - для препаратов с антибиотиками – разрушением их микроорганизмами и потерей эффективности
- Что такое стерилизация?
Ответ: Стерилизация – полное уничтожение в том или ином объекте живых микроорганизмов и их спор. Согласно ГФ ХIII, стерилизация – процесс умерщвления в объекте или удаления из него микроорганизмов всех видов, находящихся на всех стадиях развития.
- В чем сложность проблемы стерилизации?
Ответ: Сложность проблемы стерилизации заключается, с одной стороны, в высокой жизнеспособности и большом разнообразии микроорганизмов, а с другой стороны – термолабильностью многих лекарственных веществ и форм или невозможностью использования других видов стерилизации.
Тема: Термическая стерилизация. Приложение № 2
Блок учебной информации:
План:
- Определение, виды термической стерилизации
- Воздушная стерилизация
- Паровая стерилизация
- Контроль термических методов стерилизации.
Термическая стерилизация – стерилизация, при которой происходит пирогенетическое разрушение протоплазмы микробных клеток и ее необратимая коагуляция, повреждаются их ферментные системы.
Как правило, все микроорганизмы, в том числе и споры, более чувствительны к действию пара, находящегося под давлением и имеющего температуру выше температуры кипения воды. Термическая стерилизация бывает двух видов:
/ \
Воздушная Паровая
Воздушная стерилизация – осуществляется горячим воздухом в воздушных стерилизаторах при 160, 180, 200 0С, при этом погибают все формы микроорганизмов за счет пирогенетического разложения белковых веществ.
Для стерилизации используют воздушные стерилизаторы марки «ГП-10МО», «ГП-20 МО», «ШСС-250», ГС-402А» и др. Цифры обозначают объем стерилизационной камеры. Эффективность воздушной стерилизации зависит от физико-химических свойств и теплопроводности стерилизуемых объектов, времени стерилизации при определенной температуре, правильного расположения объектов в стерилизационной камере, позволяющего обеспечить свободную циркуляцию горячего воздуха.
Стерилизуемые объекты должны быть расфасованы в соответствующую тару, плотно укупорены и свободно размещены в стерилизаторе. В связи с тем, что прогрев стерилизуемых объектов происходит медленно из-за невысокой теплопроводности воздуха, то загрузка должна производиться в ненагретые стерилизаторы или когда температура внутри них не превышает 60 оС. Время, рекомендуемое для стерилизации, должно отсчитываться с момента нагрева воздуха в стерилизаторе до 180 - 200оС.
Этим методом стерилизуют:
- Термостойкие порошкообразные вещества (натрия хлорид, цинка оксид, тальк и др) толщиной слоя не > 6-7 см (для равномерного прогрева) при режиме:
Масса: Режим:
до 25,0 180 оС – 30 мин
200 оС – 10 мин
25,0 – 100,0 180 оС – 40 мин
200 оС – 20 мин
100,0 – 200,0 180 оС – 60 мин
200 оС – 30 мин
Особый режим стерилизации может быть указан в соответствующем НД. Порошки стерилизуют в открытом виде в маркированных емкостях и располагая рядом крышку. После стерилизации и охлаждения объекта в стерилизаторе до 60 0С емкость закрывают крышкой, переносят в асептический блок и заполняют стерильные штангласы.
- Масла, минеральные и растительные жиры, вазелин, ланолин, воск (предельная масса 500,0):
Масса: Режим:
до 100,0 180 оС – 30 мин
200 оС – 15 мин
100-500 180 оС – 40 мин
200 оС – 20 мин
- Изделия из стекла, металла, фарфора, силиконовой резины – стерилизуют при 180 оС - 60 мин. Мелкие стеклянные и металлические предметы (воронки, пипетки и др) помещают в стерилизаторы в специальных биксах.
Растворы для инъекций нельзя стерилизовать воздушным методом, т.к. из-за плохой теплопроводности воздух, имеющий температуру 100 – 120 оС, не обеспечивает быстрый прогрев раствора до нужной температуры, а горячий воздух более высокой температуры может вызвать разложение лекарственных веществ и разрыв флаконов вследствие разницы давления внутри и снаружи их.
Паровая стерилизация – происходит комбинированное воздействие на микроорганизмы высокой температуры и влажности (стерилизация насыщенным паром под давлением, стерилизация текучим паром, дробная стерилизация).
Насыщенный пар – это пар, находящийся в состоянии равновесия с жидкостью, из которой он образуется. Признак насыщения пара – строгая зависимость его температуры от давления.
Стерилизация паром под давлением (автоклавирование) – проводят в паровых стерилизаторах. По форме автоклавы бывают цилиндрические и квадратные. Цилиндрические могут располагаться горизонтально (марки «ГК (горизонтальный круглый)-10-1», «ГК-100-3М») и вертикально («ВК-30», «ВК-75»).
