Сестринская помощь и особенности течения заболеваний сердечно – сосудистой системы у детей. Ревматизм.
план-конспект занятия на тему

Методическая разработка может использоваться как макет при подготовке преподавателями методического материала к проведению теоретических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_revmatizma.docx80.43 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж № 1»

 

Методическая разработка

___________________________________________________________________________

номер  и наименование  раздела , шифр и наименование МДК, код и название Профессионального модуля  в соответствии с учебным планом

_________________________

______________________________________________________________________________________

Специальность __060501.51 и 060501.52 «Сестринское дело»

код,  наименование специальности, уровень (базовый, углубленный) подготовки

Вид занятия (теоретическое, практическое)  ___________________________________

Тема Сестринская помощь и особенности течения заболеваний сердечно – сосудистой системы у детей. Ревматизм.

 номер и название темы в соответствии с рабочей программой

Продолжительность ______90 мин_____________________________________

Место проведения _МК №1 аудитория №10 (Литейный 56)

Преподаватель ___Казарова Т.М.

Санкт-Петербург

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Обоснование темы.
  3. Актуальность изучаемой темы.
  4. Схема интегративных связей.
  5. Ход занятия.
  6. Самостоятельная работа студентов.
  7. Оптимизация.
  8. Оснащение.
  9. Методический материал для преподавателя: глоссарий, опорный конспект (АФО ССС, ревматизм).
  10. Виды и формы контроля: предварительный контроль, контрольные вопросы по СУ при ревматизме (закрепление знаний), ситуационные задачи №3 с эталонами ответов, критерии оценки
  11. Задание на самоподготовку по данной теме.
  12. Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «СП у детей с заболеваниями органов кровообращения. Ревматизм».
  13. Домашнее задание к следующему занятию.
  14. Литература.

        

Пояснительная записка

Изучение темы «СП у детей с ревматизмом» позволит будущей медицинской сестре сформировать знания по:

- причинам и основным факторам риска возникновения ревматизма у детей;

- методам субъективного и объективного обследования ребенка;

- клиническим признакам ревматизма и проблемам пациента при нем;

- лабораторно-инструментальным методам исследования;

- принципам лечения и профилактики;

- роли м/с в уходе, диагностике, диспансеризации, профилактики.

Теоретическое занятие – 2 часа (90 минут) – проводится в аудитории техникума комбинированным уроком в виде поисковой беседы с элементами проблемного обучения. Использование активных форм и методов обучения.

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж № 1»

 

Технологическая карта занятия

___________________________________________________________________________

номер  и наименование  раздела , шифр и наименование МДК, код и название Профессионального модуля  в соответствии с учебным планом

_________________________

______________________________________________________________________________________

Специальность __060501.51 и 060501.52 «Сестринское дело»

код,  наименование специальности, уровень (базовый, углубленный) подготовки

Вид занятия (теоретическое, практическое)  ___________________________________

Тема АФО сердечно-сосудистой системы у детей. Основные симптомы и синдромы заболевания. Методы обследования. Принципы лечения.

 номер и название темы в соответствии с рабочей программой

Продолжительность ______90 мин_____________________________________

Место проведения _МК №1 аудитория №10 (Литейный 56)

Преподаватель ___Казарова Т.М.

Санкт-Петербург

2013 г.

  1. Цель занятия: Сформировать у студентов знания особенностей СП при ревматизме у детей.
  2. Задачи занятия:

Дидактические –

  1. Дать знания о причинах и факторах риска ревматизма у детей.  
  2. Изучить проблемы, клинические признаки, клинические формы, осложнения ревматизма.  
  3. Дать представление о диагностических критериях ревматизма.
  4. Познакомить с принципами лечения и ухода, профилактики, диспансеризации, особенностями СП при ревматизме у детей.
  5. Показать роль медсестры в организации режима, диеты, профилактики, диспансеризации и подготовке к исследованиям.  

