МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по теме: «Применение оксигенотерапии».
методическая разработка

Кистанова Татьяна Игоревна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по теме: «Применение  оксигенотерапии». Профессиональный модуль ПМ. 04.Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК 04. 03.Технология оказания медицинских услуг Специальность 34.02.01.  Сестринское дело Квал.выпуск. медиц. сестра/медиц. брат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_-oksigenoterapiya.docx506.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по теме:

«Применение  оксигенотерапии».

Профессиональный модуль ПМ. 04.Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больнымиhttp://zozhlife.ru/wp-content/uploads/2015/07/istorija_vozniknovenija_oksigenoterapii.jpg

МДК 04. 03.Технология оказания медицинских услуг

Специальность 34.02.01.  Сестринское дело

                Квал.выпуск. медиц. сестра/медиц. брат.

                             

                         

Разработчики: КистановаТ.И. , Аврашкова Н.Я.- преподаватели профессиональных модулей.

Москва 2017год

D:\Desktop2\рисунки воспит\trening-2.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЭТАП ЗАНЯТИЯ

СТР

Пояснительная записка

3

Технологическая карта занятия

5

Приложение 1

11

Мотивация

16

Приложение 2

23

Приложение 3

25

Приложение 4

28

Приложение 5

37

Оценочный лист занятия

40

Домашнее задание

41

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра МДК.04.03. Технологии оказания медицинских услуг на основе требований ФГОС к специальностям  34.02.01. Сестринское дело .

        Актуальность данной темы определена тем, что потребность человека в кислороде (нормально дышать) является одной из основных физиологических потребностей. Поддержание этой потребности должно стать для медицинской сестры приоритетной задачей. Кислород является необходимым компонентом для жизни любого живого существа, поэтому при кислородной недостаточности он используется как лекарственное средство с целью заместительной терапии. Лечение кислородом (оксигенотерапия) проводят по назначению врача при многих заболеваниях органов кровообращения и дыхания. Применяя любой из методов оксигенотерапии, нужно стремиться к тому, чтобы он был удобен для пациента и не создавал дискомфорта, давал оптимальную, а не максимальную концентрацию кислорода и мог бы сочетаться с другими методами дыхательной терапии (например, дыхательной гимнастикой).

Изучение данной темы направлено на овладение обучающимися видами профессиональной деятельности для решения проблем пациента посредством сестринского ухода и выполнение сестринских манипуляций.

На занятии обучающиеся начинают отрабатывать алгоритмы манипуляций на фантоме .Самым сложным в этот период является не только точное выполнение манипуляции, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим хорошо использовать на занятиях элементы  групповых образовательных технологий, предполагающие организацию совместных действий, работу в команде, коммуникацию, взаимопомощь.

Блиц-игра, как элемент игровых педагогических технологий, используется на занятии для контроля исходного уровня знаний. Блиц-игра способствует развитию коммуникабельности, целеустремлённости, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся.

Использование информационно-компьютерных технологий на любом занятии позволяет значительно расширить возможности преподавателя относительно подачи материала и разнообразия методов контроля.

 Метод программированного обучения используется на практическом занятии для освоения сестринских манипуляций в виде выполнения алгоритмов этих манипуляций.

Мультимедийная презентация, сопровождающая все этапы занятия, повышает интерес обучающихся, помогает визуализировать «сухие» (и иногда не понятные обучающимся при прочтении) алгоритмы манипуляций.

Элементы технологии уровневой дифференциации используются для закрепления полученных знаний (обучающимся предлагается выбрать ответы на вопросы или тестовый контроль). Это позволяет преподавателю осуществить на занятии личностно-ориентированный подход в обучении.

Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комплекс методов обучения:

  • Проблемно - поисковые методы (решение ситуационных задач)
  • Научно - поисковые (самостоятельная работа по отработке практических манипуляций, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы).

Основная цель методической разработки: обобщить, систематизировать учебную информацию по данной теме, а также обобщить знания по теме «Простейшие методы физиотерапии».

D:\Desktop2\рисунки воспит\iCA4MT333.jpg

Технологическая карта занятия

ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. «Технологии оказания медицинских услуг»

1. Тема:  «Применение оксигенотерапии»

3. Тип и вид занятия: закрепление знаний и форм деятельности /практическое

4.  Время 90 мин.

5. Место проведения: учебный кабинет «Технологии выполнения медицинских услуг»

6. Курс 2 по специальности 34.02.01. Сестринское дело.

7. Цели занятия:

Образовательная цель: формирование практических умений, навыков по оксигенотерапии, предупреждение осложнений оксигенотерапии у пациентов.

В процессе занятия должны быть сформированы элементы следующих  компетенций :

 

ОК 1. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК. 6. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 7. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и сортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 4.1 Эффективно общаться пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.

 

Студент должен знать:

  • Понятие простейшей физиотерапии;
  • Виды и цели простейших физиопроцедур, противопоказания к их  проведению, возможные осложнения;
  • Цели и методы оксигенотерапии, принципы безопасности при работе с медицинским кислородом.
  • Принцип соблюдения асептики и антисептики при осуществлении кислородотерапии.

Студент должен уметь:

  • Провести оксигенотерапию с помощью носовой кислородной канюли, носового катетера, лицевой маски;
  •  Демонстрировать технику подачи кислорода через носовой катетер;
  • Демонстрировать технику подачи увлажненного кислорода через кислородную маску.

