Особенности сестринского процесса при работе с детьми
учебно-методический материал на тему

Золотарева Ирина Леонидовна

Лекционный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_lektsii_1_-_2018.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 1. Особенности сестринского процесса при работе с детьми  

        Педиатрия (от греч. paid - ребёнок, iatria  - лечение)   -  это самостоятельная область медицинской науки, которая изучает:

  • закономерности развития детей (наблюдает за ростом и развитием человека от рождения до юношеского возраста  -  медицина растущего организма);
  • этиологию  -  причины заболевания, факторы риска развития заболевания;
  • патогенез  -  механизм развития заболевания;
  • клинику  -  клинические проявления, признаки заболевания;
  • лечение  -  принципы лечения;
  • профилактику  -  специфические и неспецифические меры по предупреждению развития заболеваний в детском возрасте.

Задачи  педиатрии  - сохранение или возвращение после болезни состояния здоровья ребёнку, позволяющий ему максимально полно реализовать свой жизненный потенциал.

Сестринский процесс (СП) в педиатрии – это научный метод организации и исполнения системного ухода за детьми различного возраста, ориентированный на потребности пациента, требующий от медсестры умения индивидуализировать и систематизировать его.

Цель СП  - это помощь ребенку и его семье в поддержании и восстановлении здоровья, в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.

В основе СП  -  находится ребенок как личность, требующая комплексного подхода к лечению и уходу при любом заболевании. Важно учитывать влияние на  развитие личности ребенка критических возрастных периодов жизни.

Выделяют следующие критические возрастные периоды жизни детей:

  1. Период новорожденности.
  2. Преддошкольный возраст (ранний) от 1 до 3-х лет.
  3. Дошкольный возраст от 3 до 7-ми лет.
  4. Старший школьный возраст от 12 до 17-18-ти лет.

/. Период новорожденности. Кризис новорожденного - это как бы промежуточный период между внутриутробной и внеутробной жизнью.  В этот период происходит значительная перестройка в организме ребенка, возникают пограничные состояния. В этот период ребенку необходим тщательный уход и ребенок  полностью зависим от взрослых.

2 Преддошкольный возраст от 1 до 3-х лет. Ребенок преддошкольного возраста во всем зависим от родителей, привязан к своим игрушкам, дому, тяжело переносит разлуку с матерью и отрыв от привычной обстановки, не осознает боль, не умеет формулировать жалобы.

  1. Дошкольный возраст от 3 до 7-ми лет. Дошкольники тяжело переносят разлуку с близкими людьми, страдают из-за отрыва от семьи, дома, боятся незнакомой обстановки, диагностических и лечебных процедур.
  2. Старший школьный возраст от 12 до 17-18-ти лет. Подростки более зависимы от взаимоотношений со сверстниками, страдают из-за разлуки с ними, их жизненное самоутверждение проявляется бравадой, претензиями на взрослость, пренебрежительным отношением к болезни.

          Важно правильно определить к какой группе психического здоровья относится ребенок, больной соматическим заболеванием.

Выделяют следующие группы психического здоровья:

  1. Совершенно здоровые дети с оптимальной адаптированностью.
  2. Дети с легкими функциональными нарушениями (повышенной утомляемостью, нарушениями сна, неустойчивым настроением).
  3. Дети с астеноневротическим синдромом (мнительностью, неуверенностью, тревожностью, головными болями, головокружениями, тошнотой, снижением работоспособности).
  4. Дети с патохарактерологическими, психоорганическими синдромами (со значительными отклонениями в психике).

Это позволяет учитывать преимущественную зависимость детей 2-й группы от психологических факторов, а детей 3-й и 4-й групп - от медико-биологических, психотравмирующих и других факторов.

Оценка психического здоровья ребенка невозможна в отрыве от родительских взаимоотношений, традиций и типа воспитания, сложившихся в семье. Родительские отношения к детям, как правило, не выступают в чистом виде, они сложны, противоречивы и изменчивы. Только внимательное изучение (опрос, психологическое обследование, наблюдение, анализ) помогают оценить, как в действительности воспитывается ребенок.

Организация этапов сестринского процесса

I этап

сестринское обследование пациента 

с выявлением нарушенных потребностей больного  ребенка

II этап

выявление проблем больного ребенка

III этап

постановка целей СП,

планирование плана сестринских вмешательств

IV этап

 

 реализации плана сестринских вмешательств

V этап

оценка эффективности сестринской помощи

I этап СП  -  сестринское обследование пациента.