Воспитательные –

  1. Ответственность  
  2. Пунктуальность
  3.  Аккуратность
  4. Терпение и любовь к детям
  5. Самостоятельность при решении проблем пациента

Развивающие –

  1. Обучить специалиста добывать информацию
  2.  Развить коммуникативные способности
  3. Развить стрессовую устойчивость в непредвиденных ситуациях

 

  1. Уровни требований:

Студент должен уметь:

  • Выявить проблемы и нарушение потребностей пациента
  • Провести беседу по профилактике ревматизма у детей

Студент должен знать:

  •  Причины, факторы риска ревматизма
  •  Клинические признаки и формы ревматизма, осложнения
  •  Диагностические критерии
  • Принципы ухода и лечения

Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 4, ПК 1- ПК

 

  1. Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время

1

Вводная часть:

1 мин

- организационный момент

3 мин

- определение темы, цели и задач занятия

3 мин

Предварительный контроль:

  • Каково расположение сердца у н/р ?
  • Каково расположение сердца в ст/в ?
  • Как изменяется ЧСС в зависимости от возраста?
  • Как изменяется ЧДД в зависимости от возраста?
  • Осложнением какого заболевания является ревматизм?
  • Какие хронические очаги инфекции вам известны?

5 мин

2.

Основная часть:

Вводное слово – обоснование темы

План изучения нового материала

  • Определение
  • Причина, наличие предласполагающих факторов
  • Формы ревматизма
  • Проблемы пациента и клинические признаки
  • Начало с ОСИ  и через две недели после Str инфекции
  • Кардит(НК), осложнения
  • Полиартрит(особ.Р+5признаков воспаления)
  • Малая хорея
  • Диагностика на основании
  • Str Анамнеза
  • Клиники
  • Методов исследования:

клин.+биохим.ан.кр.,

титрАСЛ.О

ЭКГ, ФКГ, УЗИ (рентгенограмма гр.кл.), эхо, зондирование полостей сердца, ангиография

  • Цель СП: помочь в имеющихся проблемах, не допустить ухудшения состояния.

Лечение длительное, этапное, комплексное.

  • План м/с вмешательств.

     Необходима госпитализация

  • Независимые (режим, диета)
  • Зависимые (по назначению врача)

АБ, ПВП, АГ, Г

 симпт.(СГ+К, мочег.,ФТЛ, усп.)

  • Диспансеризация (3-5 лет) у кардиоревматолога
  • Профилактика:

Первичная (для всех)

Вторичная (проф рецидивов)

Текущая (при интеркурентных заболеваниях: АВ+ПВП)

3.

Заключительная часть:

-закрепление нового материала:

  • Контрольные вопросы
  • Решение ситуационных задач
  • Внеаудиторная СР (памятка, беседа по профилактике)
  • Презентация студентов

20 мин

3 мин

3-5 мин

- подведение итогов занятия

2 мин

- домашнее задание

2 мин

  1. Материально – техническое оснащение  занятия

Наименование

Количество

Фактически

Учебник

Н.В.Ежова с соавтором

у каждого обучающегося

Учебное пособие

Таблицы

1.иерархия человеческих потребностей

2.ревматизм

3. диагностические критерии ревматизма

4. лечение и профилактика ревматизма

5. таблицы ЧСС, ЧДД

1

1

1

1

1

5

Рабочая тетрадь

у каждого обучающегося

Материальное оснащение

Дидактический материал:

  1. Раздаточный

Опорные конспекты «Ревматизм»

Таблицы ЧСС, ЧДД

  1. Контролирующий

Вопросы вводного контроля

Ситуационные задачи

Эталоны ответов

  1. Творческий

Памятки

презентации

у каждого об-ся

№3

№3

Индивидуальное задание

1

у каждого об-ся

у каждого об-ся

№3

№3

1

Внеаудиторная самостоятельная работа (домашнее задание)

