Вопросы и манипуляции для подготовки к зачету по производственной практике "Изготовление лекарственных форм"
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Сухова Людмила Павловна

Вопросы и манипуляции  предназначены для студентов 3-его курса специальности Фармация при самоподготовке к дифференцированному зачету по  производственной практике "Изготовление лекарственных форм". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для  преподавателя

Тема:     « Разбавление стандартных препаратов»

МДК 0201 « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 060301 « Фармация»

                                                                         Составитель: Сухова Л.П.,

                                                                         преподаватель технологии

                                                                         изготовления лекарственных форм

г. Благовещенск

2014г.

        Теоретическое занятие № 13        

Тема: Разбавление стандартных препаратов.

Продолжительность занятия:  90мин.

Цель занятия:

- Сформировать у студентов теоретические знания о правилах разбавления стандартных препаратов

Задачи:

- Дать характеристику стандартных препаратов

- Объяснить особенности расчетов и технологии изготовления растворов стандартных препаратов

- Развивать логическое мышление

- Воспитывать внимание, дисциплину

Студент должен знать:

- Классификацию стандартных препаратов

- Особенности расчетов по разбавлению стандартных препаратов

- Технологию изготовления растворов стандартных препаратов

Студент должен уметь:

- Определять правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы

- Производить необходимые расчеты

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Литература:

- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2015г.

 - Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая   технология. М. 2016г.

- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- Мультимедийная презентация

- Доска

Внутрипредметные связи:

- Теория растворимости

- Обозначение концентрации лекарственных веществ в ЖЛФ

Межпредметные связи:

- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)

Структура занятия

1. Организационный момент         -  2 мин.

2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.

3. Изложение нового материала    - 80 мин.

4. Закрепление материала              -  3 мин.

5. Задание на дом                            -  2 мин.

Содержание     занятия

  1. Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.

  1. Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план:

- Стандартные препараты– понятие, характеристика.

- Классификация стандартных препаратов

- Разбавление кислоты хлористоводородной

- Разбавление раствора аммиака и уксусной кислоты

- Разбавление стандартных препаратов, имеющих два названия

  По данной теме будет проводиться практическое занятие. Поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности.

3. Содержание    нового   материала:

В процессе изложения нового материала (приложение № 1) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания о % выражении концентрации лекарственных веществ, об общих правилах изготовления истинных растворов и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.

4. Закрепление  материала:

С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

5. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 3)

                                                                                                                         Приложение № 1

Изложение нового материала:

 Стандартные препараты – фармакопейные, водные растворы некоторых лекарственных веществ в строго определенной концентрации.

В аптеки эти препараты поступают в готовом виде.

В рецептах эти препараты могут быть выписаны и в иной концентрации. Так как эти жидкости легко смешиваются с водой, то приготовление их растворов иной концентрации фактически сводится к разбавлению стандартных препаратов водой очищенной, но расчеты имеют свои особенности и проводятся в соответствии с указаниями ГФ Х и приказа МЗ РФ № 308. Вопрос – Что регламентирует приказ № 308?

Для удобства стандартные препараты делят на 3 группы:

 1 группа – кислота хлористоводородная разведенная (Acidum hydrochloricum dilutum) 8,2 – 8,4% и концентрированная (Acidum hydrochloricum) 24,8 – 25,2%

 2 группа – раствор аммиака 9,5-10,5% (Liquor Ammonii caustici) и кислота уксусная 30% и 98% (Acidum aceticum)

 3 группа – препараты, имеющие два названия – условное и химическое

Условное название

Концентрация, %

Химическое название

Жидкость Бурова

Liquor Burovi

7,6 – 9,2

Раствор алюминия ацетата основного – Solutio Aluminii subacetatis

Жидкость калия ацетата

Liquor Kalii acetatis

33 - 35

Раствор калия ацетата – Solutio Kalii acetatis

Пергидроль

Perhydrolum

27,5 – 30,1

Раствор перекиси водорода Solutio Hydrogenii peroxydi

Формалин

Formalinum

36,5 – 37,5

Раствор формальдегида Solutio Formaldehydi

Рассмотрим правила разбавления этих препаратов на примерах.

