Изучение препаратов костей верхних конечностей
методическая разработка
Актуальность
Изучение дисциплины анатомия и физиология человека, темы «Изучение препаратов костей верхней конечности» является
важным звеном общепрофессионального образования медицинского работника среднего звена.
Актуальность обусловлена ежегодным ростом травматизма в России, который в среднем составляет 3,7%. В структуре смертности населения несчастные случаи и травмы вышли на второе место после болезней системы кровообращения.
Знания учебного материала по практическому занятию «Изучение препаратов костей верхней конечности» важны и актуальны при изучении других систем человека (артросиндесмологии, миологии), профессиональных модулей (травматологии, ортопедии, хирургии, реабилитации), а также для оказания квалифицированной медицинской помощи при вывихах, ранениях, травмах и транспортной иммобилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m2018lebedeva_tn_mrskelet_verhney_konechnosti_3.docx | 802.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №2»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №2»)
Структурное подразделение №2
Методическая разработка практического занятия
Изучение препаратов костей верхних конечностей
Дисциплина ОП.03 Анатомия и физиология человека
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Курс 1
Семестр 1
Москва
2018 год
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия по теме Изучение препаратов костей верхней конечности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и в соответствии с программой учебной дисциплины ОП.03 Анатомия и физиология человека, по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
По календарно – тематическому плану на практическое занятие указанной темы отведено 2 часа первого семестра. Практическое занятие Изучение препаратов костей верхней конечности служит для проверки изученного лекционного материала.
В методическую разработку входят разделы: организационно – методический блок, блок контроля исходного уровня знаний, информационный блок, блок контроля эффективности обучения, эталоны ответов и критерии оценок, список использованной литературы.
Дидактический материал, представленный заданиями для самостоятельной деятельности, графологическими структурами, схемами, контрольными заданиями в тестовой форме, немыми картинками, ситуационными задачами оптимально способствует развитию профессиональной компетентности обучающихся медицинского колледжа.
Применяемые на данном практическом занятии междисциплинарные связи с профессиональными модулями, а также интерактивные методы, аудиовизуальные средства обучения способствуют развитию учебно-познавательной активности, творческой самостоятельности и содействуют формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
2 Актуальность
Изучение дисциплины анатомия и физиология человека, темы «Изучение препаратов костей верхней конечности» является
важным звеном общепрофессионального образования медицинского работника среднего звена.
Актуальность обусловлена ежегодным ростом травматизма в России, который в среднем составляет 3,7%. В структуре смертности населения несчастные случаи и травмы вышли на второе место после болезней системы кровообращения.
Знания учебного материала по практическому занятию «Изучение препаратов костей верхней конечности» важны и актуальны при изучении других систем человека (артросиндесмологии, миологии), профессиональных модулей (травматологии, ортопедии, хирургии, реабилитации), а также для оказания квалифицированной медицинской помощи при вывихах, ранениях, травмах и транспортной иммобилизации.
3.0 Методический блок
3.1 Технологическая карта занятия
Дисциплина ОП.03 Анатомия и физиология человека
3.1.1 Тема (название) Изучение препаратов костей верхних конечностей
3.1.2 Занятие № 16
3.1.3 Тип проведения: практическое
3.1.4 Время проведения: 90 минут
- Место проведения: кабинет № 27 «Анатомия и физиология человека»
- Цели занятия:
Знать:
- латинскую терминологию костей верхней конечности
- скелет верхней конечности, части свободной верхней конечности
- отделы скелета плечевого пояса – кости его образующие, строение лопатки и ключицы.
- строение плечевой кости, строение лучевой и локтевой кости предплечья
- отделы кисти, кости запястья, пястья и фаланг пальцев
-типичные места переломов верхних конечностей
Уметь: -демонстрировать кости верхних конечностей на скелете -показывать места типичных переломов верхней конечности -применять, полученные знания при изучении более сложных структур человеческого тела и других дисциплинах
3.1.9 Цель:
Формирование знаний морфофункциональной характеристики скелета верхних конечностей, необходимые для обучающихся при освоении профессиональных модулей и развитие умений при оказании медицинской помощи при ушибах, вывихах, переломах и других травмах.