Вид задания

Способы выполнения

Вид контроля

1.АФО ССС

2.таблицы ЧСС, ЧДД

3.памятки профилактики

4.презентации

Работа с учебником

Опорный конспект

Работа с учебником

Работа с учебником, дополнительной литературой, поисковые системы интернета

Индивидуально

При фронтальном опросе

Сообщение при изучении нового материала

При закреплении материала

Обоснование темы

Для правильного роста и развития здорового ребенка медсестра должна сама знать и обучить родителей и детей  мероприятиям по профилактике ревматизма, уменьшающим возможность стрептококкового инфицирования. Важное значение для ребенка имеет соблюдение здорового образа жизни, своевременное и правильное лечение стрептококковой инфекции, регулярный диспансерный, в том числе и лабораторный контроль за детьми, перенесшими ревматизм, санация хронических очагов инфекции, что позволило значительно снизить распространенность ревматизма в последние годы.

Актуальность изучаемой темы

Большое значение имеет то, что ревматизм чаще поражает детей в возрасте от 7 до 12 лет.

Общепризнано значение аллергии в развитии ревматизма, т.к. генетические нарушения, лежат в основе несовершенства противострептококковой защиты организма и реакции аллергического типа.

Антигены стрептококка, обладающие кардиотропностью, поражают оболочки сердца и сосудов, вызывают дезорганизацию соединительной ткани. Поврежденная ткани приобретает антигенные свойства, что приводит к образованию аутоантител и дальнейшему повреждению соединительной ткани.

М/с должна убедить родителей и ребенка в необходимости:

- закаливания;

- занятия физкультурой и спортом;

- рационального питания;

- максимального использования свежего воздуха;

- проведения первичной, вторичной профилактики и лечения ревматизма.

Схема интегративных связей

Истоки:                                                                                                      Выход:

Ход занятия

Этапы занятия        

Вводная часть:        1 мин

- организационный момент        3 мин

- определение темы, цели и задач занятия        3 мин

Предварительный контроль:     5 мин

        Каково расположение сердца у н/р ?

•        Каково расположение сердца в ст/в ?

•        Как изменяется ЧСС в зависимости от возраста?

•        Как изменяется ЧДД в зависимости от возраста?

•        Осложнением какого заболевания является ревматизм?

•        Какие хронические очаги инфекции вам известны?        

Основная часть:        

Вводное слово – обоснование темы, актуальность.

План изучения нового материала

•        Определение

•        Причина, наличие предласполагающих факторов

•        Формы ревматизма

•        Проблемы пациента и клинические признаки

        Начало с ОСИ  и через две недели после Str инфекции

        Кардит (НК), осложнения

        Полиартрит (особ. Р+5признаков воспаления)

        Малая хорея

•        Диагностика на основании

        Str Анамнеза

        Клиники

        Методов исследования:

клин.+биохим.ан.кр.,

титр АСЛО (антистрептолизин О)

ЭКГ, ФКГ, УЗИ (рентгенограмма гр.кл.), эхо, зондирование полостей сердца, ангиография

•        Цель СП: помочь в имеющихся проблемах, не допустить ухудшения состояния.

Лечение длительное, этапное, комплексное.

•        План м/с вмешательств.

     Необходима госпитализация

        Независимые (режим, диета)

        Зависимые (по назначению врача)

АБ, ПВП, АГ, Г

 симпт.(СГ+К, мочег.,ФТЛ, усп.)

•        Диспансеризация (3-5 лет) у кардиоревматолога

•        Профилактика:

Первичная (для всех)

Вторичная (проф. рецидивов)

Текущая (при интеркурентных заболеваниях: АВ+ПВП)

Заключительная часть:

-закрепление нового материала:

•        Контрольные вопросы

•        Решение ситуационных задач    20 мин

•        Внеаудиторная СР (памятка, беседа по профилактике)  3 мин

•        Презентация студентов        3-5 мин

- подведение итогов занятия        2 мин

- домашнее задание   2 мин

«СУ при ревматизме у детей»

Повторить строение сердца и крупных сосудов

Опережающее задание:

Задачи поликлинической службы у детей с ВПС. Показать роль м/с.