Растворы кислоты хлористоводородной – предназначены для внутреннего применения в форме капель и микстур при недостаточной кислотности желудочного сока как взрослым, так и детям. Способы выписывания и концентрация кислоты могут быть различными, поэтому расчеты, связанные с разведением кислоты хлористоводородной, требуют особого внимания. В соответствии с ГФ, во всех случаях, когда выписана кислота хлористоводородная без обозначения концентрации, отпускают разведенную кислоту.

 Rp: Acidi hydrochlorici 2ml

        Aquae purificatae 150ml

 MDS. По 25 капель на ¼ стакана воды перед едой

Вопрос- Как правильно нужно смешивать кислоту хлористоводородную и воду?

В подставку отмеривают 150мл воды очищенной и добавляют 2мл разведенной кислоты хлористоводородной, взбалтывают. Вопрос – какие технологические операции следуют после этого? ( процеживают в отпускной флакон, укупоривают, оформляют.)

Важно запомнить правило: кислота хлористоводородная всегда добавляется к воде, но не наоборот!

Если выписан  раствор кислоты хлористоводородной с обозначением концентрации для внутреннего применения, то также используют разведенную кислоту, принимая ее за единицу или 100%. Однако, при таком способе изготовления микстур, как показала практика, возможны ошибки. Поэтому, во избежание ошибок в работе и для обеспечения более точного изготовления растворов, предложено использовать заранее приготовленный раствор НСI 10% (1:10). Кроме того, в ассистентской комнате запрещается хранить даже разведенную HCI.

 Rp: Sol. Acidi hydrochlorici 3% - 200 ml

 D.S. По 1 десертной ложке 3 раза в день перед едой

Выписана жидкая лекарственная форма для внутреннего применения. Кислота НСI относится к списку Б. Поэтому проверяем дозы. Но перед этим давайте вспомним: Что обозначает процентное выражение концентрации, в данном случае 3%?

 Обратная сторона ППК:

      Проверка доз:

1) количество кислоты по рецепту – 3 мл – 100мл

                                                                   х мл - 200мл,  х = 6 мл (разв)

2) разовая доза (РД), учитывая общий объем раствора:

 РД  =   6 мл – 200 мл раствора

            Х мл  – 10 мл,             Х= 0,3 мл

                                                                       ВРД= 2 мл

      СД = 0,3 х 3 = 0,9 мл.                                 ВСД= 6 мл.  

А теперь вопрос: как рассчитать количество концентрата, если нам известно количество вещества по рецепту и разведение раствора? Отметим еще раз: количество вещества по рецепту умножить на разведение раствора.  Расчеты:

Раствора кислоты хлористоводородной 10% (1:10) = 6 мл х 10 = 60 мл.

Воды очищенной = 200 мл – 60 мл = 140 мл.

В подставку отмеривают 140 мл воды очищенной, добавляют 60 мл раствора НСI 10%. Взбалтывают, процеживают в отпускной флакон темного стекла. Укупоривают, оформляют этикеткой «Внутреннее».

 Концентрированная HCI используется только для приготовления  растворов для наружного применения, в частности, для приготовления раствора по Демьяновичу.

 Rp: Sol. Acidi  hydrochlorici 6 % - 200 ml

 D.S. На пораженные участки

Выписан раствор для наружного применения, проверка доз не требуется.

 Обратная сторона ППК:

HCl концентр.(24,8- 25,2%) – 6мл – 100 мл

                                                      Х     -  200 мл,    х = 12мл

Вода очищенная – 200мл – 12мл = 188 мл.

Технология приготовления данного раствора аналогична предыдущему рецепту.

Если в аптеке отсутствует концентрированная кислота хлористоводородная, то для приготовления данного раствора можно использовать разведенную кислоту, взяв ее при этом в 3 раза больше, т.е. 36мл, тогда воды следует взять 164мл (200 – 36= 164).

