Особенности сестринского процесса при работе с детьми
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Лекция 1. Особенности сестринского процесса при работе с детьми
Педиатрия (от греч. paid - ребёнок, iatria - лечение) - это самостоятельная область медицинской науки, которая изучает:
- закономерности развития детей (наблюдает за ростом и развитием человека от рождения до юношеского возраста - медицина растущего организма);
- этиологию - причины заболевания, факторы риска развития заболевания;
- патогенез - механизм развития заболевания;
- клинику - клинические проявления, признаки заболевания;
- лечение - принципы лечения;
- профилактику - специфические и неспецифические меры по предупреждению развития заболеваний в детском возрасте.
Задачи педиатрии - сохранение или возвращение после болезни состояния здоровья ребёнку, позволяющий ему максимально полно реализовать свой жизненный потенциал.
Сестринский процесс (СП) в педиатрии – это научный метод организации и исполнения системного ухода за детьми различного возраста, ориентированный на потребности пациента, требующий от медсестры умения индивидуализировать и систематизировать его.
Цель СП - это помощь ребенку и его семье в поддержании и восстановлении здоровья, в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.
В основе СП - находится ребенок как личность, требующая комплексного подхода к лечению и уходу при любом заболевании. Важно учитывать влияние на развитие личности ребенка критических возрастных периодов жизни.
Выделяют следующие критические возрастные периоды жизни детей:
- Период новорожденности.
- Преддошкольный возраст (ранний) от 1 до 3-х лет.
- Дошкольный возраст от 3 до 7-ми лет.
- Старший школьный возраст от 12 до 17-18-ти лет.
/. Период новорожденности. Кризис новорожденного - это как бы промежуточный период между внутриутробной и внеутробной жизнью. В этот период происходит значительная перестройка в организме ребенка, возникают пограничные состояния. В этот период ребенку необходим тщательный уход и ребенок полностью зависим от взрослых.
2 Преддошкольный возраст от 1 до 3-х лет. Ребенок преддошкольного возраста во всем зависим от родителей, привязан к своим игрушкам, дому, тяжело переносит разлуку с матерью и отрыв от привычной обстановки, не осознает боль, не умеет формулировать жалобы.
- Дошкольный возраст от 3 до 7-ми лет. Дошкольники тяжело переносят разлуку с близкими людьми, страдают из-за отрыва от семьи, дома, боятся незнакомой обстановки, диагностических и лечебных процедур.
- Старший школьный возраст от 12 до 17-18-ти лет. Подростки более зависимы от взаимоотношений со сверстниками, страдают из-за разлуки с ними, их жизненное самоутверждение проявляется бравадой, претензиями на взрослость, пренебрежительным отношением к болезни.
Важно правильно определить к какой группе психического здоровья относится ребенок, больной соматическим заболеванием.
Выделяют следующие группы психического здоровья:
- Совершенно здоровые дети с оптимальной адаптированностью.
- Дети с легкими функциональными нарушениями (повышенной утомляемостью, нарушениями сна, неустойчивым настроением).
- Дети с астеноневротическим синдромом (мнительностью, неуверенностью, тревожностью, головными болями, головокружениями, тошнотой, снижением работоспособности).
- Дети с патохарактерологическими, психоорганическими синдромами (со значительными отклонениями в психике).
Это позволяет учитывать преимущественную зависимость детей 2-й группы от психологических факторов, а детей 3-й и 4-й групп - от медико-биологических, психотравмирующих и других факторов.
Оценка психического здоровья ребенка невозможна в отрыве от родительских взаимоотношений, традиций и типа воспитания, сложившихся в семье. Родительские отношения к детям, как правило, не выступают в чистом виде, они сложны, противоречивы и изменчивы. Только внимательное изучение (опрос, психологическое обследование, наблюдение, анализ) помогают оценить, как в действительности воспитывается ребенок.