Учебник Н.В.Ежова с соавторами, стр.296-313

        

Самостоятельная работа студентов

- Отвечают на контрольные вопросы с взаимоконтролем

- Выявляют и решают проблемы пациентов в ситуационных задачах по этапам СП при закреплении знаний

- Работа с учебником при внеаудиторной самостоятельной работе, интернетом

Оптимизация

 - правильная организация самостоятельной работы:

  • Составление опорных конспектов, таблиц
  • Контрольные вопросы
  • Сделать памятку, подготовить беседу или презентации

 - Выявление и решение проблем пациентов в соответствии с этапами СП- работа малыми группами

 - Деонтологические навыки общения

 - Взаимоконтроль

Оснащение

  1. Опорные конспекты
  2. Таблицы: А) ревматизм

                         Б) диагностические критерии ревматизма

                        В) лечение и профилактика ревматизма у детей

Г) закономерности изменения по возрасту ЧСС, ЧДД,                                                               АД

  1. Контрольные вопросы
  2. Ситуационные задачи с эталонами ответов
  3. Мультимедийная установка (презентация)

Методический материал для преподавателя

Глоссарий

Аритмия – расстройства ритма сердечной деятельности

Брадикардия – урежение сердечных сокращений

Гипотония – снижение мышечного тонуса

Гиперкинез – непроизвольные движения мышц

Лейкоцитоз – увеличение кол-ва лейкоцитов в единице объема крови

Полиартрит – воспаление суставов

Панкардит – воспалительный процесс всех оболочек сердца

Тахикардия – учащение сердечных сокращений

Эндокардит – воспалительный процесс в эндокарде

Хорея – поражение нервной системы

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.

  • Сердце расположено выше, так как ребенок в первый год жизни находится в горизонтальном положении. Грудная полость мала, т.к. ребра расположены горизонтально, высокое стояние купола диафрагмы – сердце имеет поперечное положение. К 1 году ребенок ходит,  ребра опускаются, приобретают косое положение; купол диафрагмы опускается – объем грудной клетки увеличивается – сердце приобретает косое положение. Интенсивное развитие сердца имеет на первом году жизни и в период полового созревания.
  •  Кровеносные сосуды у новорожденного шире, эластичнее, чем у взрослого.
  • Пульс у ребенка учащенный 120/140 уд/мин. На один цикл вдох-выдох приходится 3.5-4 удара сердца. Через полгода пульс становится 120-130 ударов.
  • Кровяное давление у детей первого года жизни низкое, с возрастом оно повышается. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода вредным воздействиям дети 1 года жизни часто подвержены заболеванию анемией.

Для оценки АД пользуются возрастными таблицами АД. Возрастная таблица Молчановой.

Примерный уровень максимального (систолического) давления  можно рассчитать по формуле:

АД у детей 1 года жизни:70 + n,

где n- число месяцев.

У детей старше 1 года: 80 +  2n, где n- число лет.

У детей старшего возраста: 100 + n, где n – число лет.

Диастолическое давление составляет 2/3  — ½  систолического давления.

Закономерности изменения ЧДД

Возраст

Число дыхательных движений в минуту

Новорожденный

40-60

1 год

30-35

5 лет

25

10 лет

20

Старше 12 лет

16 - 18

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ PS

(Частота Сердечных Сокращений)

Возраст

Число дыхательных движений в минуту

Новорожденный

120-140 (у недоношенных детей 160)

1 год

120-125

5 лет

100

10 лет

80-90

Старше 12 лет

70-75 (до 60)

РЕВМАТИЗМ -

  • инфекционно- аллергическое заболевание, вызываемое В- гемолитическим стрептококком группы А, с преимущественным поражением соединительной ткани;
  • иммуно-комплексное заболевание соединительной ткани с преимущественной локализацией в ССС.

Распространенность ревматизма в последние годы значительно снизилось (за счет профилактических мероприятий, где значительную роль выполняет м/с).

Причины:

 Стрептококковые инфекции:

  • Ангина
  • Скарлатина
  • Рожистое воспаление
  • Стрептодермия

Предрасполагающие факторы:

  • Хронические очаги инфекции
  • Аллергический фон
  • Наследственная предрасположенность
  • Снижение иммунитета
  • Переохлаждение
  • Дети в возрасте от 7 до 12 лет

КЛИНИКА.