Уровень освоения: репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции | ||
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой ля постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | формулирование определений, практические навыки демонстрации костей на скелете, работа в парах, выполнение самостоятельной работы, решение морфофункциональных и ситуационных задач |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | |
Профессиональные компетенции | ||
ПК 3.1. | Проводить диагностику неотложных состояний. | . формулирование определений, практические навыки демонстрация костей на скелете, работа в парах, выполнение самостоятельной работы, решение морфофункциональных и ситуационных задач |
ПК 3.3 | Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе | |
ПК 3.6 | Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар | |
ПК 5.1 | Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией |
3.2.1 Оснащение занятия:
Наглядные пособия:
-препараты костей верхней конечности
-скелет
-таблицы (скелет)
Технические средства обучения:
-компьютер
-мультимедийный проектор
-экран
Методическое оснащение:
-опорный конспект
-карточки – задания
-немые таблицы
-задания в тестовой форме -дидактический материал по темам контроля видеоматериалы
3.2.2 Учебная литература:
- М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина, С.В. Чава Атлас анатомии человека
Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей
М.: «ГЭОТАР – Медиа» 2015
Стр. 50 - 54
- Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагу
Анатомия и физиология
Учебник для медицинских училищ и колледжей
М.: «ГЭОТАР – Медиа» 2017
Стр. 114 - 121
3.2.3 Мотивация
Знания анатомии верхних конечностей необходимы для понимания опорно-двигательной системы и связи её с другими системами органов и организма в целом.
Обучающимся важно осмыслить, обобщить, структурировать данный учебный материал и представить его как совокупность знаний о строении костного аппарата верхних конечностей.
Практическое занятие по анатомии и физиологии верхних конечностей позволяет будущим медицинским работникам не только хорошо ориентироваться в строении костей и их соединений, но и в дальнейшем оказывать медицинскую помощь при различных чрезвычайных ситуациях, заболеваниях конечностей, участвовать в профилактике травматизма опорно-двигательного аппарата.
3.2.4 Ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Время (мин) | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
I. | Организационный момент | 5 мин. | Словесные, беседа | 1.Приветствие обучающихся 2. Заполнение журнала, запись темы занятия, проверка отсутствующих. 3. Подготовка рабочего места. | Обучающиеся готовятся к занятию |
II. | Проверка исходного уровня знаний и подготовки домашнего задания. Закрепление лекционного материала. | 10мин | Фронталь- ный опрос | 1.Преподаватель проводит фронтальный опрос. 2.Ставит оценки за фронтальный опрос | Обучающиеся отвечают устно на вопросы преподавателя |
III. | Инструктаж по выполне-нию самостоя-тельной работы. Задания для самостоя-тельной работы | 10 мин | практический | 1. Преподаватель демонстрирует отделы скелета верхней конечности, кости верхней конечности, типичные места переломов | Студенты рассматривают костные препараты, находят отделы верхней конечности, поверхности и анатомические образования каждого отдела |
IV | Самостоятельная работа студентов. Изучение костей туловища | 40 мин | Наглядный, практический | 1. Преподаватель раздает модели костей. 2. Контролирует работу студентов с макропрепаратами | 1.Студенты изучают отделы и кости верхней конечности. 2. Зарисовывают их в практическую тетрадь |
Y | Закрепление материала | 5мин | беседа | 1. Преподаватель вместе с обучающимися обсуждают основные вопросы занятия. | Обучающиеся участвуют в обсуждении основных вопросов |
VI. | Итоговый контроль | 10мин | практический | 1. Контролирует уровень усвоения материала, применяя письменный опрос. После проведения опроса преподаватель проводит фронтальную беседу по вопросам контроля для выявления ошибок и закрепления материала
| Студенты получают задания в тестовой форме, письменно отвечают на вопросы. После выполнения работы отвечают на вопросы преподавателя, находят ошибки, допущенные при выполнении работы |
VII. | Подведение итогов занятия, выставление отметок Рефлексия | 5 мин | анализ | Выставление отметок по итогам самостоятельной работы студентов, демонстрации анатомических моделей. | Анализируют свои ошибки при ответах и недочеты в практической работе. Отмечают успехи |
VIII | Задание для внеаудитор-ной самостоятель-ной работы и домашнее задание | 5 мин | объяснение | 1.Инструктирует о видах и этапах самостоятельной внеаудиторной работы. 2.Задает задание на дом. | Записывают задание для самостоятельной внеаудиторной работы и домашнее задание. |
Общее время занятия (мин.) | 90 |
3.2.5 Домашнее задание
Н.В.Смольянникова, Е.Ф.Фалина, В.А. Сагун Анатомия и физиология
Учебник для медицинских училищ и колледжей Москва
«ГЭОТАР-Медиа» 2017 с 103-105
М.Р.Сапин, З.Г. Брыскина, С.В. Чава Атлас анатомии человека: Учеб.