 Растворы аммиака и уксусной кислоты – готовят, независимо от назначения, с учетом фактического содержания действующего вещества 

   Х  = V  х  B  ,      

               A

Где: Х - объем стандартного препарата, мл;

        V – общий объем приготавливаемого раствора, мл;

        А – фактическая концентрация стандартного препарата, %;

        В – необходимая концентрация раствора, %.

 Rp: Sol. Ammonii caustici 1% - 300 ml

 D.S. Для обработки рук

Выписан раствор для наружного применения. Допустим, в аптеке имеется 10% раствор аммиака. Делаем расчеты по формуле.

 Расчеты:

 Х = 300мл х 1%,   х = 30 мл (10 % раствора аммиака)

                  10%

Вода очищенная: 300 – 30 = 270 мл

Вопрос: Как будем готовить данный раствор?

Аналогично делают расчеты и готовят растворы уксусной кислоты.

Растворы стандартных препаратов, имеющих два названия.

Они предназначены только для наружного применения в виде примочек, полосканий, спринцеваний, смазываний.При их изготовлении обращают внимание, под каким названием выписан стандартный препарат, отсюда и подход к расчетам.

Если название условное, то расчеты ведут как обычно, принимая стандартный препарат за единицу (100%).

Rp: Sol. Liquoris Burovi 10% - 200ml

D.S. Примочка для руки

Выписан раствор стандартного препарата (жидкость Бурова) под условным названием, расчеты проводим как обычно.

Вопрос: Зная определение процентного выражения концентрации, рассчитайте самостоятельно количество стандартного препарата и воды очищенной (жидкости Бурова 20мл; воды 180мл).

Если название стандартного препарата химическое (раствор перекиси водорода, раствор формальдегида и др.), то расчеты ведут по формуле разбавления (аналогично раствора аммиака и уксусной кислоты).

Следует отметить, что в отличие от всех остальных стандартных препаратов, пергидроль в чистом виде дозируется по массе, т.е. отвешивается на технических весах и его растворы готовятся путем доведения до объема.

 Rp: Sol. Perhydroli 3 % - 10 ml

 D.S. По 2-3 капли в левое ухо

Выписан раствор стандартного препарата под условным названием, следовательно, пергидроля по рецепту нужно взять 0,3. На технических весах в мерную посуду отвешивают 0,3 пергидроля имеющейся концентрации и доводят водой очищенной до 10 мл.

Rp: Sol. Hydrogenii peroxydi 3 % - 500 ml

 D.S. Для обработки инструментов

Выписан раствор стандартного препарата под химическим названием, расчеты проводим по формуле разбавления. Допустим, в аптеке имеется 30% пергидроль.

 Расчеты:

Пергидроль 30% : х = 500 мл х 3 %    ;      Х = 50,0

                                               30%

Вода очищенная: до 500 мл

При изготовлении растворов  формальдегида и пероксида водорода разрешается использовать формалин с содержанием формальдегида менее 36,5 % и пергидроль с содержанием перекиси водорода более 30 %. При расчетах разницу концентраций учитывают с помощью коэффициента пересчета (КП), который рассчитывается по формуле:

 КП =   стандартная концентрация %

             фактическая концентрация %

Например, в аптеке имеется  раствор формалина с концентрацией формальдегида 34 %.

 Rp: Sol. Formaldehydi 5 % - 200 ml

 D.S. Для обработки инструментов

Раствор выписан под химическим названием, расчеты ведут по формуле разбавления, учитывая, что фактическая концентрация формалина 34%.

 Расчеты:

 Формалин (34%):   Х =    200 мл х 5 %

                                                         34 %         х = 29,4 мл

Вода очищенная: 200 – 29,4 = 170,6 мл

 Rp: Sol. Formalini 5 % - 200 ml

 D.S. Для обработки инструментов

Раствор выписан под условным названием. Так как в аптеке имеется формалин нестандартной концентрации (34%), учитываем коэффициент пересчета.