Методическая цель:

  • развитие памяти, речи студентов с применением наглядно – иллюстративного метода
  • конкретное умение подачи кислорода
  • создание предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности студентов путем выполнения алгоритмов сестринских манипуляций, решения ситуационных задач

Воспитательная цель:

  • формирование правил поведения во время учебной практики;
  • воспитывать культуру речи;
  • воспитывать у будущих медицинских работников чувства ответственности за действие;

  • воспитывать у будущих медицинских работников умения эффективного общения с больными;
  • воспитывать тактичное, деликатное отношение к пациенту;

Ресурсы:

  • Методические:

        - учебно-методическая разработка;

        - мультимедийная презентация;

  • ТСО:

компьютер, мультимедийный проектор, экран

  • Оснащение:
  • Дозиметр
  •  аппарат Боброва,
  • вода или 96% спирт,
  • стерильный носовой катетер,
  • стерильный глицерин,
  • лоток,
  • бинт,
  • лейкопластырь,
  •  стерильные перчатки,
  •  шпатель, ножницы.
  • Стерильная носовая канюля
  • Маска кислородная
  • Фантом головы человека.

Основная литература: Л.И. Кулешова,Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» Курс лекций.Сестринские технологии.Учебник-Феникс, 2016.      

Литература:

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И.  Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела": Учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.-412с.
  2. Обуховец Т.П., Чернова О.В.  Основы сестринского дела// под редакцией Кабарухина Б.В.: Учебное пособие. – изд. 16-ое .-Ростов н/Д Феникс, 2011.- 766с.
  3. Коллектив авторов. «Сестринское дело. Практикум», учебное пособие. Раменское, 2014. – 139с.

Дополнительная литература:

  1. Обуховец Т.П. «Основы сестринского дела: практикум» - Изд. 13-е, стер.-Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 603 с.: - (Медицина для вас).
  2. Самусев Р.П. Анатомия  человека: Учебник \\(Учеб. лит. Среднего профессионального образования) - М: АСТ, 2014 – 576 с.
  3. Интернет ресурсыМедицинская энциклопедия [Электронный ресурс] ,режим доступаhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/2815

Хронокарта

№ п/п

Этап занятия

Время, мин

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Наглядные пособия,

раздаточный материал

1.

Организационный момент

10

Контроль:

  • Посещаемости занятия
  • внешнего вида,
  • готовности к занятию;
  • оформление журнала учебных занятий;
  • инструктаж по технике безопасности перед проведением занятия

Приветствие преподавателя, отчёт бригадира об отсутствующих и причина, подготовка рабочего места.

2.

Целеполагание

5

Сообщает студентам тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

Настраиваются на учебную деятельность по приобретению новых знаний и умений.

Мультимедийная

презентация к занятию,

методическая разработка

занятия

3.

Актуализация опорных знаний

20

Проверяет  исходный уровень знаний (проводит фронтальный опрос и цифровой диктант)

Отвечают устно на поставленные преподавателем вопросы, обсуждают их, корректируют и дополняют ответы. Письменно отвечают на вопросы цифрового  диктанта. Осуществляют взаимоконтроль. Заполняют оценочный лист.

Приложение 1 методической

разработки,  мультимедийная

 презентация к занятию

4.

Мотивация учебной деятельности

5

Раскрывает важность и значимость темы, мотивирует студентов на восприятие новой информации, на активную деятельность.

Слушают преподавателя, настраиваются на восприятие нового материала

Приложение 2 методической

разработки, мультимедийная

презентация к занятию

5.

Освоение практических умений

27

Оценивает выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.

Объясняет студентам инструкцию и критерии оценки задания №2. Проводит блиц-игру. Оценивает знания техники безопасности при работе с кислородным баллоном.

Демонстрирует выполнение алгоритмов оксигенотерапии с поэтапными комментариями и уточнениями.

Показывают выполненную внеаудиторную самостоятельную работу. Отвечают на вопросы преподавателя.

Внимательно слушают инструкцию к заданию №2. Выполняют  задание.

Внимательно слушают преподавателя. Смотрят демонстрацию алгоритмов. Отрабатывают алгоритмы манипуляций и сдают их на оценку.

Заполняют оценочный лист.

Приложение 3 методической

 разработки, мультимедийная

 презентация к занятию  

Приложение 4 методической

 разработки, мультимедийная

презентация к занятию  

Приложение 5 методической

разработки, мультимедийная

презентация к занятию.

Фантом головы человека, Д

озиметр, аппарат Боброва,

вода или 96% спирт,

стерильный носовой катетер,

стерильный глицерин,

лоток,

бинт,

лейкопластырь,

стерильные перчатки,

шпатель, ножницы.

стерильная носовая канюля,

маска кислородная

6.

Закрепление изученного материала

10

Предлагает студентам решить ситуационную задачу. Организует обсуждение ответов обучающихся, уточняет степень овладения учебным материалом каждого обучающегося. Оценивает ответы.

Решают ситуационную задачу. Участвуют в обсуждении.

Заполняют оценочный лист

Приложение 6 методической

разработки, мультимедийная

 презентация к занятию  

7.

Рефлексия (обобщение и анализ изученного материала)

5

Предлагает каждому студенту оценить степень усвоения изученного материала. Оценивает степень достижения поставленных целей.

Анализируют допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

8.

Итоги занятия

5

Выставляет оценки за занятие согласно баллам, в оценочном листе каждого студента.

Подсчитывают баллы в оценочном листе. Проводят взаимоконтроль.