Пособие для медицинских училищ колледжей Москва
«ГЭОТАР-Медиа» 2015 с 50-54
Составление словаря терминов.
Составление конспекта «Соединения костей верхней конечности».
Выполнение схем: Соединения костей плечевого пояса.
Соединения костей свободной верхней конечности.
3.2.6 Интеграция учебной информации
Интеграция учебной информации тема Изучение препаратов костей верхней конечности | |
Общепрофессиональные дисциплины | Профессиональные модули |
ОП.04 Фармакология Раздел 3. Общая фармакология Тема 3.1. Общая фармакология ОП.07 Основы латинского языка с медицинской терминологией Раздел 2. Анатомическая терминология Раздел 4. Клиническая терминология ОП.08 Патология Тема 2. Повреждения ОП.10 Безопасность жизнедеятельности Раздел 1. Гражданская оборона | ПМ.01 Диагностическая деятельность МДК.01.01. Пропедевтика клинических дисциплин Раздел 2. Диагностика заболеваний Тема 2.2. Диагностика хирургических болезней Тема 2.2.1. Диагностика в хирургии Тема 2.2.2. Диагностика в травматологии ПМ.02 Лечебная деятельность Раздел 2. Лечение пациентов хирургического профиля МДК.02.02.Лечение пациентов хирургического профиля Тема 2.1. Лечение пациентов хирургического профиля Тема 2.2. Лечение пациентов травматологического профиля ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе МДК.03.01. Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе Тема 8.3. Оказание экстренной медицинской помощи при различных видах поражения в ЧС ПМ.04 Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения Раздел 2. Организация и проведение профилактики неинфекционных заболеваний Тема 2.3. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата ПМ.05. Медико - социальная деятельность проведение реабилитационных мероприятий Раздел 2. Проведение медико-социальной реабилитации пациентов с различной патологией Тема 2.3. Медицинская реабилитация в хирургии, онкологии, травматологии, и ортопедии |
4.0 Блок контроля исходного уровня знаний и умений
4.1 Фронтальный опрос (устный)
Проверяется готовность группы к изучению нового материала,
выполнение домашнего задания.
Контрольные вопросы:
- Из каких отделов состоит скелет верхней конечности?
- Из каких костей состоит пояс верхних конечностей?
- Из каких отделов состоит свободная верхняя конечность?
- Где на лопатке находятся края, углы, отростки, ямки?
- Как называются два конца ключицы
- Какое латинское название ключицы?
7) Какое латинское название лопатки?
8) Какое латинское название плечевой кости?
9) Какое строение дистального конца плечевой кости?
10) Какое строение локтевой кости?
11) Какое латинское название локтевой кости?
12) Какое латинское название лучевой кости?
13) Какое строение лучевой кости?
14) Из каких отделов состоит кисть и сколько костей
в каждом из них?
15) Как отличить правую верхнюю конечность от левой
верхней конечности?