Организация этапов сестринского процесса
I этап | сестринское обследование пациента с выявлением нарушенных потребностей больного ребенка |
II этап | выявление проблем больного ребенка |
III этап | постановка целей СП, планирование плана сестринских вмешательств |
IV этап |
реализации плана сестринских вмешательств |
V этап | оценка эффективности сестринской помощи |
I этап СП - сестринское обследование пациента.
Цель - получение информации для оценки состояния ребёнка с выявлением нарушенных потребностей больного ребенка
На I этапе СП – при выявлении нарушенных потребностей (из 10 универсальных - потребность дышать, пить, есть, выделять, спать, в движении, одеваться, раздеваться, поддерживать температуру тела, содержание тела в чистоте, безопасная среда, общение, игра, отдых ), необходимо учитывать особенности его обследования.
Организм ребенка, особенно первых месяцев и лет жизни во многом отличается от организма взрослого человека. Знание анатомических и физиологических особенностей детского организма является основой правильного обследования, диагностики, организации лечебных мероприятий и ухода на протяжении всего периода детства.
Обследовать ребенка всегда труднее, чем взрослого. Прежде чем начать обследование, необходимо установить контакт с ребенком и его родителями, успокоить пациента, создать обстановку взаимного доверия. Следует избегать резких, грубых и необдуманных слов, действий. Спокойный голос, легкое прикосновение успокаивают скованного ребенка, способствуют уменьшению боли, понижают чувство тревоги у расстроенных родителей.
Обычно во время беседы дети раннего возраста остаются на руках у родителей. Ребенок школьного возраста во время беседы ведет себя спокойно, при опросе его можно привлекать к разговору, задавать вопросы. Комната, где осматривают ребенка, должна способствовать созданию положительного эмоционального настроя (яркие краски, картинки, удобная мебель, теплота).
Диагностический процесс начинается со сбора анамнеза, помогающего выяснить причины и клиническую картину заболевания.
Особенности сбора анамнеза в педиатрии заключаются в следующем:
- у маленьких детей невозможно собрать анамнез, поэтому приходится ориентироваться на жалобы родителей, основанные только на наблюдениях за ребенком;
- дети старшего возраста (уже умеющие говорить) могут высказать жалобы, но не могут правильно проанализировать различные болезненные ощущения, придать
им должное значение, связать их с теми или иными факторами;
- важность тщательного и детального выяснения (у детей раннего возраста) особенностей течения беременности и родов у матери, состояния ребенка в периоде
новорожденности, вскармливания, ухода за ребенком, физического и нервно-психического развития;
- собирая анамнез жизни и болезни, необходимо критически относиться к сведениям, полученным от матери или от ребенка, выделять наиболее важные симптомы болезни, определять последовательность их появления;
— клиническая симптоматика болезни зависит от возраста и иммунологического состояния организма ребенка.
Для того чтобы исследование ребенка было полным, его необходимо проводить по определенной схеме.
Методы исследования ребенка:
I. Субъективные: | II. Объективные: |
|
|
Методика исследования ребенка отличается от методики исследования взрослого. Приступая к объективному исследованию, необходимо помнить о том, что очень важно правильно подойти к ребенку, суметь успокоить, отвлечь его, занять игрушкой или разговором, так как беспокойство и крик ребенка значительно затрудняют, а подчас делают просто невозможным исследование.
Сестринское обследование:
- Паспортные данные
- Настроение пациента
- Сознание, ориентация во времени, личности, месте
- Цвет кожных покровов
- Состояние пупочной ранки
- Волосяной покров головы
- Наличие кашля, его характер – сухой, влажный, лающий
- Дыхание – спокойное, свистящее, хрипы, одышка
- Носовые ходы – свободные, заложенность, наличие отделяемого из носа – скудные, слизистые, гнойные
- Наличие отёков
- Характер стула
- ЧДД, А/Д, PS, t
Жалобы - признаки заболевания, основанные на наблюдениях за ребенком взрослыми.
