Программа кружка 2018-2019
рабочая программа
Программа кружка по Основам сестринского дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzha_2018-2019.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ Рославльский медицинский техникум
Рассмотрено на заседании ЦМК Специальности 34.02.01 Сестринское дело Протокол № 1 от 31.08.18г. Председатель ЦМК О.В. Козлова | Утверждаю: Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Н.В. Некрашевич 31.0.2018г. |
Рабочая программа кружка
по
Основам сестринского дела
Руководитель кружка: преподаватель
Козлова О.В.
Рославль 2018
Программа кружка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 34.02.01. Сестринское дело.
Организация – разработчик ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Разработчик – Козлова Ольга Владимировна – преподаватель ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Рекомендовано:
Методическим советом ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Протокол № 1 от 31августа 2018г
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр.5 |
ПЛАНИРОВАНИЕ | Стр.8 |
| Стр.10 |
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся II, III курсов специальности СПО 34.02.01. Сестринское дело в условиях ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум».
Успешное решение задач, стоящих перед здравоохранением в условиях модернизации, в значительной степени зависит от профессиональной компетентности и подготовки медицинских кадров в учебном заведении.
Стремительное изменение условий жизни требует от системы среднего профессионального образования, формирования нового подхода, где приоритетом становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность.
Программа кружка по «Основам сестринского дела» предназначена помочь обучающимся расширить представления:
- о принципах профессиональной этики при общении с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, при консультировании пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода;
- об обеспечении безопасной больничной среды для пациентов и персонала, в том числе инфекционной безопасности;
- должна способствовать формированию основ здорового образа жизни.
Кружок по «Основам сестринского дела» призван формировать научное мировоззрение, расширять кругозор обучающихся, а так же способствовать сознательному отношению к выбранной специальности.
При изучении этого курса основное внимание отводится умению обучающихся эффективно общаться и основам обучения пациента, формируется понятие «Культура здоровья», показатели здоровья, факторы, определяющих здоровье (среда обитания, образ жизни).
Кружковая работа способствует углублению интереса к преподаваемому профессиональному модулю, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества их подготовки. Кружковая работа- действенное средство обучения и воспитания, а также коммуникативной культуры.
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
«Основы сестринского дела»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа кружка способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело.
1.2 Цели и задачи кружка
Цель:
- создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала обучающихся, с целью участия в конкурсах, олимпиадах, в научно-исследовательской деятельности.
Основные задачи кружковой работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений у обучающихся по МДК, ПМ;
- привлечение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности;
- овладение методикой учебно-исследовательской работы, умением самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в практической деятельности;
- формирование познавательного интереса и навыков самостоятельной работы;
- обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению докладов и отчётов по результатам научно-исследовательской работы;
- формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- формирование творческой активности обучающихся;
- обеспечение участие студентов в конференциях, конкурсах, олимпиадах, чемпионатах и прочих формах презентации учебно-исследовательских работ.
1.3 Актуальность программы данного кружка заключается в том, что он охватывает теоретические основы сестринского дела (сестринский процесс, обучение в сестринском деле) и практику сестринского дела (безопасная больничная среда и манипуляционная техника). В настоящее время средним медицинским работникам необходимы современные знания в области философии и теории сестринского дела, общения в сестринском деле, знания сестринской педагогики, психологии, современных требований санитарно- противоэпидемического режима лечебно- профилактических учреждений. Приобретенные умения на основе этих знаний помогут средним медицинским работникам выполнять сестринские манипуляции в точном соответствии с требованиями к стандартизации сестринских процедур. Однако, студенту важно не только выполнять стандарты, быть просто исполнителем назначений врача, еще более важно понимать цели каждого выполняемого действия, развивать способности личности в различных видах деятельности: профессиональной, инновационной, а также саморазвития.
Практическая направленность изучаемого материала делает данную программу очень актуальной. Содержание кружка позволяет обучающимся любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
1.4 Новизна программы состоит в том, что содержание программы кружка расширяет кругозор обучающихся, направляет познавательную активность обучающихся на изучение вопросов, предусмотренных по специальности. Программа направлена на развитие у обучающихся понимания необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям обучающихся.