Заключение контроля исходного уровня знаний:
- рецензирование ответов студентов
-оценка ответа и её обоснование
5.0 Информационный блок
5.1 Графологическая структура темы
Изучение препаратов костей верхней конечности
Графологическая структура 1
5.2 Строение скелета верхней конечности
Скелет верхней конечности подразделяют на два отдела: скелет пояса верхней конечности (плечевого пояса и скелет свободной верхней конечности.
5.3 Скелет пояса верхней конечности образует две парные кости: лопатка и ключица.
Рисунок 1 Верхняя конечность
Ключица (clavicula) - S-образно изогнутая трубчатая кость, в которой различают тело и два утолщенных суставных конца: грудинный и акромиальный. Контуры ее хорошо видны под кожей, особенно у худощавых людей; ее всегда можно прощупать. под кожей, особенно у худощавых людей; ее всегда можно прощупать
Рисунок 2 Ключица
Функциональная роль ключицы очень важна: она как бы отодвигает плечевой сустав от грудной клетки, обусловливая свободу движений руки.
Рисунок 3 Лопатка
Лопатка (scapula) - плоская кость треугольной формы. Выделяют три ее края: верхний, латеральный и медиальный и три угла: верхний, нижний и латеральный. Латеральный угол лопатки утолщен и заканчивается овальной неглубокой суставной впадиной для сочленения с плечевой костью (шаровидный сустав). Своей передней углубленной поверхностью лопатка прилежит к задней стенке грудной клетки на уровне 11-У11ребер. На задней поверхности лопатки имеется лопаточная ость, переходящая, в плечевой отросток - акромион. Эти костные выступы можно прощупать через кожу спины. На акромионе имеется суставная поверхность для сочленения с ключицей.
Ость лопатки делит заднюю поверхность на надостную и подостную ямки, в которых располагаются одноименные мышцы. Выше суставной впадины располагается клювовидный отросток, в основании которого на верхнем крае имеется вырезка лопатки для прохождения сосудов и нервов.
5.4 Скелет свободной верхней конечности рисунок 4 Плечевая кость
Плечевая кость (humerus) - длинная трубчатая кость, имеет тело (диафиз) и два конца (эпифиза).
На проксимальном конце имеется головка, отделенная от остальной кости анатомической шейкой. Ниже анатомической шейки на передней поверхности имеется малый бугорок, а на латеральной - большой бугорок. Между ними проходит межбугорковая борозда, предназначенная для сухожилия длинной головки двуглавой мышцы плеча. Ниже большого и малого бугорков, в месте перехода верхнего эпифиза в тело, имеется небольшое сужение - хирургическая шейка, названная так потому, что в этом месте чаще наблюдаются переломы плечевой кости. Несколько выше середины тела кости на латеральной передней поверхности находится дельтовидная бугристость, к которой прикрепляется дельтовидная мышца. Ниже дельтовидной бугристости по задней поверхности средней трети плечевой кости проходит спиральная борозда лучевого нерва.
Дистальный конец кости утолщен и носит название мыщелка плечевой кости, состоящего из головки мыщелка, с которой сочленяется головка лучевой кости, и блока, который соединяется с блоковидной вырезкой локтевой кости в локтевом суставе. На передней поверхности дистального эпифиза над блоком располагается венечная ямка, над головкой мыщелка плечевой кости - лучевая ямка, на задней поверхности - ямка локтевого отростка. По бокам над мыщелком плечевой кости расположены возвышения - медиальный и латеральный надмыщелки, к которым прикрепляются мышцы и связки. На задней поверхности медиального надмыщелка находится борозда локтевого нерва. Рисунок 5 Кости предплечья
5.5 Кости предплечья. Лучевая кость (radius) располагается на наружной поверхности предплечья со стороны большого пальца, локтевая кость (ulna) - на внутренней поверхности со стороны V пальца (мизинца). Обе эти кости состоят из тела и двух концов (эпифизов). Проксимальный утолщенный конец локтевой кости имеет венечный и локтевой отростки, ограничивающие блоковидную вырезку для сочленения с блоком плечевой кости. Нижний (дистальный) конец локтевой кости имеет головку, суставную окружность и шиловидный отросток. На проксимальном конце лучевой кости имеется головка с суставной ямкой (для сочленения с головкой мыщелка плечевой кости) и суставной окружностью (для соединения с локтевой костью). На дистальном утолщенном конце лучевой кости расположены запястная суставная поверхность для сочленения с запястьем, локтевая вырезка для сочленения с суставной окружностью локтевой кости и шиловидный отросток.