Цель  -  получение информации для оценки состояния ребёнка с выявлением нарушенных потребностей больного  ребенка

На I этапе СП – при выявлении нарушенных потребностей (из 10 универсальных  -  потребность дышать, пить, есть, выделять, спать, в движении, одеваться, раздеваться, поддерживать температуру тела, содержание тела в чистоте,  безопасная среда, общение, игра, отдых ), необходимо учитывать особенности его обследования.

Организм ребенка, особенно первых месяцев и лет жизни во многом отличается от организма взрослого человека. Знание анатомических и физиологических особенностей детского организма является основой правильного обследования, диагностики, организации лечебных мероприятий и ухода на протяжении всего периода детства.

Обследовать ребенка всегда труднее, чем взрослого. Прежде чем начать обследование, необходимо установить контакт с ребенком и его родителями, успокоить пациента, создать обстановку взаимного доверия. Следует избегать резких, грубых и необдуманных слов, действий. Спокойный голос, легкое прикосновение успокаивают скованного ребенка, способствуют уменьшению боли, понижают чувство тревоги у расстроенных родителей.

Обычно во время беседы дети раннего возраста остаются на руках у родителей. Ребенок школьного возраста во время беседы ведет себя спокойно, при опросе его можно привлекать к разговору, задавать вопросы. Комната, где осматривают ребенка, должна способствовать созданию положительного эмоционального настроя (яркие краски, картинки, удобная мебель, теплота).

Диагностический процесс начинается со сбора анамнеза, помогающего выяснить причины и клиническую картину заболевания.

Особенности сбора анамнеза в педиатрии заключаются в следующем:

  • у маленьких детей невозможно собрать анамнез, поэтому приходится ориентироваться на жалобы родителей, основанные только на наблюдениях за ребенком;
  • дети старшего возраста (уже умеющие говорить) могут высказать жалобы, но не могут правильно проанализировать различные болезненные ощущения, придать  

     им должное значение, связать их с теми или иными факторами;

  • важность тщательного и детального выяснения (у детей раннего возраста) особенностей течения беременности и родов у матери, состояния ребенка в периоде

     новорожденности, вскармливания, ухода за ребенком, физического и нервно-психического развития;

  • собирая анамнез жизни и болезни, необходимо критически относиться к сведениям, полученным от матери или от ребенка, выделять наиболее важные симптомы болезни, определять последовательность их появления;

— клиническая симптоматика болезни зависит от возраста и иммунологического состояния организма ребенка.

Для того чтобы исследование ребенка было полным, его необходимо проводить по определенной схеме.

Методы исследования ребенка:

I. Субъективные:

II. Объективные:

  • Жалобы
  • Анамнез жизни,
  • Анамнез заболевания
  • Эпиданамнез
  • Осмотр (PS, t, А/Д, ЧДД)
  • Пальпация
  • Перкуссия  
  • Аускультация
  • Лабораторные данные
  • Данные функциональной диагностики

Методика исследования ребенка отличается от методики исследования взрослого. Приступая к объективному исследованию, необходимо помнить о том, что очень важно правильно подойти к ребенку, суметь успокоить, отвлечь его, занять игрушкой или разговором, так как беспокойство и крик ребенка значительно затрудняют, а подчас делают просто невозможным исследование.

Сестринское обследование:

  • Паспортные данные
  • Настроение пациента
  • Сознание, ориентация во времени, личности, месте
  • Цвет кожных покровов
  • Состояние пупочной ранки
  • Волосяной покров головы
  • Наличие кашля, его характер – сухой, влажный, лающий
  • Дыхание – спокойное, свистящее, хрипы, одышка
  • Носовые ходы – свободные, заложенность, наличие отделяемого из носа – скудные, слизистые, гнойные
  • Наличие отёков
  • Характер стула
  • ЧДД, А/Д, PS, t

Жалобы  -  признаки заболевания, основанные на наблюдениях за ребенком взрослыми.