1.5.Освоение программы кружка способствует формированию общих компетенций:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной о противопожарной безопасности.
13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональных компетенций:
4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
4.5. Оформлять медицинскую документацию.
4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
4.10. Владеть основами гигиенического питания.
4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Рекомендуемое количество часов на реализацию рабочей программы кружка:
1 учебный год (40 недель – 20 часов), 2 часа в месяц.
Планируемые результаты:
- совершенствование навыка пользования информационными источниками: стандартами, Интернет, учебной литературой,
- повысить умение выделять объект исследования,
- овладевать методами получения, обработки и преобразования полученной информации, анализа результатов,
- развивать навык работы в команде, распределять роли, зоны ответственности,
- совершенствовать умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении,
- развивать самостоятельную и творческую активность, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс,
- развивать умение эффективно общаться с населением, соблюдая принципы профессиональной этики,
- формировать социальную активность.
Формы работы: исследовательская и проектная деятельность, создание презентаций, памяток.
Форма подведения итогов реализации плана кружка: участие в очных и дистанционных конференциях, проведение бесед с населением, защита проектов.
Результативность работы кружка.
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по исследованию – публичная защита презентаций и проектов. Обучающиеся должны принимать участие во внутритехникумовских, муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях исследовательского характера.
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью обучающихся на занятиях, отслеживание количества обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
Календарно-тематическое планирование
работы кружка на 2018-2019 учебный год
№ | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Примечание |
1. Организационное занятие – 2ч. | ||||
Сентябрь | Сообщение плана работы кружка, его целей и задач. Выбор актива кружка. Обсуждение тем исследовательской работы. Обсуждение участия в социальном проекте «Уход за тяжелобольным пациентом». | - беседа | ||
2. Занятие. Введение – 2ч. | ||||
Октябрь | Выбор основного направления работы кружка: «Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам ухода» Обсуждение тематики заседаний в рамках принятого основного направления работы. Назначение ответственных за подготовку заседаний кружка. | -работа с источниками информации | ||
3. Занятие. Основные термины и понятия.- 2ч. | ||||
Ноябрь | Тяжелобольной пациент. Проблемы пациента. Понятие «анорексия», «кахексия» | - работа с источниками информации; - деловая игра; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
4. Занятие. Подготовка и смена постельного белья- 2ч. | ||||
Декабрь | Существует несколько способов смены постельного белья, в зависимости от состояния пациента. | - работа с источниками информации; -подготовка презентации; -публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
5. Занятие. Подготовка и смена нательного белья- 2 ч. | ||||
Январь | Условия смены нательного белья | -работа источниками информации; -подготовка презентации; -публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
6. Занятие. Опрелости - 2 ч. | ||||
Февраль | Факторы риска возникновения опрелостей. Места образования, профилактика. | -работа с источниками информации; -подготовка презентации; -публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
7. Занятие. Пролежни- 2ч. | ||||
Март | Факторы риска возникновения пролежней. Места образования, профилактика. | -работа с источниками информации; -подготовка презентации; -составление памятки, текста бесед -публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
8. Занятие. Размещение тяжелобольного пациента в постели- 2 ч. | ||||
Апрель | Виды режимов двигательной активности. Положение пациента в постели. Особенности размещения пациента с гемиплегией. | -работа с источниками информации; -подготовка презентации; -составление памятки, текста бесед -публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
9. Занятие. Биомеханика в сестринской практике - 2ч. | ||||
Май | Причины, по которым медицинскому работнику необходимо знать и уметь применять правила биомеханики в своей деятельности. Основные правила биомеханики. | -работа с источниками информации; -подготовка презентации; -публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
10 Занятие. Итоговое занятие (2ч) Круглый стол в рамках социального проекта на тему: «Уход за тяжелобольным пациентом» |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Оборудование:
- Классная доска.
- Стол для преподавателя.
- Стул для преподавателя.
- Столы для студентов.
- Стулья для студентов.