Рисунок 6 Кости кисти.
5.6 Кости кисти (ossa manus) делятся на кости запястья, пястные кости и кости пальцев (фаланги). Кости запястья (ossa carpi) расположены в два ряда по 4 в каждом. Считая от большого пальца, верхний ряд включает ладьевидную, полулунную, трехгранную, гороховидную кости: нижний ряд составляют кость-трапеция, трапециевидная, головчатая и крючковидная.
Пястные кости (ossa metacarpi) представлены пятью короткими трубчатыми костями, счет которых ведется со стороны большого пальца I, II, III и т.д. Каждая пястная кость имеет основание, тело, головку.
Кости пальцев, или фаланги образованы короткими трубчатыми костями - фалангами: проксимальной, средней и дистальной (ногтевой). Большой палец состоит только из двух фаланг: проксимальной и дистальной.
5.7 Типичные места переломов костей верхней конечности
Перелом – это разновидность травматического повреждения, при котором происходит нарушение целостности кости. Типичными местами переломов костей скелета, являются те места, в которых на кости действует наибольшая нагрузка или там, где прочность их меньше всего. Рисунок 7
Ключица –чаще всего перелом в средней ее части (диафизе) по причине падения или прямого удара.
Переломы ключицы встречаются довольно часто, как правило, у детей и людей молодого возраста. Они составляют 3-16% всех переломов костей скелета (рисунок 7)
Рисунок 8
Лопатка. Перелом лопатки встречается редко. Это объясняется расположением кости в толщах мышц, ее формой и относительной подвижностью.
Травма возникает по причине слабости сухожилий и локтевых связок в результате падения на вытянутую
руку или локоть.
Переломы лопатки составляют около
1,2% от общего количества переломов костей
скелета, наиболее часто повреждаются суставная впадина и акромион (рисунок 8).
рисунок 9
Плечевая кость – длинная трубчатая кость.
Типичный перелом плечевой кости происходит в области хирургической шейки (рисунок 9) при падении на плечо или локоть
Лучевая кость – латеральная кость предплечья, наиболее часто диагностируется перелом нижней трети ее части, часто с отрывом шиловидного отростка (рисунок 10).
По статистике переломы лучевой кости и луче-запястного сустава достигают 70% всех переломов (в основном при падении на вытянутую руку).
Переломы костей кисти – распространенная травма. На долю переломов костей кисти приходится около 35% всех травматических повреждений костной системы.
Рисунок 10, Рисунок 11
Обычно причиной перелома костей кисти становится удар по кисти или падение с упором на кисть.
Запястье-переломы этого отдела классифицируются в зависимости от травмированной составляющей кости. Самыми распространенными в этой группе являются переломы ладьевидной кости (рисунок 11).
6.0 Здания для самостоятельной работы обучающихся
Задание 6.1
Вариант 1
1. Используя костные препараты, скелет человека, муляжи, атлас, учебник, изучите строение всех отделов верхней конечности. Выяснить особенности строения
2. Заполните логико-дидактическую схему: костей предплечья и кисти.
логико-дидактическая схема 1
3. Рассмотрите рисунок 11
Назовите и подпишите указанные цифры, обозначающие
название костей, их анатомических образований:
2-, 3- , 4- , 7- , 21- , 22- , 23- , 13- , 14- . 15-, 16, 17- , 18- , 19-.
4. Решите ситуационную задачу Рисунок 12
Водитель автомашины-самосвал перед запуском двигателя получил удар заводной рукояткой по нижней трети правого предплечья. Сразу же после травмы появились резкая боль, ограничение движений в лучезапястном суставе, деформация нижней трети правого предплечья, видимая на глаз.