 Расчеты:

Формалин по рецепту: 5 – 100

                                          Х – 200     х = 10 мл

КП = 37 %  = 1,08

           34 %

Количество 34 % раствора формальдегида: 10 мл х 1,08 = 10,8 мл ~ 11 мл.

Вода очищенная: 200 – 11 = 189 мл.

 Если в рецепте концентрация стандартного препарата не указана, то считают стандартной и отпускают:

- раствор перекиси водорода 3 %

- кислота хлористоводородная 8,3 %

- раствор аммиака 10 %

- уксусная кислота 30 %

- жидкость Бурова 8 %

- жидкость калия ацетата 33 %

- пергидроль 30 %

- формалин 37 %

Таким образом, при изготовлении растворов стандартных препаратов необходимо знать особенности расчетов и технологии изготовления. А для этого в первую очередь необходимо знать их классификацию.

                                                                                                                           Приложение № 2

Закрепление материала:

  1. Какова классификация стандартных препаратов?
  2. В чем особенность разбавления кислоты хлористоводородной?
  3. В чем особенность разбавления раствора аммиака и уксусной кислоты?
  4. От чего и каким образом зависят расчеты при изготовлении растворов стандартных препаратов 3-ей группы?
  5. В чем особенность приготовления растворов пергидроля?

                                                                                                    Приложение № 3

Задание на дом:

  1. Что собой представляют стандартные препараты?
  2. На какие группы подразделяют стандартные препараты?
  3. В чем особенность разбавления кислоты хлористоводородной?
  4. В чем особенность разбавления раствора аммиака и уксусной кислоты?
  5. От чего и каким образом зависят расчеты при изготовлении растворов стандартных препаратов 3-ей группы?
  6. В чем особенность приготовления растворов пергидроля?

      Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники

       



Предварительный просмотр:

        Вопросы к промежуточной аттестации по МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм

1.Термины и понятия технологии лекарственных форм.

2. Нормативная документация, регламентирующая качество лекарственных средств, изготовленных в аптеках. Рецепт. Приказ № 376 «Единые правила оформления лекарств, изготавливаемых в аптечных учреждениях».

3. Порошки – определение, классификация. Способы прописывания порошков в рецептах (на примере). Оценка качества порошков.

4. Основные правила измельчения  и смешивания лекарственных веществ  при изготовлении  порошков.

5. Изготовление порошков с ядовитыми веществами. Тритурации. Оформление к отпуску.

6. Номенклатура лекарственных средств. Правила хранения и работы с ядовитыми и сильнодействующими веществами

7. Хранение, особенности приготовления порошков с тудноизмельчаемыми и красящими веществами

8. Дозирование по массе, объему. Метрологическая характеристика весов аптечных

9. Способы выписывания жидких лекарственных форм. Процентное выражение концентрации.

10. Основные стадии изготовления жидких лекарственных форм. Правила работы с мерной посудой

11. Охарактеризовать понятие «Коэффициент увеличения объема», его использование в технологии водных растворов (на примере).

12. Проверка доз сп. А и Б в жидких лекарственных формах (на примерах)

13. Определение общего объема в жидких лекарственных формах (на примерах). Оценка качества жидких лекарственных форм.

  14. Фильтрование, процеживание жидких лекарственных форм.

15. Правила выписывания и прием рецептов на лекарственные средства сп.А и Б.

16. Изготовление растворов йода, фурацилина.

17.  Изготовление растворов нитрата серебра и калия перманганата.

18.  Изготовление растворов кислоты хлористоводородной.

19.  Изготовление спиртовых растворов.

20.  Изготовление растворов колларгола и протаргола.

21. Концентрированные   растворы – определение, приготовление, хранение.

22. Суспензии как лекарственная форма-определение, характеристика, требования ГФ.

23. Эмульсии – определение, характеристика, требования ГФ, технология изготовления.