 3 формы:

- Кардит

- Полиартрит

- Хорея

Заболевание начинается через 2-3 недели после перенесенной стрептококковой инфекции с острых симптомов интоксикации (ОСИ – повышение температуры, головная боль, слабость, вялость, недомогание, снижение аппетита).

Поражение ССС-  КАРДИТ

МИОКАРДИТ:

- боли в области сердца;

- симптомы Недостаточности Кровообращения (тахикардия, одышка, цианоз, отеки, гепатомегалия- увеличение печени);

- границы сердца расширенны;

- тоны сердца приглушенны;

- выслушивается не интенсивный систолический шум

Исходом поражения является рубцевание миокарда, который приводит к нарушению кровообращения.

ОСЛОЖНЕНИЕ: + к клинике  дующий  систолический  шум,  говорит о присоединении  эндокардита → ЭНДОМИОКАРДИТ.

        ЭНДОКАРДИТ:

  • присоединяется к миокардиту;
  • ОСИ и НК - нарастают, ухудшение состояния;
  • вовлечение в процесс клапанного аппарата;
  • дующий систолический шум;

Исходом ЭНДОКАРДИТА  является ПРИОБРЕТЕННЫЙ ПОРОК СЕРДЦА. 

ОСЛОЖНЕНИЕ: присоединение  поражения  перикарда.

ПЕРИКАРДИТ:

  • присоединяется к эндомиокардиту →  эндомиоперикардит (Панкардит);
  • ОСИ и НК нарастают, состояние тяжелое;
  • бледность, цианоз губ, набухание шейных вен, одышка;
  • пульс частый, слабого наполнения;
  • развивается выраженная сердечная недостаточность

Исходом поражения ПЕРИКАРДА является «Панцырное сердце»-  сердце с резко утолщенным, уплотненным и обызвествленным перикардом.

Поражение суставов.

        ПОЛИАРТРИТ:

Заболевание начинается через 2-3 недели после перенесенной стрептококковой инфекции с  острых симптомов интоксикации (ОСИ) + 5 признаков воспаления.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИАРТРИТА ПРИ РЕВМАТИЗМЕ:

  • Поражение крупных и средних суставов;
  • Симметричность суставов;
  • Летучие боли;
  • Множественность поражений;
  • Обратимость болей;
  • 5 признаков воспаления (боль, отек, гиперемия, повышение температуры, нарушение функций)

Артралгия у детей при современном ревматизме.

ПОРАЖЕНИЕ НС (МАЛАЯ ХОРЕЯ):

Заболевание начинается через 2-3 недели после перенесенной стрептококковой инфекции с острых симптомов интоксикации (ОСИ).

- нарушение эмоционального фона;

- Гиперкинезы – множественные непроизвольные движения (гримасы, изменение почерка, шаткая походка) + гипотония мышц → некоординированные движения.

ДИАГНОСТИКА НА ОСНОВАНИИ:

  •    Стрептококкового анамнеза;
  •    Клиники;
  •    Методы лабораторных исследований:

Клинический анализ крови (лейкоцитоз 30 и выше, СОЭ до 60)

Биохимический анализ крови («С»- реактивный белок, увеличение титра  антистрептолизина О – АСЛО в 2-8 раз);

  • Мазки из зева на бак. Посев (Бетта- гемолитический стрептококк);
  •    Ренгенограмма грудной клетки;
  •    ЭКГ; ФКГ; УЗИ (ренгенограмма гр. клетки);

Современные методы диагностики:

  •    Эхография; зондирование полостей сердца;
  •    Ангиография.

Цель СП:

-Не допустить ухудшения состояния пациента.

-Оказать помощь в имеющихся проблемах.

ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ:

  1. Длительное.
  2.  Этапное(45 дней - стационар, 2-3 мес.- санаторий, 3-5 лет- наблюдение у кардиревматолога).
  3. Комплексное.