9.

Домашнее задание

3

Называет тему следующего занятия. Раздаёт вопросы для самоподготовки и задание внеаудиторной самостоятельной работы.

Записывают тему следующего занятия.

Раздаточный материал

(вопросы для

самоподготовки к

следующему занятию)

Общее время занятия (мин)

90

Методические рекомендации студентам

      При подготовке к практическому занятию изучите рекомендуемую литературу и ответьте на следующие вопросы:

   9. Что такое оксигенотерапия?

  10.Что представляет ингаляционный метод оксигенотерапии?

  11. В чем заключаются преимущества и недостатки использования кислородной

маски и канюли, введенной в нос?

12. Какую технику безопасности нужно соблюдать при работе с медицинским

кислородом?

Приложение 1

Контроль исходного уровня знаний

Фронтальный опрос

1 Дайте определение понятия «простейшая физиотерапия».

2.Назовите виды и цели простейших физиотерапевтических процедур.

3. Перечислите противопоказания для применения тепловых процедур.

4. Перечислите противопоказания для применения холода.

5. Перечислите возможные проблемы пациента и медсестры при постановке согревающего компресса.

6. Перечислите возможные проблемы пациента при применении холода.

7. Перечислите возможные проблемы пациента при постановке горчичников.

 8. Какие проблемы пациента возможны при постановке банок? Их профилактика.

9. Расскажите о механизме воздействия на организм горчичников и банок.

10. Расскажите о дезинфекции банок, грелки, пузыря со льдом.

Критерии оценки

3 балла

Ответ развернутый, полный

2 балла

Ответ неточный, требует дополнений

1 балл

 Для ответа требуется помощь преподавателя

0 баллов

Обучающийся не может сформулировать правильный ответ

Примерные эталоны ответов фронтального опроса.

  1. Физиотерапия – это область медицины, изучающая воздействие на организм природных факторов.  Лечение с использованием природных факторов позволяет уменьшить количество применяемых пациентом фармакологических препаратов, а в некоторых случаях и вовсе от них отказаться. Простейшие (домашние) физиотерапевтические процедуры относятся к мерам воздействия на кровообращение. Эти воздействия (горчичники, применение холода и тепла, свето- и водолечение) рефлекторно влияют на весь организм, в том числе и на внутренние органы.
  2. Виды простейших физиотерапевтических процедур:
  • «температурные» методы (грелка, пузырь со льдом, компрессы)
  • «Раздражающие» методы (горчичники, банки)
  • «медикаментозные» методы (гирудотерапия, лекарственный компресс)

           Цели простейших физиотерапевтических процедур:

  • Ограничение воспаления.
  • Уменьшение (ограничение) травматического отёка.
  • Остановка (замедление) кровотечения.
  • Обезболивающий эффект
  • Согревание организма
  • Улучшение рассасывания воспалительных процессов в подлежащих органах и тканях
  • Улучшение кровообращения в тканях
  • Рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры

3. Противопоказания к применению тепловых процедур:

  • Нарушения целостности кожных покровов
  • Гнойничковые заболевания кожи
  • Кровоизлияния в кожу
  • Опухоли различной этиологии
  • Травмы и ушибы в первые сутки
  • Кровотечения
  • Острые воспалительные процессы и боли  в брюшной полости
  • Гипертермия
  • Аллергия на масло горчицы

4. Противопоказания для применения холода:

  • Заболевания кожи
  • Травмы и ушибы во вторые сутки

согревающего компресса:

  • Ощущение озноба у пациента
  • Сильное жжение в области наложения компресса
  • Невозможность сгибания конечности при наложении компресса на сустав
  • Посинение конечности
  • Психологический дискомфорт

6. Возможные проблемы пациента при применении холода:

  • Чрезмерное переохлаждение
  • Риск отморожения
  • Непереносимость холода (холодовая аллергия)

7. Возможные проблемы пациента при постановке горчичников6

  • Ожог кожи
  • Ощущение сильного жжения при процедуре
  • Аллергия на горчичное масло
  • Болезненность кожи после процедуры

8. Возможные проблемы пациента при постановке банок:

  • Риск возникновения ожога
  • Беспокойство
  • Болезненные ощущения во время процедуры

9. Механизм воздействия банок: усиление крово- и лимфообращения, активизация биосинтеза собственных белков организма.

Механизм действия горчичников: эфирно-горчичное масло, которое выделяется при соприкосновении с тёплой водой, оказывает сосудорасширяющее, рассасывающее, болеутоляющее действие.

10. Дезинфекцию грелки и пузыря со льдом проводят методом двукратного протирания дезраствором, с последующим ополаскиванием в проточной воде.  Банки после использования моют в мыльном растворе, ополаскивают в проточной воде.

                            

Цифровой диктант

Задание: вставьте недостающий показатель.

1. Температура воды для постановки горчичников ____________ .

2. Объем заполнения грелки _______________ .

3. Температуры воды для заполнения грелки ______________ .

4. Пузырь со льдом прикладывают к поверхности тела пациента на 20 – 30 минут с перерывами _________ минут.

5. Медицинские банки ставят пациенту на спину на ________ минут.

6. Количество лечебных слоев согревающего компресса _________ .

7. Согревающий водный компресс ставят на ____________ часов.