Стерилизатор состоит: из 3-х цилиндров:
- наружный (кожух) – предохраняет паровой котел от возможных механических повреждений, а обслуживающий персонал от ожогов
- средний – водопаровая камера (создается пар, поступающий в камеру)
- внутренний – стерилизационная камера, вмещает стерилизуемый материал, ограждая его от воды
- крышка с резиновой прокладкой и 6-ю вентилями
- водоналивная колонка с нижним и верхним уровнями заполнения водой очищенной
- электромагнитный манометр для автоматического поддержания заданного давления с сифонной трубкой, на которой расположен предохранительный клапан (служит для предохранения автоклава от чрезмерного повышения давления пара в нем)
- моновакуумный манометр (верхний) – служит для контроля давления в стерилизационной камере
- кран выпуска пара из камеры
Лица, работающие на автоклаве, должны быть не моложе 18 лет, знать его устройство, пройти медосмотр и курсовое обучение.
Паром под давлением при температуре 119-121оС стерилизуют:
- Растворы термостабильных веществ в зависимости от объема:
- до 100 мл – 8 мин
- от 100 до 500 мл – 12 мин
- от 500 мл до 1000 мл – 15 мин
Стерилизацию растворов проводят в герметично укупоренных, предварительно простерилизованных флаконах.
- Жиры, масла, масляные растворы, вазелин, ланолин – 2 часа
- Стеклянные, металлические изделия (посуда, воронки, цилиндры, ступки, шпатели) – 45 мин
- Перевязочный материал, белье, салфетки, пергаментные прокладки – 45 мин
- Резиновые пробки, изделия из латекса (в биксах) – 2 часа
Для снижения боя бутылок современные паровые стерилизаторы оборудованы устройством принудительного охлаждения объектов и устройством для создания противодавления сжатым стерильным воздухом. Объекты в стерилизационной камере должны быть расположены так, чтобы обеспечить свободное проникновение к ним пара. Принцип работы автоклава – герметично закрыв крышку, включают обогрев. Образующийся при кипении воды пар по трубопроводу из водопаровой камеры поступает сверху в стерилизационную камеру, омывает объекты и, спускаясь вниз, вытесняет из камеры воздух (продувка). После этого кран для выхода пара и конденсата закрывают. Пар накапливается в камере, растет давление и пропорционально повышается температура. Время стерилизации замечают по достижении требуемого давления пара в стерилизационной камере. По окончании времени стерилизации обогрев отключают, перекрывают доступ пара в камеру, выпускают из нее пар и конденсат. Крышку открывают только после снижения давления в стерилизационной камере до нулевой отметки.
Стерилизация текучим паром - проводят насыщенным паром при 100 оС, при этом уничтожаются только вегетативные формы микроорганизмов, а споры остаются.
Этот метод не включен в ГФ ХI и используется в основном при изготовлении глазных капель (принцип водяной бани).
Контроль термических методов стерилизации.
Его осуществляют с помощью контрольно-измерительных приборов, химических и биологических тестов. Температурный режим проверяют максимальными термометрами со шкалой на 150 0С 1 раз в две недели. С помощью максимального термометра можно установить неисправность манометра. В качестве химических тестов используют вещества, изменяющие свой цвет или физическое состояние при определенных параметрах стерилизации. Например, смесь бензойной кислоты и фуксина (10 : 1). Температура плавления смеси 121 0С. Ее фасуют по 0,3-0,5 в герметично укупоренные флаконы на 5-10 мл. Также используют полоски индикаторной бумаги, которая изменяет свой цвет. Отработанные индикаторы подклеивают в «Журнал контроля работы стерилизатора». Бактериологический контроль термических методов стерилизации осуществляют с помощью биотеста
Тема: Термическая стерилизация. Приложение № 3
Закрепление материала:
- Что собой представляет термическая стерилизация?
- Как проводится воздушная стерилизация?
- Что собой представляет стерилизация паром под давлением?
Тема: Термическая стерилизация. Приложение № 4
Задание на дом:
- Повторить вопросы:
- Почему некоторые лекарственные формы должны быть стерильными и готовиться в асептических условиях?
2. Что такое стерилизация?
3. В чем сложность проблемы стерилизации?
4. Как проводится воздушная стерилизация?
5.Что собой представляет стерилизация паром под давлением?
2. Подготовить презентации:
- Химическая стерилизация
- Стерилизация ультрафиолетовым излучением
- Стерилизация фильтрованием
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016
4. Лекционный материал
5. Интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"
Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...
Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"
Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии медицинского училища и включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»
Ц Е Л И З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды тканей.Студент должен иметь представл...
Методическая разработка теоретического занятия для студентов специальности Лечебное дело по теме "Недоношенный ребенок"
Вопросы выхаживания недоношенных детей остаются по-прежнему актуальными в практическом здравоохранении. В методической разработке подробно рассматриваются анатомо-физиологические особенност...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка теоретического занятия "Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием"
Методическая разработка теоретического занятия "Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм ...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...