         Независимые м/c вмешательства:

Госпитализация обязательна (длительная); Психологическая подготовка родителей и детей.

Режим длительный постельный, расширение режима идет под контролем функциональных проб по Шалкову: ЧСС, ЧДД, АД до и после нагрузки.

Диета № 10 (ограничение жидкости, соли, холестерина, белков животного происхождения, богатая калием).

        Зависимые м/c вмешательства:

   Медикаментозно (* см. «Ангина»)

  • антибиотики пенициллинового ряда ( 7 дн.);
  • Бициллин 1- 1 раз в 3 дня ( 7 дн.);
  • Бициллин 3- 1 раз в 7 дней (до выхода из стационара);
  • Бициллин 5- 1 раз в месяц (2-3  месяца);
  • противовоспалительные препараты: Аспирин. Бруфен, Бутадион, Индометацин- 45 дней  (и 2-3 месяца в ½ дозе в санатории);
  • антигистаминные препараты;
  • в тяжелых случаях (ЭНДОКАРДИТ; МАЛАЯ ХОРЕЯ) гормональная терапия;
  • симптоматическая терапия;
  • при поражении суставов – физиотерапия, тепло, покой;
  • при поражении НС - седативные ( Фенобарбетал);
  • при поражении сердца сердечные гликозиды (Коргликон, Дигоксин – стабилизируют работу сердца) и препараты калия (Аспаркам и Панангин);
  • Мочегонные препараты (Фуросенид);
  •  Санация хронических очагов инфекции.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ. «Д» Ф № 30

  • 1 раз в 3 месяца (квартал)- наблюдение у кардиоревматолога;
  • Анализ крови;
  • УЗИ, ЭКГ;
  • 2 раза в год осмотр у специалистов: ЛОР, стоматолог.

ПРОФИЛАКТИКА.

  • Первичная (проходят все):

-    закаливание;

-    ЗОЖ;

-    соблюдение режимов жизни и питания;

  • занятия спортом, физкультурой;
  • санация хронических очагов инфекции.

  • Вторичная ( профилактика рецидивов):

- Бициллин 5- 1 раз в месяц- 3-5 лет (под контролем анализа крови);

- сезонный прием противовоспалительных препаратов:

2 раза в год (осень, весна)- Аспирин, Бруфен, Бутадион, Индометацин;

- санация хронических очагов инфекции( ЛОР, стоматолог – 2 раза в год).

  •   Текущая профилактика:

Проводится при возникновении ангин,  обострение хронического тонзиллита, ОРЗ. Не смотря на получаемую бициллинопрофилактику, проводится 10 -и дневное лечение антибиотиками в сочетании с противовоспалительными средствами.

Виды и формы контроля

Приложение № 1

Предварительный контроль знаний:

  1. Какого расположение сердца у новорожденного и почему?
  2. Какого расположение сердца у детей в старшем возрасте, чем обусловлено?
  3. Как изменяется ЧСС в зависимости от возраста?
  4. Как изменяется ЧДД в зависимости от возраста?
  5. Осложнением какого заболевания (из пройденных) может быть ревматизм?
  6. Какие хронические очаги инфекции вам известны?

Приложение № 2

Контрольные вопросы по СУ при ревматизме

 (закрепление знаний):

  1. Дайте определение ревматизма.
  2. Каковы причины и предрасполагающие факторы риска ревматизма?
  3. Перечислите формы ревматизма у детей.
  4. Как начинается ревматизм?
  5. Перечислите симптомы НК.
  6. Каковы особенности поражения суставов при ревматизме?
  7. Что характерно для поражения нервной системы при ревматизме?
  8. Каковы изменения в клиническом  анализе крови?
  9. Перечислите принципы лечения ревматизма.
  10. Как долго пациент с ревматизмом получает антиревматическое лечение?
  11. Что обязательно санируем при ревматизме?
  12. Какая известна профилактика при ревматизме?
  13. Покажите роль м/с в лечении, профилактике ревматизма.