8. Согревающий спиртовой компресс снимают через _____-____часов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

5 баллов – 7-8 правильных ответов

4 балла – 6 правильных ответов

3 балла– 5 правильных ответов

*Менее 5 правильных ответов – 0 баллов

Эталон ответа к цифровому диктанту

  1. 40-450
  2. 2/3
  3. 60-700
  4. 10-15 мин
  5. 10-15 мин
  6. 3 слоя
  7. 8-10 часов
  8. 4-6 часов

http://cardiobook.ru/wp-content/uploads/2016/07/oksigenoterapiya.jpg

Глоссарий:

 Оксигенотерапия ________________________________________   ________________________________________________________

__________________________________

Оксигенация           ________________________________________________________

__________________________________

Гипоксия  _______________________________________________              ________________________________________________________

__________________________________                                                                                                                        

                             Пути введения кислорода

             

              Ингаляционный                          Неингаляционный

МОТИВАЦИЯ

         Проблема гипоксии сегодня очень актуальна. Патологические сдвиги, возникающие в организме во время кислородного голодания, сложны и многообразны. Патологическая картина гипоксии определяется множеством причин: продолжительностью кислородной недостаточности, условиями внешней среды, характером физических нагрузок, функциональным состоянием пациента и т.д. Гипоксемия, гипоксия приводят к существенным изменениям обменных процессов. Биохимические изменения влекут за собой существенные гемодинамические нарушения, патологические сдвиги в системе микроциркуляции. Отмечено, что при гипоксии и переутомлении нарушается мобилизация гликогена, что, по-видимому, обусловлено падением запасов катехоламинов в миокарде и снижением адренореактивности сердца. Гипоксия создает благоприятные условия для развития аритмий или для усиления уже имеющихся. Нарушение ионной проводимости обусловлено изменениями тканевого обмена при гипоксии и является причиной возникновения боли различных заболеваниях.

Кислородное голодание (гипоксия) увеличивает сосудистую проницаемость, вызывает набухание соединительной ткани, растворение коллагеновых волокон, клеточную пролиферацию, дегенеративные изменения и некрозы стенок сосудов (Н.Н. Сиротинин, 1963, и др.). Местная гипоксия ведет к повышенному выведению воды и белков из крови через сосудистую стенку, что, в свою очередь, ограничивает диффузию кислорода в ткани. При дефиците кислорода нарушается кислотно-щелочной баланс и в организме появляется избыток молочной кислоты.

В связи с этим становится очевидной необходимость использования оксигенотерапии. 

          Оксигенотерапия – это применение кислорода с лечебной или профилактической целью. Кислород жизненно необходим в организме для осуществления клеточного дыхания, поэтому физиологическое воздействие такой терапии имеет очень большое значение при гипоксии, когда нужно возместить дефицит кислорода в тканях.

Показаниями к проведению оксигенотерапии являются множество состояний. Лечение кислородом применяется при многих заболеваниях, в механизме развития которых имеется та или иная степень кислородного голодания, наступившего остро или хронически как следствие недостатка кислорода в атмосфере, так и в силу внутренних причин: нарушения легочной вентиляции, затруднения прохождения кислорода через легочные мембраны и пр.

Вдыхание кислородно-воздушной смеси быстро ликвидирует кислородное голодание, но кратковременное применение кислорода дает кратковременный эффект, поэтому целесообразны только длительные вдыхания кислородно-воздушной смеси. Лечение кислородом (оксигенотерапия) проводят по назначению врача. Применяя любой из методов оксигенотерапии, нужно стремиться к тому, чтобы он был удобен для пациента и не создавал дискомфорта, давал оптимальную, а не максимальную концентрацию кислорода и мог бы сочетаться с другими методами дыхательной терапии (например, дыхательной гимнастикой). Когда нет признаков гипоксии, оксигенотерапия “на всякий случай” - скорее враг, чем друг.

Медицинские сестры должны сегодня владеть глубокими теоретическими знаниями по применению инновационных методик введения кислорода в организм человека, осуществлять манипуляцию оксигенотерапии в соответствии со стандартами практической деятельности медсестры России и уметь выявлять проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребностей пациента в адекватном дыхании, осуществляя сестринский процесс в зависимости от ситуации.

http://zozhlife.ru/wp-content/uploads/2015/07/istorija_vozniknovenija_oksigenoterapii.jpg

Приложение 2

ЗАДАНИЕ №1

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы

Инструкция: к данному занятию обучающимся было предложено самостоятельно оформить в рабочей тетради глоссарий по теме «Оксигенотерапия».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

«отлично» (3 балла) - словарь терминов составлен в соответствии с рекомендациями (в тетради или печатная форма А4, четко, аккуратно, термины даны правильно, не менее 10), глоссарий сдан в установленные сроки;

 «хорошо»(2 балла)- словарь терминов составлен с небольшими неточностями, работа сдана в срок;

 «удовлетворительно»(1 балл) - при составлении словаря терминов допущены ошибки, есть несоответствие при оформлении глоссария, работа сдана не в установленные сроки;

«неудовлетворительно»(0 баллов) - при составлении глоссария допущены грубые ошибки, оформление не соответствует требованиям, работа сдана не в срок либо совсем не сдана.

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/530/159047/97612/97612.docx_html_36fde6f.jpg

http://image.slidesharecdn.com/random-131203143418-phpapp02/95/-10-638.jpg?cb=1386081874

ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Гипоксия – снижение кислорода в тканях

2. Гиперкапния – состояние, вызванное повышенным содержание СО2 в крови.