24. Общие стадии технологии водных извлечений. Кинетика извлечения. Понятие о «коэффициенте водопоглощения».

25. Особенности водных извлечений из корня алтея. Понятие «расходного коэффициента» и его применение.

26. Технология водных извлечений из ЛРС, содержащего дубильные вещества, эфирные масла, сердечные гликозиды, алкалоиды.

27. Мази – определение, характеристика, классификация. Общая технология изготовления.

28.  Суспензионные и эмульсионные мази: характеристика, особенность изготовления.

29. Суппозитории: определение, характеристика, классификация, требования ГФ.

30. Метод ручного выкатывания суппозиториев

                                                                   Критерии оценки:

   «5» (отлично) – рассказ полный, грамотный, логичный; свободное владение терминологией; ответы на дополнительные вопросы чёткие, краткие.

   «4» (хорошо) – рассказ недостаточно логичный, с единичными ошибками в частностях; недостаточная уверенность в ответах на дополнительные вопросы; ответы на дополнительные вопросы правильные.

   «3» (удовлетворительно) – рассказ неполный, недостаточно грамотный, с ошибками в деталях, ответы на дополнительные вопросы недостаточно чёткие, с ошибками в частностях.

   «2» (неудовлетворительно) – рассказ неграмотный, неполный, с грубыми ошибками, незнание терминологии, ответы на дополнительные вопросы неправильные.



Предварительный просмотр:

          Перечень проблемно – ситуационных задач для подготовки к промежуточной аттестации по технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация                         

1. Возьми: Дибазола 0,01

               Фенобарбитала 0,05

               Сахара 0,3

               Смешай, чтобы получился порошок

               Дай таких доз № 6

                   Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

2. Возьми:  Рибофлавина 0,005

                Кислоты аскорбиновой 0,1

                Кислоты никотиновой 0,1

                Глюкозы 0,25

                Смешай, чтобы получился порошок

                Дай таких доз № 10

                    Обозначь.  По 1 порошку 2 раза в день.

3. Возьми:  Атропина сульфата 0,0001

                Сахара 0,2

                Смешай, чтобы получился порошок

                Дай таких доз № 10

                    Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

4. Возьми: Атропина сульфата 0,00025

                   Папаверина гидрохлорида 0,015

                   Сахара 0,25

               Смешай, чтобы получился порошок

               Дай таких доз № 20

                   Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

5. Возьми: Атропина сульфата 0,0002

               Висмута нитрата основного 0,2

               Смешай, чтобы получился порошок

               Дай таких доз № 10

                   Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.

6. Возьми: Фенобарбитала 0,02

                   Кофеин-бензоата натрия 0,06

               Глюкозы 0,2

               Смешай, чтобы получился порошок

               Дай таких доз № 6

                   Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.

7. Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1

               Глюкозы 0,25

               Смешай, чтобы получился порошок

               Дай таких доз № 30

                   Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

8. Возьми: Дибазола 0,01

                   Фенобарбитал 0,05

               Сахара 0,3

               Смешай, чтобы получился порошок

               Дай таких доз № 20

                   Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.

9. Возьми: Раствора кислоты борной 3% - 200 мл

                   Дай. Обозначь. На очаги

10. Возьми: Анальгина 0,5

                 Настойки валерианы 6 мл

                 Воды очищенной 200 мл

                     Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день

11. Возьми: Раствора новокаина 0,5% - 200 мл

                     Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 4 раза в день

12. Возьми: Раствора калия йодида 10% - 200 мл

                     Дай. Обозначь. Для электрофореза.

13. Возьми: Натрия гидрокарбоната

                  Натрия бензоата поровну по 2,0

                  Нашатырно-анисовых капель 5 мл

                  Сиропа сахарного 10 мл

                  Воды очищенной 200 мл

                     Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

14. Возьми: Раствора натрия салицилата 2% - 200 мл

                      Дай. Обозначь. Для электрофореза.

15. Возьми: Раствора фурацилина 1:5000 – 200 мл.

                     Дай. Обозначь. Для полоскания горла.

16. Возьми: Раствора серебра нитрата 1% - 150 мл

                     Дай. Обозначь. Для промывания мочевого пузыря.  

17. Возьми: Раствора кислоты хлористоводородной 1% - 200 мл.

                     Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день во время еды.

18. Возьми: Раствора пергидроля 2% - 200 мл.

                     Дай. Обозначь. Для промываний.

19. Возьми:  Раствора перекиси водорода 5% - 200 мл.

                      Дай. Обозначь. Для промывания ран.        

20. Возьми:  Кислоты салициловой

                      Камфоры поровну по 2,0

                      Спирта этилового 20 мл

                      Смешай. Дай. Обозначь. Для растираний.

21. Возьми: Раствора колларгола 1% - 200 мл

                     Дай. Обозначь. Для спринцеваний.

22. Возьми: Раствора пепсина 2% - 200 мл.

                     Кислоты хлористоводородной 5 мл.

                     Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день во время еды.

23. Возьми: Раствора папаверина гидрохлорида 1% - 50 мл.

                     Дай. Обозначь. По две капли 3 раза в день.

24. Возьми: Мази цинковой 5 % - 150,0

                     Дай. Обозначь. Для смазывания пораженных участков

25. Возьми: Мази кислоты салициловой 1 % - 50,0

                     Дай. Обозначь. Мазь для рук

26. Возьми: Настоя корня алтея 200 мл

                     Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день ребенку 10 лет

27. Возьми: Настоя листьев мяты из 5,0 – 200 мл

                     Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день

28. Возьми: Отвара коры дуба 160 мл

                     Глицерина 5,0

                     Смешай. Дай. Обозначь. Для полоскания

29. Возьми: Димедрола 0,1

                      Настойки валерианы 1 мл

                     Ланолина безводного 10,0

                     Смешай, чтобы получилась мазь

                     Дай. Обозначь Мазь для ног

30. Возьми: Папаверина гидрохлорида 0,1

                     Масла какао 2,5

                     Смешай, чтобы получилась свеча

                     Дай таких доз № 20

                     Обозначь. По 1 свече в прямую кишку на ночь

               Критерии оценки при решении проблемно - ситуационной задачи:

  «5» (отлично) - задача выполнена полностью, без недочетов, сделаны необходимые расчеты, обоснована технология изготовления и оформления лекарственной формы.

«4» (хорошо) - задача выполнена с единичными неточностями, сделаны необходимые расчеты, обоснована  технология изготовления и оформления лекарственной формы.

«3» (удовлетворительно) - задача выполнена не полностью, есть ошибки в  технологии изготовления или оформления лекарственной формы.

 «2» (неудовлетворительно) - задача выполнена не правильно, грубые ошибки в расчетах или технологии изготовления.



Предварительный просмотр:

      Практические задания к промежуточной аттестации по технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация                               

Задание № 1. Отвесить два деци димедрола

Задание № 2. Отмерить 50 мл воды очищенной

Задание № 3. Набрать навеску 1,3.

Задание № 4. Отмерить 23 мл воды очищенной

Задание № 5. Отвесить 10, 0 кислоты аскорбиновой

Задание № 6. Оформить этикетку к лекарственной форме: раствор глюкозы 5% - 100 мл. Принимать по 1 чайной ложке 3 раза в день.

Задание № 7. Завернуть 3 порошка натрия гидрокарбоната по 0, 2

Задание № 8. Развесить порошковую массу 3,0 на 5 доз в капсулы по 0, 6

Задание № 9. Отвесить 30,0 глюкозы

Задание № 10. Подобрать средства упаковки и укупорки для лекарственной формы: раствор натрия бромида 1%-200 мл

Задание № 11. Набрать навеску два деци пять санти

Задание № 12. Проверить разовую и суточную дозы лекарственного вещества в прописи:

Димедрола 0,05

        Сахара 0,25

        Дай таких доз № 10

        Обозначь. По одному порошку 2 раза в день

Задание № 13. Отвесить четыре деци натрия бромида

Задание № 14. Сделать необходимые расчеты и оформить лицевую сторону паспорта письменного контроля для прописи:

Возьми: Кислоты аскорбиновой 0, 1

           Глюкозы 0, 25

           Дай таких доз № 20

           Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

Задание № 15. Проверить дозы вещества списка Б в лекарственной форме:

Возьми: Раствора анальгина 0, 25%-200мл

                       Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день

Задание № 16. Рассчитать количества лекарственных веществ, общую массу и массу 1 порошка по прописи:

Возьми: Рибофлавина 0, 005

           Кислоты аскорбиновой 0,1

           Глюкозы 0, 3

           Смешай, чтобы получился порошок

           Дай таких доз № 20

Задание № 17. Сделать необходимые расчеты и заполнить лицевую сторону паспорта письменного контроля для прописи: раствор натрия гидрокарбоната 2%-200мл.

Задание № 18. Подобрать и оформить этикетки к лекарственной форме:

Возьми: Атропина сульфата 0, 0001

           Сахара 0, 3

           Смешай, чтобы получился порошок

           Дай таких доз № 10

           Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

Задание № 19. Отвесить 3 дозы крахмала по три деци в капсулы

Задание № 20. Подобрать средства упаковки, укупорки и этикетки для лекарственной формы: Раствор перекиси водорода 3%-100 мл для обработки инструментов

Задание № 21. Отмерить 75 мл воды очищенной

Задание № 22. Развесить порошковую массу 1,0 на 5 порошков по 0,2

Задание № 23. Завернуть 3 приготовленных порошка серы и упаковать в пакет

Задание № 24. Приготовить раствор протаргола 0,5%-50 мл

Задание № 25. Приготовить 100 мл раствора калия йодида 1%

Задание № 26. Отмерить 15 мл воды очищенной

Задание № 27. Отвесить и упаковать 1, 0 талька

Задание № 28. Подобрать и оформить этикетки для лекарственной формы:

                     Раствор фурациллина 1:5000 – 200 мл для полоскания горла

Задание № 29. Подобрать средства упаковки и укупорки 500 мл  5% раствора глюкозы  для инъекций

Задание № 30. Отвесить один деци рибофлавина.

                           Критерии оценки при решении практического задания:

 «5» (отлично) - задание выполнено полностью, без недочетов, ответ по алгоритму.

«4» (хорошо) - задание выполнено с единичными неточностями, ответ по алгоритму с помощью преподавателя.

«3» (удовлетворительно) - задание выполнено не полностью, ответ по наводящим вопросам преподавателя.

 «2» (неудовлетворительно) – задание не выполнено, грубые ошибки, неправильный ответ.



Предварительный просмотр:

Перечень вопросов и манипуляций для дифференцированного зачета по производственной практике «Изготовление лекарственных форм».

Вопросы:

1. Каковы правила приготовления порошков с сильнодействующими веществами?

2. Что обозначает распределительный способ выписывания порошков?

3. Каковы особенности приготовления порошков с красящими, легковесными веществами?

4. Как проводят оценку качества порошков?

5. Каковы общие правила изготовления водных растворов?

6. В чем заключается процеживание растворов и какие материалы можно использовать для этого?

7. Каковы правила упаковки и укупорки жидких лекарственных форм?

8. Каковы правила приготовления спиртовых растворов лекарственных веществ?

9. Как проводят оценку качества жидких лекарственных форм?

10.Каковы общие правила приготовления настоев и отваров из лекарственного растительного сырья?

11. Как вводят в мазевую основу водорастворимые, жирорастворимые вещества?

12. Как проводят оценку качества мазей?

13.Какой приказ регламентирует правила оформления лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке?

14. Что регламентирует приказ МЗ РФ № 309?

15. Каковы требования к персоналу, занятому изготовлением лекарственных форм?

16. Как в аптеке получают воду очищенную и каков срок ее хранения?

17. Какие виды этикеток используют в аптеках для оформления лекарственных форм?

18. Каковы правила упаковки и отпуска порошков?

19. Каковы правила упаковки и отпуска мягких лекарственных форм?

20. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?

21. Каковы основные правила измельчения  и смешивания лекарственных веществ  при изготовлении  порошков?

22. Каковы правила работы с мерной посудой?

23. Каковы правила хранения красящих и пахучих веществ?

24. Каковы правила работы на ручных аптечных весах?

25. Каковы правила растворения лекарственных веществ в воде?

Манипуляции

1. Отвесить два деци димедрола

2. Отмерить 50 мл воды очищенной

3. Набрать навеску 1,3.

4. Отвесить 10, 0 кислоты аскорбиновой на технических весах

5. Оформить этикетку к лекарственной форме: раствор глюкозы 5% - 100 мл. Принимать по 1 чайной ложке 3 раза в день.

6. Завернуть порошок

7. Подобрать средства упаковки и укупорки для лекарственной формы: раствор натрия бромида 1%-200 мл

8. Набрать навеску два деци пять санти

9. Проверить разовую и суточную дозы лекарственного вещества в прописи:

Димедрола 0,05

        Сахара 0,25

            Смешай, чтобы получился порошок

        Дай таких доз № 10

        Обозначь. По одному порошку 2 раза в день

10. Сделать необходимые расчеты и оформить лицевую сторону паспорта письменного контроля для прописи:

Возьми: Кислоты аскорбиновой 0, 1

           Глюкозы 0, 25

               Смешай, чтобы получился порошок

           Дай таких доз № 20

           Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

11. Проверить дозы вещества списка Б в лекарственной форме:

Возьми: Раствора анальгина 0, 25%-200мл

                       Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день

12. Сделать необходимые расчеты и заполнить лицевую сторону паспорта письменного контроля для прописи: раствор натрия гидрокарбоната 2%-200мл.

13. Подобрать и оформить этикетки к лекарственной форме:

Возьми: Атропина сульфата 0, 0001

           Сахара 0, 3

           Смешай, чтобы получился порошок

           Дай таких доз № 10

           Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

14. Уравновесить 2 флакона на технических весах

15. Процедить раствор

16. Развесить порошковую массу 1,0 на 5 порошков по 0,2

17. Приготовить раствор протаргола 0,5%-50 мл

18. Подобрать и оформить этикетки для лекарственной формы: Раствор фурациллина 1:5000 – 200 мл для полоскания горла

19. Отвесить один деци рибофлавина

20. Отмерить 5 мл настойки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение".

Вопросы  можно  использовать  для  приема   зачета   по  дисциплине "Общественное  здоровье  и  здравоохранение"....

Новые виды лекарственных форм, применяемые в медицине Лекарственные формы длительного действия - пролонги

Доклад преподавателя Рощак О.Г. на засидании ЦМК «Клинических дисциплин»Новые виды лекарственных форм, применяемые в медицинеЛекарственные формы длительного действия - пролонги...

Презентация по учебной дисциплине Фармакология, раздел 2. Рецептура, тема: "Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы"

Электронная презентация подготовлена для проведения теоретических занятий по учебной дисциплине Фармакология в учебных группах специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело....

Таксировка рецептов на готовые лекарственные формы и на лекарственные формы экстемпорального изготовления.

     Практическое руководство для студентов профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обр...

МДК 02.01. «Изготовление лекарственных форм» Тестовые задания для самоподготовки к дифференцированному зачету

Тестовые задания для самоподготовки к дифференцированному зачету по МДК 02.01. «Изготовление лекарственных форм»...

Фонд оценочных средств ПМ. 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»

Фонд оценочных средств (ФОС) дисциплины МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»  профессионального модуля ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обяз...

вопросы для подготовки к зачету

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачетупо учебной   дисциплине ОП.06 Экономика организациидля специальности 08.02.01  «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...