Приложение № 3

Ситуационные задачи:

  1. У девочки 10 лет 10 дней назад болело горло. К врачу не обращались (лечились домашними средствами 3 дня).
  • Беспокоит: повышение температуры t тела до 38, плохой аппетит, вялость, плаксивость. В школе заметили: «корявый почерк», гримасничает, неопрятность.

Задание:

  1. Выявить проблемы (нарушенные потребности)
  2. Назначить обследование.
  1. У девочки 13 лет после перенесенной ангины сохраняется недомогание, плохой аппетит, быстрая утомляемость. Сегодня жалуется на боли в коленях и лучезапястных суставах.

Задание:

  1. Выявить проблемы пациента (приоритетные и потенциальные).
  2. Определите последовательность независимых м/с вмешательств (Сухое тепло на болезненные суставы;
  3. Диета щадящая с исключением экстрактивных веществ; Подготовить девочку и родителей к необходимости госпитализации; Вызвать врача – госпитализировать; Обеспечить строгий постельный режим)
  1. У мальчика 11 лет после перенесенной скарлатины появились через 2 недели боли в области сердца, недомогание, плохой аппетит, повышение температуры.

Задание:

  1. Выявить проблемы.
  2. Какую профилактику должен получать пациент после перенесенного ревматизма

Приложение № 4

Эталон ответа на задачу №1:

  1. Девочка не получала лечения (антибиотики, противовоспалительные средства). При ангине режим не соблюдала.
  • Повышение t до 38, плохой аппетит (ОСИ)
  • Нарушения в эмоциональной сфере
  • Некоординированные движения (изменения почерка, гримасы, неопрятна)
  1. -Сделать клинический анализ крови (лейкоцитоз, СОЭ)
  • Титр антистрептолизина О (должен быть выше 2-8 раз)
  • Мазки из зева и носа на бактериологический посев (на стрептококк)
  • Консультация ревматолога

Эталон ответа на задачу №2

  1. Приоритетные проблемы: плохой аппетит, ОСИ, вялость, болезненность суставов, стрептококковый анамнез.

Потенциальные проблемы: возможно возникновение других форм ревматизма.

  1. 1. Вызвать врача (госпитализировать)

       2. Подготовить девочку и родителей к необходимости госпитализации.

       3. Обеспечить строгий постельный режим.

       4. Диета щадящая с исключением экстрактивных веществ.

       5. Сухое тепло на болезненные суставы.

Эталон ответа на задачу №3

  1. - Боли в области сердца.
  • Симптомы интоксикации.
  • Стрептококковый анамнез.
  1. Вторичная: профилактика рецидивов
  • Круглогодично бициллинопрофилактика: ежемесячно бициллин-5 в течение 3-5 лет
  • Сезонная (весна, осень) – 3-5 лет: противовоспалительные препараты (аспирин, бруфен, бутадион, индометацин)
  • Санация хронических очагов инфекции

Приложение № 5

Критерии оценки:

  1. Ответ правильный, полный, уверенный -«5»
  2. Ответ неполный, есть неточности – «4»
  3. Ответ частично неправильный, не четкий -«3»
  4. Ответ неправильный – «2»

Задание на самоподготовку по «СУ при ревматизме у детей»

Раздел темы

Литература

Ознакомиться со следующими разделами:

Письменно ответить на вопросы:

АФО ССС

Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия» стр. 262-264

Детское сердце энергично растет в первые 2 года жизни и в период созревания. У н/р и детей  первых 2 лет жизни сердце расположено горизонтально.

В первые месяцы жизни сохраняются сообщения между сосудами, Л и ПР отделами. Сосуды широкие.

Д вен = Д артер.

Пульс частый, лабильный.

Почему у н/р сердце расположено горизонтально? Какое положение его к 2-3 годам? К чему приводят сообщения в Л и ПР сердце? В каком возрасте Д аорты больше чем Д лег. артер.? Как с возрастом изменяется ЧСС?

Каковы причины и предраспо-лагающие факторы ревматизма

Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия»

стр. 273

В возникновении ревматизма, основную роль отводят бета-гемолитическому стрептококку и реакциям аллергического типа.