3. Гипоксемия - понижение содержания кислорода в крови в результате

 нарушения кровообращения, повышенной потребности тканей в

 кислороде , уменьшения газообмена в лёгких при их заболеваниях, 

уменьшения содержания гемоглобина в крови (например, при анемиях), уменьшения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе.

4. Интубационная трубка – трубка, введённая через рот в трахею с помощью специального инструмента

5. Трахеостомическая канюля – специальная трубка (канюля), введённая через искусственное отверстие (трахеостома) в трахею.

6. Оксигенация – насыщение крови кислородом

7. Оксигенотерапия – лечение кислородом.

8. Гипербарическая оксигенация – метод насыщения организма кислородом под повышенным давлением с профилактической или лечебной целью

9. Кислородная палатка - устройство для кислородотерапии в условиях 

постельного режима, состоящее из воздухонепроницаемого тента, закрывающего шатром больного вместе с его постелью, холодильника-конденсатора

 (для снижения температуры и влажности воздуха) и кислородного редуктора, дозирующего подачу кислорода.

10. Кювез -  аппарат с искусственным микроклиматом, в который 

помещают недоношенных детей для согревания и предохранения их от потери тепла. В кювезе автоматически регулируются оптимальные температуры 

(33—38°С), влажность (85—100%) и содержание кислорода (33-60%); 

предусмотрена также постоянная подача кислорода. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЗАДАНИЕ №2

«ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КИСЛОРОДНЫМ БАЛЛОНОМ»

(блиц-игра)

Инструкция:

  1. Разделитесь на три команды (по 3-4 человека)
  2. Получите у преподавателя конверт, содержащий трафарет и карточки с вариантами ответов.
  3. Заполните окна трафарета правильными ответами.
  4. Если вы заполнили все окна трафарета, поднимите руку.
  5. Сравните свой вариант ответа с эталоном у преподавателя.
  6. Время выполнения задания 7 мин.
  7. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно заполнила все окна трафарета.

КОНВЕРТ

ВАРИАНТЫ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ С КИСЛОРОДНЫМ БАЛЛОНОМ

  • баллон должен быть установлен в металлическое гнездо и закреплен ремнями или цепью;
  • баллон должен быть установлен на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов и в 5 м от открытых источников огня;
  • баллон должен быть защищен от прямого воздействия солнечных лучей;
  • нельзя допускать попадания масла на штуцер баллона;
  • выпускать газ из баллона в другую емкость (например, в кислородную подушку) можно только через редуктор, на котором установлен манометр, рассчитанный на давление в данной емкости;
  • в момент выпускания газа баллон надо расположить таким образом, чтобы выходное отверстие штуцера было направлено в сторону от работающего;
  • запрещается эксплуатация баллонов, у которых истек срок технического освидетельствования, имеются повреждения корпуса или вентиля, окраска и надпись не соответствуют правилам;
  • запрещается смазывать руки жирным кремом при работе с кислородным баллоном.
  • недопустимо в помещении курить, пользоваться открытым огнем или электроприборами.
  • запрещается использование эфира, спирта, машинного масла, бензина в помещениях кислородной службы.
  • баллон не обязательно закреплять. Он располагается максимально близко к пациенту.
  • баллон может располагаться не далее 0,5 м от отопительных приборов и открытого огня.
  • баллон можно располагать в месте попадания прямых солнечных лучей
  • манометр не обязателен в месте выхода газа из баллона, т.к. завод- изготовитель гарантирует стандартное давление в баллоне
  • перед тем как работать с баллоном смажьте руки жирным кремом
  • перед работой обработайте штуцер баллона вазелином для лучшего подсоединения трубок

ТРАФАРЕТ

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ С КИСЛОРОДНЫМ БАЛЛОНОМ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАНИЮ №2

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ С КИСЛОРОДНЫМ БАЛЛОНОМ

1. баллон должен быть установлен в металлическое гнездо и закреплен ремнями или

 цепью;

2.баллон должен быть установлен на расстоянии не менее 1 м от отопительных

  приборов и в 5 м от открытых источников огня;

3. баллон должен быть защищен от прямого воздействия солнечных лучей

4.  нельзя допускать попадания масла на штуцер баллона

5.выпускать газ из баллона в другую емкость (например, в кислородную подушку)

можно только через редуктор, на котором установлен манометр, рассчитанный на

давление в данной емкости;

6. в момент выпускания газа баллон надо расположить таким образом, чтобы выходное

 отверстие штуцера было направлено в сторону от работающего;

7. запрещается эксплуатация баллонов, у которых истек срок технического

освидетельствования, имеются повреждения корпуса или вентиля, окраска и

надпись не соответствуют правилам;

8.  запрещается смазывать руки жирным кремом при работе с кислородным баллоном.

9. недопустимо в помещении курить, пользоваться открытым огнем или

электроприборами.

10.запрещается использование эфира, спирта, машинного масла, бензина в помещениях

 кислородной службы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

5 баллов– задание выполнено первыми и не более, чем за 7 минут. Все ответы верны.

4 балла – задание выполнено вторыми, все ответы правильны (допускается одна ошибка)

3 балла - задание выполнено третьими, все ответы правильны (допускается одна ошибка).

* если в ответах более одной ошибки, то команда получает 0 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ЗАДАНИЕ №3.

ВЫПОЛНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ОКСИГЕНОТЕРАПИИ.