Учебно-наглядные пособия:
- таблицы;
- плакаты;
- комплекты муляжей;
Технические средства обучения:
- Компьютер.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- Мультимедийные презентации и таблицы
- Методические учебные материалы на электронных носителях
- Справочные материалы
Литература:
Основные источники:
1. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пособие/ С.А.Мухина, И.И Тарновская.- 2-е изд..-М.:ГЭОТАР- Медиа,2013г.
2. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи/Г.И.Морозова.-М.: ГЭОТАР- Медиа,2009г.
3. Основы сестринского дела: Т.П.Обуховец, О.В. Чернова под ред. Б.В. Кабарухина Изд.16-е. Ростов: Феникс, 2011-766с.
4. Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела под редакцией А.И.Шпирна. М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2013 -720с.
5. Яромич И.В. Сестринское дело: Учебное пособие/И.В.Яромич Мн., 2011-431с
Дополнительные источники:
1. Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. Учебное пособие - М: Свято - Дмитриевское училище сестер милосердия, 2001 – 290с.
2. Сестринский процесс- Текст: учебное пособие: пер. с англ. под ред. проф. Г.М.Перфильевой – М: ГЭОТАР – МЕД, 2001 -409с.
3. Ситуационное обучение в сестринском деле: учебное пособие под общ.ред.С.И.Двойникова, С.В.Лапик – ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004- 345с.
4. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными .Текст: учебное пособие/ Туркина Н.В., Филенко А.Б. – М: 2007 -550с.
5. Шпирна А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни. Текст. Учебное пособие/ Шпирна А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. – М: ВУНМЦ, 2005 – 482с.
6. Веткина И.Ф. Продлим молодость наших рук: новый взгляд на обеззараживание рук медицинского персонала (Текст) И.Ф. Веткина // Главная медицинская сестра – 2009 - №4 стр. 121-124
7. Доценко Е.Л., Фомичева Е.В. Психология и педагогика, учебное пособие 3-е издание Тюмень, 2006 – 220с.
8. Заветы Флоренс Найтингейл. История сестринского дела, учебное пособие под ред. Ф.А. Шакирова. М: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию, 2000 -469с.
9. Лантуга М.Е. , Поляков, Зеленская Т.М. Паллиативная медицина: краткое руководство, изд.2: Спец Лит, 2008 -415с.
Нормативные документы: СанПиН, ОСТ:
1. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» [Электронный ресурс]: ФЗ: [(ред. от 28.09.2010 г.) утв. ВС РФ 22.07.1993г. №5487-1] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля.
2. “Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы” [Электронный ресурс]: ОСТ 42-21-2-85 : [утв. Приказом Минздрава СССР от 10.06.1985г. №770] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля.
3. СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность [Электронный ресурс]: приказ: [18.05.2010г, №58, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ]//Гарант Эксперт. – 2011г. – 25.01.
4. СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами [Электронный ресурс] : приказ. : [утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 января 2010 г. N163] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля.
5. ГОСТ Р 52623-2006 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие положения»
6. ГОСТ Р 52623.1-2008 « Технологии выполнения простых медицинских услуг функионального обследования»
7. ГОСТ Р 52623.3 -2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода»
8. ГОСТ Р 52623.4-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств»
9.ГОСТ Р 56819-2015 «Надлежащая медицинская практика. Инфологическая модель. Профилактика пролежней»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа средней группы (2018-2019 уч.год)
Образовательная программа средней гр.(2018-2019 уч.год)...
Образовательная программа "Инструментальный ансамбль(скрипка)" 2018-2019 уч.год
Образовательная программа "Инструментальный ансамбль(скрипка) 2018-2019 уч.год....
Образовательная программа "Скрипка" (7 лет) 2018-2019 уч.год.
Образовательная программа "Скрипка" (7 лет) 2018-2019 уч.год....
Образовательная программа "Сольное пение (эстрадный вокал))" 2018-2019 уч.год.
Образовательная программа" Сольное пение (эстрадный вокал) 2018-2019 уч.год....
План работы кружка "Любители русского языка" на 2018-2019 учебный год
Кружковая работа - одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Раб...
ПЛАН работы кружка «Домашний электрик» 2018-2019 уч.г
план работы кружка...
ПЛАН работы кружка «Домашний электрик» 2018-2019 уч.г
кружок Домашний электрик...