Какие заболевания могут предшествовать развитию ревматизма?

Какие формы ревматизма

Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия»

стр. 273-276

В детском возрасте характерно одновременно эндомиоперикардит

 – полиартрит (5 особ. + 5 пр.восп.)

- малая хорея (некоординированные движения, нарушение эмоциональной сферы)

-Какое возможно осложнение при эндокардите?

-Какой прогноз?

-Это поражение какой системы?

Лаборатор-

ная диагностика

Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия»

стр. 276

Резко выраженная воспалительная реакция в клин.анализе крови

В чем выражается?

Принципы лечения

Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия»

стр. 276-277

  • Длительное (45 дн.+2-3 мес.+3-5 лет)
  • Этапное (стационар – санаторий – «Д» кардиоревматолог
  • Комплексное:

- Режим – постельный

- Диета с ограничением соли и жидкости, богатая К

- Медикаментозно

  • АБ пенициллинового ряда
  • Противовоспалительные
  • Антигистаминные
  • В тяж.случаях – гормоны
  • Симптоматическое (сердечные гликозиды+К; мочегонные; барбитураты;

витамины)

  • Санация хрон.очагов инфекции

Какова длительность постельного режима?

Какие противоревматичес-кие средства применяют?

Роль м/с в профилакти-ке ревматизма

Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия»

стр. 277-278

Первичная профилактика проводится всем:

  • ЗОЖ, Р, Д, физ-ра, прогулки, закаливания
  • Лечение str инфекций
  • Санация хрон.очагов инфекции – 2 раза в год

Вторичная (профилактика рецидивов) – 3-5 лет

Круглогодично бициллино-медикаментозная профилактика+сезонная (весна+осень)

противовоспалительная

Каких специалистов и как часто при 1 и 2 профилактике надо посещать?

Как долго проводится вторичная профилактика?

Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «СП у детей с заболеваниями органов кровообращения. Ревматизм»

Раздел

Литература

  1. Составить опорный конспект по АФО ССС у детей

-таблицы;

А. ЧСС

Б. ЧДД

В. Формулы АД

Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия»,  Минск 2000 г.

Стр. 262-264

Стр. 216

  1. Сделать памятку, подготовить беседу

-для родителей

-для детей

По профилактике ревматизма у детей.

I, II, текущая

Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия»,  Минск 2000 г.

Стр. 277-278

  1. Особенности работы сестры кардиологического отделения

Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия»,  Минск 2000 г.

Стр. 278

  1. Создание презентаций

Работа с материалом в поисковых системах интернета

Домашнее задание к следующему занятию

СУ у детей с заболеваниями органов ССС. Ревматизм.

Повторить строение сердца и крупных сосудов.

- Опережающее задание:

Задачи поликлинической службы у детей с врожденными пороками сердца. Показать роль м/с.

Учебник Н.В.Ежова с соавторами «Педиатрия», Минск 2016  г. стр. 296-313.

В.Д. Тульчинская с соавторами.

Литература

  1. Н.В. Ежова с соавторами «Педиатрия», Минск 2016 г.
  2. В.Д.Тульчинская с соавторами «СД в педиатрии» Медицина, Ростов-на-Дону 2000 г.
  3. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов «Пропедевтика детских болезней», Москва «Медицина», 1985 г.
  4. Н.П.Шабалов «Детские болезни», СПб. Сотис. 1993 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»

Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном пр...

Рабочая тетрадь "Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности. Инфаркт миокарда."

Рабочая тетрадь по  ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах. Раздел 1 «Сестринский уход в терапии» Она поможет Вам в выполнении практических и само...

КОС ПМ.02 Тестовые задания «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови»

КОС ПМ.02  Тестовые задания для рубежного контроля по теме «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови»...

Методическая разработка теоретического занятия Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови

Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности       34.02.01 Се...

Контрольно-измерительные материалы по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови.

Контролирующий материал для проведения текущего контроля по теме: Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови по специальности 34.02.01 Сестринское дело....