Инструкция:

  1. Повторите совместно с преподавателем алгоритм манипуляции (используется метод опережающего обучения, т.е. данная деятельность выполняется в виде внеаудиторной самостоятельной работы)
  2. Внимательно посмотрите демонстрацию манипуляции преподавателем (возможна демонстрация видеоматериала)
  3. Самостоятельно отработайте манипуляцию на фантоме(статисте)
  4. Выполните манипуляцию на оценку

Ингаляционный метод - это наиболее распространенный метод искусственной оксигенотерапии. В зависимости от показаний проводят ингаляции кислородом различной концентрации — от 30 до 100% . Современная аппаратура, применяющаяся для оксигенотерапии, имеет дозиметры, а также специальные устройства, подсасывающие воздух, позволяющие применять обогащенную смесь, а не 100-процентный кислород.

Запомните! При всех способах ингаляции обязательно увлажнение вдыхаемых кислородных смесей, и если кислород ингалируется через интубационную трубку или трахеостомическую канюлю, желательно его согревание.

Ингаляцию кислородом проводят с помощью специальной кислородной аппаратуры через носовые канюли, лицевую маску, интубационную трубку, трахеостомическую канюлю. Для детей и гораздо реже для взрослых пациентов используют кислородные тенты-палатки.

Ингаляция кислорода через носовую вилкообразную канюлю 

https://otvet.imgsmail.ru/download/207621736_629f3980f8c5bab2d64cbb76a50cfde4_800.jpg  http://farmalianse.ru/blesk2/img/13-1.jpg

Рисунок 1. Оксигенотерапия через носовую канюлю

Наиболее комфортный для пациента способ (рисунок 1). Во время данной ингаляции пациент имеет возможность говорить, кашлять, пить и есть. Если не применяют специальные методы увлажнения, у пациента может быть выраженная сухость носовой полости, что является недостатком этого способа. Кроме того, при нем невозможно повысить концентрацию кислорода более 40% и сохранить газ во время выдоха.

Цель: устранить гипоксию тканей

Показания: заболевания органов кровообращения и дыхания

Противопоказания: определяет врач

Оснащение: носовая канюля, трубка для подачи кислорода, увлажнитель, емкость со стерильной дистиллированной водой, источник кислорода с расходомером, фиксатор канюли.

Этапы

Обоснование

1. Подготовка к процедуре:

Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит его впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией: когда и по какому поводу

Установка контакта с пациентом

Объяснить пациенту цель и ход процедуры

Психологическая подготовка к манипуляции

Получить согласие пациента на проведение процедуры

Соблюдение прав пациента

 Подготовить необходимое оснащение

Достижение эффективного проведения процедуры

Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности

2. Выполнение процедуры:

Осмотреть носовую полость. Если нужно очисть при помощи ватных турунд.

Обеспечение попадания кислорода в дыхательные пути

Вставить кончики канюли в ноздри пациента.

Обеспечение попадания кислорода в дыхательные пути

С помощью эластичной повязки для головы зафиксировать канюлю так, чтобы она не причиняла пациенту неудобств.

Обеспечение фиксации канюли

Прикрепить носовую канюлю к источнику увлажненного кислорода с заданной концентрацией и скоростью подачи кислорода.

Обеспечение назначенной врачом скорости подачи кислорода.

Исключение высыхания слизистой носового хода и ожога дыхательных

путей

Обеспечить достаточную свободу движений кислородных трубок и прикрепить их к одежде.

Обеспечение попадания кислорода в дыхательные пути. Обеспечение

 комфорта пациента.

Проверять канюлю каждые 8 часов. Следить за тем, чтобы дозиметр был полон. Регулярно обрабатывать канюлю.

Профилактика раздражения слизистой носовых ходов. Профилактика

пролежней. Профилактика возможного ожога слизистых дыхательных

 путей.

3. Окончание процедуры:

Провести дезинфекцию оснащения и утилизацию одноразового инструментария.

Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

Сделать запись о выполнение процедуры и реакции на неё пациента в медицинской документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода

Ингаляция кислорода через лицевую маску

Лицевая маска (рис.2) обеспечивает лучшее увлажнение дыхательной смеси, дает более высокую концентрацию, но создает значительный дискомфорт (отрыжку) и требует перерыва процедуры для удаления мокроты, приема пищи и разговора.

http://tepka.ru/Sestrinskoe_delo/6.12.jpg

Рисунок 2

     Рвота, возникающая во время оксигенотерапии через лицевую маску, является грозным симптомом, так как может послужить причиной асфиксии. Если лицевая маска сочетается с расходным мешком, ее функциональные возможности существенно возрастают.

Надев маску, нужно убедиться, что она не причиняет неудобств пациенту. Ремешок, которым она фиксируется, расположите вокруг головы так, чтобы он проходил ниже ушных раковин.

Широкое распространение получает кислородная терапия с помощью специальной маски, которая позволяет ингалировать одну из трех точно отмеренных концентраций кислорода — 24, 28, 35% . Такие низкие концентрации важны при длительном лечении хронической дыхательной недостаточности, в том числе в домашних условиях.

Таблица 1. Преимущества и недостатки использования кислородной маски и канюли, введенной в нос

http://tepka.ru/Sestrinskoe_delo/184.jpg

Ингаляция кислорода через носовой катетер

По-прежнему используют способ оксигенотерапии через носовой катетер, имеющий те же преимущества, что и носовая канюля, но создающий дискомфорт пациенту.

Цель: устранить гипоксию тканей

Показания: заболевания органов кровообращения и дыхания

Противопоказания: определяет врач

Оснащение: дозиметр, вода или 96% спирт, стерильный носовой катетер, стерильный глицерин, лоток, бинт, лейкопластырь, стерильные перчатки, шпатель, ножницы.