Анамнез жизни:
- От какой беременности, её течение
- Течение родов, показатели антропометрии, зрелость плода, оценка по шкале Апгар
- Как протекал период новорожденности
- Развитие ребёнка на первом году жизни (ФР, НПР)
- Вид вскармливания
- Социально – бытовые условия жизни
- Перенесённые заболевания
- Наследственность (отягощена или нет)
- Аллергический анамнез
- Профилактические прививки
Анамнез заболевания:
- Когда и как началось заболевание
- Как протекало
- Какие исследования проводились ранее, их результаты
- Какое проводилось лечение, его эффективность
Эпиданамнез:
- Дата последнего посещения детских образовательных учреждений (детский сад, школа)
- Наличие контактов с инфекционными больными
- Дальние поездки за пределы города, края, области в течении последнего месяца
На II этапе СП – при выявлении проблем больного ребенка, акцентируются физиологические проблемы, указывающие на нарушение определенной функции детского организма и указанием причин данных проблем, следующих из этиологии, патогенеза, характерных особенностей имеющегося заболевания.
Цель - установить существующие приоритетные и потенциальные проблемы пациента.
Критерии выбора приоритетов:
- Приоритетные (главные, первичные) - это все неотложные состояния связанные с
повышенным риском для жизни (лихорадка, одышка, отёк дыхательных путей, рвота,
диарея, кровотечения, судороги) - требуют оказания экстренной помощи.
- Промежуточные – не представляют опасности для жизни, проблемы, которые постоянно беспокоят пациента (например, боль в сердце, груди, животе, суставах и т.д.).
- Потенциальные (вероятные, могут появиться с течением времени) - проблемы, ведущие к осложнениям (кашель к одышке, дефицит или избыток массы к поражению органов ЖКТ, обменным нарушениям, дефицит жидкости к обезвоживанию и т.д.).
- Вторичные – не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.
На основании выявленных проблем выставляется сестринский диагноз (клиническое суждение медсестры).
На IIIэтапе СП – при постановке целей СП формулируются краткосрочные цели, рассчитанные на неделю и долгосрочные на более длительный срок (до выписки из стационара или выздоровления).
Цель - определение ожидаемых результатов (целей).
При постановке целей необходимо учитывать, что цель должна быть:
- реальной и осуществимой
- ставиться отдельно по каждой проблеме
- доступной оценке.
На III, IV этапах СП – при планировании и реализации плана сестринских вмешательств по имеющимся проблемам, соответственно поставленным целям с обоснованием каждого предпринимаемого действия,
Первым - следует информировать родственников о заболевании, дальнейшие мероприятия соответственно приоритетам.
При реализации плана сестринских вмешательств медсестра осуществляет независимые, зависимые или взаимозависимые действия.
Независимые действия - выполняются медсестрой без указаний и назначений врача (рекомендации матери по удовлетворению потребности «спать» у ребёнка).
Зависимые действия - выполняются медсестрой по письменному назначению врача (дать седативный препарат).
Взаимозависимые действия - выполняются медсестрой взаимные действия с врачом, родителями.
На V этапе СП – проводят оценку эффективности сестринской помощи с анализом качества предоставленной помощи.
Поставленные цели должны быть достигнуты, если цели не достигнуты, то выявляют причины, пересматривают цели и сроки их реализации, изменяя план сестринских вмешательств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих направлениях: 1) обновление содержания образования; 2) ...
Дипломная работа «Особенности сестринской деятельности в лечебно-диагностическом процессе при хроническом пиелонефрите» по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Дипломная работа «Особенности сестринской деятельности в лечебно-диагностическом процессе при хроническом пиелонефрите» по специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу.
Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его потребностей...
Дипломная работа «Сестринский процесс при диспансеризации и реабилитации пациентов с деформирующим остеоартрозом» по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Дипломная работа «Сестринский процесс при диспансеризации и реабилитации пациентов с деформирующим остеоартрозом»...
Сестринский процесс при уходе за детьми с пограничными состояниями
Демонстрация иллюстраций на тему «Сестринский процесс при уходе за детьми с пограничными состояниями»ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах....
Особенности организационной работы с детьми раннего возраста в условиях внедрения ФГОС
КОНСПЕКТ К ВЕБИНАРУ...
Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии
laquo;Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии»...