Что можно предположить у данного больного?
Рисунок 13
Задание 6. Вариант 2
1. Используя препараты костей, скелет человека, муляжи, атлас, учебник, изучите строение всех отделов верхней конечности. Выясните особенности строения ключицы, лопатки, плечевой кости, костей предплечья и кисти.
2. Заполните таблицу
Отделы тела | Отделы скелета | Кости скелета | Тип костей | Характер соединений костей | Особенности отдела скелета |
Верхняя конечность | |||||
- Рассмотрите рисунок 14 шрифт
Обозначьте анатомические образования костей предплечья, указанные цифрами 2-, 3-, 4-,7-, 13-, 14-, 15-, 24-, 25-
- Рассмотрите рисунок 15
Обозначьте типичные места переломов лопатки, указанные буквами а- , б- , в- , д- , е-
Рисунок 15
Рисунок 14
7.0 Блок контроля и эффективности обучения
7.1 Задания в тестовой форме
Письменный контроль
Вариант 1
Задание: выберите правильные ответы
1. Суставная впадина лопатки для сочленения с плечевой костью расположена
1) на акромионе
2) на верхнем углу лопатки
3) на клювовидном отростке
4) на латеральном углу лопатки
2. Кости, формирующие плечевой пояс верхней конечности
1) грудина
2) ключица
3) лопатка
4) первое ребро
3. Ключица имеет
1) тело, грудинный и акромиальный концы
2) эпифизы и диафиз
3) тело, медиальный и латеральный концы
4) тело, дистальный и проксимальный концы
4. Анатомические образования, расположенные на проксимальном конце плечевой кости
1) анатомическая шейка
2) борозда локтевого нерва
3) головка
4) латеральный надмыщелок
5. Анатомические образования расположенные на дистальном конце плечевой кости
1) венечная ямка
2) малый бугорок
3) головка мыщелка плечевой кости
4) межбугорковая борозда
6. Борозда лучевого нерва расположена на плечевой кости
1) ниже дельтовидной бугристости
2) на латеральной поверхности
3) выше дельтовидной бугристости
4) на задней поверхности
7. Бугристость на латеральной поверхности плечевой кости 1) двухглавая 2) дельтовидная 3) трехглавая 4) подостная 8. Анатомические образования, расположенные на проксимальном конце локтевой кости 1) головка 2) локтевой отросток 3) блоковидная вырезка 4) венечный отросток 9. Анатомические образования, расположенные на дистальном конце лучевой кости 1) локтевая вырезка 2) головка 3) шейка 4) шиловидный отросток 10. Кости проксимального ряда запястья 1) головчатая кость 2) ладьевидная кость 3) полулунная кость 4) трехгранная кость
Часть 2
Задание: прочитайте текст и найдите в нем анатомические ошибки и правильно сформулируйте предложения
Верхние конечности – орган труда. Они отличается большой подвижностью, так как прикреплены к надежной опоре. 1. Эту опору создают кости плечевого пояса – лопатка и ключица. 2.Заднюю поверхность лопатки пересекает ость. Выше и ниже лопаточной ости расположены ямки - лопаточная и реберная. З. Дистальные эпифизы лучевой и локтевой костей имеют венечный отросток.
8.0 Эталоны ответов и критерии оценки
8.1 Самостоятельные задания
Вариант 1
Вопрос 2 1- плечевой пояс, 2 - собственно верхняя конечность, 3 – лопатка, 4 – ключица, 5- плечевая кость, 6 – кости предплечья, 7 – кости кисти, 8 –локтевая, 9 – лучевая, 10 – запястье, 11 – пясть, 12 – фаланги пальцев
Вопрос 3 2-грудинный конец ключицы, 3-лопатка, 4-клювовидный отросток лопатки,7-венечная ямка плечевой кости, 13-головка локтевой кости, 14-кости запястья,15- I-Y,17- шиловидный отросток лучевой кости, 24 – головка плечевой кости 25 – акромион
Вопрос 4
Перелом лучевой кости на 2 – 3 см выше запястья. Для уточнения – рентгенография в двух проекциях.