Этапы

Обоснование

1. Подготовка к процедуре:

Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит его впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией: когда и по какому поводу

Установка контакта с пациентом

Объяснить пациенту цель и ход процедуры

Психологическая подготовка к манипуляции

Получить согласие пациента на проведение процедуры

Соблюдение прав пациента

 Подготовить необходимое оснащение

Достижение эффективного проведения процедуры

Определить длину, на которую должен быть введён катетер(расстояние от мочки уха до кончика носа(рис.3)

Обеспечение попадания струи кислорода в

 верхние дыхательные пути

Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности

Вскрыть упаковку, извлечь катетер и обработать глицеринов

Обеспечение продвижения катетера в

 дыхательных путях.

2. Выполнение процедуры:

Осмотреть носовую полость. Если нужно очисть при помощи ватных турунд.

Обеспечение попадания кислорода в дыхательные

 пути

Ввести катетер в нижний носовой ход до нужной метки (примерно на 15-18см)

Обеспечение попадания кислорода в дыхательные

пути

Осмотреть зев и убедиться, что конец катетера виден при осмотре

Обеспечение нахождения катетера в дыхательных

 путях.

Зафиксировать катетер к щеке и крылу носа пациента лейкопластырем так, чтобы она не выпал и не причиняла пациенту неудобств.

Обеспечение фиксации канюли

Прикрепить носовой катетер  к источнику увлажненного кислорода с заданной концентрацией и скоростью подачи кислорода.

Обеспечение назначенной врачом скорости

подачи кислорода. Исключение высыхания

слизистой носового хода и ожога дыхательных

 путей

Обеспечить достаточную свободу движений кислородных трубок и прикрепить их к одежде.

Обеспечение попадания кислорода в дыхательные

пути. Обеспечение комфорта пациента.

Извлечь катетер не позднее, чем через 12 часов. Осмотреть слизистую носовых ходов пациента.

Профилактика раздражения слизистой носовых

ходов. Профилактика пролежней. Профилактика

 возможного ожога слизистых дыхательных путей.

Помочь пациенту занять удобное положение. Удостовериться, что он чувствует себя нормально

Обеспечение физического и психологического

 комфорта пациента

3. Окончание процедуры:

Провести дезинфекцию оснащения и утилизацию одноразового инструментария.

Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

Сделать запись о выполнение процедуры и реакции на неё пациента в медицинской документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода

https://lh6.googleusercontent.com/4jGnuPkzPulMrV1OD6iDJ_wguSOv5tzH-yuPHccGhwoG8qhU3hwWuVlFs-zynhjRzlHbPqy4GKx9igFiiJ6cDEQG0FHnSXKegYC4qX-abOJPUQos25xVBCkXYBJ7S6fQ4zVay_j8h1ITBXCm0AРисунок 3. Определение расстояния, на которое должен быть введен катетер (а), и его введение (б)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ выполнения алгоритма манипуляции

Показатели оценки результатов

Баллы

1.Знает и понимает цель, показания и противопоказания манипуляции

1

2.Демонстрирует навыки общения с пациентом.

1

3.Соблюдает права пациента (получает информированное согласие)

1

4.Осуществляет профилактику ИСМП

1

5.Выполняет алгоритм процедуры

2-1

6.Знает и применяет правила сбора, хранения и утилизации медицинских отходов.

1

7.Знает и применяет виды, методы дезинфекции медицинского оборудования.

1

Всего:

7

8 баллов – «5» отлично

7-6 баллов – «4» хорошо

5 баллов –«3» удовлетворительно

* если ошибка сделана в пунктах 4,6 или 7, то выполнение манипуляции прекращается и результат оценки манипуляции «неудовлетворительный»

Приложение 5

ЗАДАНИЕ №4

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Инструкция:

  1. Внимательно прочитайте задачу
  2. Ответьте на поставленный вопрос (устно или письменно).

Задача №1

Больному назначены банки, однако к вечеру у него в мокроте появились прожилки крови.

Можно ли ему ставить банки?

Задача №2

Врач назначил больному горчичники. На следующий день больной обратился с жалобами на боли и жжение в области постановки горчичников. Оказалась, что горчичники больной держал более 1 часа.

Оценка ситуации.

Задача №3

Медсестра должна поставить больному банки. Она освободила спину больного от одежды, укрыла волосы полотенцем, смочила спиртом фитиль и подожгла, однако банки не присосались или присосались очень плохо.

В чем дело?

Задача №4

При снятии согревающего компресса медсестра обнаружила, что слой марлевой салфетки сухой.

Оцените эффект процедуры.

Задачи №5

В роддоме необходимо постоянно иметь некоторый запас льда. Медсестра наливает воду в пузырь для льда и помещает его в морозильную камеру холодильника.

Оцените ее действия.

Задача №6

Медсестра подала грелку больному. Через несколько минут он пожаловался, что грелка течет.

Что должна сделать медсестра перед подачей грелки?

Задача №7

У больного боли в животе. Он просит грелку. Как поступить?

Задача №8

Медсестра поставила горчичники ребенку 5 лет. Через 1-2 минуты проверила как они действуют (приподняла край горчичника и осмотрела место постановки).

Зачем она это делает?

Задача №9

Для постановки согревающего компресса медсестра приготовила: марлю 4 слоя, компрессную бумагу, вату, бинт, 96% спирт.

