Статья. Значение речи в развитии детей.
статья на тему

Статья актуальна и полезна студентам, а также родителям детей, в значении развития речи для психомоторного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_rechi_v_razvitii_detey.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: 1

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по здравоохранению

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

«медицинский колледж №1»

Статья

Значение речи                                                        в развитии детей.

Автор: Казарова Татьяна Михайловна

Санкт-Петербург

2017 г.

В учениях Ивана Петровича Павлова речь относится к второй сигнальной системе ( специальный тип  высшей нервной деятельности человека, система «сигналы сигналов», идущих от общей с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру)

Вот как речь описывает И. П. Павлов: Речь- это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе»

При становлении речевой функции у человека необходимо различать развитие речи импрессивой (т. е. её понимания) и экспрессивной речи (т. е. способности говорить), причём, способность понимать речь проявляется у ребенка уже во втором полугодии жизни, а способность говорить – лишь на втором году жизни. Это значит,что ещё до того, как ребёнок начинает говорить, он уже понимает смысл слов.

Развитие речи представляет для ребенка значительные трудности, так как требует четкой координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки, губ.

Выделяют три критических периода в развитии речи.

Первый критический период – 1–2-й годы жизни.

В это время формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие.  Первые звуки ребенка – это крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие сильных раздражителей обычно имеют  отрицательный характер (холод, боль, голод и др.). Эти крики служат основой для последующего развития звукопроизносительной речи. К началу третьего месяца у ребенка появляется лепет, ранняя стадия которого представляет собой, в отличие от крика, реакцию на раздражители положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды. В лепете можно различить довольно разнообразные звуковые комплексы: агу, убу, экхе и т.п. Эта ранняя стадия лепета не зависит от окружающей речевой среды. Дети разных народов в первые месяцы жизни лепечут одинаково.

Основой лепета служат врожденные двигательные координации, связанные с процессами сосания и глотания.  Появляется тенденция к самоподражанию. Звуковой состав лепета постепенно обогащается. К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. Ведущую роль в последующем развитии произносительных навыков у ребенка начинает играть слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих и контролирует свое произношение.

В конце первого года жизни у ребенка появляются осмысленные звукосочетания. На основе подражания и в результате активного воздействия окружающих устанавливается связь между предметами и явлениями внешнего мира и звучанием обозначающих их слов, а также ощущениями, возникающими при произнесении этих слов. Наряду с лепетными словами типа му-у (корова), мяу (кошка) и т.д., ребенок начинает произносить вполне правильно такие несложные слова, как баба, мама, папа, дядя и т.п.

Этот этап в развитии ребенка теснейшим образом связан с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы. При неоднократном повторении сочетаний слова с конкретными предметами (игрушкой, человеком или частями его тела), которые обозначаются этим словом, слово становится для ребенка сигналом «сигнала». Одно называние этого предмета вызывает у него реакцию узнавания. Ребенок рано начинает понимать слова, поэтому для развития речи важно разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его рождения. Постепенно он учится произносить слова.

В последующие два года ребенок овладевает не только произношением слов, у него постепенно  расширяется словарный запас, он всё более совершенно и разнообразно использует речь для общения с окружающими людьми. Но поскольку механизмы координации функций у детей первых лет жизни несовершенны, что связано с незрелостью ЦНС, многие звуки и слова они произносят неправильно.

В первый критический период  происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон. Любые неблагоприятные факторы, действующие в этот период на организм ребенка, могут сказаться на развитии речи.

Второй критический период – 3 года.

Ведущей формой деятельности у детей становится игра, появляется потребность в общении, закладываются основы коммуникативного поведения. У ребенка интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует четкой согласованности в работе ЦНС (речедвигательного механизма, восприятия, внимания, памяти и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС, нейроэндокринной и сосудистой регуляции, приводит к изменению поведения ребёнка – наблюдается упрямство, негативизм и пр. Всё это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, отставание речевого развития.

Наряду с увеличением словарного запаса, усвоением грамматических норм происходит постепенное совершенствование произношения.

К 5-7 годам дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети правильно произносят все звуки речи.

Третий критический период  в развитии речи – 6–7 лет 

Начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка, связанная с овладением координационными навыками письма, зрительным его контролем, в связи с чем, возрастает значимость функционального состояния тактильного и зрительного анализаторов. При предъявлении повышенных требований к ребёнку, у него могут происходить «срывы» нервной деятельности, в частности, с возникновением заикания.

Для правильного роста и гармоничного развития ребёнка, в том числе его речи, родителям необходимо:

-соблюдать режим жизни и рационального питания по возрасту ;

-регулярно проводить массаж и гимнастику ;

-прогулки , с достаточным пребыванием на свежем воздухе (не менее 2-х часов, с учётом погодных условий);

-занятия физкультурой, а в дальнейшем и спортом;

-закаливание;

-диспансеризация ( при необходимости, наблюдение у специалистов);

-проведение профилактических прививок, в соответствие с календарём;

-уделять больше внимания  детям : по организации игр , занятий по   возрасту,  интересам и необходимости ,в том числе- общение, не только со взрослыми ,но и со сверстниками  -для развития кругозора, интеллекта и речи.

Для нормального формирования речи ребенок должен развиваться в обстановке нормального речевого окружения. Речь родителей, педагогов должна быть ясной, четкой и грамматически правильной. Недопустимо подстраивание под детскую речь – «сюсюкание», потому что ребенок привыкает к неправильному произношению слов. Нужно учить ребенка говорить не спеша, громко, но без криков, чтобы не возникало перенапряжение голосовых связок, ведущее к нарушению голоса (хрипота, слабость, сдавленность голоса или даже афония - потеря звучности голоса).

*При создании благоприятного психологического климата в семье, доброжелательной обстановки в детском учреждении -  Вы способствуете нормальному и правильному развитию и РЕЧИ у детей!!!

Авксентьева Олеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Карпова Елена Вячеславовна ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего профессионального ...

Статья "Значение лекарственных растений в лечении сахарного диабета"

Значение фитотерапии и применение дикорастущих и культурных растений для снижения уровня глюкозы в крови и их роль в улучшении углеводного обмена....

2013 Международная заочная НПК «Инновационные подходы в здравоохранении и образовании», г. Кяхта, статья "Значение личностной позиции студента в образовательном процессе"

2013 Международная заочная НПК «Инновационные подходы в здравоохранении и образовании», г. Кяхта, статья "Значение личностной позиции студента в образовательном процессе" ...

2019 г. Республиканская НПК, статья Значение личностной позиции студента в образовательном процессе

2019 г. Республиканская НПК, статья Значение личностной позиции студента в образовательном процессе...

Статья "Значение изучения родного края в формировании личности студента (на примере внеклассной работы ГАПОУ "СаМеК")

В своей статье я делюсь опытом организации  и ведения краеведческой работы со студетами  первого курса. В статье говорится о конкретных  краеведческих мероприятиях, проводимых в городе ...

Статья "Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста"

Использование конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста...