Вопросы и манипуляции для подготовки к зачету по производственной практике "Изготовление лекарственных форм"
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме
Вопросы и манипуляции предназначены для студентов 3-его курса специальности Фармация при самоподготовке к дифференцированному зачету по производственной практике "Изготовление лекарственных форм".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18-19._razbavl.stand_prepar._teor.zan_.doc | 81.5 КБ |
voprosy_dlya_podgotovki_k_ekzamenu_po_tilf.docx | 13.55 КБ |
zadachi_k_ekzamenu.docx | 13.73 КБ |
manipulyatsii_k_ekzamenu.docx | 12.94 КБ |
voprosy_k_zachetu_po_pp.docx | 14.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: « Разбавление стандартных препаратов»
МДК 0201 « Технология изготовления лекарственных форм»
ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Специальность: 060301 « Фармация»
Составитель: Сухова Л.П.,
преподаватель технологии
изготовления лекарственных форм
г. Благовещенск
2014г.
Теоретическое занятие № 13
Тема: Разбавление стандартных препаратов.
Продолжительность занятия: 90мин.
Цель занятия:
- Сформировать у студентов теоретические знания о правилах разбавления стандартных препаратов
Задачи:
- Дать характеристику стандартных препаратов
- Объяснить особенности расчетов и технологии изготовления растворов стандартных препаратов
- Развивать логическое мышление
- Воспитывать внимание, дисциплину
Студент должен знать:
- Классификацию стандартных препаратов
- Особенности расчетов по разбавлению стандартных препаратов
- Технологию изготовления растворов стандартных препаратов
Студент должен уметь:
- Определять правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы
- Производить необходимые расчеты
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Литература:
- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2015г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.
Оснащение:
- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- Мультимедийная презентация
- Доска
Внутрипредметные связи:
- Теория растворимости
- Обозначение концентрации лекарственных веществ в ЖЛФ
Межпредметные связи:
- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)
- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)
- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)
Структура занятия
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.
3. Изложение нового материала - 80 мин.
4. Закрепление материала - 3 мин.
5. Задание на дом - 2 мин.
Содержание занятия
- Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
- Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план:
- Стандартные препараты– понятие, характеристика.
- Классификация стандартных препаратов
- Разбавление кислоты хлористоводородной
- Разбавление раствора аммиака и уксусной кислоты
- Разбавление стандартных препаратов, имеющих два названия
По данной теме будет проводиться практическое занятие. Поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности.
3. Содержание нового материала:
В процессе изложения нового материала (приложение № 1) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания о % выражении концентрации лекарственных веществ, об общих правилах изготовления истинных растворов и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.
4. Закрепление материала:
С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)
5. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 3)
Приложение № 1
Изложение нового материала:
Стандартные препараты – фармакопейные, водные растворы некоторых лекарственных веществ в строго определенной концентрации.
В аптеки эти препараты поступают в готовом виде.
В рецептах эти препараты могут быть выписаны и в иной концентрации. Так как эти жидкости легко смешиваются с водой, то приготовление их растворов иной концентрации фактически сводится к разбавлению стандартных препаратов водой очищенной, но расчеты имеют свои особенности и проводятся в соответствии с указаниями ГФ Х и приказа МЗ РФ № 308. Вопрос – Что регламентирует приказ № 308?
Для удобства стандартные препараты делят на 3 группы:
1 группа – кислота хлористоводородная разведенная (Acidum hydrochloricum dilutum) 8,2 – 8,4% и концентрированная (Acidum hydrochloricum) 24,8 – 25,2%
2 группа – раствор аммиака 9,5-10,5% (Liquor Ammonii caustici) и кислота уксусная 30% и 98% (Acidum aceticum)
3 группа – препараты, имеющие два названия – условное и химическое
Условное название | Концентрация, % | Химическое название |
Жидкость Бурова Liquor Burovi | 7,6 – 9,2 | Раствор алюминия ацетата основного – Solutio Aluminii subacetatis |
Жидкость калия ацетата Liquor Kalii acetatis | 33 - 35 | Раствор калия ацетата – Solutio Kalii acetatis |
Пергидроль Perhydrolum | 27,5 – 30,1 | Раствор перекиси водорода Solutio Hydrogenii peroxydi |
Формалин Formalinum | 36,5 – 37,5 | Раствор формальдегида Solutio Formaldehydi |
Рассмотрим правила разбавления этих препаратов на примерах.
Растворы кислоты хлористоводородной – предназначены для внутреннего применения в форме капель и микстур при недостаточной кислотности желудочного сока как взрослым, так и детям. Способы выписывания и концентрация кислоты могут быть различными, поэтому расчеты, связанные с разведением кислоты хлористоводородной, требуют особого внимания. В соответствии с ГФ, во всех случаях, когда выписана кислота хлористоводородная без обозначения концентрации, отпускают разведенную кислоту.
Rp: Acidi hydrochlorici 2ml
Aquae purificatae 150ml
MDS. По 25 капель на ¼ стакана воды перед едой
Вопрос- Как правильно нужно смешивать кислоту хлористоводородную и воду?
В подставку отмеривают 150мл воды очищенной и добавляют 2мл разведенной кислоты хлористоводородной, взбалтывают. Вопрос – какие технологические операции следуют после этого? ( процеживают в отпускной флакон, укупоривают, оформляют.)
Важно запомнить правило: кислота хлористоводородная всегда добавляется к воде, но не наоборот!
Если выписан раствор кислоты хлористоводородной с обозначением концентрации для внутреннего применения, то также используют разведенную кислоту, принимая ее за единицу или 100%. Однако, при таком способе изготовления микстур, как показала практика, возможны ошибки. Поэтому, во избежание ошибок в работе и для обеспечения более точного изготовления растворов, предложено использовать заранее приготовленный раствор НСI 10% (1:10). Кроме того, в ассистентской комнате запрещается хранить даже разведенную HCI.
Rp: Sol. Acidi hydrochlorici 3% - 200 ml
D.S. По 1 десертной ложке 3 раза в день перед едой
Выписана жидкая лекарственная форма для внутреннего применения. Кислота НСI относится к списку Б. Поэтому проверяем дозы. Но перед этим давайте вспомним: Что обозначает процентное выражение концентрации, в данном случае 3%?
Обратная сторона ППК:
Проверка доз:
1) количество кислоты по рецепту – 3 мл – 100мл
х мл - 200мл, х = 6 мл (разв)
2) разовая доза (РД), учитывая общий объем раствора:
РД = 6 мл – 200 мл раствора
Х мл – 10 мл, Х= 0,3 мл
ВРД= 2 мл
СД = 0,3 х 3 = 0,9 мл. ВСД= 6 мл.
А теперь вопрос: как рассчитать количество концентрата, если нам известно количество вещества по рецепту и разведение раствора? Отметим еще раз: количество вещества по рецепту умножить на разведение раствора. Расчеты:
Раствора кислоты хлористоводородной 10% (1:10) = 6 мл х 10 = 60 мл.
Воды очищенной = 200 мл – 60 мл = 140 мл.
В подставку отмеривают 140 мл воды очищенной, добавляют 60 мл раствора НСI 10%. Взбалтывают, процеживают в отпускной флакон темного стекла. Укупоривают, оформляют этикеткой «Внутреннее».
Концентрированная HCI используется только для приготовления растворов для наружного применения, в частности, для приготовления раствора по Демьяновичу.
Rp: Sol. Acidi hydrochlorici 6 % - 200 ml
D.S. На пораженные участки
Выписан раствор для наружного применения, проверка доз не требуется.
Обратная сторона ППК:
HCl концентр.(24,8- 25,2%) – 6мл – 100 мл
Х - 200 мл, х = 12мл
Вода очищенная – 200мл – 12мл = 188 мл.
Технология приготовления данного раствора аналогична предыдущему рецепту.
Если в аптеке отсутствует концентрированная кислота хлористоводородная, то для приготовления данного раствора можно использовать разведенную кислоту, взяв ее при этом в 3 раза больше, т.е. 36мл, тогда воды следует взять 164мл (200 – 36= 164).
Растворы аммиака и уксусной кислоты – готовят, независимо от назначения, с учетом фактического содержания действующего вещества
Х = V х B ,
A
Где: Х - объем стандартного препарата, мл;
V – общий объем приготавливаемого раствора, мл;
А – фактическая концентрация стандартного препарата, %;
В – необходимая концентрация раствора, %.
Rp: Sol. Ammonii caustici 1% - 300 ml
D.S. Для обработки рук
Выписан раствор для наружного применения. Допустим, в аптеке имеется 10% раствор аммиака. Делаем расчеты по формуле.
Расчеты:
Х = 300мл х 1%, х = 30 мл (10 % раствора аммиака)
10%
Вода очищенная: 300 – 30 = 270 мл
Вопрос: Как будем готовить данный раствор?
Аналогично делают расчеты и готовят растворы уксусной кислоты.
Растворы стандартных препаратов, имеющих два названия.
Они предназначены только для наружного применения в виде примочек, полосканий, спринцеваний, смазываний.При их изготовлении обращают внимание, под каким названием выписан стандартный препарат, отсюда и подход к расчетам.
Если название условное, то расчеты ведут как обычно, принимая стандартный препарат за единицу (100%).
Rp: Sol. Liquoris Burovi 10% - 200ml
D.S. Примочка для руки
Выписан раствор стандартного препарата (жидкость Бурова) под условным названием, расчеты проводим как обычно.
Вопрос: Зная определение процентного выражения концентрации, рассчитайте самостоятельно количество стандартного препарата и воды очищенной (жидкости Бурова 20мл; воды 180мл).
Если название стандартного препарата химическое (раствор перекиси водорода, раствор формальдегида и др.), то расчеты ведут по формуле разбавления (аналогично раствора аммиака и уксусной кислоты).
Следует отметить, что в отличие от всех остальных стандартных препаратов, пергидроль в чистом виде дозируется по массе, т.е. отвешивается на технических весах и его растворы готовятся путем доведения до объема.
Rp: Sol. Perhydroli 3 % - 10 ml
D.S. По 2-3 капли в левое ухо
Выписан раствор стандартного препарата под условным названием, следовательно, пергидроля по рецепту нужно взять 0,3. На технических весах в мерную посуду отвешивают 0,3 пергидроля имеющейся концентрации и доводят водой очищенной до 10 мл.
Rp: Sol. Hydrogenii peroxydi 3 % - 500 ml
D.S. Для обработки инструментов
Выписан раствор стандартного препарата под химическим названием, расчеты проводим по формуле разбавления. Допустим, в аптеке имеется 30% пергидроль.
Расчеты:
Пергидроль 30% : х = 500 мл х 3 % ; Х = 50,0
30%
Вода очищенная: до 500 мл
При изготовлении растворов формальдегида и пероксида водорода разрешается использовать формалин с содержанием формальдегида менее 36,5 % и пергидроль с содержанием перекиси водорода более 30 %. При расчетах разницу концентраций учитывают с помощью коэффициента пересчета (КП), который рассчитывается по формуле:
КП = стандартная концентрация %
фактическая концентрация %
Например, в аптеке имеется раствор формалина с концентрацией формальдегида 34 %.
Rp: Sol. Formaldehydi 5 % - 200 ml
D.S. Для обработки инструментов
Раствор выписан под химическим названием, расчеты ведут по формуле разбавления, учитывая, что фактическая концентрация формалина 34%.
Расчеты:
Формалин (34%): Х = 200 мл х 5 %
34 % х = 29,4 мл
Вода очищенная: 200 – 29,4 = 170,6 мл
Rp: Sol. Formalini 5 % - 200 ml
D.S. Для обработки инструментов
Раствор выписан под условным названием. Так как в аптеке имеется формалин нестандартной концентрации (34%), учитываем коэффициент пересчета.
Расчеты:
Формалин по рецепту: 5 – 100
Х – 200 х = 10 мл
КП = 37 % = 1,08
34 %
Количество 34 % раствора формальдегида: 10 мл х 1,08 = 10,8 мл ~ 11 мл.
Вода очищенная: 200 – 11 = 189 мл.
Если в рецепте концентрация стандартного препарата не указана, то считают стандартной и отпускают:
- раствор перекиси водорода 3 %
- кислота хлористоводородная 8,3 %
- раствор аммиака 10 %
- уксусная кислота 30 %
- жидкость Бурова 8 %
- жидкость калия ацетата 33 %
- пергидроль 30 %
- формалин 37 %
Таким образом, при изготовлении растворов стандартных препаратов необходимо знать особенности расчетов и технологии изготовления. А для этого в первую очередь необходимо знать их классификацию.
Приложение № 2
Закрепление материала:
- Какова классификация стандартных препаратов?
- В чем особенность разбавления кислоты хлористоводородной?
- В чем особенность разбавления раствора аммиака и уксусной кислоты?
- От чего и каким образом зависят расчеты при изготовлении растворов стандартных препаратов 3-ей группы?
- В чем особенность приготовления растворов пергидроля?
Приложение № 3
Задание на дом:
- Что собой представляют стандартные препараты?
- На какие группы подразделяют стандартные препараты?
- В чем особенность разбавления кислоты хлористоводородной?
- В чем особенность разбавления раствора аммиака и уксусной кислоты?
- От чего и каким образом зависят расчеты при изготовлении растворов стандартных препаратов 3-ей группы?
- В чем особенность приготовления растворов пергидроля?
Рекомендуемая литература:
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
- Лекционный материал
- Дополнительные источники
Предварительный просмотр:
Вопросы к промежуточной аттестации по МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм
1.Термины и понятия технологии лекарственных форм.
2. Нормативная документация, регламентирующая качество лекарственных средств, изготовленных в аптеках. Рецепт. Приказ № 376 «Единые правила оформления лекарств, изготавливаемых в аптечных учреждениях».
3. Порошки – определение, классификация. Способы прописывания порошков в рецептах (на примере). Оценка качества порошков.
4. Основные правила измельчения и смешивания лекарственных веществ при изготовлении порошков.
5. Изготовление порошков с ядовитыми веществами. Тритурации. Оформление к отпуску.
6. Номенклатура лекарственных средств. Правила хранения и работы с ядовитыми и сильнодействующими веществами
7. Хранение, особенности приготовления порошков с тудноизмельчаемыми и красящими веществами
8. Дозирование по массе, объему. Метрологическая характеристика весов аптечных
9. Способы выписывания жидких лекарственных форм. Процентное выражение концентрации.
10. Основные стадии изготовления жидких лекарственных форм. Правила работы с мерной посудой
11. Охарактеризовать понятие «Коэффициент увеличения объема», его использование в технологии водных растворов (на примере).
12. Проверка доз сп. А и Б в жидких лекарственных формах (на примерах)
13. Определение общего объема в жидких лекарственных формах (на примерах). Оценка качества жидких лекарственных форм.
14. Фильтрование, процеживание жидких лекарственных форм.
15. Правила выписывания и прием рецептов на лекарственные средства сп.А и Б.
16. Изготовление растворов йода, фурацилина.
17. Изготовление растворов нитрата серебра и калия перманганата.
18. Изготовление растворов кислоты хлористоводородной.
19. Изготовление спиртовых растворов.
20. Изготовление растворов колларгола и протаргола.
21. Концентрированные растворы – определение, приготовление, хранение.
22. Суспензии как лекарственная форма-определение, характеристика, требования ГФ.
23. Эмульсии – определение, характеристика, требования ГФ, технология изготовления.
24. Общие стадии технологии водных извлечений. Кинетика извлечения. Понятие о «коэффициенте водопоглощения».
25. Особенности водных извлечений из корня алтея. Понятие «расходного коэффициента» и его применение.
26. Технология водных извлечений из ЛРС, содержащего дубильные вещества, эфирные масла, сердечные гликозиды, алкалоиды.
27. Мази – определение, характеристика, классификация. Общая технология изготовления.
28. Суспензионные и эмульсионные мази: характеристика, особенность изготовления.
29. Суппозитории: определение, характеристика, классификация, требования ГФ.
30. Метод ручного выкатывания суппозиториев
Критерии оценки:
«5» (отлично) – рассказ полный, грамотный, логичный; свободное владение терминологией; ответы на дополнительные вопросы чёткие, краткие.
«4» (хорошо) – рассказ недостаточно логичный, с единичными ошибками в частностях; недостаточная уверенность в ответах на дополнительные вопросы; ответы на дополнительные вопросы правильные.
«3» (удовлетворительно) – рассказ неполный, недостаточно грамотный, с ошибками в деталях, ответы на дополнительные вопросы недостаточно чёткие, с ошибками в частностях.
«2» (неудовлетворительно) – рассказ неграмотный, неполный, с грубыми ошибками, незнание терминологии, ответы на дополнительные вопросы неправильные.
Предварительный просмотр:
Перечень проблемно – ситуационных задач для подготовки к промежуточной аттестации по технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация
1. Возьми: Дибазола 0,01
Фенобарбитала 0,05
Сахара 0,3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 6
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день
2. Возьми: Рибофлавина 0,005
Кислоты аскорбиновой 0,1
Кислоты никотиновой 0,1
Глюкозы 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 10
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.
3. Возьми: Атропина сульфата 0,0001
Сахара 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 10
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.
4. Возьми: Атропина сульфата 0,00025
Папаверина гидрохлорида 0,015
Сахара 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.
5. Возьми: Атропина сульфата 0,0002
Висмута нитрата основного 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 10
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.
6. Возьми: Фенобарбитала 0,02
Кофеин-бензоата натрия 0,06
Глюкозы 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 6
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.
7. Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1
Глюкозы 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 30
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.
8. Возьми: Дибазола 0,01
Фенобарбитал 0,05
Сахара 0,3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.
9. Возьми: Раствора кислоты борной 3% - 200 мл
Дай. Обозначь. На очаги
10. Возьми: Анальгина 0,5
Настойки валерианы 6 мл
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день
11. Возьми: Раствора новокаина 0,5% - 200 мл
Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 4 раза в день
12. Возьми: Раствора калия йодида 10% - 200 мл
Дай. Обозначь. Для электрофореза.
13. Возьми: Натрия гидрокарбоната
Натрия бензоата поровну по 2,0
Нашатырно-анисовых капель 5 мл
Сиропа сахарного 10 мл
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
14. Возьми: Раствора натрия салицилата 2% - 200 мл
Дай. Обозначь. Для электрофореза.
15. Возьми: Раствора фурацилина 1:5000 – 200 мл.
Дай. Обозначь. Для полоскания горла.
16. Возьми: Раствора серебра нитрата 1% - 150 мл
Дай. Обозначь. Для промывания мочевого пузыря.
17. Возьми: Раствора кислоты хлористоводородной 1% - 200 мл.
Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день во время еды.
18. Возьми: Раствора пергидроля 2% - 200 мл.
Дай. Обозначь. Для промываний.
19. Возьми: Раствора перекиси водорода 5% - 200 мл.
Дай. Обозначь. Для промывания ран.
20. Возьми: Кислоты салициловой
Камфоры поровну по 2,0
Спирта этилового 20 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Для растираний.
21. Возьми: Раствора колларгола 1% - 200 мл
Дай. Обозначь. Для спринцеваний.
22. Возьми: Раствора пепсина 2% - 200 мл.
Кислоты хлористоводородной 5 мл.
Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день во время еды.
23. Возьми: Раствора папаверина гидрохлорида 1% - 50 мл.
Дай. Обозначь. По две капли 3 раза в день.
24. Возьми: Мази цинковой 5 % - 150,0
Дай. Обозначь. Для смазывания пораженных участков
25. Возьми: Мази кислоты салициловой 1 % - 50,0
Дай. Обозначь. Мазь для рук
26. Возьми: Настоя корня алтея 200 мл
Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день ребенку 10 лет
27. Возьми: Настоя листьев мяты из 5,0 – 200 мл
Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день
28. Возьми: Отвара коры дуба 160 мл
Глицерина 5,0
Смешай. Дай. Обозначь. Для полоскания
29. Возьми: Димедрола 0,1
Настойки валерианы 1 мл
Ланолина безводного 10,0
Смешай, чтобы получилась мазь
Дай. Обозначь Мазь для ног
30. Возьми: Папаверина гидрохлорида 0,1
Масла какао 2,5
Смешай, чтобы получилась свеча
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 свече в прямую кишку на ночь
Критерии оценки при решении проблемно - ситуационной задачи:
«5» (отлично) - задача выполнена полностью, без недочетов, сделаны необходимые расчеты, обоснована технология изготовления и оформления лекарственной формы.
«4» (хорошо) - задача выполнена с единичными неточностями, сделаны необходимые расчеты, обоснована технология изготовления и оформления лекарственной формы.
«3» (удовлетворительно) - задача выполнена не полностью, есть ошибки в технологии изготовления или оформления лекарственной формы.
«2» (неудовлетворительно) - задача выполнена не правильно, грубые ошибки в расчетах или технологии изготовления.
Предварительный просмотр:
Практические задания к промежуточной аттестации по технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация
Задание № 1. Отвесить два деци димедрола
Задание № 2. Отмерить 50 мл воды очищенной
Задание № 3. Набрать навеску 1,3.
Задание № 4. Отмерить 23 мл воды очищенной
Задание № 5. Отвесить 10, 0 кислоты аскорбиновой
Задание № 6. Оформить этикетку к лекарственной форме: раствор глюкозы 5% - 100 мл. Принимать по 1 чайной ложке 3 раза в день.
Задание № 7. Завернуть 3 порошка натрия гидрокарбоната по 0, 2
Задание № 8. Развесить порошковую массу 3,0 на 5 доз в капсулы по 0, 6
Задание № 9. Отвесить 30,0 глюкозы
Задание № 10. Подобрать средства упаковки и укупорки для лекарственной формы: раствор натрия бромида 1%-200 мл
Задание № 11. Набрать навеску два деци пять санти
Задание № 12. Проверить разовую и суточную дозы лекарственного вещества в прописи:
Димедрола 0,05
Сахара 0,25
Дай таких доз № 10
Обозначь. По одному порошку 2 раза в день
Задание № 13. Отвесить четыре деци натрия бромида
Задание № 14. Сделать необходимые расчеты и оформить лицевую сторону паспорта письменного контроля для прописи:
Возьми: Кислоты аскорбиновой 0, 1
Глюкозы 0, 25
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
Задание № 15. Проверить дозы вещества списка Б в лекарственной форме:
Возьми: Раствора анальгина 0, 25%-200мл
Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день
Задание № 16. Рассчитать количества лекарственных веществ, общую массу и массу 1 порошка по прописи:
Возьми: Рибофлавина 0, 005
Кислоты аскорбиновой 0,1
Глюкозы 0, 3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 20
Задание № 17. Сделать необходимые расчеты и заполнить лицевую сторону паспорта письменного контроля для прописи: раствор натрия гидрокарбоната 2%-200мл.
Задание № 18. Подобрать и оформить этикетки к лекарственной форме:
Возьми: Атропина сульфата 0, 0001
Сахара 0, 3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 10
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
Задание № 19. Отвесить 3 дозы крахмала по три деци в капсулы
Задание № 20. Подобрать средства упаковки, укупорки и этикетки для лекарственной формы: Раствор перекиси водорода 3%-100 мл для обработки инструментов
Задание № 21. Отмерить 75 мл воды очищенной
Задание № 22. Развесить порошковую массу 1,0 на 5 порошков по 0,2
Задание № 23. Завернуть 3 приготовленных порошка серы и упаковать в пакет
Задание № 24. Приготовить раствор протаргола 0,5%-50 мл
Задание № 25. Приготовить 100 мл раствора калия йодида 1%
Задание № 26. Отмерить 15 мл воды очищенной
Задание № 27. Отвесить и упаковать 1, 0 талька
Задание № 28. Подобрать и оформить этикетки для лекарственной формы:
Раствор фурациллина 1:5000 – 200 мл для полоскания горла
Задание № 29. Подобрать средства упаковки и укупорки 500 мл 5% раствора глюкозы для инъекций
Задание № 30. Отвесить один деци рибофлавина.
Критерии оценки при решении практического задания:
«5» (отлично) - задание выполнено полностью, без недочетов, ответ по алгоритму.
«4» (хорошо) - задание выполнено с единичными неточностями, ответ по алгоритму с помощью преподавателя.
«3» (удовлетворительно) - задание выполнено не полностью, ответ по наводящим вопросам преподавателя.
«2» (неудовлетворительно) – задание не выполнено, грубые ошибки, неправильный ответ.
Предварительный просмотр:
Перечень вопросов и манипуляций для дифференцированного зачета по производственной практике «Изготовление лекарственных форм».
Вопросы:
1. Каковы правила приготовления порошков с сильнодействующими веществами?
2. Что обозначает распределительный способ выписывания порошков?
3. Каковы особенности приготовления порошков с красящими, легковесными веществами?
4. Как проводят оценку качества порошков?
5. Каковы общие правила изготовления водных растворов?
6. В чем заключается процеживание растворов и какие материалы можно использовать для этого?
7. Каковы правила упаковки и укупорки жидких лекарственных форм?
8. Каковы правила приготовления спиртовых растворов лекарственных веществ?
9. Как проводят оценку качества жидких лекарственных форм?
10.Каковы общие правила приготовления настоев и отваров из лекарственного растительного сырья?
11. Как вводят в мазевую основу водорастворимые, жирорастворимые вещества?
12. Как проводят оценку качества мазей?
13.Какой приказ регламентирует правила оформления лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке?
14. Что регламентирует приказ МЗ РФ № 309?
15. Каковы требования к персоналу, занятому изготовлением лекарственных форм?
16. Как в аптеке получают воду очищенную и каков срок ее хранения?
17. Какие виды этикеток используют в аптеках для оформления лекарственных форм?
18. Каковы правила упаковки и отпуска порошков?
19. Каковы правила упаковки и отпуска мягких лекарственных форм?
20. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
21. Каковы основные правила измельчения и смешивания лекарственных веществ при изготовлении порошков?
22. Каковы правила работы с мерной посудой?
23. Каковы правила хранения красящих и пахучих веществ?
24. Каковы правила работы на ручных аптечных весах?
25. Каковы правила растворения лекарственных веществ в воде?
Манипуляции
1. Отвесить два деци димедрола
2. Отмерить 50 мл воды очищенной
3. Набрать навеску 1,3.
4. Отвесить 10, 0 кислоты аскорбиновой на технических весах
5. Оформить этикетку к лекарственной форме: раствор глюкозы 5% - 100 мл. Принимать по 1 чайной ложке 3 раза в день.
6. Завернуть порошок
7. Подобрать средства упаковки и укупорки для лекарственной формы: раствор натрия бромида 1%-200 мл
8. Набрать навеску два деци пять санти
9. Проверить разовую и суточную дозы лекарственного вещества в прописи:
Димедрола 0,05
Сахара 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 10
Обозначь. По одному порошку 2 раза в день
10. Сделать необходимые расчеты и оформить лицевую сторону паспорта письменного контроля для прописи:
Возьми: Кислоты аскорбиновой 0, 1
Глюкозы 0, 25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 20
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
11. Проверить дозы вещества списка Б в лекарственной форме:
Возьми: Раствора анальгина 0, 25%-200мл
Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день
12. Сделать необходимые расчеты и заполнить лицевую сторону паспорта письменного контроля для прописи: раствор натрия гидрокарбоната 2%-200мл.
13. Подобрать и оформить этикетки к лекарственной форме:
Возьми: Атропина сульфата 0, 0001
Сахара 0, 3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 10
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
14. Уравновесить 2 флакона на технических весах
15. Процедить раствор
16. Развесить порошковую массу 1,0 на 5 порошков по 0,2
17. Приготовить раствор протаргола 0,5%-50 мл
18. Подобрать и оформить этикетки для лекарственной формы: Раствор фурациллина 1:5000 – 200 мл для полоскания горла
19. Отвесить один деци рибофлавина
20. Отмерить 5 мл настойки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение".
Вопросы можно использовать для приема зачета по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"....
Новые виды лекарственных форм, применяемые в медицине Лекарственные формы длительного действия - пролонги
Доклад преподавателя Рощак О.Г. на засидании ЦМК «Клинических дисциплин»Новые виды лекарственных форм, применяемые в медицинеЛекарственные формы длительного действия - пролонги...
Презентация по учебной дисциплине Фармакология, раздел 2. Рецептура, тема: "Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы"
Электронная презентация подготовлена для проведения теоретических занятий по учебной дисциплине Фармакология в учебных группах специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело....
Таксировка рецептов на готовые лекарственные формы и на лекарственные формы экстемпорального изготовления.
Практическое руководство для студентов профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обр...
МДК 02.01. «Изготовление лекарственных форм» Тестовые задания для самоподготовки к дифференцированному зачету
Тестовые задания для самоподготовки к дифференцированному зачету по МДК 02.01. «Изготовление лекарственных форм»...
Фонд оценочных средств ПМ. 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»
Фонд оценочных средств (ФОС) дисциплины МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» профессионального модуля ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обяз...
вопросы для подготовки к зачету
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачетупо учебной дисциплине ОП.06 Экономика организациидля специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...