Анамнез жизни:

  • От какой беременности, её течение
  • Течение родов, показатели антропометрии, зрелость плода, оценка по шкале Апгар
  • Как протекал период новорожденности
  • Развитие ребёнка на первом году жизни (ФР, НПР)
  • Вид вскармливания
  • Социально – бытовые условия жизни
  • Перенесённые заболевания
  • Наследственность (отягощена или нет)
  • Аллергический анамнез
  • Профилактические прививки

Анамнез заболевания:

  • Когда и как началось заболевание
  • Как протекало
  • Какие исследования проводились ранее, их результаты
  • Какое проводилось лечение, его эффективность

Эпиданамнез:

  • Дата последнего посещения детских образовательных учреждений (детский сад, школа)
  • Наличие контактов с инфекционными больными
  • Дальние поездки за пределы города, края, области в течении последнего месяца

На II этапе СП – при выявлении проблем больного ребенка, акцентируются физиологические проблемы, указывающие на нарушение определенной функции детского организма и указанием причин данных проблем, следующих из этиологии, патогенеза, характерных особенностей имеющегося заболевания.

 Цель  -  установить существующие приоритетные и потенциальные проблемы пациента.

Критерии выбора приоритетов:

  • Приоритетные (главные, первичные)  -  это все неотложные состояния связанные с

повышенным риском для жизни (лихорадка, одышка, отёк дыхательных путей, рвота,

диарея, кровотечения, судороги)  -  требуют оказания экстренной помощи.

  • Промежуточные – не представляют опасности для жизни, проблемы, которые постоянно беспокоят пациента (например, боль в сердце, груди, животе, суставах и т.д.).
  • Потенциальные (вероятные, могут появиться  с течением времени)  -   проблемы, ведущие к осложнениям (кашель к одышке, дефицит или избыток массы к поражению органов ЖКТ, обменным нарушениям, дефицит жидкости к обезвоживанию и т.д.).
  • Вторичные – не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

На основании выявленных проблем выставляется сестринский диагноз (клиническое суждение медсестры).

На IIIэтапе СП – при постановке целей СП формулируются краткосрочные цели, рассчитанные на неделю и долгосрочные на более длительный срок (до выписки из стационара или выздоровления).

Цель  - определение ожидаемых результатов (целей).

При постановке целей необходимо учитывать, что цель должна быть:

  • реальной и осуществимой
  • ставиться отдельно по каждой проблеме
  • доступной оценке.

На III, IV этапах СП – при планировании  и реализации плана сестринских вмешательств по имеющимся проблемам, соответственно поставленным целям с обоснованием каждого предпринимаемого действия,

Первым -  следует информировать родственников о заболевании,  дальнейшие  мероприятия соответственно приоритетам.

При реализации плана сестринских вмешательств медсестра осуществляет независимые, зависимые или взаимозависимые действия.

Независимые действия  -  выполняются медсестрой без указаний и назначений врача (рекомендации матери по удовлетворению потребности «спать» у ребёнка).

Зависимые действия  -  выполняются медсестрой по письменному назначению врача (дать седативный препарат).

Взаимозависимые действия  -  выполняются медсестрой взаимные действия с врачом, родителями.

На V этапе СП – проводят оценку эффективности сестринской помощи с анализом качества предоставленной помощи.

Поставленные цели должны быть достигнуты, если цели не достигнуты, то выявляют причины, пересматривают цели и сроки их реализации, изменяя план сестринских вмешательств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих  направлениях:       1)  обновление содержания образования;       2) ...

Дипломная работа «Особенности сестринской деятельности в лечебно-диагностическом процессе при хроническом пиелонефрите» по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Дипломная работа «Особенности сестринской деятельности в лечебно-диагностическом процессе при хроническом пиелонефрите» по специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Дипломная работа «Сестринский процесс при диспансеризации и реабилитации пациентов с деформирующим остеоартрозом» по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Дипломная работа «Сестринский процесс при диспансеризации и реабилитации пациентов  с деформирующим остеоартрозом»...

Сестринский процесс при уходе за детьми с пограничными состояниями

Демонстрация иллюстраций на тему «Сестринский процесс при уходе за детьми с пограничными состояниями»ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах....

Рабочая тетрадь для студентов ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья Сестринское дело в терапии Тема: «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»

Медицинской сестре необходимы знания по основам пульмонологии, поскольку в профессиональной деятельности ей не раз придется столкнуться с проявлениями болезней органов дыхания даже у пациентов не тера...

Рабочая тетрадь для студентов ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья Сестринское дело в терапии Тема: «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»

Медицинской сестре необходимы знания по основам пульмонологии, поскольку в профессиональной деятельности ей не раз придется столкнуться с проявлениями болезней органов дыхания даже у пациентов не тера...