РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья
СТАТЬЯ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Валеева Елена Викторовна
МОУ Софьинская СОШ,
с. Софьино Раменского района
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о развитие логического мышления у детей с ОВЗ на уроках математики, приводятся особенности развития детей с ОВЗ, рассматриваются примерные задания на уроках математики по развитию логического мышления.
Ключевые слова: урок математики, ребенок с ОВЗ, логическое мышление, младших школьный возраст.
Современное общество 21 века значительно отличается от прошлого. Отличается и школа. Если раньше дети с ограниченными возможностями могли получить образование только в специализированных образовательных учреждениях или не получить его вовсе, то на данный момент, благодаря инклюзивному образованию, такие дети могут обучаться в обычных школах наряду со здоровыми детьми.
Рассмотрим понятие ребенка с ОВЗ:
Дети с ОВЗ - это дети, имеющие психические и/или физические недостатки в развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Важным этапом обучения каждого младшего школьника является развитие его логического мышления. Логическое мышление - это такая мыслительная деятельность человека, при которой он пользуется логическими понятиями и логическими конструкциями, для которых характерны доказательность и рассудительность. [1]
Так как урок является основной формой работы детей в школе, соответственно и развитие логического мышления проходит на уроках, а лучше всего его развивают уроки математики.
Из-за психических и/или физических особенностей у ребенка с ОВЗ могут иметься определенные сложности в обучении. Такие, как: неумение ориентироваться в проблемной ситуации, неумение анализировать различные ситуации, слабая взаимосвязь между компонентами мыслительной деятельности (действие - слово - образ), развитие логического мышления происходит замедленно. Задача учителя - целенаправленно скорректировать его развитие, научить устанавливать временные, причинно-следственные связи, научить рассуждать и формулировать выводы.
Развитие логического мышления происходит в специальных условиях:
1. Учет возраста ребенка (рассматриваются специфика и особенности конкретного возраста); [4]
2. Учет особенностей конкретного заболевания ребенка (каждый ребенок уникален сам по себе, особенности различных ограниченных возможностей здоровья несет и свою специфику);
3. Контроль процесса усвоения знаний (важно контролировать, на сколько ребенок понял тему). [3]
4. Применение различных подходов к формированию логического мышления. [2]
При построении урока, в нашем случае урока математики, учитель, используя вышеуказанные условия, добивается того, чтобы его урок развивал не только здоровых детей, но и ребенка с ОВЗ.
Не стоит забывать о том, что игровая деятельность также присуща младшим школьникам и ее обязательно нужно включать в урок. Рассмотрим игры и другие формы работы, развивающие логическое мышление детей с ОВЗ.
1. "Числовой ряд" - в этом задании ребенку предоставляется ряд чисел, который он должен закончить. Например, 1, 3, 5, 7, ..., 25. Посмтрев на ряд, ребенок должен догадаться, по какому принципу расположены числа и дописать необходимое.
2. "Задачи в стихах" - учитель читает вслух загадку - задачу, по необходимости может е несколько раз повторить или выписать нужные данные на доску. Например,
Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
В данной загадке ребенку нужно логически понять, что каждому утенку достается по 2 сапожка, потому что у него две ноги. Разделив каждому утенку по 2 сапога, ребенок должен получить ответ 4.
3. "Ответь на вопросы". Данная игра может быть применена в 1 классе на этапе актуализации знаний ребенка. Обучающимся учитель читает вопросы с "подвохом", дети, соответственно, должны дать ответ. Это могут быть такие вопросы: "Кошка больше мышки. Кто меньше?", "Бабушка старше мамы. Кто младше?", "Мальчик выше девочки. Кто ниже?".
4. "Найди ошибку". Учитель на доске записывает примеры, в некотрых допускает ошибку. Задача ребенка - найти эту ошибку.
5. "Четвертый лишни" - эта игра имеет несколько аналогов: "третий лишний", "пятый лишний" и т.д. Суть игры заключается в том, что ребенку предоставляется ряд чисел, которые записаны по какому-либо принципу и одно число "лишнее", которое не относится к этому принципу. К примеру: 4, 8, 12, 5. Задача ребенка - найти это число.
6. "Баскетбол". Для это игры потребуются напечатанные карточки с числами и два любых сказочных персонажа с баскетбольными кольцами. На персонажах должна быть надпись, например: четные числа и нечетные числа, число делится на 2 и число делится на 5 и т. д. Учитель крепит карточки и персонажей на доску магнитами. Задача ребенка - разделить карточки числами для каждого персонажа.
Таких игр можно придумать множество. Они помогут ребенку сформировать логическое мышление, сменить деятельность на уроке, помогут каждому ребенку включиться у учебный процесс. Не стоит только забывать, что для каждого возраста и каждого заболевания ребенка игры нужно адаптировать.
БИБЛИОГРАФИЧСЕКИЕ ССЫЛКИ
1. Абдулин , О. А. Педагогика / О. А. Абдулин. – М. : Просвещение, 1983. – 344 с.
2. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З. Зак. – М. : Просвещение . – 2004 г. – 328с.
3. Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. – М. : Педагогика, – 2005. – 184 с.
4. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский. – М .: Педагогика, 1974. – 105 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста
Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....
Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста
Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....
Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...
дипломная работа «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
ВведениеВ период дошкольного возраста дети развиваются стремительно и бурно. Поэтому крайне важно заложить в них основные знания, навыки и умения для дальнейшей жизни. Развитие логического мышления &m...