ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОКЛИНИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ В ХИРУРГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
В статье рассматривается значимость пропедевтики в профессиональной подготовке по специальности «Лечебное дело»
Ключевые слова: фельдшер скорой помощи, пропедевтика, диагностика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_doklada_vlasova.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
А. М. Власов
канд. мед. наук, преподаватель хирургии
СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», г. Санкт - Петербург РФ
E-mail:a_vlasov_1965@mail.ru
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОКЛИНИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ В ХИРУРГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается значимость пропедевтики в профессиональной подготовке по специальности «Лечебное дело»
Ключевые слова: фельдшер скорой помощи, пропедевтика, диагностика
Для получения объективных результатов были использованы общетеоретический метод исследования
Модернизация предполагает расширение полномочий фельдшерского персонала, формирование современных организационных моделей оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах и внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи.
До 2020 года предполагается поэтапная модернизация системы оказания скорой помощи. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Одним из направлений развития здравоохранения сегодня является совершенствование системы скорой медицинской помощи (СМП).
. Внедрение единых стандартов медицинской помощи позволит получать гражданам при одном и том же заболевании одинаковой степени тяжести равные объемы качественной медицинской помощи – это и есть одна из главных задач Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Негативные социально - экономические тенденции последнего десятилетия болезненно отразились на медико-демографической ситуации в России
Углублённый анализ заболеваемости и смертности свидетельствует о значительных изменениях не только в нозологической структуре заболеваний, но и в характере развития заболеваний, обращаемости за СМП и госпитализации.
В первую очередь речь идёт о резко возросшем количестве неотложных состояний. Ещё 10-15 лет назад удельный вес ургентных состояний в госпитализации оценивался в 20—25%.
Однако в течение последних 5 лет потребности в экстренной медицинской помощи возросли практически в 2 раза
Негативные тенденции в состоянии здоровья начинаются в периоде новорожденности. Серьезность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшие десятилетия эти дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал.
Частота неспецифических общих проявлений в детском возрасте и сложность точной диагностики на догоспитальном этапе заставляют акцентировать внимание персонала скорой помощи на наиболее частых синдромах при заболеваниях и травмах у детей и проводить симптоматическую терапию
Персонал скорой помощи, в том числе и фельдшеры, работает в очень сложных условиях. Во время выполнения вызова фельдшер может столкнуться с любой, самой неожиданной патологией. Ему необходимо иметь широкий кругозор, обладать знаниями из самых разных областей медицины, уметь быстро ориентироваться в сложной ситуации, сохранять хладнокровие, за короткое время принять верное решение.
В условиях работы скорой медицинской помощи особенно важно знание и хорошее владение методами физического обследования сердечно-сосудистой системы, органов брюшной полости. Обучению аускультации сердца пациента детского возраста отводится как основе пропедевтики, отводится одно из главных мест в подготовке фельдшера «скорой помощи». Студенты должны грамотно ориентироваться в многосложной симптоматике заболеваний органов брюшной полости.
Синдромный подход к пациенту детского возраста заключаются в том, чтобы в кратчайшие сроки с минимальной затратой сил и средств и с минимальным риском для пациентов решить главные диагностические и лечебно – тактические задачи.
Одной из главных тенденций в развитии догоспитального звена становится постепенное замещение объемов врачебной помощи фельдшерскими. При этом неэффективно используется потенциал врачебных и специализированных бригад на вызовах и при транспортировке, где медицинская помощь предоставляется в объеме доврачебной помощи
В медицине есть понятие «золотого часа», в течение которого пациенту должна быть оказана адекватная помощь. От знаний, умений и личностных качеств фельдшера «скорой» зависит главное - человеческая жизнь. Умение оказать первую помощь пострадавшему быстро и профессионально дано не каждому.
Распознать неотложное состояние можно только по ее признакам (симптомам), умение выделить. Проанализировать и правильно оценить критерии тяжести дает возможность сформулировать ведущий синдром или симптомокомплекс, целенаправленно продвигаясь к посиндромной терапии и грамотной определении тактики.
«Золотой час» — термин, используемый в реаниматологии для определения промежутка времени (принимаемого близким по продолжительности к 1часу) после получения травмы, который позволяет наиболее эффективно оказать первую помощь. Считается, что в течение этого времени вероятность того, что лечение предотвратит смерть пациента, наиболее высока.
Появилась новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной профессиональной личности, ориентированной на будущую специальность, способной быстро решать задачи исходя из приобретенного учебного опыта.
Эту задачу решает преподавательский коллектив. Задача сложная, интересная, не новая, но с новыми проблемами:
-воспитание культуры самостоятельной деятельности студентов;
-развитие профессиональной деятельности преподавателя.
Пропедевтика детских болезней- это базисные знания педиатрии, где рассматриваются возрастные особенности развития, методики осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации у детей; объем обследования больных при заболеваниях в детском возрасте; семиотика основных поражений различных систем и организма в целом.
Мультимедийная презентация лекционного материала позволяет представить наиболее трудные разделы в виде схем, графов логической структуры, что оптимизирует усвоение материла, побуждает студентов к активной работе непосредственно на лекции.
Использование мультимедийной презентации в разделах семиотика и синдроматика заболеваний детского возраста позволяет демонстрировать практически все клинические примеры (с включением видеофрагментов) что не удается сделать на клинической лекции, когда демонстрация клинических случаев невозможна. Последнее обстоятельство особенно важно на современном этапе, когда мы обязаны руководствоваться принципами Декларации о правах ребенка и соблюдать юридические нормы в работе с пациентами
Учебно-методический комплекс дисциплины в электронном формате удобен для работы преподавателя, поскольку позволяет оперативно вносить изменения в соответствии с учебными планами и пополнять банк данных новыми материалами для практических занятий и клиническими примерами.
- Список использованной литературы:
- Галактионова М. Ю., Гордиец А. В., Чистякова И. Н. Неотложная помощь детям. Догоспитальный этап. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Жидков Ю. Б., Колотилов Л. В. Инфузионно-трансфузионная терапия при инфекционных болезнях у детей и взрослых. – М.: МЕДпресс-информ, 2015.
- Молочный В.П., Рзянкина М.Ф., Жила Н.Г. Педиатрия: неотложные состояния у детей (Издание пятое). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
- Цыбулькин Э.К. Неотложная педиатрия в алгоритмах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
- Шайтор В. М., Мельникова И. Ю. Неотложная педиатрия. Краткое руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.
Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....
Гуманистическая педагогика в стратегии подготовки специалистов среднего звена в условиях модернизации российского образования.
В статье говорится об основных задачах, которые необходимо решить гуманистической педагогике при подготовке специалиста среднего звена в условиях модернизации российского образования....
cтатья "Формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся ГБПОУ ВО «ММК» в условиях модернизации системы здравоохранения."
Для преподавателей СПО...
Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования
Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России....
Объединение образовательных организаций как часть процесса модернизации профессионального образования
организация, модернизация...
Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования
Статья "Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования" имеет своей целью обозначить роль инноваций в системе профессионального образования и ста...
Методические указания для лабораторных занятий ОУД. 10 Физика по профессии среднего профессионального образования 08.01.26 Мастер по ремонту и облуживанию инженерных систем
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОУД.10 Физика по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и облуживанию инженерн...