Чего не хватает в оснащении?

Критерии оценки

2 балла

Ответ развернутый, полный

1 балл

Ответ неточный, требует дополнений

0 баллов

 Ответ неправильный

https://irecommend.ru/sites/default/files/product-images/225964/mZxBuL2yxYrjLjug3tGw.jpg

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАНИЮ №4

Задача 1. Нет. Кровохарканье и лёгочное кровотечение являются противопоказанием для постановки банок.

Задача 2. Возможно развилось осложнение – ожог кожи. Была нарушена инструкция: горчичники ставят на 10-15 мин, учитывая индивидуальную чувствительность пациента.

Задача 3. Медсестра не нанесла вазелин на кожу пациента, который и обеспечивает герметичность банок.

Задача 4. Эффект от процедуры отсутствует. Т.к. если компресс поставлен правильно, его слои до окончания процедуры должны оставаться влажными.

Задача 5. Действия медсестры неправильные. НЕЛЬЗЯ замораживать пузырь со льдом. Это может вызвать обморожение пациента. Для данной процедуры используют колотый лёд или кубики льда, залитые холодной водой.

Задача 6. Проверить грелку на герметичность.

Задача 7. Сообщить о жалобах больного врачу. Грелку НЕЛЬЗЯ применять при болях в животе не ясной этиологии.

Задача 8. Чтобы проверить эффективность процедуры и предупредить ожог кожи пациента.

Задача 9. Для постановки согревающего компресса используют марлю, сложенную в 8 слоев. Также нужна вода комнатной температуры для разбавления 960 спирта, лоток почкообразный, ножницы.

                  ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ  ЗАНЯТИЯ «ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ»

                                                        Ф.И.О. СТУДЕНТА(КИ)________________________________________

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

БАЛЛЫ

         ИТОГО

1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

2. ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ

3. ВСР

4. БЛИЦ-ИГРА

5. АЛГОРИТМ №1 (КАНЮЛЯ)

6. АЛГОРИТМ №2 (КАТЕТЕР)

7. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

ОЦЕНКА ЗА ЗАНЯТИЕ

27-30 БАЛЛОВ   -  «5» ОТЛИЧНО

23-26 БАЛЛОВ  -  «4» ХОРОШО

18-22 БАЛЛА     -  «3» УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

17 И МЕНЕЕ БАЛЛОВ   -  «2» НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

 Список использованных ресурсов.

1 С. А.  Мухина, И. И.  Тарновская.  Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела . М. : Родник, 2001г. , с. 181-186. 2.  С. А.  Мухина, И. И.  Тарновская.  Теоретические основы сестринского дела.  Учебное пособие. М. :Родник,2001,с. 44,145-149.

3. Т. П. Обуховец, Т. А.  Склярова, О. В.  Чернова.  Основы сестринского дела.  Сер.  «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс, 2003,с. 342-345.

4.  С. А.  Мухина, И. И.  Тарновская «Теоретические основы сестринского дела», ч. II, Москва, 1998 стр. 8-9, 17-20, 119

5.  Э. Райес, К.  Мозер, П.  Баллок, Т.  Лимберг, Р.  Майерс, Д. С. Дамброн, ДЖ.  Шелдон «Одышка» Бином, Москва, Невский диалект, Санкт-Петербург, 1998, стр. 16-17

6. Журнал «Сестринское дело №6» 2001, стр. 38-39

7.  В. А.  Крицман «Книга для чтения по неорганической химии» ч. I, Москва «Просвещение» 1993, стр. 80-86

8. М. К. Недзьведь, Е. Д.  Черствой, А. А.  Кривчик, Е. В.  Леонова «Патологическая анатомия и физиология» Минск «высшая школа», 1997, стр. 58-62

9.  Л. Ю. .  Трушкина, А. Г.  Трушкин, Л. М.  Демьянова «Общая гигиена с основами экологии человека» Ростов –  на – Дону, «Феникс», 2001 стр. 3-4, 25-29, 34-50

10.  Федюкович, «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону, 2003, стр.  179-180

11.  Н. К.  Смирнов Н. К.  «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», Москва «АРКТИ», 2003, стр. 109-112

12. Журнал «Медицинская сестра» №3, 2000, стр.  42-45

13. Интернет – ресурсы: www.  panasonic. ru/products/ecopower/;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме "Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей"

Методическая разработка практического занятия "Решение задач на перпедикулярность прямых и плоскостей" предназначена для учителей школ и преподавателей 1 курса учреждений СПО. Образовательные задачи д...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости свода черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело"

Причина написания методической разработки - систематизация и углубление знаний и умений студентов по данной теме, используя в своей практике занятие-конкурс. Входной контроль проводится с целью выявле...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Дыхательная система. Воздухоносные пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

Методическая разработка включает краткую мотивационную часть, цель обучения, междисциплинарные связи, план занятия, задания для аудиторной работы. Под рубрикой "Мотивация" уделено внимание развитию тв...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Изучение строения и функции скелета туловища» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 060501 «Сестринское дело»

Практическое занятие по теме «Изучение строения и функции скелета туловища» проводится в игровой форме. Проверка знаний на занятии в форме игры ненавязчива, не вызывает у студента неприятных ощущ...

Методическая разработка практического занятия по теме "Период младенчества"

Вопросы организации ухода и вскармливания детей грудного возраста являются основой профилактики заболеваний детей данной возрастной группы. В методической разработке рассматриваются также вопросы орга...