Вариант 2
Вопрос 2
Отделы тела | Отделы скелета | Кости скелета | Тип костей | Характер соединений костей | Особенности отдела скелета |
Верхняя конечность | Плечевой пояс | Две лопатки | Плоские Длинные губчатые | Подвижное | Плечевой пояс обеспечивает большую подвижность руки |
Плечо Предплечье Кисть | Плечевая кость Лучевая Локтевая Кости запястья Пясти Фаланги пальцев | Длинные трубчатые Короткие губчатые Короткие трубчатые | Подвижное | Облегченная конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе Большая подвижность большого пальца и способность его противопоставляться всем остальным |
Вопрос 3) 1 – локтевой отросток локтевой кости, 2-суставная впадина, 3-венечный отросток, 4- лучевая вырезка, 5-бугристость локтевой кости, 6-суставная окружность локтевой кости, 7-шиловидный отросток лучевой кости, 8-шиловидный отросток локтевой кости, 9-тело лучевой кости, 10-бугристость лучевой кости, 11-шейка, 12-головка лучевой кости Вопрос 4) Типичные переломы лопатки: а) перелом анатомической шейки, б) перелом хирургической шейки; в, г) перелом клювовидного отростка, д) перелом верхнего угла, е) перелом нижнего угла. Задания в тестовой форме. Вариант 1 1) -1,4; 2) -2,3; 3)-1; 4)-1,3; 5)-1,3; 6)-4 7)-2-; 8)-2,3,4 ;9-1,4; 10)-2,3,4. Часть II 1) две лопатки, две ключицы, 2) надостная и подостная 3) шиловидный отросток
Шкала перерасчета первичного балла за выполнение заданий в тестовой форме по пятибалльной шкале
Отметка по 5 балльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
% от максимальной суммы баллов, заданий - 13 | 0-50% | 51% - 77% | 78% - 89% | 90% - 100% |
Критерии оценивания или выставления отметок
Процент знаний | Количество ошибок | Оценка |
10 % | 0-3 | «5» |
20 % | 3-6 | «4» |
30 % | 6-9 | «3» |
менее 70% | более 9 | «2» |
Список использованной литературы:
1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф. Сагун В.А. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. - М.: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2017
2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г., Чава С.В. Анатомия человека. Атлас - М.: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2015, 373 с.
3. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами патологии
Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей
Ростов-на-Дону «Феникс», 2013
Интернет-источники:
www.anatomus.ruwww.spravochnic-anatomia.ruwww.fiziologyacheloveka.ru http://www.amedgrup.ru/perelomvk.htmlhttp://vmede.org/sait/?page=8&id=Travmatologiya_ortoped_kornilov_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скелет верхних и нижних конечностей.
Презентацию по теме "Скелет верхних и нижних конечностей" можно использовать для лекционного,практического занятия, для студентов первого курса отделения "Лечебное дело".Цель занятия продемонстр...
Методическая разработка теоретического занятия "Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей"
Методическая разработка предназначена для организации теоретического занятия по теме "Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей". Дисциплина Анатомия...
Методическая разработка практического занятия "Изучение препаратов мышц нижних конечностей"
Методическая разработка предназначена для организации практического занятия для обучающихся по специальности 31.02.01. Лечебное дело...
Методическая разработка практического занятия Изучение костей верхних конечностей
Данная методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС специальности 34.02.01. Сестринское дело, квалификационной характеристикой медицинской сестры и требованиями рабочей программы дисциплин...
Применение ТРКМ при изучении темы "Артерии головы,шеи и верхних конечностей".
Представлен учебно-методический материал с использованием технологии развития критического мышления при изучении дисциплины Анатомия и физиология человека, тема "Артерии головы,шеи и верхних...
Анатомия лекция скелет верхних и нижних конечностей
скелет верхних и нижних конечностей...
Методическая разработка ИЗУЧЕНИЕ КОСТЕЙ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело...